ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
| МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | ОСТ 1 02703-90 На 24 страницах | 
Дата введения 01.07.91
Настоящий стандарт распространяется на модели летательных аппаратов (ЛА) и их элементы (далее по тексту - модели), предназначенные для исследования в аэродинамических трубах (АДТ).
Стандарт не распространяется на динамически подобные, упругоподобные модели, на модели несущих винтов и на модели воздухозаборников и сопел.
1. Паспорт является документом, удостоверяющим гарантированные предприятием-изготовителем основные размеры, параметры и технические характеристики модели, установленные конструкторской документацией.
2. Паспорт должен содержать сведения, необходимые для проведения исследований в АДТ.
3. Геометрические характеристики модели и их обозначения должны соответствовать ГОСТ 22833.
4. Паспорт должен состоять из разделов, располагаемых в следующей последовательности:
1) общие сведения о модели;
2) основные технические данные и геометрические характеристики модели;
3) комплектность (в раздел допускается включать фотографию общего вида комплектности поставки);
4) свидетельство о приемке;
5) описание технологии монтажных работ;
6) сведения о передаче модели при испытаниях;
7) сведения об испытаниях модели;
8) особые замечания по испытаниям, неисправностям и аварийным случаям;
9) перечень доработок модели;
10) схема измерения модели.
В зависимости от особенностей модели, возможностей изготовителя и условий испытаний по согласованию сторон допускается исключать из разделов паспорта некоторые данные или вводить новые.
5. Форма паспорта приведена в приложении 1.
6. В разделе «Основные технические данные и геометрические характеристики модели» указывают габаритные размеры модели, основные характеристики геометрии крыла и др.
7. В разделе «Комплектность» перечисляют:
1) модель;
2) входящие в модель составные части, необходимые для других вариантов сборок моделей;
3) нестандартный инструмент;
4) нестандартные измерительные устройства с соответствующей документацией;
5) поставляемые с моделью другие комплекты.
8. В разделе «Описание технологии монтажных работ» указывают порядок монтажа и демонтажа вариантов сборки модели и технологию сборки элементов модели со сменными функциональными блоками в процессе испытания модели.
9. В разделе «Схемы измерения модели» приводятся схемы измерения, которые подготавливает служба математического обеспечения. Количество схем определяется сложностью модели. Пример оформления раздела 10 паспорта приведен в приложении 2. В приложении приводятся:
1) схема измерения координат профиля в контрольных сечениях (при измерениях на трехкоординатных измерительных машинах в соответствии с черт. 1 и при контроле точности изготовления профилей по шаблонам в соответствии с черт. 2 и 3);
2) схема измерения крыла в соответствии с черт. 4 и табл. 1;
3) схема измерения установки крыла и оперения на фюзеляже в соответствии с черт. 5 и табл. 2.
10. Каждый раздел паспорта должен начинаться с новой страницы. Количество страниц в разделах паспорта устанавливает разработчик с учетом достаточности места для заполнения этих разделов в процессе испытаний и ремонта модели.
11. Все записи в паспорте должны производиться чернилами или пастой отчетливо и аккуратно.
