МИНДОРСТРОЙ УССР
УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство
КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990
Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб
Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству
Зав. редакцией М.С. Литвин
Редактор Н.И. Курбанова
Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.
Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.
Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.
В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89).
При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.
Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.
Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.
Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.
ТК-08-05-89 УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ СИНТЕТИЧЕСКИМИ ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
1.1. Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна высотой до 3 м крутизной 1 : 1,5 синтетическими текстильными материалами.
1.2. Синтетические текстильные материалы (СТМ) применяются при укреплении откосов мокрых выемок, подтапливаемых насыпей, а также при необходимости упрочнения откосных частей земляного полотна.
1.3. Для укрепления откосов земляного полотна используются как сплошные СТМ, так и мелкоячеистые, требующие заполнения ячеек (посевом трав).
1.4. В зависимости от вида, назначения или условий работы конструкции укрепления прослойка из СТМ выполняет роль:
покрытия (сплошного или мелкоячеистого), защищающего откос от водной или ветровой эрозии;
армирующего элемента, повышающего устойчивость откосов;
обратного фильтра;
фильтра, предотвращающего вынос частиц грунтовыми водами.
1.5. В состав работ входят:
укладка СТМ на поверхность откоса;
приготовление торфо-песчаной смеси;
нанесение торфо-песчаной смеси на откос.
2.1. До начала работ по укреплению откосов необходимо проверить готовность земляного полотна и его соответствие требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».
2.2. Работы по укреплению откосов земляного полотна синтетическими текстильными материалами ведет механизированная бригада поточным методом на двух захватках (рисунок). Длина захватки определяется в зависимости от ширины откоса.
Схема организации и производства работ.
Операции, выполняемые на захватках:
1-я захватка - доставка автомобилем I и выгрузка СТМ на обочину; раскатка СТМ по откосу; закрепление полотнищ СТМ металлическими скобами;
2-я захватка - доставка песка автосамосвалом II и выгрузка его на обочину; разравнивание песка на обочине автогрейдером III; доставка торфа автосамосвалом IV и выгрузка его на спланированный песок; разравнивание торфа на обочине по слою песка автогрейдером III; перемешивание торфа с песком автогрейдером III на обочине; надвижка торфо-песчаной смеси на откос автогрейдером; разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе автогрейдером III, оборудованным откосником.
1 - 4 - последовательность проходов автогрейдера. Стрелкой указано направление потока.
2.3. Численность механизированной бригады 6 чел.:
Машинист автокрана 5 разр................... 1
» автогрейдера 6 разр.............. 1
Дорожный рабочий 2 разр...................... 2
» » 3 разр....................... 2
2.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
выгрузка СТМ на обочину;
раскатка рулона по поверхности откоса;
закрепление верхнего и нижнего краев полотнища.
К месту укладки СТМ доставляют в рулонах на бортовых автомобилях ЗИЛ-130. Масса рулона 50 ... 150 кг, длина полотна 70 ... 500, ширина 1,5 ... 5 м. Рулоны необходимо предохранять от намокания, чтобы не затруднялась их раскатка.
СТМ выгружают на обочину автокраном грузоподъемностью 3 т. В погрузке и выгрузке СТМ принимают участие дорожные рабочие.
Раскатывают рулон поперек откоса сверху вниз, затем снизу вверх. Возле подошвы откоса полотно отрезают от рулона с учетом запаса на закрепление и раскатывают рулон в обратном направлении. Верхний край полотна выводят на обочину и закрепляют скобами.
Раскатывают СТМ трое дорожных рабочих: двое раскатывают рулоны по поверхности откоса, третий проверяет правильность раскатки СТМ, отрезает полотно от рулона и закрепляет его края скобами.
Работа |
Состав звена |
Измеритель |
Объем |
На измеритель |
На объем |
|||
Норма времени, чел.-ч (маш.-ч) |
Расценка, р.-к. |
Трудоемкость, чел.-ч (маш.-ч) |
Прямая заработная плата, р.-к. |
|||||
По расчету |
Выгрузка рулонов СТМ из автомобиля на обочину автокраном грузоподъемностью до 3 т |
Машинист 5 разр. - 1 |
1 т |
0,5 |
0,158 (0,158) |
0-12,8 |
0,08 (0,08) |
0-06 |
Такелажники: 3 разр. - 1 2 » - 1 |
1 т |
0,5 |
0,316 (-) |
0-21,5 |
0,16 (-) |
0-11 |
||
По расчету |
Раскатка рулонов по поверхности откоса и обочине вручную с одновременным закреплением СТМ проволочными скобами |
Дорожные рабочие: 2 разр. - 2 3 » - 1 |
100 м2 |
10 |
3,00 (-) |
2-01 |
30,00 (-) |
20-10 |
§ Е2-1-39, п. 3в |
Разравнивание куч песка автогрейдером ДЗ-31-1 за три прохода по одному следу |
Машинист 6 разр. - 1 |
1000 м2 |
1,0 |
0,26 (0,26) |
0-27,6 |
0,26 (0,26) |
0-28 |
§ Е2-1-39, п. 3в |
Разравнивание куч торфа автогрейдером ДЗ-31-1 за три прохода по одному следу. |
Машинист 6 разр. - 1 |
1000 м2 |
1,0 |
0,26 (0,26) |
0-27,6 |
0,26 (0,26) |
0-28 |
§ Е17-4, примеч. 1 |
Перемешивание песка и торфа автогрейдером ДЗ-31-1 за 15 проходов Н. вр. = 0,01 · 16 = 0,16 Расц. (0-01,1) · 16 = 0-17,6 |
Машинист 6 разр. - 1 |
100 м2 |
10 |
0,16 (0,16) |
0-17,6 |
1,6 (1,6) |
1-76 |
§ Е2-1-39, п. 3в |
Перемещение торфо-песчаной смеси на откос автогрейдером ДЗ-31-1 за 4 прохода |
Машинист 6 разр. - 1 |
1000 м2 |
1 |
0,26 (0,26) |
0-27,6 |
0,26 (0,26) |
0-28 |
§ Е2-1-39, п. 3в |
Разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе слоем 9 см автогрейдером ДЗ-31-1 |
Машинист 6 разр. - 1 |
1000 м2 |
1,0 |
0,26 (0,26) |
0-27,6 |
0,26 (0,26) |
0-28 |
§ Е17-4, табл. 2, п. 1а |
Разравнивание песка на обочине слоем 3 см автогрейдером ДЗ-31-1 за два прохода |
Машинист 6 разр. - 1 |
1000 м2 |
1,0 |
0,08 (0,08) |
0-08,5 |
0,08 (0,08) |
0-09 |
Итого |
32,96 (2,8) |
23-24 |
Смежные полотнища СТМ сшивают с помощью портативных швейных машинок. Ширина нахлестки материала 10 см. Шов должен проходить не ближе чем в 3 см от края полотна. Производительность - до 250 м стыка в час.
