ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
| ИНДИКАТОР МНЕМОНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ШАССИ И  Технические требования | ОСТ 101034-85Введен впервые | 
Распоряжением Министерства от 11 июня 1985 г. № 298-89 срок действия установлен с 1 июля 1986 г. до 1 июля 1991 г.
Срок действия продлен до 01.01.2002.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на мнемонический индикатор контроля положения шасси и элементов взлетно-посадочной механизации (в дальнейшем изложении - индикатор), предназначенный для установки в кабинах экипажа маневренных самолетов.
Определения к терминам, применяемым в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении 1.
2. Индикатор должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
3. Индикатор должен индицировать положения:
- стоек шасси;
- закрылков;
- тормозных щитков;
- носков;
- консолей крыла;
- других контролируемых элементов взлетно-посадочной механизации самолета (в дальнейшем изложении - контролируемых элементов), представленных на лицевой части индикатора в виде символов мнемосхемы (в дальнейшем изложении - символов).
Размещение символов на лицевой части индикатора должно быть подобно пространственному положению контролируемых элементов на самолете. Количество символов, индицируемых на лицевой части конкретного индикатора, определяется назначением и типом самолета. Минимальный угловой размер символа должен быть не менее 6.
4. Лицевая часть конкретного индикатора должна выполняться в соответствии с базовой лицевой частью, приведенной на чертеже.

1 - символ самолета; 2 - символ промежуточного положения стоек шасси; 3 - символ выпущенного положения закрылков; 4 - символ выпущенного положения стойки шасси
Примеры выполнения лицевой части индикатора с расположением индицирующих символов в зависимости от положения контролируемых элементов приведены в справочном приложении 2.
5. Индицирующие символы в зависимости от положения контролируемых элементов должны иметь цвет свечения, указанный в табл. 1
Таблица 1
| Цвет свечения символа | |
| Выпущенное положение стойки шасси | Зеленый | 
| Промежуточное положение стойки шасси | Красный | 
| Взлетное (посадочное) положение закрылков | Зеленый | 
| Выпущенное положение носков | Зеленый | 
| Сложенное положение консолей крыла | Красный | 
| Выпущенное положение тормозных щитков | Желтый | 
Символ самолета должен быть выполнен белой матовой краской на черном фоне. Значения коэффициентов отражения символа самолета и фона должны соответствовать указанным в ОСТ 1 00415-81. Должно быть обеспечено белое (красное) освещение символа самолета в ночных условиях. Значения яркости светящегося символа должны быть не менее 0,6 кд/м2 - для белого света и 0,3 кд/м2 - для красного света.
6. Качество выдачи информации индикатором должно обеспечивать быстрое и безошибочное ее восприятие при уровне внешней освещенности 30000 лк. Значение равномерности яркости и цветность свечения символов (кроме символа самолета) должны соответствовать требованиям ОСТ 1 00533-79.
7. Взаимное влияние свечения индицирующих символов должно быть исключено.
8. Регулировка яркости свечения индицирующих символов в режиме «день-ночь» должна осуществляться в соответствии с ОСТ 1 00533-79.
9. Измерения светотехнических параметров индикатора должны проводиться в соответствии с ОСТ 1 00669-80.
10. Индикатор должен индицировать положение контролируемых элементов на всех этапах полета в соответствии с алгоритмом его работы.
11. Алгоритм работы индикатора должен быть одинаковым при использовании любой лицевой части и обеспечивается отдельным блоком управления и коммутации.
