Инструктивно-методические
указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды
(утв.
Минприроды РФ 26 января 1993 г.)
(с
изменениями от 15 февраля 2000 г.)
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
размещение отходов.
нормативы платы за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение № 1 к указанному постановлению);
нормативы платы за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (приложение № 2 к указанному постановлению).
Базовые нормативные платы за размещение отходов определены исходя из затрат (в ценах 1990 г.) на проектирование и строительство полигонов для обезвреживания, хранения, захоронения промышленных отходов.
В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы.
2.3. Удельный экономический ущерб (в ценах 1990 года) составляет:
от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита (временно согласованного выброса) - 3,3 руб./усл.т;
от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса и лимита (временно согласованного сброса) - 443,5 руб./усл.т.
Удельные затраты на размещение отходов (в ценах 1990 года) составляют:
0,1 руб./т нетоксичных отходов добывающей промышленности;
4,6 руб./куб.м нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности;
80 руб./т токсичных отходов IV класса.
где:
ПДКi для атмосферного воздуха принимается предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс);
ПДКi для водных объектов принимается предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх);
i - загрязняющее вещество.
При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДКмр), при отсутствии ПДКсс и ПДКмр применяется ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).
При отсутствии ПДКрх применяются предельно допустимая концентрация вещества в воде, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).
2.8. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.
*) Введено в действие с 1 июля 1992 года.
платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг);
платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР и Академии наук СССР**). В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов Российской Федерации в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов.
**) Статистический сборник Госкомстата СССР «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в СССР», Москва, «Финансы и статистика», 1990 г.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек Российской Федерации рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод по бассейнам основных рек в разрезе республик, краев, областей и объеме стока по бассейнам основных рек в разрезе экономических районов Российской Федерации.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости для конкретного водного объекта устанавливаются территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в зависимости от категории водного объекта и данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод в пределах установленных значений.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться решением органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований:
для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции - до 2 раз;
для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров - на 20 %.
(1) по загрязняющим веществам, ПДК (ОБУВ) которых определено в соответствующих нормативных документах словом «отсутствие», нормативы платы устанавливаются на уровне базовых нормативов платы на наиболее опасные загрязняющие вещества и умножаются на коэффициенты, учитывающие экологические факторы;
(2) по загрязняющим веществам, которые имеют ПДК (ОБУВ), но не включены в состав утвержденных базовых нормативов платы, нормативы платы устанавливаются территориальными органами Минприроды России и в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.
4.2. Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды***).
***) При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение до разработки соответствующих инструкций.
Расчет платежей осуществляется в соответствии с приложением № 1.
5.1. Масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется на следующие категории:
предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС);
временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС;
превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).
Порядок нормирования выбросов (сбросов) устанавливается в соответствии с «Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты», утвержденной в 1989 году, «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий» выпущенными в 1989 году и «Методикой расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами», рекомендованной в 1991 году.
на массу нормативных предельно допустимых выбросов (сбросов), рассчитанных на основе «Проекта ПДВ (ПДС) предприятия» и согласованных с территориальными органами Минприроды России;
на массу ВСВ и ВСС, разрешенного выброса по отдельным веществам (лимит), установленного территориальным органом Минприроды России природопользователю на период достижения ПДВ или ПДС;
на сверхлимитную массу.
5.3. Исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) могут служить:
данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ, лаборатории;
данные о расходе топлива, сырья, материалов;
данные о временном режиме работы оборудования за год;
данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;
нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружения и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;
нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий.
(1) природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;
(2) выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы;
(3) природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещение отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).
Для природопользователей, имеющих сезонный характер работы, возможно считать отчетным периодом - сезон года.
5.6. Особенности определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу:
при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;
при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;
в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;
разрешенный залповый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую залповый выброс;
масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма № 2-тп-воздух) при определении платы по итогам года не учитывается;
если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, то на время до его выяснения условно принимается полное превращение вещества выброса в более токсичное.
Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными Минэкологии России методиками:
для автотранспортных средств:
методика определения выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М., 1992, НИИАТ, НИИКТП, НИЦИАМТ;
методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1991, НИИАТ;
методика проведения инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферу для станций технического обслуживания автомобилей (расчетным методом). М., 1992, НИИАТ.
