ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ИНДИКАТОР МНЕМОНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ШАССИ И Технические требования |
ОСТ 101034-85Введен впервые |
Распоряжением Министерства от 11 июня 1985 г. № 298-89 срок действия установлен с 1 июля 1986 г. до 1 июля 1991 г.
Срок действия продлен до 01.01.2002.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на мнемонический индикатор контроля положения шасси и элементов взлетно-посадочной механизации (в дальнейшем изложении - индикатор), предназначенный для установки в кабинах экипажа маневренных самолетов.
Определения к терминам, применяемым в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении 1.
2. Индикатор должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
3. Индикатор должен индицировать положения:
- стоек шасси;
- закрылков;
- тормозных щитков;
- носков;
- консолей крыла;
- других контролируемых элементов взлетно-посадочной механизации самолета (в дальнейшем изложении - контролируемых элементов), представленных на лицевой части индикатора в виде символов мнемосхемы (в дальнейшем изложении - символов).
Размещение символов на лицевой части индикатора должно быть подобно пространственному положению контролируемых элементов на самолете. Количество символов, индицируемых на лицевой части конкретного индикатора, определяется назначением и типом самолета. Минимальный угловой размер символа должен быть не менее 6.
4. Лицевая часть конкретного индикатора должна выполняться в соответствии с базовой лицевой частью, приведенной на чертеже.
1 - символ самолета; 2 - символ промежуточного положения стоек шасси; 3 - символ выпущенного положения закрылков; 4 - символ выпущенного положения стойки шасси
Примеры выполнения лицевой части индикатора с расположением индицирующих символов в зависимости от положения контролируемых элементов приведены в справочном приложении 2.
5. Индицирующие символы в зависимости от положения контролируемых элементов должны иметь цвет свечения, указанный в табл. 1
Таблица 1
Цвет свечения символа |
|
Выпущенное положение стойки шасси |
Зеленый |
Промежуточное положение стойки шасси |
Красный |
Взлетное (посадочное) положение закрылков |
Зеленый |
Выпущенное положение носков |
Зеленый |
Сложенное положение консолей крыла |
Красный |
Выпущенное положение тормозных щитков |
Желтый |
Символ самолета должен быть выполнен белой матовой краской на черном фоне. Значения коэффициентов отражения символа самолета и фона должны соответствовать указанным в ОСТ 1 00415-81. Должно быть обеспечено белое (красное) освещение символа самолета в ночных условиях. Значения яркости светящегося символа должны быть не менее 0,6 кд/м2 - для белого света и 0,3 кд/м2 - для красного света.
6. Качество выдачи информации индикатором должно обеспечивать быстрое и безошибочное ее восприятие при уровне внешней освещенности 30000 лк. Значение равномерности яркости и цветность свечения символов (кроме символа самолета) должны соответствовать требованиям ОСТ 1 00533-79.
7. Взаимное влияние свечения индицирующих символов должно быть исключено.
8. Регулировка яркости свечения индицирующих символов в режиме «день-ночь» должна осуществляться в соответствии с ОСТ 1 00533-79.
9. Измерения светотехнических параметров индикатора должны проводиться в соответствии с ОСТ 1 00669-80.
10. Индикатор должен индицировать положение контролируемых элементов на всех этапах полета в соответствии с алгоритмом его работы.
11. Алгоритм работы индикатора должен быть одинаковым при использовании любой лицевой части и обеспечивается отдельным блоком управления и коммутации.
