Согласована

с Госгортехнадзором России
письмом от 17.03.03 № 12-07/236

Утверждена

заместителем генерального директора
НПО «ВНИИстройдормаш» 11.03.03 г.

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,
ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА СОДЕРЖАНИЕ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ
В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ

 

РД 22-328-03

 

 

Настоящая Типовая инструкция разработана в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-98)*, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.98 № 79, и устанавливает должностные обязанности инженерно-технических работников, ответственных за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии.

_____________

* Далее - Правила.

На основании настоящей Типовой инструкции владельцы кранов-манипуляторов должны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии.

Должностная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации кранов-манипуляторов; указания по содержанию кранов-манипуляторов в исправном состоянии, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов-манипуляторов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Правилами руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов-манипуляторов назначают инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии.

1.2. Ответственным за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии назначается инженерно-технический работник соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий кран-манипулятор.

Функции инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.

1.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, его должностной инструкции, производственных инструкций обслуживающего персонала (кроме стропальщиков), другой нормативной документации, касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии проводится не реже одного раза в три года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.

1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорта кранов-манипуляторов до его регистрации территориальным органом Госгортехнадзора России*, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.

_____________

* Далее - органы госгортехнадзора.

1.5. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора ответственность за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации.

1.6. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, установленном Правилами.

1.7. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должен знать:

1) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов;

2) настоящую Типовую инструкцию для инженерно-технических работников, ответственных за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, и должностную инструкцию;

3) требования руководств (инструкций) по эксплуатации кранов-манипуляторов, в частности периодичность технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения, периодичность и способы проверки приборов безопасности, способы регулировки тормозов, перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии предельного состояния кранов-манипуляторов для отправки в капитальный ремонт;

4) типовые и производственные инструкции для обслуживающего персонала (операторов, машинистов, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);

5) Требования по обследованию кранов-манипуляторов, отработавших нормативный срок службы;

6) информационные письма и другие указания органов госгор-технадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации кранов-манипуляторов;

7) устройство кранов-манипуляторов, приборов безопасности, крановых путей рельсовых кранов-манипуляторов, грузозахватных приспособлений;

8) порядок регистрации и снятия с учета кранов-манипуляторов, установки и пуска их в эксплуатацию;

9) порядок направления кранов-манипуляторов для работы в другие области (округа) и передачи кранов-манипуляторов в аренду другим организациям;

10) систему планово-предупредительного ремонта кранов-манипуляторов, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;

11) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования кранов-манипуляторов, а также обследования кранов-манипуляторов, отработавших нормативный срок службы;

12) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;

13) порядок выделения и направления кранов-манипуляторов на объекты;

14) Положение о производственном контроле, организацию надзора и обслуживания кранов-манипуляторов на предприятии;

15) нормы браковки стальных канатов.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, обязан обеспечить:

1) содержание кранов-манипуляторов, грузозахватных приспособлений в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра кранов-манипуляторов, грузозахватных приспособлений и тары;

2) обслуживание и ремонт кранов-манипуляторов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;

3) контроль за выполнением операторами (машинистами) и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию кранов-манипуляторов;

4) своевременную подготовку кранов-манипуляторов к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов-манипуляторов, отработавших нормативный срок службы, результаты обследования (диагностирования) заносить в паспорта кранов-манипуляторов;

5) вывод в ремонт кранов-манипуляторов согласно графику. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования кранов-манипуляторов, записать в их паспорта;

6) хранение паспортов и технической документации на краны-манипуляторы, грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;

7) выполнение предписаний органов госгортехнадзора, работника, ответственного за осуществление производственного контроля, и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов.

2.2. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленный кран-манипулятор только после проведения технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана-манипулятора, а также при наличии обученного обслуживающего и ремонтного персонала.

2.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатки в их конструкции или изготовлении, а также несоответствие крана-манипулятора требованиям Правил, обязан совместно со службой надзора подготовить предприятию-изготовителю рекламацию, копия которой направляется также органу госгортехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление крана-манипулятора.

2.4. При ремонте и реконструкции кранов-манипуляторов инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения органа госгортехнадзора на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.

2.5. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должен присутствовать при технических освидетельствованиях и обследованиях кранов-манипуляторов, отработавших нормативный срок службы, а также при проверках кранов-манипуляторов инспектором госгортехнадзора, работником, ответственным за осуществление производственного контроля, и инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов.

2.6. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должен подготовить кран-манипулятор к техническому освидетельствованию, при этом проверяются в работе его механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппараты управления, освещение, сигнализация. Если инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание грузоподъемных кранов-манипуляторов в исправном состоянии, поручалось проведение осмотра отдельных узлов и механизмов крана-манипулятора до его полного технического освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании он должен проверить:

1) состояние металлоконструкций (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей вследствие коррозии, ослабления болтовых и клепаных соединений и других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;

2) состояние крюка, блоков, барабанов, элементов тормозов;

3) состояние канатов и их крепления;

4) результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии. Работы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за десять дней до технического освидетельствования. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии.

2.7. При замене изношенных грузовых и стреловых канатов инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должен:

1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;

2) произвести расчет каната;

3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;

4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;

5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана-манипулятора.

2.8. При осмотре приборов безопасности крана-манипулятора инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, обязан проверить:

1) установку концевого выключателя механизма подъема груза с канатной подвеской. При этом зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором (стрелой, блоком) должен составлять не менее 200 мм;

2) установку концевого выключателя механизма передвижения рельсового крана-манипулятора. При этом отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до упора, составляющем не менее полного пути торможения. Путь торможения крана-манипулятора указывается в паспорте крана-манипулятора;

3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом, при этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность крана-манипулятора более чем на 10 %. Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров кранов-манипуляторов;

4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета.

