ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ Требования к составлению летных и технико-экономических характеристик гражданского самолета (вертолета) при переговорах с иностранными покупателями |
ОСТ 1 00111-82Взамен ОСТ 1 00111-74 |
Распоряжением Министерства от 18 июня 1982 г. № 087-16/3 срок введения установлен с 1 июля 1983 г.
1. Настоящий стандарт устанавливает требования к составлению летных и технико-экономических характеристик гражданского самолета (вертолета), необходимые представителям внешнеторговых организаций при ведении переговоров с иностранными покупателями о продаже авиационной техники (в дальнейшем - под словом самолет подразумевается также и вертолет).
2. Летные и технико-экономические характеристики гражданского самолета составляются разработчиком самолета, издаются форматом 60×90/8 по ГОСТ 5773-76 типографским способом или на ротапринте и передаются во Внешнеторговое Объединение (В/О) «Авиаэкспорт» через Объединение «Авиазагранпоставка» на русском языке в течение 6 мес после окончания предварительных испытаний. Летные и технико-экономические характеристики (уточненные) передаются на русском языке в течение 6 мес, на английском - в течение 1 г. после завершения государственных испытаний и принятия решения об экспорте самолета.
3. Терминология и параметры, применяемые в летных и технико-экономических характеристиках гражданского самолета, должны соответствовать требованиям норм летной годности гражданских самолетов (вертолетов) СССР.
4. Летные и технико-экономические характеристики гражданского самолета должны иметь следующие разделы:
- «Общие сведения о самолете»;
- «Расчетные массы»;
- «Геометрические данные»;
- «Летные данные»;
- «Характеристики силовой установки»;
- Характеристики бортового оборудования»;
- «Эксплуатационные данные»;
- «Экономические характеристики».
Для вертолетов содержание разделов корректируется в соответствии с их спецификой.
5. В разделе «Общие сведения о самолете» должны быть сведения о типе самолета, его модификации (индекс), краткая характеристика самолета и его целевое назначение.
5.1. В текстовой части раздела излагаются сведения об особенностях, определяющих экономичность эксплуатации, возможности производства полетов над водной поверхностью, об обеспечении безопасности полетов в соответствии с принятыми в СССР нормами летной годности самолетов.
Далее указываются:
- варианты возможного использования и применения самолета (указывается компоновка и варианты компоновок);
- возможность переоборудования самолета из одного варианта в другой силами эксплуатирующей организации;
- состав и профессия членов экипажа;
- возможность уменьшения численности экипажа.
5.2. Раздел иллюстрируется фотографией (или рисунком) самолета в полете, схемой расположения кресел и оборудования пассажирских кабин в различных вариантах компоновки, схемой плавучести самолета; приводятся мероприятия по спасению пассажиров при возникновении аварийной обстановки, а также характеристики шума при взлете и посадке.
6. В разделе «Расчетные массы» излагаются характеристики масс, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Значение масс для модификаций, кг |
||
Максимальная рулежная масса.................................................... |
||
Максимальная взлетная масса...................................................... |
||
Максимальная масса без топлива................................................. |
||
Максимальная платная (коммерческая) нагрузка: |
||
пассажиры, чел...................................................................... |
||
багаж.................................................................................... |
||
грузы, почта........................................................................... |
||
Масса снаряженного самолета: |
||
экипаж, чел............................................................................ |
||
бортпроводники, чел............................................................... |
||
снаряжение пассажирской (грузовой) кабины............................ |
||
снаряжение подсобных помещений.......................................... |
||
служебное оборудование........................................................ |
||
аварийно-спасательное оборудование...................................... |
||
оборудование грузового помещения......................................... |
||
невырабатываемое топливо..................................................... |
||
масло.................................................................................... |
||
питание................................................................................. |
||
Посадочная масса: |
||
максимально допустимая........................................................ |
||
нормальная............................................................................ |
||
Топливо: |
||
на опробование двигателей и руление на старт......................... |
||
на полет................................................................................. |
||
аэронавигационный запас....................................................... |
Примечания: 1. В снаряжение пассажирской (грузовой) кабины входят кресла, диваны, столы, ковры, занавески, литература, пакеты для пассажиров, сетки и полки для багажа, кислородные маски и переносные баллоны с кислородом, жидкость в увлажнительной системе, кино-теле-магнитофонные установки.
2. В подсобные помещения (буфеты, кухни, гардеробы, туалеты) входят контейнеры для пищи, посуды, подносы, белье, жидкость для технических нужд в буфете, вешалки в гардеробе, туалетные принадлежности, вода и химикаты в туалетах.
3. В служебное оборудование включаются трапы, лестницы, чехлы, бортовой инструмент, контрольно-проверочная аппаратура.
