МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

г. Москва

ПРИКАЗ

15.05.2002                              № 227

Об утверждении и вводе в действие Положения об учете и контроле ядерных материалов в Министерстве Российской Федерации по атомной энергии

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года № 962 «О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов» (приказ от 21.02.2001 № 92 ДСП НГР:99010208) разработано отраслевое Положение об учете и контроле ядерных материалов.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 15 мая 2002 года Положение об учете и контроле ядерных материалов в Министерстве Российской Федерации по атомной энергии (Приложение).

2. Руководителям департаментов, управлений, акционерных обществ (по согласованию), предприятий и организаций принять указанное Положение к руководству и исполнению.

3. Руководителям предприятий и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, при разработке Положения об учете и контроле ядерных материалов в организации (п. 2 приказа Минатома России от 21.02.2001 № 92 ДСП НГР:99010208) руководствоваться указанным Положением и рекомендациями Примерного положения по учету и контролю ядерных материалов для предприятия Минатома России, введенного в действие распоряжением Минатома России от 04.10.2001 № 333-р НГР:99011339.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Каменских И.М.

Министр А.Ю. Румянцев

Рябов В.Е. 239-49-21

Приложение к приказу

от 15.05.2002 № 227

ПОЛОЖЕНИЕ
об учете и контроле ядерных материалов в Министерстве Российской Федерации по атомной энергии

Москва 2002

Список сокращений

ЗБМ

Зона баланса материалов

ОИКс

Отчет об изменении инвентарного количества ядерных материалов, сводный по организации

СГУиК ЯМ

Система государственного учета и контроля ядерных материалов

СНКс

Список наличного количества ядерных материалов, сводный по организации

СУиК ЯМ организации

Система учета и контроля ядерных материалов организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами

ФИС

Федеральная автоматизированная информационная система учета и контроля ядерных материалов

1. Общие положения

1.1. Положение об учете и контроле ядерных материалов в Министерстве Российской Федерации по атомной энергии (далее - Положение) является ведомственным нормативным правовым актом.

1.2. Положение разработано на основании Федерального Закона «Об использовании атомной энергии», Положения о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов» от 15.12.2000 № 962, других нормативных правовых актов в области учета и контроля ядерных и специальных неядерных материалов (далее - ядерные материалы) и в соответствии с приказом Минатома России «О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов» от 21.02.2001 № 92 ДСП НГР:99010208.

1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

«Виды обеспечения СГУиК ЯМ» - нормативно-правовое, организационное, информационное, аппаратурное, методическое и метрологическое обеспечения СГУиК ЯМ, обучение и повышение квалификации персонала по учету и контролю ядерных материалов;

«Нормативно-правовое обеспечение СГУиК ЯМ» - совокупность нормативно-правовых актов федерального и ведомственного уровней, уровня эксплуатирующей организации, организации, устанавливающих критерии, нормы, правила в области учета и контроля ядерных материалов, цели, задачи, функции и регламент функционирования СГУиК ЯМ и СУиК ЯМ организации;

«Организационное обеспечение СГУиК ЯМ» - совокупность организационно-распорядительных документов федерального и ведомственного уровней, уровня эксплуатирующей организации, организации и нормативных документов, определяющих права и обязанности юридических и должностных лиц при создании и функционировании СГУиК ЯМ и СУиК ЯМ организации;

«Информационное обеспечение СГУиК ЯМ» - совокупность реализованных в СГУиК ЯМ и СУиК ЯМ организации:

унифицированных форм представления информации в области учета и контроля ядерных материалов, включая формы учетных и отчетных документов;

справочников и классификаторов по нормативной базе в области учета и контроля ядерных материалов;

баз данных в области учета и контроля ядерных материалов;

организационных и информационных технологий по сбору, обработке, хранению и передаче информации;

ФИС, информационных систем обеспечивающих организаций, информационных систем организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

«Аппаратурное обеспечение СГУиК ЯМ» - совокупность:

нормативных документов по разработке, сертификации, и эксплуатации аппаратурного обеспечения;

технических средств измерения и контроля характеристик ядерных материалов, включая средства разрушающего и неразрушающего анализа, средства измерения массы и объема;

