МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ ЗАТРАТ
И КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Сборник содержит Методические рекомендации устанавливающие единый подход к составу и классификации затрат, отражаемых в себестоимости грузовых и пассажирских перевозок (работ и услуг) исходя из отраслевых особенностей автомобильного транспорта.
Методические рекомендации предназначены для бухгалтерского учета и планирования величины и структуры расходов при перевозках грузов и пассажиров, проведении работ и оказании услуг автомобильным транспортом.
Работа выполнена по заданию Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Заместителем директора ФГУП Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), к.т.н. Матанцевой О.Ю.
Методические рекомендации устанавливают единый подход к составу и классификации затрат, отражаемых в себестоимости грузовых и пассажирских перевозок (работ и услуг) исходя из отраслевых особенностей автомобильного транспорта.
Методические рекомендации предназначены для бухгалтерского учета и планирования величины и структуры расходов при перевозках грузов и пассажиров, проведении работ и оказании услуг автомобильным транспортом.
Под себестоимостью перевозок (работ и услуг) понимаются расходы, непосредственно связанные с процессом перевозок грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг автомобильного транспорта, обусловленные технологией и организаций транспортного и экспедиционного обслуживания (осуществляемого водителем или другим сотрудником организации-перевозчика), а так же расходы по обеспечению требований качества транспортного обслуживания согласно обязательствам перевозчика по договору (правилам) перевозок, включая требования сохранности грузов (багажа пассажиров), безопасности грузов и пассажиров.
На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям расходов:
а) Расходы, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:
- оплата труда водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
- отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда водителей и кондукторов;
- автомобильное топливо;
- смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
- износ и ремонт автомобильных шин;
- техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;
- амортизация подвижного состава;
- прочие расходы.
б) Накладные расходы.
В статье «Оплата труда водителей автомобилей и кондукторов автобусов» учитываются расходы на оплату труда водителей и кондукторов:
1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у организации формами и системами оплаты труда;
2) премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, а также расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, работающих водителями или кондукторами;
3) любые начисления водителям и кондукторам в денежной и (или) натуральной формах, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, а также предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации выплаты за не проработанное на производстве (не явочное) время;
4) надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
5) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
8) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;
9) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;
10) надбавки к заработной плате водителям и кондукторам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер;
11) оплата очередных и дополнительных отпусков;
12) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
13) стоимость выдаваемых работникам бесплатно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).
В статье «Отчисления на социальные нужды от оплаты труда водителей и кондукторов» отражаются отчисления в процентах от расходов на оплату труда водителей и кондукторов, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование.
В статье «Автомобильное топливо» учитываются расходы на все виды топлива по отпускным ценам, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), с установленными скидками и надбавками, включая транспортно-заготовительные расходы.
В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топлива от нефтебазы до емкости автотранспортной организации с учетом расходов на погрузо-разгрузочные работы, соответствующая фактическому расходу топлива (в случае, когда эта организация получает автомобильное топливо не в талонах, а в натуре по прямым договорам от производителя) и расходы на оплату услуг по хранению запасов топлива.
Расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в статью «Автомобильное топливо» в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России (или норм, установленных при нормировании, проведенном автотранспортной организацией самостоятельно), что отражается в учетной политике организации.
В статье «Смазочные и другие эксплуатационные материалы» учитываются расходы на все виды масел, смазок, эксплуатационных жидкостей, обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава, а также различные виды такелажа, используемые при перевозке топливно-смазочных материалов для нужд организации, и расходы на оплату услуг сторонних организаций по хранению запасов смазочных материалов.
В статье «Износ и ремонт автомобильных шин» учитываются следующие расходы:
расходы на оплату труда рабочих;
отчисления от расходов на оплату труда ремонтных рабочих, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование;
транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовых организаций;
расходы на материалы, используемые при ремонте шин;
расходы на восстановление (наварку) протектора покрышек;
расходы на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах по предъявлении ими счетов;
расходы на ремонт и суммы погашения износа специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и бесплатно выдаваемой спецодежды;
расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов.
Расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав статьи «Износ и ремонт автомобильных шин» в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что отражается в учетной политике организации.
В статье «Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей» учитываются расходы на все виды технического обслуживания и ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов, включая расходы на техническое обслуживание и ремонт своими силами и оплату услуг по техническому обслуживанию и ремонту, выполняемыми сторонними организациями.
При выполнении ремонта и технического обслуживания собственными силами в данную статью включаются:
- расходы на оплату труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта;
- отчисления от расходов на оплату труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование;
- стоимость запасных частей, агрегатов и материалов (за исключением материалов, проходящих по статье «Смазочные и прочие эксплуатационные материалы»), воды, идущей на технические нужды, транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям в части, приходящейся на стоимость запасных частей, материалов и прочих предметов, израсходованных на выполнение ремонта и технического обслуживания в отчетном периоде, расходы на капитальный ремонт агрегатов.
При выполнении работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием на специализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье складываются из сумм счетов за выполненные работы.
В статье «Амортизация подвижного состава» учитываются расходы на амортизацию собственного и арендованного подвижного состава автомобильного транспорта. Амортизация на подвижной состав автомобильного транспорта начисляется в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учету «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н) (ПБУ 6/01).
При принятии к бухгалтерскому учету подвижного состава автомобильного транспорта в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование при перевозках, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных транспортных средств;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В бухгалтерском учете первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В соответствии с ПБУ 6/01 (п. 18) к числу амортизируемых основных средств не относятся объекты, первоначальная стоимость которых не более 10000 руб.
Амортизация для целей бухгалтерского учета начисляется:
- по подвижному составу автомобильного транспорта, приобретённому с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;
- по подвижному составу автомобильного транспорта, полученному организацией в рамках целевого финансирования;
- по подвижному составу автомобильного транспорта, переданному (полученному) по договорам в безвозмездное пользование.
В соответствии с ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования подвижного состава автомобильного транспорта производится исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений (например, срок аренды).
Срок службы для начисления амортизации в бухгалтерском учете по подвижному составу, приобретенному до 1 января 1998 года устанавливается в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», по основным средствам, приобретенным после 1 января 1998 года в соответствии с ПБУ 6/01.
Сроки службы по подвижному составу при начислении амортизации для бухгалтерского учета по автомобилям, приобретенным после 1 января 2002 года, могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, (постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1, в ред. постановлений Правительства РФ от 09.07.2003 г. № 415 и от 08.08.2003 г. № 476) (письмо Минфина России от 24.01.02 г. № 04-02-06/2/9).
Амортизируемое имущество исходя из Классификации объединяется в следующие амортизационные группы:
- первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
- вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
- третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
- четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
- пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
- шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
- седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
- восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
- девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
- десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, базируется на Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 359 (с изменениями от 14.04.98 г., утв. Госстандартом РФ № 1/98), он определяет группировку основных средств по их видам.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается руководителем организации в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
Группировка автотранспортных средств в соответствии с Классификацией приведена в Приложении 1.
Сроки службы автотранспорта в данной Классификации базируются на нормативных сроках службы подвижного состава автомобильного транспорта до капитального ремонта. При проведении классификации бухгалтеры могут установить для автотранспортных средств любой срок службы (в полных месяцах) в пределах, определяемых номером группы, в которую они входят. Например, если автомобиль входит в третью группу, то можно выбрать любой срок службы, входящий в интервал от 3 до 5 лет (в целых месяцах). При выборе необходимо учитывать условия эксплуатации, год выпуска, общий пробег и вид перевозок. В частности, срок службы необходимо сокращать, т.е. приближать к левой границе интервала для машин скорой помощи, для автомобилей, используемых в качестве учебных при подготовке водителей, для автомобилей, работающих с прицепами не менее 70 % пробега, для всех групп автомобилей (грузовых, легковых, специальных, автобусов), прицепов и полуприцепов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (за исключением автотранспортных средств в северном исполнении), в пустынно-песчаных и высокогорных районах, а также в тяжелых дорожных условиях (котлованы, грунтовые и лесовозные дороги, временные подъездные пути), для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно (не менее 70 % пробега) используемых на перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию, для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно работающих на вывозке леса из лесосек (за исключением автомобилей-лесовозов), для всех групп автосамосвалов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынно-песчаных и высокогорных районах, используемых для перевозки грузов, вызывающих коррозию или сильно пылящих (сера, фосфаты, интенсивно пылящий уголь), и постоянно работающих в карьерах глубиной более 200 м.