Алгоритм работы индикатора должен соответствовать указанному в табл. 2
Таблица 2
Режим работы, цвет свечения символов |
|
Рукоятка переключателя выпуска и уборки шасси (в дальнейшем изложении - рукоятка переключателя шасси) находится в положении «Выпущено»; все стойки шасси находятся на замках выпущенного положения |
Горят зеленые символы выпущенного положения всех стоек шасси |
Рукоятка переключателя шасси переводится в положение «Убрано»; закрылки находятся в выпущенном или взлетном положении (взлет) |
Зеленые символы выпущенного положения стоек шасси гаснут по мере схода стоек шасси с замков; красный символ промежуточного положения стоек шасси загорается в момент схода любой стойки шасси с замков выпущенного положения, горит постоянно в процессе уборки шасси и гаснет после постановки всех стоек шасси на замки убранного положения |
Рукоятка переключателя шасси переведена в положение «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или посадочном положении (заход на посадку) |
Красный символ промежуточного положения стоек шасси загорается после схода любой из стоек шасси с замка убранного положения и горит постоянно до тех пор, пока все стойки не станут на замок выпущенного положения. Зеленые символы выпущенного положения стоек шасси загораются по мере их установки на замки выпущенного положения |
Рукоятка переключателя шасси находится в положении «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или посадочном положении; все стойки шасси или хотя бы одна из стоек не сошли с замков убранного положения |
Красный символ промежуточного положения стоек шасси горит в проблесковом режиме; выдается сигнал в сигнализатор речевых сообщений |
Рукоятка переключателя шасси находится в положении «Убрано»; закрылки находятся в выпущенном или посадочном положении; стойки шасси находятся на замках убранного положения; имеется посадочный признак (определенное положение рукоятки управления двигателем или определенное значение приборной скорости) |
Красный символ промежуточного положения стоек шасси горит в проблесковом режиме; выдается сигнал в сигнализатор речевых сообщений |
Рукоятка переключателя шасси находится в положении «Выпущено»; закрылки находятся в выпущенном или посадочном положении; все стойки шасси сошли с замков убранного положения, но хотя бы одна стойка не встала на замок выпущенного положения |
Красный символ промежуточного положения стоек шасси горит постоянно |
Закрылки, тормозные щитки, носки, консоли крыла и другие элементы взлетно-посадочной механизации, наличие которых определяется назначением и типом самолета, сходят с замков убранного положения |
Символы, соответствующие контролируемым элементам, загораются в момент схода контролируемых элементов с замков убранного положения и горят постоянно при данном положении контролируемого элемента |
Закрылки, тормозные щитки, носки, консоли крыла и другие элементы взлетно-посадочной механизации, наличие которых определяется назначением и типом самолета, ставятся на замки убранного положения |
Символы, соответствующие контролируемым элементам, гаснут в момент постановки контролируемых элементов на замки убранного положения |
12. Питание индикатора должно осуществляться от блока управления и коммутации, номинальное напряжение питания последнего должно быть 27 В; качество электроэнергии - по ГОСТ 19705-81.
Номинальное напряжение питания источников света для обеспечения подсвета символа самолета должно быть 5,5 В и обеспечивается от регуляторов напряжения по ОСТ 1 03537-78.
13. Сила тока, потребляемая индикатором с блоком управления, не должна превышать 2,0 А.
14. Масса индикатора с блоком управления и коммутации без монтажных деталей не должна превышать 1,8 кг.
15. Габаритные и присоединительные размеры корпуса индикатора должны соответствовать ГОСТ 20261-84 типа III-1-1-45.
16. Уровни радиопомех, создаваемые индикатором, и восприимчивость индикатора к радиопомехам должны соответствовать требованиям ОСТ 1 00406-80.
17. Индикатор должен быть прочным (стойким) и устойчивым к внешним воздействующим факторам, указанным в табл. 3.