технических средств видеонаблюдения, устройств индикации вмешательства, штрих-кодирования и радиационного мониторинга;

«Методическое и метрологическое обеспечения СГУиК ЯМ» - совокупность:

нормативных документов по методическому и метрологическому обеспечению;

аттестованных методик выполнения измерений;

стандартных образцов, обеспечивающих единство измерений в области учета и контроля ядерных материалов и гарантирующих качество результатов измерений;

аттестованных методик выполнения расчетов характеристик ядерных материалов;

«Обучение и повышение квалификации персонала по учету и контролю ядерных материалов» - совокупность учебно-методических центров, программ и методических материалов по обучению и повышению квалификации специалистов в области учета и контроля ядерных материалов,

«Обеспечивающая организация» - организация, находящаяся в ведении Минатома России, на которую возложены, в соответствии с организационно-распорядительными документами Минатома России, в рамках её компетенции, определенные функции по созданию и обеспечению функционирования СГУиК ЯМ;

«Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами» - эксплуатирующая организация, организация ядерного комплекса Минатома России, осуществляющая деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортировке, экспорту, импорту ядерных материалов;

«Центр сбора, обработки и передачи информации СГУиК ЯМ» - структурное подразделение обеспечивающей организации, на которую, в соответствии с организационно-распорядительными документами Минатома России, возложены функции сбора, анализа, обработки и передачи информации в области учета и контроля ядерных материалов;

прочие термины, применяемые в настоящем Положении, приведены в соответствии с терминами и определениями терминологического словаря «Учет, контроль и физическая защита ядерных материалов» (введен распоряжением по Минатому России от 5 апреля 1999 г. № 50-р НГР:99990141).

1.4. Настоящее Положение устанавливает:

порядок выполнения Минатомом России, его подразделениями, обеспечивающими организациями, организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, функций, возложенных на них постановлениями Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организации СГУиК ЯМ» от 10.07.98 № 746 и «О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов» от 15.12.00 № 962 и организационно-распорядительными документами Минатома России, в части осуществления государственного учета и контроля ядерных материалов и создания и обеспечения функционирования СГУиК ЯМ в Минатоме России;

порядок взаимодействия подразделений Минатома России, обеспечивающих организаций, организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, при ведении государственного учета и контроля ядерных материалов на ведомственном уровне.

1.5. Порядок ведения государственного учета и контроля ядерных материалов, установленный нормативными правовыми актами федерального и ведомственного уровней и настоящим Положением, является обязательным для выполнения:

всеми организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, независимо от их организационно-правовой формы;

подразделениями Минатома России и обеспечивающими организациями, на которые возложены функции государственного учета и контроля ядерных материалов.

1.6. Государственный учет и контроль ядерных материалов ведется:

в Минатоме России - на основании федеральных и ведомственных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;

в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, - на основании федеральных и ведомственных норм и правил ведения государственного учета и контроля ядерных материалов и в соответствии с положениями и инструкциями, разработанными организациями и утвержденными их руководителями.

1.7. Настоящее Положение не распространяется на государственный учет и контроль ядерных материалов, используемых при разработке и изготовлении ядерного оружия.

2. Основные задачи и функции Минатома России, организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных материалов

2.1. В соответствии с Положением о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов» от 15.12.2000 № 962 основными задачами Минатома России и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных материалов являются:

2.1.1. определение фактического количества ядерных материалов в месте их нахождения;

2.1.2. поддержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный государственный учет и контроль ядерных материалов в месте их нахождения;

2.1.3. предоставление органам государственной власти Российской Федерации, включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, а также учет федерального имущества, соответствующей информации о ядерных материалах, необходимой для выполнения ими своих полномочий;

2.1.4. обеспечение государственного контроля за достоверностью учетных и отчетных данных о ядерных материалах;

2.1.5. обеспечение ограничительного порядка доступа к носителям информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и ЗБМ этих организаций в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной информации ограниченного распространения.

2.2. Критерии и основные требования к учету и контролю ядерных материалов устанавливаются федеральными нормами и правилами НП-030-01 «Основные правила учета и контроля ядерных материалов», введенными в действие приказом Минатома России от 13.03.02 № 133 НГР:99020355.

