ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
| САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫКонтроль массы деталей,  | ОСТ 1 02606-86Введен впервые | 
Распоряжением Министерства от 25 декабря 1986 г. № 299-07 срок введения установлен с 1 января 1988 г.
Настоящий стандарт устанавливает объем и порядок проведения контроля массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий в серийном производстве.
1.1. Контроль массы деталей, сборочных единиц и покупных изделий производится:
- для проверки соответствия фактической массы деталей, сборочных единиц массе, указанной в чертежах;
- для проверки массы покупных изделий на соответствие техническим условиям на поставку по паспортным данным;
- для представления необходимой отчетности в адрес разработчика и заказчика;
- для установления предельных отклонений массы деталей, изготовленных по новым технологическим процессам или из новых видов полуфабрикатов.
2.1. Номенклатуру деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы, назначает весовое подразделение (ВП), руководствуясь документацией разработчика самолета или вертолета, согласовывает ее с разработчиком и утверждает у главного инженера предприятия.
2.2. Номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы, выпускается в виде извещений, стандартов предприятия, приказов по предприятию с четким определением объема контроля массы на различных этапах производства самолетов или вертолетов: при изготовлении установочной серии (до 5 - 10 самолетов или вертолетов); в серийном производстве (изготовление более 10 самолетов или вертолетов).
2.3. При изготовлении установочной серии контролю массы подлежат:
- вся номенклатура деталей; количество контролируемых деталей - от трех штук до всей партии (серии);
- сборочные единицы, устанавливаемые на самолет с помощью грузоподъемных устройств.
При контроле массы покупных изделий операцию взвешивания следует включать в технологию входного контроля независимо от того, указаны ли массы в паспортах.
2.4. В установившемся серийном производстве контролю массы подлежат:
- номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий по перечню, составленному ВП предприятия;
- вся вновь вводимая при конструктивных изменениях в серии номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий с указанием количества от серии.
Для номенклатуры деталей, сборочных единиц и покупных изделий, идущей без изменения, возможно сокращение объема или снятие контроля массы при условии обеспечения при этом стабильности массы и центровки самолета.
2.5. Номенклатура деталей, сборочных единиц и покупных изделий, по которым следует сократить объем контроля массы:
- детали из цветных металлов, изготовляемые из листа методом холодного штампования;
- трубопроводы систем самолета;
- покупные изделия - выборочно, в зависимости от стабильности массы конкретных покупных изделий в серии;
- сборочные единицы - вся номенклатура или выборочно, в зависимости от применения герметиков, теплоизоляционных и других материалов.
3.1. Контроль массы является технологической операцией и входит в технологический процесс как одна из операций контроля детали.
3.2. При разработке технологии операции взвешивания указывается тип и марка измерительного устройства.
3.3. Перечень деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы, составляется на основании документации ВП в форме журнала контроля массы в порядке возрастания номеров чертежей и конструктивных групп. Форма второй и последующих страниц журнала контроля массы приведена в приложении 1.
3.4. Контроль массы производится с учетом предельных отклонений массы. Предельные отклонения массы деталей в зависимости от методов их обработки приведены в приложении 2. Предельные отклонения массы деталей, изготовляемых из труб, приведены в приложении 3. Предельные отклонения массы деталей из неметаллических материалов и сотовых конструкций, баллонов высокого давления, электрожгутов, панелей и щитков приборных досок, сборочных единиц и покупных изделий приведены в приложении 4.
3.5. Если фактическая масса деталей соответствует массе, указанной в чертеже с учетом предельных отклонений, в журнале контроля массы фиксируется фактическая масса трех деталей, и детали пропускаются в дальнейшее производство.
3.6. Если масса детали не соответствует массе, указанной в чертеже, деталь предъявляется в ВП. В ВП производится расчет массы детали по номинальным размерам чертежа. В случае, если рассчитанная масса не совпадает с указанной в чертеже, в журнале контроля массы фиксируется решение об уточнении массы по чертежу.
3.7. Функции, осуществляемые ВП при контроле массы, приведены в приложении 5.
| Обозначение чертежа | Масса по чертежу, кг | Масса детали, кг (серия ...) | Гриф контролера, дата | Масса детали, кг (серия ...) | Гриф контролера, дата | Решение ВП | ||||
| 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||
1. Предельные отклонения массы деталей, механически обработанных с допусками до 8 квалитета, приведены в табл. 1.