| МОДЕЛЬ______________________________________________________ наименование исходного варианта или модификации ПАСПОРТ________________________________ПС обозначение Регистрационный номер моделив АДТ ________________________ 199 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОДЕЛИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| (заполняет заказчик и разработчик) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.1. _____________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| наименование модели, обозначение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| разработана подразделением (предприятием) ____________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| НИО, ОКБ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| в соответствии с ТЗ _____________ утвержденным _______________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| обозначение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ___________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| должностное лицо, дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Отработка математического описания модели проведена _______________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| должность, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| __________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| отдел (сектор), Ф. И. О., дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Конструкторскую документацию разработал __________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| должность, Ф. И. О., подпись, дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Расчет произвел __________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| должность, Ф. И. О., подпись, дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Заказчик _________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| НИО, ОКБ, отдел, Ф. И. О., дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.2. Предприятие (подразделение)-изготовитель _______________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.3. Модель предназначена для испытаний в АДТ ______________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| шифр трубы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| на подвеске ___________________________ и весах ______________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| тип тип | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.4. Характерные размеры узлов крепления модели к подвеске ___________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ___________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| продольная и поперечная базы ленточной подвески, диаметр и угол | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ___________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| посадочного конуса для крепления к хвостовой державке и др. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.5. Назначение модели ___________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| __________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| __________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| __________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.6. Допустимые максимальные нагрузки и места их приложения 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.7. Максимально допустимое давление воздуха в полости модели _______________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.8. Максимально допустимая температура нагрева модели _____________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.9. Диапазон углов атаки a ________________________________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Диапазон углов скольжения b ______________________________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Диапазон углов крена γ ___________________________________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.10. Масса модели исходного варианта, указанного в конструкторской документации ______________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ (заполняет заказчик, ведущий модель, разработчик) 2.1. Габаритные размеры модели: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1) длина модели _________________________________________________________; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2) длина фюзеляжа ______________________________________________________; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3) высота модели ________________________________________________________; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4) размах крыла _________________________________________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2.2. Площадь крыла ______________________________________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2.3. Средняя аэродинамическая хорда крыла _________________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2.4. Угол стреловидности крыла (оперения): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1) по передней кромке χпк _________________________________________________; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2) по задней кромке χзк____________________________________________________; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3) по линии 1/4 хорд χ0,25b _________________________________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2.5. Максимальная площадь поперечного сечения модели _____________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Данные внесли: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Исполнитель | _____________ должность | Личная подпись | Расшифровка подписи | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Руководитель | _____________ должность | Личная подпись | Расшифровка подписи | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3. КОМПЛЕКТНОСТЬ (заполняет разработчик) 
