МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ
И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
г. Москва
«Методические указания по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений» разработаны докт. мед. наук В.И. Берзинь (кафедра гигиены Рижского медицинского института).
Методические указания касаются условий размещения вузов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования их территории, гигиенических особенностей проектирования специализированных структурных подразделений вузов, их планировки, оснащения, микроклимата, условий видимости, оснащения техническими средствами обучения. Настоящие указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования». Указания составлены на основании результатов специально проведенных исследований.
Методические указания предназначены для органов санитарно-эпидемиологической службы, работников проектных и строительных организаций и сотрудников высших учебных заведений.
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
В.Е. Ковшило
10 апреля 1980 года
№ 2164-80
Высокие темпы развития народного хозяйства в нашей стране, предусмотренные решениями XXVI съезда КПСС, требуют расширения подготовки высококвалифицированных специалистов, строительства новых и реконструкции существующих высших учебных заведений.
В процессе обучения студенты встречаются со многими производственными факторами. Интенсивность и длительность их воздействия ниже, чем на промышленных предприятиях, однако, как показывают исследования, сочетание этого воздействия с интенсивной умственной нагрузкой определяет не только уровень работоспособности, но и состояние здоровья, эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников ВУЗов.
Условия труда студентов определяются с одной стороны спецификой учебного процесса, а с другой - материально-технической базой ВУЗов, состояние которой во многом определяется качеством проектирования и строительства объектов.
Здания ВУЗов в настоящее время проектируются в соответствии с главой СНиП’а II-68-78 «Высшие учебные заведения. Нормы проектирования» и других его глав. Настоящие методические указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы, регламентирующие условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования территории, особенности проектирования учебных специализированных структурных подразделений, планировку, микроклимат, освещение, оснащение техническими средствами различных групп учебных помещений.
Методические указания* разработаны доктором мед. наук В. И. Берзинь (Рижский медицинский институт) и предназначены для санитарных врачей, архитекторов и сотрудников ВУЗов.
* Примечание: настоящие указания распространяются на высшие учебные заведения всех типов: институты, университеты, академии, высшие школы, высшие училища, консерватории.
1. Гигиенические требования к территории ВУЗов
1.1. Размещение высших учебных заведений в генеральном плане города определяется профилем и размерами ВУЗа.
Университеты, крупные технические и политехнические ВУЗы, институты физической культуры следует размещать в зеленой зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости ВУЗы (педагогические, экономические институты, ВУЗы культуры и искусства) можно размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо размещать на периферии промышленных зон.
1.2. На территории ВУЗа предусматриваются следующие основные зоны: учебно-научная с лабораторными корпусами, аудиторными блоками и научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными мастерскими, гаражами, складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов.
1.3. Плотность застройки учебно-научной зоны должна быть в пределах 20 - 30 %. Зонирование территории ВУЗа производится с учетом смежного размещения спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее 40 % земельного участка ВУЗа отводится под озеленение.
1.4. В крупных ВУЗах и вузовских комплексах не допускается размещение учебных корпусов в одну вытянутую линию. Наиболее рационально размещение специализированных лабораторий в параллельно или периметрально стоящих корпусах. Максимально допустимое расстояние между учебными корпусами одного факультета не должно превышать 700 м. Для ВУЗов, размещаемых в 1-м строительно-климатическом районе, предусматриваются отапливаемые переходы между отдельными учебными зданиями.
1.5. При наличии магистральных дорог вблизи учебных зданий, последние должны располагаться не менее чем в 50 м от границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями.
2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с учетом их функционального назначения, объединяя в планировочные группы:
- общеинститутские помещения - ректорат, административно-хозяйственные подразделения, мастерские, столовые, корпуса общеинститутских кафедр, общеинститутский аудиторный блок, технический центр института, центральная библиотека, блок актового зала и клуба, медицинский центр;
- факультетские помещения - корпуса специализированных кафедр факультета, факультетский аудиторный блок, деканат;
- корпуса научно-исследовательских подразделений (могут примыкать или объединяться с учебными зданиями соответствующих факультетов);
- спортивные сооружения;
- корпуса производственных, складских, хозяйственных и вспомогательных помещении;
- жилые здания для студентов и сотрудников.