Таблица 1
кг
| Предельное отклонение массы | Масса детали по чертежу | Предельное отклонение массы | |
| 0,010 - 0,050 | ± 0,003 | 1,200 | ± 0,010 | 
| 0,075 | ± 0,003 | 1,250 | ± 0,010 | 
| 0,100 | ± 0,004 | 1,300 | ± 0,011 | 
| 0,150 | ± 0,004 | 1,350 | ± 1,011 | 
| 0,200 | ± 0,004 | 1,400 | ± 0,011 | 
| 0,250 | ± 0,005 | 1,450 | ± 0,011 | 
| 0,300 | ± 0,005 | 1,500 | ± 0,012 | 
| 0,350 | ± 0,005 | 2,000 | ± 0,014 | 
| 0,400 | ± 0,005 | 2,500 | ± 0,017 | 
| 0,450 | ± 0,006 | 3,000 | ± 0,020 | 
| 0,500 | ± 0,006 | 3,500 | ± 0,023 | 
| 0,550 | ± 0,006 | 4,000 | ± 0,026 | 
| 0,600 | ± 0,006 | 4,500 | ± 0,028 | 
| 0,650 | ± 0,007 | 5,000 | ± 0,032 | 
| 0,700 | ± 0,007 | 5,500 | ± 0,034 | 
| 0,750 | ± 0,007 | 6,000 | ± 0,037 | 
| 0,800 | ± 0,007 | 6,500 | ± 0,040 | 
| 0,850 | ± 0,008 | 7,000 | ± 0,043 | 
| 0,900 | ± 0,008 | 7,500 | ± 0,046 | 
| 0,950 | ± 0,008 | 8,000 | ± 0,049 | 
| 1,000 | ± 0,009 | 8,500 | ± 0,052 | 
| 1,050 | ± 0,009 | 9,000 | ± 0,055 | 
| 1,100 | ± 0,009 | 9,500 | ± 0,058 | 
| 1,150 | ± 0,010 | 10,000 | ± 0,060 | 
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ± 0,5 % от массы, указанной в чертеже.
2. Предельные отклонения массы деталей, механически обработанных с допусками с 9 по 12 квалитет, приведены в табл. 2.
Таблица 2
кг
| Предельное отклонение массы | Масса детали по чертежу | Предельное отклонение массы | |
| 0,001 - 0,009 | ± 0,001 | 1,100 | ± 0,020 | 
| 0,010 | ± 0,002 | 1,150 | ± 0,021 | 
| 0,020 | ± 0,003 | 1,200 | ± 0,022 | 
| 0,030 | ± 0,004 | 1,250 | ± 0,022 | 
| 0,040 | ± 0,005 | 1,300 | ± 0,023 | 
| 0,050 | ± 0,005 | 1,350 | ± 0,024 | 
| 0,075 | ± 0,005 | 1,400 | ± 0,025 | 
| 0,100 | ± 0,006 | 1,450 | ± 0,025 | 
| 0,150 | ± 0,006 | 1,500 | ± 0,026 | 
| 0,200 | ± 0,007 | 2,000 | ± 0,033 | 
| 0,250 | ± 0,008 | 2,500 | ± 0,040 | 
| 0,300 | ± 0,008 | 3,000 | ± 0,048 | 
| 0,350 | ± 0,009 | 3,500 | ± 0,055 | 
| 0,400 | ± 0,010 | 4,000 | ± 0,062 | 
| 0,450 | ± 0,011 | 4,500 | ± 0,070 | 
| 0,500 | ± 0,011 | 5,000 | ± 0,077 | 
| 0,550 | ± 0,012 | 5,500 | ± 0,084 | 
| 0,600 | ± 0,013 | 6,000 | ± 0,092 | 
| 0,650 | ± 0,014 | 6,500 | ± 0,100 | 
| 0,700 | ± 0,014 | 7,000 | ± 0,106 | 
| 0,750 | ± 0,015 | 7,500 | ± 0,113 | 
| 0,800 | ± 0,016 | 8,000 | ± 0,121 | 
| 0,850 | ± 0,017 | 8,500 | ± 0,128 | 
| 0,900 | ± 0,017 | 9,000 | ± 0,135 | 
| 0,950 | ± 0,018 | 9,500 | ± 0,142 | 
| 1,000 | ± 0,019 | 10,000 | ± 0,150 | 
| 1,050 | ± 0,020 | 
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ± 1,2 % от массы, указанной в чертеже.
3. Предельные отклонения массы деталей из листа и из плиты цветных сплавов, изготовленных вырубкой или холодной штамповкой, приведены в табл. 3.
Таблица 3
кг
| Предельное отклонение массы | Масса детали по чертежу | Предельное отклонение массы | |
| 0,001 - 0,009 | -0,002 | 1,100 | -0,163 | 
| 0,010 | -0,003 | 1,150 | -0,169 | 
| 0,020 | -0,005 | 1,200 | -0,175 | 
| 0,030 | -0,007 | 1,250 | -0,182 | 
| 0,040 | -0,008 | 1,300 | -0,188 | 
| 0,050 | -0,008 | 1,350 | -0,195 | 
| 0,075 | -0,012 | 1,400 | -0,202 | 
| 0,100 | -0,018 | 1,450 | -0,208 | 
| 0,150 | -0,025 | 1,500 | -0,214 | 
| 0,200 | -0,030 | 2,000 | -0,280 | 
| 0,250 | -0,037 | 2,500 | -0,340 | 
| 0,300 | -0,046 | 3,000 | -0,400 | 
| 0,350 | -0,056 | 3,500 | -0,450 | 
| 0,400 | -0,062 | 4,000 | -0,500 | 
| 0,450 | -0,070 | 4,500 | -0,550 | 
| 0,500 | -0,078 | 5,000 | -0,600 | 
| 0,550 | -0,085 | 5,500 | -0,640 | 
| 0,600 | -0,092 | 6,000 | -0,680 | 
| 0,650 | -0,100 | 6,500 | -0,720 | 
| 0,700 | -0,107 | 7,000 | -0,750 | 
| 0,750 | -0,114 | 7,500 | -0,790 | 
| 0,800 | -0,120 | 8,000 | -0,820 | 
| 0,850 | -0,128 | 8,500 | -0,850 | 
| 0,900 | -0,135 | 9,000 | -0,870 | 
| 0,950 | -0,142 | 9,500 | -0,890 | 
| 1,000 | -0,149 | 10,000 | -0,900 | 
| 1,050 | -0,156 | 
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения составляют минус 8 % от массы, указанной в чертеже.