 Проверил: Мастер ОТК Личная подпись Расшифровка подписи 3.1. ОБЩИЙ ВИД КОМПЛЕКТНОСТИ (оформляет изготовитель в виде чертежа или фотографии) 4. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ (заполняет ОТК и изготовитель) 4.1. Модель _____________________________________________________________ наименование, обозначение __________________________________________________________________________ изготовлена в соответствии с конструкторской документацией, принята ОТК и признана годной для испытаний. 4.2. Результаты измерения контролируемых размеров и шероховатости поверхности модели, установленных ОСТ 1 02608, приведены на схеме измерения модели. 4.3. Согласованный с заказчиком перечень отклонений геометрических размеров и шероховатости поверхности, превышающих допустимые. 
 Дата выпуска __________________ 
 | 
5. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНТАЖНЫХ РАБОТ
(заполняет разработчик)
6. СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕДАЧЕ МОДЕЛИ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ
(заполняется при эксплуатации)
| Поступила | Должность, фамилия и подпись лица, ответственного за приемку | Отправлена | Должность, фамилия и подпись лица, ответственного за приемку | ||
| Откуда | Номер и дата приказа, наряда | Куда | Номер и дата приказа, наряда | ||
7. СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПЫТАНИЯХ МОДЕЛИ
(заполняется при эксплуатации)
| Дата проведения испытания | Шифр АДТ | Количество испытаний | Ведущий по модели (должность, Ф. И. О.) | Проведение испытания | Кем выдано разрешение на испытания по прочности (должность, Ф. И. О.) | |||||
| режим испытания | допустимая нагрузка | тип подвески и весов | ||||||||
| a | b | γ | М | |||||||
8. ОСОБЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ИСПЫТАНИЯМ, НЕИСПРАВНОСТЯМ И АВАРИЙНЫМ СЛУЧАЯМ
(заполняется при эксплуатации)
| Дата | Описание неисправности (аварии) | Принятые меры | Должность, фамилия, подпись | 
9. ПЕРЕЧЕНЬ ДОРАБОТОК МОДЕЛИ
(заполняет заказчик, ведущий модель, и разработчик)
| Дата | Основание для разработки | Заказчик доработки | Разработчик | Обозначение конструкторской документации | Примечание | 
10. СХЕМА ИЗМЕРЕНИЯ МОДЕЛИ
(оформляет служба математического обеспечения и разработчик)
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗДЕЛА 10 ПАСПОРТА
СХЕМА ИЗМЕРЕНИЯ
координат профиля в контрольных сечениях
 отклонения DY на верхней поверхности;
 отклонения DY на верхней поверхности;
 отклонения DY на нижней поверхности;
 отклонения DY на нижней поверхности;
 допустимое отклонение
по ОСТ
1 02608
 допустимое отклонение
по ОСТ
1 02608
Черт. 1
d - зазор между шаблоном и профилем; dзам.шабл - зазор в замке шаблона
Черт. 2
хi - расстояние от носка профиля до начала зазора; хзаз - длина зазора
Черт. 3
СХЕМА ИЗМЕРЕНИЯ КРЫЛА (ОПЕРЕНИЯ)
Черт. 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ КРЫЛА (ОПЕРЕНИЯ)
Таблица 1
| Обозначение измерения | Номинальный размер и пред. откл. | Левая консоль | Правая консоль | Примечание | |
| Контрольное сечение 1 (КС1) | ХКС | ||||
| ZКС | |||||
| Yнос | |||||
| Yхв | |||||
| Крутка | j | ||||
| Остальные контрольные сечения (КСi) | ХКС | ||||
| ZКС | |||||
| Yнос | |||||
| Yхв | |||||
| Крутка относительно КС1 | j | ||||
| Угол стреловидности передней и задней кромок | cп.к | ||||
| cэ.к | |||||
| Угол поперечного V | y | ||||
| Размах | L | Без законцовок (или с законцовками) | 
Примечание. Для проведения измерений крыло (оперение) устанавливается в исходное (базовое) положение по двум контрольным сечениям, указанным в конструкторской документации.
СХЕМА ИЗМЕРЕНИЙ УСТАНОВКИ КРЫЛА И ОПЕРЕНИЯ НА ФЮЗЕЛЯЖЕ
Черт. 5
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ УСТАНОВКИ КРЫЛА И ОПЕРЕНИЯ
Таблица 2
| Обозначение измерения | Номинальный размер и пред. откл. | Фактический размер | Примечание | ||
| Левая сторона | Правая сторона | ||||
| Установка крыла относительно фюзеляжа по КСi | Xкс | ||||
| Yкс | |||||
| Yкс.кв | |||||
| Zкс | |||||
| bкс | |||||
| j | |||||
| cп.к | |||||
| Установка ГО относительно фюзеляжа по КСi | Xкс ГО | ||||
| Yкс.нос | |||||
| Yкс.кв | |||||
| Zкс ГО | |||||
| bкс ГО | |||||
| jст | |||||
| cп.к | |||||
| Установка ВО по КСi | Xкс ВО | ||||
| Yкс ВО | |||||
| Zкс нос | |||||
| Zкс.хв | |||||
| Dbкс | |||||
| cп.к | |||||
| Плечо ГО | LГО | Zкс, мм | |||
| Zкс ГО, мм | |||||
| Плечо ВО | LВО | Zкс, мм | |||
| Zкс ВО, мм | |||||
Примечание. Для проведения измерений модель устанавливается в исходное (базовое) положение по оси фюзеляжа (СГФ) и по двум контрольным сечениям, указанным в конструкторской документации.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. УТВЕРЖДЕН Министерством
ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЦГО
за № 633 от 28.09.90
2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
| Номер изменения | Номер листа (страницы) | Номер документа | Подпись | Дата внесения изм. | Дата введения изм. | |||
| измененного | замененного | нового | аннулированного | |||||
| Приложение 1. Обязательное. Форма паспорта. 1 Приложение 2. Справочное. Пример оформления раздела 10 паспорта. 4 |