Для соединения полотнищ может быть применена сварка паяльной лампой. Ширина нахлестки 20 см. Производительность сварки - 50 м шва в час.
Для закрепления краев полотнищ на обочине и у подошвы насыпи используют проволочные скобы из проволоки диаметром 3 ... 4 мм. Длина скоб 150, загнутых концов - 60 ... 80 мм.
2.5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции:
приготовление торфо-песчаной смеси;
перемещение торфо-песчаной смеси на откос;
разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе;
засыпка СТМ на обочине песком.
Торфо-песчаную смесь готовят на обочине, смешивая ее составляющие (торф и песок) автогрейдером ДЗ-31-1. Соотношение торфа и песка в смеси определяется для каждого конкретного случая в зависимости от местных условий.
Песок и торф доставляются на место производства работ автомобилями-самосвалами в объеме, достаточном для получения на откосе защитного слоя толщиной 8 см.
Разравнивание песка, а затем торфа производится автогрейдером за три прохода. Нож автогрейдера устанавливают под углом 80 ... 90°.
Перемешивают песок с торфом автогрейдером ДЗ-31-1 за 15 проходов, распределяя смесь по ширине обочины, а затем собирая материал в валик.
Приготовленную торфо-песчаную смесь перемещают на откос автогрейдером за четыре прохода. Движение автогрейдера осуществляется по челночной схеме. Нож автогрейдера должен быть установлен под углом захвата 45 ... 50°.
Разравнивают торфо-песчаную смесь на откосе автогрейдером ДЗ-31-1, оборудованным удлинителем. Работы следует начинать с верхней части откоса. Ее планируют за два прохода автогрейдера, который движется вдоль бровки земляного полотна. Нож с удлинителем устанавливается по проектной крутизне откоса. Затем планируется нижняя часть откоса при движении автогрейдера вдоль подошвы земляного полотна.
Песок для присыпки СТМ на обочине транспортируют к месту производства работ автомобилями-самосвалами в объеме, достаточном для устройства слоя толщиной 3 см, и выгружают в кучи непосредственно на уложенный синтетический текстильный материал. Затем автогрейдером ДЗ-31-1 разравнивают песок на обочине за два прохода. Разравнивание песка производится по челночной схеме.
2.6. Калькуляция трудовых затрат на укрепление 1000 м2 откоса синтетическими текстильными материалами приведена в табл. 1.
2.7. При операционном контроле качества работ по укреплению откосов СТМ следует проверять:
качество планировки откоса;
качество СТМ;
ровность укладки полотнищ;
перекрытие полотнищ;
качество устройства швов;
закрепление полотнищ СТМ;
соотношение песка и торфа;
степень перемешивания смеси;
толщину слоя и равномерность распределения смеси.
2.8. Качество выполнения работ контролируют согласно табл. 2.
Объект контроля |
Лицо, осуществляющее контроль |
Вид контроля |
|
Укладка СТМ на поверхности откоса |
Ровность укладки полотнищ, ширина перекрытия полотнищ, швы, закрепление СТМ |
Мастер |
Визуальный |
Приготовление торфо-песчаной смеси |
Качество песка и торфа, качество перемешивания материалов, процентное соотношение песка и торфа |
Мастер, лаборант |
Лабораторный, визуальный |
Нанесение торфо-песчаной смеси на откос |
Толщина слоя, равномерность нанесения смеси |
Мастер |
Визуальный, инструментальный |
Примечание. Контроль каждой операции осуществляет мастер в процессе производства работ.
(на 1000 м2 откоса)
Затраты труда........................................... 4,12 чел.-дня
Потребность в машинах.......................... 0,3 маш.-смены
Выработка на одного рабочего.............. 160,00 м2
Прямая заработная плата бригады......... 23 р. 24 к.
4.1. Потребность в основных материалах определена из расчета на 1000 м2 укрепляемого откоса:
Рулоны СТМ (1,5´70 м).................... 9,5 шт.
Песок (для засыпки обочин)............ 16 м3
Торфо-песчаная смесь....................... 88 м3
Проволочные скобы*........................ 1020 шт.
* Из расчета 10 скоб на одно полотнище.
Процентное содержание торфа в торфо-песчаной смеси для каждого конкретного случая определяется расчетом.
4.2. Работы выполняют автогрейдером ДЗ-31-1.
5.1. При производстве работ по укреплению откосов земляного полотна синтетическими текстильными материалами необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».
5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.
5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.
2. Организация и технология производства работ 3. Технико-экономические показатели |