САНИТАРНЫЕ
ПРАВИЛА
ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ*
* С выходом настоящих Правил утрачивают силу «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» № 4233-86 от 30.12.86 г.
УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем главного государственного санитарного врача СССР А.М. Скляровым № 4616-88, 5 мая 1988 г.
1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов*, грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее - автомобилей).
* Автобус - автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.
1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.
1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.
1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.
1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.
2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл. 2.1) или допустимых (табл. 2.1 и 2.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.
Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей
Типы автомобилей |
Температура воздуха, °С |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с, не более |
|
Холодный и переходный периоды года |
Легковые |
20 - 23 |
60 - 40 |
0,2 |
Грузовые и автобусы |
18 - 20 |
60 - 40 |
0,2 |
|
Теплый период года |
Легковые |
20 - 25 |
60 - 40 |
0,2 |
Грузовые и автобусы |
21 - 23 |
60 - 40 |
0,3 |
Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года
Температура воздуха, °С |
Относительная влажность, %, не более |
Скорость движения воздуха, м/с, не более |
|
Легковые |
19 - 25 |
75 |
0,2 |
Грузовые и автобусы |
17 - 23 |
75 |
0,3 |
Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года
Температура воздуха, °С* |
Относительная влажность, в % |
Скорость движения воздуха, м/с** |
|
Легковые, грузовые и автобусы |
Не более чем на 3 °С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °С |
При 28 °С не более 55 |
0,2 - 0,5 |
При 27 °С не более 60 |
|||
При 25 °С не более 70 |
|||
При 24 °С и ниже не более 75 |
* В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл. 2.2 для холодного периода года.
** Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной температуре воздуха.
2.2. В четвертой строительно-климатической зоне (согласно СНиП 2.01.01-82* «Строительная климатология и геофизика») в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в табл. 2.3, но не выше 31 °С - в кабине легковых автомобилей и 30 °С - в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.
2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 °С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл. 2.1 при обеспечении оптимальных параметров микроклимата, или в пределах величин, приведенных в табл. 2.2 и 2.3 для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.
2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °С.
2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя - не более 35 Вт/м2, а от окон - не более 100 Вт/м2.
2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, с тем чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп. 2.1 - 2.5 настоящих Правил.
2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.
2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в «Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденных Минздравом СССР.
2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.
2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.
2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:
а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. - определяются концентрации углеводородов алифатических предельных C1-С10 (в пересчете на С, ПДК - 300 мг/м3), окиси углерода (ПДК - 20 мг/м3), окислов азота (в пересчете на NO2, ПДК - 5 мг/м3); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК - 0,01/0,007 мг/м3);
б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводородов алифатических предельных C1-С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NО2) метанола (ПДК - 5 мг/м3), формальдегида (ПДК - 0,5 мг/м3);
в) дизельное топливо - углеводородов алифатических предельных C1-С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), акролеина (ПДК - 0,2 мг/м3);
г) газовое топливо - углеводородов алифатических предельных C1-С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO2), меркаптанов.
Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.
3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65).
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
100 |
87 |
79 |
72 |
68 |
65 |
63 |
61 |
59 |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА - 70 дБА.
Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА (ПС 55).
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
93 |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
52 |
50 |
49 |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА - 60 дБА.
3.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин в соответствии с «Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах» № 2274-80 от 12.12.80 г. Министерства здравоохранения СССР.
3.3. Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в табл. 3.1, 3.2.
