МИНДОРСТРОЙ УССР

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство

КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990

Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб

Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству

Зав. редакцией М.С. Литвин

Редактор Н.И. Курбанова

Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.

Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89).

При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК ТРАВАМИ,
ДЕРНОМ, СИНТЕТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ, ГРУНТАМИ, ОБРАБОТАННЫМИ ВЯЖУЩИМИ

 

ТК-08-05-89 УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ СИНТЕТИЧЕСКИМИ ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

 

1. Область применения

1.1. Технологическая карта разработана на укрепление откосов земляного полотна высотой до 3 м крутизной 1 : 1,5 синтетическими текстильными материалами.

1.2. Синтетические текстильные материалы (СТМ) применяются при укреплении откосов мокрых выемок, подтапливаемых насыпей, а также при необходимости упрочнения откосных частей земляного полотна.

1.3. Для укрепления откосов земляного полотна используются как сплошные СТМ, так и мелкоячеистые, требующие заполнения ячеек (посевом трав).

1.4. В зависимости от вида, назначения или условий работы конструкции укрепления прослойка из СТМ выполняет роль:

покрытия (сплошного или мелкоячеистого), защищающего откос от водной или ветровой эрозии;

армирующего элемента, повышающего устойчивость откосов;

обратного фильтра;

фильтра, предотвращающего вынос частиц грунтовыми водами.

1.5. В состав работ входят:

укладка СТМ на поверхность откоса;

приготовление торфо-песчаной смеси;

нанесение торфо-песчаной смеси на откос.

2. Организация и технология производства работ

2.1. До начала работ по укреплению откосов необходимо проверить готовность земляного полотна и его соответствие требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

2.2. Работы по укреплению откосов земляного полотна синтетическими текстильными материалами ведет механизированная бригада поточным методом на двух захватках (рисунок). Длина захватки определяется в зависимости от ширины откоса.

Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1-я захватка - доставка автомобилем I и выгрузка СТМ на обочину; раскатка СТМ по откосу; закрепление полотнищ СТМ металлическими скобами;

2-я захватка - доставка песка автосамосвалом II и выгрузка его на обочину; разравнивание песка на обочине автогрейдером III; доставка торфа автосамосвалом IV и выгрузка его на спланированный песок; разравнивание торфа на обочине по слою песка автогрейдером III; перемешивание торфа с песком автогрейдером III на обочине; надвижка торфо-песчаной смеси на откос автогрейдером; разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе автогрейдером III, оборудованным откосником.

1 - 4 - последовательность проходов автогрейдера. Стрелкой указано направление потока.

2.3. Численность механизированной бригады 6 чел.:

Машинист автокрана 5 разр................... 1

»          автогрейдера 6 разр.............. 1

Дорожный рабочий 2 разр...................... 2

»               »         3 разр....................... 2

2.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

выгрузка СТМ на обочину;

раскатка рулона по поверхности откоса;

закрепление верхнего и нижнего краев полотнища.

К месту укладки СТМ доставляют в рулонах на бортовых автомобилях ЗИЛ-130. Масса рулона 50 ... 150 кг, длина полотна 70 ... 500, ширина 1,5 ... 5 м. Рулоны необходимо предохранять от намокания, чтобы не затруднялась их раскатка.

СТМ выгружают на обочину автокраном грузоподъемностью 3 т. В погрузке и выгрузке СТМ принимают участие дорожные рабочие.

Раскатывают рулон поперек откоса сверху вниз, затем снизу вверх. Возле подошвы откоса полотно отрезают от рулона с учетом запаса на закрепление и раскатывают рулон в обратном направлении. Верхний край полотна выводят на обочину и закрепляют скобами.

Раскатывают СТМ трое дорожных рабочих: двое раскатывают рулоны по поверхности откоса, третий проверяет правильность раскатки СТМ, отрезает полотно от рулона и закрепляет его края скобами.

Таблица 1

Обоснование

Работа

Состав звена

Измеритель

Объем

На измеритель

На объем

Норма времени, чел.-ч (маш.-ч)

Расценка, р.-к.

Трудоемкость, чел.-ч (маш.-ч)

Прямая заработная плата, р.-к.

По расчету

Выгрузка рулонов СТМ из автомобиля на обочину автокраном грузоподъемностью до 3 т

Машинист

5 разр. - 1

1 т

0,5

0,158 (0,158)

0-12,8

0,08 (0,08)

0-06

Такелажники:

3 разр. - 1

2    »     - 1

1 т

0,5

0,316 (-)

0-21,5

0,16 (-)

0-11

По расчету

Раскатка рулонов по поверхности откоса и обочине вручную с одновременным закреплением СТМ проволочными скобами

Дорожные рабочие:

2 разр. - 2

3    »     - 1

100 м2

10

3,00 (-)

2-01

30,00 (-)

20-10

§ Е2-1-39, п. 3в

Разравнивание куч песка автогрейдером ДЗ-31-1 за три прохода по одному следу

Машинист

6 разр. - 1

1000 м2

1,0

0,26 (0,26)

0-27,6

0,26 (0,26)

0-28

§ Е2-1-39, п. 3в

Разравнивание куч торфа автогрейдером ДЗ-31-1 за три прохода по одному следу.

