Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 68

"Об отходах производства и потребления в городе Москве"

(в редакции, актуальной с 7 августа 2020 г.,

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Законам г. Москвы:

от 04.07.2007 г. № 32, от 21.11.2007 г. № 45, от 13.07.2011 г. № 35,
от 27.06.2012 г. № 30, от 03.04.2013 г. № 13, от 20.02.2019 г. № 8,
от 22.07.2020 г. № 13)

Настоящий Закон в целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека, сбережения природных ресурсов регулирует отношения, возникающие в области обращения с отходами производства и потребления в городе Москве (далее - отходы), и направлен на уменьшение образования отходов, повышение эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются понятия, установленные федеральным законодательством, а также следующие основные понятия:

1) отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях, а также отходы аптек, фармацевтических производств;

2) биологические отходы - материалы, вещества, остатки (отбросы) животного и растительного происхождения, образующиеся в результате гибели животных, медицинской и (или) ветеринарной практики, научной деятельности и экспериментов с живыми организмами и биологическими тканями, а также возникающие при работе агропромышленных предприятий, складских и перерабатывающих предприятий пищевой промышленности, продовольственных рынков, предприятий городского хозяйства, сферы обслуживания и общественного питания;

3) отходы строительства и сноса - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов строительства, образующиеся при строительстве, разрушении, сносе, разборке, реконструкции, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;

4) вторичные материальные ресурсы - отходы, которые могут повторно использоваться после дополнительной переработки (обработки);

5) вторичное сырье - переработанные (обработанные) вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования;

6) пункт 6 статьи 1 утратил силу согласно Закону г. Москвы от 22 июля 2020 г. № 13;

7) переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения их дальнейшего использования;

8) сортировка отходов - разделение отходов по видам для их дальнейшего использования, переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения;

9) транспортирование отходов - перемещение отходов между объектами их образования, сортировки, хранения, переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения;

10) разрешение на перемещение отходов строительства и сноса - документ, подтверждающий перемещение отходов строительства и сноса к объектам их размещения, оформленный в установленном порядке;

11) уничтожение отходов - обработка отходов, имеющая целью практически полное прекращение их существования;

12) производитель отходов - субъект хозяйственной и иной деятельности, физическое лицо, в процессе деятельности которых образуются отходы;

13) уполномоченный орган - орган исполнительной власти города Москвы, созданный для обеспечения проведения политики города Москвы в области обращения с отходами и осуществления управления организацией их обезвреживания и переработки;

14) свалка отходов - несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом более 10 куб. м на площади более 200 кв. м;

15) захламление территории - несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом до 10 куб. м на площади до 200 кв. м.

Статья 2. Законодательство города Москвы в области обращения с отходами

1. Законодательство города Москвы в области обращения с отходами основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в области охраны окружающей среды, Устава города Москвы и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов города Москвы.

2. Настоящий Закон не регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

3. Обращение с радиоактивными отходами, выбросами в атмосферу и сбросами в водные объекты загрязняющих веществ регулируется специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Основные принципы обращения с отходами

Основными принципами обращения с отходами являются:

1) охрана и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

2) ответственность органов государственной власти города Москвы за обеспечение благоприятной окружающей среды и безопасных условий проживания человека в процессе обращения с отходами;

3) минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности;

4) разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;

5) приоритет переработки отходов перед их уничтожением;

6) приоритет уничтожения отходов перед их захоронением;

7) недопущение организации свалок отходов и захламления территории;

8) развитие рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

9) ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за раздельное накопление, сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье;

10) возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и направление средств, полученных в счет возмещения, на природоохранные мероприятия;

11) использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

12) доступность информации в области обращения с отходами;

13) участие в межрегиональном сотрудничестве в области обращения с отходами.

