ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
| САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ  Требования к составлению летных и технико-экономических характеристик гражданского самолета (вертолета) при переговорах с иностранными покупателями | ОСТ 1 00111-82Взамен ОСТ 1 00111-74 | 
Распоряжением Министерства от 18 июня 1982 г. № 087-16/3 срок введения установлен с 1 июля 1983 г.
1. Настоящий стандарт устанавливает требования к составлению летных и технико-экономических характеристик гражданского самолета (вертолета), необходимые представителям внешнеторговых организаций при ведении переговоров с иностранными покупателями о продаже авиационной техники (в дальнейшем - под словом самолет подразумевается также и вертолет).
2. Летные и технико-экономические характеристики гражданского самолета составляются разработчиком самолета, издаются форматом 60×90/8 по ГОСТ 5773-76 типографским способом или на ротапринте и передаются во Внешнеторговое Объединение (В/О) «Авиаэкспорт» через Объединение «Авиазагранпоставка» на русском языке в течение 6 мес после окончания предварительных испытаний. Летные и технико-экономические характеристики (уточненные) передаются на русском языке в течение 6 мес, на английском - в течение 1 г. после завершения государственных испытаний и принятия решения об экспорте самолета.
3. Терминология и параметры, применяемые в летных и технико-экономических характеристиках гражданского самолета, должны соответствовать требованиям норм летной годности гражданских самолетов (вертолетов) СССР.
4. Летные и технико-экономические характеристики гражданского самолета должны иметь следующие разделы:
- «Общие сведения о самолете»;
- «Расчетные массы»;
- «Геометрические данные»;
- «Летные данные»;
- «Характеристики силовой установки»;
- Характеристики бортового оборудования»;
- «Эксплуатационные данные»;
- «Экономические характеристики».
Для вертолетов содержание разделов корректируется в соответствии с их спецификой.
5. В разделе «Общие сведения о самолете» должны быть сведения о типе самолета, его модификации (индекс), краткая характеристика самолета и его целевое назначение.
5.1. В текстовой части раздела излагаются сведения об особенностях, определяющих экономичность эксплуатации, возможности производства полетов над водной поверхностью, об обеспечении безопасности полетов в соответствии с принятыми в СССР нормами летной годности самолетов.
Далее указываются:
- варианты возможного использования и применения самолета (указывается компоновка и варианты компоновок);
- возможность переоборудования самолета из одного варианта в другой силами эксплуатирующей организации;
- состав и профессия членов экипажа;
- возможность уменьшения численности экипажа.
5.2. Раздел иллюстрируется фотографией (или рисунком) самолета в полете, схемой расположения кресел и оборудования пассажирских кабин в различных вариантах компоновки, схемой плавучести самолета; приводятся мероприятия по спасению пассажиров при возникновении аварийной обстановки, а также характеристики шума при взлете и посадке.
6. В разделе «Расчетные массы» излагаются характеристики масс, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
| Значение масс для модификаций, кг | ||
| Максимальная рулежная масса.................................................... | ||
| Максимальная взлетная масса...................................................... | ||
| Максимальная масса без топлива................................................. | ||
| Максимальная платная (коммерческая) нагрузка: | ||
| пассажиры, чел...................................................................... | ||
| багаж.................................................................................... | ||
| грузы, почта........................................................................... | ||
| Масса снаряженного самолета: | ||
| экипаж, чел............................................................................ | ||
| бортпроводники, чел............................................................... | ||
| снаряжение пассажирской (грузовой) кабины............................ | ||
| снаряжение подсобных помещений.......................................... | ||
| служебное оборудование........................................................ | ||
| аварийно-спасательное оборудование...................................... | ||
| оборудование грузового помещения......................................... | ||
| невырабатываемое топливо..................................................... | ||
| масло.................................................................................... | ||
| питание................................................................................. | ||
| Посадочная масса: | ||
| максимально допустимая........................................................ | ||
| нормальная............................................................................ | ||
| Топливо: | ||
| на опробование двигателей и руление на старт......................... | ||
| на полет................................................................................. | ||
| аэронавигационный запас....................................................... | ||
Примечания: 1. В снаряжение пассажирской (грузовой) кабины входят кресла, диваны, столы, ковры, занавески, литература, пакеты для пассажиров, сетки и полки для багажа, кислородные маски и переносные баллоны с кислородом, жидкость в увлажнительной системе, кино-теле-магнитофонные установки.
2. В подсобные помещения (буфеты, кухни, гардеробы, туалеты) входят контейнеры для пищи, посуды, подносы, белье, жидкость для технических нужд в буфете, вешалки в гардеробе, туалетные принадлежности, вода и химикаты в туалетах.
3. В служебное оборудование включаются трапы, лестницы, чехлы, бортовой инструмент, контрольно-проверочная аппаратура.
4. В аварийно-спасательное оборудование входят пиротехника, медаптечка, переносный огнетушитель, топор, лодки и их оборудование, пояса, жилеты, ракетницы, плоты, желоба, фонари, аварийные радиомаяки.