4. Предельные отклонения массы деталей всех марок материалов из прессованного профиля с частичной обработкой приведены в табл. 4.
Таблица 4
кг
| Предельное отклонение массы | Масса детали по чертежу | Предельное отклонение массы | |
| 0,001 - 0,009 | ± 0,001 | 1,150 | ± 0,059 | 
| 0,010 | ± 0,002 | 1,200 | ± 0,061 | 
| 0,020 | ± 0,003 | 1,250 | ± 0,064 | 
| 0,030 - 0,050 | ± 0,004 | 1,300 | ± 0,066 | 
| 0,050 | ± 0,004 | 1,350 | ± 0,068 | 
| 0,075 | ± 0,006 | 1,400 | ± 0,070 | 
| 0,100 | ± 0,008 | 1,450 | ± 0,072 | 
| 0,150 | ± 0,011 | 1,500 | ± 0,074 | 
| 0,200 | ± 0,014 | 2,000 | ± 0,092 | 
| 0,250 | ± 0,017 | 2,500 | ± 0,108 | 
| 0,300 | ± 0,020 | 3,000 | ± 0,122 | 
| 0,350 | ± 0,023 | 3,500 | ± 0,133 | 
| 0,400 | ± 0,025 | 4,000 | ± 0,140 | 
| 0,450 | ± 0,028 | 4,500 | ± 0,148 | 
| 0,500 | ± 0,030 | 5,000 | ± 0,151 | 
| 0,550 | ± 0,032 | 5,500 | ± 0,155 | 
| 0,600 | ± 0,035 | 6,000 | ± 0,158 | 
| 0,650 | ± 0,037 | 6,500 | ± 0,163 | 
| 0,700 | ± 0,039 | 7,000 | ± 0,166 | 
| 0,750 | ± 0,041 | 7,500 | ± 0,170 | 
| 0,800 | ± 0,044 | 8,000 | ± 0,175 | 
| 0,850 | ± 0,046 | 8,500 | ± 0,180 | 
| 0,900 | ± 0,048 | 9,000 | ± 0,185 | 
| 0,950 | ± 0,050 | 9,500 | ± 0,193 | 
| 1,000 | ± 0,053 | 10,000 | ± 0,200 | 
| 1,050 | ± 0,055 | ||
| 1,100 | ± 0,057 | 
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ± 2 % от массы, указанной в чертеже.
5. Предельные отклонения массы сварных деталей из черных и цветных металлов приведены в табл. 5.
Таблица 5
кг
| Предельное отклонение массы | Масса детали по чертежу | Предельное отклонение массы | |
| 0,001 - 0,009 | ± 0,001 | 1,100 | ± 0,045 | 
| 0,010 | ± 0,002 | 1,150 | ± 0,046 | 
| 0,020 | ± 0,003 | 1,200 | ± 0,048 | 
| 0,030 - 0,050 | ± 0,004 | 1,250 | ± 0,049 | 
| 0,050 | ± 0,004 | 1,300 | ± 0,050 | 
| 0,075 | ± 0,005 | 1,350 | ± 0,051 | 
| 0,100 | ± 0,006 | 1,400 | ± 0,053 | 
| 0,150 | ± 0,010 | 1,450 | ± 0,054 | 
| 0,200 | ± 0,013 | 1,500 | ± 0,055 | 
| 0,250 | ± 0,016 | 2,000 | ± 0,067 | 
| 0,300 | ± 0,018 | 2,500 | ± 0,078 | 
| 0,350 | ± 0,020 | 3,000 | ± 0,089 | 
| 0,400 | ± 0,022 | 3,500 | ± 0,097 | 
| 0,450 | ± 0,024 | 4,000 | ± 0,104 | 
| 0,500 | ± 0,026 | 4,500 | ± 0,110 | 
| 0,550 | ± 0,028 | 5,000 | ± 0,115 | 
| 0,600 | ± 0,030 | 5,500 | ± 0,120 | 
| 0,650 | ± 0,031 | 6,000 | ± 0,123 | 
| 0,700 | ± 0,033 | 6,500 | ± 0,126 | 
| 0,750 | ± 0,035 | 7,000 | ± 0,130 | 
| 0,800 | ± 0,036 | 7,500 | ± 0,134 | 
| 0,850 | ± 0,038 | 8,000 | ± 0,136 | 
| 0,900 | ± 0,039 | 8,500 | ± 0,140 | 
| 0,950 | ± 0,041 | 9,000 | ± 0,144 | 
| 1,000 | ± 0,042 | 9,500 | ± 0,148 | 
| 1,050 | ± 0,044 | 10,000 | ± 0,150 | 
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют ± 1,5 % от массы, указанной в чертеже.
6. Предельные отклонения массы деталей из литейных, алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, изготовленных из литья с частичной обработкой, приведены в табл. 6.