Санитарные нормы вибрации для грузовых автомобилей
Допустимые значения виброускорения |
||||||||
м/с2 |
дБ |
|||||||
в 1/3 окт. |
в 1/1 окт. |
в 1/3 окт. |
в 1/1 окт. |
|||||
Zo |
XoYo |
Zo |
XoYo |
Zo |
XoYo |
Zo |
XoYo |
|
0,8 |
0,71 |
0,224 |
1,12 |
0,4 |
67 |
57 |
71 |
62 |
1,0 |
0,63 |
0,224 |
66 |
57 |
||||
1,25 |
0,56 |
0,224 |
65 |
57 |
||||
1,6 |
0,50 |
0,224 |
0,8 |
0,4 |
64 |
57 |
68 |
62 |
2,0 |
0,45 |
0,224 |
63 |
57 |
||||
2,5 |
0,40 |
0,280 |
62 |
59 |
||||
3,15 |
0,355 |
0,355 |
0,56 |
0,8 |
61 |
61 |
65 |
68 |
4,0 |
0,315 |
0,450 |
60 |
63 |
||||
5,0 |
0,315 |
0,56 |
60 |
65 |
||||
6,3 |
0,315 |
0,710 |
0,56 |
1,6 |
60 |
67 |
65 |
74 |
8,0 |
0,315 |
0,900 |
60 |
69 |
||||
10,0 |
0,40 |
1,12 |
62 |
71 |
||||
12,5 |
0,50 |
1,40 |
1,12 |
3,15 |
64 |
73 |
71 |
80 |
16,0 |
0,63 |
1,80 |
66 |
75 |
||||
20,0 |
0,80 |
2,24 |
67 |
77 |
||||
25,0 |
1,0 |
2,80 |
2,24 |
6,3 |
70 |
79 |
77 |
86 |
31,5 |
1,25 |
3,55 |
72 |
81 |
||||
40,0 |
1,60 |
4,50 |
74 |
83 |
||||
50,0 |
2,0 |
5,60 |
4,50 |
12,5 |
76 |
85 |
83 |
92 |
63,0 |
2,50 |
7,10 |
78 |
87 |
||||
80,0 |
3,15 |
9,00 |
80 |
89 |
||||
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
0,56 |
0,4 |
|
65 |
62 |
Допустимые значения виброскорости |
||||||||
м/с 10-2 |
дБ |
|||||||
в 1/3 окт. |
в 1/1 окт. |
в 1/3 окт. |
в 1/1 окт. |
|||||
Zo |
XoYo |
Zo |
XoYo |
Zo |
XoYo |
Zo |
XoYo |
|
0,8 |
14,00 |
4,5 |
20,0 |
6,3 |
129 |
119 |
132 |
122 |
1,0 |
10,00 |
3,5 |
126 |
117 |
||||
1,25 |
7,10 |
2,8 |
123 |
115 |
||||
1,6 |
5,0 |
2,2 |
7,1 |
3,5 |
120 |
113 |
123 |
117 |
2,0 |
3,5 |
1,8 |
117 |
111 |
||||
2,5 |
2,5 |
1,8 |
114 |
111 |
||||
3,15 |
1,8 |
1,8 |
2,5 |
3,2 |
111 |
111 |
114 |
116 |
4,0 |
1,25 |
1,8 |
108 |
111 |
||||
5,0 |
1,00 |
1,8 |
106 |
111 |
||||
6,3 |
0,80 |
1,8 |
1,3 |
3,2 |
104 |
111 |
108 |
116 |
8,0 |
0,63 |
1,8 |
102 |
111 |
||||
10,0 |
0,63 |
1,8 |
102 |
111 |
||||
12,5 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 |
111 |
107 |
116 |
16,0 |
0,63 |
1,8 |
102 |
111 |
||||
20,0 |
0,63 |
1,8 |
102 |
111 |
||||
25,0 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 |
111 |
107 |
116 |
31,5 |
0,63 |
1,8 |
102 |
111 |
||||
40,0 |
0,63 |
1,8 |
102 |
111 |
||||
50,0 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 |
111 |
107 |
116 |
63,0 |
0,63 |
1,8 |
102 |
111 |
||||
80,0 |
0,63 |
1,8 |
102 |
111 |
||||
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
1,1 |
3,2 |
|
107 |
116* |
* Различия между расчетными величинами корректированных уровней и нормативными объясняются тем, что реальные спектры воздействующей на человека общей вибрации отличаются по форме от спектра нормативной кривой, так как основная энергия в них распределена неравномерно и приходится, главным образом, на часть октав. Поэтому измеренный корректированный уровень виброскорости (при условии получения в результате частного анализа значений, не превышающих ПДУ) значительно меньше 122 дБ. Это обстоятельство было учтено в ходе обоснования нормативного корректированного уровня виброскорости общей вибрации 116 дБ.
