Постановление
Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 973
"Об
экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных
неядерных
материалов и соответствующих технологий"
(в редакции,
актуальной с 17 апреля 2018 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлениям Правительства РФ: от 21.02.2001 г. № 612
от 03.10.2002 г. № 731, от 04.02.2005 г. № 54, от 15.12.2006 г. № 771,
от 31.10.2007 г. № 724, от 06.11.2008 г. № 806, от 30.03.2009 г. № 266,
от 15.06.2009 г. № 484, от 26.07.2010 г. № 560, от 12.10.2010 г. № 826,
от 23.08.2011 г. № 712, от 01.10.2011 г. № 809, от 22.12.2011 г. № 1105,
от 28.03.2012 г. № 249, от 23.10.2014 г. № 1095, от 09.10.2015 г. № 1082,
от 04.04.2018 г. № 407)
В соответствии с Федеральными законами "Об экспортном контроле" и "Об использовании атомной энергии" и Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2000 г. № 822 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 19, ст. 2067) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий.
2. Пункт 2 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 31 октября 2007 г. № 724.
3. Пункт 3 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 31 октября 2007 г. № 724.
4. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 574 "Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 20, ст. 2358);
абзац двенадцатый постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. № 1548 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы экспортного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5807);
пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. № 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 40, ст. 4964).
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Касьянов |
Положение
об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных
материалов и соответствующих технологий
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 973)
1. Настоящее Положение определяет порядок экспорта из Российской Федерации и импорта в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, включенных в Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль (далее именуется - Список), утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. № 202 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 8, ст. 742; 1997, № 4, ст. 523; № 20, ст. 2234; 2000, № 26, ст. 2749).
Для целей настоящего Положения под экспортом из Российской Федерации и импортом в Российскую Федерацию ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, включенных в Список (далее именуются - ядерные товары и технологии), понимаются все виды внешнеэкономических операций, связанных с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию (за исключением перемещения транзитом через территорию Российской Федерации) ядерных товаров и технологий, а также с их передачей иностранным лицам на территории Российской Федерации.
Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию ядерных товаров и технологий осуществляются в строгом соответствии с требованиями законодательства и международными обязательствами Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия, а также обеспечения безопасности и сохранности радиоактивных веществ.
2. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми находящимися под юрисдикцией Российской Федерации юридическими и физическими лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность в отношении ядерных товаров и технологий (далее именуются - российские участники внешнеэкономической деятельности), и не должны быть обойдены российскими участниками внешнеэкономической деятельности путем передачи ядерных товаров и технологий в виде отдельных компонентов.
3. Проведение федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и российскими участниками внешнеэкономической деятельности переговоров с иностранными государствами, международными организациями и иностранными лицами в целях заключения соглашений или достижения иных договоренностей, предусматривающих экспорт или совместное использование ядерных материалов, оборудования и соответствующих технологий, критичных с точки зрения нераспространения ядерного оружия, осуществляется только на основании решений Правительства Российской Федерации.
Вносимые в Правительство Российской Федерации проекты указанных решений, а также соответствующих международных договоров Российской Федерации, предусматривающих экспорт из Российской Федерации ядерных товаров и технологий либо устанавливающих иной порядок их экспорта или импорта, подлежат согласованию с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Под ядерными материалами, оборудованием и соответствующими технологиями, критичными с точки зрения нераспространения ядерного оружия (далее именуется - критичная ядерная продукция), понимаются уран с обогащением 20 процентов и выше, плутоний (за исключением поставок указанных материалов, в отношении которых не требуются заверения, предусмотренные в пунктах 5 - 7 настоящего Положения, а также уран-плутониевого топлива), установки для переработки облученного топлива, установки для разделения изотопов урана, установки для производства тяжелой воды, установки для конверсии обогащенного урана и плутония, основные компоненты таких установок, а также технологии, связанные с указанными материалами, установками и их основными компонентами.
4. Проекты международных договоров Российской Федерации, реализация которых предполагает создание на территории Российской Федерации объектов ядерного топливного цикла, которые могут оказать воздействие на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Экспорт ядерных товаров и технологий в страны, не обладающие ядерным оружием (за исключением республики Индии), по договорам (контрактам, соглашениям), заключенным начиная с 4 апреля 1992 г., может осуществляться при условии, что страна-получатель имеет действующее соглашение с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о гарантиях, охватывающее всю ее мирную ядерную деятельность, а до указанной даты - при условии постановки предметов ядерного экспорта под гарантии МАГАТЭ.
