ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Гарантийное обслуживание |
ОСТ 1.00347-79 На 9 страницах Введен впервые |
Распоряжением Министерства от 30
августа 1879 г. № 087-16
срок введения установлен с 1 января 1981 г.
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по гарантийному обслуживанию товаров народного потребления, порядок организации работ на предприятиях-изготовителях по удовлетворению претензий потребителей, повышению качества и надежности изделий.
1.1. Гарантийное обслуживание товаров народного потребления производит предприятие-изготовитель только в пределах гарантийного срока.
Гарантийное обслуживание производятся на предприятиях Министерства бытового обслуживания или на предприятиях-изготовителях.
1.2. Предприятие-изготовитель удовлетворяет претензии потребителей и торговых организаций на отказ в работе, некомплектную поставку и неисправность изделий в период гарантийного срока их эксплуатации в случае производственных и конструктивных недостатков и производит:
- ремонт или замену изделий, поступивших на предприятие, с последующим возвратом потребителям;
- ремонт и техническое обслуживание изделий на предприятиях Министерства бытового обслуживания;
- восстановление изделий в торговых базах и магазинах.
1.3. Техническое обслуживание заключается в осмотре, частичной разборке и определении дефектов, чистке, смазке, устранении шума и выполнении других регулировочных работ без замены деталей.
1.4. Ремонт изделий заключается в устранении производственных дефектов с заменой неисправных агрегатов, сборочных единиц и деталей.
1.5. Предприятие не производит техническое обслуживание и ремонт изделий, если установит, что неисправности возникли в результате нарушения владельцем правил пользования изделием или его хранения. В этом случае изделие возвращается владельцу или ремонтируется за его счет с его согласия.
2.1. Выполнение работ по гарантийному обслуживанию на предприятии-изготовителе должно осуществляться подразделением, которое определяется приказом руководителя предприятия.
2.2. Для обеспечения технического обслуживания и ремонта изделий в период гарантийного срока их эксплуатации иногородними потребителями заключаются договоры на техническое обслуживание и ремонт изделий с предприятиями Министерства бытового обслуживания населения.
2.3. Основными руководящими документами для заключения договоров с предприятиями Министерства бытового обслуживания и взаимоотношений с торговыми организациями являются:
- типовой договор, утвержденный Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 31 марта 1975 г. № 107;
- положение Госкомитета цен при Госплане СССР от 22 мая 1967 г. № 343;
- «Типовые правила по обмену промышленных товаров», утвержденные приказом Министерства торговли СССР, Госстандартом СССР и указанием Совета Министров РСФСР от 31 январи 1975 г. № 1277-17;
- «Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями, учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1973 г. № 758;
- «Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1969 г. № 269;
- инструкция по составлению отчетов предприятий по форме № 1-п (качество), «Отчет о качестве промышленной продукции по данным претензий (рекламаций)», утвержденная ЦСУ СССР от 21 июня 1978 г. № 04-92.
2.4. Предприятия Министерства бытового обслуживания направляют заявки на запасные части на предприятие-изготовитель.
2.5. Запасные части отправляются на предприятия Министерства бытового обслуживания в сроки, указанные в типовых договорах, утвержденных Постановлением Госарбитража СССР от 31 марта 1975 г. № 107 и 108.
2.6. На изделия, прошедшие ремонт непосредственно на предприятии-изготовителе, выписываются новые паспорта с установлением срока гарантии.
2.7. На каждое принятое и отремонтированное изделие предприятия бытового обслуживания оформляют акт, отрывают и заполняют талон из руководства по эксплуатации или из паспорта изделия. Эти документы прикладываются к счету, предъявляемому предприятию-изготовителю для оплаты.
2.8. Для выполнения обязательств и задач по удовлетворению претензий потребителей предприятие-изготовитель имеет следующие обязанности:
- контролирует выполнение обязательств службами предприятия и предприятиями бытового обслуживания;
- информирует предприятия бытового обслуживания о нарушениях и недостатках в их работе и предъявляет им претензии;
- оформляет заявки на запасные части для гарантийного ремонта.
2.9. Для удовлетворения претензий торговых баз и магазинов к качеству товаров народного потребления предприятие-изготовитель командирует своего представителя.
В зависимости от принятого решения претензии удовлетворяются доработкой изделий или перечислением претензионных сумм.
3.1. Для сбора и обработки информации о надежности изделия в эксплуатации используются:
- поступающие от потребителей и торгующих организаций письма, претензии и рекламации на отказы, неисправности и некомплектность изделий, обнаруженные в предторговый период и в течение гарантийного срока их эксплуатации;
- отчеты представителей предприятия, командированных в торговые базы и магазины, для устранения неисправностей в изделиях.
