Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 23 января 2007 г. № 21
"Об утверждении Концепции информатизации Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору"
С целью обеспечения единого комплексного подхода при проведении работ по информатизации деятельности Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Структурным подразделениям центрального аппарата и территориальным органам при планировании и проведении работ в области информатизации руководствоваться положениями Концепции.
Руководитель |
К.Б. Пуликовский |
Концепция информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 января 2007 г. № 21)
Настоящая Концепция информатизации (далее - Концепция) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, Служба) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.06 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.04 № 1244-р, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 09.09.00 № Пр-1895, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 401, федеральной целевой программой (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.02 № 65, распоряжением Ростехнадзора "О разработке Концепции информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" от 23.08.05 № 54-рп. В Концепции учтены требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов, перечисленных в приложении 1 к настоящему документу [1-34].
В Концепции отражена совокупность взглядов на текущее состояние информатизации Ростехнадзора, определены цели, задачи, принципы, приоритеты и основные направления развития информатизации деятельности Службы.
Базовым положением Концепции является создание единой Комплексной системы информатизации (КСИ) Ростехнадзора и ее внедрение во всех подразделениях Ростехнадзора на федеральном, межрегиональном, территориальном и местном уровнях, обеспечение информационного взаимодействия КСИ Ростехнадзора с информационными системами других федеральных и региональных органов исполнительной власти и информационной открытости Ростехнадзора, в том числе в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", обеспечение интеграции указанной системы в единое информационное пространство Российской Федерации.
Концепция является методической основой при планировании и проведении работ в области информатизации деятельности службы.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 [13] и от 20.05.04 № 649 [14] Ростехнадзору полностью или частично переданы функции Госатомнадзора России, Госгортехнадзора России, МПР России (в части государственного экологического надзора и государственной экологической экспертизы), Минпромэнерго России (в части энергетического надзора), госстройнадзора.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 г. № 401 [15] Ростехнадзор является:
а) органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии*(1);
б) специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
в) органом государственного горного надзора;
г) специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
д) органом государственного энергетического надзора;
е) специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха;
ж) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.
Таким образом, к компетенции Ростехнадзора отнесены вопросы, определяющие государственную политику в области радиационной, промышленной, экологической, энергетической и строительной безопасности.
К полномочиям в установленной сфере деятельности Ростехнадзора, определенным упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации и касающимся всех или нескольких видов надзора относятся:
внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере его ведения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности;
самостоятельное принятие нормативных правовых актов и нормативных документов;
осуществление контроля и надзора;
лицензирование отдельных видов деятельности;
выдача разрешений на определенные виды деятельности;
проведение проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства, нормативных правовых актов, норм и правил;
руководство в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за опасными объектами;
обобщение практики применения законодательства, в том числе анализ эффективности санкций за нарушения установленных требований безопасности;
организация приема граждан, рассмотрение письменных и устных обращений граждан;
организация профессиональной подготовки работников Ростехнадзора, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка;
взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
осуществление функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств;
ведение архива документов.
Кроме перечисленных выше общих функций Ростехнадзор выполняет специфичные функции в качестве соответствующего уполномоченного органа федеральной исполнительной власти.
Так, в качестве органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии Ростехнадзор:
осуществляет контроль и надзор за соблюдением выполнения федеральных законов, федеральных правил и норм в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии;
осуществляет контроль и надзор за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;
согласовывает перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требует лицензий;
организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении ЧС (аварийное реагирование).
В качестве специально уполномоченного органа в области промышленной безопасности Ростехнадзор:
регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный учет таких объектов;
утверждает заключения экспертизы промышленной безопасности;
обеспечивает учет разработанных деклараций промышленной безопасности;
определяет порядок расследования аварий на опасных производственных объектах.
В качестве органа государственного горного надзора Ростехнадзор:
согласовывает условия действия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.
В качестве специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы Ростехнадзор:
устанавливает лимиты на размещение отходов;
ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;
ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, включая федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работы по паспортизации опасных отходов;
организует и проводит государственную экологическую экспертизу правовых документов, материалов, технико-экономических обоснований, проектов и иных видов документации в установленной сфере деятельности;
выдает заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений организаций, намечающих осуществление лицензируемой деятельности, связанной с производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В качестве органа государственного энергетического надзора Ростехнадзор осуществляет технический контроль и надзор в электроэнергетике.
В качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, Ростехнадзор осуществляет надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов в установленной сфере деятельности.
Перечень нормативных правовых актов, касающихся учета органами Ростехнадзора перечисленных выше и иных информационных ресурсов, приведен в приложении 1.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 1024-р Ростехнадзору были подчинены управления округов, управления и инспекции Госгортехнадзора России и межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России. В настоящее время структура Ростехнадзора включает центральный аппарат, 8 межрегиональных территориальных управлений технологического и экологического надзора (МТУ - выполняют сводно-аналитические, информационные и контрольные функции в соответствующих федеральных округах), 69 территориальных управлений по технологическому и экологическому надзору (УТЭН), 7 межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТО ЯРБ) и 1 межрегиональный территориальный округ по информатизации и защите информации (МТОИЗИ). На местном уровне инспекционную деятельность осуществляют отделы (в том числе территориально-обособленные) УТЭН и инспекции МТО ЯРБ Ростехнадзора.
Кроме того, в ведении Ростехнадзора в настоящее время находится 17 подведомственных организаций, в том числе центры лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ), имеющие более 100 филиалов в субъектах Российской Федерации.
Под эгидой Ростехнадзора, Торгово-промышленной палаты и Российской академии наук функционирует Единая система оценки соответствия (ЕС ОС) на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая включает более 3000 аккредитованных организаций - участниц Единой системы оценки соответствия.
Реформирование системы государственных надзорных органов в ходе проведения административной реформы существенным образом затронуло и вопросы информатизации деятельности вновь образованной интегрированной федеральной службы - Ростехнадзора.
На момент разработки настоящей Концепции (2-е полугодие 2006 года) в структурных подразделениях Ростехнадзора и в подведомственных ему организациях имеется несколько независимых информационных систем, программ и банков данных, разработанных или разрабатываемых в течение многих лет для нужд некогда самостоятельных государственных надзорных органов: госатомнадзора госгортехнадзора, госстройнадзора, энергонадзора, некоторых подразделений МПР России.