Экспорт ядерных товаров и технологий в Республику Индию может осуществляться только в случае их применения в ядерных установках, поставленных под гарантии МАГАТЭ.
Экспорт ядерных товаров и технологий в страны, не обладающие ядерным оружием (включая Республику Индию), осуществляется только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что полученные предметы экспорта, а также произведенные на их основе или в результате их использования ядерные и специальные неядерные материалы, установки и оборудование:
не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;
будут находиться под гарантиями МАГАТЭ в течение всего периода их нахождения под юрисдикцией страны-получателя;
будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;
будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрисдикции страны-получателя в любую другую страну только на указанных условиях.
Уполномоченный государственный орган страны-получателя, не обладающей ядерным оружием, должен представить заверения о том, что без письменного разрешения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованного с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, не будут осуществляться:
любая последующая передача установок для химической переработки облученного топлива, изотопного обогащения урана и производства тяжелой воды, их основных компонентов и предметов, произведенных на их основе, а также урана с обогащением 20 процентов и выше, плутония и тяжелой воды;
использование или проектирование для производства урана с обогащением свыше 20 процентов передаваемых установок или технологии для изотопного обогащения урана, а также любых других установок, основанных на такой технологии.
В исключительных случаях экспорт ядерных товаров и технологий из Российской Федерации в государство, не обладающее ядерным оружием и не поставившее всю свою ядерную деятельность под гарантии МАГАТЭ по договорам (контрактам, соглашениям), заключенным начиная с 4 апреля 1992 г., может осуществляться по индивидуальным решениям Правительства Российской Федерации при соблюдении следующих условий:
осуществление поставки не противоречит международным обязательствам Российской Федерации;
правительством принимающего государства представлены официальные заверения, исключающие такое использование поставляемых материалов, оборудования и технологий, которое может привести к созданию ядерного взрывного устройства;
поставка осуществляется исключительно для обеспечения безопасной эксплуатации существующих на территории принимающего государства ядерных установок;
к указанным установкам применяются гарантии МАГАТЭ.
6. Экспорт в страны, обладающие ядерным оружием, установок и технологий для химической переработки облученного топлива, изотопного обогащения урана, производства тяжелой воды, их основных компонентов, урана с обогащением 20 процентов и выше, плутония и тяжелой воды может осуществляться только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что получаемые предметы экспорта и предметы, произведенные на их основе:
не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;
будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;
будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрисдикции страны-получателя в любую другую страну только при наличии предварительного письменного разрешения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованного с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
7. Экспорт ядерных товаров и технологий в страны, которые не требуют применения гарантий МАГАТЭ на всю мирную деятельность в стране-получателе в качестве условия передачи ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, осуществляется на условиях, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Положения, с предоставлением заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что любая последующая передача предметов экспорта, а также любая передача предметов, произведенных на установках или с помощью оборудования или технологий, экспортированных из Российской Федерации, не будут осуществляться без предварительного письменного разрешения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованного с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
8. Заверения, предусмотренные пунктами 5 - 7 настоящего Положения, оформляются в виде соответствующих письменных обязательств уполномоченного государственного органа страны-получателя либо путем ссылки в документах, представляемых российским участником внешнеэкономической деятельности для получения лицензии, на такие обязательства по действующему международному договору, участниками которого являются страна-получатель и Российская Федерация. Правомерность такой ссылки должна быть подтверждена Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом, при проведении государственной экспертизы внешнеэкономической сделки.
Представление указанных заверений не требуется в отношении поставок ядерных материалов, оборудования и специальных неядерных материалов по перечню согласно приложению 1, а также в случае экспорта ядерных товаров и технологий по действующим соглашениям с МАГАТЭ.
