ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р ИСО |
СУДОСТРОЕНИЕ
ПАЛУБНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ISO 7825:1985
Shipbuilding - Deck machinery - General requirements
(IDT)
Москва
Стандартинформ
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» на основе аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 Судостроение»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. № 391-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7825:1985 «Судостроение. Палубные механизмы. Общие требования» (ISO 7825:1985 «Shipbuilding - Deck machinery - General requirements»)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ГОСТ Р ИСО 7825-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судостроение
ПАЛУБНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Общие требования
Shipbuilding. Deck machinery. General requirements
Дата введения - 2007-01-01
Настоящий стандарт устанавливает общие технические характеристики палубных механизмов любого типа, не рассмотренные подробно в соответствующих стандартах на конкретные виды палубных механизмов. Если некоторые пункты настоящего стандарта противоречат отдельным требованиям стандартов на конкретные виды палубных механизмов, то следует руководствоваться последними.
Материал, применяемый в конструкциях различных узлов, должен соответствовать стандартам на материалы. Изготовитель несет ответственность за прочность всех узлов, подверженных нагрузкам, при условии эксплуатации палубных механизмов в соответствии с условиями договора.
Сварка и технология ее производства должны соответствовать требованиям национальных стандартов.
При отсутствии соответствующего стандарта размеры барабанов и их канатоемкость должны определяться в зависимости от диаметра, материала (стальной или синтетический) и других характеристик каната, намотанного на барабан.
Высота реборд барабана должна быть такой, чтобы реборда возвышалась над верхним слоем навивки на 2 диаметра стального каната или на 1,5 диаметра синтетического каната. Данное требование распространяется на барабаны без канатоукладчика.
4.1 Рычаги
Рычаги следует устанавливать в доступных, хорошо видных местах для обеспечения полной безопасности при работе. Они должны быть сконструированы и размещены таким образом, чтобы обеспечивалась информативность и безошибочность оперирования ими. Кроме того, они должны быть защищены от случайного воздействия.
Максимальный ход рычагов не должен превышать 600 мм при движении только в одном направлении или 300 мм в каждую сторону от центрального положения при движении в обоих направлениях. Они должны перемещаться вправо при выбирании и влево при травлении или назад при выбирании и вперед при травлении.
Иными словами, рычаг должен перемещаться в заданном направлении.
Тормоз с рычажным управлением должен включаться при движении рычага «на себя» и выключаться при движении рычага «от себя».
Ручное усилие оператора на тормоз не должно превышать 160 Н.
4.2 Педали
Педаль предназначена для управления тормозом в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самому тормозу.* Максимальное перемещение педали не должно превышать 250 мм. Усилие оператора не должно превышать 320 Н.
* Нормально замкнутому или нормально разомкнутому.
4.3 Маховики и рукоятки
Маховик или рукоятка должны приводить в действие тормоз при повороте по часовой стрелке и освобождать его при повороте против часовой стрелки. Ручное усилие оператора не должно превышать 250 Н при регулировании скорости и 500 Н в любой другой момент.
4.4 Кнопки управления
При отсутствии постоянного автоматического управления должны быть предусмотрены отдельные кнопки для каждого направления движения.
В любом случае при нажатии кнопок механизм должен включаться и при их отпускании останавливаться и надежно удерживаться на тормозе.
При необходимости данные кнопки могут быть заменены двумя кнопками «Пуск» и «Стоп».
4.5 Эксплуатационная маркировка
Все элементы управления должны иметь постоянную отличительную маркировку, кроме случаев, когда их назначение очевидно. При необходимости на хорошо видном месте должна быть нанесена инструкция.
Должен быть предусмотрен достаточный и свободный доступ для осмотра редуктора, подшипников, тормозов и т.д.
Должны быть предусмотрены в достаточном количестве легко доступные места для смазки всех деталей вручную как маслом, так и пластичной смазкой.
Ниппели должны быть стандартного типа и соответствовать национальным стандартам.
Ниппели должны быть установлены так, чтобы исключалось их повреждение от механических ударов и трения и обеспечивалась защита от грязи и нарушения покрытия. К ниппелям должен быть обеспечен свободный доступ.
Редукторы должны быть снабжены легко доступными средствами для контроля за уровнем смазки и сливными пробками.
Смазка должна сохраняться при наклоне механизмов под любым углом до 15° в любом направлении.
Все открытые передачи и движущиеся поверхности должны иметь защиту.
Электрические кабели и электрооборудование, которые могут подвергаться ударам и трению канатами или грузом, должны быть защищены трубами или другими средствами.
Должна быть предусмотрена достаточная защита, предотвращающая возможность контакта людей с поверхностями, имеющими температуру более 50 °С.
Эта температура не пригодна для гидросистем.
Перед нанесением защитного покрытия металлические поверхности должны быть очищены от следов влаги, масла, смазки, грязи, брызг от сварки, заусенцев и других загрязнений.
Все стальные поверхности, не защищенные смазкой или покрытием любого другого типа, должны быть очищены до белого металла пескоструйным аппаратом и покрыты одним слоем эпоксидной цинкосодержащей краски, тип и толщина покрытия которой выбираются по согласованию между изготовителем и заказчиком.
Палубные механизмы должны быть рассчитаны на нормальную эксплуатацию всех их узлов при температуре от минус 20 °С до плюс 60 °С.
Примечание - Более широкий диапазон температур для постоянной работы может быть указан потребителем во время заключения контракта.
Все механизмы должны иметь постоянную маркировку, содержащую:
а) наименование фирмы-изготовителя и страны;
б) обозначение согласно соответствующему национальному стандарту.
Ключевые слова: судостроение, палубные механизмы, детали машин, технические характеристики, требования к надежности
СОДЕРЖАНИЕ