Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 14 октября 2005 г. № 04-10/835
"О применении коэффициентов к нормативам платы"
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в связи с многочисленным обращениями территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и других органов исполнительной власти по вопросу применения коэффициента 2 при расчете фактических платежей за негативное воздействие на окружающую среду для предприятий, расположенных на Байкальской природной территории, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областей и местностей, а также иных коэффициентов к нормативам платы, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 (в ред. от 01.07.2005) "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление № 344), нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории.
Приложением № 2 к постановлению № 344 установлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы: состояние атмосферного воздуха и почвы по территориям экономических районов Российской Федерации и состояние водных объектов, по бассейнам морей и рек.
1. Перечень районов Крайнего севера и приравненных к ним областей и местностей.
В Российской Федерации в соответствии с постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 12.02.1993 № 121 "О мерах по реализации государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета, и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики", Министерство экономики Российской Федерации совместно с Госкомстатом России уполномочены вести "Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95" (далее - ОКЭР).
ОКЭР, утвержденным постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 № 640, установлены перечни особо охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (разделы 10.1 и 10.2).
Ссылку на иные нормативные правовые акты по данному вопросу в переписке с плательщиками, в материалах проверок и судебных исках не делать.
2. Перечень экономических районов Российской Федерации установлен разделом 2 ОКЭР.
3. Байкальская природная территория (далее - БПТ).
Пунктом 3 статьи 2 и пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон № 94-ФЗ) сформулировано положение о том, что Правительство Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республик Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Читинской области, органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа утверждает границы БПТ.
Однако, пункты 1 и 2 статьи 2 Закона № 94-ФЗ содержат четкие формулировки, позволяющие в отдельных случаях однозначно отнести конкретную территорию к БПТ.
Согласно статье 2 Закона № 94-ФЗ Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Согласно статье 111 Водного кодекса Российской Федерации водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 "Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 716) границы водоохранных зон водных объектов в соответствии с водным законодательством Российской Федерации устанавливаются органом государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водосборной площадью является территория, сток с которой формирует водный объект.
Водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Перечень особо охраняемых природных территорий определен разделом 11 ОКЭР.
Таким образом, территория озера Байкал, прилегающие к озеру Байкал территории шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, могут быть однозначно отнесены к БПТ.
Границы водоохранной зоны, применяемые к озеру Байкал, его водосборной площади могут быть определены на основании решений уполномоченных органов.
В отношении иных случаев требуется дополнительное рассмотрение.
Таким образом, если, исходя из вышеназванных положений законодательства Российской Федерации, если можно однозначно отнести место осуществления негативного воздействия к БПТ, то к плате за негативное воздействие (далее - плата), исчисляемой по соответствующему объекту негативного воздействия, необходимо применять коэффициент 2.
Учитывая изложенное, Ростехнадзором поручается в возможно короткий срок уведомить плательщиков о необходимости применения коэффициента 2 и представления уточненных расчетов платы, а также доплаты соответствующих сумм.
В случае отказа, необходимо инициировать взыскание сумм платы в судебном порядке.
О проведенной работе, а также о результатах судебных разбирательств незамедлительно уведомить руководство Ростехнадзора.
Приложение: "Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95" (в электронном виде).
Начальник Финансово-Экономического управления |
С.Ю. Светлицкий |