ЛЕНИНГРАДСКОЕ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРМАТУРОСТРОЕНИЯ
«ЗНАМЯ ТРУДА» ИМ. И.И. ЛЕПСЕ
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
АРМАТУРА
ТРУБОПРОВОДНАЯ. ПОДШИПНИКИ
СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ.
КОНСТРУКЦИЯ, РАЗМЕРЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ.
РД 24.207.12-90
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН ЦКБА ЛНПОА «Знамя труда» им. И.И. Лепсе
исполнители:
Федоров О.И., руководитель темы; Малышев В.М., Кузнецова Г.Р.
2. УТВЕРЖДЕН УКАЗАНИЕМ МИНТЯЖМАША СССР
от 27.11.90 № ВА-002-1-11125
ЗАРЕГИСТРИРОВАН за № 24.207.12-90
3. ВЗАМЕН ОСТ 26-07-2039-81.
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения |
|
ТУ 80-89 |
табл. 4 |
ТУ 6-06-9-104-86 |
табл. 4 |
ТУ 6-06-9-105-86 |
табл. 4 |
ТУ 27-12-73-87 |
табл. 4 |
ТУ 6-02-595-81 |
УТВЕРЖДЕНОУКАЗАНИЕМ МИНТЯЖМАША СССР № ВА-002-1-11125 от 27.11.90 Дата введения 01.07.91 |
ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ
АРМАТУРА
ТРУБОПРОВОДНАЯ. ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ
КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. КОНСТРУКЦИЯ, РАЗМЕРЫ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
РД 24.207.12-90
Первый заместитель начальника
научно-технического отдела
МИНТЯЖМАША СССР В.А. Мажукин
Начальник сектора А.Н. Полтарецкий
Главный инженер ЦКБА М.И. Власов
Заместитель директора ЦКБА
по научной работе Ю.И. Тарасьев
Начальник отдела 161 Р.И. Хасанов
Начальник отдела 152 О.И. Федоров
Начальник сектора В.М. Малышев
Инженер-конструктор II кат. Г.Р. Кузнецова
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
РД 24.207.12-90 |
Дата введения 01.07.91
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на подшипники скольжения из композиционных материалов для трубопроводной арматуры и приводных устройств к ней, работающих при температурах от 77 до 873 К (от минус 196 до плюс 600 °С) и удельных нагрузках до 150 мПа (1500 кгс/см2), и устанавливает конструкцию, размеры и технические требования к ним.
Руководящий документ следует применять при модернизации и новом проектировании.
1.1. Подшипники скольжения должны изготавливаться двух типов:
тип I - радиальные подшипники скольжения для восприятия радиальной нагрузки;
тип II - упорные подшипники скольжения для восприятия осевой нагрузки.
1.2. Конструкция подшипников типов I и II должна соответствовать черт. 1, 2. Допускается изготовление упорных подшипников по ТУ 127-91.
ТИП I
Исполнение 1
Исполнение 2
Примечание. Подшипники исполнения 2 типа I должны изготавливаться из металлофторопластовой ленты.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Размеры подшипников исполнения 1 типа I должны соответствовать табл. 1.
мм
Н9 |
S -0,2 |
L -0,2 |
|
МК-И, ПГИ |
Даклен-1 |
||
16 |
10, 12, 14, 16, 20, 22, 25 |
||
18 |
12, 16, 18, 20, 25, 30, 32 |
||
20 |
5 |
2,7 |
10, 16, 18, 20, 25, 32, 40 |
22 |
16, 20, 25, 32, 36, 40 |
||
24 |
15, 16, 20, 25, 30, 32, 40, 45 |
||
26 |
16, 22, 30, 36, 40, 45 |
||
28 |
20, 32, 56 |
||
30 |
15, 20, 21, 26, 32, 40, 45, 50 |
||
32 |
20, 25, 28, 32, 40, 50 |
||
36 |
25, 32, 40 |
||
40 |
7 |
2,7 |
32, 40, 45, 50, 60 |
48 |
40, 45, 50, 58, 60 |
||
50 |
40, 45, 50, 58, 60 |
||
60 |
45, 50, 55, 65, 70 |
||
70 |
55, 70 |
||
80 |
55, 70, 75, 80, 90 |
||
90 |
70, 75, 80, 90, 95 |
||
100 |
10 |
2,7 |
70, 80, 85, 95, 100 |
110 |
100, 115 |
||
120 |
115, 120, 130, 140 |
Примечание. Размер d менее 16 и более 120 мм применять только по согласованию с предприятием-изготовителем материала.
1.4. Наружный диаметр «D» «подшипников исполнения 1 типа I определяется по формуле:
D = d + 2S,
где: d - внутренний диаметр подшипника, мм
S - толщина подшипника, мм.
1.5. Размеры подшипников исполнения 2 типа I должны соответствовать табл. 2.
мм
Н9* |
D U8 |
S |
L -0,2 |
8 |
10 |
1,0 |
8, 10, 12, 14, 16 |
10 |
13 |
10, 12, 14, 15, 16, 20, 22, 25 |
|
12 |
15 |
8, 10, 12, 14, 16, 20, 22, 25 |
|
14 |
17 |
9, 5 |
|
15 |
18 |
10, 12, 14, 16, 20, 22, 25 |
|
16 |
19 |
1,5 |
10, 12, 14, 16, 20, 22, 25 |
18 |
21 |
12, 16, 18, 20, 25, 30, 32 |
|
20 |
23 |
10, 16, 18, 20, 25, 32, 40 |
|
22 |
25 |
16, 20, 25, 32, 36, 40 |
|
25 |
28 |
15, 16, 20, 25, 30, 32, 40, 45 |
|
28 |
31 |
20, 32, 56 |
|
30 |
33 |
15; 15, 5; 20, 21, 25, 32, 40, 45, 50 |
|
32 |
37 |
20, 25, 28, 32, 40, 50 |
|
36 |
41 |
25, 32, 40 |
|
38 |
43 |
2,5 |
28 |
40 |
45 |
32, 40, 45, 50, 60 |
|
55 |
60 |
32, 40, 45, 50, 70, 75 |
|
70 |
75 |
55, 70 |
Примечание. * Предельные отклонения в запрессованном состоянии.
