ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Автомобильные транспортные средства
ТРУБКИ И ШЛАНГИ
ГИДРАВЛИЧЕСКОГО
И ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДОВ
ТОРМОЗОВ
Технические требования и методы испытаний
Москва
Стандартинформ
2006
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. № 467-ст
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства ТРУБКИ И
ШЛАНГИ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО И ПНЕВМАТИЧЕСКОГО Технические требования и методы испытаний Vehicles. Pipes
and hoses of hydraulic and pneumatic transmissions of brakes. |
Дата введения - 2006-07-01
Настоящий стандарт распространяется на трубки и шланги (рукава гибкие) с наконечниками в сборе [далее - трубки и шланги гидравлического и пневматического приводов тормозов автотранспортных средств (АТС)] и устанавливает технические требования и методы их испытаний.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и O в отношении торможения
ГОСТ Р 41.13-Н-99 (Правила ЕЭК ООН № 13-Н) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения
ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ 23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1. Трубки и шланги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 4364, ГОСТ 23181 и технической документации (ТД), утвержденной в установленном порядке.
3.2. Металлические и пластиковые трубки и резиновые рукава без наконечников, предназначенные для использования в гидравлических и пневматических тормозных приводах, должны иметь соответствующие сертификаты.
3.3. Трубки и шланги должны обладать герметичностью и прочностью при давлении:
- для гидравлического тормозного привода - по ГОСТ 23181 (пункт 1.4), но не менее 20 МПа (200 кгс/см2);
- для пневматического привода - не менее 3Pmax,
где Pmax - максимальное давление в приводе, определяемое регулятором давления по ГОСТ Р 41.13 и ГОСТ Р 41.13-Н-99Н.
3.4. Трубки и шланги должны соответствовать требованиям 3.3 после проведения испытаний в условиях их циклического нагружения в объеме не менее 150000 циклов при максимальном давлении не менее 10 МПа (100 кгс/см2) - для гидравлического привода и не менее 1,0 МПа (10,0 кгс/см2) - для пневматического привода.
4.1. Общие положения
4.1.1. Испытания проводят на оборудовании, аттестованном в соответствии с ГОСТ Р 8.568.
4.1.2. Испытания проводят по методикам, разработанным предприятиями в соответствии с требованиями настоящего стандарта и прошедшим в установленном порядке метрологическую экспертизу.
4.1.3. Трубки и шланги испытывают по следующим параметрам:
- герметичность;
- прочность;
- долговечность в условиях циклического нагружения.
4.1.4. Погрешность измерения давления - не более 3,0 %.
4.2. Испытания на герметичность и прочность
4.2.1. Испытания на герметичность и прочность трубок и шлангов проводят на испытательном оборудовании, позволяющем создать регулируемое давление рабочей жидкости не менее 30 МПа (300 кгс/см2) - для трубок и шлангов гидравлического тормозного привода и не менее 5,0 МПа (50 кгс/см2) - для трубок и шлангов пневматического тормозного привода.
Схема установки для проведения испытаний приведена на рисунке А.1 (приложение А).
4.2.2. При проведении испытаний давление жидкости Ри должно быть доведено до значения, указанного в 3.3, и выдержано на этом уровне в течение 2 мин ± 5 с.
4.2.3. Признаками потери герметичности и (или) разрушения являются:
- прекращение повышения давления в процессе работы насоса;
- появление течи жидкости, вздутия, трещин, перемещения рукавов в наконечниках.
4.2.4. После завершения испытаний по 4.3 испытания по 4.2.2 должны быть повторены.
4.3. Испытания по оценке долговечности в условиях циклического нагружения
4.3.1. Испытания по оценке долговечности трубок и шлангов в условиях циклического нагружения проводят:
- для трубок и шлангов гидравлического привода - давлением жидкости на стендовой установке, схема которой приведена на рисунке А.2 (приложение А);
- для трубок и шлангов пневматического привода - давлением сжатого воздуха на стендовой установке, схема которой приведена на рисунке А.3 (приложение А).
4.3.2. Стендовая установка должна обеспечивать возможность создания следующих условий испытаний:
4.3.2.1. Максимальное давление:
- для гидравлического привода - 10 МПа (100 кгс/см2) с возможностью регулирования;
- для пневматического привода - 1,0 МПа (10,0 кгс/см2) с возможностью регулирования.
4.3.2.2. Частота циклов пульсации давления - в диапазоне от 0 до 3 Гц с возможностью регулирования и погрешностью измерения не более 5,0 %.
4.3.3. После подключения объекта испытаний система управления должна быть отрегулирована таким образом, чтобы:
- в гидравлической магистрали стендовой установки для испытаний трубок и шлангов гидравлического привода при максимальном давлении 10 МПа (100 кгс/см2) частота пульсации давления составляла (1,5 ± 1,0) Гц;
- в пневматической магистрали стендовой установки для испытаний трубок и шлангов пневматического привода при максимальном давлении 1,0 МПа (10,0 кгс/см2) частота пульсации давления составляла (1,5 ± 1,0) Гц.
4.3.4. Общее число циклов нагружения должно быть не менее 150000.
5.1. По результатам испытаний оформляют протокол, в котором приводят идентификационные сведения об объекте испытаний, значения измеренных параметров и данные, характеризующие поведение объекта в процессе испытаний.
5.2. Форма протокола испытаний приведена в приложении Б.
1 - объекты испытаний; 2 - контрольный манометр; 3 - сливной кран; 4 - клапан прокачки; P - давление на входе
Рисунок А.1. - Схема установки для испытаний трубок и шлангов гидравлического и пневматического привода на герметичность и прочность
1 - компрессор; 2 - пневматическая магистраль; 3 - электропневмоклапан; 4 - регулятор давления; 5 - манометр; 6 - пневматическая камера; 7 - главный тормозной цилиндр; 8 - гидравлические манометры; 9 - объекты испытаний; 10 - блок питания; 11 - генератор импульсов; 12 - счетчик импульсов
Рисунок А.2. - Схема установки для испытаний трубок и шлангов гидравлического привода на долговечность при циклическом нагружении
1 - компрессор; 2 - пневматическая магистраль; 3 - электропневмоклапан; 4 - регулятор давления; 5 - манометр; 6 - объекты испытаний; 7 - блок питания; 8 - генератор импульсов; 9 - счетчик импульсов
Рисунок А.3. - Схема установки для испытаний трубок и шлангов пневматического привода при циклическом нагружении
УТВЕРЖДАЮ Руководитель испытательного подразделения _______________ _______________________ личная подпись расшифровка подписи «______»____________200 _____г. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ № ________ 1. Идентификационные данные об объекте испытаний ______________________ 2. Цель испытаний Определение соответствия трубок и шлангов требованиям нормативных документов (ГОСТ Р _________________________________________________________________, ГОСТ 4364, ГОСТ 23181) и КД 3. Методика испытаний Методика испытаний разработана в соответствии с требованиями ГОСТ Р_______ 4. Результаты испытаний
5. Заключение Представленный объект испытаний соответствует / не соответствует требованиям КД и нормативных документов (ГОСТ Р ______, ГОСТ 4364, ГОСТ 23181) Испытания провел ____________________ ______________________________ личная подпись расшифровка подписи «_____»____________200___г.
|
СОДЕРЖАНИЕ
5. Оформление результатов испытаний. 4 Приложение А Схема установки для проведения испытания трубок и шлангов. 4 |
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, трубки и шланги гидравлического тормозного привода, трубки и шланги пневматического тормозного привода, наконечники в сборе, герметичность и прочность, долговечность, циклическое нагружение