МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ С
РАЗМЕЛЬЧЕНИЕМ ИХ С ПОМОЩЬЮ ДОБАВОК
ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И
ИЗВЕСТИ
Балашиха
Московской области
1970
При укреплении тяжелых глинистых грунтов современными методами (цементом, битумом и комплексными способами) не всегда удается получить на производстве материал, по физико-механическим свойствам близкий к тому, который получают в лаборатории или на стенде.
Проведенные за последние годы исследования Союздорнии показали, что требуемые физико-механические свойства укрепленных грунтов в значительной степени зависят от качества размельчения тяжелых суглинков и глин современными машинами (особенно фрезой Д-530). Размельченный таким образом грунт содержит большое количество крупных комков (агрегатов), что обусловливает неоднородность смеси по распределению вяжущего и является причиной пониженной водо- и морозостойкости укрепленного грунта.
Для улучшения размельчения тяжелых грунтов в процессе работы фрезы Д-530 и грунтосмесителя Д-391 было предложено вводить в грунт поверхностно-активные вещества неиногенного типа (ПАВ) и известь.
Результаты исследований и опытных работ на грунтах различных генетических типов показали целесообразность предлагаемых методов размельчения и легли в основу «Предложений по укреплению глинистых грунтов с размельчением их с помощью добавок ПАВ и извести».
Настоящие «Предложения» составлены для широкого производственного применения рекомендуемой технологии.
«Предложения» разработали канд. геол.-минерал. наук Л.Н. Ястребова и инж. Е.И. Путилин.
Замечания и пожелания по «Предложениям» просьба направлять по адресу: Московская область, Балашиха-6, Союздорнии.
ЗАМ. ДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ
ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ
кандидат технических наук Ю. Мотылев
1. Настоящие «Предложения» являются развитием и пополнением «Указаний по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами» (СН 25-64) и «Технических указаний по комплексным методам укрепления грунтов цементом с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий» (ВСН 158-69) в части методов и технологии размельчения глинистых грунтов при укреплении их вяжущими материалами (цементом и жидким битумом).
2. Добавки химических веществ в соответствии с требованиями СН 25-64 и ВСН 158-69 вводят при укреплении тяжелых суглинков и глин вяжущими материалами. При использовании в качестве вяжущего цемента применяют добавки извести, каустической соды или легкорастворимых солей. При укреплении этих грунтов жидким битумом улучшают их гранулометрический состав скелетной добавкой (песком) и применяют добавку извести.
3. Эффективность этих методов (соответствие физико-механических свойств производственных смесей требуемым нормативам и обеспечение долговечности конструктивного слоя) достигается в том случае, если при строительстве оснований и покрытий грунты размельчены согласно требованиям СН 25-64.
4. Требования к степени размельчения глинистых грунтов при использовании линейных грунтосмесительных машин Д-391 и Д-530 с применением для укрепления рекомендуемых добавок не обеспечиваются в следующих случаях:
- при укреплении тяжелых суглинков и глин в сухую и жаркую погоду в III, IV и V дорожно-климатических зонах, когда естественная влажность грунтов менее оптимальной для размельчения, с использованием фрезы Д-530 и грунтосмесителя Д-391;
- при укреплении глин различных разновидностей с влажностью оптимальной для размельчения, с использованием фрезы Д-530 и грунтосмесителя Д-391;
- при укреплении тяжелых суглинков с влажностью оптимальной для размельчения, с использованием фрезы Д-530.
5. «Предложения по укреплению глинистых грунтов с размельчением их с помощью добавок ПАВ и извести» разработаны для районов строительства дорог, где основным типом местных грунтов являются тяжелые суглинки и глины, а карьеры песчаных и супесчаных грунтов находятся от места строительства на расстоянии более 5 км.
6. Применение добавок ПАВ и извести в процессе размельчения глинистых грунтов обеспечивает:
а) повышение однородности смеси и за счет этого увеличение водо- и морозостойкости укрепленного грунта;
б) увеличение производительности труда за счет интенсифицирования процесса размельчения грунтов.
7. Правильный выбор добавок ПАВ и извести обеспечивает при использовании грунтосмесителя Д-391 и фрезы Д-530 требуемую степень размельчения различных разновидностей тяжелых суглинков и глин с числом пластичности до 23:
- с влажностью оптимальной и менее оптимальной;
- с влажностью более оптимальной.
8. Устройство дорожных оснований и покрытий из местных глинистых грунтов, укрепленных вяжущими материалами и размельченных с добавками ПАВ, взамен оснований и покрытий из привозных супесчаных или песчаных грунтов, укрепленных вяжущими, дает экономию (в зависимости от стоимости ПАВ и дальности возки супесчаного или песчаного грунта) 1,3 - 1,7 тыс. руб. на 1 км. При использовании в качестве добавки извести экономия составляет 1,0 - 3,8 тыс. руб. на 1 км.