для железнодорожной техники:
методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом). М., 1992, МПС.
5.7. Особенности определения массы загрязнений поступающих в водные объекты:
из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения доли этих веществ в составе суммарных;
в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса вещества на объекте. Если сточные воды подвергаются биологической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе этой очистки;****)
****) В соответствии с таблицами 2 и 3 «Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов».
масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность (форма № 2-тп-водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года;
расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утверждаемых Минприроды России.
Корректировке подлежат 90 % платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.
6.4. Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий» (Приложение № 2).
6.5. Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются:
повышение экологичности выпускаемой продукции;
сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);
сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;
снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
сокращение загрязнения водных объектов в бассейне Балтийского моря на территориях Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской областей и Республики Карелия в части реализации водоохранных мероприятий, обеспечивающих сокращение сбросов соединений фосфора и азота, солей тяжелых металлов, нефти и других загрязняющих веществ, определенных рекомендациями ХЕЛКОМа (Хельсинский комитет по защите морской среды Балтийского моря);
осуществление водоохранных мероприятий в бассейнах Черного и Азовского морей на территориях Краснодарского края, Смоленской, Брянской, Белгородской и других сопряженных областей в части снижения сбросов ртути, азота аммонийного, фосфора, фенола, цветных металлов, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ, предусмотренных программой, одобренной государствами Причерноморья на совещании, проходившем в рамках ЮНЕП (программа окружающей среды ООН);
реализация комплексной программы по сокращению загрязнения озера Байкал на территории Иркутской и Читинской областей, Бурятской Республики в части реализации водоохранных мероприятий, направленных на сокращение сбросов соединений цветных металлов, нефтепродуктов, хлорпроизводных, окислов азота и углерода, фтористого водорода, хлора, ангидрида серы, фенола;
сокращение выбросов в атмосферу соединений серы, окислов азота, окиси углерода, летучих органических соединений и других загрязняющих веществ в соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении атмосферы, принятой Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН в г. Женеве (1979 год);
мероприятия по хранению, обработке или уничтожению наиболее токсичных и опасных отходов в соответствии с директивой Совета ЕЭС, принятой в 1978 году, по удалению токсичных и опасных отходов*****): мышьяка, ртути, кадмия, таллия, бериллия, хрома шестивалентного, свинца, сурьмы, фенола, селена, теллура и их соединений; цианидов (органических и неорганических); изоцианатов; органо-галогенных соединений (исключая инертные полимерные материалы и другие вещества), хлорированных и органических растворителей; биоцидов и фитофармакологических веществ; смолистых отходов нефтепереработки и дистилляции; фармацевтических соединений; пероксидов, хлоратов, перхлоратов и азидов; эфиров; неиндентифицируемых химических лабораторных материалов (или новых веществ, воздействие которых на окружающую среду неизвестно); асбеста (пыль и волокно); ароматических полициклических соединений (обладающих канцерогенными свойствами); карбонилов металлов; растворимых соединений меди; кислот и щелочных веществ, используемых при обработке поверхностей и облагораживании металлов.
*****) Под удалением отходов подразумевается сбор, сортировка, перевозка, обработка, хранение и захоронение на поверхности или под землей, а также операции их переработки с целью извлечения отдельных компонентов, повторного использования или рециркуляции.
6.8. Природопользователи, участвующие в долевом финансировании мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса.
Не подлежат зачету текущие затраты на:
газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья;
средне-кислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей;
газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах;
санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промсанитарии, благоустройства и т.д.
7.3. Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации рассматривают предложения, обоснования и расчеты, которые подготовлены природопользователями. При решении вопроса об освобождении от платы за загрязнение или частичном понижении ее размеров следует руководствоваться условием соблюдения природопользователем установленных ему допустимых нормативных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов. Предложения в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.
7.5.4. Воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Министерства обороны Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Погранвойск Российской Федерации, финансируемые из госбюджета, освобождаются от платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с п. 7.3, если они соблюдают установленные допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов.
Для расчета коэффициента индексации платы определяются складывающаяся на данный период структура использования платежей за загрязнение окружающей природной среды по направлениям:
мероприятия природоохранного назначения, требующие капитальных вложений;
научно-исследовательские работы природоохранного назначения;
другие природоохранные мероприятия.