Таблица 6
кг
| Предельное отклонение массы для классов точности литья | |||
| ЛТ4 | ЛТ5 | ЛТ6 | |
| 0,010 | ± 0,002 | ± 0,003 | ± 0,004 | 
| 0,020 | ± 0,004 | ± 0,005 | ± 0,006 | 
| 0,030 | ± 0,006 | ± 0,008 | ± 0,010 | 
| 0,040 | ± 0,007 | ± 0,010 | ± 0,012 | 
| 0,050 | ± 0,007 | ± 0,010 | ± 0,012 | 
| 0,075 | ± 0,011 | ± 0,015 | ± 0,019 | 
| 0,100 | ± 0,014 | ± 0,020 | ± 0,025 | 
| 0,150 | ± 0,020 | ± 0,028 | ± 0,035 | 
| 0,200 | ± 0,025 | ± 0,036 | ± 0,045 | 
| 0,250 | ± 0,031 | ± 0,044 | ± 0,055 | 
| 0,300 | ± 0,035 | ± 0,050 | ± 0,062 | 
| 0,350 | ± 0,040 | ± 0,057 | ± 0,071 | 
| 0,400 | ± 0,044 | ± 0,063 | ± 0,078 | 
| 0,450 | ± 0,049 | ± 0,070 | ± 0,087 | 
| 0,500 | ± 0,053 | ± 0,075 | ± 0,093 | 
| 0,550 | ± 0,056 | ± 0,080 | ± 0,099 | 
| 0,600 | ± 0,061 | ± 0,087 | ± 0,108 | 
| 0,650 | ± 0,065 | ± 0,093 | ± 0,115 | 
| 0,700 | ± 0,069 | ± 0,098 | ± 0,122 | 
| 0,750 | ± 0,072 | ± 0,103 | ± 0,128 | 
| 0,800 | ± 0,075 | ± 0,107 | ± 0,133 | 
| 0,850 | ± 0,078 | ± 0,112 | ± 0,139 | 
| 0,900 | ± 0,083 | ± 0,118 | ± 0,146 | 
| 0,950 | ± 0,087 | ± 0,124 | ± 0,154 | 
| 1,000 | ± 0,090 | ± 0,128 | ± 0,159 | 
| 1,050 | ± 0,093 | ± 0,132 | ± 0,164 | 
| 1,100 | ± 0,097 | ± 0,138 | ± 0,171 | 
| 1,150 | ± 0,100 | ± 0,143 | ± 0,177 | 
| 1,200 | ± 0,104 | ± 0,148 | ± 0,188 | 
| 1,250 | ± 0,108 | ± 0,154 | ± 0,191 | 
| 1,300 | ± 0,112 | ± 0,160 | ± 0,199 | 
| 1,350 | ± 0,114 | ± 0,163 | ± 0,202 | 
| 1,400 | ± 0,116 | ± 0,166 | ± 0,206 | 
| 1,450 | ± 0,119 | ± 0,170 | ± 0,211 | 
| 1,500 | ± 0,123 | ± 0,175 | ± 0,217 | 
| 2,000 | ± 0,150 | ± 0,214 | ± 0,266 | 
| 2,500 | ± 0,172 | ± 0,246 | ± 0,305 | 
| 3,000 | ± 0,191 | ± 0,273 | ± 0,339 | 
| 3,500 | ± 0,204 | ± 0,292 | ± 0,362 | 
| 4,000 | ± 0,218 | ± 0,319 | ± 0,387 | 
| 4,500 | ± 0,230 | ± 0,328 | ± 0,407 | 
| 5,000 | ± 0,245 | ± 0,350 | ± 0,434 | 
| 5,500 | ± 0,251 | ± 0,358 | ± 0,444 | 
| 6,000 | ± 0,261 | ± 0,372 | ± 0,461 | 
| 6,500 | ± 0,266 | ± 0,380 | ± 0,471 | 
| 7,000 | ± 0,273 | ± 0,390 | ± 0,484 | 
| 7,500 | ± 0,280 | ± 0,400 | ± 0,496 | 
| 8,000 | ± 0,293 | ± 0,418 | ± 0,518 | 
| 8,500 | ± 0,303 | ± 0,433 | ± 0,537 | 
| 9,000 | ± 0,315 | ± 0,450 | ± 0,558 | 
| 9,500 | ± 0,333 | ± 0,475 | ± 0,589 | 
| 10,000 | ± 0,350 | ± 0,500 | ± 0,620 | 
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют: для ЛТ4 ± 6 %, ЛТ5 ± 8 %, ЛТ6 ± 10 % от массы, указанной в чертеже.
7. Предельные отклонения массы деталей из литейных сталей, изготовленных из отливок с частичной обработкой, приведены в табл. 7.