9. Экспорт ядерных товаров и технологий, за исключением случаев их вывоза, перечисленных в приложении 2, осуществляется по лицензиям (разовым и генеральным), выдаваемым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
10. Для получения разовой лицензии на экспорт ядерных товаров и технологий российский участник внешнеэкономической деятельности представляет в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю:
а) документы, предусмотренные Положением о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 691 (далее - Положение о лицензировании);
б) документы, содержащие заверения, предусмотренные в пунктах 5 - 7 настоящего Положения, или их копии;
в) оригинал либо заверенную в установленном порядке копию документа уполномоченного государственного органа страны-получателя, подтверждающего, что иностранный получатель имеет разрешение на получение радиоактивных источников и обладание ими (обращение c ними), или копию такого разрешения, - в случае экспорта радиоактивных источников на основе америция-241, калифорния-252 и плутония-239 с уровнями активности соответственно 0,6 ТБк, 0,2 ТБк и 0,6 ТБк или более;
г) обязательства иностранного получателя (конечного пользователя), указанные в приложении № 3.1, - при экспорте калифорния-252, а также продуктов и устройств, содержащих его (за исключением радиоактивных источников на их основе, предназначенных для использования в приобретаемом товарном состоянии), с общей альфа-активностью 3,7 ГБк или более либо в случае, если суммарная активность такой продукции, поставляемой в течение календарного года в отдельно взятое государство, превышает указанное значение.
11. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разовой лицензии на экспорт ядерных товаров и технологий принимается Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке этой Службой совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а в случае экспорта критичной ядерной продукции - также совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения указанной экспертизы.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю уведомляет российского участника внешнеэкономической деятельности о принятом решении в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Уведомление о выдаче разовой лицензии оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа (с учетом запрашиваемого российским участником внешнеэкономической деятельности вида документа), подписывается уполномоченным на то должностным лицом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и направляется российскому участнику внешнеэкономической деятельности. При оформлении уведомления о выдаче разовой лицензии в форме электронного документа используется усиленная квалифицированная электронная подпись. Уведомление об отказе в выдаче разовой лицензии с указанием причин отказа оформляется на бумажном носителе, подписывается уполномоченным на то должностным лицом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и направляется (вручается) российскому участнику внешнеэкономической деятельности.
12. Генеральная лицензия, то есть лицензия с указанием количества товаров без определения конкретного покупателя, может выдаваться на экспорт ядерных материалов и специальных неядерных материалов.
Генеральная лицензия на экспорт ядерных материалов, относящихся к критичной ядерной продукции, может выдаваться при условии, что такой экспорт предусмотрен соответствующими международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Основанием для выдачи генеральной лицензии является решение Правительства Российской Федерации.
Генеральная лицензия может выдаваться только юридическим лицам, создавшим внутреннюю программу экспортного контроля и получившим в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации.
Подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации по вопросам выдачи генеральных лицензий и их внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации осуществляются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
Для подготовки проекта соответствующего решения российский участник внешнеэкономической деятельности направляет в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю письмо с просьбой о рассмотрении возможности выдачи генеральной лицензии, которое должно содержать следующие сведения:
полное наименование, место нахождения юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика;
наименование и характеристики экспортируемых материалов с указанием их количества, кода по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и страны (стран), куда предполагается осуществить экспорт;
заявляемый срок действия лицензии;
сведения о том, являются ли экспортируемые материалы носителями сведений, составляющих государственную тайну.
К письму прилагаются:
копии учредительных документов, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
документы, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 5 - 7 настоящего Положения, или их копии.
К письму также может быть приложена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. В случае если указанная выписка не представлена российским участником внешнеэкономической деятельности по собственной инициативе, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю самостоятельно запрашивает, в частности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия необходимые для получения генеральной лицензии сведения из Единого государственного реестра юридических лиц в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В случае если представленные российским участником внешнеэкономической деятельности информация и документы содержат противоречивые или неполные сведения, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю имеет право запрашивать в установленном порядке дополнительную информацию и документы, необходимые для получения генеральной лицензии, за исключением информации и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю не позднее 10 дней после получения от российского участника внешнеэкономической деятельности всех необходимых документов готовит проект решения Правительства Российской Федерации, согласовывая его с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Срок согласования указанных проектов решений Правительства Российской Федерации или выдачи мотивированного заключения об отказе в согласовании не должен превышать 10 дней со дня их поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".
Федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" рассматривают представленные проекты решений Правительства Российской Федерации в части вопросов, относящихся к их ведению, не обусловливая согласование документов с другими федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
Согласованный с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" проект решения Правительства Российской Федерации о выдаче генеральной лицензии вносится Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в 5-дневный срок со дня завершения согласования.
