ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА НАГРУЖЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ Общие требования |
ОСТ 1 02529-84Введен впервые |
Распоряжением Министерства от 29 декабря 1984 г. № 298-65 срок введения установлен с 1 января 1986 г.
Стандарт устанавливает общие требования к системе нагружения, предназначенной для статических и повторно-статических испытаний авиационных конструкций в лабораторных условиях.
1.1. Система нагружения предназначена для проведения статических и повторно-статических испытаний авиационных конструкций путем воспроизведения нагрузок, действующих на них при эксплуатации.
Испытания проводятся с целью:
- исследования напряженно-деформированного состояния силовых элементов конструкции;
- определения характеристик жесткости конструкции;
- определения фактической прочности (несущей способности);
- сертификации конструкции планера самолета по условиям усталости.
1.2. Система нагружения включает:
- маслонасосную станцию, являющуюся источником энергетического снабжения нагружающих устройств (силовых гидравлических цилиндров);
- блоки управления работой силовых гидравлических цилиндров - электрогидравлические устройства, предназначенные для регулирования подачи рабочего тела от маслонасосной станции к силовым гидравлическим цилиндрам;
- силовые гидравлические цилиндры - преобразователи энергии давления рабочей жидкости в механическую работу деформирования испытываемого изделия;
- рычажные системы, воспринимающие нагрузку от силовых цилиндров и передающие её к изделию через лямки, ложементы, охватывающие контур испытываемого агрегата, рым-болты и другие узлы и приспособления, которые могут работать как на растяжение, так и на сжатие;
- программозадающую и управляющую аппаратуру и средства контроля нагрузок.
1.3. Надежность системы нагружения должна обеспечивать ее работу не менее 30 суток на один отказ.
2.1. Маслонасосная станция
2.1.1. Маслонасосная станция должна обеспечивать давление рабочей жидкости, питающей силовые гидравлические цилиндры:
- при проверке функционирования и при настройке устройств нагружения - от 5 до 10 МПа (от 50 до 100 кгс/см2);
- в рабочем режиме - от 21 до 32 МПа (от 210 до 320 кгс/см2).
2.1.2. Маслонасосная станция должна быть оборудована системами автоматической стабилизации температуры и давления рабочей жидкости.
2.1.3. Отклонение установившейся температуры рабочей жидкости не должно превышать ± 2,5 °С от заданного значения.
2.1.4. Отклонение давления от установленных значений не должно превышать 5 %.
2.1.5. В качестве рабочей жидкости рекомендуется применять минеральные масла высокой селективной очистки, имеющие вязкость от 2 · 10-5 до 3 · 10-5 м2/с (от 20 до 30 сСт) при рабочей температуре 50 °С, с присадками (антипенной, противокоррозионной и др.).
2.1.6. Маслонасосная станция должна быть оснащена заправочным оборудованием, располагающим устройствами очистки масла с тонкостью фильтрации не менее 5 мкм.
2.1.7. Тонкость фильтрации масла на входе в насос высокого давления - от 10 до 25 мкм.
На выходе из маслонасосной станции должно быть предусмотрено не менее двух ступеней фильтрации масла:
- 1 ступень - с тонкостью фильтрации 10 - 25 мкм;
- 2 ступень - с тонкостью фильтрации 5 мкм (на выходе из маслонасосной станции или на входе в каждый блок управления).
Маслонасосная станция должна быть обеспечена магнитным фильтром.
2.1.8. В процессе работы должна быть предусмотрена защита станции при:
- превышении допустимой температуры рабочей жидкости;
- при утечке рабочей жидкости;
- снижении минимально допустимого давления жидкости на входе в насос высокого давления;
- превышении максимально допустимого давления рабочей жидкости на выходе из маслонасосной станции;
- превышении максимально допустимой силы тока электрических двигателей;
- превышении допустимого перепада давления на блоках фильтрации.
2.1.9. Герметичность гидравлической системы должна соответствовать ОСТ 1 00128-74 (для неподвижных уплотнений - группа 1 - 7; для подвижных - группа 1 - 9).
2.1.10. Перед началом эксплуатации и в процессе неё:
- снижение максимального значения подачи не должно превышать 5 %;
- отклонение силы тока, потребляемого электродвигателем от номинального значения не должно превышать 10 %;
- максимальная температура масла не должна превышать 60 °С.
2.1.11. Контрольно-измерительные приборы станции должны быть поверены согласно ГОСТ 8.002-71.
2.2. Блок управления работой силовых гидравлических цилиндров
2.2.1. Блок управления предназначен:
- для регулирования скорости нагружения управляемого им канала;
- выполнения аварийных остановов нагружения или аварийных разгрузок конструкции при отклонениях от заданной программы нагружения;
- ограничения максимальной величины воспроизводимых усилий;
- фиксации поршня гидроцилиндра в заданном положении.
2.2.2. Конструкция блока управления должна обеспечивать возможность установки его как непосредственно на силовом цилиндре, так и на расстоянии от него
2.2.3. Пропускная способность блока управления и его частотные характеристики должны обеспечивать максимально заданную частоту и амплитуду колебания поршня силового гидравлического цилиндра.
