ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
| ПОКРЫТИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ НА ОСНОВЕ ПОЛИУРЕТАНОВЫХ ЭМАЛЕЙ ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ) Показатели и нормы качества | ОСТ 1 00481-83Введен впервые | 
Распоряжением Министерства от 26 сентября 1983 г. № 298-35 срок введения установлен с 1 января 1988 г.
1. Настоящий стандарт устанавливает показатели и нормы качества лакокрасочных покрытий на основе полиуретановых эмалей (в дальнейшем изложении - покрытия) внешних поверхностей пассажирских самолетов (вертолетов).
2. Показатели и нормы качества покрытия внешних поверхностей пассажирских самолетов (вертолетов) должны соответствовать указанным в таблице.
| Норма | Метод испытания (контроля)* | |
| Внешний вид | По образцу (эталону) | Визуально | 
| Блеск, %, не менее | 60 | ГОСТ 896-69 на образце-свидетеле | 
| Шероховатость Ra, мкм | По ОСТ 1 02507-84 | ГОСТ 2789-73 на образце-свидетеле, профилограф-профилометр модель 252 или методом слепков по действующей в отрасли документации, см. приложение | 
| Адгезия к сплаву Д16АТ по ГОСТ 21631-76 Ан.Окс.упл, балл, не более: | ГОСТ 15140-78 раздел 2 | |
| исходная | 1 | |
| после выдержки в дистиллированной воде в течение 5 сут | 2 | ТУ 6-10-1758-80 | 
| Твердость при 20 °С, стеклянное число, не менее | 0,6 | ГОСТ 5233-67 | 
| Прочность при растяжении, глубина вдавливания пуансона, мм не менее | 5 | ОСТ 6-10-411-77 | 
| Прочность при ударе, работа, Дж (кгс·см), не менее | 5 (50) | |
| Стойкость к действию дистиллированной воды, ч, не менее | 100 Внешний вид без изменения | |
| Защитные свойства в 3 %-ном растворе NaCl (туман) при (20 + 5) °С и влажности 98 %, ч, не менее | 1000 Внешний вид без изменения, коррозионное поражение отсутствует | |
| Стойкость к перепаду температуры от -60 до +100 °С, 16 циклов (1 цикл - 16 ч, 20 °С, влажность 98 %; 1 ч, -60 °С; 3 ч, 100 °С; 1 ч, -60 °С; 3 ч, 100 °С): | Внешний вид без изменения | Визуально | 
| прочность при растяжении, глубина вдавливания пуансона, мм, не менее | 4 | ОСТ 6-10-411-77 | 
| прочность при ударе, работа, Дж (кгс´см), не менее | 5 (50) | |
| Стойкость к действию масла ВНИИ НП 50-1-4у по ТУ 38 401590-86 при 20 °С в течение 1000 ч, стеклянное число, не менее | 0,4 | ГОСТ 5233-67 | 
| Стойкость к действию гидравлической жидкости НГЖ-4 по ТУ 38 101740-78 при 20 °С в течение 100 ч, стеклянное число, не менее | 0,3 | ГОСТ 5233-67 и ТУ 6-10-1758-80 | 
| Грибостойкость | 0 | ГОСТ 9.050-75 раздел 2 | 
| Толщина системы покрытия, мкм. | 60 - 90 | ОСТ 1 90378-88 | 
| * Для справки. Примечания: 1. Испытания по всем показателям, кроме твердости, проводят в системе покрытия, применяемой на самолетах (вертолетах). Твердость определяют у покрытия эмали. 2. Внешний вид, блеск, шероховатость, толщину контролировать после выдержки образцов в течение 3 сут, остальные показатели контролировать после выдержки образцов в течение 10 сут. 3. Адгезию и шероховатость определять на пластинках из алюминиевого сплава Д16АТ по ГОСТ 21631-76 размером 70´150´1 мм. 4. Стойкость покрытия к действию масла ВНИИ НП 50-1-4у по ТУ 38 401590-86 определять аналогично стойкости покрытия к действию гидравлической жидкости НГЖ-4 по ТУ 38 101740-78. 5. На предприятиях-разработчиках самолетов (вертолетов) контролируются все показатели. На серийных предприятиях-изготовителях самолетов (вертолетов) контролируются внешний вид, блеск, шероховатость, толщина. | ||
3. Срок службы покрытия (до появления трещин и отслаивания) не менее 4 лет с ремонтом его в процессе эксплуатации в местах локального нарушения покрытия.
4. Покрытие должно быть ремонтно-пригодным - способным к восстановлению в процессе эксплуатации:
- с удалением старого покрытия;
- без удаления старого покрытия (мелкий ремонт).
Справочное
| Номер пункта, в котором дана ссылка | |
| ММ 1.4. 1785-87 | 2 |