ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
| САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ УЗЛОВ ПОДСОЕДИНЕНИЯ НАЗЕМНЫХ ЗАРЯДНО-ЗАПРАВОЧНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ | ОСТ 1 00245-77Введен впервые Проверено в 1988 г. | 
Распоряжением Министерства от 30 ноября 1977 г. № 087-16 срок введения установлен с 1 июля 1978 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт устанавливает требования к размещению узлов подсоединения наземных зарядно-заправочных средств и средств энергоснабжения на легких и средних самолетах и вертолетах.
2. Стандартом предусматриваются зоны для размещения следующих узлов:
- закрытой заправки топливом, маслом и другими техническими жидкостями;
- открытой заправки топливом;
- зарядки кислородом, воздухом, нейтральным газом;
- проверки герметичности кабин;
- подсоединения наземных гидроустановок, кондиционеров, установок воздушного запуска двигателей, электропитания.
3. Расположение зон для размещения узлов подсоединения средств наземного обслуживания на самолете должно соответствовать указанному на черт. 1.
Зоны: 1 - левая носовая часть фюзеляжа; 1а - правая носовая часть фюзеляжа; 2 - левая средняя часть фюзеляжа в пределах передней и задней кромок крыла, корневая часть левой консоли вблизи фюзеляжа; 2а - правая средняя часть фюзеляжа в пределах передней и задней кромок крыла, корневая часть правой консоли вблизи фюзеляжа; 3 - левая ниша шасси; 3а - правая ниша шасси; 4 - левая хвостовая часть фюзеляжа; 4а - правая хвостовая часть фюзеляжа; 5 - передняя ниша шасси
Черт. 1
4. Расположение зон для размещения узлов подсоединения средств наземного обслуживания на вертолете должно соответствовать указанному на черт. 2.
Зоны: 1 - левая носовая часть фюзеляжа; 1а - правая носовая часть фюзеляжа; 2 - левая хвостовая часть фюзеляжа; 2а - правая хвостовая часть фюзеляжа
Черт. 2
5. Границы зон на черт. 1 и 2 указаны условно и могут изменяться в зависимости от особенностей компоновки и конфигурации самолета и вертолета (расположение и геометрия крыла, размещение двигателей, тип и особенности компоновки шасси, количество и расположение несущих винтов и т.д.).
Изменение размеров той или иной зоны может быть осуществлено в пределах одного борта за счет перекрытия смежных зон, однако взаимное расположение зон должно быть неизменным.
6. Размещение узлов подсоединения по зонам на самолете и вертолете должно соответствовать указанному в таблице.
| Назначение узлов | Наименование узлов | Зона размещения узлов | |
| на самолете | на вертолете | ||
| Заправка жидкостями | Штуцеры для закрытой заправки топливом | 3, 4 | 1, 2 | 
| Горловины для открытой заправки топливом | 2 | 1, 2 | |
| Штуцеры для закрытой заправки маслом | 2а, 4а | 1а, 2а | |
| Штуцеры для закрытой заправки жидкостью гидравлических систем | 4, 4а | 2 | |
| Штуцеры для закрытой заправки жидкостью противообледенительных систем | 1а | 1а, 2а | |
| Штуцеры для закрытой заправки жидкостью систем кондиционирования | 2а, 4а | 1а, 2а | |
| Штуцеры для закрытой заправки жидкостью систем охлаждения оборудования | 1а, 2а, 4а | 1а, 2а | |
| Штуцеры для закрытой заправки жидким кислородом | 1, 2 | 1 | |
| Зарядка газами | Штуцеры для зарядки воздухом пневматических систем | 3, 2 | 1, 2 | 
| Штуцеры для зарядки систем нейтральным газом | 3а, 2а | 1а | |
| Штуцеры для зарядки кислородных систем | 1, 2 | 1 | |
| Штуцеры для проверки герметичности кабин | 5, 1 | 1 | |
| Штуцеры наземного поддавливания баков гидросистем | 4, 4а | 2 | |
| Подсоединение наземных установок энергоснабжения | Бортовые клапаны (штуцеры) для проверки гидросистем | 4, 4а | 2 | 
| Штуцеры для подсоединения наземных кондиционеров | 5, 1а, 2а | 1а, 2а | |
| Штуцеры для воздушного запуска двигателей | 1, 2 | 1, 2 | |
| Электрические соединители для наземного электропитания | 1, 2 | 1, 2 | |
Примечания: 1. При выборе зон размещения предпочтительнее применять зоны, указанные первыми.
2. Для вертолетов по согласованию с заказчиком допускается размещение горловин для заправки топлива в зонах 1а, 2а, но в этом случае в зоне 1 должна быть нанесена надпись - указание о размещении горловин на правом борту фюзеляжа.
3. При расположении двигателей в гондолах на консолях крыла самолета и по бортам фюзеляжа вертолета допускается размещать штуцеры для закрытой заправки маслом справа каждой гондолы двигателя.
4. Приведенный выше состав узлов подсоединения не является обязательным для установки на каждом самолете и вертолете. Он может изменяться в зависимости от назначения самолета и вертолета, решаемых им задач, принципов действия и особенностей конструктивного выполнения систем, однако принцип расположения одноименных узлов остается неизменным.
7. Узлы подсоединения средств наземного обслуживания, относящиеся к одной функциональной системе, при размещении их на самолете и вертолете должны быть объединены в группы.
8. Бортовые штуцеры заправки и дозаправки технических жидкостей должны размещаться в удобном для подсоединения месте на высоте 1,0 - 1,7 м от земли, а бортовые штуцеры зарядки газовых баллонов и электрические соединители энергоснабжения - на высоте 0,7 - 1,7 м.
9. В случаях отсутствия стандартов на штуцеры закрытой заправки конкретных технических жидкостей или в особых обоснованных случаях применения самолетов и вертолетов по согласованию с заказчиками допускается заправка и дозаправка отдельных жидкостей открытым способом через заливные горловины с расположением их в зонах, указанных для соответствующих штуцеров.
10. Заправка и дозаправка технических жидкостей через заливные горловины должна осуществляться без применения стремянок. В отдельных случаях допускается использование стремянок по согласованию с заказчиком.
11. Расположение узлов на самолете и вертолете должно исключать возможность попадания заправляемых технических жидкостей и газов на детали и узлы, материалы которых могут терять свои свойства от контакта с этими жидкостями и газами (пневматики шасси, шланги герметизации, отдельные резиновые или другие уплотнения и т.п.).
12. Кислородные заправочные штуцеры запрещается располагать в местах возможного попадания на них жидкостей, несовместимых с этим газом (масло, гидравлическая жидкость и т.п.).
13. Установка узлов на самолетах и вертолетах должна выполняться в соответствии с действующими государственными и отраслевыми стандартами на эти узлы или на их соединения с наконечниками наземных устройств, а при отсутствии соответствующих стандартов - по другой документации, утвержденной в установленном порядке.
14. На внешней обшивке или люке самолета и вертолета в непосредственной близости от каждого узла должны быть нанесены условные обозначения (знаки и надписи) в соответствии с ОСТ 1 00212-76.