Таблица 7
кг
| Предельное отклонение массы для групп отливок | Масса детали по чертежу | Предельное отклонение массы для групп отливок | |||
| II | III | II | III | ||
| 0,010 | ± 0,002 | ± 0,003 | 1,100 | ± 0,091 | ± 0,132 | 
| 0,020 | ± 0,004 | ± 0,005 | 1,150 | ± 0,094 | ± 0,137 | 
| 0,030 | ± 0,006 | ± 0,008 | 1,200 | ± 0,098 | ± 0,142 | 
| 0,040 | ± 0,007 | ± 0,010 | 1,250 | ± 0,102 | ± 0,148 | 
| 0,050 | ± 0,008 | ± 0,011 | 1,300 | ± 0,106 | ± 0,154 | 
| 0,075 | ± 0,010 | ± 0,013 | 1,350 | ± 0,108 | ± 0,157 | 
| 0,100 | ± 0,012 | ± 0,018 | 1,400 | ± 0,110 | ± 0,160 | 
| 0,150 | ± 0,017 | ± 0,025 | 1,450 | ± 0,112 | ± 0,163 | 
| 0,200 | ± 0,022 | ± 0,032 | 1,500 | ± 0,115 | ± 0,167 | 
| 0,250 | ± 0,027 | ± 0,040 | 2,000 | ± 0,140 | ± 0,204 | 
| 0,300 | ± 0,031 | ± 0,046 | 2,500 | ± 0,162 | ± 0,236 | 
| 0,350 | ± 0,036 | ± 0,053 | 3,000 | ± 0,181 | ± 0,263 | 
| 0,400 | ± 0,040 | ± 0,059 | 3,500 | ± 0,194 | ± 0,282 | 
| 0,450 | ± 0,045 | ± 0,066 | 4,000 | ± 0,208 | ± 0,302 | 
| 0,500 | ± 0,049 | ± 0,071 | 4,500 | ± 0,220 | ± 0,318 | 
| 0,550 | ± 0,051 | ± 0,075 | 5,000 | ± 0,235 | ± 0,340 | 
| 0,600 | ± 0,056 | ± 0,082 | 5,500 | ± 0,241 | ± 0,348 | 
| 0,650 | ± 0,060 | ± 0,088 | 6,000 | ± 0,251 | ± 0,362 | 
| 0,700 | ± 0,064 | ± 0,098 | 6,500 | ± 0,256 | ± 0,370 | 
| 0,750 | ± 0,067 | ± 0,098 | 7,000 | ± 0,263 | ± 0,380 | 
| 0,800 | ± 0,070 | ± 0,102 | 7,500 | ± 0,270 | ± 0,390 | 
| 0,850 | ± 0,072 | ± 0,106 | 8,000 | ± 0,283 | ± 0,408 | 
| 0,900 | ± 0,077 | ± 0,112 | 8,500 | ± 0,293 | ± 0,423 | 
| 0,950 | ± 0,081 | ± 0,118 | 9,000 | ± 0,305 | ± 0,440 | 
| 1,000 | ± 0,084 | ± 0,122 | 9,500 | ± 0,323 | ± 0,465 | 
| 1,050 | ± 0,087 | ± 0,126 | 10,000 | ± 0,340 | ± 0,490 | 
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют для: II группы ± 5 %, III группы ± 6 % от массы, указанной в чертеже.
8. Предельные отклонения массы деталей из алюминиевых, магниевых и медных сплавов, изготовляемых горячей штамповкой с частичной обработкой, приведены в табл. 8.
Таблица 8
кг
| Предельное отклонение массы для классов точности штамповки | |||
| 4 | 5 | 6 | |
| 0,010 | ± 0,003 | ± 0,004 | ± 0,004 | 
| 0,020 | ± 0,003 | ± 0,004 | ± 0,005 | 
| 0,030 | ± 0,003 | ± 0,004 | ± 0,006 | 
| 0,040 | ± 0,004 | ± 0,005 | ± 0,007 | 
| 0,050 | ± 0,004 | ± 0,005 | ± 0,008 | 
| 0,075 | ± 0,005 | ± 0,007 | ± 0,010 | 
| 0,100 | ± 0,006 | ± 0,009 | ± 0,012 | 
| 0,150 | ± 0,008 | ± 0,011 | ± 0,016 | 
| 0,200 | ± 0,009 | ± 0,015 | ± 0,020 | 
| 0,250 | ± 0,012 | ± 0,020 | ± 0,025 | 
| 0,300 | ± 0,015 | ± 0,021 | ± 0,026 | 
| 0,350 | ± 0,017 | ± 0,026 | ± 0,032 | 
| 0,400 | ± 0,020 | ± 0,029 | ± 0,035 | 
| 0,450 | ± 0,023 | ± 0,031 | ± 0,038 | 
| 0,500 | ± 0,025 | ± 0,034 | ± 0,041 | 
| 0,550 | ± 0,027 | ± 0,036 | ± 0,044 | 
| 0,600 | ± 0,029 | ± 0,038 | ± 0,046 | 
| 0,650 | ± 0,031 | ± 0,040 | ± 0,048 | 
| 0,700 | ± 0,033 | ± 0,043 | ± 0,051 | 
| 0,750 | ± 0,035 | ± 0,044 | ± 0,052 | 
| 0,800 | ± 0,037 | ± 0,045 | ± 0,054 | 
| 0,850 | ± 0,039 | ± 0,049 | ± 0,058 | 
| 0,900 | ± 0,041 | ± 0,051 | ± 0,061 | 
| 0,950 | ± 0,043 | ± 0,053 | ± 0,063 | 
| 1,000 | ± 0,045 | ± 0,055 | ± 0,065 | 
| 1,050 | ± 0,047 | ± 0,059 | ± 0,069 | 
| 1,100 | ± 0,049 | ± 0,060 | ± 0,070 | 
| 1,150 | ± 0,050 | ± 0,065 | ± 0,075 | 
| 1,200 | ± 0,051 | ± 0,066 | ± 0,076 | 
| 1,250 | ± 0,053 | ± 0,068 | ± 0,078 | 
| 1,300 | ± 0,055 | ± 0,070 | ± 0,080 | 
| 1,350 | ± 0,056 | ± 0,075 | ± 0,085 | 
| 1,400 | ± 0,058 | ± 0,077 | ± 0,087 | 