Машинист

6 разр. - 1

1000 м2

1,0

0,26 (0,26)

0-27,6

0,26 (0,26)

0-28

§ Е17-4, примеч. 1

Перемешивание песка и торфа автогрейдером ДЗ-31-1 за 15 проходов

Н. вр. = 0,01 · 16 = 0,16

Расц. (0-01,1) · 16 = 0-17,6

Машинист

6 разр. - 1

100 м2

10

0,16 (0,16)

0-17,6

1,6 (1,6)

1-76

§ Е2-1-39, п. 3в

Перемещение торфо-песчаной смеси на откос автогрейдером ДЗ-31-1 за 4 прохода

Машинист

6 разр. - 1

1000 м2

1

0,26 (0,26)

0-27,6

0,26 (0,26)

0-28

§ Е2-1-39, п. 3в

Разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе слоем 9 см автогрейдером ДЗ-31-1

Машинист

6 разр. - 1

1000 м2

1,0

0,26 (0,26)

0-27,6

0,26 (0,26)

0-28

§ Е17-4, табл. 2, п. 1а

Разравнивание песка на обочине слоем 3 см автогрейдером ДЗ-31-1 за два прохода

Машинист

6 разр. - 1

1000 м2

1,0

0,08 (0,08)

0-08,5

0,08 (0,08)

0-09

Итого

32,96 (2,8)

23-24

Смежные полотнища СТМ сшивают с помощью портативных швейных машинок. Ширина нахлестки материала 10 см. Шов должен проходить не ближе чем в 3 см от края полотна. Производительность - до 250 м стыка в час.

Для соединения полотнищ может быть применена сварка паяльной лампой. Ширина нахлестки 20 см. Производительность сварки - 50 м шва в час.

Для закрепления краев полотнищ на обочине и у подошвы насыпи используют проволочные скобы из проволоки диаметром 3 ... 4 мм. Длина скоб 150, загнутых концов - 60 ... 80 мм.

2.5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции:

приготовление торфо-песчаной смеси;

перемещение торфо-песчаной смеси на откос;

разравнивание торфо-песчаной смеси на откосе;

засыпка СТМ на обочине песком.

Торфо-песчаную смесь готовят на обочине, смешивая ее составляющие (торф и песок) автогрейдером ДЗ-31-1. Соотношение торфа и песка в смеси определяется для каждого конкретного случая в зависимости от местных условий.

Песок и торф доставляются на место производства работ автомобилями-самосвалами в объеме, достаточном для получения на откосе защитного слоя толщиной 8 см.

Разравнивание песка, а затем торфа производится автогрейдером за три прохода. Нож автогрейдера устанавливают под углом 80 ... 90°.

Перемешивают песок с торфом автогрейдером ДЗ-31-1 за 15 проходов, распределяя смесь по ширине обочины, а затем собирая материал в валик.

Приготовленную торфо-песчаную смесь перемещают на откос автогрейдером за четыре прохода. Движение автогрейдера осуществляется по челночной схеме. Нож автогрейдера должен быть установлен под углом захвата 45 ... 50°.

Разравнивают торфо-песчаную смесь на откосе автогрейдером ДЗ-31-1, оборудованным удлинителем. Работы следует начинать с верхней части откоса. Ее планируют за два прохода автогрейдера, который движется вдоль бровки земляного полотна. Нож с удлинителем устанавливается по проектной крутизне откоса. Затем планируется нижняя часть откоса при движении автогрейдера вдоль подошвы земляного полотна.

Песок для присыпки СТМ на обочине транспортируют к месту производства работ автомобилями-самосвалами в объеме, достаточном для устройства слоя толщиной 3 см, и выгружают в кучи непосредственно на уложенный синтетический текстильный материал. Затем автогрейдером ДЗ-31-1 разравнивают песок на обочине за два прохода. Разравнивание песка производится по челночной схеме.

2.6. Калькуляция трудовых затрат на укрепление 1000 м2 откоса синтетическими текстильными материалами приведена в табл. 1.

2.7. При операционном контроле качества работ по укреплению откосов СТМ следует проверять:

качество планировки откоса;

качество СТМ;

ровность укладки полотнищ;

перекрытие полотнищ;

качество устройства швов;

закрепление полотнищ СТМ;

соотношение песка и торфа;

степень перемешивания смеси;

толщину слоя и равномерность распределения смеси.

2.8. Качество выполнения работ контролируют согласно табл. 2.

Таблица 2

Операция

Объект контроля

Лицо, осуществляющее контроль

Вид контроля

Укладка СТМ на поверхности откоса

Ровность укладки полотнищ, ширина перекрытия полотнищ, швы, закрепление СТМ

Мастер

Визуальный

Приготовление торфо-песчаной смеси

Качество песка и торфа, качество перемешивания материалов, процентное соотношение песка и торфа

Мастер, лаборант

Лабораторный, визуальный

Нанесение торфо-песчаной смеси на откос

Толщина слоя, равномерность нанесения смеси

Мастер

Визуальный, инструментальный

Примечание. Контроль каждой операции осуществляет мастер в процессе производства работ.

3. Технико-экономические показатели

(на 1000 м2 откоса)

Затраты труда........................................... 4,12 чел.-дня

Потребность в машинах.......................... 0,3 маш.-смены

Выработка на одного рабочего.............. 160,00 м2

Прямая заработная плата бригады......... 23 р. 24 к.

4. Материально-технические ресурсы

4.1. Потребность в основных материалах определена из расчета на 1000 м2 укрепляемого откоса:

Рулоны СТМ (1,5´70 м).................... 9,5 шт.

Песок (для засыпки обочин)............ 16 м3

Торфо-песчаная смесь....................... 88 м3

Проволочные скобы*........................ 1020 шт.

* Из расчета 10 скоб на одно полотнище.

Процентное содержание торфа в торфо-песчаной смеси для каждого конкретного случая определяется расчетом.

4.2. Работы выполняют автогрейдером ДЗ-31-1.

5. Техника безопасности

5.1. При производстве работ по укреплению откосов земляного полотна синтетическими текстильными материалами необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.

5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Организация и технология производства работ

3. Технико-экономические показатели

4. Материально-технические ресурсы

5. Техника безопасности