ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р ИСО |
Судостроение
Внутреннее судоходство
УПЛОТНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЫТИЙ ГРУЗОВЫХ ЛЮКОВ
ISO 4089:1979
Shipbuilding - Inland navigation - Sealing rubber for covers of cargo hatches
(IDT)
|
Москва Стандартинформ 2006 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 «Судостроение»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. № 403-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4089:1979 «Судостроение. Внутреннее судоходство. Уплотнения для закрытий грузовых люков» (ISO 4089:1979 «Shipbuilding - Inland navigation - Sealing rubber for covers of cargo hatches»)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ГОСТ Р ИСО 4089-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судостроение Внутреннее судоходство УПЛОТНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЫТИЙ ГРУЗОВЫХ ЛЮКОВ Shipbuilding. Inland navigation. Sealing rubber for covers of cargo hatches |
Дата введения - 2007-01-01
Настоящий стандарт призван способствовать организации производства надежных резиновых уплотнений для закрытий грузовых люков судов, внедрению оптимальных методов испытаний этих закрытий и облегчению их эксплуатации и ремонта.
Настоящий стандарт устанавливает тип, основные размеры и технические требования на резиновое уплотнение для закрытий грузовых люков судов и плавсредств внутреннего плавания различного назначения.
Уплотнение предназначено для обеспечения водо- и брызгонепроницаемости прямолинейных участков по периметру и межсекционных стыков закрытий грузовых люков.
Стандарт не распространяется на специальные резиновые уплотнения, предназначенные для создания теплоизоляционных лабиринтов.
2.1 Водонепроницаемыми считаются такие закрытия, которые сохраняют непроницаемость при воздействии воды под давлением в результате наката волн.
2.2 Брызгонепроницаемыми считаются закрытия, которые обладают способностью не пропускать воду в условиях сильного дождя и брызг.
3.1 Размеры прямоугольных резиновых уплотнений должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
Размеры в миллиметрах
Размеры уплотнения h´w* |
Типоразмерный ряд |
Размеры уплотнения h´w* |
|
1 |
42´30 |
4 |
42´107 |
2 |
42´67 |
5 |
32´67 |
3 |
42´87 |
||
* Обозначения: h - высота, w - ширина. |
3.2 Сечение паза для уплотнения может быть прямоугольным или трапецеидальным.
4.1 Уплотнение должно обеспечивать восстановление своей формы после вдавливания в него в течение одного месяца уплотнительного бурта (полосы толщиной до 20 мм или прутка диаметром до 30 мм) на (8 ± 2) мм.
Остаточная деформация уплотнения должна быть минимальной и не вызывать нарушения его непроницаемости.
4.2 Уплотнение должно обеспечивать водо- и брызгонепроницаемость и не терять своих физико-механических свойств при температуре от минус 30 °С до плюс 70 °С.
4.3 Уплотнение должно быть маслостойким.
4.4 Рабочие поверхности уплотнения и поверхности, подверженные воздействию внешней среды, должны быть светоозоностойкими.
4.5 Применяемая марка резины должна обеспечивать надежное склеивание, вулканизацию либо другие методы соединения отдельных элементов уплотнения между собой и крепление их в пазах секций люкового закрытия.
Плотность, механическая прочность и другие характеристики резины, не оговоренные в настоящем стандарте, должны соответствовать требованиям соответствующих национальных стандартов.
4.6 Крепление уплотнения на месте должно выполняться приклеиванием, вулканизацией или другим надежным методом.
Испытание на водонепроницаемость должно проводиться струей воды, направленной на закрытие, из шланга с брандспойтом диаметром не менее 16 мм при напоре воды в шланге не менее 100 кПа (соответствует высоте струи воды, выбрасываемой вверх из брандспойта у места испытания, не ниже 10 м).
Поливают с расстояния от 1 до 3 м до испытуемого участка.
Скорость прохождения брандспойтом периметра уплотнения не должна превышать 2 м/мин.
Испытание рекомендуется проводить при температуре свыше 0 °С. Допускается проводить испытания при температуре воздуха ниже 0 °С, при этом температура воды должна быть от 15 °С до 20 °С.
Результат испытания считается удовлетворительным, если на внутренних поверхностях закрытий в испытуемых местах не обнаружены потеки или капли воды.
Примечание - Для судов, подпадающих под наблюдение Российского морского регистра судоходства, в части испытания на водонепроницаемость рекомендуется руководствоваться «Правилами технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов».
При испытании на брызгонепроницаемость закрытие поливают водой из брандспойта с напором и скоростью перемещения вдоль стыков в соответствии с требованиями 5.1. При этом струя должна быть направлена вертикально вверх, создавая при падении имитацию интенсивного дождя.
Результат испытания считается удовлетворительным, если на внутренних поверхностях закрытия в испытуемых местах не обнаружены потеки воды.
Ключевые слова: судостроение, внутреннее судоходство, уплотнения для закрытий грузовых люков