12.1. Документы, указанные в подпунктах "б" - "г" пункта 10, абзацах двенадцатом и тринадцатом пункта 12 настоящего Положения, представляются российским участником внешнеэкономической деятельности в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю на бумажном носителе.
Документы, указанные в абзацах шестом, четырнадцатом и пятнадцатом пункта 12 настоящего Положения, представляются российским участником внешнеэкономической деятельности в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Документы, представляемые в форме электронного документа, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью российского участника внешнеэкономической деятельности.
13. При нарушении страной-получателем заверений, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящего Положения, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю приостанавливает действие всех ранее выданных и оформление новых лицензий на экспорт ядерных товаров и технологий в эту страну до тех пор, пока не будет устранено такое нарушение.
Одновременно с этим Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" предпринимают в соответствии с нормами международного права и международными договорами меры, направленные на обеспечение выполнения страной-получателем взятых обязательств.
Российские участники внешнеэкономической деятельности - владельцы лицензий обязаны незамедлительно информировать Федеральную службу по техническому и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушений заверений, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящего Положения.
14. Импорт ядерных товаров и технологий, за исключением случаев их ввоза, указанных в приложении № 2, осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
Для получения лицензии на импорт ядерных товаров и технологий российский участник внешнеэкономической деятельности направляет в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю документы, предусмотренные Положением о лицензировании.
15. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии на импорт ядерных товаров и технологий принимается в течение 15 дней со дня получения документов, указанных в пункте 14 настоящего Положения.
Для принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии на импорт ядерных товаров и технологий Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" представляет по запросу Федеральной службы по техническому и экспортному контролю заключение о целесообразности осуществления импорта ядерных товаров и технологий.
16. В случае требования со стороны страны-поставщика предоставления Российской Федерацией заверений в отношении мирного использования импортируемых ядерных товаров и технологий, обеспечения их физической защиты и условий последующей передачи, а также их постановки под гарантии МАГАТЭ вопрос о выдаче таких заверений решается Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти.
17. Порядок предоставления лицензий на экспорт и импорт контролируемых ядерных товаров и технологий установлен Положением о лицензировании.
18. Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны направить в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" информацию согласно приложению 3.
До передачи ответственности за экспортируемые ядерные материалы получателю экспортер отвечает за обеспечение их мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ.
Импортируемые ядерные материалы должны быть обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ, и сопровождаться учетными документами, позволяющими в любое время определять их количество и местонахождение.
19. Пункт 19 исключен согласно постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2005 г. № 54.
20. Ядерные товары и технологии при их вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза и при их ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза помещаются под таможенные процедуры и подлежат таможенному контролю в порядке, установленном в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Необходимым условием для совершения таможенных операций, связанных с помещением ядерных товаров и технологий под таможенные процедуры, является наличие у российского участника внешнеэкономической деятельности, перемещающего такие товары и технологии через таможенную границу Евразийского экономического союза, лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю соответственно на их экспорт или импорт.
21. Пункт 21 исключен согласно постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2005 г. № 54.
22. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю ежеквартально, не позднее 30 дней после окончания квартала, по согласованной форме представляет в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" информацию о выданных лицензиях на экспорт и импорт ядерных товаров и технологий и в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству - о выданных лицензиях на экспорт критичной ядерной продукции.
23. Федеральная таможенная служба представляет в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" информацию об экспорте из Российской Федерации и импорте в Российскую Федерацию ядерных товаров и технологий на основании сведений, содержащихся в таможенной декларации, не позднее 30 дней после окончания квартала.
24. Экспорт из Российской Федерации ядерных товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и настоящим Положением.
25. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации представляет МАГАТЭ информацию об экспорте и импорте ядерных и специальных неядерных материалов, об экспорте оборудования и соответствующих технологий.
25.1. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю на основе обобщенных сведений о выданных лицензиях подготавливает и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" представляет в Министерство иностранных дел Российской Федерации сводную информацию об экспорте в Республику Индию ядерных товаров и технологий для последующей передачи этой информации государствам - участникам Группы ядерных поставщиков в соответствии с процедурами и в сроки, которые предусмотрены решениями Группы ядерных поставщиков.
