МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR
STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
ГОСТ
ИСО |
Шины и ободья для грузовых автомобилей
и автобусов (метрические серии)
Часть 2
ОБОДЬЯ
ISO 4209-2:2001
Truck and bus tyres and rims (metric series) -
Part 2: Rims
(IDT)
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники», Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Научно-исследовательский институт шинной промышленности» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 30 от 7 декабря 2006 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
|
Армения |
AM |
Минторгэкономразвития |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Российская Федерация |
RU |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4209-2:2001 «Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 2. Ободья» (ISO 4209-2:2001 «Truck and bus tyres and rims (metric series) - Part 2: Rims»).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему международный стандарт, сведения о котором приведены в дополнительном приложении А
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 мая 2007 г. № 100-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 4209-2-2006 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2009 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
СОДЕРЖАНИЕ
4 Глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 5°. 3 4.1 Бортовая закраина обода. 3 4.2 Диаметр обода и длина окружности по выступу. 4 5 Глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°. 6 |
ГОСТ ИСО 4209-2-2006
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Шины
и ободья для грузовых автомобилей и автобусов
(метрические серии)
Часть 2
ОБОДЬЯ
Truck and bus tyres and rims (metric series) Part 2. Rims
Дата введения - 2009-01-01
Настоящий стандарт устанавливает обозначения и основные размеры профилей глубоких неразъемных ободьев, предназначенных для монтажа шин, используемых преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах.
Обозначения, размеры и номинальные нагрузки шин приведены в ИСО 4209-1.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ИСО 4209-1:2001 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины
Обозначение обода должно включать в себя код номинального диаметра, код номинальной ширины обода (17,5´5,25) и форму бортовой закраины обода при необходимости (например, 15´6 J; 13´5,50 В).
Обозначения форм бортовых закраин и основные размеры профилей соответствующих ободьев, а также допустимые отклонения приведены на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.
a) Ширина бортовой закраины включает в себя радиус закругления кромки. Участок закраины за пределами минимальной ширины должен быть ниже самой высокой точки закраины.
b) Размеры включают в себя минимальную огибающую монтажного ручья для монтажа шины, за исключением участков сварного шва или вентильного отверстия.
Примечание - При использовании ободьев с бескамерными шинами необходимы выступы на наружной стороне и предпочтительны выступы на внутренней стороне обода.
С, F - профили посадочных полок; 1 - отверстие под вентиль; 2 - наружная сторона автомобиля; 3 - угол наклона кромки эквивалентен половине минимального радиуса R; 4 - внутренняя сторона автомобиля
Рисунок 1 - Профиль глубокого обода с углом наклона посадочной полки 5°
Таблица 1 - Размеры профилей ободьев с углом наклона посадочной полки 5°
В миллиметрах
Код ширины |
В, не менее |
G ± 1,0 |
Р, не менее |
P1, не менее |
На) |
L |
М, не более |
R2, не менее |
|
10, 12, 13 |
3,00В |
10,0 |
14,5 |