Алгоритм работы индикатора должен соответствовать указанному в табл. 2
Таблица 2
| Режим работы, цвет свечения символов | |
| Рукоятка переключателя выпуска и уборки шасси (в дальнейшем изложении - рукоятка переключателя шасси) находится в положении «Выпущено»; все стойки шасси находятся на замках выпущенного положения | Горят зеленые символы выпущенного положения всех стоек шасси | 
| Рукоятка переключателя шасси переводится в положение «Убрано»; закрылки находятся в выпущенном или взлетном положении (взлет) | Зеленые символы выпущенного положения стоек шасси гаснут по мере схода стоек шасси с замков; красный символ промежуточного положения стоек шасси загорается в момент схода любой стойки шасси с замков выпущенного положения, горит постоянно в процессе уборки шасси и гаснет после постановки всех стоек шасси на замки убранного положения | 
| Рукоятка переключателя шасси переведена в положение «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или посадочном положении (заход на посадку) | Красный символ промежуточного положения стоек шасси загорается после схода любой из стоек шасси с замка убранного положения и горит постоянно до тех пор, пока все стойки не станут на замок выпущенного положения. Зеленые символы выпущенного положения стоек шасси загораются по мере их установки на замки выпущенного положения | 
| Рукоятка переключателя шасси находится в положении «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или посадочном положении; все стойки шасси или хотя бы одна из стоек не сошли с замков убранного положения | Красный символ промежуточного положения стоек шасси горит в проблесковом режиме; выдается сигнал в сигнализатор речевых сообщений | 
| Рукоятка переключателя шасси находится в положении «Убрано»; закрылки находятся в выпущенном или посадочном положении; стойки шасси находятся на замках убранного положения; имеется посадочный признак (определенное положение рукоятки управления двигателем или определенное значение приборной скорости) | Красный символ промежуточного положения стоек шасси горит в проблесковом режиме; выдается сигнал в сигнализатор речевых сообщений | 
| Рукоятка переключателя шасси находится в положении «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или посадочном положении; все стойки шасси сошли с замков убранного положения, но хотя бы одна стойка не встала на замок выпущенного положения | Красный символ промежуточного положения стоек шасси горит постоянно | 
| Закрылки, тормозные щитки, носки, консоли крыла и другие элементы взлетно-посадочной механизации, наличие которых определяется назначением и типом самолета, сходят с замков убранного положения | Символы, соответствующие контролируемым элементам, загораются в момент схода контролируемых элементов с замков убранного положения и горят постоянно при данном положении контролируемого элемента | 
| Закрылки, тормозные щитки, носки, консоли крыла и другие элементы взлетно-посадочной механизации, наличие которых определяется назначением и типом самолета, ставятся на замки убранного положения | Символы, соответствующие контролируемым элементам, гаснут в момент постановки контролируемых элементов на замки убранного положения | 
12. Питание индикатора должно осуществляться от блока управления и коммутации, номинальное напряжение питания последнего должно быть 27 В; качество электроэнергии - по ГОСТ 19705-81.
Номинальное напряжение питания источников света для обеспечения подсвета символа самолета должно быть 5,5 В и обеспечивается от регуляторов напряжения по ОСТ 1 03537-78.
13. Сила тока, потребляемая индикатором с блоком управления, не должна превышать 2,0 А.
14. Масса индикатора с блоком управления и коммутации без монтажных деталей не должна превышать 1,8 кг.
15. Габаритные и присоединительные размеры корпуса индикатора должны соответствовать ГОСТ 20261-84 типа III-1-1-45.
16. Уровни радиопомех, создаваемые индикатором, и восприимчивость индикатора к радиопомехам должны соответствовать требованиям ОСТ 1 00406-80.
17. Индикатор должен быть прочным (стойким) и устойчивым к внешним воздействующим факторам, указанным в табл. 3.
