Постановление Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 19 ноября 2007 г. № 2
"Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии "Требования к организации зон баланса
материалов"
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2008 г. прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к организации зон баланса материалов" (НП-081-07).
Руководитель |
К.Б. Пуликовский |
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
НП-081-07
Требования к организации зон баланса материалов
(утв. постановлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 19 ноября 2007 г. № 2)
Введены в действие с 1 июня 2008 г.
Настоящие федеральные нормы и правила устанавливают требования к организации зон баланса материалов.
Выпускаются впервые*.
Разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также рекомендаций, приведенных в документах МАГАТЭ.
Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 3 декабря 2007 г. № 01/12529-АБ).
1.1. Настоящие федеральные нормы и правила "Требования к организации зон баланса материалов" устанавливают требования к организации зон баланса материалов (далее - ЗБМ), содержащих ядерные материалы или специальные неядерные материалы (далее - ядерные материалы), подлежащие учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, для осуществления учета и контроля ядерных материалов при их производстве, использовании, переработке и хранении.
2.1. ЗБМ предназначены:
для осуществления учета и контроля ядерных материалов;
для определения количества ядерных материалов;
для обеспечения проведения физических инвентаризаций ядерных материалов;
для определения мест образования потерь, излишков и недостачи ядерных материалов в течение межбалансового периода.
2.2. В организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, ЗБМ создаются и ликвидируются по решению эксплуатирующей организации.
2.3. ЗБМ, а также изменения их структуры регистрируются в системе государственного учета и контроля ядерных материалов.
3.1. ЗБМ должны быть организованы таким образом, чтобы в них:
обеспечивалась возможность проведения физических инвентаризаций ядерных материалов с установленной частотой;
обеспечивалось прекращение технологических операций с ядерными материалами на время проведения физических инвентаризаций, включая их отправку из ЗБМ и получение в ЗБМ, за исключением участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ядерных материалов.
3.2. При организации ЗБМ должны быть предусмотрены организационные и (или) технические меры, исключающие возможность любого перемещения ядерных материалов за пределы ЗБМ, минуя ключевые точки измерений.
3.3. Не допускается одновременное нахождение в одной ЗБМ ядерных материалов, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, и ядерных материалов оборонного назначения [материалов, содержащих или способных воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, обладающих специальными качествами, в том числе по признакам изотопного состава, делающими их пригодными для использования в конструкциях ядерных зарядов и ядерных энергетических установок военного назначения и изготовленных по специальным технологиям и стандартам] за исключением случаев технологической невозможности обеспечения такого разделения при наличии соответствующего обоснования, утвержденного руководителем эксплуатирующей организации.
3.4. Организация границ ЗБМ не должна допускать одновременного нахождения одной и той же учетной единицы ядерного материала более чем в одной ЗБМ.
3.5. На судне с ядерным реактором должна быть организована одна ЗБМ для всех ядерных материалов.
3.6. В отдельные ЗБМ должны быть выделены:
участки разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ядерных материалов;
хранилища свежего и (или) отработавшего ядерного топлива;
структурные подразделения организации, такие как заводские лаборатории, зоны перевалки.
3.7. Для каждой ЗБМ должно быть назначено лицо, ответственное за организацию учета и контроля содержащихся в ней ядерных материалов.
4.1. В организации должен быть разработан документ "Структура и описание зон баланса материалов", утверждаемый руководителем организации или лицом им уполномоченным. Разрешается включать структуру и описание ЗБМ в инструкции по учету и контролю ядерных материалов в организации и в ЗБМ, утверждаемые руководителем организации или лицом им уполномоченным.
Структура и описание ЗБМ должна содержать:
описание границ ЗБМ;
категории и виды ядерных материалов, их формы (учетные единицы или балк-форма), химические (гексафторид, двуокись и т.п.) и физические (порошок, раствор и т.п.) формы ядерных материалов, находящихся в ЗБМ;
периодичность проведения физических инвентаризаций;
перечень ключевых точек измерений с указанием их назначения;
описание мест размещения ядерных материалов в ЗБМ;
схемы или описания перемещений ядерных материалов в ЗБМ, внутри ЗБМ и из ЗБМ, с указанием ключевых точек измерений;
места образования возможных потерь ядерных материалов;
перечень средств контроля доступа, применяемых в ЗБМ.
4.2. Информация о создании новых ЗБМ или об изменениях в структуре ЗБМ организации, должна быть направлена этой организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии в течение 30 дней после регистрации этих изменений в установленном порядке.
______________________________
* Разработаны в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии Андрюшина Н.Ф., Качана Л.В., Кирсанова B.C., Кушневского Л.Н., Сопова О.В., Соповой М.В. (НТЦ ЯРБ), Крупчатникова Б.Н., Хрокало И.О. (Ростехнадзор).
При разработке учтены предложения специалистов Ростехнадзора, Росатома, ФГУП "ГНЦ РФ-ФЭИ", ОАО "ТВЭЛ", ОАО "МСЗ", концерна "Росэнергоатом", ФГУП "СХК", ФГУП ПО "Маяк", ОАО "ЧМЗ" и других организаций.