ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКИ, РАДИАЦИОННОГО ИСТОЧНИКА, ПУНКТА
ХРАНЕНИЯ И (ИЛИ) КАЧЕСТВА ЗАЯВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УТВЕРЖДЕНО |
Введено в действие |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Положение о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) качества заявленной деятельности (далее - Положение) разработано с учетом требований Федерального закона «Об использовании атомной энергии», Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 29, ст. 3528), руководящих и распорядительных документов, устанавливающих компетенцию структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России, а также организаций и межрегиональных территориальных округов (далее - территориальные органы) Госатомнадзора России.
2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее - объект использования атомной энергии) и (или) качества заявленной деятельности, представляемых заявителем для получения лицензии Госатомнадзора России, а также порядок подготовки экспертного заключения по безопасности (далее - экспертное заключение) объекта использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности.
3. Требования настоящего Положения обязательны для должностных лиц и специалистов структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России, а также организаций и территориальных органов Госатомнадзора России, экспертных организаций и экспертов, осуществляющих деятельность, связанную с организацией и проведением экспертизы безопасности.
4. Экспертиза безопасности (далее - экспертиза) - это научная оценка безопасности объекта использования атомной энергии и (или) оценка качества заявленной деятельности, проводимая путем анализа документов, представляемых заявителем или лицензиатом, соответствия принятых заявителем или лицензиатом проектных, конструкторских, технических и организационных решений требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил, руководящих документов Госатомнадзора России, а также других нормативных документов, устанавливающих требования безопасности в области использования атомной энергии.
При отсутствии необходимых нормативных документов принятые заявителем или лицензиатом конкретные проектные, конструкторские и технические решения должны быть проанализированы на соответствие достигнутому уровню науки и техники.
Экспертизе подлежат официальные документы, обосновывающие ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) качество заявленной деятельности в области использования атомной энергии, представляемые заявителем или лицензиатом для получения лицензии Госатомнадзора России.
5. С учетом требований Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии решение о необходимости проведения экспертизы, ее тематике и объеме принимает структурное подразделение центрального аппарата Госатомнадзора России (далее - ответственное подразделение), в компетенцию которого входит лицензирование соответствующего вида деятельности и регулирование безопасности объекта ее применения, или соответствующий территориальный орган Госатомнадзора России, уполномоченный выдавать лицензии на соответствующий вид деятельности.
6. Экспертизу объектов использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности центральный аппарат Госатомнадзора России осуществляет через Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности (НТЦ ЯРБ) Госатомнадзора России, в функции которого входит организация и проведение экспертизы как самостоятельно, так и с привлечением экспертных организаций и (или) экспертов.
В отдельных случаях по указанию начальника Госатомнадзора России организация экспертизы может быть поручена ответственному подразделению, привлекающему к проведению ее экспертные организации и (или) экспертов.
Экспертизу объектов использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности в области использования атомной энергии, лицензирование которых входит в компетенцию соответствующего территориального органа Госатомнадзора России, организует и проводит территориальный орган.
7. После принятия решения о необходимости проведения экспертизы ответственное подразделение направляет в НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России или в привлекаемую экспертную организацию и (или) экспертам заявку на проведение экспертизы. В ней указываются заявитель (эксплуатирующая организация или организация, выполняющая работы и предоставляющая услуги в области использования атомной энергии, представившая в Госатомнадзор России заявление о выдаче лицензии), объект использования атомной энергии и (или) заявленная деятельность, тематика экспертизы, перечень документов заявителя или лицензиата, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности и (или) качества работ (услуг), представленных для получения лицензии Госатомнадзора России и подлежащих экспертизе, и график работ по организации и проведению экспертизы.
В случае организации экспертизы территориальным органом Госатомнадзора России он направляет аналогичную по содержанию заявку на проведение экспертизы экспертной организации и (или) экспертам.