| 1,450 | ± 0,059 | ± 0,080 | ± 0,090 | 
| 1,500 | ± 0,061 | ± 0,083 | ± 0,093 | 
| 2,000 | ± 0,072 | ± 0,106 | ± 0,116 | 
| 2,500 | ± 0,086 | ± 0,128 | ± 0,138 | 
| 3,000 | ± 0,116 | ± 0,146 | ± 0,156 | 
| 3,500 | ± 0,116 | ± 0,165 | ± 0,175 | 
| 4,000 | ± 0,128 | ± 0,179 | ± 0,189 | 
| 4,500 | ± 0,140 | ± 0,196 | ± 0,206 | 
| 5,000 | ± 0,152 | ± 0,208 | ± 0,218 | 
| 5,500 | ± 0,161 | ± 0,220 | ± 0,230 | 
| 6,000 | ± 0,170 | ± 0,232 | ± 0,242 | 
| 6,500 | ± 0,182 | ± 0,242 | ± 0,252 | 
| 7,000 | ± 0,195 | ± 0,251 | ± 0,261 | 
| 7,500 | ± 0,203 | ± 0,263 | ± 0,273 | 
| 8,000 | ± 0,214 | ± 0,272 | ± 0,282 | 
| 8,500 | ± 0,224 | ± 0,284 | ± 0,294 | 
| 9,000 | ± 0,234 | ± 0,294 | ± 0,304 | 
| 9,500 | ± 0,240 | ± 0,306 | ± 0,316 | 
| 10,000 | ± 0,246 | ± 0,316 | ± 0,326 | 
Примечание. Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют: для 4 класса ± 3 %, 5 класса ± 4 %, 6 класса ± 5 % от массы, указанной в чертеже.
9. Предельные отклонения массы деталей из сталей и титановых сплавов, изготовляемых горячей штамповкой с частичной обработкой, приведены в табл. 9.
Таблица 9
кг
| Предельное отклонение массы для классов точности штамповки | |||
| 4 | 5 | 6 | |
| 0,010 | ± 0,003 | ± 0,004 | ± 0,005 | 
| 0,020 | ± 0,003 | ± 0,005 | ± 0,006 | 
| 0,030 | ± 0,004 | ± 0,006 | ± 0,007 | 
| 0,040 | ± 0,005 | ± 0,007 | ± 0,008 | 
| 0,050 | ± 0,007 | ± 0,008 | ± 0,009 | 
| 0,075 | ± 0,009 | ± 0,009 | ± 0,011 | 
| 0,100 | ± 0,010 | ± 0,010 | ± 0,014 | 
| 0,150 | ± 0,016 | ± 0,016 | ± 0,019 | 
| 0,200 | ± 0,018 | ± 0,018 | ± 0,024 | 
| 0,250 | ± 0,022 | ± 0,024 | ± 0,030 | 
| 0,300 | ± 0,026 | ± 0,027 | ± 0,032 | 
| 0,350 | ± 0,028 | ± 0,030 | ± 0,038 | 
| 0,400 | ± 0,031 | ± 0,034 | ± 0,042 | 
| 0,450 | ± 0,032 | ± 0,036 | ± 0,046 | 
| 0,550 | ± 0,033 | ± 0,042 | ± 0,053 | 
| 0,600 | ± 0,037 | ± 0,045 | ± 0,055 | 
| 0,650 | ± 0,039 | ± 0,047 | ± 0,058 | 
| 0,700 | ± 0,041 | ± 0,049 | ± 0,062 | 
| 0,750 | ± 0,042 | ± 0,052 | ± 0,062 | 
| 0,800 | ± 0,044 | ± 0,054 | ± 0,065 | 
| 0,850 | ± 0,046 | ± 0,056 | ± 0,070 | 
| 0,900 | ± 0,048 | ± 0,058 | ± 0,073 | 
| 0,950 | ± 0,051 | ± 0,061 | ± 0,076 | 
| 1,000 | ± 0,054 | ± 0,064 | ± 0,078 | 
| 1,050 | ± 0,055 | ± 0,065 | ± 0,082 | 
| 1,100 | ± 0,059 | ± 0,069 | ± 0,085 | 
| 1,150 | ± 0,061 | ± 0,070 | ± 0,090 | 
| 1,200 | ± 0,063 | ± 0,073 | ± 0,091 | 
| 1,250 | ± 0,064 | ± 0,074 | ± 0,094 | 
| 1,300 | ± 0,067 | ± 0,077 | ± 0,098 | 
| 1,350 | ± 0,068 | ± 0,078 | ± 0,102 | 
| 1,400 | ± 0,070 | ± 0,080 | ± 0,105 | 
| 1,450 | ± 0,073 | ± 0,083 | ± 0,108 | 
| 1,500 | ± 0,076 | ± 0,086 | ± 0,111 | 
| 2,000 | ± 0,094 | ± 0,104 | ± 0,139 | 
| 2,500 | ± 0,115 | ± 0,125 | ± 0,166 | 
| 3,000 | ± 0,131 | ± 0,141 | ± 0,187 | 
| 3,500 | ± 0,151 | ± 0,161 | ± 0,210 | 
| 4,000 | ± 0,169 | ± 0,179 | ± 0,227 | 
| 4,500 | ± 0,182 | ± 0,192 | ± 0,248 | 
| 5,000 | ± 0,198 | ± 0,208 | ± 0,262 | 
| 5,500 | ± 0,208 | ± 0,218 | ± 0,275 | 
| 6,000 | ± 0,224 | ± 0,234 | ± 0,291 | 
| 6,500 | ± 0,240 | ± 0,250 | ± 0,302 | 
| 7,000 | ± 0,252 | ± 0,262 | ± 0,313 | 
| 7,500 | ± 0,263 | ± 0,273 | ± 0,328 | 
| 8,000 | ± 0,276 | ± 0,286 | ± 0,340 | 
| 8,500 | ± 0,291 | ± 0,302 | ± 0,353 | 
| 9,000 | ± 0,300 | ± 0,312 | ± 0,365 | 
| 9,500 | ± 0,312 | ± 0,323 | ± 0,386 | 
| 10,000 | ± 0,316 | ± 0,328 | ± 0,392 | 
Примечание: Для деталей массой более 10,000 кг предельные отклонения массы составляют: для 4 класса ± 4 %, 5 класса ± 5 %, 6 класса ± 6 % от массы, указанной в чертеже.