2.9. Если на инженерно-технического работника, ответственного за содержание рельсовых кранов-манипуляторов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию кранового пути в исправном состоянии, то он обязан:

1) проверить соответствие кранового пути проекту и готовность пути к эксплуатации согласно акту;

2) произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления его заземления в соответствии с нормативной документацией;

3) обеспечить своевременное проведение инструментальной проверки (нивелировки) кранового пути согласно графику; допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути не должны превышать требований нормативных документов;

4) произвести своевременный ремонт кранового пути в соответствии с графиком и устранение неисправностей, выявляемых при осмотрах и нивелировке.

2.10. Если на инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан проводить их периодические осмотры в сроки, установленные Правилами, а также их ремонт согласно нормативной документации.

2.11. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход операторов (машинистов) для работы с одного крана-манипулятора на другой без его ведома.

При необходимости перевода оператора (машиниста) с одного крана-манипулятора на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить оператора (машиниста) с особенностями устройства и обслуживания такого крана-манипулятора и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки.

Перевод оператора (машиниста) с крана-манипулятора одного типа на другой, например с гусеничного на автомобильный, может быть допущен только после обучения и аттестации его в порядке, установленном Правилами.

2.12. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы лица, на которых возложены обязанности по обслуживанию кранов-манипуляторов (операторы, машинисты, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. Операторы (машинисты) должны проводить осмотр кранов-манипуляторов перед началом работы, для чего им должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки крана-манипулятора должны записываться в вахтенный журнал.

Проверка ведения вахтенного журнала инженерно-техническим работником, ответственным за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должна производиться не реже одного раза в месяц.

2.13. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажи операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров по безопасному обслуживанию и ремонту кранов-манипуляторов, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.

2.14. При инструктаже операторов (машинистов) до начала работ должно быть обращено особое внимание их на:

1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся частей крана-манипулятора, которые могут быть причиной несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.), и неизолированных токоведущих частей электрооборудования (выключателей, контакторов, панелей, ящиков сопротивления и т.п.);

2) исправность действия устройств и приборов безопасности крана-манипулятора (концевых выключателей, ограничителя грузоподъемности и др.);

3) состояние тормозов, блоков, барабанов, канатов, металлоконструкций;

4) соблюдение установленного порядка приема и сдачи смены;

5) строгое выполнение требований нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;

6) недопустимость использования грейфера для подъема людей и производства работ, на которые грейфер не рассчитан;

7) недопустимость погрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении на них людей;

8) недопустимость перегрузки кранов-манипуляторов;

9) необходимость закрепления всеми противоугонными захватами кранов-манипуляторов, передвигающихся по рельсовым путям, по окончании их работы или в перерыве;

10) недопустимость установки кранов-манипуляторов для работы под линией электропередачи, а также ближе 30 м от нее без наряда-допуска;

11) порядок установки кранов-манипуляторов на дополнительные опоры, на уклонах, откосах, на краю траншей и котлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.;

12) опасность нахождения людей под перемещаемым грузом и вблизи работающего крана-манипулятора;

13) необходимость строгого соблюдения стропальщиками способов строповки грузов и применения соответствующих характеру и массе грузов грузозахватных приспособлений;

14) соблюдение указаний, содержащихся в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора, о возможности совмещения операций при работе крана-манипулятора и условиях опускания стрелы с грузом.

2.15. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, должен:

1) обеспечить проведение работ кранами-манипуляторами вблизи линий электропередачи только по нарядам-допускам;

2) обеспечить операторов (машинистов) вахтенными журналами;

3) обеспечить наличие на кране-манипуляторе таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;

4) направлять краны-манипуляторы на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линий электропередачи. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;

5) произвести осмотр автомобильных кранов-манипуляторов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано, что кран-манипулятор находится в исправном состоянии;

6) после получения от заказчика сообщения об окончании работ кранами-манипуляторами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом рельсовые краны-манипуляторы должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона кранов-манипуляторов ветром;

2.16. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, не должен допускать их работу при:

1) наличии в металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.);

2) ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;

3) неисправности приборов и устройств безопасности;

4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей;

5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески;

6) выявлении неисправностей кранового пути рельсового крана-манипулятора;

7) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы крана-манипулятора;

8) запрещении работы кранов-манипуляторов инспектором госгортехнадзора или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов. Когда кран-манипулятор остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за ее сохранность с момента постановки до снятия возлагается на инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии.

3. ПРАВА

3.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, имеет право:

1) посещать в любое время участки, где работают краны-манипуляторы, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных инструкций;

2) выводить краны-манипуляторы из работы для проведения их технических обслуживании, ремонтов, освидетельствований, специальных обследований и диагностирования;

3) отстранять от обслуживания кранов-манипуляторов персонал, нарушающий производственные инструкции;

4) ставить вопрос перед руководством предприятия (владельцем) о наказании персонала за нарушение Правил, инструкций при эксплуатации кранов-манипуляторов.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1) допущенные им нарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю или нет;

2) выдачу им подчиненному персоналу указаний или распоряжений, принуждающих его нарушать производственные инструкции;

3) самовольное возобновление работ кранами-манипуляторами, остановленными органами госгортехнадзора или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов;

4) неприятие им мер по устранению нарушений правил и инструкций при эксплуатации кранов-манипуляторов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Обязанности

3. Права

4. Ответственность