В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация начисляется одним из четырех способов:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В бухгалтерском учете в настоящее время необходимо продолжить начислять амортизацию на каждое транспортное средство тем же способом, который был выбран при постановке его на учет, по вновь вводимым основным средствам с 1 января 2002 г. для целей бухгалтерского учета организации должны применять порядок начисления амортизации одним из четырех способов.
По подвижному составу автомобильного транспорта, принятому к бухгалтерскому учету до 1 января 2002 г., имеющемуся в перечне эффективных видов машин и оборудования, установленному федеральным органом исполнительной власти, по которому учетной политикой предусматривалось применение механизма ускоренной амортизации, амортизация продолжает начисляться с использованием коэффициента ускорения (письмо Минфина России от 20.12.02 г. № 16-00-14/482).
По вновь вводимым основным средствам с 1 января 2002 г. правила применения ускоренной и замедленной амортизации в бухгалтерском учете принимаются в следующем виде: в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации организации вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2.
Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации организации вправе применять специальный коэффициент ускорения, в соответствии с условиями договора лизинга. При этом, утвержденная в установленном порядке норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 3 при использовании способа уменьшаемого остатка. Этот порядок определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н) и Статьей 31 Федерального закона от 29.10.98 №164-ФЗ «О лизинге». Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.
Организации, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный повышающий коэффициент только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств. Под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
По решению руководителя организации, утвержденному в учетной политике для целей бухгалтерского учета, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных. Использование пониженных норм амортизации разрешается только с начала отчетного периода и в течение всего отчетного периода.
Организация, приобретающая транспортные средства, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Это допускается в случае, если по такому имуществу принято решение о применении линейного метода начисления амортизации.
Остаточная стоимость амортизируемого имущества определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации.
В соответствии с п. 23 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений приостанавливается по решению руководителя организации при консервации объекта на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала.
Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (убытка), относится в кредит счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств. Если сумма дооценки больше, чем сумма уценки, то разница относится на добавочный капитал организации.
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств.
Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета добавочного капитала и кредиту счета учета основных средств. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств.
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода.
При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.
Восстановительная стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, полученная после переоценки является базой для начисления амортизации в бухгалтерском учете с начала года.
Прочие расходы включают те виды расходов, которые возникают при осуществлении международных перевозок:
- расходы на получение разрешений на право въезда на территорию иностранных государств, оформление документов на право перевозки грузов через границу без таможенного досмотра (книжек МДП);
- расходы по уплате дорожных и других сборов за проезд автомашин по территории иностранных государств;
- расходы на платные охраняемые стоянки по пути следования автотранспортного средства, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;
- расходы на получение специальных разрешений, связанных со свойствами перевозимых грузов и ограничениями движения;
- оплата за пересечение контрольно-пропускных пунктов, погранпереходов, за проезд по дорогам и дорожным сооружениям;
- оплата за таможенные процедуры.