2.3. При решении задач, указанных в п.2.1 настоящего Положения, Минатом России выполняет функции, установленные п. 12 Правил организации СГУиК ЯМ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организации СГУиК ЯМ» от 10.07.98 № 746 и п. 10 Положения о государственном учете и контроле ядерных материалов.

2.4. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, на основании федеральных и ведомственных норм и правил, и в соответствии с положениями и инструкциями, разработанными в организации и утвержденными их руководителями, в рамках своих полномочий:

2.4.1. осуществляют ведение непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами по ЗБМ и организации в целом на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов1);

1) Для ядерных материалов, входящих в состав неразборных изделий, учет допускается вести на основании полученных заводом-изготовителем результатов измерений. Учет отработавшего ядерного топлива допускается вести на основе расчетных данных, полученных в результате применения аттестованных методик расчета характеристик ядерных материалов.

2.4.2. определяют количество и устанавливают границы ЗБМ организации, определяют количество и места нахождения ключевых точек измерения ядерных материалов, определяют категории ядерных материалов, находящихся в ЗБМ;

2.4.3. выполняют, в соответствии с требованиями федеральных и ведомственных норм и правил в области учета и контроля ядерных материалов, в порядке, установленном нормативными документами организации:

процедуры постановки на учет ядерных материалов;

процедуры снятия с учета ядерных материалов;

процедуры отправки ядерных материалов;

процедуры получения ядерных материалов;

процедуры проведения физической инвентаризации ядерных материалов;

2.4.4. разрабатывают и вводят в действие нормативные и методические документы организации, обеспечивающие осуществление технологии ведения государственного учета и контроля ядерных материалов;

2.4.5. разрабатывают и внедряют в соответствии с требованиями федеральных и ведомственных норм и правил, нормативных документов в области учета и контроля ядерных материалов системы учетных и отчетных документов по учету и контролю ядерных материалов;

2.4.6. создают и обеспечивают функционирование:

системы измерений характеристик ядерных материалов;

информационной системы учета и контроля ядерных материалов;

системы контроля доступа к ядерным материалам;

2.4.7. разрабатывают и внедряют программы контроля качества измерений характеристик ядерных материалов;

2.4.8. формируют и представляют в установленном порядке в Минатом России отчетные документы об инвентарном количестве и движении ядерных материалов с указанием реквизитов организации, получившей в пользование данные ядерные материалы;

2.4.9. осуществляют контроль за достоверностью учетных и отчетных данных о ядерных материалах организации;

2.4.10. разрабатывают и внедряют эффективные механизмы своевременного выявления и предотвращения потерь и хищений ядерных материалов в организации;

2.4.11. осуществляют подбор, подготовку и повышение квалификации персонала, который ведет государственный учет и контроль ядерных материалов в организации.

3. Функции руководства Минатома России, его подразделений, обеспечивающих организаций, отраслевого экспертного совета по учету и контролю ядерных материалов по осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, созданию и обеспечению функционирования СГУиК ЯМ на ведомственном уровне

3.1. Руководство Минатома России, при ведении государственного учета и контроля ядерных материалов, в установленном порядке:

3.1.1 утверждает государственный регистр ядерных материалов и ведомственный регистр ядерных материалов Минатома России;

3.1.2. утверждает и вводит в действие, в соответствии с компетенцией Минатома России, нормативно-правовые акты в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

3.1.3. осуществляет общее руководство и координацию работ подразделений и обеспечивающих организаций Минатома России, организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, при создании и функционировании СГУиК ЯМ на ведомственном уровне;

3.1.4. контролирует выполнение работ по созданию и развитию СГУиК ЯМ на ведомственном уровне;

3.1.5. утверждает и представляет ежегодный отчет Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также их количестве в Российской Федерации;

3.1.6. координирует и управляет проведением работ по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и международному сотрудничеству в области государственного учета и контроля ядерных материалов.