Санитарные нормы вибрации для легковых автомобилей и автобусов
Допустимые значения по осям Xo, Yo, Zo |
||||||||
виброускорения |
виброскорости |
|||||||
м/с2 |
дБ |
м/с 10-2 |
дБ |
|||||
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
|
1,6 |
0,25 |
0,4 |
58 |
62 |
2,5 |
3,5 |
114 |
117 |
2,0 |
0,224 |
57 |
1,8 |
111 |
||||
2,5 |
0,20 |
56 |
1,25 |
108 |
||||
3,15 |
0,18 |
0,28 |
55 |
59 |
0,9 |
1,3 |
105 |
108 |
4,0 |
0,16 |
54 |
0,63 |
102 |
||||
5,0 |
0,16 |
54 |
0,50 |
100 |
||||
6,3 |
0,16 |
0,28 |
54 |
59 |
0,40 |
0,63 |
98 |
102 |
8,0 |
0,16 |
54 |
0,32 |
96 |
||||
10,0 |
0,20 |
56 |
0,32 |
96 |
||||
12,5 |
0,25 |
0,56 |
58 |
65 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
16,0 |
0,315 |
60 |
0,32 |
96 |
||||
20,0 |
0,40 |
62 |
0,32 |
96 |
||||
25,0 |
0,50 |
1,12 |
64 |
71 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
31,5 |
0,63 |
66 |
0,32 |
96 |
||||
40,0 |
0,80 |
68 |
0,32 |
96 |
||||
50,0 |
1,00 |
2,25 |
70 |
77 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
63,0 |
1,25 |
72 |
0,32 |
96 |
||||
80,0 |
1,60 |
74 |
0,32 |
96 |
||||
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
0,28 |
|
59 |
|
0,56 |
|
101 |
3.4. Уровни локальной вибрации на рычагах и органах управления не должны превышать величин, указанных в «Санитарных нормах и правилах при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих» 3041-84 от 13.06.84 г. Министерства здравоохранения СССР (табл. 3.3).
Допустимые значения нормируемых параметров локальной вибрации
Допустимые значения по осям Xл, Yл, Zл |
||||
виброускорения |
виброскорости
|
|||
м/с2 |
дБ |
м/с · 10-2 |
дБ |
|
8 |
1,4 |
73 |
2,8 |
115 |
16 |
1,4 |
73 |
1,4 |
109 |
31,5 |
2,7 |
79 |
1,4 |
109 |
63 |
5,4 |
85 |
1,4 |
109 |
125 |
10,7 |
91 |
1,4 |
109 |
250 |
21,3 |
97 |
1,4 |
109 |
500 |
42,5 |
103 |
1,4 |
109 |
1000 |
85 |
109 |
1,4 |
109 |
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
2,0 |
76 |
2,0 |
112 |
4.1. Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.
4.2. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.
5.1. Режим труда и отдыха водителей государственного автотранспорта устанавливается в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС от 16.08.77 г. № 255/16 с последующими изменениями и дополнениями.
5.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха должны устанавливаться с учетом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и климато-географических условий среды движения. Рекомендуется первый перерыв устанавливать через 2 - 3 ч после начала работы на линии, во второй половине дня - не реже чем через каждые 2 ч продолжительностью по 10 мин. Длительность непрерывного пребывания за рулем рекомендуется ограничить 2 ч. Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих данное АТП, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения АТП.
Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка и др.).
5.3. Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 ч: водителям со стажем вождения автомобиля менее трех лет, в возрасте свыше 55 лет, часто и длительно болеющим (3 и более раза в году, длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней), допущенным медицинскими водительскими комиссиями к управлению автотранспортными средствами в виде исключения.
5.4. Перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью, как правило, 45 - 60 мин, но не более 2 ч, желательно в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 ч после начала работы.
5.5. В случаях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.
6.1. Внешний шум автомобиля должен соответствовать требованиям, изложенным в табл. 6.1.
Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей различных типов
Уровень звука, дБА |
|
Легковые автомобили и автотранспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля |
82 |
Грузовые и грузо-пассажирские автомобили, автомобили-тягачи; автомобили-фургоны с полной массой, кг: |
|
до 3500 включ. |
84 |
от 3500 до 12000 включ. |
89 |
св. 12000 с двигателем мощностью: |
|
до 162 кВт включ. |
89 |
св. 162 кВт |
91 |
Автобусы с полной массой, кг: |
|
до 3500 включ. |
84 |
св. 3500 с двигателем мощностью: |
|
до 162 кВт включ. |
89 |
св. 162 кВт |
91 |
6.2. Отработавшие газы автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 21393-75* и ГОСТ 17.2.2.03-87, изложенным в табл. 6.2 и 6.3.
Предельно допустимые уровни окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями
Предельно допустимое содержание окиси углерода, объемная доля, % |
Предельно допустимое содержание углеводородов, объемная доля, млн-1 |
||
Для двигателей с числом цилиндров |
|||
До 4 |
Более 4 |
||
n, мин* |
1,5 |
1200 |
3000 |
n, пов.* |
2,0 |
600 |
1000 |
* Значение частоты вращения двигателя устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.
Предельно допустимые уровни дымности отработавших газов автомобилей с дизелями
Дымность, % для режимов |
||
свободного ускорения |
максимальной частоты вращения вала |
|
КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и их модификации |
40 |
15 |
МАЗ, КрАЗ и их модификации с дизелями выпуска до 01.07.76 |
60 |
15 |
Эксплуатация в подземных выработках автомобилей, не оборудованных средствами снижения токсичности отработавших газов, так же, как и применение при этом в качестве топлива этилированного бензина, запрещается.
6.3. Необходимо проводить контроль состава отработавших газов автомобилей при проведении ТО-2, после ремонта автомобилей или регулировки системы питания двигателя, на авторемонтных предприятиях при выпуске автомобилей из ремонта.
6.4. В целях охраны окружающей среды при эксплуатации автомобилей не допускается:
а) разлив топлива при заправке автомобиля;
б) утечка масла из картера, слив масла на линии;
в) мойка кузова, очистка кузовов и салонов в неустановленных местах;
г) проведение ремонтных работ, связанных с загрязнением окружающей среды, атмосферы, почвы и воды в открытых водоемах (окраска, сварка, пайка и т.п.), в неустановленных местах и помещениях.
7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для лечебно-профилактических мероприятий в зависимости от характера и вида выполняемых работ. Состав и оборудование помещений регламентируются СНиП II-93-74 (нормы проектирования, предприятия по обслуживанию автомобилей), СНиП 2.09.04-87 (административные и бытовые здания), СН-245-71 (санитарные нормы проектирования), ОНТП 01-86 и ОНТП-02-86 (отраслевые нормы технологического проектирования).
7.2. Диспетчерские пункты (пункты по выдаче и приему путевых документов), обслуживающие водителей городских и пригородных автобусов и расположенные вне территории автопредприятия, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с СНиП II-93-74 и СНиП 2-09-04-87 (в зависимости от количества обслуживаемых водителей).
7.3. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле (в соответствии с действующими отраслевыми нормативами, с учетом специфики автомобиля, вида топлива, условий перевозок и т.д.) моющие средства (поверхностно-активные, пригодные к употреблению на кожных покровах - типа «Ралли» и др.), щетку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов.
Водители, имеющие контакт (загрязнение рук) с различными СОЖ, маслами, лакокрасочными материалами и т.п. (перевозка указанных веществ, выполнение ремонтных работ), должны обеспечиваться защитными мазями и пастами в соответствии с ГОСТ 12.4.068-79 «Средства дерматологические защитные».
7.4. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей, соответствующего рекомендациям данных Санитарных правил.
Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен быть регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4 - 5 ч, обязателен прием пищи перед выходом на работу, ужин должен приниматься не менее чем за 2 - 2,5 ч до сна. Рекомендации к качественному и количественному составу пищи изложены в прил. 2.
7.5. Водители, занятые междугородными грузовыми перевозками (за исключением плечевых), при продолжительности рейса более одной смены должны быть обеспечены администрацией АТП:
а) рейсовыми чемоданами, в комплект которых должны входить: набор посуды для принятия и приготовления пищи, примус или портативная газовая плита с запасным баллоном, средства для мытья посуды, термос объемом не менее 2 л, фляга для питьевой воды объемом не менее 2 л;
б) картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха (гостиниц), пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.