Кроме того, к прочим расходам относятся расходы на командировки, если это командировки работников, не относящихся к административно-управленческому персоналу, в том числе и компенсационные выплаты взамен суточных, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Статья «Накладные расходы» включает общепроизводственные расходы (отражаемые на счете 25 нового Плана счетов: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендную плату за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы), включающие прочие расходы, связанные с обычными видами деятельности:
- расходы на ремонт и восстановление основных сред (кроме транспортных);
- расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
- расходы на обязательное и добровольное страхование имущества;
- расходы по обеспечению нормальных условий труда;
- расходы на хранение транспортных средств.
Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в связи с выходом Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н учитываются следующим образом:
Информация о расходах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам отражается в бухгалтерском учёте в качестве вложений во внеоборотные активы.
Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам признаются в бухгалтерском учёте при наличии следующих условий:
- сумма расхода может быть определена и подтверждена;
- имеется документальное подтверждение выполнения работ (акт приёмки выполненных работ и т.п.);
- использование результатов работ для производственных и (или) управленческих нужд приведёт к получению будущих экономических выгод (дохода);
- использование результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ может быть продемонстрировано.
Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам подлежат списанию на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов от выполнения указанных работ в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации.
Списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе производится одним из следующих способов:
- линейный способ;
- способ списания расходов пропорционально объёму продукции (работ, услуг).
Срок списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.
Кроме того, в статью «Накладные расходы» входят следующие пункты из перечня прочих расходов по обычным видам деятельности, перечисленные в «Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (утв. Приказом Минтранса РФ от 24.06.03 г. № 153, зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.03 г., регистрационный № 4916, далее - Инструкция):
- расходы на подготовку и переподготовку кадров, если это работники, не относящиеся к административно-управленческому персоналу;
- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
Статья «Накладные расходы» включает также такие расходы на зарплату работников, не относящихся к административно-управленческому персоналу, как:
- сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;
- затраты на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
- начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
- расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации;
- расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации;
- оплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, или специалистам организации во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;
- расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;
- расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества при международных перевозках дополнительно к перечисленным в Инструкции включают расходы на:
- добровольное страхование таможенных рисков;
- добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления перевозчиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями;
- страхование ответственности автоперевозчика, вытекающей из использования процедуры МДП (страхование МДП);
- страхование гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (страхование CMR);
- медицинское страхование водителей-международников.
Кроме того, статья «Накладные расходы» включает следующие сборы и отчисления:
- платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути, в том числе по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- оплату технических осмотров автомобилей;
- оплату стоимости номерных знаков;
- местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказания других транспортно-экспедиционных услуг;
- транспортный налог, налог на землю и другие аналогичные платежи в бюджет.
В накладные расходы также входят все материальные расходы, перечисленные в Инструкции и не вошедшие в разделы 2 - 8 Методических рекомендаций, и непроизводительные расходы, включающие:
- оплату простоев рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, бездорожья и другие;
- недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;
- возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы работников, выплата пособия в связи с производственным травматизмом и другие.
Также в накладные расходы включаются подпункты 39 - 43 пункта 95 Инструкции.
В отчете о прибылях и убытках расходы от продаж включают себестоимость проданных работ, услуг, управленческие расходы и коммерческие расходы. Себестоимость состоит из семи составляющих, перечисленных в разделах 2 - 10 Методических рекомендаций. Управленческие расходы это прочие расходы по обычным видам деятельности, отраженные в пунктах 1 - 38 Инструкции, за исключением пунктов 22 и 26, причем расходы, предусмотренные в пунктах 10, 18, 30 принимаются только в части, относимой к работникам административно-управленческого персонала. Управленческие расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы), отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 040. Коммерческие расходы включают пункт 22 из перечня прочих расходов по обычным видам деятельности - расходы на рекламу. Коммерческие расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» и отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 030. Управленческие и Коммерческие расходы списываются накопительно в течение отчетного периода на специально открытые субсчета на счете 90 «Продажи» и ежемесячно включаются в финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Расходы на перевозки, работы и услуги, выполняемые автотранспортными организациями, включаются в себестоимость перевозок (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты предварительной или последующей.