8. К проведению экспертизы могут привлекаться экспертные организации. имеющие лицензии Госатомнадзора России на проведение экспертизы, и (или) эксперты, в том числе должностные лица и специалисты центрального аппарата Госатомнадзора России, организаций и территориальных органов Госатомнадзора России.
9. К проведению экспертизы не могут привлекаться специалисты экспертных организаций и (или) эксперты, участвовавшие в проектировании, сооружении и эксплуатации объекта использования атомной энергии и в разработке документов заявителя или лицензиата, подлежащих экспертизе, а также состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем или лицензиатом по объекту использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности.
10. К проведению экспертизы документов заявителя или лицензиата, содержащих государственную тайну, могут привлекаться только экспертные организации и (или) эксперты, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к работе с такими документами.
11. В случае если организация и проведение экспертизы поручаются НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России, то на основании заявки ответственного подразделения (в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения) НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России разрабатывает техническое задание на организацию и проведение экспертизы с учетом требований Типового технического задания на организацию и проведение экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) качества заявленной деятельности, приведенного в приложении к настоящему Положению.
Техническое задание на организацию и проведение экспертизы разрабатывается в течение одного месяца со дня получения НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России документов заявителя или лицензиата, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасность объекта использования атомной энергии и (или) качество заявленной деятельности, утверждается начальником ответственного подразделения или лицом, исполняющим его обязанности, и директором или заместителем директора НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России.
12. В случае если организация экспертизы и привлечение экспертных организаций и (или) экспертов осуществляются ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России, то указанные подразделения самостоятельно разрабатывают технические задания на организацию и проведение экспертизы с учетом требований Типового технического задания на организацию и проведение экспертизы, утверждают и направляют их экспертной организации и (или) экспертам.
13. При разработке технического задания на организацию и проведение экспертизы и определении ее тематики должны быть выполнены требования пункта 18 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.
14. Ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России организует и проводит при необходимости на объекте заявителя или лицензиата инспекцию деятельности в области использования атомной энергии с целью получения дополнительной информации о тематике экспертизы и (или) проверку достоверности сведений, содержащихся в документах заявителя или лицензиата, представленных для получения лицензии Госатомнадзора России.
15. Экспертиза документов заявителя или лицензиата, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности, завершается подготовкой экспертной организацией экспертного заключения по объекту использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности, отвечающего в полном объеме техническому заданию на организацию и проведение экспертизы.
Если ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России представлена на экспертизу часть документов заявителя или лицензиата, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) заявленную деятельность, экспертное заключение готовится по результатам экспертизы представленной части документов.
16. При возникновении необходимости в дополнительных документах, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) заявленную деятельность, экспертная организация и (или) эксперты оформляют получение таких документов через ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России.
17. При представлении заявителем или лицензиатом дополнительных документов, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) качество заявленной деятельности, экспертная организация и (или) эксперты подготавливают при необходимости предложения об изменении сроков проведения экспертизы и согласовывают новые сроки с ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России и заявителем или лицензиатом.
18. На заключительном этапе проведения экспертизы ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России организует при необходимости рассмотрение и обсуждение с экспертной организацией и (или) экспертами результатов экспертизы и содержания экспертных заключений.
В ходе проведения экспертизы ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России может организовать и провести взаимодействие специалистов заявителя или лицензиата, экспертной организации и (или) экспертов для рассмотрения результатов экспертизы и содержания экспертных заключений.
Результаты взаимодействия фиксируются при необходимости в протоколе. Необходимость составления протокола определяется ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России.
19. Экспертное заключение утверждается руководителем (заместителем руководителя) экспертной организации, заверяется гербовой печатью и направляется с сопроводительным письмом в ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России. Одновременно в ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России направляется текст экспертного заключения на магнитных носителях (электронная копия экспертного заключения).
20. Ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России в срок не более 30 дней со дня получения экспертного заключения оценивает его с точки зрения соответствия требованиям технического задания на организацию и проведение экспертизы.
В случае несоответствия экспертного заключения требованиям технического задания ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России может потребовать его доработки и устранения выявленных недостатков, которые экспертная организация обязана выполнить.