Перечисленные структурные элементы необходимо размещать на территории ВУЗа в соответствующих функциональных зонах.
2.2. По характеру учебно-технологического процесса, состоянию учебно-производственной среды, влиянию ее на функциональное состояние организма студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов распределяются на 5 групп:
I группа. Помещения общего назначения - лекционные и групповые аудитории, читальные залы библиотек;
II группа. Специализированные учебные помещения - лаборатории физические, радиотехнические, с вычислительной техникой, с техническими средствами обучения, лингофонные кабинеты, лаборатории с точными измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой, залы курсового и дипломного проектирования.
III группа. Учебные лаборатории-практикумы (с выделением производственных вредностей - стеклодувные, сварочные, химические, со средним и тяжелым машинным оборудованием);
IV группа. Лаборатории-практикумы со специальным технологическим оборудованием - технология пищевых продуктов, химическая технология; обработка сырья, металлов, сплавов, пластмасс; ядерные установки и т.п.;
V группа. Спортивные помещения.
2.3. Поточные лекционные аудитории следует размещать в специализированных аудиторных блоках. В малых и средних ВУЗах допустимо размещение поточных аудиторий в торцевой части лабораторного блока (на нижних этажах) или в пристройке к нему. Изоляция лекционных аудитории от лаборатории в этом случае достигается посредством холла или вестибюля.
2.4. Размеры площади учебных помещений I и II групп принимаются согласно таблице 1.
Наименование помещений |
Площадь на одно место (в кв. м) |
|
I группа - помещения общего назначения |
||
1. |
Аудитория на 50 - 75 мест |
1,5 |
2. |
» 100 мест |
1,3 |
3. |
» 150 мест |
1,2 |
4. |
» 200 мест |
1,1 |
5. |
» 300 мест |
1,1 |
6. |
» 400 мест |
1,0 |
7. |
» 500 мест |
0,9 |
8. |
Групповые аудитории на 25 мест |
2,2 |
II группа - специализированные учебные помещения |
||
1. |
Полугрупповые аудитории на 12 мест, кабинеты с вычислительной техникой, лингафонные кабинеты |
3,0 |
2. |
Учебные кабинеты на 25 мест |
2,2 |
3. |
Аудитории с обратной связью на 50 - 100 мест |
1,8 |
4. |
Чертежные залы, залы курсового и дипломного проектирования |
3,6 |
2.5. Для обеспечения оптимальных условий видимости на мелковой доске минимально допустимый угол рассматривания (физиологически обоснованный) должен составлять 35°. Допускается его уменьшение до 30°, при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для аудитории на 50 - 75 мест должна быть не менее 5 м2, для аудитории на 100 - 150 мест - не менее 7 м2, для аудитории на 200 и более мест - не менее 10 м2. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в аудиториях до 100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест.
При контроле за эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного минимального «угла рассматривания» меловой доски в 35°. При величине угла рассматривания 35° веерообразное размещение рабочих мест (в аудиториях на 100 мест и более) допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110°. При соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией лекционных аудиторий может быть прямоугольная, квадратная и трапецевидная.
2.6. Расстояние между оборудованием в аудиториях определяется условиями видимости объектов на меловой доске, а также органометрическими требованиями и принимается в соответствии с таблицей 2 (СНиП II-68-78; 3.23). Ширина коридоров в учебных зданиях и переходов между ними должна быть не менее 2,2 м.
Расстояние между оборудованием |
Допустимые величины (см) |
|
1. |
От меловой доски до демонстрационного стола |
100 |
2. |
От демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в аудиториях: |
|
|
- до 100 мест включительно |
110 |
|
- свыше 100 мест |
250 |
3. |
От меловой доски до стола преподавателя |
не менее 90 |
4. |
От меловой доски до первого ряда в аудиториях без демонстрационного стола |
не менее 200 |
5. |
От меловой доски до последнего ряда в аудиториях |
не более 200 |
6. |
Между аудиторными столами (включая место для стульев) |
не менее 70 |
7. |
Между торцами столов в аудиториях до 50 мест |
не менее 60 |
8. |
От пола до нижней кромки меловой доски |
90 |
9. |
От пола до верхней кромки меловой доски в рабочем положении |
не более 230 |
2.7. Применение технических средств обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров (табл. 3). С целью сохранения оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест проекционную аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении - аппаратной. При использовании препараторских для проекции «на просвет» их площадь и глубина принимаются в зависимости от вида аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна быть не менее 3 м, а до спинки последнего ряда - не более 20 м.