26. Лица, осуществляющие экспорт и импорт ядерных товаров и технологий с нарушением настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
к Положению об экспорте
и импорте ядерных материалов,
оборудования, специальных неядерных
материалов и соответствующих технологий
Перечень ядерных
материалов, оборудования и специальных неядерных материалов,
на экспорт которых не требуются заверения страны-получателя
Исходный материал, указанный в пункте 1.1 Списка, предназначенный для использования в неядерной деятельности.
Специальный расщепляющийся материал, указанный в пункте 1.2 Списка, при использовании в граммовых количествах или менее в качестве чувствительного элемента в приборах.
Исходный или специальный расщепляющийся материал, указанный в пунктах 1.1 и 1.2 Списка, экспорт которого осуществляется в конкретную страну-получатель в течение календарного года в объеме менее следующих пределов:
специальный расщепляющийся материал - 50 эффективных г*
природный уран - 500 кг
обедненный уран - 1000 кг
торий - 1000 кг.
Нуклиды, указанные в пункте 1.3 Списка.
* Для урана вес в эффективных граммах рассчитывается умножением веса урана в граммах на квадрат обогащения и делением на 10000.
Абзац 9 утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2018 г. № 407.
Дейтерий, тяжелая вода (окись дейтерия) и любое другое соединение дейтерия, указанное в пункте 2.2.1 Списка, в количестве, не превышающем 200 кг атомов дейтерия для конкретной страны-получателя в течение календарного года.
Ядерно-чистый графит, указанный в пункте 2.2.2 Списка, и изделия из него, предназначенные только для использования в неядерной деятельности.
Реакторы нулевой мощности, определяемые как реакторы с проектным максимальным уровнем производства плутония, не превышающим 100 г в год, которые не могут быть модифицированы для производства более 100 г плутония в год.
к Положению об экспорте
и импорте ядерных материалов,
оборудования, специальных неядерных
материалов и соответствующих технологий
Случаи ввоза/вывоза ядерных товаров и технологий, при которых не требуется оформление лицензий Федеральной службы по техническому и экспортному контролю
1. Ввоз и вывоз природного или обедненного урана в составе биологической защиты упаковочных транспортных контейнеров для транспортировки радиоизотопной продукции, не являющихся предметом внешнеэкономической сделки и подлежащих возврату поставщику.
2. Ввоз ядерных материалов и оборудования (за исключением устройств, содержащих нуклиды, указанные в пунктах 1.3.2 - 1.3.4 Списка), находящихся на иностранном судне (воздушном, морском или речном) и используемых исключительно для эксплуатации такого судна, и вывоз таких ядерных материалов и оборудования, находившихся на иностранном судне в момент ввоза, в случае если это судно и упомянутые ядерные материалы и оборудование не являются предметом внешнеэкономической сделки.
3. Вывоз ядерных материалов и оборудования (за исключением устройств, содержащих нуклиды, указанные в пунктах 1.3.2 - 1.3.4 Списка), находящихся на российском судне (воздушном, морском или речном) и используемых исключительно для эксплуатации такого судна, и ввоз таких ядерных материалов и оборудования, находившихся на российском судне в момент вывоза, в случае если это судно и упомянутые ядерные материалы и оборудование не являются предметом внешнеэкономической сделки.
4. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации устройств, содержащих нуклиды, указанные в пунктах 1.3.2 - 1.3.4 Списка, входящих в состав штатного оборудования, используемого для обеспечения эксплуатации российских или иностранных судов (воздушных, морских или речных).
5. Ввоз в Российскую Федерацию иностранного контролируемого оборудования (за исключением содержащего ядерный или специальный неядерный материал) в целях демонстрации на выставке и вывоз такого оборудования, ранее ввезенного в Российскую Федерацию в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза, при условии его возврата собственнику (владельцу) в государство, из которого оно было ввезено в Российскую Федерацию.
6. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оборудования и проб ядерных материалов для целей проведения международных инспекций, осуществляемых по запросу (заказу) МАГАТЭ в рамках действующих соглашений с этой организацией, а также для целей реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
7. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации транспортных упаковочных комплектов, содержащих неизвлекаемые (нелетучие) остатки ядерных материалов, масса которых не превышает допустимого значения, указанного в соответствующем сертификате-разрешении.