Глава 2. Полномочия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве в области обращения с отходами"

Статья 4. Полномочия Московской городской Думы в области обращения с отходами

К полномочиям Московской городской Думы в области обращения с отходами относятся:

1) принятие законов города Москвы в области обращения с отходами, в том числе законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области обращения с отходами;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона;

3) определение основных направлений социально-экономической и ресурсно-технической политики в области обращения с отходами;

4) пункт 4 утратил силу согласно Закону города Москвы от 13 июля 2011 г. № 35;

5) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 5. Полномочия Правительства Москвы в области обращения с отходами

К полномочиям Правительства Москвы в области обращения с отходами относятся:

1) создание экономических, социальных и правовых условий для использования отходов, уменьшения их образования, внедрения малоотходных технологий, рационального использования природных ресурсов и вторичного сырья;

2) разработка, принятие и реализация государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы в области использования вторичного сырья, включающих меры, направленные на экономическое стимулирование использования вторичного сырья для нужд городского хозяйства;

2.1) разработка, утверждение и реализация государственных программ (подпрограмм государственных программ) города Москвы в области обращения с отходами;

3) организация научных исследований в целях разработки новых методов обезвреживания и переработки отходов, а также выявления ресурсной ценности отходов и их эффективного использования;

4) утверждение порядка и условий транспортирования отходов по территории города Москвы;

5) установление порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), требований к сбору отходов, контейнерам для их хранения и местам размещения отходов, а также погрузочно-разгрузочным работам;

6) установление требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор и переработку вторичного сырья;

7) утверждение перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, и объемов их переработки во вторичное сырье;

8) установление объемов использования в городском хозяйстве продукции, изготовленной из вторичного сырья;

9) обеспечение юридических и физических лиц информацией в области обращения с отходами;

10) организация и обеспечение комплексности и непрерывности просветительской деятельности по обращению с отходами;

11) координация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору, переработке, обезвреживанию, транспортированию, размещению и уничтожению отходов и контроль за указанной деятельностью;

11.1) организация сбора, транспортировки, переработки и обезвреживания отходов на территориях районов города Москвы;

11.2) организация утилизации, переработки и обезвреживания бытовых и промышленных отходов на территориях поселений в городе Москве;

11.3) утверждение содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов;

12) создание условий для предотвращения образования свалок и захламлений и организации работ по их ликвидации;

13) создание условий для раздельного накопления, сбора отходов по их видам с использованием стационарных и передвижных приемных пунктов;

14) решение иных вопросов, связанных с обращением с отходами, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 5.1. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве в области обращения с отходами

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

2. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 6. Полномочия уполномоченного органа

При осуществлении деятельности в области обращения с отходами уполномоченный орган:

1) участвует в формировании и обеспечении реализации политики города Москвы в области обращения с отходами, осуществляет управление организацией сбора, транспортировки, переработки и обезвреживания отходов;

2) участвует в реализации единой политики города Москвы по охране окружающей среды и здоровья человека от негативного воздействия отходов, обеспечению экономного использования сырьевых и энергетических ресурсов за счет максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья;

3) обеспечивает создание условий для введения систем сбора и переработки отходов, а также координацию деятельности в этой области;

4) разрабатывает и реализует государственные программы (подпрограммы государственных программ) города Москвы в области обращения с отходами;

5) участвует в мероприятиях по экономическому стимулированию уменьшения образования отходов, раздельного накопления, сбора, сортировки и переработки отходов;

6) оказывает методическую, организационную и иную помощь субъектам хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности при осуществлении ими деятельности по организации системы сбора и переработки отходов;

7) организует и проводит оперативные мероприятия в случае возникновения ситуаций, представляющих непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека;

8) осуществляет учет договоров на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, ввозимых на территорию города Москвы;

9) осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Глава 3. Общие требования к обращению с отходами

Статья 7. Требования, предъявляемые к производителям отходов при осуществлении деятельности по обращению с отходами

1. Производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны:

1) соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

2) использовать малоотходные технологии на основе современных научно-технических достижений;

3) обеспечивать в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы раздельное накопление отходов;

4) выполнять мероприятия по складированию, консервации и сохранению отходов, которые временно не используются;

5) обеспечивать в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы раздельное накопление, временное хранение вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов);