Условия использования проекционной аппаратуры в учебных помещениях ВУЗов
Фокусное расстояние (м) |
Максимальное проекционное расстояние (м) |
Размеры экрана (м) |
Расстояние от экрана до 1-го ряда (м) |
||
1. |
Луч |
18 |
4,50 |
110´80 |
1,65 |
2. |
Протон |
75 |
4,00 |
208´112 |
3,12 |
3. |
Протон |
100 |
6,15 |
208´141 |
3,12 |
4. |
Протон |
150 |
9,20 |
208´141 |
3,12 |
5. |
Горизонт |
78 |
4,80 |
209´142 |
3,13 |
6. |
ЛЭТИ (36´24) |
92 |
6,83 |
260´170 |
3,90 |
7. |
ЛЭТИ (36´24) |
122 |
9,06 |
260´170 |
3,90 |
8. |
ЛЭТИ (36´24) |
143 |
10,00 |
260´170 |
3,90 |
9. |
Украина-4 |
35 |
8,75 |
240´180 |
3,60 |
10. |
Украина-4 |
50 |
12,50 |
240´180 |
3,60 |
11. |
Украина-4 |
65 |
16,25 |
240´180 |
3,60 |
12. |
КПТ-2 |
110 |
16,60 |
320´230 |
4,80 |
13. |
Черноморец |
35 |
12,75 |
350´261 |
5,25 |
14. |
Черноморец |
50 |
10,25 |
350´261 |
5,25 |
15. |
Черноморец |
65 |
23,70 |
350´261 |
5,25 |
2.8. При проектировании учебных лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием (III и IV группы) следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных помещениях предусматривается защита от газовыделений, шума, вибрации, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, избыточных низких или высоких температур и т.п. согласно установленным соответствующими документами нормативам.
2.9. Помещения научно-исследовательских подразделений проектируются в соответствии с инструкцией по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений.
2.10. Закрытые спортивные помещения и сооружения для ВУЗов проектируются в соответствии с главой СНиП II-76-78 по проектированию спортивных сооружений. Размещение крытых спортивных сооружений над учебными помещениями не допускается.
2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны размещаться в специальных корпусах. Размеры и количество спортивных залов принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов с контингентом более 10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических манежей и бассейна для плавания с ванной 50´25 м.
Размеры (м) |
Количество залов при расчетном числе студентов (тыс. чел.) |
||||||
до 2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
||
Универсальный зал для спортивных пар и гимнастики |
36´18´8 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Универсальный зал для спортивных игр (с местами для зрителей) |
42´24´8 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Универсальный специализированный зал для борьбы, фехтования, бокса и др. |
24´15´7 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Зал занятий специальных подготовительных групп |
18´12´4 |
- |
- |
1 |
2 |
2 |
3 |
2.12. Количество открытых спортивных сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные сооружения не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных помещений. От окон остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные базы с необходимым инвентарем на 20 % студентов дневной формы обучения. Для ВУЗов, размещенных в IV строительно-климатическом районе, допускается устройство открытых бассейнов с подогревом воды.
Количество спортсооружений при расчетном количестве студентов (тыс. человек) |
||||||
до 2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
|
Спортивное ядро с полем для футбола и беговой дорожкой 400 м |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Площадка для волейбола |
3 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
Площадка для баскетбола |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Площадка для тенниса |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
2.13. Общая площадь служебных помещений ВУЗов (ректорат, учебная часть, деканаты, административно-хозяйственные помещения и др.) принимается в зависимости от численности контингента студентов:
студентов не менее 1000 - по 1,0 м2 на 1 студента
» 1000 - 2000 - по 0,8 »
» 2000 - 4000 - по 0,7 »
» 4000 - 6000 - по 0,6 »
» 6000 - 10000 - по 0,5 »
» 10000 - 12000 - по 0,4 »
В составе каждой кафедры предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18 м2, методический кабинет - 54 м2, кабинеты для преподавателей из расчета по 4 м2 на одного преподавателя.