Оснащенность подразделений центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора компьютерной техникой, сетевым и телекоммуникационным оборудованием неодинакова и в целом неудовлетворительна.
В двух зданиях центрального аппарата функционируют локальные вычислительные сети, объединенные посредством выделенного канала с выходом в Интернет. Большая часть территориальных органов для телекоммуникационного обмена использует модемное соединение по телефонным каналам общего доступа.
Уровень информатизации основных направлений деятельности Ростехнадзора обусловлен наличием или отсутствием унаследованных информационных систем, а также их качеством. Часть этих информационных систем носит статус государственных, часть - является наработками ведомственных информационных подразделений либо коммерческими разработками.
Так, государственная автоматизированная информационно-управляющая система регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ), предназначенная для автоматизации деятельности бывшего Госгортехнадзора России как органа федеральной исполнительной власти, специально-уполномоченного в области промышленной безопасности, разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 № 1371 [16] (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.05 № 49). В упомянутой редакции постановления Ростехнадзор определен заказчиком работ, связанных с созданием и обеспечением функционирования АИС ПБ.
Информационно-аналитическую систему (ИАС) "Энергоэффективность" и информационную систему надзора за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов (АИС ЯРБ) можно отнести к ведомственным наработкам бывших Минтопэнерго России и Госатомнадзора России соответственно, а, например, программные средства в области экологического контроля, используемые в ряде территориальных органов, являются собственными разработками ряда коммерческих организаций.
Ниже кратко представлено описание текущего состояния уровня информатизации по направлениям деятельности Ростехнадзора, упомянутым в предыдущем разделе.
В территориальных органах Ростехнадзора имеются значительные информационные ресурсы либо в виде документов на бумажных носителях либо в виде файлов разных форматов (MS Word, MS Access, DBF), для использования которых в единой информационной системе Ростехнадзора необходимо осуществить их конвертацию.
В рамках АИС ПБ используется соответствующее программное обеспечение для: ведения государственного реестра опасных производственных объектов;
выдачи лицензий на отдельные виды деятельности;
выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;
ведения БД об экспертах и экспертных организациях в области промышленной безопасности, о независимых учебных центрах в области подготовки и аттестации персонала эксплуатирующих организаций, о лабораториях неразрушающего контроля;
учета данных по аварийности и травматизму на подконтрольных производственных объектах, а также по технологическим нарушениям на энергетических объектах и объектах использования атомной энергии;
учета заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Ростехнадзором;
учета информации о декларациях промышленной безопасности;
учета информации о договорах (полисах) обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
сбора, учета и анализа отчетных материалов по основной деятельности территориальных органов.
Учет и анализ технологических нарушений, аварий и несчастных случаев на энергетических производствах реализован в ИАС "Энергоэффективность", а также в соответствующей прикладной задаче АИС ПБ.
В части информатизации контрольной и надзорной деятельности имеются наработки в части:
документального оформления процедур проверок и обследований в АИС ПБ (задача "Надзорная деятельность и контрольно-профилактическая работа"), в ИАС "Энергоэффективность" (АРМ инспектора), в АИС ЯРБ;
ведения перечня поднадзорных технических устройств АИС ПБ (задача "Надзорная деятельность и контрольно-профилактическая работа").
В части информатизации нормотворческой деятельности Ростехнадзора обеспечен доступ к базам данных правовых и нормативных документов, реализованных в Нормативно-справочной подсистеме АИС ПБ (используются информационно-поисковые системы (ИПС) ["Кодекс", "Гарант", "Консультант-Плюс", БД "Нормативные и информационные материалы в сфере технологического и экологического надзора")], в задаче "Нормативные документы и методические материалы" из состава ИАС "Энергоэффективность", а также в задаче "Регистрация нормативных и регулирующих документов" в АИС ЯРБ.
Для обеспечения автоматизации бухгалтерского учета и финансовой деятельности в центральном аппарате Ростехнадзора и территориальных органах используются различные программные продукты ("Парус", "Инфин", "1С"), а также наработки, выполненные специализированными организациями по заказу территориальных органов. Для свода и обобщения финансовой информации применяется программный модуль "Парус-Свод". Для информатизации функций документооборота и делопроизводства эксплуатируется программный продукт "Дело", а также АРМ "Делопроизводство" из состава ИАС "Энергоэффективность".
Для информатизации работы с кадрами в различных территориальных органах и центральном аппарате Ростехнадзора используются специальные программные средства, ориентированные на работу на локальном компьютере и не имеющие связи с БД других функциональных задач ("Бухгалтерия" и др.).
В рамках АИС ПБ организован автоматизированный электронный обмен данными между локальными БД УТЭН и центральной БД АИС ПБ с использованием выделенного почтового сервера и специально-разработанной программы телекоммуникационного обмена. Кроме того, часть электронных выборок установленного формата (в основном от организаций, не являющихся объектами автоматизации) поступает на магнитных носителях или с использованием стандартных электронных сообщений (E-Mail). С другими федеральными органами исполнительной власти в настоящее время осуществляется информационный обмен, реализованный средствами специального модуля телекоммуникационного обмена АИС ПБ (с территориальными налоговыми органами), по электронной почте (с ЦУКС МЧС России) и соответствующего модуля ИАС "Энергоэффективность" (с Федеральным агентством Российской Федерации по энергетике).
Имеются официальное представительство Ростехнадзора (www.gosnadzor.ru) во всемирной сети Интернет, а также сайты некоторых территориальных органов. Во исполнение межправительственного соглашения между государствами-участниками СНГ по вопросам промышленной безопасности реализован Интернет-портал межгосударственного Совета СНГ по вопросам промышленной безопасности (www.mspbsng.org).
Таким образом, Ростехнадзор как объект автоматизации представляет собой сложную организационно-техническую систему, имеющую древовидную иерархическую территориально-распределенную структуру, характеризующуюся следующими системными свойствами:
сложность, иерархичность и цикличность процессов управления;
разнообразие задач управления на каждом уровне иерархии;
подчиненность целей и задач нижнего уровня иерархии задачам верхнего уровня и общим задачам функционирования Ростехнадзора;
наличие большого количества иерархически подчиненных территориально обособленных структурных подразделений, являющихся объектами автоматизации;
наличие большого количества территориально-распределенных объектов надзора, информация о которых в той или иной мере необходима на всех уровнях иерархии Ростехнадзора.