6) не допускать смешивание отходов, передаваемых на переработку, если такое смешивание запрещено применяемыми технологиями переработки отходов;

7) при ввозе на территорию города Москвы вторичных материальных ресурсов для переработки (обработки) во вторичное сырье иметь договор на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье с организацией, осуществляющей переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, расположенной на территории города Москвы, и предварительно уведомлять о нем уполномоченный орган;

8) вести учет образуемых, накапливаемых, перерабатываемых, обезвреживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов;

9) предоставлять уполномоченному органу и органу исполнительной власти города Москвы, осуществляющему государственное управление в области охраны окружающей среды, информацию об обращении с отходами;

10) возмещать в установленном порядке вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу человека в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами, норм и правил обращения с отходами.

2. Производители отходов - физические лица обязаны:

1) соблюдать федеральное законодательство и законодательство города Москвы в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами;

2) принимать меры по предупреждению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека;

3) своевременно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о нарушениях норм и правил обращения с отходами, возникновении чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами;

4) возмещать в установленном порядке вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу человека в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами, норм и правил обращения с отходами.

Статья 8. Требования к накоплению, сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов

1. Деятельность по накоплению, сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и методических документов, стандартов, нормативов и правил, утвержденных в установленном порядке.

2. Сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в составе отходов летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.

3. Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.

4. Обезвреживание и уничтожение отходов должно осуществляться специализированными организациями в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.

5. В целях уменьшения количества образующихся отходов вторичные материальные ресурсы в объемах, установленных Правительством Москвы, должны направляться на переработку (обработку) во вторичное сырье.

6. Перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, устанавливается Правительством Москвы.

Статья 9. Требования к транспортированию отходов

1. Транспортирование отходов производится на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Уполномоченный орган обеспечивает оперативный контроль за перемещением транспортных средств по утвержденным маршрутам с применением радиотехнических средств слежения.

3. Владелец транспортного средства, используемого для транспортирования отходов по территории города Москвы, обязан оснастить транспортное средство по согласованию с уполномоченным органом устройством, позволяющим осуществлять оперативный контроль за его перемещением.

4. Ввоз на территорию города Москвы отходов, не являющихся вторичными материальными ресурсами, запрещается.

Статья 10. Требования к переработке (обработке) и хранению вторичных материальных ресурсов

1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье, обязаны обеспечивать использование вторичного сырья либо передавать его для этих целей иным организациям, осуществляющим использование вторичного сырья.

2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, обязаны предварительно уведомлять уполномоченный орган о заключенных договорах на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, ввозимых на территорию города Москвы.

3. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье, разрабатывают и представляют в уполномоченный орган предложения по схеме размещения пунктов приема и переработки вторичного сырья.

4. Хранение вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, должно осуществляться в условиях, исключающих потерю их ценных качеств.

Статья 11. Требования к обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений

1. Отходы лечебно-профилактических учреждений в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека в соответствии с санитарно-эпидемиологическими, экологическими и иными нормами и правилами подразделяются на неопасные, опасные, чрезвычайно опасные, по составу близкие к отходам промышленным, радиоактивные классы опасности.

2. Смешивание отходов лечебно-профилактических учреждений различных классов опасности на всех этапах сбора, хранения и транспортирования не допускается.

3. Обращение с отходами лечебно-профилактических учреждений, включая содержащие микроорганизмы, вакцины, токсины, лекарственные средства, радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, а также сбор и транспортирование указанных отходов осуществляются в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил.

4. Опасные и чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений перед их хранением и последующей транспортировкой для термического уничтожения должны быть подвергнуты обязательной дезинфекции.

5. Условия и порядок дезинфекции сборников отходов лечебно-профилактических учреждений, многоразовых контейнеров, межкорпусных и транспортных контейнеров, кузовов транспортных средств, а также условия и порядок обезвреживания и (или) дезинфекции объектов и территорий, подвергшихся воздействию опасных и чрезвычайно опасных отходов лечебно-профилактических учреждений, определяются санитарно-эпидемиологическими, экологическими и иными нормами и правилами.

