ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ПОКРЫТИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ НА ОСНОВЕ ПОЛИУРЕТАНОВЫХ ЭМАЛЕЙ ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ) Показатели и нормы качества |
ОСТ 1 00481-83Введен впервые |
Распоряжением Министерства от 26 сентября 1983 г. № 298-35 срок введения установлен с 1 января 1988 г.
1. Настоящий стандарт устанавливает показатели и нормы качества лакокрасочных покрытий на основе полиуретановых эмалей (в дальнейшем изложении - покрытия) внешних поверхностей пассажирских самолетов (вертолетов).
2. Показатели и нормы качества покрытия внешних поверхностей пассажирских самолетов (вертолетов) должны соответствовать указанным в таблице.
Норма |
Метод испытания (контроля)* |
|
Внешний вид |
По образцу (эталону) |
Визуально |
Блеск, %, не менее |
60 |
ГОСТ 896-69 на образце-свидетеле |
Шероховатость Ra, мкм |
По ОСТ 1 02507-84 |
ГОСТ 2789-73 на образце-свидетеле, профилограф-профилометр модель 252 или методом слепков по действующей в отрасли документации, см. приложение |
Адгезия к сплаву Д16АТ по ГОСТ 21631-76 Ан.Окс.упл, балл, не более: |
ГОСТ 15140-78 раздел 2 |
|
исходная |
1 |
|
после выдержки в дистиллированной воде в течение 5 сут |
2 |
ТУ 6-10-1758-80 |
Твердость при 20 °С, стеклянное число, не менее |
0,6 |
ГОСТ 5233-67 |
Прочность при растяжении, глубина вдавливания пуансона, мм не менее |
5 |
ОСТ 6-10-411-77 |
Прочность при ударе, работа, Дж (кгс·см), не менее |
5 (50) |
|
Стойкость к действию дистиллированной воды, ч, не менее |
100 Внешний вид без изменения |
|
Защитные свойства в 3 %-ном растворе NaCl (туман) при (20 + 5) °С и влажности 98 %, ч, не менее |
1000 Внешний вид без изменения, коррозионное поражение отсутствует |
|
Стойкость к перепаду температуры от -60 до +100 °С, 16 циклов (1 цикл - 16 ч, 20 °С, влажность 98 %; 1 ч, -60 °С; 3 ч, 100 °С; 1 ч, -60 °С; 3 ч, 100 °С): |
Внешний вид без изменения |
Визуально |
прочность при растяжении, глубина вдавливания пуансона, мм, не менее |
4 |
ОСТ 6-10-411-77 |
прочность при ударе, работа, Дж (кгс´см), не менее |
5 (50) |
|
Стойкость к действию масла ВНИИ НП 50-1-4у по ТУ 38 401590-86 при 20 °С в течение 1000 ч, стеклянное число, не менее |
0,4 |
ГОСТ 5233-67 |
Стойкость к действию гидравлической жидкости НГЖ-4 по ТУ 38 101740-78 при 20 °С в течение 100 ч, стеклянное число, не менее |
0,3 |
ГОСТ 5233-67 и ТУ 6-10-1758-80 |
Грибостойкость |
0 |
ГОСТ 9.050-75 раздел 2 |
Толщина системы покрытия, мкм. |
60 - 90 |
ОСТ 1 90378-88 |
* Для справки. Примечания: 1. Испытания по всем показателям, кроме твердости, проводят в системе покрытия, применяемой на самолетах (вертолетах). Твердость определяют у покрытия эмали. 2. Внешний вид, блеск, шероховатость, толщину контролировать после выдержки образцов в течение 3 сут, остальные показатели контролировать после выдержки образцов в течение 10 сут. 3. Адгезию и шероховатость определять на пластинках из алюминиевого сплава Д16АТ по ГОСТ 21631-76 размером 70´150´1 мм. 4. Стойкость покрытия к действию масла ВНИИ НП 50-1-4у по ТУ 38 401590-86 определять аналогично стойкости покрытия к действию гидравлической жидкости НГЖ-4 по ТУ 38 101740-78. 5. На предприятиях-разработчиках самолетов (вертолетов) контролируются все показатели. На серийных предприятиях-изготовителях самолетов (вертолетов) контролируются внешний вид, блеск, шероховатость, толщина. |
3. Срок службы покрытия (до появления трещин и отслаивания) не менее 4 лет с ремонтом его в процессе эксплуатации в местах локального нарушения покрытия.
4. Покрытие должно быть ремонтно-пригодным - способным к восстановлению в процессе эксплуатации:
- с удалением старого покрытия;
- без удаления старого покрытия (мелкий ремонт).
Справочное
Номер пункта, в котором дана ссылка |
|
ММ 1.4. 1785-87 |
2 |