Важной особенностью информатизации деятельности Ростехнадзора является то, что, несмотря на разнообразие функциональных задач и направлений надзора, все они связаны с одними и теми же общими сущностями: поднадзорная организация может рассматриваться и как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, и как природопользователь, и как, например, потребитель электроэнергии, и как место работы аттестуемого персонала. Отметим, что эта особенность касается и технических устройств (например, дымовая труба - поднадзорный объект и источник выбросов), и персон, и документов, используемых в работе (лицензии, разрешения, свидетельства об аттестации и т.д.).
По оценкам специалистов, текущий уровень информатизации Ростехнадзора менее чем на половину удовлетворяет имеющимся информационным потребностям для реализации своих функций. Такое положение дел обусловлено двумя основными причинами. Первая носит системный характер и обусловлена разрозненностью имеющихся средств информатизации, предназначенных для решения конкретных локальных задач, которые не интегрированы и не образуют единого информационного ресурса, позволяющего решать задачи комплексного анализа и выработки обоснованных управленческих воздействий. Второй причиной является функциональная недостаточность имеющихся средств информатизации и устаревшая техническая инфраструктура.
Опыт создания и эксплуатации АИС ПБ показал, что информационное обеспечение КСИ Ростехнадзора должно основываться на использовании единой базы данных, включающей общие информационные ресурсы, доступ к которым осуществляется из специальных прикладных задач, реализующих ту или иную функциональность. Отметим, что термин "единая БД" предполагает именно функциональное единство структуры БД на всех уровнях иерархии КСИ Ростехнадзора. При этом, учитывая низкое качество каналов связи между объектами автоматизации, на каждом из них может использоваться собственный экземпляр БД (территориальная БД), информация из которой по установленным протоколам и регламентам передается в центральную БД федерального уровня (или принимается из нее). В перспективе предполагается поэтапное подключение объектов автоматизации для работы с центральной БД КСИ по выделенным каналам связи в режиме "on-line".
Иерархия объектов автоматизации разрабатываемой КСИ должна в целом соответствовать структуре Ростехнадзора. Первый (федеральный) уровень объектов автоматизации включает центральный аппарат Ростехнадзора; второй (межрегиональный) - МТУ и МТО; третий (территориальный) - УТЭН и инспекции МТО (атомный надзор); четвертый - территориально-обособленные отделы УТЭН и инспекции МТО (атомный надзор).
Кроме того, для первичной подготовки и оцифровки информации, предназначенной для последующего ввода в БД КСИ Ростехнадзора, могут использоваться автономные пункты ввода информации в организациях, не являющихся объектами автоматизации (эксплуатирующие, экспертные организации, учебные центры, ЦЛАТИ и др.). В качестве пунктов ввода информации рассматриваются автономные автоматизированные рабочие места (в том числе мобильные) со специальным программным обеспечением для ввода и передачи данных в установленном формате на объекты автоматизации КСИ Ростехнадзора.
В системе Ростехнадзора существуют следующие информационные потоки*(2):
а) между поднадзорными организациями и территориальными органами Ростехнадзора (МТУ, УТЭН, МТО ЯРБ):
по обеспечению ведения реестров, регистров и кадастров;
по обеспечению лицензионной и разрешительной деятельности (заявление на получение документов, выданные документы, сопроводительные документы);
по учитываемым событиям (оперативные сообщения об авариях и несчастных случаях, о нарушениях и инцидентах, об утратах опасных веществ и материалов и т.д.);
образующиеся в ходе надзорной деятельности (о выданных предписаниях, примененных санкциях, об объектах надзора и их характеристиках, отчетность предприятий о внедрении систем производственного контроля, об аттестации руководителей и членов ПДЭК, о выполнении предписаний и др.);
при применении процедур регулирования безопасности (сведения о договорах страхования ответственности, декларациях промышленной безопасности, заключениях экспертизы и т.д.);
б) между территориальными органами и центральным аппаратом Ростехнадзора:
распорядительные документы Ростехнадзора;
периодическая отчетность территориальных органов;
текущая аналитическая информация о состоянии радиационной, промышленной, экологической, энергетической и строительной безопасности;
информация по учитываемым событиям (оперативные сообщения об авариях и несчастных случаях, о нарушениях и инцидентах, об утратах опасных веществ и материалов и т.д.);
текущая отчетная информация по надзорной, контрольной и разрешительной деятельности;
формализованные электронные выборки из государственного реестра ОПО, реестра заключений экспертизы ПБ. реестра выданных лицензий Ростехнадзора, реестра выданных разрешений Ростехнадзора, реестра деклараций ПБ: сведений о договорах страхования ответственности, а также по другим информационным ресурсам.
в) между объектами автоматизации межрегионального (МТУ, МТО) и территориального (УТЭН, инспекции МТО) уровней:
текущая аналитическая информация о состоянии радиационной, промышленной, экологической, энергетической и строительной безопасности в соответствующем регионе;
информация по учитываемым событиям (оперативные сообщения об авариях и несчастных случаях, о нарушениях и инцидентах, об утратах опасных веществ и материалов и т.д.) в соответствующем регионе;
текущая отчетная информация по надзорной, контрольной и разрешительной деятельности;
г) между территориальными органами и администрациями субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований;
д) между МТУ и администрациями полномочных представителей Президента Российской Федерации на местах;
е) между поднадзорными предприятиями и центральным аппаратом Ростехнадзора:
информация, необходимая для осуществления разрешительной, надзорной и контрольной деятельности, отнесенная к компетенции центрального аппарата Ростехнадзора;
ж) между органами Ростехнадзора и заинтересованными организациями и гражданами:
аналитическая информация о состоянии радиационной, промышленной, экологической, энергетической и строительной безопасности;
информация о выданных лицензиях, разрешениях и принятых Ростехнадзором документах;
реестры организаций и экспертов по различным направлениям деятельности в Системе экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности;
обращения организаций и граждан;
з) между КСИ Ростехнадзора и информационными системами других федеральных органов власти (образуется на основе соглашений между Ростехнадзором и заинтересованными федеральными органами на основе утвержденных регламентов и протоколов по обмену информацией):
данные из ведомственных разделов государственного реестра ОПО;
данные в государственный регистр гидротехнических сооружений - в МПР России;
данные об экологических воздействиях - в МПР России;
данные о выданных лицензиях - в Федеральную налоговую службу России;
сведения, необходимые для лицензирования, из Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - из информационных систем налоговых органов;
данные об авариях - в МЧС России;
данные о новых и измененных нормативных документах - в главный центр стандартов при Ростехрегулировании;
данные о состоянии поднадзорных объектов энергетики - в Росэнерго, в Росатом;
данные об административных платежах - в Минфин России;
данные о состоянии информатизации - в Мининформсвязи России;
данные от органов государственной статистики;
данные о разработке и согласовании технических регламентов, стандартов - в соответствующие федеральные агентства Минпромэнерго России;
данные о состоянии окружающей среды (атмосферного воздуха, водных объектов, подземных вод) и другие сведения - из/в Росгидромет, МПР России, Минпромэнерго России. Минэкономразвития России и другие ведомства согласно заключенным межведомственным соглашениям.