4. В аварийно-спасательное оборудование входят пиротехника, медаптечка, переносный огнетушитель, топор, лодки и их оборудование, пояса, жилеты, ракетницы, плоты, желоба, фонари, аварийные радиомаяки.
5. К бортовому подъемно-транспортному оборудованию относится оборудование, обеспечивающее погрузку и выгрузку грузов, почты и багажа, системы десантирования.
6. При отработке расчетных масс следует учитывать, что самолет с максимальной взлетной массой имеет две характерные дальности полета:
- дальность с максимальной коммерческой нагрузкой;
- дальность с максимальным запасом топлива.
6.1. Раздел «Расчетные массы» должен иллюстрироваться графиком зависимости величины коммерческой нагрузки от дальности полета при экономической скорости и высоте полета. Запас топлива дается на 1 ч полета при штиле.
7. В разделе «Геометрические данные» кратко излагаются геометрические данные, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Значение геометрических данных для модификаций |
||
Самолет: |
||
длина.................................................................................. |
||
высота на стоянке................................................................. |
||
высота при установке на подъемники для проверки системы уборки и выпуска шасси |
||
минимальный радиус круга по наружному концевому обтекателю при рулении |
||
минимальный радиус разворота по наружному колесу при развороте на 360° |
||
клиренс................................................................................ |
||
Фюзеляж: |
||
максимальный диаметр......................................................... |
||
объем пассажирской кабины (кабин)...................................... |
||
ширина между рядами пассажирских кресел (проход).............. |
||
шаг кресел............................................................................ |
||
габаритные размеры входных дверей пассажирской кабины, их количество |
||
высота порога входных дверей от земли.................................. |
||
объем грузового помещения (помещений)................................ |
||
габаритные размеры дверей (створок) грузового помещения.... |
||
высота порога грузового помещения от земли......................... |
||
максимально возможные габаритные размеры перевозимых грузов |
||
размеры и типы контейнеров и поддонов для перевозки грузов.. |
||
Крыло: |
||
размах................................................................................. |
||
угол стреловидности по 0,25 хорд.......................................... |
||
площадь (геометрическая)..................................................... |
||
расстояние от нижней кромки заборника воздуха до земли....... |
||
расстояние от продольной оси двигателя до земли в плоскости заборника |
||
минимальное расстояние от конца лопасти воздушного винта до земли |
||
Хвостовое оперение: |
||
вертикальное: |
||
высота................................................................................. |
||
стреловидность.................................................................... |
||
площадь.............................................................................. |
||
горизонтальное: |
||
размах................................................................................ |
||
площадь.............................................................................. |
||
стреловидность.................................................................... |
||
управляемость..................................................................... |
||
Шасси: |
||
колея.................................................................................. |
||
база.................................................................................... |
||
удельная нагрузка на взлетно-посадочную полосу (ВПП) с бетонным (грунтовым) покрытием: |
||
при взлёте........................................................................... |
||
при посадке......................................................................... |
7.1. Раздел «Геометрические данные» должен иллюстрироваться схемой общего вида самолета, изображаемого в трех проекциях: вид спереди, вид сверху и вид слева; на схему наносятся соответствующие размеры.
8. В разделе «Летные данные» кратко излагаются данные, приведенные в табл. 3.
Таблица 3
Рейсовый полет |
||
Нормальная дальность |
Максимальная дальность |
|
Наивыгоднейшая высота полета на экономических режимах........... |
||
Крейсерская скорость на экономических режимах.......................... |
||
Техническая дальность с использованием аэронавигационного запаса (АНЗ) и расходов на земле |
||
Средний расход топлива на 1 ч полета.......................................... |
||
Допустимый диапазон эксплуатационных центровок (в процентах САХ) |
||
Практический потолок с учетом выгорания горючего при наборе высоты |
||
Практический потолок при отказе одного двигателя (на самолете с двумя и тремя двигателями) и двух двигателей (на самолете с четырьмя двигателями) |
||
Скорость отрыва.......................................................................... |
||
Длина разбега по ВПП с бетонным (травяным) покрытием............... |
||
Длина разбега при: |
||
Н = 0 МСА.............................................................................. |
||
Н = 0 МСА + 15 °С................................................................... |
||
Н = 1500 м МСА + 15 °С........................................................... |
||
Дистанция прерванного взлета...................................................... |
||
Посадочная скорость................................................................... |
||
Скорость захода на посадку (минимальная)................................... |
||
Длина пробега по ВПП с бетонным (грунтовым) покрытием............. |
||
Потребная длина по ВПП на посадке при: |
||
Н = 0 МСА.............................................................................. |
||
Н = 0 МСА + 15 °С................................................................... |
||
Н = 1500 м МСА + 15 °С........................................................... |
||
Время набора высоты при наивыгоднейшем режиме на: |
||
6000 м.................................................................................... |
||
8000 м.................................................................................... |
||
10000 м.................................................................................. |
||
12000 м.................................................................................. |
8.1. Раздел «Летные данные» должен содержать графики, иллюстрирующие:
- крейсерскую скорость и высоту полета в зависимости от дальности полета;
- длину разбега и погребную длину ВПП в зависимости от взлетной массы;
- длину пробега и погребную длину ВПП на посадке в зависимости от посадочной массы;
- график ограничения взлетной массы по уклону траектории;
- график коммерческой нагрузки по дальности полета;
- график расхода топлива на рейс в зависимости от дальности рейса для типичной загрузки и скорости.