6. Хранение контейнеров с опасными и чрезвычайно опасными отходами лечебно-профилактических учреждений совместно с другими отходами не допускается. Использование контейнеров и транспортных средств, предназначенных для хранения и перевозки опасных и чрезвычайно опасных отходов лечебно-профилактических учреждений, для других целей не допускается.

7. Опасные и чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений подлежат уничтожению термическим способом на специальных установках в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил.

8. Послеоперационные отходы и эпидемически безопасные патолого-анатомические отходы (органы, ткани и другие) подлежат уничтожению термическим способом на специальных установках или захоронению на кладбищах в специально отведенных могильниках в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил.

Статья 12. Требования к обращению с биологическими отходами

1. Обращение с биологическими отходами на территории города Москвы, в том числе сбор, транспортировка, переработка и обезвреживание, осуществляется в порядке, предусмотренном требованиями ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.

2. Запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз биологических отходов на свалки для захоронения.

3. Опасные биологические отходы подлежат обезвреживанию организациями по обезвреживанию биологических отходов на отдельных производствах, обеспечивающих биологическую и химическую безопасность персонала и окружающей среды.

4. Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю запрещается, за исключением случаев, предусмотренных требованиями ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.

Статья 13. Требования к обращению с отходами строительства и сноса

1. Сбор отходов строительства и сноса осуществляется на объектах их образования раздельно по видам отходов, имеющим единое направление использования в соответствии с технологическим регламентом процесса обращения с отходами строительства и сноса.

2. Смешивание отходов строительства и сноса, исключающее их дальнейшую переработку, не допускается.

3. На объектах образования отходов строительства и сноса допускается временное хранение отходов строительства и сноса в специально оборудованных для этого местах, указанных в проектах производства работ (проектах организации строительства), и в объемах, соответствующих технологическим регламентам процесса обращения с отходами строительства и сноса.

4. Запрещается захоронение и использование отходов строительства и сноса на территории строительной площадки.

5. Транспортирование отходов строительства и сноса осуществляется на основании разрешений на их перемещение.

6. Отходы строительства и сноса должны направляться на переработку и дальнейшее использование при условии обязательного радиационного и санитарно-эпидемиологического контроля отходов и продуктов их переработки, а также наличия в городе соответствующих перерабатывающих мощностей.

7. Захоронение отходов строительства и сноса осуществляется на объектах размещения отходов при отсутствии в городе перерабатывающих мощностей и (или) при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в котором предусматривается захоронение отходов строительства и сноса.

8. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие деятельность по обращению с отходами строительства и сноса, обязаны иметь документацию, подтверждающую соблюдение требований к обращению с отходами строительства и сноса.

9. Ответственность за нарушение требований к обращению с отходами строительства и сноса, в том числе при их сборе, хранении, сортировке, перемещении и размещении, несут производители отходов.

Глава 4. Экономическое регулирование в области обращения с отходами

Статья 14. Методы экономического регулирования в области обращения с отходами

К методам экономического регулирования в области обращения с отходами относятся:

1) предоставление бюджетных кредитов, субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на предприятиях города Москвы внедрение эффективных малоотходных технологий и использующим отходы в своей хозяйственной деятельности;

2) предоставление бюджетных кредитов, субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим уменьшение образования отходов, их сбор, рациональное использование, обезвреживание, переработку, размещение и уничтожение с применением ресурсосберегающих и безопасных для окружающей среды и здоровья человека методов и технологий;

3) введение дифференцированных тарифов за сбор, транспортирование, переработку, использование и обезвреживание отходов в порядке, установленном Правительством Москвы;

4) установление пониженного коэффициента к ставкам арендной платы за землю юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим переработку, использование и обезвреживание отходов;

5) целевое финансирование из бюджета города Москвы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по рациональному сбору, использованию, переработке, обезвреживанию, размещению и уничтожению отходов;

6) разработка и внедрение в соответствии с федеральным законодательством механизма залоговой стоимости отходов (товарной продукции, утратившей потребительские свойства) при их сдаче в приемные пункты;

7) разработка и внедрение в соответствии с федеральным законодательством механизмов ответственности производителя за полный жизненный цикл продукции для стимулирования сбора, переработки и утилизации продукции после использования;

8) иные методы экономического регулирования в области обращения с отходами.

