ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ВЕРТОЛЕТОВ Общие технические требования |
ОСТ 1 00660-73 На 11 страницах Введен впервые Проверено в 1986 г. |
Распоряжением Министерства
от 14 декабря 1973 г. № 087-16
срок введения установлен с 1 июля 1974 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модифицируемые гидравлические системы вертолетов (в дальнейшем изложении - гидросистемы) и устанавливает требования к структуре гидросистем, защите элементов, а также требования к эксплуатационной технологичности.
2. Гидравлические системы должны проектироваться с учетом обеспечения работоспособности систем и механизмов с гидроприводом, от которых зависит безопасность полета и посадки вертолета, при любом отказе отдельного элемента одной гидросистемы, а также обеспечения работоспособности системы управления на земле на режимах малого газа двигателей и эксплуатации вертолетов во внеаэродромных условиях.
Пояснения терминов, используемых в стандарте, приведены в справочном приложении.
3. Гидросистемы должны обеспечивать:
- надежную работу механизмов и агрегатов на всех скоростях полета и эволюциях;
- работоспособность механизмов и агрегатов за время, предусмотренное тактико-техническими требованиями (ТТТ) к вертолету.
4. Работоспособность гидросистем должна обеспечиваться на режиме авторотации несущего винта вертолета.
5. Надежность гидросистем должна обеспечиваться:
- рациональным выбором структурной и принципиальной схем;
- применением комплектующих элементов с высокими характеристиками надежности;
- наличием элементов и устройств, предотвращающих недопустимые режимы работы систем при отказах и неисправностях;
- наличием устройств контроля и сигнализации.
6. Гидросистемы должны пройти испытания на натурных стендах и вертолете с целью проверки работоспособности, установленных ограничений и надежности работы.
7. На вертолетах, управление которыми без применения усилительных механизмов невозможно или затруднено, должны быть две гидросистемы управления (гидросистема 1 и 2). При специальных требованиях к продолжению полета или выполнению задания должна быть предусмотрена аварийная гидросистема управления или аварийный источник питания.
Примечания: 1. Любую из гидросистем управления допускается использовать в качестве основной или дублирующей гидросистемы.
2. На вертолетах, управление которыми возможно без усилительных механизмов, допускается одна гидросистема.
8. На вертолетах с двумя гидросистемами управления гидроприводы с механическим управлением и гидроприводы автопилота должны быть резервированы с обеспечением питания приводов по принципу пассивного резервирования.
Примечания: 1. Активное резервирование допускается применять при подтверждении расчетом более высокой надежности и экономической эффективности.
2. В системах управления легких и средних вертолетов допускается применение нерезервированных гидроприводов с механическим управлением с обеспечением питания от двух систем через переключающее устройство гидропривода.
3. Допускается применение нерезервированных гидроприводов автопилота с питанием только от одной гидросистемы или от двух гидросистем через переключающее устройство гидропривода.
9. В гидросистемах с пассивным резервированием переключение питания гидроприводов систем управления с основной гидросистемы на резервную должно быть автоматическим.
Элементы автоматического переключения гидросистем должны быть дублированы.
10. В гидросистемах должны быть предусмотрены устройства для ручного переключения питания гидроприводов с одной гидросистемы на другую. При переключениях гидросистем, а также при отказе любого из элементов гидросистем, в том числе элементов переключения, должно быть исключено выключение обеих гидросистем. Время переключения гидросистем на полетных режимах работы гидроприводов при нормальной температуре не должно быть более 0,3 с.
11. В гидроприводах с управлением от автопилота должны быть предусмотрены устройства для включения и выключения летчиком в полете питания гидроприводов автопилота.
12. Переключение питания гидроприводов автопилота или их отключение от гидросистем не должно вызывать потерю устойчивости вертолета и влиять на безопасное управление вертолетом.
13. При переключении в гидросистемах управления должна быть исключена передача внешних нагрузок на органы управления полетом.
14. В гидроприводах систем управления должно быть предусмотрено кольцевание полостей гидроцилиндров при отсутствии давления питания.
15. Автоматическое переключение питания гидроприводов систем управления с одной гидросистемы на другую должно обеспечиваться независимо от положения элементов, рычагов или кнопок систем управления вертолета и от подачи электропитания к электрогидравлическим элементам и устройствам.