Главной целью Ростехнадзора является: "Обеспечение защищенности объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, объектов электроэнергетики и других объектов, поднадзорных Ростехнадзору, работников данных объектов и населения, окружающей среды от угроз техногенного характера путем применения предусмотренных полномочиями службы мер, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности"*(3).
В соответствии с принятой Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, определяющей государственную политику в области информатизации, основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти декларируется повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг, повышение информационной открытости деятельности федеральных органов власти.
Исходя из вышеизложенного, целями информатизации Ростехнадзора являются:
повышение эффективности деятельности Ростехнадзора и, как следствие, улучшение основных отчетных показателей, в том числе - снижение уровня учетных событий на поднадзорных объектах, снижения уровня негативного техногенного воздействия на окружающую среду, повышение эффективности надзора;
удовлетворение информационных потребностей руководящих работников и инспекторов Ростехнадзора в достоверной и актуальной информации, необходимой для выполнения должностных обязанностей;
ускорение процедур подготовки и прохождения информации от стадии сбора первичной информации до принятия обоснованных управленческих решений на основе анализа полученных сведений;
сокращение трудозатрат сотрудников Ростехнадзора на планирование, отчетность и аналитическую работу;
повышение оперативности, адресности и эффективности информационно-аналитического обеспечения основных групп потребителей информации (как руководства и инспекторского состава Ростехнадзора, так и внешних абонентов, в том числе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты либо обеспечивающих инфраструктуру этой деятельности, а также общественных организаций и граждан);
повышение качества обработки, систематизации и обеспечения надежности хранения информации по вопросам ядерной и радиационной, промышленной и горной, экологической, энергетической и строительной безопасности.
Достижение означенных целей обеспечивается путем решения следующих задач:
создание КСИ Ростехнадзора;
поэтапное внедрение и сопровождение КСИ Ростехнадзора на объектах автоматизации;
организация непрерывного мониторинга эффективности надзора на основе автоматизированного анализа обобщенных показателей результатов деятельности Ростехнадзора;
обеспечение связи с ведомственными и межведомственными информационными системами и центрами данных;
достижение открытости, прозрачности и управляемости информационных процессов в сфере деятельности Ростехнадзора;
создание единой методической, организационной, правовой, метрологической и технологической основы формирования информационных ресурсов Ростехнадзора;
развитие и стандартизация автоматизированных технологий мониторинга и оценки техногенного воздействия в результате деятельности поднадзорных организаций, подготовка и передача регламентированной информации в установленном порядке в центральную БД КСИ Ростехнадзора;
поэтапное подключение объектов автоматизации для обеспечения работы с центральной БД КСИ Ростехнадзора по выделенным каналам связи в режиме "on-line";
обеспечение безопасности и устойчивости функционирования информационных технологий КСИ Ростехнадзора и защиты используемых в ней информационных ресурсов.
Базовыми принципами информатизации Ростехнадзора являются:
преемственность и управляемость перехода от действующей системы сбора и хранения информации в центральном аппарате и в территориальных органах Ростехнадзора, а также в архивах и хранилищах подведомственных организаций к единой информационной системе, базирующейся на современных информационных технологиях и программно-технических средствах;
этапность (в соответствии с выбранными приоритетами) создания и внедрения КСИ Ростехнадзора и ее элементов в целях минимизации затрат, эффективного использования выделяемых ресурсов и оперативного внедрения разработок, включая максимальное использование средств и ресурсов, имеющихся в распоряжении территориальных органов;
принцип наращиваемой функциональности программного обеспечения КСИ Ростехнадзора, позволяющий проводить поэтапное внедрение прикладных задач, работающих с единой БД;
принцип приоритета межотраслевой функциональности перед отраслевой специализацией;
стандартизация информационно-технических технологий, предполагающая использование ведомственных стандартов для форм документов и процедур документооборота;
использование единых классификаторов, не противоречащих общероссийским классификаторам, протоколов и регламентов информационно-технического обмена, процедур агрегации и передачи информации, обеспечение совместимости баз данных на всех объектах автоматизации КСИ Ростехнадзора;
унификация пользовательского интерфейса и доступа к информации;
компонентная структура и масштабируемость программного обеспечения в соответствии с уровнем иерархии объектов автоматизации;
активное привлечение поднадзорных и заинтересованных организаций к участию в электронном обмене с КСИ путем содействия продвижению рекомендуемых Ростехнадзором программных продуктов и технологий;
типизация архитектуры аппаратного обеспечения для объектов автоматизации одного уровня;
устойчивость КСИ к внешним и внутренним воздействиям;
разработка и проведение единой политики информационной безопасности, обеспечивающей предотвращение искажения, хищения и несанкционированный доступ к информационным ресурсам Ростехнадзора;
непрерывность сопровождения КСИ Ростехнадзора в целях обеспечения ее адекватности информационным потребностям Ростехнадзора;
контролируемая открытость информационных ресурсов;
принцип первого руководителя, подразумевающий принятие основных решений и контроль за ходом работ первым руководителем объекта информатизации, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при создании и внедрении КСИ Ростехнадзора.
Информационное взаимодействие Ростехнадзора с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами (структурными подразделениями), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, внешними организациями, в том числе зарубежными, достигается за счет:
согласованности основных положений информационно-технической политики Ростехнадзора с базовыми положениями Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации;
развития межведомственного информационного обмена с использованием унифицированных средств обеспечения информационной безопасности;
создания условий интеграции КСИ Ростехнадзора с информационными системами региональных органов власти;
совершенствования процедур информационного взаимодействия Ростехнадзора с гражданами путем повышения оперативности обновления информации на портале Ростехнадзора;
поэтапного формирования единого информационного пространства Ростехнадзора.