Таблица 3
| Характеристика внешнего воздействующего фактора | Максимальное значение внешнего воздействующего фактора, степень жесткости | ||
| Наименование и обозначение | Код | ||
| Синусоидальная вибрация, 1110 | Амплитуда ускорения, м · с-2 (g) | 1111 | 49,0 (5) - V | 
| Амплитуда перемещения, мм | 1112 | 2,5 | |
| Диапазон частот, Гц | 1114 | 5 - 2000 | |
| Акустический шум, 1150 | Диапазон частот, Гц | 1151 | 100 - 10000 | 
| Уровень звукового давления (относительно 2 ´ 10-5 Па), дБ | 1153 | 130 - I | |
| Механический удар одиночного действия, 1220 | Пиковое ударное ускорение, м · с2 (g) | 1211 | 147,0 (15) - I | 
| Длительность действия ударного ускорения, мс | 1212 | 15,0 | |
| Механический удар многократного действия, 1210 | Пиковое ударное ускорение, м · с2 (g) | 1211 | 78,5 (8) - II | 
| Длительность действия ударного ускорения, мс | 1212 | 20,0 | |
| Линейное ускорение, 1310 | Значение линейного ускорения, м · с2 (g) | 1311 | 98,1 (10) - II | 
| 147,0 (15) - II | |||
| для узлов крепления | |||
| Изменение атмосферного давления, 2130 | Диапазон изменения давления, кПа (мм рт.ст.) | 2133 | С 41,0 до Рн | 
| (с 307,0 до Рн) -I I | |||
| Повышенная температура среды, 2210 | Рабочая, °С | 2211 | 60 - I | 
| Рабочая кратковременная, °С | - | 70 - I | |
| Предельная, °С | 2213 | 85 - I | |
| Пониженная температура среды, 2220 | Рабочая, °С | 2221 | -60 - I | 
| Предельная, °С | 2223 | ||
| Атмосферное пониженное давление, 2120 | Рабочее, кПа (мм рт.ст.) | 2121 | 0,67 (5) - I | 
| Циклическое изменение температуры среды | От предельной повышенной до предельной пониженной, °С | - | +85 | 
| -60 | |||
| Повышенная влажность, 2310 | Влажность относительная предельная при температуре 35 °С, % | 2311 | 100 - I | 
| Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение), 2420 | Относительная влажность при температуре 28 °С, %, не менее | - | 95 | 
| Пониженная температура, °C | - | -30 | |
| Пониженное давление, кПа (мм рт.ст.), не менее | - | 22,67 (170) | |
| Соляной (морской) туман, 2430 | Водность, г · м-3 | 2431 | 2 - 3 - I | 
| Температура, °C | - | 35 - I | |
| Плесневые грибы, 3110 | Повышенная влажность, % | - | 95 - 98 | 
| Температура, °C | - | 29 | |
| Статическая пыль, 2510 | Влажность относительная пониженная, % | - | 50 - I | 
| Скорость циркуляции, м · с-1 | - | 0,5 - 1,0 - I | |
| Массовая концентрация, г · м-3 | 2511 | 3 - I | |
18. Индикатор должен оставаться работоспособным в условиях g и n-облучений с уровнями, установленными по действующей в отрасли документации.
19. Значения сопротивления изоляции электрических цепей индикатора должны соответствовать указанным в табл. 4.
Таблица 4
| Сопротивление изоляции, МОм, не менее | |
| Нормальные климатические условия | 20 | 
| Повышенная предельная температура | 5 | 
| Повышенная влажность | 1 | 
20. Изоляция электрических цепей индикатора должна выдерживать без пробоя в течение 1 мин действие испытательного напряжения синусоидальной формы частотой 50 Гц, значение которого указано в табл. 5.
Таблица 5
| Эффективное значение испытательного напряжения, В, не менее | |
| Нормальные климатические условия | 500 | 
| Повышенная влажность | 300 | 
21. Показатели надежности индикатора должны соответствовать значениям, указанным в табл. 6.
Таблица 6
| Значение показателя | |
| Назначенный ресурс, ч | 3000 | 
| Назначенный срок службы, год | 10 | 
| Назначенный срок хранения, год | 6 | 
22. Индикатор должен сохранять работоспособность после транспортирования любым видом транспорта на любое расстояние.
| Термин | Определение | 
| Индикатор мнемонический | По ГОСТ 22686-77 | 
| Мнемосхема | |
| Базовая лицевая часть индикатора | Лицевая часть индикатора, содержащая элементы, расположение и наличие которых является постоянным для любого типа самолета | 

1 - символ самолета; 2 - символ промежуточного положения стоек шасси; 3 - символ выпущенного положения закрылков; 4 - символ выпущенного положения стойки шасси; 5 - символ выпущенного положения тормозных щитков; 6 - символ выпущенного положения носков; 7 - символ взлетного положения закрылков; 8 - символ посадочного положения закрылков; 9 - символ сложенного положения консолей крыла
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
| № изм. | Номера страниц | Номер «Изв. об изм.» | Подпись | Дата | Срок введения изменения | |||
| измененных | замененных | новых | аннулированных | |||||
| б | 1 | - | - | - | 12721 | 3.11.2000 | ||