16. Для питания гидроприводов вспомогательных систем и механизмов на вертолете должна быть предусмотрена вспомогательная гидросистема.
Примечания: 1. В технически обоснованных случаях допускается питание приводов вспомогательных систем и механизмов от основной гидросистемы управления.
2. При специальных требованиях к продолжению полета или выполнению задания допускается аварийное питание гидроприводов систем управления от вспомогательной гидросистемы.
17. Питание приводов вспомогательных систем и механизмов, важных для обеспечения безопасного полета, посадки вертолета и выполнения задания, должно быть дублировано.
Примечание. В технически обоснованных случаях допускается резервное питание приводов вспомогательных систем и механизмов от аварийной пневматической системы или от гидросистем управления.
18. В каждой гидросистеме должны применяться гидронасосы переменной подачи по ОСТ 1 00964-80.
Примечания: 1. При применении в каждой гидросистеме управления по два насоса один из насосов допускается использовать для питания приводов вспомогательных систем и механизмов. При переключении питания гидроприводов систем управления с основной гидросистемы на дублирующую должно быть предусмотрено автоматическое отключение вспомогательных приводов от дублирующей гидросистемы.
2. В гидросистемах допускается использование пневмогидроаккумуляторов в качестве дополнительного источника питания.
19. Должно быть предусмотрено питание гидроприводов вспомогательных систем и механизмов, работа которых требуется на земле, при неработающих основных двигателях вертолета.
20. В гидросистемах при необходимости должны быть предусмотрены устройства для гашения гидравлических ударов и колебаний давления.
21. Каждая гидросистема должна иметь отдельный гидробак, при выборе конструкции и размеров которого должно учитываться изменение объема рабочей среды в гидросистеме в зависимости от температуры, работы пневмогидроаккумуляторов, гидроцилиндров с дифференциальными поршнями.
Примечание. Допускается применение как открытых, так и закрытых гидросистем.
22. Конструкция баков и их установка на вертолете должны обеспечивать надежную работу насосов при всех допустимых положениях и эволюциях вертолета.
23. На вертолетах должна быть предусмотрена закрытая заправка рабочей жидкости в гидросистемы с фильтрацией заправляемой жидкости.
24. В конструкции бака должна быть предусмотрена заливная горловина с сетчатым фильтром. Заправка рабочей жидкости в гидросистемы через заливные горловины допускается только во внеаэродромных условиях при отсутствии наземных средств для закрытой заправки.
25. В гидросистемах в качестве рабочей жидкости должно применяться масло АМГ-10 по ГОСТ 6794-75. Чистота заправляемой в систему рабочей жидкости должна быть не грубее 4-го класса по ГОСТ 17216-71.
В технически обоснованных случаях допускается применение других рабочих жидкостей.
26. В дренажных линиях баков, находящихся под атмосферным давлением, должны быть предусмотрены воздушные фильтры для защиты рабочей жидкости от загрязнения механическими частицами.
27. В баках гидросистем должны быть предусмотрены устройства для компенсации перетечек из одной гидросистемы в другую.
28. Штуцер всасывания в баке должен находиться выше дна бака для защиты от попадания отстоя в систему.
28. В гидросистемах должны быть предусмотрены устройства для слива отстоя жидкости из баков и фильтров.
30. В каждой гидросистеме должны быть предусмотрены непрерывный контроль давления в напорных линиях по дистанционным указателям давления и световая сигнализация, информирующая о наличии давления питания гидроприводов систем управления.
При пассивном резервировании должна быть предусмотрена световая сигнализация, информирующая о неисправности резервной гидросистемы.
31. В каждой гидросистеме должны быть предусмотрены дистанционный контроль температуры рабочей жидкости и устройства для наземного контроля давления зарядки пневмогидроаккумуляторов и уровня жидкости в баках.
32. Отказы или неисправности систем контроля и сигнализации не должны влиять на безопасное управление вертолетом.
33. Подача ложного сигнала в систему контроля и сигнализации должна быть исключена.
34. Для зашиты гидросистем от недопустимого повышения давления в напорных гидролиниях должны быть предусмотрены предохранительные гидроклапаны.
35. В напорных и сливных гидролиниях каждой гидросистемы должны быть предусмотрены фильтры с тонкостью фильтрации не более 16 мкм.