3.2. Департамент отраслевой экономики и планирования (ДОЭП):

3.2.1. выполняет функции Заказчика работ по созданию СГУиК ЯМ, функции координации и организационно-методического руководства работами по:

разработке и внедрению ФИС и информационного обеспечения;

сбору и обработке информации о наличных количествах и движении ядерных материалов;

разработке нормативных документов по сбору и обработке информации о наличных количествах и движении ядерных материалов, нормативных документов, регламентирующих функционирование ФИС и осуществление ведомственного контроля за использованием ядерных материалов;

3.2.2. выполняет функции ведения государственного учета и контроля ядерных материалов в части:

формирования и согласования государственного регистра ядерных материалов и ведомственного регистра ядерных материалов Минатома России;

осуществления координации работ по сводному учету ядерных материалов и формирования отчетности по ним на отраслевом и федеральном уровнях;

3.2.3. осуществляет контроль за функционированием СГУиК ЯМ на ведомственном уровне в части:

состояния информационного обеспечения;

достоверности отчетных данных по учету и контролю ядерных материалов;

использования ядерных материалов.

3.2.4. готовит предложения руководству Минатома России и согласовывает материалы по международному сотрудничеству в части создания ФИС и информационного обеспечения СГУиК ЯМ;

3.2.5. готовит предложения руководству Минатома России, определяет порядок и источники финансирования для выполнения работ по созданию и функционированию ФИС и разработке информационного обеспечения СГУиК ЯМ;

3.2.6. во взаимодействии с подразделениями Минатома России, имеющими в своем подчинении организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, обеспечивает выполнение функции управления находящимися в федеральной собственности ядерными материалами в части:

ведения договоров на передачу в пользование ядерными материалами;

анализа и прогноза потребности в ядерных материалах в соответствии с заявками организаций;

планирования использования ядерных материалов в соответствии с производственными программами организаций;

формирования и представления в установленном порядке разрешений на перемещение ядерных материалов между организациями, получившими их в пользование;

3.2.7. участвует в подготовке, согласовывает и представляет на утверждение руководству Минатома России:

проекты постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений Минатома России в области государственного учета и контроля ядерных материалов;

проект ежегодного отчета Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также их количестве в Российской Федерации.

3.3. Департамент защиты информации, ядерных материалов и объектов (ДЗИЯМО):

3.3.1. выполняет функции координации и организационно-методического руководства работами в части:

разработки нормативно-правового обеспечения СГУиК ЯМ;

создания аппаратурного, методического и метрологического обеспечений СГУиК ЯМ;

создания и обеспечения функционирования учебно-методических центров для подготовки специалистов в области учета и контроля ядерных материалов;

международного сотрудничества в области учета и контроля ядерных материалов;

противодействия незаконному обороту ядерных материалов и обеспечения их сохранности;

3.3.2. в рамках своих полномочий, выполняет функции контроля за функционированием СГУиК ЯМ на ведомственном уровне и состоянием учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

3.3.3. согласовывает материалы международного сотрудничества по вопросам учета и контроля ядерных материалов (включая заключение договоров, контрактов, меморандумов и других договоренностей, проведение и участие в международных конференциях и семинарах);

3.3.4. участвует в подготовке, согласовывает и представляет на утверждение руководству Минатома России:

проекты постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений Минатома России в области учета и контроля ядерных материалов;

доклады и отчеты о состоянии функционирования СГУиК ЯМ.

3.4. Департамент по атомной науке и технике (ДАНТ):

3.4.1. осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по разработке и выпуску государственных и отраслевых стандартов по сертифицированным техническим средствам и оборудованию, аттестованным методикам измерения, стандартным образцам ядерных материалов, применяемых для измерения характеристик ядерных материалов;

3.4.2. осуществляет сводный учет ядерных материалов по подчиненным организациям, осуществляющим обращение с ядерными материалами.

3.5. Департамент международного и внешнеэкономического сотрудничества (ДМВС) осуществляет:

3.5.1. организацию и обеспечение международного сотрудничества в области учета и контроля ядерных материалов;

3.5.2. организацию постановки и осуществление гарантий МАГАТЭ в Российской Федерации;

3.5.3. формирование отчетов об экспорте и импорте ядерных материалов в Российской Федерации для представления в Международное агентство по атомной энергии;

3.5.4. контроль выполнения обязательств российской стороны по международным договорам Российской Федерации в части вопросов, входящих в компетенцию Минатома России.