5. К бортовому подъемно-транспортному оборудованию относится оборудование, обеспечивающее погрузку и выгрузку грузов, почты и багажа, системы десантирования.
6. При отработке расчетных масс следует учитывать, что самолет с максимальной взлетной массой имеет две характерные дальности полета:
- дальность с максимальной коммерческой нагрузкой;
- дальность с максимальным запасом топлива.
6.1. Раздел «Расчетные массы» должен иллюстрироваться графиком зависимости величины коммерческой нагрузки от дальности полета при экономической скорости и высоте полета. Запас топлива дается на 1 ч полета при штиле.
7. В разделе «Геометрические данные» кратко излагаются геометрические данные, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
| Значение геометрических данных для модификаций | ||
| Самолет: | ||
| длина.................................................................................. | ||
| высота на стоянке................................................................. | ||
| высота при установке на подъемники для проверки системы уборки и выпуска шасси | ||
| минимальный радиус круга по наружному концевому обтекателю при рулении | ||
| минимальный радиус разворота по наружному колесу при развороте на 360° | ||
| клиренс................................................................................ | ||
| Фюзеляж: | ||
| максимальный диаметр......................................................... | ||
| объем пассажирской кабины (кабин)...................................... | ||
| ширина между рядами пассажирских кресел (проход).............. | ||
| шаг кресел............................................................................ | ||
| габаритные размеры входных дверей пассажирской кабины, их количество | ||
| высота порога входных дверей от земли.................................. | ||
| объем грузового помещения (помещений)................................ | ||
| габаритные размеры дверей (створок) грузового помещения.... | ||
| высота порога грузового помещения от земли......................... | ||
| максимально возможные габаритные размеры перевозимых грузов | ||
| размеры и типы контейнеров и поддонов для перевозки грузов.. | ||
| Крыло: | ||
| размах................................................................................. | ||
| угол стреловидности по 0,25 хорд.......................................... | ||
| площадь (геометрическая)..................................................... | ||
| расстояние от нижней кромки заборника воздуха до земли....... | ||
| расстояние от продольной оси двигателя до земли в плоскости заборника | ||
| минимальное расстояние от конца лопасти воздушного винта до земли | ||
| Хвостовое оперение: | ||
| вертикальное: | ||
| высота................................................................................. | ||
| стреловидность.................................................................... | ||
| площадь.............................................................................. | ||
| горизонтальное: | ||
| размах................................................................................ | ||
| площадь.............................................................................. | ||
| стреловидность.................................................................... | ||
| управляемость..................................................................... | ||
| Шасси: | ||
| колея.................................................................................. | ||
| база.................................................................................... | ||
| удельная нагрузка на взлетно-посадочную полосу (ВПП) с бетонным (грунтовым) покрытием: | ||
| при взлёте........................................................................... | ||
| при посадке......................................................................... | ||
7.1. Раздел «Геометрические данные» должен иллюстрироваться схемой общего вида самолета, изображаемого в трех проекциях: вид спереди, вид сверху и вид слева; на схему наносятся соответствующие размеры.
8. В разделе «Летные данные» кратко излагаются данные, приведенные в табл. 3.
Таблица 3
| Рейсовый полет | ||
| Нормальная дальность | Максимальная дальность | |
| Наивыгоднейшая высота полета на экономических режимах........... | ||
| Крейсерская скорость на экономических режимах.......................... | ||
| Техническая дальность с использованием аэронавигационного запаса (АНЗ) и расходов на земле | ||
| Средний расход топлива на 1 ч полета.......................................... | ||
| Допустимый диапазон эксплуатационных центровок (в процентах САХ) | ||
| Практический потолок с учетом выгорания горючего при наборе высоты | ||
| Практический потолок при отказе одного двигателя (на самолете с двумя и тремя двигателями) и двух двигателей (на самолете с четырьмя двигателями) | ||
| Скорость отрыва.......................................................................... | ||
| Длина разбега по ВПП с бетонным (травяным) покрытием............... | ||
| Длина разбега при: | ||
| Н = 0 МСА.............................................................................. | ||
| Н = 0 МСА + 15 °С................................................................... | ||
| Н = 1500 м МСА + 15 °С........................................................... | ||
| Дистанция прерванного взлета...................................................... | ||
| Посадочная скорость................................................................... | ||
| Скорость захода на посадку (минимальная)................................... | ||
| Длина пробега по ВПП с бетонным (грунтовым) покрытием............. | ||
| Потребная длина по ВПП на посадке при: | ||
| Н = 0 МСА.............................................................................. | ||
| Н = 0 МСА + 15 °С................................................................... | ||
| Н = 1500 м МСА + 15 °С........................................................... | ||
| Время набора высоты при наивыгоднейшем режиме на: | ||
| 6000 м.................................................................................... | ||
| 8000 м.................................................................................... | ||
| 10000 м.................................................................................. | ||
| 12000 м.................................................................................. | ||
8.1. Раздел «Летные данные» должен содержать графики, иллюстрирующие:
- крейсерскую скорость и высоту полета в зависимости от дальности полета;
- длину разбега и погребную длину ВПП в зависимости от взлетной массы;
- длину пробега и погребную длину ВПП на посадке в зависимости от посадочной массы;
- график ограничения взлетной массы по уклону траектории;
- график коммерческой нагрузки по дальности полета;
- график расхода топлива на рейс в зависимости от дальности рейса для типичной загрузки и скорости.