36. Для обеспечения допустимых температур рабочей жидкости во всех эксплуатационных условиях должно быть предусмотрено охлаждение агрегатов, трубопроводов или рабочей жидкости в гидросистемах.
37. В гидросистемах, имеющих участки с замкнутыми объемами, должны быть предусмотрены устройства для предохранения этих участков от недопустимого повышения давления при изменении температуры рабочей среды.
38. Элементы и агрегаты гидросистем должны выдерживать по прочности давление в соответствии с ОСТ 1 00095-73.
39. При применении аварийной пневматической системы для резервного питания приводов вспомогательных систем и механизмов должна быть предусмотрена возможность удаления газа из гидросистемы после полета.
40. Гидросистема должна быть устойчивой, прочной и стойкой к внешним воздействующим факторам, указанным в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика внешнего воздействующего фактора |
Максимальное значение (диапазон) внешнего воздействующего фактора, степень жесткости и предъявляемое требование |
|
Синусоидальная вибрация |
Амплитуда ускорения, м×с-2 (g) |
294 (30) |
Амплитуда перемещения, мм |
2,5 |
|
Частота, Гц |
2 - 2000 |
|
Механический удар многократного действия |
Пиковое ударное ускорение, м×с-2 (g) |
49 (5), прочность |
Длительность действия ударного ускорения, мс |
20 |
|
Линейное ускорение |
Значение линейного ускорения, м×с-2 (g) |
49 (5) - I |
Атмосферное пониженное давление |
Рабочее давление, кПа (мм рт.ст.) |
46,7 (350) - I |
Повышенная температура среды |
Рабочая, °С |
+60 |
Предельная, °С |
+85 |
|
Пониженная температура среды |
Рабочая, °С |
-40 |
Предельная, °С |
-60 - II |
|
Повышенная влажность |
Относительная влажность при температуре +35 °С, % |
100 - I - II |
Роса и внутреннее обледенение |
Диапазон изменения температур, °С |
От +28 до -30 |
Пониженное давление, кПа (мм рт.ст.), не менее |
22,67 (170) |
|
Относительная влажность при температуре +28 °С, %, не менее |
95 |
|
Соляной (морской) туман |
Водность, г×м-3 |
2 - 3 - II |
Температура, °С |
+35 - II |
|
Статическая пыль (песок) |
Относительная влажность, % |
50 - I |
Массовая концентрация, г×м-3 |
3 - I |
|
Скорость циркуляции, м×с-1 |
0,52 - 1,00 - I |
|
Плесневые грибы |
Относительная повышенная влажность, % |
98 |
Температура, °С |
+29 |
Примечания:
1. На частотах до 10 Гц допускается амплитуда вибраций до 10 мм, на частотах от 10 до 20 Гц допускается кратковременное повышение амплитуды вибраций до 2 мм.
2. Конкретные значения вибрационных нагрузок для каждого агрегата и элемента гидросистемы допускается устанавливать в зависимости от места установки их на вертолете.
3. Конкретные значения внешних воздействующих факторов для каждого агрегата гидросистемы задаются в ТЗ на разработку в зависимости от места их установки на вертолете.
41. Гидросистема должна быть работоспособна при значениях температур рабочей жидкости, указанных в табл. 2.
Таблица 2
Значения параметров |
|
Повышенная температура рабочей жидкости, °С: |
|
рабочая |
+100 |
предельная |
+125 |
Пониженная температура рабочей жидкости, С: |
|
рабочая |
-30 |
предельная |
-60 |
Время работы системы в диапазоне температур рабочей жидкости от плюс 100 до плюс 125 °С за ресурс, ч, не более |
2 |
42. В гидросистемах не должно быть конструктивных элементов, узлов и агрегатов с резонансными частотами до 55 Гц.
Примечание. Резонансные частоты допускаются при условии обеспечения устойчивости и прочности агрегатов и их креплений.
43. Крепления элементов и агрегатов гидросистем не должны вызывать недопустимых вибраций, должны исключать передачу нагрузок, возникающих при работе, на присоединенные к ним трубопроводы.
44. Вибрации гидроприводов и их соединения не должны вызывать недопустимых колебаний органов управления полетом.