3.6. Департамент финансов, анализа и расчетов (ДФАР) осуществляет подготовку предложений по привлечению внебюджетных средств для финансирования мероприятий по созданию и обеспечению функционирования СГУиК ЯМ;

3.7. Департамент нормативно-правового обеспечения и регулирования форм собственности (ДНПОРФС) осуществляет правовую поддержку при разработке и внедрении нормативно-правовых актов в области учета и контроля ядерных материалов.

3.8. Подразделения, акционерные общества Минатома России, в подчинении которых находятся организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами:

3.8.1. обеспечивают контроль за ведением государственного учета и контроля ядерных материалов в подчиненных им организациях в соответствии с нормативными документами в области учета и контроля ядерных материалов и настоящим Положением;

3.8.2. ведут сводный учет ядерных материалов по организациям, находящимся в подчинении данного подразделения, акционерного общества;

3.8.3. во взаимодействии с ДОЭП участвуют в осуществлении:

планирования использования ядерных материалов в соответствии с производственными программами организаций;

формирования и представления в установленном порядке разрешений на перемещение ядерных материалов между организациями, получившими их в пользование.

3.9. Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт управления, экономики и информации Минатома России» (ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ»):

3.9.1. выполняет функции научного руководства и исполнителя работ по созданию ФИС, включая разработку её нормативно-правового, информационного, программного, технического, организационного и методического обеспечений;

3.9.2. выполняет функции центра сбора, обработки и передачи информации ФИС в части:

обеспечения технической и информационной поддержки функции ведения государственного регистра ядерных материалов и ведомственного регистра ядерных материалов Минатома России;

разработки форм отчетных документов по учету и контролю ядерных материалов, подлежащих обращению в СГУиК ЯМ, и по сведениям об организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

сбора, обработки, хранения отчетных данных по учету и контролю ядерных материалов и по сведениям об организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

анализа и контроля достоверности отчетных данных (процедуры анализа и входного контроля отчетных данных, годовой сверки данных отчетных документов, своевременности представления отчетных документов, корректировки отчетных данных);

аттестации программных средств на соответствие требованиям по безопасности информации.

3.9.3. выполняет функции научного руководства информационным и нормативно-правовым обеспечениями СГУиК ЯМ;

3.9.4. разрабатывает формы отчета о состоянии нормативно-правового и информационного обеспечений СГУиК ЯМ, порядок их представления и правила заполнения;

3.9.5. проводит анализ и ведет базы данных по нормативно-правовому и информационному обеспечениям СГУиК ЯМ и их состоянию;

3.9.6. участвует в осуществлении ведомственного контроля за использованием ядерных материалов;

3.9.7. разрабатывает методические материалы для обучения специалистов в области учета и контроля ядерных материалов в части информационного обеспечения СГУиК ЯМ и представления отчетности в ФИС;

3.9.8. участвует в разработке ежегодного отчета Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также их количестве в Российской Федерации в части, касающейся состояния нормативно-правового и информационного обеспечений СГУиК ЯМ.

3.10. Федеральное государственное унитарное предприятие «Ситуационно-Кризисный Центр Минатома России» (ФГУП «СКЦ Минатома России»):

3.10.1. осуществляет руководство работами по созданию и обеспечению функционирования ФИС;

3.10.2. проводит, в установленном порядке, регистрацию пользователей ФИС2);

2) Состав пользователей ФИС определяется в соответствии с требованиями нормативных документов. В состав пользователей ФИС, в частности, входят руководство и подразделения Минатома России.

3.10.3. выполняет функции центра информационного обслуживания пользователей ФИС в части:

сбора, обработки и анализа запросов пользователей ФИС на получение ими выходной информации ФИС;

информационной поддержки деятельности пользователей ФИС;

3.10.4. готовит, в рамках своей компетенции, предложения по:

организации эксплуатации и развитию базовых и прикладных средств ФИС;

финансированию разработки информационных систем учета и контроля ядерных материалов и средств телекоммуникаций в защищенном исполнении;

организации взаимодействия ФИС с автоматизированными информационными системами других ведомств (ГТК, ФСБ, МВД, Госатомнадзор России и др.)