9. В разделе «Характеристика силовой установки» кратко излагаются характеристики силовой установки, приведенной в табл. 4.
Таблица 4
Значение характеристик силовой установки для модификаций |
||
Двигатель: |
||
тип и его условное обозначение............................................... |
||
количество на самолет............................................................ |
||
статическая тяга (мощность) на Н = 0 и V = 0............................. |
||
взлетный режим: |
||
обороты................................................................................ |
||
тяга....................................................................................... |
||
удельный расход топлива....................................................... |
||
номинальный режим: |
||
обороты................................................................................ |
||
тяга....................................................................................... |
||
удельный расход топлива....................................................... |
||
длина.................................................................................... |
||
высота (ширина)..................................................................... |
||
Воздушный винт: |
||
тип........................................................................................ |
||
число лопастей...................................................................... |
||
диаметр................................................................................. |
||
возможности применения реверса............................................ |
||
Компрессор: |
||
тип........................................................................................ |
||
число ступеней....................................................................... |
||
Турбины: |
||
тип........................................................................................ |
||
число ступеней....................................................................... |
||
сопло (регулируемое или нерегулируемое)................................ |
||
Система запуска: |
||
способ запуска....................................................................... |
||
вид (тип) установки................................................................. |
||
погребная пиковая мощность................................................... |
||
сорт применяемого топлива и его заменители............................ |
||
сорт применяемого масла и его заменители иностранными марками |
||
Применение системы впрыска воды или других компонентов........... |
||
Эмиссия двигателя...................................................................... |
10. В разделе «Характеристика бортового оборудования» кратко излагаются комплектация бортового оборудования, установленного на самолете и его модификациях, и основные технические данные:
- радиосвязных станций, в том числе внутрисамолетной связи;
- радиолокационных станций;
- пилотажно-навигационного оборудования и связи с наземными навигационными приводами и посадочными системами;
- кислородной системы;
- высотного оборудования;
- электрооборудования;
- бытового оборудования;
- противопожарного оборудования;
- средств спасения пассажиров и экипажа.
10.1. Краткие технические данные бортового оборудования должны характеризовать мощность, дальность действия, виды, величины и частоты потребляемых токов, давление, источники питания бортового оборудования, возможности автоматического контроля работоспособности бортовых и наземных средств, удобства пользования и управления самолетом в полете, обслуживания и регулирования на земле, замены в процессе эксплуатации.
10.2. В разделе должен быть приведен перечень основных видов специальной контрольно-проверочной аппаратуры и стендов, применяемых в процессе эксплуатации самолета.
10.3. Раздел должен иллюстрироваться графиком зависимости «высоты» в герметической кабине от высоты полета самолета.
11. В разделе «Эксплуатационные данные» излагаются:
- назначенный ресурс самолета;
- межремонтный ресурс самолета;
- назначенный ресурс двигателя;
- межремонтный ресурс двигателя;
- количество возможных ремонтов двигателя;
- периодичность форм обслуживания;
- необходимые средства заправки самолета горючесмазочными материалами, кислородом и специальными жидкостями;
- время, потребное для заправки самолета горючесмазочными материалами, кислородом, гидрожидкостью и специальными жидкостями;
- возможности установки дополнительных топливных баков;
- средства механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- объем и виды аэродромного оборудования, необходимого для эксплуатации и выполнения регламентных работ.
Примечание. До накопления достаточного опыта данные по назначенному ресурсу самолета и двигателя и по межремонтному ресурсу самолета и двигателя могут быть ориентировочными.
11.1. В разделе приводятся предварительные расчетные данные о трудоемкости всех видов обслуживания на 1 ч налета самолета, а также должна быть отмечена пригодность самолета и его систем к эксплуатации по состоянию.
12. В разделе «Экономические характеристики» излагаются прямые эксплуатационные расходы (ПЭР) для различных вариантов загрузки и протяженности воздушных линий:
- стоимость самолето-часа;
- стоимость самолето-километра;
- стоимость тонно-километра;
- стоимость кресло-километра;
- стоимость эксплуатации самолета при налете в течение года за 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 ч.
12.1. Раздел должен иллюстрироваться графиком зависимости себестоимости перевозки (копеек на тонно-километр) от дальности полета.