Исходя из этого определяются соотношения удорожания по сравниваемым периодам:
капитальных вложений;
стоимости научно-исследовательских работ;
других природоохранных мероприятий.
Коэффициент индексации платы определяется как средневзвешенная величина соотношений удорожаний по сравниваемым периодам с учетом сложившейся структуры использования платежей.
Перечисление платежей за загрязнение осуществляется в соответствии с «Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды», утвержденным Министерством финансов Российской Федерации 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
к инструктивно-методическим указаниям
по взиманию платы за загрязнение окружающей
природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.)
1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников
(1)
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3, ..., n);
Пн атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.);
Cнi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов выбросов (руб.);
Mi атм - фактический выброс 1-го загрязняющего вещества (т);
Mнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества (т).
Cнi атм = Нбнi атм · Кэ атм, (2)
где:
Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.);
Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.
при Мнi атм < Mi атм ≤ Млi атм, (3)
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, ..., n);
Пл атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.);
Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
Mi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества (т);
Млi атм - выброс загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).
Слi атм = Нблi атм · Кэ атм, (4)
где:
Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.
(5)
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);
Псл атм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ (руб.);
Слi - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
Mi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества;
Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).
Слi атм = Нблi атм · Кэ атм, (4)
где:
Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе;
1.4. Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:
Патм = Пн атм + Пл атм + Псл атм. (6)
2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников
2.1. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на:
плату за допустимые выбросы;
плату за выбросы, превышающие допустимые.
(7)
где:
Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны e-го вида топлива (руб.);
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);
e - вид топлива;
Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб);
Mi транс - масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в отработавших газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода изготовителя, при использовании 1 тонны e-го вида топлива (по данным НИАТа Минтранса России).
2.4. Удельная плата для различных видов топлива составляет (руб./т или руб./ тыс.куб.м.):
Бензин этилированный АИ 93 38,0
А 76, 72 25,0
Бензин неэтилированный АИ 93 10,0
А 76, 72 11,0
Дизельное топливо 21,0
Сжатый природный газ 9,0
Сжиженный газ 11,0
(8)
где:
Пн транс - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (руб.);
e - вид топлива (е = 1, 2, ..., r);
Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны e-го вида топлива (руб.);
Те - количество e-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период (т);
Годовая плата за транспортное средство и другие передвижные источники составляет (в тыс. руб./год за 1 транспортное средство):
1. Легковой автомобиль 2,7
2. Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС 4,0
3. Автомобили, работающие на газовом топливе 1,4
4. Грузовой автомобиль и автобус с дизельными ДВС 2,5
5. Строительно-дорожные машины и с/х техника 0,5
6. Пассажирский тепловоз 16,2
7. Грузовой тепловоз 21,4
8. Маневровый тепловоз 2,5
9. Пассажирское судно 15,0
10. Грузовое судно 20,0
11. Вспомогательный флот 6,0
(9)
где:
Псн транс - плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (руб);
j - тип транспортного средства (j = 1, 2, ..., p);
Пнj - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го типа транспортного средства (руб);
dj - доля транспортных средств j-го типа не соответствующих стандартам. Определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.
Плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды России по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.
Контроль соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах, осуществляется органами Минприроды России, Российской транспортной инспекции, Госавтоинспекции, а также специальными организациями, имеющими разрешение на проведение данного вида работ.
Данные о результатах ежеквартальных проверок предоставляются в территориальные органы Минприроды России.
Количество транспортных средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке (раздельно по видам топлива) должно составлять не менее:
100 % - для предприятий с числом ТС до 20 единиц;
50 % - для предприятий с числом ТС до 50 единиц;
30 % - для предприятий с числом ТС до 100 единиц;
20 % - для предприятий с числом ТС до 500 единиц;
10 % - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц.
Если в результате проверки, доля транспортных средств, не соответствующих нормативным требованиям, составляет более 90 % или менее 10 %, то для повышения достоверности результатов выборку рекомендуется увеличивать вдвое.
При соблюдении указанных размеров выборки, доля выявленных ТС, не соответствующих нормативным требованиям, распространяется на всю численность ТС предприятия, находящихся в эксплуатации.
Для определения доли ТС, не соответствующих нормативам, не могут приниматься результаты проверок, проведенных в предыдущие годы.