Расходы по основной эксплуатационной деятельности организаций автомобильного транспорта распределяются по видам перевозок, работ и услуг - грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, транспортно-экспедиционным операциям, прочим видам деятельности, с выделением экспортируемых услуг, работ.
Учет по видам перевозок, работ и услуг ведется согласно принятой организацией учетной политике.
В зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок (работ, услуг) расходы подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок (работ, услуг) и распределяемые (или косвенные).
Прямые затраты (по статьям: заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов, отчисления на социальные нужды, автомобильное топливо, смазочные (за вычетом акцизов) и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильных шин, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт, амортизация подвижного состава) непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно-экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности.
Косвенные затраты (по статье «Накладные расходы») распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками по их видам согласно принятой учетной политике либо пропорционально расходам, либо пропорционально объемам выполненных работ (перевезенные тонны, пассажиры), либо пропорционально пробегу, либо пропорционально отработанным автомобиле-часам, либо пропорционально фонду оплаты труда водителей и кондукторов.
Коммерческие и Управленческие расходы распределяются по всем видам работ и услуг, выполняемым автотранспортной организацией пропорционально доходам, затем по видам перевозок распределяются либо пропорционально расходам, либо пропорционально объемам выполненных работ (перевезенные тонны, пассажиры), либо пропорционально пробегу, либо пропорционально отработанным автомобиле-часам, либо пропорционально фонду оплаты труда, согласно принятой учетной политике.
Наименование автотранспортного средства |
|
15 3410010 |
Автомобили легковые |
15 3410100 |
Автомобили легковые особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л) |
15 3410101 |
Автомобили легковые особо малого класса для индивидуального и служебного пользования |
15 3410102 |
Автомобили легковые особо малого класса с кузовом «универсал» |
15 3410103 |
Автомобили легковые особо малого класса для инвалидов |
15 3410110 |
Автомобили легковые малого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 1,8 л включительно) |
15 3410111 |
Автомобили легковые малого класса для индивидуального и служебного пользования |
15 3410112 |
Автомобили легковые малого класса с кузовом «универсал» |
15 3410113 |
Автомобили легковые малого класса такси |
15 3410120 |
Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно) |
15 3410121 |
Автомобили легковые среднего класса для служебного и индивидуального пользования |
15 3410122 |
Автомобили легковые среднего класса с кузовом «универсал» |
15 3410123 |
Автомобили легковые среднего класса такси |
15 3410150 |
Электромобили легковые |
15 3410151 |
Электромобили легковые общего назначения |
15 3410152 |
Электромобили легковые грузопассажирские |
15 3410160 |
Автомобили легковые специальные |
15 3410161 |
Автомобили легковые специальные гоночные |
15 3410162 |
Автомобили легковые специальные снегоходы |
15 3410163 |
Автомобили легковые специальные вездеходы |
15 3410164 |
Автомобили легковые специальные амфибии |
15 3410165 |
Автомобили легковые специальные фургоны |
15 3410166 |
Автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные) |
15 3410170 |
Автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки |
15 3410191 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т |
Автомобили легковые малого класса для инвалидов |
|
15 3410192 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 до 1,5 т |
15 3410193 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 1,5 до 3,0 т |
15 3410194 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 3 до 5 т |
15 3410201 |
Автомобили грузовые электромобили |
15 3410202 |
Автомобили грузовые снегоболотоходы |