к Положению об экспорте
и импорте ядерных материалов,
оборудования, специальных неядерных
материалов и соответствующих технологий
Правила направления информации об экспорте и импорте ядерных товаров и технологий
1. Российские участники внешнеэкономической деятельности, получившие лицензию на экспорт или импорт ядерных материалов, направляют соответствующие уведомления Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", осуществляющей учет экспорта и импорта ядерных материалов.
Российские участники внешнеэкономической деятельности, получившие лицензию на экспорт специальных неядерных материалов, оборудования и технологий в государства, не обладающие ядерным оружием, направляют соответствующие уведомления акционерному обществу "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского" ("ГНЦ РФ-ФЭИ"), осуществляющему учет экспорта специальных неядерных материалов, оборудования и технологий (249033, г. Обнинск, Калужская область, пл. Бондаренко, д. 1, телефакс (48439) 9-82-84, телефон (48439) 9-82-52).
Уведомления направляются не позднее 10 дней после фактической даты отправки или получения указанных предметов экспорта или импорта. Для уведомлений используются бланки стандартной формы, разрабатываемые Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и ГНЦ РФ-ФЭИ вместе с инструкциями по их заполнению.
2. Уведомление об экспорте или импорте ядерных материалов должно содержать следующую информацию:
а) название и вид (форма) материала;
б) вес материала;
в) название (номер) партии материала;
г) отправитель (страна, организация и ее адрес);
д) получатель (страна, организация и ее адрес);
е) дата отправки (для экспорта) или получения (для импорта);
ж) номер и дата контракта;
з) номер и дата выдачи лицензии.
3. Уведомление об экспорте специальных неядерных материалов, оборудования и технологий должно содержать следующую информацию:
а) описание предметов экспорта и номера их позиций по Списку;
б) количество (вес) предметов;
в) отправитель (страна, организация и ее адрес);
г) получатель (страна, организация и ее адрес);
д) дата отправки;
е) номер и дата контракта;
ж) номер и дата выдачи лицензии.
4. Если отгрузка оборудования и передача технологии происходят в течение длительного времени (более одного года), то информация направляется не позднее 10 дней после завершения квартала вместе с данными о фактической отгрузке или передаче в прошедшем квартале.
5. Информация о планируемом экспорте из Российской Федерации ядерного материала канадского или австралийского происхождения, включая продукт и "хвосты", полученные в результате обогащения материалов в Российской Федерации, не позднее чем за один день до отправки партии таких материалов направляется в Департамент международного сотрудничества Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Информация о планируемом экспорте должна включать следующие сведения:
а) название и вид (форма) материала;
б) номер (название) партии материала;
в) вес элемента (урана, плутония или тория);
г) вес делящегося изотопа (только для обогащения урана);
д) отправитель (страна и организация);
е) получатель (страна и организация);
ж) сведения о владельце материала (если владелец известен);
з) дата отправки;
и) номер и дата контракта;
к) номер и дата выдачи лицензии.
6. Информацию об экспорте и импорте ядерных товаров и технологий Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и ГНЦ РФ-ФЭИ направляют ежеквартально в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
к Положению об экспорте
и импорте ядерных материалов,
оборудования, специальных неядерных
материалов и соответствующих технологий
Обязательства иностранного получателя в отношении калифорния-252, а также продуктов и устройств, содержащих его
Полученная радиоизотопная продукция:
будет использоваться в целях (указывается конкретное назначение и место использования), не связанных с деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств;
не будет реэкспортироваться или передаваться кому-либо без письменного разрешения российского участника внешнеэкономической деятельности, согласованного с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;
не будет использоваться при осуществлении деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ, - при экспорте в государства, не обладающие ядерным оружием.
Примечания:
1. Указанные обязательства включаются в договор (контракт, соглашение) либо оформляются в виде отдельного документа, содержащего ссылку на договор (контракт, соглашение), в соответствии с которым осуществляется экспорт радиоизотопной продукции.
2. При экспорте в государства, не являющиеся участниками Группы ядерных поставщиков, указанные обязательства должны быть подтверждены документом уполномоченного государственного органа страны-получателя, в котором будет использоваться радиоизотопная продукция.
Необходимость выполнения указанного требования в иных случаях определяется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки.