Типовая
инструкция по охране труда для
работников, занятых разгрузкой лесовозного
подвижного состава установками ЛТ-10 (РРУ-10М) и
челюстными лесопогрузчиками
ТОИ Р-15-018-97
(утв.
Департаментом лесного комплекса
Минэкономики РФ 15 декабря 1997 г.)
Вводится в действие с 1 января 1998 г.
1.1. Общие требования безопасности изложены в инструкции «Общие требования безопасности по охране труда для рабочих, занятых на лесоскладских работах».
2.1. Перед началом работы рабочий обязан:
осмотреть лесопогрузчик и лебедки, челночные захваты, натяжной и грузовой туеры, а также пульт дистанционного управления;
проверить состояние тяговых канатов, их натяжение и надежность крепления к барабану лебедки и челночные захваты;
осмотреть надежность крепления грузового туера, который воспринимает значительные нагрузки во время работы установки;
проверить исправность заземления и ограждения лебедок, а также звуковой сигнализации;
осмотреть тормоза лебедок;
закрыть боковины капота, закрепив их замками;
убедиться в отсутствии на гусеницах, колесах и под трактором посторонних предметов;
убедиться в отсутствии людей на пути движения трактора и стаскиваемых хлыстов;
дать предупредительный сигнал.
2.2. Если на лебедке разгрузочно-растаскивающей установки ненадежно работают тормоза, а также неисправен звуковой сигнал, разгрузка лесовозного транспорта запрещается.
2.3. Убедившись в исправности всех механизмов установки, рабочий обязан проверить работу челночных захватов на холостом ходу.
2.4. При обнаружении во время осмотра и пробной работы установки неисправностей и невозможности их устранения своими силами необходимо доложить об этом мастеру или механику.
2.5. Работать на установке ЛТ-10 (РР-10М) и на лесопогрузчике, имеющем неисправности, запрещается.
3.1. Во время работы рабочий должен быть внимательным и не отвлекаться от своих прямых обязанностей.
3.2. Перед подачей лесовозного подвижного состава под разгрузку рабочий должен осмотреть и привести в порядок участок лесовозного пути против разгрузочной площадки, очистив его от остатков древесины, снега и льда. Челночные захваты необходимо переместить в исходное положение к краю разгрузочной эстакады.
3.3. Лесовозный подвижной состав, который подается для разгрузки, устанавливается по указанию и сигналу рабочего, с таким расчетом, чтобы при разгрузке его ЛТ-10 были равномерно загружены обе ветви тяговых канатов установки.
3.4. Во избежание опрокидывания лесовозного подвижного состава во время разгрузки методом стаскивания, концы коников могут крепиться заякоренными цепями или тросами со стороны противоположной разгрузочной площадке.
3.5. До начала разгрузки лесовозного подвижного состава необходимо убедиться в исправности и целости замков, стоек, принять меры против произвольного раскатывания груза с разгружаемого лесовозного подвижного состава.
3.6. Автопоезда с неисправными стойками или замковыми устройствами должны разгружаться в присутствии мастера с применением дополнительных механизмов или устройств, исключающих произвольное раскатывание груза с разгружаемого состава.
3.7. Поставленные под разгрузку автомашины должны затормаживаться ручными тормозами. Использовать для этой цели ваги и поленья запрещается.
3.8. Застропка пачки хлыстов должна выполняться при закрытых стойках коников. После застропки пачки хлыстов необходимо натянуть всю систему разгрузочных тросов и только после этого открывать замки.
3.9. При открывании стоечных замков необходимо находиться с противоположной стороны разгрузки.
3.10. Перед началом стаскивания пачки хлыстов или их перекидывания рабочий должен убедиться, что людей на пути движения пачки нет, и дать сигнал о включении установки или лесопогрузчика в работу.
Перед разгрузкой лесовозного подвижного состава необходимо предупредить водителя о необходимости отойти в безопасное место от перемещаемого груза.
3.11. При выполнении разгрузочных операций рабочий должен руководствоваться следующим:
перемещать пачку хлыстов с коников лесовозного подвижного состава нужно плавно, без рывков, не допуская перегруза одной из ветвей тягового каната установки;
не допускать одновременного перемещения по разгрузочной площадке нескольких пачек хлыстов;
при перемещении пачки хлыстов с помощью разгрузочных стропов рабочие упоры челночных захватов должны быть утоплены и закрыты запирающими устройствами.
3.12. В процессе разгрузки рабочий должен находиться на расстоянии не менее 5 м от торцов разгружаемой пачки хлыстов.
3.13. При выполнении разгрузочных работ рабочему запрещается:
допускать посторонних лиц в зону работы разгрузочно-растаскивающей установки лесопогрузчика;
передавать управление установкой и лесопогрузчиком постороннему лицу;
допускать к застропке груза лиц, не имеющих прав стропальщика;
выполнять разгрузку лесовозного подвижного состава, если в кабине автомобиля находятся водитель или посторонние лица;
работать при наличии износа тягового каната больше допустимого по нормам;
оставлять свисающие с разгрузочной площадки хлысты (деревья);
работать на неосвещенной площадке.
3.14. В случае надвигания одного из концов хлыста транспортер должен быть немедленно остановлен, а рубильник отключен. После чего приступить к выравниванию хлыста.
3.15. При разгрузке (перегрузке) подвижного состава челюстным лесопогрузчиком могут применяться два метода: выгрузка хлыстов (деревьев) в порядке, обратном погрузке, без раскрывания замков стоек коников; разгрузка подвижного состава с открыванием замков стоек коников.
В случае, когда выгрузка древесины осуществляется в порядке, обратном погрузке, без раскрывания замков стоек коников, машинист должен руководствоваться всеми требованиями «Инструкции по охране труда для машиниста челюстного лесопогрузчика».
При разгрузке подвижного состава с открыванием замков стоек коников необходимо соблюдать следующие требования:
челюстной лесопогрузчик должен находиться на противоположной стороне разгрузки, упираясь рабочим органом в пачку хлыстов, и только после этого водитель должен открывать замки стоек коников, передвигаясь от передней стойки к задней;
надвигая лесопогрузчик на пачку хлыстов для сталкивания ее с коников, машинист должен следить за тем, чтобы не повредить подвижной состав;
в случае необходимости объехать подвижной состав и осуществить перекидку древесины со стороны выгруженной древесины.
4.1. Рабочий обязан прекратить работу установки в случае возникновения или обнаружения неисправности, а именно: при обрыве прядей у тяговых канатов, отказе в действии конечного выключателя, звукового сигнала, повреждения гибкого подвесного кабеля и кнопочной станции управления; неправильного наматывания каната на барабан лебедки, а также при поломке блоков натяжного и грузового туеров.
4.2. При показаниях приборов погрузчика, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить трактор и выключить двигатель. Далее выявить неисправность и принять меры к ее устранению.
Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждающей жидкости необходимо с осторожностью, остерегаясь ожогов. Вначале следует ослабить винтовую пару, выпустить пар, а затем снять крышку с горловины, при этом нужно работать в рукавицах.
4.3. В случае возникновения пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель.
4.4. При заклинивании входной дверцы погрузчика необходимо выдавить или выбить лобовое стекло и покинуть кабину.
4.5. По сигналу «Стоп» рабочий должен немедленно остановить установку или погрузчик независимо от того, кем этот сигнал был подан.
4.6. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания рабочий обязан выключить двигатель установки или погрузчика.
4.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя.
4.8. Каждый рабочий должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении закрытого перелома, наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани).
После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.
При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.
5.1. После окончания работы рабочий обязан выполнить следующее:
передвинуть челюстные захваты в исходное положение, чтобы они не находились под пачкой хлыстов и были хорошо видны;
выключить рубильник;
осмотреть лебедки и канатно-блочное оборудование.
5.2. Машинист обязан:
очистить лесопогрузчик от грязи;
поставить его в отведенное для стоянки место;
опустить стрелу;
затормозить лесопогрузчик;
поставить рычаги в нейтральное положение;
при минусовых температурах воздуха слить воду из систем охлаждения, остерегаясь при этом ожогов тела;
закрыть кабину трактора.
5.3. Совместно с другими рабочими нижнего склада убрать упавшие во время разгрузки мелкие хлысты, обрезки, сучья и очистить подъездные пути от мусора и отходов лесозаготовок.
5.4. О всех замечаниях при работе, неисправностях, выявленных при осмотре установки или трактора, доложить мастеру или соответствующему руководителю работ.
Согласовано
ЦК профсоюза работников
лесных отраслей
Российской Федерации
17 декабря 1997 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие требования безопасности. 1 2. Требования безопасности перед началом работы.. 1 3. Требования безопасности во время работы.. 1 |