МИНДОРСТРОЙ УССР
УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство
КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990
Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб
Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству
Зав. редакцией М.С. Литвин
Редактор Н.И. Курбанова
Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.
Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.
Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.
В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89).
При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.
Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.
Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.
Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.
УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК КАМЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ И БЕТОННЫМИ ПЛИТАМИ
ТК-08-15-89 УКРЕПЛЕНИЕ БЛОКАМИ П-1 ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ У МАЛЫХ МОСТОВ И ПУТЕПРОВОДОВ
1.1. Технологическая карта разработана на укрепление откосов насыпей у малых мостов и путепроводов блоками П-1 при высоте насыпей до 6,0 м.
1.2. В состав работ входят:
устройство траншеи под бетонный упор экскаватором;
установка блоков упора с помощью автокрана;
укладка блоков на откос;
крепление блоков.
2.1. До начала работ по укреплению откосов насыпи у малых мостов и путепроводов необходимо:
устроить водоотвод;
произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;
выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки элементов в соответствии с проектом.
Схема организации и производства работ.
Операции, выполняемые на захватках:
1-я захватка - рытье траншеи под бетонный упор экскаватором I; срезка недобора грунта вручную; установка бетонных блоков упора с помощью автокрана II; обратная засыпка пазух траншеи; устройство бетонной ленты;
2-я захватка - разравнивание щебня на откосе землеройно-планировочной машиной III; окончательная планировка щебеночной подготовки вручную; уплотнение щебеночной подготовки пневмотрамбовкой; установка асфальтовых планок;
3-я захватка - укладка бетонных плит на откосе; омоноличивание швов цементным раствором. Стрелкой указано направление потока.
2.2. Бетон, применяемый для изготовления блоков, должен отвечать требованиям ГОСТ 26633-85.
2.3. Блоки П-1 изготавливают на базах ЖБК, складируют на специальные поддоны-кассеты, грузят краном на бортовые автомобили и доставляют на объект строительства.
Для обеспечения непрерывности производства работ на объекте должен быть запас блоков на две-три сменные захватки.
2.4. Численность комплексной бригады 10 чел.:
Машинист экскаватора 5 разр................ 1
» автокрана 5 разр................ 1
Монтажник 4 разр................................... 1
» 3 разр.................................... 1
Бетонщик 4 разр....................................... 1
» 3 разр........................................ 1
» 2 разр........................................ 1
» 1 разр........................................ 1
Дорожный рабочий 3 разр...................... 1
» » 2 разр....................... 1
Работа |
Состав звена |
Измеритель |
Объем |
На измеритель |
На объем |
|||
Норма времени, чел.-ч (маш.-ч) |
Расценка, р.-к. |
Трудоемкость, чел.-ч (маш.-ч) |
Прямая заработная плата, р.-к. |
|||||
Устройство бетонного упора |
||||||||
§ E2-1-11, табл. 7, п. 1б |
Рытье траншей экскаватором с погрузкой грунта в автомобили-самосвалы |
Машинист 5 разр. - 1 |
100 м3 |
1 |
5,90 (5,90) |
5-37 |
5,90 (5,90) |
5-37 |
§ Е2-1-50, табл. 2, п. 1е |
Доработка траншеи вручную |
Землекоп 2 разр. - 1 |
1 м3 |
1 |
1,9 (-) |
1-22 |
1.9 (-) |
1-22 |
§ Е1-5, п. 1а |
Раскладка блоков с помощью автокрана |
Машинист 5 разр. - 1 |
100 т |
0,09 |
11,0 (11,0) |
11-66 14-09 |
0,99 (0,99) |
1-04 |
Такелажники 2 разр. - 2 |
