МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
И ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Москва
«Автополис-плюс»
Учебно-тематический план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями (РД-26127100-1070-01) утверждены Министерством транспорта РФ и введены в действие с 1 января 2002 г.
Материалы брошюры предназначены для организаций, осуществляющих переподготовку водителей транспортных средств.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное мастерство водителя включает не только технические навыки и умения, но и способность анализировать дорожно-транспортные ситуации, определять степень их опасности и на этой основе принимать обоснованные решения по управлению транспортным средством.
Традиционно устоявшееся мнение, что первопричиной дорожно-транспортного происшествия является нарушение водителем Правил дорожного движения ошибочно. Во многих случаях (конечно, исключая намеренное и злостное нарушение действующих норм и Правил) истинной причиной возникновения опасных (критических) ситуаций, приводящих к ДТП, является отсутствие навыка распознавания опасностей в дорожном движении, их первичных признаков, а также принятия своевременных упреждающих действий. Однако такие навыки можно сформировать путем анализа типичных критических ситуаций, возникающих в дорожном движении. Систематическое использование ситуационного метода при ежегодных занятиях с водителями позволяет закрепить у них определенные стереотипы поведения в дорожном движении: навыки распознавания опасных дорожно-транспортных ситуаций по их типичным признакам, быстрой и правильной оценки информации о конкретной ситуации и прогнозирования не только движения своего транспортного средства, но и действий других участников дорожного движения, навыки выбора наиболее правильных решений по предупреждению ДТП.
Опыт показывает, что ситуационное обучение дает положительный эффект как при первичной подготовке, так и при систематическом обучении водителей, обладающих любым стажем работы.
Утверждено
Приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 9 марта 1995 г. № 27
ПОЛОЖЕНИЕ
об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях,
организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов
(Извлечения)
3.4. Поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей
3.4.2. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя*.
* Для водителя-предпринимателя достаточно наличия лицензии на соответствующий вид перевозок.
Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.
МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 109012, Москва, ул. Рождественка, д. 1, стр. 1 Телефон: 926-10-00, факс: 926-90-38, 200-33-56 04.12.2003 г.; АК-5/417-ис |
Органам управления транспортом администраций субъектов Российской Федерации, хозяйствующим субъектам автомобильного транспорта |
В соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 09.03.1995 г. № 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год.
В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за прошедший период подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, требования к конструктивным особенностям транспортных средств, влияющих на безопасность движения, что повлекло за собой переработку Учебно-тематического плана и программы ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций. По согласованию с Минобразованием России в октябре 2001 г. Минтрансом России были утверждены новый Учебно-тематический план и программа, которые введены в действие с 01.01.2002 г.
В целях оказания практической помощи при переподготовке водительского состава Минтрансом России разработано «Методическое пособие для специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения и работу с водительским составом», которое рекомендуется применять при проведении ежегодных занятий.
Приложение: Методические рекомендации.
А.В. Колик
Утверждено
первым заместителем
министра транспорта
Российской Федерации
А.П. Насоновым
2 октября 2001 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН И ПРОГРАММА
ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций
(РД-26127100-1070-01, введен в действие с 1 января 2002 г.)
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год. Ныне действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 г., № АП-14/118.
В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за прошедший период подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, совершенствовалась нормативная техническая база и вместе с нею - требования к конструктивным особенностям транспортных средств, влияющим на безопасность движения.
Качественно изменился и значительно увеличился парк эксплуатируемых автотранспортных средств. Все более заметное влияние на состояние транспортного сектора большинства городов и населенных пунктов оказывает процесс активной автомобилизации населения, появился новый участник дорожного движения - индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе. Становление и развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг потребовало пересмотра традиционных способов и позиций хозяйственной деятельности автотранспортных организаций в новых экономических условиях.
Столь значимые преобразования не могли обойти стороной условия трудовой деятельности водителей транспортных средств и, следовательно, сформировали реальную потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанного с повышением профессионального мастерства водителя.
Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.
Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, при проведении практических занятий - до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.
Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций
(продолжительность занятий - 20 часов)
Количество часов |
|||||
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
|||
Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность |
|||||
1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте |
1 |
1 |
- |
||
1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения |
1 |
1 |
- |
||
1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства |
1 |
1 |
- |
||
Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП |
|||||
2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях |
1 |
1 |
- |
||
2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд |
1 |
1 |
- |
||
2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях |
1 |
1 |
- |
||
2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей |
1 |
1 |
- |
||
2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров |
1 |
1 |
- |
||
2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств |
1 |
1 |
- |
||
Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения |
|||||
3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах |
1 |
1 |
- |
||
3.2. Проверка знания водителями Правил дорожного движения |
1 |
- |
1 |
||
3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности |
2 |
2 |
- |
||
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП |
|||||
4.1. Первая помощь при ДТП |
1 |
1 |
- |
||
4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи |
2 |
2 |
- |
||
4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи |
1 |
- |
1 |
||
Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения |
|||||
5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте |
1 |
1 |
- |
||
5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств |
1 |
1 |
- |
||
Зачетное занятие |
1 |
- |
1 |
||
Итого: |
20 |
17 |
3 |
||
ПРОГРАММА
ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций
Раздел 1. Дорожно-транспортная аварийность
Тема 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте
Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации, в регионе и в автотранспортной организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств (на примере конкретной организации). Формы и методы профилактики ДТП.
Тема 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения
Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивной безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).
Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения
Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение показателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.
Раздел 2. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ примеров ДТП
Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности
Система «Водитель - Автомобиль - Дорога - Среда».
Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективное и объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов ее развития.
Тема 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд
Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.
Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безопасного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.
Тема 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях
Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.
Тема 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей
Особенности проезда перекрестков при сложных дорожно-климатических условиях (темное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрестков.
Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.
Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.
Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.
Тема 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров
Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы - меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.
Тема 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств
Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.
Раздел 3. Нормативно-правовое регулирование дорожного движения
Тема 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах
Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.
Тема 3.2. Проверка знания водителями Правил дорожного движения
Практическое занятие проводится с целью выявления уровня и качества знаний Правил дорожного движения водительским составом организации методом экспресс-тестирования. Результаты положительной аттестации доводятся до сведения водителей. При отсутствии положительной аттестации водители проходят повторное тестирование после дополнительной самостоятельной подготовки.
Тема 3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности
Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.
Тяжесть последствий ДТП. Административная, уголовная и гражданская ответственность при совершении ДТП. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП
Тема 4.1. Первая помощь при ДТП
Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.
Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.
Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.
Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Тема 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи
Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. длительное сдавливание конечностей), термические поражения. Приемы оказания первой медицинской помощи.
Психические особенности поведения участников ДТП.
Тема 4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи
Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.
Освоение приемов по остановке кровотечения.
Применение обезболивающих лекарственных препаратов и их дозировка.
Обработка и перевязка ран с использованием препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.
Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.
Раздел 5. Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения
Тема 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте
Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым проходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.
Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных во время изучения раздела 2).
Тема 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств
Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки. Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.