9. При устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий из тяжелых суглинков и глин, укрепленных цементом или жидким битумом, во II, III, IV и V дорожно-климатических зонах применяют для размельчения следующие добавки, которые должны удовлетворять требованиям ГОСТ:
- известь негашеная (молотая кипелка) или гашеная - ГОСТ 9179-59;
- сульфитно-спиртовая барда - ССБ (бардяной концентрат) - ГОСТ 8518-57;
- смачиватель ОП-7 или ОП-10 - ГОСТ 8433-57.
10. Степень размельчения грунтов зависит не только от числа пластичности грунтов и их естественной влажности, но и в значительной степени от генетического типа грунтов: содержания гумуса, карбонатов, полуторных окислов, легкорастворимых солей и поглощенного натрия, а также типа грунтосмесительной машины.
11. Ввиду неодинаковой эффективности рекомендуемых добавок для размельчения грунтов в зависимости от указанных факторов при выборе добавки следует учитывать как свойства укрепляемых грунтов (табл. 1), так и тип машины, который будет использован на строительном объекте для размельчения грунтов и смешения с вяжущим.
12. При влажности грунтов, превышающей оптимальную для размельчения не более чем на 12 % (согласно ВСН 158-69), применяют добавку извести. При влажности грунтов, близкой к оптимальной, добавку извести следует применять в основном в условиях II и III дорожно-климатических зон.
Таблица 1
Область применения добавок ПАВ и извести
Естественная влажность грунтов |
|||
более оптимальной2) для размельчения (более 0,3 - 0,4F) |
оптимальная для размельчения (0,3 - 0,4F) |
менее оптимальной для размельчения (менее 0,3 - 0,4F) |
|
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые: лессы, лессовидные и покровные (с числом пластичности 12 - 17) |
Известь |
ССБ3), ОП-7, ОП-10 |
ССБ4), ОП-7, ОП-10 |
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые гумусированные (с числом пластичности 12 - 17) |
" |
Известь, ОП-7, ОП-10 |
ОП-7, ОП-10 |
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые: моренные, засоленные, солонцеватые1) (с числом пластичности 12 - 17) |
" |
Известь, ССБ, ОП-7, ОП-10 |
ССБ4), ОП-7, ОП-10 |
Глины песчанистые и глины пылеватые: лессы, лессовидные и покровные (с числом пластичности 17 - 23) |
" |
Известь, ССБ, ОП-7, ОП-10 |
ССБ4), ОП-7, ОП-10 |
Глины песчанистые и глины пылеватые гумусированные (с числом пластичности 17 - 23) |
" |
Известь, ОП-7, ОП-10 |
ОП-7, ОП-10 |
Глины песчанистые и глины пылеватые: моренные, засоленные, солонцеватые1) (с числом пластичности 17 - 23) |
" |
Известь, ССБ, ОП-7, OП-I0 |
ССБ4), ОП-7, ОП-10 |
Примечания: 1. Засоленные и солонцеватые суглинки и глины по содержанию легкорастворимых солей и поглощенного натрия должны удовлетворять требованиям СН 25-64.
2. Влажность грунтов должна превышать оптимальную для размельчения не более чем на 12 %.
3. Добавки ССБ, ОП-7 применяют только при размельчении грунтов фрезой Д-530.
4. Добавки ССБ применяют при размельчении грунтов смесителем Д-391.
13. Из рекомендуемых добавок ПАВ для размельчения глинистых грунтов любых генетических типов наиболее эффективны ОП-7 или ОП-10.
14. Добавку ОП-7 (ОП-10) ввиду высокой стоимости в настоящее время экономически целесообразно применять в районах, где дальность возки супесчаных или песчаных грунтов, которыми можно заменить глинистые грунты, не превышает 15 км.
15. Добавку ССБ используют при дальности возки супесчаных или песчаных грунтов более 5 км для размельчения тяжелых суглинков и глин, за исключением их гумусированных разновидностей. При размельчении тяжелых суглинков засоленных и солонцеватых, а также глин всех разновидностей с добавкой ССБ рекомендуется использовать смеситель Д-391.
16. Добавки ССБ и ОП-7 (ОП-10) рекомендуются для укрепления грунтов в IV и V дорожно-климатических зонах в жаркий период года, когда естественная влажность грунтов менее оптимальной для размельчения.
17. Ориентировочную норму добавок для размельчения различных грунтов (табл. 2) рекомендуется учитывать при подсчете потребного количества в процессе составления проектных заданий на строительство дорог с основаниями или покрытиями из грунтов, укрепленных вяжущими. Большее количество добавки ССБ или ОП-7 (ОП-10) следует предусматривать при строительстве дорог в IV и V дорожно-климатических зонах, меньшее - во II и III зонах.