45. Внешняя герметичность каждого узла уплотнения агрегатов гидросистем в установленном стандартом диапазоне температур окружающей среды и рабочей жидкости должна соответствовать ОСТ 1 00128-74:
а) для неподвижных соединений группе 1 - 8;
б) для подвижных соединений:
- в начале эксплуатации группе 1 - 9 при отсутствии давления питания в гидросистеме и группе 1 - 10 при работе гидросистемы;
- в процессе эксплуатации не более 1 см3 за 10 ч при отсутствии организованного сбора утечек;
- в процессе эксплуатации при организованном сборе утечек допускается увеличение утечек по каждому узлу уплотнений до группы 1 - 13 при условии, что суммарные утечки по каждому агрегату, имеющему до четырех узлов уплотнений, также не будут превышать группы 1 - 13.
При наличии в агрегате более четырех узлов уплотнений суммарные утечки допускаются из расчета не более 0,25 см3/ч на один узел уплотнения.
46. Конструкция пневмогидроаккумуляторов и других пневмогидравлических агрегатов не должна допускать перетекания жидкости в газовую полость и газа в жидкостную полость.
47. Для соединения элементов, имеющих относительные перемещения, должны быть предусмотрены устройства для компенсации деформаций.
48. Участки гидросистем с возможностью механического повреждения должны иметь специальную защиту.
49. Элементы и агрегаты гидросистем, расположенные в горячей зоне силовых установок, должны быть защищены противопожарными перегородками.
50. Для предотвращения возможности одновременного разрушения элементов нескольких гидросистем от боевых средств, пожара и взрыва элементы одной гидросистемы управления должны быть разнесены на максимально возможное расстояние от элементов другой гидросистемы или иметь специальную защиту.
51. Конструкция, расположение и установка агрегатов и элементов гидросистем должны обеспечивать:
- доступ к агрегатам и элементам гидросистем с необходимым инструментом для обслуживания и замены;
- легкосъёмность агрегатов и элементов;
- возможность контроля;
- взаимозаменяемость;
- минимальное количество точек обслуживания.
52. В гидросистемах должны быть предусмотрены устройства для проверки работоспособности гидросистем и гидроприводов от наземной установки.
Примечание. При специальных требованиях допускается установка на вертолете устройств для проверки работоспособности гидросистем и гидроприводов без запуска основных двигателей.
53. Расположение бортовых штуцеров для закрытой заправки и проверки гидросистем должно обеспечивать удобное подсоединение наземных средств. Места расположения штуцеров должны иметь соответствующие надписи и обозначения.
54. Снятие фильтроэлементов должно производиться без демонтажа расположенных рядом агрегатов и трубопроводов. При осмотре и замене фильтроэлементов должно быть исключено вытекание жидкости из гидросистем.
55. Краны и штуцера слива жидкости из гидробаков и фильтров должны иметь удобный доступ и исключать загрязнение вертолета жидкостью.
56. Показатели надежности гидросистем и их значения должны соответствовать указанным в табл. 3.
Таблица 3
Значение показателя |
|
Вероятность безотказной работы |
0,999 |
Назначенный срок службы, год |
20 |
Назначенный ресурс, ч |
3000 |
Приложение
Справочное
ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ
Гидравлическая система (гидросистема) - совокупность источников питания, элементов и устройств, обеспечивающих передачу энергии к гидроприводам посредством жидкости.
Гидросистема управления - гидросистема, обеспечивающая работоспособность следящих гидроприводов систем управления.
Время переключения систем - промежуток времени от минимального допустимого значения давления при понижении давления в одной гидросистеме до достижения минимального допустимого значения давления при повышении давления в другой гидросистеме.
Вспомогательная гидросистема - гидросистема, обеспечивающая работоспособность приводов вспомогательных систем и механизмов.
Пассивное резервирование - вид резервирования, обеспечивающий включение резервного питания и работу гидроприводов от одной из гидросистем только при отказе другой.
Активное резервирование - вид резервирования, обеспечивающий работу гидроприводов от двух и более независимых гидросистем одновременно.
Открытая гидросистема - гидросистема, имеющая контакт рабочей жидкости в гидробаке с атмосферой.
Закрытая гидросистема - гидросистема с избыточным давлением в гидробаке, не имеющая контакта рабочей жидкости с атмосферой.
Основная гидросистема - гидросистема управления, предназначенная для постоянного использования в полете и на земле при пассивном резервировании.
Дублирующая гидросистема - резервная гидросистема управления, предназначенная для использования только при отказах или неисправностях основной гидросистемы при пассивном резервировании.