ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ
Р исо |
Судостроение
Суда внутреннего плавания
ШКАЛЫ ОСАДОК
ISO 7606:1988
Shipbuilding - Inland navigation vessels - Draught scales
(IDT)
|
Москва Стандартинформ 2006 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова» на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 «Судостроение»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. № 392-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7606:1988 «Судостроение. Суда внутреннего плавания. Шкалы осадок» (ISO 7606:1988 «Shipbuilding - Inland navigation vessels - Draught scales»)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р ИСО 7606-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судостроение ШКАЛЫ ОСАДОК Shipbuilding. Inland navigation vessels. Draught scales |
Дата введения - 2007-01-01
Настоящий стандарт устанавливает типы, размеры, места расположения, способы изготовления и требования по окраске шкал осадок, применяемых на судах внутреннего плавания.
В зависимости от состава элементов устанавливаются следующие типы шкал осадок:
1 - определяющие углубление с помощью знаков и цифр (рисунок 1);
Рисунок 1 – Шкалы осадок типа 1
2 - определяющие углубление только с помощью цифр (рисунки 2 и 3).
Шкалы осадок типов 1 и 2 должны удовлетворять международным предписаниям, действующим в соответствующих районах плавания.
Рисунок 2 - Шкала осадок типа 2 (первый вариант)
Рисунок 3 - Шкала осадок типа 2 (второй вариант)
В качестве базы измерения принимается самая нижняя кромка киля или корпуса. На судах, имеющих конструктивный дифферент, отсчет величин шкал осадок следует проводить:
- в носовой оконечности - от точки пересечения носового перпендикуляра с продолжением прямолинейной части горизонтального киля или брускового киля;
- в кормовой оконечности - от нижней кромки киля наиболее углубленной части корпуса. Шкалы осадок должны быть разбиты как на дециметры, так и на деления по 2 см. Каждый нечетный
(или четный) дециметр шкал типов 1, 2 (первый вариант) должен нумероваться.
Шкалы осадок типа 2 (второй вариант) должны быть разбиты на сантиметры. Каждые 10 см должны быть пронумерованы.
Основные размеры знаков и цифр должны соответствовать указанным на рисунках 1, 2 и 3. Размеры знаков и цифр должны определяться по плазовой разбивке. Знаки и цифры следует наносить непосредственно на обшивку корпуса в соответствии с их проекцией с шаблона.
Примечание - Указанные на рисунках 1, 2 и 3 размеры знаков и цифр, а также интервалов между ними, являются размерами их проекций на диаметральную плоскость.
Расположение шкал осадок на корпусе судна зависит от длины судна, осадки и района плавания.
По вертикали шкалы осадок следует располагать на расстоянии от 100 до 300 мм выше плоскости максимальной осадки и от 0 до 300 мм ниже плоскости осадки порожнем с учетом допустимого дифферента. При ступенчатом расположении шкалы осадок ее части должны иметь достаточное перекрытие. Цифры на границе частей шкал следует дублировать.
По горизонтали шкалы осадок должны располагаться в районе форштевня и ахтерштевня, а при его отсутствии - на корме или в районе кормы.
Шкалы осадок следует располагать при длине судна между перпендикулярами 40 м и более - в районах штевней и на мидель-шпангоуте с обоих бортов.
Шкалы осадок располагают в районе носовой оконечности на расстоянии от 100 до 500 мм от кромки форштевня по его обводу. При бульбообразном форштевне шкалы осадок в носовой оконечности располагают вертикально на расстоянии от 100 до 500 мм от наиболее вогнутой кромки форштевня.
Шкалы осадок в районе кормовой оконечности располагают вертикально на кормовом перпендикуляре или как можно ближе к нему, в зависимости от формы обводов.
Шкалы осадок в кормовой оконечности разрешается располагать ступенчато, смещая нижнюю часть шкалы в нос от верхней части.
На судах, не имеющих ярко выраженных штевней (суда на воздушной подушке, суда с транцевой кормой и др.), шкалы осадок устанавливают по обоим бортам носовой и кормовой оконечностей.
Точность установки знаков и цифр по размеру от нижней кромки киля до нижней кромки знаков или цифр должна быть следующей:
± 2 мм - для судов, имеющих длину между перпендикулярами менее 50 м;
± 3 мм - для судов, имеющих длину между перпендикулярами, равную или превышающую 50 м.
Предельные отклонения размеров знаков и цифр по высоте должны быть не более ± 1 мм.
Шкалы осадок изготовляют и устанавливают на корпусе судна по рабочим чертежам, разработанным проектантом судна в соответствии с настоящим стандартом.
Способы изготовления знаков и цифр приведены в таблице 1. Примеры некоторых способов изготовления показаны на рисунке 4.
Таблица 1 - Способы изготовления знаков и цифр
Способ изготовления |
|
01 |
Знаки и цифры вырезаны из стального листового материала с последующим закреплением электросваркой |
02 |
Знаки и цифры вырезаны в стальном листе, который приварен к обшивке судна |
03 |
Знаки и цифры наплавлены электросваркой на обшивке судна |
04 |
Знаки и цифры обозначены валиками, наплавленными электросваркой по внешнему и внутреннему контурам цифр и знаков |
05 |
Знаки и цифры на судах со стальным корпусом выполнены в виде канавок на листах наружной обшивки и окрашены |
06 |
Знаки и цифры на судах с металлическим корпусом закернены и окрашены |
07 |
Знаки и цифры на судах с деревянным корпусом вырезаны и окрашены, либо выполнены выпуклыми и прикреплены к корпусу, либо только окрашены |
08 |
Знаки и цифры на судах с корпусом из стеклопластика изготовлены также из стеклопластика и наклеены к обшивке |
09 |
Знаки и цифры изготовлены полиграфическим способом на самоклеящейся ленте, наклеиваемой на обшивку корпуса |
Примечание - Способы 05 и 07 допускаются только при условии, если обшивка корпуса в этом месте имеет усиление не менее чем на глубину канавки, глубина которой в любом случае не должна превышать 50 % толщины обшивки. |
Рисунок 4 - Примеры способов изготовления знаков и цифр
Цвет окраски знаков и цифр должен быть контрастным относительно фона (например черный на светлом фоне, белый или желтый на темном фоне, красный на белом фоне и т.д.).
Обозначение шкал осадок, отвечающих требованиям настоящего стандарта, должно содержать следующие данные:
а) наименование: шкала осадок;
б) ссылку на настоящий стандарт;
в) тип: 1 или 2 в соответствии с пунктом 2;
г) код способа изготовления по таблице 1 (пункт 4).
Пример обозначения шкалы осадок, определяющей углубление с помощью цифр (тип 2), изготовленной путем наплавки электросваркой на обшивке судна (код 03):
Шкала осадок ГОСТ Р ИСО 7606-2005-2-03
Ключевые слова: судостроение, суда внутреннего плавания, шкалы осадок, размеры, обозначение