21. Экспертиза считается завершенной после принятия экспертного заключения ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России и направления письменного сообщения об этом за подписью начальника ответственного подразделения или руководителя территориального органа Госатомнадзора России или лиц, исполняющих их обязанности, в экспертную организацию.
22. После завершения экспертизы экспертная организация и (или) эксперты возвращают комплект документов заявителя или лицензиата в ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России.
|
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Объект использования атомной энергии и (или) заявленная деятельность.
Заявитель или лицензиат (эксплуатирующая организация или организация, выполняющая работы и предоставляющая услуги в области использования атомной энергии).
Решение ответственного подразделения или территориального органа Госатомнадзора России об организации и проведении экспертизы документов заявителя или лицензиата, представленных для получения лицензии.
Экспертная организация - организатор и исполнитель экспертизы и экспертного заключения по объекту использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности в области использования атомной энергии.
2. ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
Цель проведения экспертизы определяется заявлением заявителя или лицензиата на получение лицензии и решением ответственного подразделения или территориального органа Госатомнадзора России.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ЗАЯВЛЕНИЕ
Перечень документов заявителя или лицензиата, представленных для получения лицензии на деятельность в области использования атомной энергии.
4. ТЕМАТИКА ЭКСПЕРТИЗЫ. ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ЭКСПЕРТЫ
В данный пункт должны входить:
наименование объекта использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности, по которому (которой) проводится экспертиза;
перечень используемых нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении экспертизы;
тематика экспертизы и вопросы тематики экспертизы;
перечень экспертных организаций и (или) состава экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы документов, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) заявленную деятельность;
календарный план проведения экспертизы (план работы);
основное этапы проведения экспертизы и сроки их выполнения;
срок сдачи экспертного заключения;
порядок взаимодействия экспертной организации с заявителем, экспертами, ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России.
5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ
Экспертное заключение по объекту использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности должно содержать научную оценку и выводы о соответствии принятых заявителем или лицензиатом проектных, конструкторских, технических и организационных решений требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил, руководящих документов Госатомнадзора России, а также других нормативных документов, устанавливающих требования безопасности в области использования атомной энергии.
При отсутствии необходимых нормативных документов принятые заявителем или лицензиатом конкретные проектные, конструкторские и технические решения должны быть проанализированы на соответствие достигнутому уровню науки и техники.
Если в составе комплекта обосновывающих документов представляется отчет по обоснованию безопасности или документ, его заменяющий, то экспертное заключение должно содержать анализ всех включенных в него разделов, а также краткий вывод о приемлемости (обоснованности, соответствии требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, безопасности и т.п.) представленных заявителем или лицензиатом решений (информации, обоснований).
При подготовке экспертного заключения должны быть учтены экспертные заключения экспертов, протоколы, отражающие взаимодействие специалистов заявителя или лицензиата, экспертной организации, экспертов и ответственного подразделения или территориального органа Госатомнадзора России, и результаты инспекций и проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения лицензии Госатомнадзора России.
Экспертное заключение:
должно быть научно обоснованным и отвечать в полном объеме тематике экспертизы, договору экспертной организации с заявителем или лицензиатом и техническому заданию на организацию и проведение экспертизы;
содержать оценку соответствия (или несоответствия) объекта использования атомной энергии и (или) качества заявленной деятельности требованиям норм и правил в области использования атомной энергии;
содержать вывод, обосновывающий возможность выдачи лицензии или отказ в выдаче лицензии с указанием обоснованных причин отказа, и предложения, которые необходимо включить в условия действия лицензии Госатомнадзора России.
6. СДАЧА-ПРИЕМКА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Порядок сдачи-приемки экспертного заключения ответственному подразделению или территориальному органу Госатомнадзора России и заявителю. Акт сдачи-приемки экспертного заключения. Адресаты, которым направляется экспертное заключение.
|
_____________________________ Исполнители ответственного подразделения экспертной организации |
|
|
Личная подпись Дата |
Расшифровка подписи |