Статья 15. Финансирование мероприятий в области обращения с отходами

1. Финансирование мероприятий в области обращения с отходами осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и иных внебюджетных источников в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Средства на финансирование мероприятий по обращению с отходами ежегодно предусматриваются отдельной строкой в бюджете города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Глава 5. Организационные основы обращения с отходами

Статья 16. Предоставление информации об обращении с отходами

1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, обязаны по запросу уполномоченного органа, органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, предоставлять информацию об обращении с отходами.

2. Информация об обращении с отходами должна содержать следующие сведения:

1) о местах и объемах образования различных видов отходов, их степени опасности для окружающей среды, имеющихся возможностях использования вторичного сырья;

2) о местах, количестве и условиях переработки, размещения различных видов отходов, лимитах размещения отходов;

3) о применяемых и перспективных (планируемых) технологиях, средствах и методах переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения отходов;

4) о разработчиках перспективных технологий и оборудования, организациях-изготовителях этого оборудования;

5) иные сведения по требованию уполномоченного органа, органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 17. Просвещение в области обращения с отходами

1. Правительство Москвы организует и обеспечивает комплексность и непрерывность просветительской и воспитательной деятельности среди жителей города Москвы по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.

2. Распространение научно-популярных знаний по безопасному и ресурсосберегающему обращению с отходами, а также раздельному накоплению, сбору отходов осуществляется уполномоченным органом через средства массовой информации, посредством выпуска учебных пособий для студентов и учащихся образовательных учреждений и организаций среднего профессионального образования, издания научно-популярной литературы, размещения наружной рекламы, проведения конкурсов, учреждения специальных премий за лучшие технические и технологические решения в области обращения с отходами, а также другими способами.

Статья 18. Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы

1. Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы включает в себя классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также систематизированный банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов.

2. Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы ведется на основе государственных классификаторов, технико-экономической и социальной информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Порядок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации, необходимой для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, определяется нормативными правовыми актами города Москвы.

4. Ведение Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 19. Мониторинг мест хранения, переработки и обезвреживания отходов

Мониторинг мест хранения, переработки и обезвреживания отходов осуществляет орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, в целях прогнозирования и своевременного выявления негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека в рамках единой системы экологического мониторинга в городе Москве.

Глава 6. Государственный надзор, производственный контроль и административная ответственность в области обращения с отходами

Статья 20. Государственный надзор в области обращения с отходами

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы при осуществлении регионального государственного экологического надзора, регионального государственного строительного надзора согласно их компетенции в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 21. Производственный контроль в области обращения с отходами

1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований федерального законодательства и законодательства города Москвы в области обращения с отходами.

2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в соответствии с его компетенцией.

Статья 22. Административная ответственность в области обращения с отходами

Нарушение установленных правовыми актами города Москвы требований в области обращения с отходами в городе Москве влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 23. Разрешение споров в области обращения с отходами

Споры в области обращения с отходами разрешаются в судебном порядке.

Статья 24. Ввоз на территорию города Москвы отходов, не являющихся вторичными материальными ресурсами

Статья исключена согласно Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45.

Статья 24.1. Нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов

Статья исключена согласно Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45.

Статья 24.2. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами

Статья исключена согласно Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45.

Статья 24.3. Производственный контроль в области обращения с отходами

Статья исключена согласно Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45.

Статья 25. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом

Статья исключена согласно Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45.

Статья 26. Зачисление денежных средств, взысканных в виде административных штрафов

Статья исключена согласно Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45.

Статья 27. Разрешение споров в области обращения с отходами

Статья исключена согласно Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Статья 24 настоящего Закона вступает в силу после утверждения Правительством Москвы перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

 

 

Москва,

 

Московская городская Дума

 

30 ноября 2005 года

 

№ 68