Согласно Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.94 г. № 1390, "единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей".
В целях формирования единого информационного пространства Ростехнадзора, интегрированного в единое информационное пространство Российской Федерации, при разработке информационной системы необходимо выполнение следующих базовых требований:
согласованность принимаемых решений в области информатизации смежных направлений деятельности с другими федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
соблюдение требований нормативных правовых актов, нормативов, стандартов и положений концептуальных документов, касающихся вопросов информатизации федеральных органов исполнительной власти;
участие в создании и использование стандартизированных (общероссийских) классификаторов и кодов, а также общих для федеральных органов государственной власти регистров, реестров и классификаторов;
использование унифицированных форматов для автоматизированного обмена данными с другими информационными системами;
создание условий для проявления деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности доступа к открытой научно-технической информации, а также к информационным фондам Ростехнадзора (в том числе с использованием информационных Интернет-порталов, витрин данных);
регистрация созданных баз и банков данных в общероссийском реестре;
использование наработок в предметной области, в том числе выполненных в рамках ФЦП "Электронная Россия";
создание условий для включения КСИ Ростехнадзора в международные информационные системы, в том числе в автоматизированную систему информационного обмена между государствами - участниками Содружества, создаваемую в соответствии с решением Координационно-консультативного комитета СНГ.
Основными направлениями информатизации Ростехнадзора являются:
разработка (адаптация) программного и информационного обеспечения КСИ Ростехнадзора, в том числе разработка программных средств для конвертации (преобразования) унаследованных информационных массивов в формат БД КСИ Ростехнадзора;
приобретение и установка программно-аппаратных комплексов и сетевого оборудования для развертывания информационной системы в центральном аппарате и территориальных органах;
обучение и аттестация персонала по работе с программно-аппаратными средствами информационной системы;
создание центров обработки информации федерального и территориального уровней, а также ситуационного кабинета в центральном аппарате Ростехнадзора.
разработка ведомственных и межведомственных нормативных, распорядительных и методических документов по информатизации деятельности.
Структурная схема подсистем КСИ Ростехнадзора представлена в приложении 2. КСИ Ростехнадзора включает следующие основные элементы (подсистемы):
подсистему прикладных задач;
подсистему общего обеспечения управления;
нормативно-справочную подсистему;
подсистему телекоммуникационного обмена;
подсистему администрирования системы и обеспечения информационной безопасности;
информационный Интернет-портал Ростехнадзора. Подсистема прикладных задач предназначена для информатизации: контрольной и надзорной деятельности (в части планирования и подготовки к проверкам и обследованиям, документального оформления результатов проверок, включая формирование предписаний, формирования исков и представлений об административной ответственности физических и юридических лиц для судебных органов, контроля исполнения предписаний эксплуатирующими организациями);
лицензионной и разрешительной деятельности (в части обеспечения процедуры оформления разрешительных документов, начиная от приема заявки до выдачи утвержденного документа заявителю);
государственной экологической экспертизы (от приема заявки до выдачи утвержденного заключения);
координации международных проектов, реализуемых в поддержку деятельности Ростехнадзора;
планирования деятельности Ростехнадзора и его территориальных органов;
подготовки отчетов о деятельности Ростехнадзора и его территориальных органов;
обработки и визуализации результатов анализа имеющихся информационных ресурсов;
создание на основе межотраслевых реестров, регистров, справочников, форм, перечней и кадастров и ведение государственных (объединенных) информационных ресурсов (ОГИР), в том числе:
а) единого реестра поднадзорных Ростехнадзору организаций;
б) государственного реестра опасных производственных объектов;
в) реестра технических устройств (объектов надзора), используемых на опасных производственных объектах;
г) реестра по учету административных наказаний поднадзорных Ростехнадзору организаций за нарушения законодательства (в соответствии с компетенцией Ростехнадзора);
д) реестра по учету административных платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
е) реестра выданных лицензий (в соответствии с компетенцией Ростехнадзора);
ж) реестра выданных разрешений (в соответствии с компетенцией Ростехнадзора);
з) реестра заключений экспертизы промышленной безопасности;
и) реестра заключений государственной экологической экспертизы;
к) реестра деклараций промышленной безопасности;
л) реестра полисов страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов;
м) реестра договоров (полисов) страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате радиационного воздействия;
н) реестра договоров (полисов) страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации гидротехнических сооружений;
о) единого реестра учитываемых событий в поднадзорных организациях (аварий, случаев производственного травматизма, утрат взрывчатых веществ и материалов, ядерных материалов, технологических нарушений, инцидентов на ОПО, превышений установленных ПДК и ПДВ);
п) реестра аттестованных экспертов и специалистов организаций, в том числе аттестованных лиц, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление;
р) реестра организаций - участниц ЕС ОС Ростехнадзора;
с) реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;
т) регистра гидротехнических сооружений (в соответствии с компетенцией Ростехнадзора);
у) федерального кадастра отходов, включая федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, паспорта опасных отходов;
ф) квалификационных справочников должностей руководителей и специалистов в области использования атомной энергии;
х) перечней объектов добычи, хранения, использования и переработки ядерных материалов;
ц) перечней радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требует лицензий;
ч) форм государственных статистических наблюдений в сфере недропользования. Программные продукты подсистемы прикладных задач должны быть разработаны с использованием общей технологии, обеспечивающей работу с единой БД.
Программные средства подсистемы общего обеспечения управления предназначены для автоматизации таких функций структурных подразделений Ростехнадзора, как делопроизводство, бухгалтерский учет и отчетность, кадровый учет. Учитывая необходимость постоянной актуализации программных средств по данным направлениям деятельности в связи с изменением правовой, нормативной и методической базы, в подсистеме общего управления используются типовые тиражируемые программные продукты, централизованная поддержка и сопровождение которых осуществляются специализированными организациями на основе долгосрочных договоров. К этой же подсистеме относятся офисные программные продукты, включая текстовые редакторы, электронные таблицы и т.д.