13,0 |
15,0 |
15,0 |
16 |
28 |
7,5 |
3,50В |
10,0 |
14,5 |
15,0 |
17,0 |
15,0 |
19 |
34 |
7,5 |
|
4,00В |
10,0 |
14,5 |
15,0 |
17,0 |
15,0 |
19 |
45 |
7,5 |
|
4,50В и более |
10,0 |
14,5 |
19,5 |
19,5 |
15,0 |
22 |
45 |
7,5 |
|
14 и более |
31/2J |
11,0 |
17,5 |
15,0 |
17,0 |
17,3b) |
19 |
34 |
9,5 |
4J |
11,0 |
17,5 |
15,0 |
17,0 |
17,3b) |
19 |
45 |
9,5 |
|
41/2J и более |
11,0 |
17,5 |
19,5 |
19,5 |
17,3b) |
22 |
45 |
9,5 |
|
16 |
6К и более |
11,5 |
20,0 |
19,5 |
19,5 |
20,0 |
22 |
47 |
10,5 |
a) Минимальные значения глубины монтажного ручья Н и угла наклона полки обода требуются для монтажа камерной шины. Для установки вентиля бескамерной шины требуются большие размеры. b) Для ободьев типа J допускается уменьшение значения Н до 17 мм при соответствующем изменении значения М до 43 мм. |
Таблица 2 - Коды номинальной ширины обода
А, мм |
Код номинальной ширины обода |
А, мм |
Код номинальной ширины обода |
А, мм |
||||
3,00 |
3 |
76,0 |
6,50 |
61/2 |
165,0 |
10,00 |
10 |
254,0 |
3,50 |
31/2 |
89,0 |
7,00 |
7 |
178,0 |
10,50 |
101/2 |
266,5 |
4,00 |
4 |
101,5 |
7,50 |
71/2 |
190,5 |
11,00 |
11 |
279,5 |
4,50 |
41/2 |
114,5 |
8,00 |
8 |
203,0 |
12,00 |
12 |
305,0 |
5,00 |
5 |
127,0 |
8,50 |
81/2 |
216,0 |
13,00 |
13 |
330,0 |
5,50 |
51/2 |
139,5 |
9,00 |
9 |
228,5 |
14,00 |
14 |
355,5 |
6,00 |
6 |
152,5 |
9,50 |
91/2 |
241,5 |
15,00 |
15 |
381,0 |
Рекомендуемые исполнения профилей ободьев и их основные размеры приведены на рисунке 2 и в таблице 3.
* Справочное значение.
С - профиль с наружной стороны автомобиля; F - профиль с внутренней стороны автомобиля
Рисунок 2 - Рекомендуемое исполнение профилей полок обода
Таблица 3 - Размер E для скругленных выступов обода
E, мм |
|
3,00 |
Не менее 13 |
3,50 (31/2) и 4,00 (4) |
Не менее 16 |
4,50 (41/2) и более |
|
а) Для ободьев с кодом ширины обода от 4,50 (41/2) до 7,00 (7) и обода с закраиной типа К допускается значение Е, равное 19,5. |
Код номинального диаметра обода, соответствующее значение номинального посадочного диаметра обода D и длина окружности по выступу приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Код номинального диаметра обода, соответствующее значение номинального посадочного диаметра обода D и длина окружности по выступу
В миллиметрах
Значение посадочного диаметра обода |
Длина окружности по выступу |
||
плоскому |
скругленному |
||
10 |
253,2 |
795,4 |
797,6 |
12 |
304,0 |
955,0 |
957,6 |
13 |
329,4 |
1034,8 |
1037,0 |
14 |
354,8 |
1114,6 |
1116,8 |
15 |
380,2 |
1194,4 |
1196,6 |
16 |
405,6 |
1274,2 |
1276,4 |
17 |
436,6 |
1371,6 |
1373,8 |
18 |
462,0 |
1451,4 |
1453,6 |
19 |
487,4 |
1531,2 |
1533,4 |
20 |
512,8 |
1611,0 |
1613,2 |
а) Предельные отклонения приведены только для проектирования. Длину окружности полки обода измеряют рулеткой. b) Допуск разрешается только для профиля обода с внутренней стороны автомобиля. |
Кромки отверстия для вентилей (далее - вентильное отверстие) со стороны монтажа шины должны быть скруглены или иметь фаску, а с наружной стороны обода не должны иметь заусенцев, которые могут повредить обрезиненный корпус вентиля.
Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом колеса необходимо поддерживать в чистом и гладком состоянии поверхность вентильного отверстия на участке толщиной не менее 0,75 мм или составляющем не менее 25 % толщины обода.
Отверстия для вентилей бескамерных шин должны соответствовать изображенным на рисунках 3 или 4 для ободьев с глубиной монтажного ручья не менее 17,3 мм. Отверстия для других вентилей должны рассматриваться дополнительно.