2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений проектируются в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания. Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в соответствии с главой СНиП IIА.1.71. «Жилые здания».
Столовые ВУЗов следует размещать в отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений до столовых не должно превышать 500 м.
2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять 20 % расчетного контингента студентов. В том числе:
в столовых для студентов и сотрудников - 13 %
в столовых для сотрудников - 1 %
в диетических столовых - 2 %
в буфетах для студентов - 3 %
в буфетах для сотрудников - 1 %
Количество посадочных мест в одном зале буфета должно быть не более 50.
2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с контингентом 8000 студентов и более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов должен быть медицинский пункт, состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и дежурной медсестры, терапевтического кабинета с приемной и помещением для ожидающих, зубоврачебного кабинета, процедурной, физиотерапевтического кабинета. Площадь указанных помещений принимается по 18 м2. В ВУЗах с контингентом студентов более 4000, площадь терапевтического и физиотерапевтического кабинетов и процедурной увеличивается до 36 м2. Для туалета следует выделять помещение на 2 - 4 унитаза с умывальником.
В составе медпунктов консерваторий и музыкальных факультетов должен быть фоннатрический кабинет площадью 54 м2. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение аптечного киоска.
3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь непосредственное естественное освещение, качественные и количественные показатели которого принимаются в соответствии с главой СНиП II-4-79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Объемно-планировочные решения аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них учебно-технологического оборудования должны обеспечить боковое левостороннее естественное освещение рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.
3.2. Размещение залов курсового и дипломного проектирования, чертежных и рисовальных залов производится с учетом их ориентации на С, СВ, СЗ. Для остальных видов учебных помещений допускается свободная ориентация светопроемов. Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от климатического района и ориентации помещений.
3.3. Помещения, используемые в качестве рекреаций, обеспечиваются естественным освещением. При освещении коридора с одного торца длина коридора не должна превышать 24 м, а при освещении с обоих торцов - не более 60 м. Расстояние между «световыми карманами» в коридорах принимается не более 30 м.
3.4. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях принимаются не менее:
стены - 0,6
двери - 0,7
потолок - 0,7
оконные переплеты - 0,7
полы - 0,25
мебель и оборудование - 0,35
3.5. Физиологически обоснованный минимальный коэффициент естественной освещенности (К. Е. О.) на рабочих местах в наиболее удаленной от окон точке в лекционных и групповых аудиториях составляет 2,5 % для помещений. Указанная величина К. Е. О. может быть обеспечена только за счет верхнего света. При боковом освещении минимально допустимая величина К. Е. О. составляет 1,5 %.
3.6. Искусственное освещение в аудиториях, читальных залах и лабораториях ВУЗов должно обеспечивать на рабочих местах не менее 300 лк при использовании люминесцентных ламп (СНиП II-4-79). Оптимальный уровень освещенности на рабочих местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не менее 200 лк с обязательным дополнительным местным освещением; в залах курсового и дипломного проектирования, а также в чертежных залах требуется 500 лк, в спортивных залах - 400 лк.
4.1. Расчетные температуры воздуха (в отопительный сезон) в учебных помещениях разного назначения принимаются согласно СНиП II-68-78 (таблица 6).