9. В разделе «Характеристика силовой установки» кратко излагаются характеристики силовой установки, приведенной в табл. 4.
Таблица 4
| Значение характеристик силовой установки для модификаций | ||
| Двигатель: | ||
| тип и его условное обозначение............................................... | ||
| количество на самолет............................................................ | ||
| статическая тяга (мощность) на Н = 0 и V = 0............................. | ||
| взлетный режим: | ||
| обороты................................................................................ | ||
| тяга....................................................................................... | ||
| удельный расход топлива....................................................... | ||
| номинальный режим: | ||
| обороты................................................................................ | ||
| тяга....................................................................................... | ||
| удельный расход топлива....................................................... | ||
| длина.................................................................................... | ||
| высота (ширина)..................................................................... | ||
| Воздушный винт: | ||
| тип........................................................................................ | ||
| число лопастей...................................................................... | ||
| диаметр................................................................................. | ||
| возможности применения реверса............................................ | ||
| Компрессор: | ||
| тип........................................................................................ | ||
| число ступеней....................................................................... | ||
| Турбины: | ||
| тип........................................................................................ | ||
| число ступеней....................................................................... | ||
| сопло (регулируемое или нерегулируемое)................................ | ||
| Система запуска: | ||
| способ запуска....................................................................... | ||
| вид (тип) установки................................................................. | ||
| погребная пиковая мощность................................................... | ||
| сорт применяемого топлива и его заменители............................ | ||
| сорт применяемого масла и его заменители иностранными марками | ||
| Применение системы впрыска воды или других компонентов........... | ||
| Эмиссия двигателя...................................................................... | ||
10. В разделе «Характеристика бортового оборудования» кратко излагаются комплектация бортового оборудования, установленного на самолете и его модификациях, и основные технические данные:
- радиосвязных станций, в том числе внутрисамолетной связи;
- радиолокационных станций;
- пилотажно-навигационного оборудования и связи с наземными навигационными приводами и посадочными системами;
- кислородной системы;
- высотного оборудования;
- электрооборудования;
- бытового оборудования;
- противопожарного оборудования;
- средств спасения пассажиров и экипажа.
10.1. Краткие технические данные бортового оборудования должны характеризовать мощность, дальность действия, виды, величины и частоты потребляемых токов, давление, источники питания бортового оборудования, возможности автоматического контроля работоспособности бортовых и наземных средств, удобства пользования и управления самолетом в полете, обслуживания и регулирования на земле, замены в процессе эксплуатации.
10.2. В разделе должен быть приведен перечень основных видов специальной контрольно-проверочной аппаратуры и стендов, применяемых в процессе эксплуатации самолета.
10.3. Раздел должен иллюстрироваться графиком зависимости «высоты» в герметической кабине от высоты полета самолета.
11. В разделе «Эксплуатационные данные» излагаются:
- назначенный ресурс самолета;
- межремонтный ресурс самолета;
- назначенный ресурс двигателя;
- межремонтный ресурс двигателя;
- количество возможных ремонтов двигателя;
- периодичность форм обслуживания;
- необходимые средства заправки самолета горючесмазочными материалами, кислородом и специальными жидкостями;
- время, потребное для заправки самолета горючесмазочными материалами, кислородом, гидрожидкостью и специальными жидкостями;
- возможности установки дополнительных топливных баков;
- средства механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- объем и виды аэродромного оборудования, необходимого для эксплуатации и выполнения регламентных работ.
Примечание. До накопления достаточного опыта данные по назначенному ресурсу самолета и двигателя и по межремонтному ресурсу самолета и двигателя могут быть ориентировочными.
11.1. В разделе приводятся предварительные расчетные данные о трудоемкости всех видов обслуживания на 1 ч налета самолета, а также должна быть отмечена пригодность самолета и его систем к эксплуатации по состоянию.
12. В разделе «Экономические характеристики» излагаются прямые эксплуатационные расходы (ПЭР) для различных вариантов загрузки и протяженности воздушных линий:
- стоимость самолето-часа;
- стоимость самолето-километра;
- стоимость тонно-километра;
- стоимость кресло-километра;
- стоимость эксплуатации самолета при налете в течение года за 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 ч.
12.1. Раздел должен иллюстрироваться графиком зависимости себестоимости перевозки (копеек на тонно-километр) от дальности полета.