Рисунок 3 - Размеры вентильного отверстия для бескамерных шин
Рисунок 4 - Исполнение поверхности в зоне вентильного отверстия
Размеры профилей ободьев и соответствующие допуски приведены на рисунке 5 и в таблицах 5 и 6.
а) Угол наклона эквивалентен половине минимального радиуса.
b) Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода.
c) Сторона монтажа шины.
Рисунок 5 - Размеры профиля глубокого обода с углом наклона посадочной полки 15°
Таблица 5 - Размеры профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода £ 9,75
В миллиметрах
А ± 3,5 |
На), не менее |
h, не менее |
La), не менее |
Ма), не менее |
Р, не менее |
|
17,5´5,25 |
133,5 |
24 |
7 |
4 |
55 |
25 |
19,5´5,25 |
27 |
56 |
||||
22,5´5,25 |
30 |
8 |
57 |
|||
17,5´6,00 |
152,5 |
24 27 30 |
8,5 |
11 |
60 |
|
19,5´6,00 |
62 |
30b) |
||||
22,5´6,00 |
63 |
30 |
||||
17,5´6,75 |
171,5 |
24 |
9 |
62c) |
25 |
|
19,5´6,75 |
27 |
14 |
64 |
30b) |
||
22,5´6,75 |
30 |
66c) |
32 |
|||
17,5´7,50 |
190,5 |
24 |
9,5 |
65с) |
25 |
|
19,5´7,50 |
27 |
21 |
67c) |
30 |
||
22,5´7,50 |
30 |
10 |
68c) |
34 |
||
24,5´7,50 |
70c) |
|||||
17,5´8,25 |
209,5 |
24 |
9,5 |
14 |
55 |
26 |
19,5´8,25 |
27 |
28 |
67 |
30 |
||
22,5´8,25 |
30 |
10 |
70с) |
36 |
||
24,5´8,25 |
72с) |
|||||
19,5´9,00 |
228,5 |
9,5 |
68 |
30 |
||
22,5´9,00 |
10 |
70c) |
36 |
|||
24,5´9,00 |
72c) |
|||||
22,5´9,75 |
247,5 |
70c) |
||||
a) Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода. b) При монтаже одинарных шин для легких грузовых автомобилей (индекс нагрузки £ 121) допускается значение Р, равное 25 мм. Эти ободья должны быть идентифицированы. c) Допускается увеличение размеров при условии подтверждения их испытаниями по монтажу шин. |
Таблица 6 - Размеры профилей глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и кодом номинальной ширины обода ³ 10,50
В миллиметрах
A ± 3,5 |
На), не менее |
h, не менее |
La), не менее |
Ма), не более |
Р |
|
17,5´10,50 |
266,5 |
24 |
9,5 |
14 |
55 |
26 |
19,5´10,50 |
30 |
10 |
30 |
68b) |
34 |
|
22,5´10,50 |
70 |
|||||
19,5´11,75 |
298,5 |
68b) |
||||
22,5´11,75 |
70b) |
|||||
19,5´12,25 |
311,0 |
68b) |
||||
22,5´12,25 |
70b) |
|||||
19,5´13,00 |
330,0 |
68b) |
||||
22,5´13,00 |
70b) |
|||||
19,5´14,00 |
355,5 |
68b) |
||||
22,5´14,00 |
70b) |
|||||
19,5´15,00 |
381,0 |
11 |
68b) |
|||
22,5´15,00 |
70b) |
|||||
20,5´16,00 |
406,5 |
70b) |
||||
22,5´16,00 |
70b) |
|||||
20,5´18,00 |
457,0 |
70b) |
||||
22,5´18,00 |
70b) |
|||||
a) Размеры приведены для минимального монтажного ручья обода. b) Допускается увеличение размеров при условии подтверждения их испытаниями по монтажу шин. |
Коды номинального диаметра глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° и их значения приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Коды номинального диаметра и соответствующие ему значения диаметра обода
Значение диаметра обода D ± 0,4а), мм |
|
17,5 |
444,5 |
19,5 |
495,3 |
20,5 |
520,7 |
22,5 |
571,5 |
24,5 |
622,3 |
а) Предельные отклонения приведены только для проектирования шин. Длину окружности посадочной полки обода определяют измерительной рулеткой. |
Размеры, расположение и исполнение вентильных отверстий обода приведены на рисунке 6 и в таблице 8.