Назначение помещений |
Температура* воздуха °С |
|||||
Допустимые пределы колебаний |
Оптимальные параметры |
Расчетная температура |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
I группа - помещения общего назначения |
20 - 21 |
20 |
18 |
|||
1 |
Поточные лекционные аудитории |
|
|
|
||
2 |
Читальные залы библиотек |
|
|
|
||
3 |
Учебные кабинеты на 25 мест |
|
|
|
||
4 |
Чертежные и рисовальные залы |
|
|
|
||
5 |
Залы курсового и дипломного проектирования на 50 мест |
|
|
|
||
II группа - специализированные лаборатории |
19 - 21 |
20 |
20 |
|||
1. |
Физические |
|
|
|
||
2. |
Радиотехнические |
|
|
|
||
3. |
С точной измерительной аппаратурой |
|
|
|
||
4. |
С электро- и радиоаппаратурой |
|
|
|
||
5. |
Кабинеты с вычислительной техникой |
|
|
|
||
6. |
Кабинеты с техническими средствами обучения |
|
|
|
||
7. |
Лингафонные кабинеты |
|
|
|
||
III группа - лаборатории с выделением производственных вредностей |
17 - 18 |
17 |
16 |
|||
1. |
Химические |
|
|
|
||
2. |
Стеклодувные |
|
|
|
||
3. |
Сварочные |
|
|
|
||
4. |
Практикумы с машинным оборудованием |
|
|
|
||
IV группа - лаборатории со специальным технологическим оборудованием |
Принимается в соответствии с технологическим заданием и нормами СНиП для предприятий соответствующих отраслей промышленности и отраслей народного хозяйства |
|||||
1. |
Технология пищевых продуктов |
|||||
2. |
Химическая технология |
|||||
3. |
Обработка сырья, металлов, сплавов |
|||||
4. |
Ядерные установки и пр. |
|||||
V группа - спортивные помещения |
12 - 14 |
14 |
14 |
|||
Служебные помещения: |
20 - 22 |
20 |
18 |
|||
общественные организации, вспомогательные помещения, книгохранилища, фотолаборатории |
|
|
|
|||
Гардероб, вестибюли, рекреации |
16 - 18 |
16 |
16 |
|||
* - При относительной влажности воздуха 30 - 60 % и скорости движения воздуха до 0,15 м/сек. |
||||||
4.2. Кратность воздухообмена на одно рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не менее 30 м3 воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением производственных вредностей, предусматривается подача не менее 90 % от общего расчетного объема приточного воздуха, остальное количество воздуха подается в коридоры. При наличии в лабораториях вытяжных шкафов, вытяжка осуществляется через них.
4.3. Скорость движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических веществ:
1,0 - 1,5 м/сек при ПДК менее 0,1 мг/м3
0,6 - 1,0 м/сек при ПДК от 0,1 до 10 мг/м3
0,5 м/сек при ПДК более 10 мг/м3
4.4. В моечных помещениях и лабораториях без вытяжных шкафов обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 м3/час, вытяжка 6 м3/час на человека. В вестибюлях и рекреациях предусматривается приток воздуха по 2 м3/час на человека. Вытяжка из служебных помещений должна составлять 1 м3/час на человека. В остальных помещениях кратность воздухообмена принимается по расчету в соответствии с технологическим заданием.
4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные системы в специализированных лабораториях, практикумах и поточных аудиториях должны иметь пульт дистанционного управления контроля за их работой.
4.6. Оконные переплеты во всех видах учебных помещений должны иметь открывающиеся створки, фрамуги и форточки в верхней зоне окна.
4.7. У входных дверей высших учебных заведений рекомендуется проектировать воздушно-тепловые завесы в соответствии с главой СНиП II.33.75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».
5.1. Территория ВУЗа должна использоваться студентами и сотрудниками в качестве дополнительных рекреаций во время перерывов между занятиями и для проведения спортивных игр на площадках спортивной зоны. Во все сезоны года необходимо организовывать очистку территории ВУЗа. В летний период проводятся мероприятия по уходу за зелеными насаждениями, дорожками, площадками. Зимой дорожки и площадки очищаются от снега.
5.2. Полы, мебель, подоконники, оборудование в помещениях ВУЗов подлежат влажной уборке 3 - 4 раза в неделю. Санузлы периодически дезинфицируются 10 % раствором хлорной извести.
5.3. Спортивные помещения проветриваются после каждого занятия. Инвентарь и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия в спортивных помещениях допускаются только в спортивных костюмах и спортивной обуви.
5.4. Административно-хозяйственная часть обеспечивает регулярный контроль за осветительной аппаратурой и приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца.
5.5. Администрация и общественные организации ВУЗа обязаны содействовать соблюдению оптимальных условий во всех помещениях. При этом необходимо руководствоваться постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (19 июля 1979 г.) и приказом № 438 (5 мая 1978 г.) Министерства высшего и среднего специального образовании СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений».
5.6. Санитарный надзор за условиями обучения, труда, быта и отдыха студентов возлагается на персонал медпунктов ВУЗов и местные санитарно-эпидемиологические станции.
СОДЕРЖАНИЕ