ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫСбор, учёт и анализ информации о коррозионных поражениях |
ОСТ 1 02522-84Введен впервые |
Распоряжением Министерства от 30 ноября 1984 г. № 298-65 срок введения установлен с 1 января 1986 г.
Настоящий стандарт устанавливает порядок сбора, учета и анализа информации о коррозионных поражениях самолетов и вертолетов (в дальнейшем изложении - изделия) с целью создания и реализации мероприятий, повышающих коррозионную стойкость и надежность изделий.
1.1. Информация о коррозионных поражениях, выявленных на эксплуатируемых изделиях, должна поступать в соответствующие организации и предприятия отрасли на этапах:
- технического обслуживания в процессе эксплуатации;
- исследования технического состояния изделий;
- авторского надзора;
- ремонта.
1.2. Источниками информации являются:
- карточки учета неисправностей авиатехники;
- отчеты (акты) по обобщению опыта эксплуатации изделий научно-исследовательскими организациями заказчика;
- обобщенные отчеты по исследованию технического состояния изделий, находящихся в эксплуатации, в том числе и за границей;
- статистические отчеты о состоянии ремонтируемой авиационной техники;
- листки запросов технических решений.
1.3. В информации о коррозионных поражениях должны быть указаны:
- элементы конструкции, подверженные коррозии;
- внешние признаки коррозии (налет продуктов коррозии, расслоение металла, пятна, точки, язвы, раковины и т.д.);
- степень коррозии (глубина, площадь);
- предполагаемая причина коррозии;
- методы устранения коррозии;
- эффективность мероприятий по устранению коррозии;
- наработка изделия в часах полета, циклах работы и календарный срок службы с начала эксплуатации и наработка после предыдущего контроля коррозионного состояния.
1.4. Работы по обнаружению коррозионных поражений и их устранение в процессе эксплуатации на этапе технического обслуживания следует проводить в соответствии с «Руководством по технической эксплуатации» и «Регламентом технического обслуживания», при необходимости дополненных «Картами контроля коррозионных поражений», являющихся иллюстрационным материалом к технологическим картам.
Пример оформления «Карты контроля коррозионных поражений» приведен в рекомендуемом приложении 1.
Номер «Карты контроля коррозионных поражений» состоит из номера системы и подсистемы по ГОСТ 18675-79 и порядкового номера. Обозначение зоны, подзоны и участка производится в соответствии с ОСТ 1 00264-78.
1.5. В «Картах контроля коррозионных поражений» приводятся элементы конструкции, коррозионные поражения которых относятся к категории значительных дефектов, влияющих на безопасность эксплуатации и ресурс, и критических дефектов, при наличии которых эксплуатация недопустима, и требующие повышенного внимания при осмотрах.
Необходимость разработки «Карт контроля коррозионных поражений» и включения их в эксплуатационную документацию определяется совместным решением предприятия-разработчика и заказчика.
1.6. Обнаруженное коррозионное поражение оформляется «Карточкой учета неисправностей авиатехники».
В графе «Внешнее проявление» при наличии «Карты контроля коррозионных поражений» указывается ее номер.
1.7. Работы по исследованию технического состояния изделий, в том числе и их коррозионного состояния, проводятся в соответствии с «Директивным планом увеличения ресурса» и «Планом авторского надзора» по соответствующему плану-графику и программе преимущественно на изделиях, эксплуатирующихся в различных климатических условиях с опережающей наработкой (календарным сроком службы).
1.8. Исследование коррозионного состояния изделий проводит группа специалистов от предприятия-разработчика изделия, представителей научно-исследовательских институтов (НИИ) заказчиков, представителей головного предприятия по материалам и противокоррозионной защите, представителей авиаремонтного предприятия и представителей предприятия-изготовителя.
1.9. По результатам работ составляется «Акт исследования коррозионного состояния изделия», являющийся разделом «Акта исследования технического состояния изделия».
Оформление «Акта исследования коррозионного состояния изделия» приведено в приложении 2.
При наличии рекомендаций в «Акте исследования коррозионного состояния изделия» разрабатывается «План мероприятий по устранению и предупреждению коррозионных поражений изделия».
Оформление «Плана мероприятий по устранению и предупреждению коррозионных поражений изделия» приведено в приложении 3.
Допускается оформлять его разделом «Плана мероприятий по изделию в целом».
1.10. Предприятие-разработчик на основании имеющейся информации о коррозионных поражениях, отнесенных к категории значительных и критических дефектов, по согласованию с заказчиком разрабатывает «Карты учета коррозионных поражений», приведенные в приложении 4, являющиеся иллюстрированным материалом к «Руководству по ремонту» и направляет их на ремонтное предприятие для заполнения.
Копии заполненных «Карт учета коррозионных поражений» предприятие-разработчик получает от ремонтного предприятия вместе со статистическим отчетом.
1.11. Ремонтное предприятие на вновь обнаруженное коррозионное поражение, которое может быть отнесено к категории значительных или критических дефектов, составляет листок запроса технического решения, в котором должно проводиться описание коррозионного поражения в соответствии с пунктом 1.3.
1.12. Разработчик совместно с заказчиком принимает решение по запросу и определяет необходимость внесения дефекта в «Карту контроля коррозионных поражений» для эксплуатации и «Карту учета коррозионных поражений» для ремонтного предприятия, введя соответствующие дополнения в «Руководство по технической эксплуатации» и «Руководство по ремонту».