7.6. С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.
7.7. Администрация АТП и других организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителями обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказам МЗ СССР № 3 от 4 января 1983 г. и № 700 от 19 июня 1984 г.
7.8. Руководители предприятий обязаны организовывать и проводить с участием территориальных органов здравоохранения гигиеническое обучение водителей по «Программе гигиенического обучения водителей предприятий автотранспорта», утвержденной Минздравом СССР 23.11.77 г. и согласованной с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28.10.77 г., а также полный курс подготовки по программе оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, утвержденной приказом Минздрава СССР № 3 от 4 января 1983 г.
8.1. При привлечении водителей к выполнению ремонтных работ на них должны быть распространены действующие отраслевые нормативно-технические документы, регламентирующие организацию и проведение указанных работ и гигиенические требования к этим работам.
При выполнении водителями ремонтных работ в АТП и других организациях, имеющих транспорт, вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника запрещается работа без лежаков на полу (земле).
8.2. Выполнение в помещениях работ по проверке, ремонту или наладке работающего двигателя разрешается только при наличии местного отсоса, эффективно удаляющего отработавшие газы.
8.3. Водители, выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, личной гигиены и защитными приспособлениями в соответствии с действующими отраслевыми типовыми нормами.
8.4. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом; засасывать топливо ртом в шланг для переливания запрещено.
8.5. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и проверку исправности средств индивидуальной защиты (в соответствии с действующими нормами).
1. Кабина:
герметичность,
наличие напольных ковриков,
состояние обивки.
2. Сиденье:
состояние обивки,
состояние набивки,
состояние регулировочного механизма.
3. Остекление кабины:
состояние переднего стекла,
состояние заднего стекла,
состояние боковых стекол,
состояние стеклоочистителей,
состояние стеклоподъемников.
4. Наличие и состояние зеркал заднего вида
5. Система вентиляции
6. Система отопления
7. Воздух рабочей зоны
8. Уровни вибрации:
общей на рабочем месте,
локальной на органах управления.
9. Уровни шума:
внешнего,
внутреннего
10. Уровни инфразвука в кабине
11. Токсичность отработавших газов двигателя
1. Суточная потребность водителей в пище должна определяться на основе данных, приведенных в таблице.
Таблица
Энерготраты и суточная потребность водителей автомобилей в белках, жирах и углеводах в зависимости от пола и возраста
Возраст, лет |
Энерготраты |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
||
ккал |
мДж |
|||||
Муж. |
18 - 39 |
3000 |
12,55 |
97 |
100 |
428 |
40 - 60 |
2800 |
11,71 |
89 |
92 |
391 |
|
Жен. |
19 - 39 |
2550 |
10,66 |
83 |
85 |
353 |
40 - 55 |
2350 |
9,83 |
76 |
78 |
334 |
2. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно выражаться как 13:30:57 % суточной энергетической ценности пищи. Количество белков животного происхождения в рационах должно составлять не менее 55 % от их общего потребления, а содержание растительных масел - 25 - 30 % суточной потребности в жирах. Потребление сахара не должно превышать 70 - 80 г в сутки, при этом за счет полисахаридов необходимо обеспечить 70 - 80 % общего количества углеводов. Оптимальное соотношение кальция, фосфора и магния равно 1:(1,5 - 2,0):0,6.
3. Суточная калорийность должна распределяться по отдельным приемам пищи в зависимости от смены:
а) дневная смена - ранний завтрак перед работой (15 - 20 %), обед на работе (30 - 35 %), полдник после работы (20 - 25 %), ужин (20 - 25 %);
б) вечерняя смена - поздний завтрак после работы (10 - 25 %), поздний обед дома (30 - 35 %), ужин дома (20 - 25 %), прием пищи на работе (15 - 20 %).
в) ночная смена - прием пищи (из трех блюд) в первую половину смены, энергоемкость пищи 700 - 800 ккал.
СОДЕРЖАНИЕ