10. Предельные отклонения массы деталей из цветных сплавов, изготовляемых методом размерного травления (химического фрезерования), в зависимости от суммарных площадей обрабатываемых поверхностей и предельных отклонений толщины размерного травления, указанных в чертеже, приведены в табл. 10.
Таблица 10
| Предельное отклонение массы детали, кг, в зависимости от предельных отклонений, толщины размерного травления, мм | ||||||
| ± 0,05 | ± 0,10 | ± 0,13 | ± 0,15 | ± 0,20 | ± 0,25 | |
| 200 | ± 0,002 | ± 0,004 | ± 0,005 | ± 0,006 | ± 0,008 | ± 0,012 | 
| 400 | ± 0,004 | ± 0,008 | ± 0,010 | ± 0,012 | ± 0,016 | ± 0,021 | 
| 600 | ± 0,006 | ± 0,012 | ± 0,015 | ± 0,018 | ± 0,024 | ± 0,030 | 
| 800 | ± 0,008 | ± 0,016 | ± 0,020 | ± 0,024 | ± 0,032 | ± 0,040 | 
| 1000 | ± 0,010 | ± 0,020 | ± 0,025 | ± 0,030 | ± 0,040 | ± 0,050 | 
| 1200 | ± 0,013 | ± 0,025 | ± 0,032 | ± 0,038 | ± 0,050 | ± 0,063 | 
| 1400 | ± 0,015 | ± 0,029 | ± 0,036 | ± 0,044 | ± 0,058 | ± 0,073 | 
| 1600 | ± 0,017 | ± 0,033 | ± 0,042 | ± 0,050 | ± 0,066 | ± 0,083 | 
| 1800 | ± 0,018 | ± 0,037 | ± 0,047 | ± 0,056 | ± 0,074 | ± 0,093 | 
| 2000 | ± 0,021 | ± 0,041 | ± 0,053 | ± 0,062 | ± 0,082 | ± 0,103 | 
| 2500 | ± 0,026 | ± 0,051 | ± 0,065 | ± 0,077 | ± 0,102 | ± 0,128 | 
| 3000 | ± 0,031 | ± 0,062 | ± 0,078 | ± 0,093 | ± 0,124 | ± 0,155 | 
| 3500 | ± 0,036 | ± 0,072 | ± 0,091 | ± 0,108 | ± 0,144 | ± 1,180 | 
| 4000 | ± 0,042 | ± 0,038 | ± 0,105 | ± 0,125 | ± 0,166 | ± 0,208 | 
| 5000 | ± 0,051 | ± 0,103 | ± 0,130 | ± 0,155 | ± 0,206 | ± 0,258 | 
| 6000 | ± 0,062 | ± 0,124 | ± 0,157 | ± 0,186 | ± 0,248 | ± 0,310 | 
| 7000 | ± 0,072 | ± 0,144 | ± 0,182 | ± 0,216 | ± 0,288 | ± 0,360 | 
| 8000 | - | ± 0,165 | ± 0,208 | ± 0,248 | ± 0,330 | ± 0,413 | 
| 10000 | - | ± 0,206 | ± 0,260 | ± 0,309 | ± 0,412 | ± 0,515 | 
| 15000 | - | ± 0,309 | ± 0,388 | ± 0,464 | ± 0,618 | ± 0,733 | 
| 20000 | - | ± 0,412 | ± 0518 | ± 0,618 | ± 0,824 | ± 1,030 | 
| 25000 | - | ± 0,515 | ± 0,646 | ± 0,733 | ± 1,030 | ± 1,288 | 
| 50000 | - | ± 1,031 | ± 1,290 | ± 1,547 | ± 2,062 | ± 2,578 | 
| 75000 | - | ± 1,546 | ± 1,935 | ± 2,319 | ± 3,092 | ± 3,919 | 
| 100000 | - | ± 2,062 | ± 2,580 | ± 3,093 | ± 4,124 | ± 5,155 | 
11. Предельные отклонения массы деталей типа «панель» из цветных сплавов, изготовляемых методом программного фрезерования, в зависимости от площади детали приведены в табл. 11.