Информационные ресурсы нормативно-справочной подсистемы включают полнотекстовые БД федеральных и региональных нормативных правовых актов, руководящих и распорядительных документов, а также информационные и методические материалы по предмету деятельности Службы. Указанные ресурсы должны быть реализованы в формате общераспространенных полнотекстовых правовых БД, поддерживаемых в актуальном состоянии специализированными организациями. Примером такой информационно-поисковой системы является ИПС "Кодекс", используемая в нормативно-справочной подсистеме АИС ПБ и позволяющая организовать доступ к полнотекстовой базе нормативных и правовых документов, в том числе с использованием Интернет/интранет - технологии.
Между программными модулями подсистемы прикладных задач, подсистемы общего обеспечения и нормативно-справочной подсистемы должны быть предусмотрены средства интеграции данных.
Подсистема телекоммуникационного обмена предназначена для автоматизации приема-передачи данных между объектами автоматизации, а также между внешними источниками и потребителями информации.
Подсистема администрирования и обеспечения информационной безопасности предназначена для обслуживания (в том числе дистанционного) программного обеспечения и БД, а также для защиты от несанкционированного доступа как от внешних, так и от внутренних субъектов воздействия.
Информационный портал предназначен для визуализации интегрированных данных и аналитических отчетов из имеющихся информационных ресурсов в интересах авторизованных потребителей информации, внутриведомственного обмена информацией, а также для обеспечения учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации.
Программное обеспечение (ПО) КСИ Ростехнадзора является симбиозом поставляемых серийно и специально разработанных программных средств.
ПО КСИ Ростехнадзора включает:
общесистемное программное обеспечение (ОСПО);
прикладное программное обеспечение (ППО).
ОСПО представляет собой совокупность программ и данных общего назначения, предназначенных для организации информационного вычислительного процесса и совместного функционирования технических средств и ППО. По целевому назначению к ОСПО относятся:
операционные системы (ОС);
системы управления базами данных (СУБД);
почтовые системы;
офисные системы;
сетевое и серверное программное обеспечение.
ППО представляет собой совокупность программ и рабочей документации, используемых для непосредственного решения целевых задач прикладными подсистемами КСИ Ростехнадзора.
Создание средств ППО должно осуществляться с обеспечением их максимальной унификации, допускающей их тиражирование и максимальную адаптируемость при изменениях различных аспектов деятельности Ростехнадзора. Требования к ППО определяются общесистемными требованиями к КСИ Ростехнадзора и соответствующими частными техническими заданиями.
Взаимодействие пользователя с ППО должно осуществляться через унифицированный интуитивно-понятный интерфейс, в рамках которого была бы реализована система подсказок и предупреждающих сообщений, а также защита от ошибочных действий пользователя.
Учитывая использование в поднадзорных организациях программных продуктов, имеющих отношение к сфере деятельности Ростехнадзора, в рамках работ по комплексной информатизации проводится добровольная сертификация этих программных продуктов на предмет информационной совместимости с КСИ Ростехнадзора.
Состав аппаратных средств и архитектура технического обеспечения КСИ Ростехнадзора обеспечивают функционирование общесистемного и специального программного обеспечения с минимальными затратами на их развертывание, сопровождение и развитие.
Основными принципами реализации архитектуры технического обеспечения КСИ Ростехнадзора должны быть:
унификация и типизация элементов технического обеспечения (унификация должна охватывать типовые компоненты, модели технических средств, применяемые конфигурации, процедуры сопровождения);
поддержка распределенного хранения и распределенной обработки информации;
поддержка доступа удаленных подразделений (пользователей) к вычислительным ресурсам;
масштабируемость и адаптируемость к изменению внешних условий;
централизованное управление ресурсами.
Аппаратные средства, используемые в КСИ Ростехнадзора, должны быть сертифицированными, удовлетворять современным требованиям надежности и безопасности, соответствовать нормам и стандартам Российской Федерации.
Лингвистическое обеспечение определяется как совокупность программных средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей с информационной системой при ее функционировании.
Компоненты лингвистического обеспечения обеспечивают единое лингвистическое пространство и определяют порядок формирования системы интерфейсов взаимодействия компонентов комплекса средств автоматизации и персонала. Компоненты лингвистического обеспечения централизованно актуализируются в процессе функционировании КСИ Ростехнадзора.
В состав лингвистического обеспечения КСИ Ростехнадзора входят следующие основные компоненты: совокупность словарей терминов, используемых в КСИ Ростехнадзора, языковые средства, интерфейсы.
Языковые средства являются формой записи семантической информации в целях последующего использования ее для работы с информационной системой. Языковые средства обеспечивают однозначность записи информации и алгоритмического распознавания (отождествления) различным образом записанных сведений с необходимой полнотой и точностью, в том числе:
возможность формирования документов для принятия решений и их обоснования;
ввод данных в соответствии с принятыми требованиями по организации сбора данных;
ведение компонентов информационного обеспечения (классификаторов, нормативно-справочной информации и словарей);
возможность компактного представления информации;
обеспечение наглядности и простоты восприятия информации;
возможность автоматической (автоматизированной) обработки содержания информационных сообщений;
информационную совместимость при взаимообмене сообщениями с другими автоматизированными системами.
Интерфейсы должны обеспечивать функции обмена информацией между компонентами информационной системы, персоналом и внешними системами. В состав лингвистических средств интерфейса должны входить средства диалога, обеспечивающие:
интерактивность взаимодействия с различными пользователями (специалистами, руководством и администраторами);
унифицированные (стандартизованные) способы, средства и сценарии интерактивного диалога.
Организационное обеспечение КСИ Ростехнадзора включает:
а) решения по изменениям в организационной структуре Ростехнадзора, включая:
организацию новых подразделений и реорганизацию существующих, в том числе создание Службы заказчика на федеральном уровне системы;
изменения во взаимосвязях между подразделениями;
изменения в положениях о структурных подразделениях;
определение функциональных обязанностей сотрудников и подразделений в целом;
б) решения по технологическому процессу обработки данных, включая: состав и последовательность выполнения операций по сбору, регистрации,
подготовке, контролю, передаче, обработке и отображению информации;
перечень документации, сопровождающей каждую операцию в данном технологическом процессе;
в) документацию по операциям технологического процесса, включая: методики автоматизированного проектирования, определяющие состав, порядок
выбора, представления и формирования массивов используемой информации;
технологические инструкции, описывающие операцию или комплекс операций технологического процесса обработки данных и их регламент;
требования к квалификации и порядку регулярного подтверждения квалификации специалистов, осуществляющих сопровождение и эксплуатацию технических и программных средств КСИ Ростехнадзора;
руководства пользователей различного уровня.