1.6. Размеры подшипников типа II должны соответствовать табл. 3.
мм
Н16 |
D h16 |
H ±0,2 |
|
МК-И, ПГИ |
Даклен-1 |
||
10 |
24 |
5 |
2,5 |
12 |
26 |
||
15 |
28 |
||
17 |
30 |
||
20 |
35 |
||
25 |
42 |
||
30 |
47 |
||
35 |
52 |
||
40 |
60 |
||
45 |
85 |
||
50 |
70 |
7 |
|
55 |
78 |
||
60 |
85 |
||
65 |
90 |
||
70 |
95 |
||
75 |
100 |
||
80 |
105 |
||
85 |
110 |
||
90 |
120 |
||
100 |
135 |
||
110 |
145 |
||
120 |
155 |
||
130 |
170 |
||
140 |
180 |
||
150 |
190 |
10 |
|
160 |
200 |
||
170 |
215 |
||
180 |
225 |
||
200 |
250 |
||
220 |
270 |
||
240 |
300 |
||
260 |
320 |
||
280 |
350 |
||
320 |
400 |
2.1. Подшипники скольжения должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего руководящего документа.
2.2. Выбор материалов для подшипников скольжения, параметры применения и показатели надежности - в соответствии с табл. 4.
2.3. Путь трения, не более - 15000 м.
2.4. Неперпендикулярность поверхностей Г и Б относительно поверхности В не более 0,3 мм на длине 100 мм.
2.5. Непараллельность поверхностей Г и Д не более 0,02 мм.
2.6. Шероховатость поверхности, контактирующей с подшипником скольжения Ra не выше 0,63 мкм.
2.7. Для подшипников исполнения 1 типа I посадка поверхностей трения - , посадка в корпус - .
Для подшипников исполнения 2 типа I посадка поверхностей трения - , посадка в корпус - .
Для подшипников типа II посадка на вал - , посадка в корпус - с радиальным зазором по наружной поверхности не менее 0,5 ¸ 1,0 мм на сторону.
2.8. Относительная скорость скольжения - не более 0,1 м/сек.
2.9. Допускается изготовление подшипников составной конструкции по размеру «L».
2.10. Выбор размеров подшипников осуществляется по табл. 1, 2, 3 в соответствии с допустимой величиной удельной нагрузки для применяемого материала.
2.11. Ударные нагрузки не допускаются.
2.12. Пример условного обозначения
а) подшипника типа I с размерами d = 18 мм и L = 20 мм:
Технические условия |
Завод-изготовитель |
Оптовая цена 1 г материала, руб. |
Плотность материала, кг/м3 |
Диапазон температур в рабочей зоне подшипника, °С |
Удельная нагрузка, мПа (кгс/см2) |
Коэффициент трения |
Рабочие среды |
Полный средний срок службы, лет |
Полный средний ресурс в составе арматуры, цикл |
||
при максимальном ходе |
|||||||||||
55 мм |
250 мм |
||||||||||
МК-И (Маслянит-И «типа МК») |
ТУ 80-89 |
ОКТБ «ОРИОН» г. Новочеркасск |
77 |
(11 - 12)×102 |
от минус 50 до плюс 100 |
до 30 (300) |
0,10 - 0,15 |
вода, воздух, масла |
15 |
10500 |
2500 |
Стекловолокнистый с антифрикционным слоем (из ткани «Даклен-1») |
ТУ 6-06-9-104-86 (листовые) |
ЛенНИИ «ХИМВОЛОКНО» г. Ленинград |
58 |
19,9×102 |
от минус 70 до плюс 160 |
до 150 (1500) |
0,06 - 0,08 |
вода, пар, масло и нефтепродукты, природный газ |
20 |
||
ТУ 6-06-9-105-86 (цилиндрические) |
67 |
||||||||||
Металлофторопластовые подшипники |
ТУ 27-12-73-87 |
Машиностроительный завод г. Климовск, Московск. обл. |
- |
(78 - 80)×102 |
от минус 196 до плюс 150 |
до 150 (1500) |
0,08 - 0,20 |
неагрессивные, природный газ |
20 |
5000 |
1500 |
Пирографит изотропный (ПГИ) |
ТУ 6-02-595-81 |
Опытный завод п. Редкино Калининской обл. |
3000 |
(18 - 21)×102 |
до плюс 600 |
до 70 (700) |
0,10 - 0,15 |
агрессивные |
|||
Маслянит 9С3 |
ТУ 127-91 |
ОКТБ «ОРИОН» г. Новочеркасск |
123 |
10,9×102 |
от минус 40 до плюс 100 |
до 12 (120) |
0,1 - 0,13 |
вода, воздух, масла |
15 |
10500 |
2500 |
Примечание. Из материала «Маслянит 9С3» изготавливаются только подшипники по ТУ 127-91.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Подшипник 18´20 тип I РД 24.207.12-90
б) подшипника типа II с размерами d = 20 мм и D = 35 мм:
Подшипник 20´35 тип II РД 24.207.12-90.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
РД 24.207.12-90
Номер листа (страницы) |
Номер документа |
Подпись |
Дата внесения изменения |
Дата введения изменения |
||||
измененного |
замененного |
нового |
анулированного |
|||||
1 |
2, 7 |
19.01.92 |
СОДЕРЖАНИЕ