Таблица 11
| Предельное отклонение массы, кг | Площадь детали, см2 | Предельное отклонение массы, кг | |
| 400 | ± 0,029 | 7000 | ± 0,510 | 
| 600 | ± 0,044 | 7500 | ± 0,546 | 
| 800 | ± 0,059 | 8000 | ± 0,584 | 
| 1000 | ± 0,073 | 8500 | ± 0,620 | 
| 1500 | ± 0,110 | 9000 | ± 0,650 | 
| 2000 | ± 0,146 | 9500 | ± 0,694 | 
| 2500 | ± 0,183 | 10000 | ± 0,730 | 
| 3000 | ± 0,219 | 11000 | ± 0,790 | 
| 3500 | ± 0,256 | 12000 | ± 0,850 | 
| 4000 | ± 0,292 | 15000 | ± 0,920 | 
| 4500 | ± 0,329 | 18000 | ± 1,050 | 
| 5000 | ± 0,365 | 20000 | ± 1,170 | 
| 5500 | ± 0,400 | 22000 | ± 1,280 | 
| 6000 | ± 0,436 | 25000 | ± 1,450 | 
| 6500 | ± 0,475 | 28000 | ± 1,630 | 
| 30000 | ± 1,750 | 43000 | ± 2,440 | 
| 33000 | ± 1,900 | 45000 | ± 2,540 | 
| 35000 | ± 2,000 | 50000 | ± 2,830 | 
| 38000 | ± 2,180 | 55000 | ± 3,100 | 
| 40000 | ± 2,300 | 60000 | ± 3,400 | 
Примечание. Для деталей, изготовляемых из других материалов, предельные отклонения, указанные в таблице, должны быть умножены на коэффициент:
2,7 - для стали;
1,6 - для титановых сплавов.
1. Для деталей из алюминиевых сплавов и стали, изготовляемых из труб без последующей обработки, предельные отклонения массы устанавливаются в зависимости от толщины стенки трубы:
- для труб из алюминиевых сплавов при толщине стенки от 0,5 до 2,0 мм - ± 10 % от массы, указанной в чертеже; при толщине стенки от 3,0 до 5,0 мм - ± 8 %;
- для труб из сталей при толщине стенки не более 1,0 мм - ± 15 % от массы, указанной в чертеже; при толщине стенки свыше 1,0 мм - ± 12 %.
2. Для труб, изготовляемых из листовой стали и листов титана и титановых сплавов, предельные отклонения массы устанавливаются в зависимости от толщины листа:
- для толщины листа не более 1,0 мм - ± 10 % от массы, указанной в чертеже;
- для толщины листа свыше 1,0 мм - ± 8 %.
1. Предельные отклонения массы деталей из неметаллических материалов приведены в табл. 1.
Таблица 1
| Предельное отклонение массы деталей, % от массы, указанной в чертеже | |
| Текстиль | ± 5 | 
| Фанера | ± 8 | 
| Резина, стеклоткань, пресс-порошок, стеклотекстолит и др. | ± 10 | 
2.
Предельные отклонения массы деталей, изготовляемых из сотовых конструкций,
массой более 0,200 кг составляют  от массы, указанной в чертеже.
 от массы, указанной в чертеже.
3. Предельные отклонения массы баллонов высокого давления массой более 0,200 кг составляют ± 3 % от массы, указанной в чертеже.
4. Предельные отклонения массы электрожгутов составляют ± 7 % от массы, указанной в чертеже.
5. Предельные отклонения массы панелей и щитков приборных досок составляют ± 6 % от массы, указанной в чертеже.
6. Предельные отклонения массы сборочных единиц и покупных изделий приведены в табл. 2.
Таблица 2
| Масса сборочной единицы по чертежу или покупного изделия по паспорту, кг | Предельное отклонение массы, % от массы, указанной в чертеже | 
| Св. 0,200 до 3,000 включ. | ± 5 | 
| Св. 3,000 до 50,000 включ. | ± 3 | 
| Св. 50,000 | ± 2 | 
ВП выполняет следующие функции:
- разрабатывает инструкции по контролю массы;
- устанавливает предельные отклонения массы при внедряемых методах обработки деталей;
- разрабатывает документацию по номенклатуре деталей, сборочных единиц и покупных изделий, подлежащих контролю массы;
- регистрирует изменения массы для предварительной оценки массы и центровки самолета или вертолета;
- осуществляет методическое руководство при взвешивании и центровке самолета или вертолета;
- представляет разработчику материалы предварительного прогноза изменения массы и центровки самолета или вертолета от вносимых конструктивных изменений;
- принимает решения по изменению массы деталей;
- предъявляет необходимую отчетность в адрес разработчика, представителя заказчика и т.п.;
- рассматривает предложения по снижению массы, принимает участие в программе снижения массы самолета или вертолета;
- принимает участие в разработке мероприятий по внедрению системы автоматизированного учета массы с передачей данных в информационно-вычислительный центр;
- принимает участие в разработке и внедрении системы автоматизированного учета конструктивных изменений для оперативного контроля массы и центровки самолета или вертолета.
СОДЕРЖАНИЕ