15 3410221 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью до 2,75 т |
15 3410222 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 2,75 до 5 т |
15 3410223 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 5 до 8 т |
15 3410224 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 8 до 15 т |
15 3410225 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 15 до 18 т |
15 3410226 |
Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 18 т свыше 27 т до 50 т свыше 50 т до 120 т свыше 120 т до 220 т свыше 220 т |
15 3410250 |
Автобусы особо малые длиной до 5 м включительно |
15 3410251 |
Автобусы особо малые общего назначения |
15 3410252 |
Автобусы особо малые местного сообщения |
15 3410253 |
Автобусы особо малые маршрутные такси |
15 3410254 |
Автобусы особо малые туристские |
15 3410260 |
Автобусы малые длиной свыше 6 до 7,5 м включительно |
15 3410261 |
Автобусы малые общего назначения |
15 3410262 |
Автобусы малые местного сообщения |
15 3410263 |
Автобусы малые городские и экскурсионные |
15 3410264 |
Автобусы малые туристские |
15 3410265 |
Автобусы малые пригородные |
15 3410300 |
Автобусы прочие |
15 3410301 |
Автобусы с электродвигателем (электромобили) |
15 3410302 |
Автобусы санитарные |
15 3410361 |
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ |
15 3410362 |
Топливозаправщики, маслозаправщики, водомаслозаправщики на автомобилях |
15 3410363 |
Автоцистерны для сжиженных газов |
15 3410380 |
Автомобили специализированные для лесозаготовок |
15 3410381 |
Автопоезда агрегатные лесовозные |
15 3410382 |
Автолесовозы (для лесопиления и лесозаготовки) |
15 3410383 |
Щеповозы |
15 3410440 |
Автомобили грузовые специализированные прочие |
15 3410441 |
Автомобили грузовые для перевозки баллонов со сжиженным газом |
15 3410442 |
Автомобили грузовые для вывозки радиоактивных отходов |
15 3410443 |
Автокатафалки |
15 3410449 |
Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040, прочие (в ред. Изменения 1/98, утв. Госстандартом РФ 14.04.98) (см. текст в предыдущей редакции) |
15 3420000 |
Прицепы и полуприцепы грузоподъемностью до 8 т |
15 3420020 |
Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов |
15 3420130 |
Прицепы к легковым автомобилям и автобусам |
15 3420131 |
Прицепы к легковым автомобилям всех видов |
15 3420132 |
Прицепы к автобусам |
15 3420133 |
Прицепы служебные |
15 3420134 |
Прицепы для перевозки людей |
15 3420140 |
Прицепы одноосные к грузовым автомобилям и шасси |
15 3420141 |
Прицепы одноосные с бортовой платформой |
15 3420142 |
Прицепы одноосные роспуски |
15 3420143 |
Прицепы одноосные самосвальные |
15 3420144 |
Прицепы одноосные фургоны |
15 3420145 |
Прицепы одноосные специальные |
15 3420146 |
Прицепы одноосные шасси |
15 3420149 |
Прицепы одноосные прочие |
15 3420150 |
Прицепы двухосные к грузовым автомобилям |
15 3420151 |
Прицепы двухосные с бортовой платформой |
15 3420152 |
Прицепы двухосные роспуски |
15 3420153 |
Прицепы двухосные самосвальные |
15 3420154 |
Прицепы двухосные шасси |
15 3420159 |
Прицепы двухосные прочие |
15 3420160 |
Прицепы тракторные |
15 3420161 |
Прицепы тракторные одноосные |
15 3420162 |
Прицепы тракторные двухосные |
15 3420163 |
Прицепы тракторные бортовые |
15 3420164 |
Прицепы тракторные шасси |
15 3420169 |
Прицепы тракторные прочие |
15 3420180 |
Прицепы со специализированными кузовами, трейлеры |
15 3420181 |
Прицепы со специализированными кузовами |
15 3420182 |
Прицепы для ветеринарной службы |
15 3420190 |
Прицепы - цистерны для перевозки нефтепродуктов и воды (цистерны для нефтепродуктов, воды и сжиженных газов на прицепах и полуприцепах) |
15 3420191 |
Прицепы - цистерны для нефтепродуктов |
15 3420192 |
Полуприцепы - цистерны для нефтепродуктов |
15 3420193 |
Топливозаправщики, маслозаправщики, водозаправщики на прицепах и полуприцепах |
15 3420196 |
Цистерны для сжиженных газов на прицепах и полуприцепах |
15 3420197 |
Цистерны для воды на прицепах |
15 3420198 |
Цистерны для воды на полуприцепах |
153420199 |
Прицепы - цистерны прочие |
15 3420200 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения |
15 3420201 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения с бортовой платформой |
15 3420202 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения самосвальные |
15 3420203 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения со специализированными кузовами |
15 3420204 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения. Шасси |
15 3420209 |
Полуприцепы автомобильные общего назначения прочие |
15 3420210 |
Полуприцепы автомобильные для строительных конструкций |
15 3420211 |
Настиловозы, фермовозы, балковозы, плитовозы и металловозы |
15 3420212 |
Панелевозы |
15 3420219 |
Полуприцепы для перевозки строительных конструкций прочих |
14 3410040 |
Автомобили специальные и оборудование навесное к машинам для уборки городов, кроме 14 3410330 - 14 3410335, 14 3410391, 14 3410421 |
15 3599000 |
Средства транспортные прочие, не включенные в другие группы, кроме 15 3599501 |
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) |
|
15 3410131 |
Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования |
15 3410140 |
Автомобили легковые высшего класса |
15 3410141 |
Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования |
15 3410195 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т |
15 3410196 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 8 до 15 т |
15 3410211 |
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т |
15 3410212 |
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т |
15 3410213 |
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т |
15 3410270 |
Автобусы средние длиной свыше 8 до 9,5 м включительно |
15 3410271 |
Автобусы средние городские и экскурсионные |
15 3410272 |
Автобусы средние междугородные и туристские |
15 3410273 |
Автобусы средние пригородные |
15 3410280 |
Автобусы большие длиной свыше 10,5 до 12 м включительно |
15 3410281 |
Автобусы большие городские и экскурсионные |
15 3410282 |
Автобусы большие междугородные и туристские |
15 3410283 |
Автобусы большие пригородные |
15 3410040 |
Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040 (в ред. Изменения 1/98, утв. Госстандартом РФ 14.04.98), кроме 15 3410361, 15 3410380 – 15 3410449 |
15 3410340 |
Автомобили - фургоны со специализированными кузовами |
15 3410341 |
Автомобили - фургоны для перевозки промтоваров |
15 3410342 |
Автомобили - фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (авторефрижераторы, изотермические) |
15 3410344 |
Автомобили - фургоны для перевозки хлебобулочных изделий |
15 3410345 |
Автомобили - фургоны для перевозки почты |
15 3410346 |
Автомобили - фургоны медицинской службы и для перевозки медикаментов |
15 3410349 |
Автомобили - фургоны для перевозки прочих грузов |
15 3410351 |
Автомобили - фургоны ветеринарной службы |
15 3410359 |
Автомобили - фургоны специализированные прочие |
15 3410364 |
Автоцистерны для воды |
15 3410365 |
Автоцистерны для пищевых жидкостей (кроме молоковозов) |
15 3410366 |
Автоцистерны - муковозы (в том числе на полуприцепах) |
15 3410367 |
Автоцистерны - сахаровозы |
15 3410368 |
Автоцистерны - молоковозы |
15 3410371 |
Автоцистерны - автоцементовозы |
15 3410372 |
Автоцистерны - автобитумовозы |
15 3410373 |
Автоцистерны - автобетоновозы |
15 3410374 |
Автоцистерны - авторастворовозы |
15 3410375 |
Автоцистерны - автогудронаторы |
15 3410376 |
Автоцистерны - автозоловозы |
15 3410379 |
Автоцистерны прочие |
14 3410000 |
Машины пожарные и автомобили специальные для коммунального хозяйства (машины уборочные, машины для жилищного, газового, энергетического хозяйства города и машины специальные прочие, кроме 14 3410040) |
Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно |
|
15 3410291 |
Автобусы особо большие городские |
15 3410292 |
Автобусы особо большие пригородные |
15 3410197 |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т |
15 3410214 |
Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т |
15 3410215 |
Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т |
15 3410216 |
Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т |
СОДЕРЖАНИЕ