Основание монтажного ручья |
1 - сторона шины; 2 - наружная сторона
Рисунок 6 - Размеры вентильных отверстий ободьев с углом наклона посадочной полки 15°
Таблица 8 - Размеры вентильных отверстий для ободьев с углом наклона посадочной полки 15°
В миллиметрах
Расположение |
Минимальный диаметр кольцевой плоскости в зоне установки вентиля |
Толщина обода в зоне кольцевой плоскости С |
||||
не менее |
не более |
В1 - со стороны шины |
B2 - с наружной стороны |
не менее |
не более |
|
9,7 |
10,0 |
В стенке монтажного ручья |
18,0 |
16,0 |
5,5 |
10,5 |
16,5 |
12,5 |
3,0 |
6,0 |
|||
В основании монтажного ручья |
18,0 |
16,0 |
5,5 |
10,5 |
||
15,7 |
16,1 |
В стенке монтажного ручья |
19,3 |
19,3 |
4,8 |
8,0 |
В основании монтажного ручья |
19,3 |
19,3 |
4,8 |
8,0 |
||
27,0 |
27,0 |
3,5 |
6,0 |
|||
Примечания 1 Применение вентилей для отверстий диаметром от 9,7 до 10,0 мм при толщине обода С более 6,0 мм и для отверстий диаметром от 15,7 до 16,1 мм при толщине С обода более 8,0 мм - по согласованию с изготовителем вентилей. 2 Кольцевые плоскости для вентильного отверстия B1 и В2 должны быть параллельными с погрешностью не более 0,2 мм. 3 Шероховатость поверхности вентильного отверстия не должна быть более 3,2 мкм. |
5.3.1 Характеристики вентильных отверстий обода
5 3.1.1 Кромки вентильных отверстий со стороны шины должны быть скруглены или иметь фаску.
5.3.1.2 Кромки вентильных отверстий с наружной стороны обода не должны иметь заусенцев, которые могут повредить обрезиненный корпус вентиля.
5.3.1.3 Для обеспечения герметичности соединения вентиля с ободом для бескамерной шины необходимо поддерживать поверхность вентильного отверстия в чистом и гладком состоянии на участке, составляющем не менее 25 % толщины профиля обода (рисунок 7).
1 - сторона шины; 2 - наружная сторона
а - см. 5.3.1.1; b - см. 5.3.1.2; с - см. 5.3.1.3; d - см. 5.3.1.4
Рисунок 7 - Вентильное отверстие обода
5.3.1.4 Вентильное отверстие должно быть цилиндрическим и диаметр его должен быть одинаковым по всей высоте для обеспечения герметичности вентиля при давлении в шине более 300 кПа.
5.3.1.5 Вентильное отверстие должно иметь с двух сторон концентрические кольцевые плоскости, обеспечивающие надежную герметичность соединения вентиля с ободом для бескамерной шины, что позволяет выдержать давление в шине более 300 кПа.
5.3.1.6 В ободьях для бескамерных шин угол наклона кольцевой плоскости для вставного вентиля должен обеспечивать доступ к вентилю при измерении давления в сдвоенной шине в процессе эксплуатации, а также для подкачивания воздуха в шину.
(справочное)
Сведения о
соответствии межгосударственного стандарта
ссылочному международному стандарту
Таблица А.1
Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
|
ИСО 4209-1:2001 |
ГОСТ ИСО 4209-1-2006 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины |
Ключевые слова: шины, ободья, грузовые автомобили, автобусы