На этапе внедрения и эксплуатации ИС на каждом объекте автоматизации федерального и территориального уровней системы в структуре подразделения необходимо наличие двух групп аттестованных специалистов:
по техническим средствам и системному программному обеспечению;
по сопровождению прикладного программного обеспечения и единой БД.
Все разрабатываемое и модернизируемое по заданиям Ростехнадзора ПО должно в установленном порядке передаваться в фонд алгоритмов и программ (ФАП) Ростехнадзора. Внедрение ПО в структурных подразделениях центрального аппарата и в территориальных органах Ростехнадзора должно производиться только после регистрации в ФАП.
Служба заказчика (на базе структурного подразделения Ростехнадзора либо его подведомственной организации) обеспечивает:
а) подготовку конкурсной документации и участие в организации проведения конкурсных торгов, в том числе:
проведение предварительных исследований для проведения конкурсных торгов;
консультации по привлечению участников торгов, оценку стоимости работ, услуг и материалов;
подготовку технических требований к КСИ Ростехнадзора, включаемых в пакет конкурсной документации;
экспертизу котировочных и конкурсных заявок, выдачу рекомендаций по определению победителя (лей) торгов;
консультации и рекомендации по условиям контрактов, разработку их основных положений, согласование контрактов;
б) организацию и сопровождение работ, в том числе:
выдачу исходных данных для разработки технического задания на систему и частных технических заданий (ЧТЗ), утверждение ЧТЗ;
разработку (согласование) регламентов выполнения работ;
контроль сроков и качества выполнения этапов работ на всех стадиях разработки и внедрения КСИ Ростехнадзора;
контроль за соответствием поставляемого оборудования проектным решениям;
контроль и принятие своевременных мер по устранению выявленных ошибок;
организацию приемочных испытаний и приемку промежуточных и заключительных результатов работ;
участие во вводе КСИ Ростехнадзора в эксплуатацию;
организацию горячей линии по консультированию пользователей КСИ Ростехнадзора, учет и обобщение предложений по совершенствованию и развитию программного обеспечения;
организацию обучения пользователей;
организацию работ по сертификации программного обеспечения, используемого в поднадзорных организациях, выдача рекомендаций;
организацию электронного информационного обмена;
выполнение работ по администрированию и ведению БД КСИ Ростехнадзора;
организацию создания и обеспечение работы ситуационного кабинета в центральном аппарате Ростехнадзора;
ведение ведомственного ФАП.
Обеспечение информационной безопасности Ростехнадзора основывается на положениях Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности и защиты информации, на требованиях Положения о системе защиты информации в компьютерных и телекоммуникационных сетях Ростехнадзора (РД-21-01-2006 от 26.06.06).
Основной целью обеспечения информационной безопасности является предотвращение ущерба государственным интересам в результате разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения информации, ее незаконного использования, нарушения работы программных и технических средств, приводящих к недоступности информации в системах ее обработки и передачи.
Аппаратно-программные средства защиты информации, используемые в КСИ Ростехнадзора должны соответствовать требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, другими уполномоченными государственными органами.
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Ростехнадзора являются:
разработка и актуализация системы ведомственной нормативной документации в области информационной безопасности;
организация системы повышения квалификации и обучения сотрудников Ростехнадзора в области обеспечения информационной безопасности;
разработка и внедрение унифицированных технологий использования сертифицированных средств защиты информации при разработке специализированного ПО, а также, при необходимости, аттестация программных комплексов на соответствие требованиям по безопасности информации;
оснащение объектов автоматизации современными средствами вычислительной техники с предустановленными сертифицированными средствами защиты информации от несанкционированного доступа;
оснащение объектов автоматизации сертифицированными средствами защиты межсетевого взаимодействия, сертифицированными средствами криптографической защиты информации, средствами электронной цифровой подписи;
защита информационно-вычислительных ресурсов Ростехнадзора от заражения программными вирусами;
защита информационно-вычислительных ресурсов Ростехнадзора при использовании глобальных сетей общего пользования.
Этапы создания КСИ Ростехнадзора определены с учетом необходимости одновременной информатизации деятельности пользователей на разных уровнях иерархии службы, имеющихся заделов и финансовых ресурсов, возможности поэтапной выдачи промежуточных практических результатов.
Ориентировочная общая продолжительность работ по созданию и развертыванию КСИ Ростехнадзора на всех объектах автоматизации - 4 года.
На всех этапах создания КСИ Ростехнадзора до ее внедрения в центральном аппарате и территориальных органах осуществляется сопровождение действующих информационных систем, включая модификацию программных средств, техническое сопровождение, обучение и консультирование пользователей и администраторов.
Первый этап (2007 г.) - подготовительный этап. На данном этапе создается Служба заказчика, организуется проведение тендера, разрабатываются техническое задание на КСИ Ростехнадзора, требования к системе в целом и ее частям, проектная документация и организационно-распорядительные документы для обеспечения создания, внедрения и эксплуатации системы. Выполняются доработка и адаптация имеющегося программного и технического обеспечения в связи с изменениями в организационной структуре Ростехнадзора, а также в связи с изменениями в предметной области, разработка рабочих версий новых программных модулей КСИ Ростехнадзора.
Одновременно осуществляется совершенствование аппаратной и телекоммуникационной среды КСИ Ростехнадзора в центральном аппарате, создание компонентов прикладного программного обеспечения для информационных потребностей экологического надзора. В территориальных органах Ростехнадзора с низким уровнем обеспечения средствами информатизации осуществляется совершенствование программно-аппаратной среды до уровня, позволяющего осуществлять эксплуатацию существующих информационных систем.
На этом же этапе проводится работа по организации добровольной сертификации программных средств третьих фирм в целях оценки возможности их использования для автоматизированного обмена данными, относящимися к сфере деятельности Ростехнадзора, между поднадзорными организациями-пользователями этих программ и подразделениями Ростехнадзора. Определяются требования по адаптации упомянутых программ для взаимодействия с КСИ Ростехнадзора.