3.11. Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара» (ФГУП ВНИИНМ):

3.11.1. осуществляет руководство работами по разработке методического и метрологического обеспечений СГУиК ЯМ;

3.11.2. разрабатывает формы отчета о состоянии методического и метрологического обеспечений СГУиК ЯМ, порядок их представления и правила заполнения;

3.11.3. проводит анализ и ведет базы данных по методическому метрологическому обеспечениям СГУиК ЯМ и их состоянию;

3.11.4. во взаимодействии с ГНЦ РФ ФЭИ разрабатывает методические материалы для обучения специалистов в области учета и контроля ядерных материалов в части методического и метрологического обеспечений СГУиК ЯМ;

3.11.5. участвует в разработке ежегодного отчета Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также их количестве в Российской Федерации в части, касающейся состояния методического и метрологического обеспечений СГУиК ЯМ.

3.12. Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики» (ВНИИА):

3.12.1. осуществляет руководство по разработке аппаратурного обеспечения СГУиК ЯМ в части создания опытных образцов технических средств и оборудования по измерению характеристик ядерных материалов, средств контроля ядерных материалов и проведения их испытаний и сертификации;

3.12.2. разрабатывает формы отчета о состоянии аппаратурного обеспечения СГУиК ЯМ, порядок их представления и правила заполнения;

3.12.3. проводит анализ и ведет базы данных по аппаратурному обеспечению СГУиК ЯМ и его состоянию;

3.12.4. готовит предложения ДЗИЯМО по стратегическому развитию аппаратурного обеспечения СГУиК ЯМ;

3.12.5. участвует в разработке ежегодного отчета Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также их количестве в Российской Федерации в части, касающейся состояния аппаратурного обеспечения СГУиК ЯМ.

3.13. Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский федеральный ядерный центр «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (РФЯЦ ВНИИЭФ):

3.13.1. осуществляет научно-методическое руководство работами в области совершенствования учета и контроля ядерных материалов;

3.13.2. оказывает научно-техническую и методическую поддержку в вопросах учета и контроля ядерных материалов организациям, осуществляющим обращение с ядерными материалами;

3.13.3. разрабатывает проекты ведомственных нормативных документов, устанавливающих процедуры контроля за функционированием СГУиК ЯМ и методические рекомендации по порядку учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

3.13.4. разрабатывает формы отчета о состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, порядок их представления и правила заполнения;

3.13.5. проводит анализ состояния дел по обеспечению учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

3.13.6. участвует в осуществлении ведомственного контроля за состоянием учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

3.13.7. проводит анализ и ведет базы данных по состоянию учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и по контролю за функционированием СГУиК ЯМ на ведомственном уровне;

3.13.8. разрабатывает предложения по организации разработки методического обеспечения СГУиК ЯМ и проведения проверок СУиК ЯМ организаций;

3.13.9. участвует в разработке ежегодного отчета Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов.

3.14. Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научный центр Российской Федерации «Физико-энергетический институт» (ГНЦ РФ ФЭИ):

3.14.1. разрабатывает программы и методики обучения, организовывает и обеспечивает проведение обучения специалистов в области учета и контроля ядерных материалов, обеспечивает функционирование Учебно-методического центра по учету и контролю ядерных материалов;

3.14.2. совместно с ФГУП ВНИИНМ:

·       участвует в работах по разработке методического и метрологического обеспечений СГУиК ЯМ;

·       обеспечивает методическую поддержку организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

·       разрабатывает методики измерений и опытные образцы технических средств контроля ядерных материалов;

3.14.3. разрабатывает формы отчета о состоянии обучения и повышения квалификации специалистов по учету и контролю ядерных материалов, порядок их представления и правила заполнения;

3.14.4. проводит анализ и ведет базы данных по состоянию обучения и повышения квалификации специалистов в области учета и контроля ядерных материалов;

3.14.5. разрабатывает проекты нормативных документов, устанавливающих процедуры контроля за функционированием СГУиК ЯМ и методические рекомендации по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами и находящихся в ведении Минатома России;

3.14.6. участвует в разработке ежегодного отчета Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также их количестве в Российской Федерации в части, касающейся состояния обучения, повышения квалификации и аттестации специалистов в области учета и контроля ядерных материалов.

3.15. Отраслевой экспертный совет по учету и контролю ядерных материалов Минатома России рассматривает, с принятием соответствующих рекомендаций:

3.15.1. проекты годовых, перспективных и координационных планов по созданию и обеспечению функционирования СГУиК ЯМ на ведомственном уровне;

3.15.2. ход выполнения и полученные результаты по основным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и проектным разработкам в области учета и контроля ядерных материалов;

3.15.3. предложения, направленные на ускорение внедрения в промышленную эксплуатацию результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и изобретений;

3.15.4. технические задания на новые, наиболее перспективные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные разработки;

3.15.5. проекты и технические характеристики новых образцов оборудования, инженерных систем и подсистем организаций, находящихся в ведении Минатома России, ведомственных инженерных систем Минатома России.

4. Порядок взаимодействия подразделений и обеспечивающих организаций Минатома России, организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, при ведении государственного учета и контроля ядерных материалов

4.1. Организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами:

4.1.1. на основе списков наличного количества ядерных материалов по ЗБМ готовит Список наличного количества ядерных материалов, сводный по организации (далее - СНКс), и представляет его в ДОЭП и ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Минатома России;

4.1.2. на основе отчетов об изменении инвентарного количества ядерных материалов по ЗБМ, ежеквартально формирует Отчет об изменении инвентарного количества ядерных материалов, сводный по организации (далее - ОИКс) и представляет его в ДОЭП и ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Минатома России;

4.1.3. готовит отчеты о движении ядерных материалов между организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами (далее - ОД) и представляет его в ДОЭП и ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» по форме и в порядке, установленными организационно-распорядительными документами Минатома России;

4.1.4. представляет по форме и в порядке, установленными организационно-распорядительными документами Минатома России, Специальный отчет о возникновении аномальной ситуации, связанной с учетом ядерных материалов;

4.1.5. в течение 10 дней после дня отправления по экспорту или получения по импорту ядерных материалов представляет в ДОЭП, ДМВС и ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» отчеты об экспорте и импорте ядерных материалов по форме и в порядке, установленными организационно-распорядительными документами Минатома России;

4.1.6. представляет в ДОЭП, ДМВС и ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» отчеты о ядерных материалах, являющихся собственностью иностранного государства, временно находящихся на территории Российской Федерации, по форме и в порядке, установленными организационно-распорядительными документами Минатома России;

4.1.7. представляет в соответствии с формами и порядком, установленными организационно-распорядительными документами Минатома России, ежегодный отчет о состоянии учета и контроля ядерных материалов.

4.2. ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» в порядке, установленном нормативными документами:

4.2.1. проводит по каждой организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, процедуру сверки отчетных данных СНКс за текущий отчетный год с суммарными данными отчетов СНКс за предыдущий отчетный год и ОИКс за текущий отчетный год;

4.2.2. во взаимодействии с организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, и подразделениями Минатома России, имеющими в подчинении такие организации, уточняет и согласовывает данные СНКс и ОИКс за текущий отчетный год и вводит отчетные данные по СНКс и ОИКс в базу данных ФИС по ядерным материалам;

4.2.3. в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, формирует и представляет в ДОЭП проект ведомственного регистра ядерных материалов Минатома России.

4.3. ДОЭП, в соответствии с требованиями нормативных документов:

4.3.1. совместно с подразделениями Минатома России, имеющими в подчинении организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, анализирует и уточняет данные проекта ведомственного регистра ядерных материалов Минатома России и представляет его на утверждение руководству Минатома России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

4.3.2. анализирует, уточняет и согласовывает данные проектов ведомственных регистров ядерных материалов, полученные от федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, и, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом, дает указание ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» о формировании государственного регистра ядерных материалов.

4.4. ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» в порядке, установленном нормативными документами, формирует проект государственного регистра ядерных материалов и представляет его в ДОЭП в срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом.