Таблица 3
Характеристика внешнего воздействующего фактора |
Максимальное значение внешнего воздействующего фактора, степень жесткости |
||
Наименование и обозначение |
Код |
||
Синусоидальная вибрация, 1110 |
Амплитуда ускорения, м · с-2 (g) |
1111 |
49,0 (5) - V |
Амплитуда перемещения, мм |
1112 |
2,5 |
|
Диапазон частот, Гц |
1114 |
5 - 2000 |
|
Акустический шум, 1150 |
Диапазон частот, Гц |
1151 |
100 - 10000 |
Уровень звукового давления (относительно 2 ´ 10-5 Па), дБ |
1153 |
130 - I |
|
Механический удар одиночного действия, 1220 |
Пиковое ударное ускорение, м · с2 (g) |
1211 |
147,0 (15) - I |
Длительность действия ударного ускорения, мс |
1212 |
15,0 |
|
Механический удар многократного действия, 1210 |
Пиковое ударное ускорение, м · с2 (g) |
1211 |
78,5 (8) - II |
Длительность действия ударного ускорения, мс |
1212 |
20,0 |
|
Линейное ускорение, 1310 |
Значение линейного ускорения, м · с2 (g) |
1311 |
98,1 (10) - II |
147,0 (15) - II |
|||
для узлов крепления |
|||
Изменение атмосферного давления, 2130 |
Диапазон изменения давления, кПа (мм рт.ст.) |
2133 |
С 41,0 до Рн |
(с 307,0 до Рн) -I I |
|||
Повышенная температура среды, 2210 |
Рабочая, °С |
2211 |
60 - I |
Рабочая кратковременная, °С |
- |
70 - I |
|
Предельная, °С |
2213 |
85 - I |
|
Пониженная температура среды, 2220 |
Рабочая, °С |
2221 |
-60 - I |
Предельная, °С |
2223 |
||
Атмосферное пониженное давление, 2120 |
Рабочее, кПа (мм рт.ст.) |
2121 |
0,67 (5) - I |
Циклическое изменение температуры среды |
От предельной повышенной до предельной пониженной, °С |
- |
+85 |
-60 |
|||
Повышенная влажность, 2310 |
Влажность относительная предельная при температуре 35 °С, % |
2311 |
100 - I |
Атмосферные конденсированные осадки (роса и внутреннее обледенение), 2420 |
Относительная влажность при температуре 28 °С, %, не менее |
- |
95 |
Пониженная температура, °C |
- |
-30 |
|
Пониженное давление, кПа (мм рт.ст.), не менее |
- |
22,67 (170) |
|
Соляной (морской) туман, 2430 |
Водность, г · м-3 |
2431 |
2 - 3 - I |
Температура, °C |
- |
35 - I |
|
Плесневые грибы, 3110 |
Повышенная влажность, % |
- |
95 - 98 |
Температура, °C |
- |
29 |
|
Статическая пыль, 2510 |
Влажность относительная пониженная, % |
- |
50 - I |
Скорость циркуляции, м · с-1 |
- |
0,5 - 1,0 - I |
|
Массовая концентрация, г · м-3 |
2511 |
3 - I |
18. Индикатор должен оставаться работоспособным в условиях g и n-облучений с уровнями, установленными по действующей в отрасли документации.
19. Значения сопротивления изоляции электрических цепей индикатора должны соответствовать указанным в табл. 4.
Таблица 4
Сопротивление изоляции, МОм, не менее |
|
Нормальные климатические условия |
20 |
Повышенная предельная температура |
5 |
Повышенная влажность |
1 |
20. Изоляция электрических цепей индикатора должна выдерживать без пробоя в течение 1 мин действие испытательного напряжения синусоидальной формы частотой 50 Гц, значение которого указано в табл. 5.
Таблица 5
Эффективное значение испытательного напряжения, В, не менее |
|
Нормальные климатические условия |
500 |
Повышенная влажность |
300 |
21. Показатели надежности индикатора должны соответствовать значениям, указанным в табл. 6.
Таблица 6
Значение показателя |
|
Назначенный ресурс, ч |
3000 |
Назначенный срок службы, год |
10 |
Назначенный срок хранения, год |
6 |
22. Индикатор должен сохранять работоспособность после транспортирования любым видом транспорта на любое расстояние.
Термин |
Определение |
Индикатор мнемонический |
По ГОСТ 22686-77 |
Мнемосхема |
|
Базовая лицевая часть индикатора |
Лицевая часть индикатора, содержащая элементы, расположение и наличие которых является постоянным для любого типа самолета |
1 - символ самолета; 2 - символ промежуточного положения стоек шасси; 3 - символ выпущенного положения закрылков; 4 - символ выпущенного положения стойки шасси; 5 - символ выпущенного положения тормозных щитков; 6 - символ выпущенного положения носков; 7 - символ взлетного положения закрылков; 8 - символ посадочного положения закрылков; 9 - символ сложенного положения консолей крыла
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
№ изм. |
Номера страниц |
Номер «Изв. об изм.» |
Подпись |
Дата |
Срок введения изменения |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
|||||
б |
1 |
- |
- |
- |
12721 |
3.11.2000 |
||