3.2. Учет поступающих на предприятие рекламаций от потребителей и торговых организаций ведется в журнале учета по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 1.
3.3. Учет выполненных ремонтов на предприятиях бытового обслуживания ведется в книге учета, в которой записываются:
- наименование и реквизиты предприятия, заключившего договор на техническое обслуживание и ремонт изделий в период гарантийного срока их эксплуатации;
- поступление отчетных документов (технических актов на гарантийный ремонт, талонов на техническое обслуживание, справок и счетов);
- оплата расходов за выполненные работы;
- расход запасных частей во время ремонта;
- поступление дефектных сборочных единиц;
- отправка запасных частей.
3.4. Учет рассмотренных претензий и сделанных доработок изделий в торговых базах и магазинах ведется в карте рассмотрения рекламационных изделий на основании счетов о командировках.
3.5. Вся поступающая информация о надежности товаров народного потребления ежемесячно суммируется в картотеке и служит для подготовки квартальных и годовых отчетов и улучшения конструкции товаров народного потребления.
4.1. На рекламационные изделия составляется технический акт, в котором указываются способ удовлетворения претензий (ремонт, замена) и мероприятия по устранению причин отказа по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 2.
4.2. На основании технических актов, отчетов по устранению выявленных дефектов непосредственно в торговых базах и магазинах, а также информации, поступающей от предприятий бытового обслуживания, составляется отчет за месяц, квартал и год, характеризующий эффективность принятых мер по каждому дефекту.
Отчет составляется по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 3.
В отчете отражается количество отказов по годам и кварталам выпуска по данному дефекту и принятые меры. В отчет включаются сведения последних 3 лет выпуска. По каждому изделию указываются суммарные сведения по отказам.
5.1. Анализ информации о состоянии экстрагирующихся изделий в течение срока гарантии и оценка качества по результатам эксплуатации проводятся с целью:
- определения достигнутого уровня качества;
- изучения причин дефектов и разработки мероприятий по их устранению и предупреждению;
- изучения эксплуатационных свойств изделий и обоснования целесообразности проведения работ по дальнейшему повышению качества продукции.
5.2. Для осмотра и исследования рекламационных изделий должна работать комиссия из представителей, участвующих в изготовлении и приемке изделий.
Комиссия ежемесячно составляет акт о принятых предприятием рекламациях, рассматривает и анализирует результаты периодических, приемо-сдаточных и др. испытаний, а также поступившую на предприятие информацию о качестве и надежности и намечает мероприятия по устранению выявленных дефектов.
Рекомендуемое
Журнал учета рекламаций на изделия ____________ |
|||||||||
Номер рекламационных актов и дата их получения |
От кого поступили рекламации с указанием адреса |
Номер и дата выпуска наделяй |
Характеристика дефекта |
Наработка изделия в часах или циклах |
Количество изделий, на которые получены рекламации |
Результаты рассмотрения рекламаций |
Мероприятия, проведенные по устранению дефекта |
||
указано в рекламации |
с начала эксплуатации |
причина появления дефекта |
заключение по рекламации (принята, отклонена) |
||||||
Рекомендуемое
УТВЕРЖДЕНО |
||||||||||
Главный контролер предприятия |
Главный инженер предприятия |
|||||||||
Технический акт |
||||||||||
по анализу причин отказов изделий ____________ и об устранении дефектов |
||||||||||
Номер изделия |
Дата выпуска |
Дата продажи |
Дата отказа |
Гарантийный срок в календарном исчислении |
Наработка в календарном исчислении до отказа |
Внешнее проявление отказа |
Причина дефекта |
Классификация дефекта |
Принятые меры |
|
Представитель ОЭ____________________ Начальник БТК цеха__________________ Начальник ТБ цеха___________________ |
Начальник КБ________________________ Начальник цеха_______________________ |
|||||||||
Рекомендуемое
Эффективность принятых мер по отказамизделий ___________ за период с ___________ 19__ г. по ___________ 19__ г. месяц, квартал месяц, квартал |
||||||||||||||||
Причина отказа |
Всего отказов |
Количество отказов по годам и кварталам выпуска |
Классификация дефекта |
Принятые меры и дата внедрения |
Эффективность принятых мер |
|||||||||||
19 ___ г. |
19 __ г. |
19 __ г. |
||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
X |
II |
III |
IV |
|||||
Начальник отдела эксплуатации |
СОДЕРЖАНИЕ