Отрабатываются решения по обеспечению информационного взаимодействия с внешними информационными системами.
Второй этап (2008 г. - первое полугодие 2009 г.) - создание и опытная эксплуатация пилотного проекта КСИ Ростехнадзора.
На данном этапе осуществляются создание прикладного программного обеспечения и отработка проектных решений на стенде. Далее проводится опытная эксплуатация проектных решений на ограниченном числе объектов информатизации, для чего производятся доукомплектование их программно-аппаратной среды и подключение к выделенным каналам связи. Также осуществляются испытания проектных решений по обеспечению информационного обмена между КСИ Ростехнадзора и заинтересованными федеральными органами, организациями. Создаются центры обработки данных, в центральном аппарате создается ситуационный кабинет. Осуществляется поставка аппаратных средств на объекты автоматизации первой очереди внедрения системы.
Третий этап (второе полугодие 2009 г. - 2010 г.) - поэтапное внедрение КСИ Ростехнадзора в территориальных органах Ростехнадзора. На данном этапе завершается формирование единого информационного пространства Ростехнадзора. Все территориальные органы и отделы Ростехнадзора подключаются к высокоскоростным каналам связи, доукомплектовываются программно-аппаратными средствами, осуществляются тиражирование типовых проектных решений КСИ, обучение пользователей и обслуживающего персонала. Производятся приемочные испытания информационной системы в целом.
Проектирование, создание и эксплуатация КСИ Ростехнадзора финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, федеральных целевых и ведомственных программ, в том числе ФЦП "Электронная Россия", внебюджетных фондов, коммерческих и других негосударственных структур, а также за счет российских и международных фондов, проектов, грантов и др.
Состав мероприятий, сроки их осуществления и объемы финансирования определяются программой работ по созданию и развитию КСИ Ростехнадзора.
Ожидаемым результатом создания и внедрения КСИ Ростехнадзора является повышение эффективности деятельности Ростехнадзора, формирование единого информационного пространства по важнейшей составляющей государственного регулирования техносферы.
Внедрение КСИ Ростехнадзора позволит обеспечить:
улучшение качества и сокращение сроков подготовки и принятия решений Ростехнадзора, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам оценки и снижения техногенного воздействия на население и окружающую природную среду;
повышение эффективности использования информации за счет оптимизации процесса прохождения информации от источника к потребителю и снижения затрат;
повышение оперативности и качества представления информации о ходе выполнения федеральных и ведомственных целевых программ, эффективности их реализации;
осуществление учета субъектов техногенного воздействия, включая данные об их хозяйственной деятельности и используемых объектах;
повышение производительности и качества труда сотрудников Ростехнадзора за счет использования средств вычислительной техники, банков данных.
КСИ Ростехнадзора даст возможность обеспечить оперативной и достоверной информацией следующие группы потребителей:
федеральные органы государственной власти;
органы межрегионального управления (федеральные округа);
органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
поднадзорные организации;
общественные организации, юридические и физические лица, заинтересованные в получении информации Ростехнадзора.
АИС ПБ - государственная автоматизированная информационно-управляющая система регулирования промышленной безопасности;
АРМ - автоматизированное рабочее место;
БД - база данных;
ВВ - взрывчатые вещества;
ВМ - взрывчатые материалы;
ИАС - информационно-аналитическая система;
ИПС - информационно-поисковая система;
ИС - информационная система;
КСИ Ростехнадзора - Комплексная система информатизации Ростехнадзора;
МПР - Министерство природных ресурсов России;
МТОИЗИ - Межрегиональный территориальный округ Ростехнадзора по информатизации и защите информации;
МТО ЯРБ - межтерриториальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора;
МТУ - межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора;
НСД - несанкционированный доступ;
ОГИР - государственный (объединенный) информационный ресурс;
ОПО - опасный производственный объект;
ОСПО - общесистемное программное обеспечение;
ОС - операционная система;
ПБ - промышленная безопасность;
ПО - программное обеспечение;
ППО - прикладное программное обеспечение;
СУБД - система управления базами данных;
ТЗ - техническое задание;
УТЭН - территориальное управление по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора;
ФАП - фонд алгоритмов и программ;
ФЦП - федеральная целевая программа;
ЦЛАТИ - Центр лабораторного анализа и технических измерений;
ЧС - чрезвычайное событие;
ЧТЗ - частное техническое задание;
ЯМ - ядерные материалы.
__________________________
*(1) Здесь и далее по тексту - кроме объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
*(2) Перечень передаваемых информационных ресурсов может изменяться.
*(3) Из доклада руководителя Ростехнадзора К.Б. Пуликовского "О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" на коллегии Ростехнадзора 29-30 марта 2006 г.
Список нормативных правовых документов, касающихся сферы деятельности Ростехнадзора, а также вопросов сбора, учета и передачи информации по предмету его деятельности
1. Закон Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 "О недрах".
2. Федеральный закон от 21.11.95 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
3. Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ "О государственной экологической экспертизе".
4. Федеральный закон от 09.01.96 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".
6. Федеральный закон от 21.07.97 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
7. Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
8. Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
9. Федеральный закон от 08.08.01 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
10. Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
11. Федеральный закон от 27.07.06 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
13. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями на 15.03.05).
14. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.04 № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.98 № 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.98 № 928 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.98 № 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" (с изменениями от 18.04.05).
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № 526 "Об утверждении Правил представления деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов".
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.02 "О формировании и использовании государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации".
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.99 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции".
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.06 № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
26. Постановление Минтруда Российской Федерации от 24.11.02 № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
27. Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99) (утв. постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 № 40).
29. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), с Изменением № 1 [ПБИ 03-490(246)-02].
30. Методические рекомендации по внедрению страхования гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты (утв. Министерством финансов РФ от 31.03.99).
31. Приказ Госгортехнадзора России от 23.02.99 № 26 "О форме отчетности о регистрации, оформлении и учете разрешений для территориальных органов и порядке хранения и учета бланков лицензий и разрешений в системе Госгортехнадзора России".
32. Приказ Ростехнадзора от 22.11.04 № 179 "О территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
33. Приказ Ростехнадзора "О создании комиссии по проблемам информатизации деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" от 11.11.06 № 1067.
34. Система документов по аккредитации (СДА) (принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, от 20.09.06 № 5/42)
"Структурная схема Комплексной системы информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"