2.2.4. В состав блока управления должны входить:
- электрогидравлический преобразователь, предназначенный для регулирования перепада давления жидкости в полостях цилиндра;
- электроуправляемый запорный кран, предназначенный для отсечки подачи масла в блок управления;
- гидравлические замки, предназначенные для фиксирования заданной нагрузки на испытываемой конструкции;
- регулируемые гидравлические клапаны ограничения усилий, воспроизводимых силовым гидравлическим цилиндром;
- устройство аварийной разгрузки конструкции;
- устройство плавного включения цилиндра.
Допускаются изменения состава блока управления в соответствии с решаемой задачей.
2.2.5. Перед началом эксплуатации на специальном стенде с блоков управления должны сниматься амплитудно-частотные характеристики, а также производиться регулировка, во время которой:
- относительная погрешность на частотах до 1 Гц не должна превышать 1 % от максимального значения заданной нагружающей силы на текущем режиме;
- нагружающая сила при отключенном источнике питания не должна уменьшаться в течение 1 ч более чем на 10 % от установленной;
- нагружающая сила при включении цилиндра не должна превышать 1 % от максимально заданного значения;
- нагружающая сила при аварийной разгрузке с жестко закрепленного штока цилиндра должна быть полностью снята за время не более 1 с, при этом должна быть обеспечена возможность регулирования длительности разгрузки.
2.3. Силовые гидравлические цилиндры
2.3.1. Силовые гидравлические цилиндры (в дальнейшем изложении - цилиндры) предназначены для преобразования давления жидкости, создаваемого маслонасосной станцией, в механическую работу деформирования испытываемой конструкции, которая связана с перемещающимся поршнем цилиндра.
2.3.2. В системах нагружения конструкции летательного аппарата (ЛА) должны применяться низкочастотные силовые цилиндры со скоростью перемещения поршня не более 2 м/с.
2.3.3. Значение сил трения в уплотнениях не должно превышать 1,5 % от номинального усилия, развиваемого цилиндром; при этом усилие должно передаваться строго вдоль оси цилиндра.
2.3.4. В цилиндре наличие перетечек устанавливается по падению нагрузки при перекрытой рабочей полости цилиндра, наличие утечек по штоку и в соединениях устанавливается визуально (допускается отпотевание штока).
2.4. Рычажные системы
2.4.1. Рычажные системы включают:
- рычаги с регулируемой длиной плеч;
- специальные рычаги для определенных изделий;
- силовые тяги (пластины, тендеры, троссы);
- устройства связи с испытываемой конструкцией (лямки, рым-болты, ложементы и др.).
2.4.2. Элементы рычажной системы должны отвечать следующим требованиям:
- соотношение длин плеч рычагов не должно быть более 3:1;
- запас прочности и поперечной устойчивости рычагов для статических испытаний не должен быть менее трех. Для повышения запаса поперечной устойчивости в рычагах длиной 0,5 м и более должны дополнительно устанавливаться жесткие прокладки в двух или четырех сечениях по длине рычага.
2.4.3. Срок службы универсальных рычагов устанавливается 5 лет, после чего производится их подетальный осмотр, и рычаги, имеющие дефекты, бракуются. Рычаги, используемые при проведении ресурсных испытаний конструкции, после завершения испытаний бракуются полностью.
2.4.4. Рычаги в процессе эксплуатации не должны перегружаться более чем на 25 % от установленной нагрузки.
2.4.5. На все элементы силового механического оборудования (рычаги, соединительные пластины и тяги, якоря, тендеры, динамометры, гидроцилиндры и др.) должен устанавливаться безопасный ресурс при повторно-статических испытаниях.
Безопасный ресурс устанавливается либо на основании испытаний с коэффициентом надежности не менее 5 к среднему ресурсу, либо по расчету с коэффициентом надежности не менее 10 к среднему ресурсу.
2.4.6. Перед монтажом на стенде при испытаниях конструкции на усталость все элементы рычажной системы на изолированной установке должны нагружаться силой, в 1,25 раза превышающей максимальную заданную программой нагрузку, а гидравлическое оборудование и элементы гидравлических трасс должны опрессовываться давлением, в 1,25 раза превышающим рабочее давление.
2.5. Программозадающая и управляющая аппаратура и средства контроля нагрузок
2.5.1. Программозадающая и управляющая аппаратура (в дальнейшем изложении - аппаратура) и средства контроля нагрузок предназначены для формирования и контроля исполнения программы нагружения, реализации программы нагружения при совместной работе с блоками управления силовыми цилиндрами.
Для выполнения простых программных циклов при проведении ресурсных испытаний агрегатов и систем ЛА допускается применение позиционных систем нагружения.
2.5.2. В состав аппаратуры входят:
- аппаратура формирования и контроля программы испытаний, состоящая из управляющей ЭВМ с периферийными устройствами (телетайп, печатающее устройство, дисплей, цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи);
- пульт управления;
- следящая система (электрический регулятор, нормирующие преобразователи, устройство защиты, датчики нагрузок и перемещений, устройство стабилизации).
2.5.3. Аппаратура должна обеспечивать:
- выполнение программы нагружения с частотой до 1 Гц;
- контроль нагрузки в течение всего эксперимента с помощью регистрирующих приборов или ЭВМ с дискретностью не более 10 мс;
- относительную погрешность воспроизведения нагрузки от заданного значения при ее циклическом изменении не более 1 % в экстремальных точках и не более 10 % в промежуточных точках цикла.
2.5.4. В процессе эксплуатации работа управляющей аппаратуры поверяется выполнением тестовых программ.
СОДЕРЖАНИЕ