100 т |
0,09 |
22,0 (-) |
1,98 (-) |
1-27 |
|||
По расчету |
Установка бетонных блоков с помощью автокрана |
Машинист 5 разр. - 1 |
1 элемент |
50 |
0,206 (0,206) |
0-18,3 |
10,3 (10,3) |
9-15 |
Монтажники: 4 разр. - 1 3 » - 1 2 » - 1 |
1 элемент |
50 |
0,62 (-) |
0-43,8 |
31,0 (-) |
21-90 |
||
По расчету |
Обратная засыпка пазух траншеи грунтом вручную |
Землекопы: 2 разр. - 1 1 » - 1 |
1 м3 |
5 |
0,72 (-) |
0-44,7 |
3,6 (-) |
2-24 |
По расчету |
Устройство сплошной бетонной ленты |
Землекопы: 4 разр. - 1 2 » - 5 |
1 м3 |
3,6 |
1,31 (-) |
0-93,6 |
4,72 (-) |
3-37 |
Итого на 100 м упора |
60,69 (25,51) |
45-56 |
||||||
Монтаж плит П-1 |
||||||||
§ E2-1-42, п. 2 (применительно) |
Разравнивание щебня на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной (толщина слоя 10 см) |
Машинист 6 разр. – 1 Помощник машиниста 5 разр. - 1 |
100 м2 |
1 |
1,44 (0,72) |
1-42 |
1,44 (0,72) |
1-42 |
§ E17-31, п. 2а |
Окончательная планировка вручную щебеночной подготовки перед уплотнением |
Дорожные рабочие: 3 разр. - 1 2 » - 2 |
100 м2 |
1 |
2,1 (-) |
1-39 |
2,1 (-) |
1-39 |
§ Е2-1-59, табл. 3, п. 3б, к = 1,2 |
Уплотнение щебеночной подготовки трамбовкой ТР-4 |
Землекоп 3 разр. - 1 |
100 м2 |
1,0 |
4,32 (-) |
2-76 |
4,32 (-) |
2-76 |
Н. вр. = 3,6 · 1,2 = 4,32 Расц. = (2-30) · 1,2 = 2-76 |
||||||||
§ Е1-5, п. 1а |
Раскладка элементов на откосе автокраном |
Машинист 5 разр. - 1 |
100 т |
0,20 |
11,0 (11,0) |
11-66 |
2,20 (2,20) |
2-33 |
Такелажники 2 разр. - 2 |
100 т |
0,20 |
22,0 (-) |
14-09 |
4,4 (-) |
2-82 |
||
Укладка бетонных плит П-1 |
Мостовщики: 4 разр. - 1 3 » - 2 Дорожный рабочий 1 разр. - 1 |
100 м2 |
1,0 |
66 (-) |
45-87 |
6,6 (-) |
45-87 |
|
§ Е20-2-45, п. 5 |
Омоноличивание швов между плитами раствором |
Бетонщики: 3 разр . - 1 2 » - 1 |
1 м шва |
100 |
0,17 (-) |
0-11,4 |
17,00 (-) |
11-40 |
Итого на 100 м2 уложенных бетонных плит |
97,46 (2,92) |
67-99 |
Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады.
2.5. Работы по укреплению откосов насыпи у малых мостов ведет комплексная механизированная бригада на трех захватках (рисунок).
2.6. На первой захватке выполняют следующие технологические операции:
рытье траншеи под бетонный упор экскаватором;
срезка недобора грунта вручную;
установка бетонных блоков упора с помощью автокрана;
обратная засыпка пазух траншей с трамбованием;
устройство бетонной ленты.
Для рытья траншеи под упор используют экскаватор ЭО-2621А с обратной лопатой (ковш вместимостью 0,25 м3). Траншею прокладывают вдоль подошвы откоса земляного полотна согласно разбивочным точкам на глубину, несколько меньшую проектной.
Углубляют дно траншеи и доводят ее геометрические размеры до проектных вручную вслед за экскаваторными работами.
Бетонные блоки разгружают автокраном КС-2561 грузоподъемностью 5 т, равномерно раскладывая их вдоль траншеи. Для раскладки блоков привлекаются два такелажника из числа рабочих, входящих в звено по устройству бетонного упора.
Блоки устанавливают на основание из бетона или цементного раствора с последующей заливкой швов цементным раствором и расшивкой швов. По мере устройства бетонного упора засыпают пазухи траншеи грунтом вручную. Засыпка производится слоями с разбивкой комьев грунта и послойным уплотнением пневматической трамбовкой.
При необходимости в процессе уплотнения грунт поливают водой.
Бетонную ленту вдоль бетонного упора устраивают через 7 ... 10 дней после установки и омоноличивания блоков бетонного упора (время, необходимое для набора бетоном прочности).
Для устройства бетонной ленты применяется бетон гидротехнический класса В15. Бетонную смесь на объект строительства доставляют автомобилями-самосвалами ЗИЛ-ММЗ-555 и выгружают равномерно на два-три поддона у края бетонного упора.
Сменная производительность звена из 6 чел. при устройстве упора - 35 ... 40 м.
Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м упора приведена в табл. 1.
2.7. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
разравнивание щебня на откосе универсальной землеройно-планировочной машиной;
окончательная планировка щебеночной подготовки вручную;
уплотнение щебеночной подготовки трамбовкой;
раскладка элементов на откосе с помощью автокрана;
установка асфальтовых планок.
Щебень для устройства подготовки завозят автомобилями-самосвалами и выгружают так, чтобы основная его часть попадала сразу на откос. Дальнейшее распределение и планировка щебня производятся универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010 с верхней стоянки.
Если вылет стрелы не обеспечивает распределение щебня по всей длине откоса, работу необходимо выполнять с верхней и нижней стоянок машины.
После планировки откоса с одной стоянки универсальную землеройно-планировочную машину перемещают по фронту работ на 2,3 ... 2,4 м и продолжают работу, перекрывая спланированную полосу на 10 ... 20 см. По окончании планировки универсальную землеройно-планировочную машину используют на других работах.
Окончательная планировка поверхности подстилающего слоя после механизированного разравнивания выполняется вручную (доработка поверхности подстилающего слоя, выравнивание краев, снятие лишнего материала, подсыпка заниженных мест и т.д.).
Уплотняют щебеночную подготовку на откосе с помощью пневмотрамбовки - ТР-4, ведя работы снизу вверх. В процессе уплотнения при каждом последующем ударе трамбовки должна захватываться часть уже уплотненной площади.
Разгрузка бетонных блоков П-1 предусматривается автокраном KC-1562A с равномерной раскладкой блоков по обочине или на поверхности откоса.
Поверхность укрепляемого откоса разбивается на карты с помощью асфальтовых планок толщиной 3 см и высотой 12 см. Подготавливают и устанавливают планки вручную.
Предмет контроля |
Вид контроля |
Время контроля |
|
Устройство бетонного упора |
Проектные геометрические размеры, проектные отметки |
Визуальный, инструментальный |
До укладки блоков |
Устройство щебеночной подготовки |
Ровность поверхности, уплотнение |
Визуальный |
В процессе производства работ |
Укладка асфальтовых планок |
Ровность укладки, крепление |
Визуальный, инструментальный |
То же |
Укладка плит |
Ровность поверхности |
Визуальный |
» |
Примечание. Контроль каждой операции осуществляется мастером.
2.8. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
укладка бетонных плит П-1 вручную;
омоноличивание раствором швов между плитами.
В карте расстилают цементный раствор слоем толщиной 2 см, раскладывают плиты, заполняют цементным раствором полости, образовавшиеся в углах плит. После этого приступают к заполнению и укреплению следующей карты.
Калькуляция трудовых затрат на монтаж бетонных плит П-1 на 100 м2 откоса приведена в табл. 1.
2.9. Качество работ контролируют согласно табл. 2.
На устройство 100 м упора:
Затраты труда.......................................... 7,59 чел.-дня
Потребность в машинах........................ 3,19 маш.-смены
Выработка на одного рабочего............. 16,7 м
Прямая заработная плата звена............. 45 р. 56 к.
На укрепление 100 м2 откоса:
Затраты труда.......................................... 12,18 чел.-дня
Потребность в машинах........................ 0,37 маш.-смены
Выработка на одного рабочего............. 10,0 м2
Прямая заработная плата звена............. 67 р. 99 к.
4.1. Потребность в материалах для укрепления 100 м2 откоса бетонными плитами П-1 определена расчетом:
Бетонные блоки П-1............................... 400 шт.
Щебень.................................................... 10,0 м3
Асфальтовые доски................................ 0,36 м3
Цементный раствор............................... 3,2 м3
4.2. Потребность в материалах для устройства 100 м бетонного упора из блоков У-2 определена расчетом:
Бетонные блоки У-2............................... 50 шт.
Бетон........................................................ 3,6 м3
4.3. Потребность механизированной бригады в машинах и механизмах определена из расчета оптимальной их загрузки:
Экскаватор ЭО-2621А................................................................... 1
Автокран КС-2561.......................................................................... 1
Машина универсальная землеройно-планировочная Э-4010.... 1
Пневмотрамбовка ручная ТР-4..................................................... 1
5.1. При производстве работ по укреплению откосов насыпей у малых мостов и путепроводов блоками П-1 необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».
5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.
5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Организация и технология производства работ 3. Технико-экономические показатели |