4.5. ДОЭП, в соответствии с требованиями нормативных документов, анализирует и уточняет данные государственного регистра ядерных материалов и представляет его на утверждение руководству Минатома России в срок до 25 марта года, следующего за отчетным годом.

Утвержденный государственный регистр ядерных материалов представляется в Минимущество России к 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

4.6. ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» в порядке, установленном нормативными документами:

4.6.1. проводит ежеквартально по каждой организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, процедуру сверки отчетных данных ОИКс с суммарными данными отчетов ОД, отчетов об экспорте/импорте ядерных материалов, представленных в ФИС данными организациями за отчетный квартал;

4.6.2. во взаимодействии с организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, и подразделениями Минатома России, имеющими в подчинении такие организации, уточняет и согласовывает данные ОИКс и отчетов ОД, отчетов об экспорте/импорте, отчетов о ядерных материалах, являющихся собственностью иностранного государства, временно находящихся на территории Российской Федерации, представленных организациями за отчетный квартал;

4.6.3. в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информирует ДОЭП об итогах проведения сверки данных ОИКс и отчетов ОД, отчетов об экспорте/импорте ядерных материалов, представленных организациями за отчетный квартал, и вводит отчетные данные указанных отчетов в базу данных ФИС по ядерным материалам.

4.7. Обеспечивающие организации, в порядке, установленном нормативными документами по отчетности о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов:

4.7.1. проводят сбор, обработку и хранение отчетных данных о состоянии видов обеспечений СУиК ЯМ организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

4.7.2. проводят анализ состояния СГУиК ЯМ в части их касающейся;

4.7.3. представляют ежегодные отчеты о состоянии СГУиК ЯМ, в части их касающейся, в ДОЭП и ДЗИЯМО в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом.

4.8. ДОЭП и ДЗИЯМО в установленном порядке анализируют информацию, представленную в отчетах о состоянии СГУиК ЯМ обеспечивающих организаций, формируют и представляют в срок до 25 марта года, следующего за отчетным годом, на утверждение руководству Минатома России ежегодный отчет Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также их количестве3) в Российской Федерации.

3) Данные о количестве ядерных материалов в Российской Федерации представляются по форме обобщенных данных государственного регистра ядерных материалов.

Утвержденный отчет Минатома России Правительству Российской Федерации о состоянии государственного учета и контроля ядерных материалов, а также их количестве в Российской Федерации представляется в Правительство Российской Федерации к 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

4.9. ФГУП «СКЦ Минатома России» совместно с ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ», в соответствии с запросами пользователей ФИС и в порядке, установленном нормативными документами, формируют и представляют пользователям ФИС отчеты выходной информации ФИС:

о количествах и характеристиках ядерных материалов в местах их нахождения;

о количествах и характеристиках ядерных материалов, находящихся в движении между организациями;

об экспорте/импорте ядерных материалов;

об аномальных ситуациях, связанных с учетом ядерных материалов;

о ядерных материалах, являющихся собственностью иностранного государства, временно находящихся на территории Российской Федерации.

5. Ответственность за нарушение порядка ведения учета и контроля ядерных материалов в Минатоме России

5.1. За нарушение установленного порядка ведения учета и контроля ядерных материалов в Минатоме России должностные лица несут персональную ответственность согласно законодательству Российской Федерации;

5.2. За достоверность данных, представленных в отчетных документах по учету и контролю ядерных материалов, несут персональную ответственность:

руководители организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

руководители информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации;

персонал, ответственный за подготовку отчетных документов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 2

2. Основные задачи и функции Минатома России, организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области государственного учета и контроля ядерных материалов. 3

3. Функции руководства Минатома России, его подразделений, обеспечивающих организаций, отраслевого экспертного совета по учету и контролю ядерных материалов по осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, созданию и обеспечению функционирования СГУиК ЯМ на ведомственном уровне. 5

4. Порядок взаимодействия подразделений и обеспечивающих организаций Минатома России, организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, при ведении государственного учета и контроля ядерных материалов. 11

5. Ответственность за нарушение порядка ведения учета и контроля ядерных материалов в Минатоме России. 13