2.9. Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:
П трнас = (Пн транс + Псн транс) · Кэ атм, (10)
где:
Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе;
для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо - 0,05;
для остальных транспортных средств - 0,1.
При проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.
3. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты
(11)
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);
Пн вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);
Снi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов (руб.);
Mi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т).
Снi вод = Нбнi вод · Кэ вод, (12)
где:
Нбнi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта;
при Мнi вод < Mi вод ≤ Млi вод, (13)
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);
Пл вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.);
Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
Mi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т);
Млi вод - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).
Слi вод = Нблi · Кэ вод, (14)
где:
Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта;
при Mi вод > Млi вод, (15)
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);
Псл вод - плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (руб.);
Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
Mi вод - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);
Mлi вод - масса сброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).
Слi вод = Нблi вод · Кэ вод, (14)
где:
Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта;
3.4. Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле:
Пвод = Пн вод + Пл вод + Псл вод. (16)
При несоблюдении этих условий плата определяется как за сброс в водный объект в пределах установленных лимитов.
Если нарушение правил эксплуатации сооружений и не соблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
3.9. Фактическая масса сброшенных загрязняющих веществ в случаях указанных в пп. 3.5 и 3.6, определяется по данным отчета 2-тп «водхоз» или расчетно (например, по объему забранной воды и результатам анализа сточных вод).
Норматив платы за сброс в водные объекты взвешенных веществ, рассчитан без учета естественного фона этих веществ в воде водоприемника. Для определения оплаты за сброс в составе сточных вод указанных загрязняющих веществ норматив платы д.б. скорректирован с учетом фона водного объекта, принятого при установлении ПДС (ВСС). Корректировка норматива платы производится по формуле:
где:
Н - норматив платы за предельно допустимый сброс 1 т взвешенных веществ;
443,5 - удельный экономический ущерб от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива;
К - концентрация природных взвешенных веществ в воде водного объекта, принятая при установлении ПДС (ВСС);
а - допустимое увеличение содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема.
Например,
Норматив платы за предельно допустимый сброс 1 т взвешенных веществ в водоем с содержанием природных взвешенных веществ 10 мг/л и допустимым увеличением этих веществ не больше чем на 0,75 мг/л составит:
4. Расчет платы за размещение отходов
при Mi отх < Млi отх, (17)
где:
Пл отх - размер платы за размещение i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);
Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);
Mi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб.м);
i - вид отхода (i = 1, 2, 3, ..., n);
Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб.м);
Слi отх = Нблi отх · Кэ отх, (18)
где:
Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.);
Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.
при Mi отх > Млi отх, (19)
где:
Псл отх - размер платы за сверхлимитное размещение отходов (руб.);
Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);
Мi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб.м);
Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т,куб.м);
Слi отх = Нблi отх · Кэ отх, (18)
где:
Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);
Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.);
Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.
4.3. Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные.
Класс токсичности отходов определяется в соответствии с «Временным классификатором токсичных промышленных отходов и Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов», утвержденным Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 году.
4.4. Размещение отходов производства и потребления осуществляется на:
полигонах для захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться по согласованию с территориальными органами Минприроды России и учреждениями санитарно-эпидемиологического контроля и коммунальной службы некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности;
полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;
полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов;
отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов;
свалках (санкционированных, несанкционированных).
Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сброса, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твердых бытовых отходов, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и др.
Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
4.5. При размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке могут осуществлять страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.
4.7. Размер платы за размещение отходов на неотведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.******)
******) При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов коэффициент 3.
Нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей следует рассматривать, как размещение отходов с нарушением правил хранения и размер платы определяется, как размещение отходов на несанкционированных свалках.
Объем размещаемых отходов в этих случаях определяется расчетно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации.
За нарушение правил захоронения твердых бытовых отходов плата определяется, как размещение отходов на несанкционированных свалках.
4.9. За отходы, накопленные до 1991 года, плата не взимается.
к инструктивно-методическим указаниям
по взиманию платы за загрязнение окружающей
природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.)
1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов
1.2. Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
1.5. Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
1.6. Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.
2.6. Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов.
3. Использование отходов производства и потребления
4. Экологическое просвещение, подготовка кадров
4.1. Работа по экологическому образованию кадров.
5. Научно-исследовательские работы
5.1. Разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г.
Регистрационный № 190
СОДЕРЖАНИЕ