2.1. При анализе информации о коррозионных поражениях изделий службой надежности ремонтного предприятия заказчика, разработчика, серийного завода выявляются:
- количество пораженных коррозией сборочных единиц (деталей) данного наименования в парке изделий с данной наработкой по системам, сборочные единицы (детали), коррозионные поражения которых носят массовый характер при данной наработке (сроке службы) изделий;
- наработку или срок службы до появления коррозии;
- влияние климатических условий на коррозионную стойкость;
- конструктивные, технологические, производственные, ремонтные, эксплуатационные недостатки, являющиеся основными причинами коррозионных поражений;
- элементы конструкции, на которых обнаружены виды коррозии (коррозионное растрескивание, межкристаллитная коррозия, расслаивающая коррозия и т.д.), могущие привести к значительным и критическим дефектам;
- зоны, в которых наиболее часто возникают коррозионные поражения элементов конструкции;
- элементы конструкции, размеры коррозионных поражений которых превышают допустимые ремонтные размеры деталей;
- трудоемкость устранения коррозии.
2.2. На основании анализа полученной информации о коррозионных поражениях изделий предприятие-разработчик совместно с представителем заказчика при разработчике и предприятием-изготовителем разрабатывают отчет о коррозионном состоянии изделий с последующим согласованием его с головной организацией по материалам и противокоррозионной защите и направляет в НИИ заказчика и другие заинтересованные организации.
В отчете должны найти отражение:
- оценка эффективности противокоррозионной защиты изделия;
- определение эффективности проведенных доработок;
- определение эффективности регламентных и ремонтных работ по объему и периодичности;
- разработка мероприятий по устранению и предупреждению коррозии сборочных единиц (деталей), определяющих безопасность полетов, размеры коррозионных поражений которых превышают допустимые ремонтные размеры деталей;
- разработка мероприятий по дальнейшему совершенствованию конструкции в области противокоррозионной защиты и повышение ее уровня;
- разработка мероприятий по устранению эксплуатационных и ремонтных недостатков по предупреждению коррозии в процессе эксплуатации;
- уточнение ресурсов и сроков службы изделий, периодичности их технического обслуживания.
Рекомендуемое
Обязательное
УТВЕРЖДАЮ Руководитель предприятия, ________________ / ___________ / «____» ________________ 19___ г.
АКТ
Настоящий акт составлен комиссией в составе: представителей предприятия-разработчика _________________________________ _____________________________________________________________________ инициалы, фамилия НИИ заказчика _______________________________________________________ ______________________________________________________________________ инициалы, фамилия головного предприятия по материалам и противокоррозионной защите _______ ______________________________________________________________________ инициалы, фамилия ремонтного предприятия _______________________________________________ инициалы, фамилия предприятия-изготовителя _____________ (при необходимости) _____________ _______________________________________________________________________ инициалы, фамилия в том, что проведено исследование коррозионного состояния изделия __________ _______________________________________________________________________ наименование изделия, номер на основании ___________________________________________________________ приказ, распоряжение и т.д. Изделие _____________________________________________________________ наименование изделия, номер, предприятие-изготовитель, _______________________________________________________________________ дата изготовления, наработка изделия в часах полета, циклах работы и _______________________________________________________________________ календарный срок службы изделия с начала эксплуатации и после предыдущего _______________________________________________________________________ исследования коррозионного состояния, данные о ремонтах _______________________________________________________________________ место базирования В результате исследования коррозионного состояния изделия выявлено: _____________________________________________________________________ выявленные коррозионные поражения по системам, узлам и т.д. Оценка коррозионного состояния ________________________________________ выводы о коррозионном ______________________________________________________________________ состоянии изделия
Предприятие-разработчик ___________ _____________________________ подпись, инициалы, фамилия Предприятие-изготовитель __________ ______________________________ подпись, инициалы, фамилия Представитель головного предприятия по материалам и противокоррозионной защите ___________ ________________ подпись, инициалы, фамилия НИИ заказчика _______________________ подпись, инициалы, фамилия Ремонтное предприятие _______________________ подпись, инициалы, фамилия |
Обязательное
УТВЕРЖДАЮ
Главный конструктор предприятия-разработчика __________________
________________ / ___________ /
«____» ________________ 19 ___ г.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ ИЗДЕЛИЯ __________
Система (подсистема) по ГОСТ 18675-79 |
Наименование узла, детали, номер чертежа |
Описание вида коррозии |
Причина коррозии |
Мероприятия |
Примечание |
|||
для эксплуатации |
для ремонтного предприятия |
для разработчика |
для изготовителя |
|||||
Подписи разработчиков плана мероприятий |
___________ должность |
________ подпись |
_______________ инициалы, фамилия |
Обязательное
Изделие |
КАРТА УЧЕТА КОРРОЗИОННЫХ ПОРАЖЕНИЙ № ________ |
Система |
|||||||||
Узел |
|||||||||||
Деталь |
|||||||||||
Краткая характеристика коррозионного поражения |
Фото, схема и др. |
||||||||||
Описание коррозионного поражения, его вид. Данные о материале, марка сплава, термообработка, система антикоррозионной защиты |
|||||||||||
Предполагаемая или явная причина коррозии |
|||||||||||
Рекомендация по устранению коррозии |
Повторяемость |
Метод устранения |
Трудоемкость |
Стоимость |
|||||||
Дата |
Номер изделия |
Наработка |
Год выпуска |
Климатическая зона |
Параметры коррозии: глубина, мм; площадь, мм2 |
||||||
ч (кол. посадок) |
|||||||||||
Допустимая норма коррозии |
|||||||||||
Метод обнаружения |
|||||||||||
Мероприятия по предупреждению коррозии |
|||||||||||
Эффективность |
|||||||||||
Предприятие |
Сигнальный документ - |
Фамилия составителя |
Подпись |
Дата |
Приложение на _____ листах |
||||||
СОДЕРЖАНИЕ