18. Грунты с добавками ССБ и ОП-7 (ОП-10), укрепленные оптимальной дозировкой цемента, должны по физико-механическим свойствам соответствовать требованиям СН 25-64. Если физико-механические свойства грунта, укрепленного цементом, с добавкой ССБ или ОП-7 (ОП-10), не отвечают указанным требованиям, то в грунтовую смесь добавляют каустическую соду или соли (см. ВСН 158-69).
Таблица 2
Расход добавок ПАВ и извести
Ориентировочное количество добавок |
|||
Известь |
ССБ |
ОП-7 |
|
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые: лессы, лессовидные и покровные (с числом пластичности 12 - 17) |
2 - 3 40 - 60 |
0,1 - 0,2 2 - 4 |
0,05 - 0,2 1 - 4 |
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые гумусированные (с числом пластичности 12 - 17) |
2 - 3 40 - 60 |
- |
0,05 - 0,2 1 - 4 |
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые: моренные, засоленные, солонцеватые (с числом пластичности 12 - 17) |
2 - 3 40 - 60 |
0,2 - 0,5 4 - 10 |
0,1 - 0,5 2 - 10 |
Глины песчанистые и глины пылеватые: лессы, лессовидные и покровные (с числом пластичности 17 - 23) |
3 - 5 60 - 100 |
0,2 - 0,5 2 - 10 |
0,1 - 0,5 2 - 10 |
Глины песчанистые и глины пылеватые: гумусированные (с числом пластичности 17 - 23) |
3 - 5 60 - 100 |
- |
0,1 - 0,5 2 - 10 |
Глины песчанистые и глины пылеватые: моренные, засоленные, солонцеватые (с числом пластичности 17 - 23) |
3 - 6 60 - 120 |
0,3 - 0,7 6 - 14 |
0,2 - 0,5 4 - 10 |
Примечания: 1. Расход добавок указан в числителе в % от веса грунта, в знаменателе в кг/м3 грунта.
2. Меньшее количество добавок рекомендуется для грунтов с влажностью, близкой к оптимальной, для размельчения и меньшим числом пластичности, большее количество добавки - для грунтов с влажностью менее оптимальной и большим числом пластичности.
19. При укреплении тяжелых суглинков и глин жидким битумом с добавкой ССБ или ОП-7 (ОП-10) вводят добавку песка до 25 %. Физико-механические свойства таких смесей должны удовлетворять требованиям СН 25-64.
20. При устройстве дорожных оснований и покрытий из глинистых грунтов, укрепленных цементом или жидким битумом, с применением для размельчения грунтов добавок ПАВ и извести, технология работ принимается в соответствии с СН 25-64.
21. Земляное полотно перед вывозом грунта, предназначенного для укрепления, должно быть подготовлено в соответствии с СНиП II-Д.5-62.
22. Работы по укреплению глинистых грунтов цементом с применением добавок ПАВ и извести выполняют согласно технологическим схемам № 1 и 2 (Приложение).
23. В случае необходимости введения в укрепляемую цементом глину двойных добавок: ОП-7 или ССБ - в процессе размельчения грунта, - а также легкорастворимых солей или каустической соды при увлажнении цементогрунтовой смеси до оптимальной влажности, первую операцию выполняют в соответствии с рекомендуемыми технологическими схемами № 1 и 2, а вторую - в соответствии с технологическими схемами № 1 и 3 ВСН 158-69.
24. Размельчение грунта с добавкой извести и укрепление его цементом производят по технологическим схемам, приведенным в ВСН 158-69.
а) на подготовленное земляное полотно вывозят грунт, необходимый для укрепления, за одну или две смены до начала работ и распределяют автогрейдером на заданную ширину;
б) по слою грунта распределяют водный раствор добавки ОП-7 или ССБ в необходимом количестве и перемешивают с грунтом фрезой Д-530 за один проход по одному следу.
При производстве работ в жаркую погоду раствор добавки рекомендуется распределять в конце рабочего дня.
Раствор добавки вводят через дозировочное устройство фрезы Д-530;
в) слой грунта с добавкой уплотняют 1 - 2 проходами катком на пневмошинах до плотности не более 0,85 от максимальной стандартной плотности;
г) для равномерного распределения водного раствора добавки грунт размельчают за один проход фрезы по одному следу не ранее чем через 6 час и не позднее одних суток после смешения грунта с добавкой ПАВ;
д) затем фреза Д-530 с распределителем цемента выполняют все технологические операции по дозированию цемента и перемешиванию его с грунтом и уплотнению смеси согласно примерной технологической схеме № 1.
26. При проведении работ с ведущей машиной Д-391 в отряде должна быть фреза Д-530, которая выполняет работы по дозированию и перемешиванию с грунтом добавки ПАВ согласно п. 25 (б). Перемешанный с добавкой и уплотненный слой грунта размельчают за один проход грунтосмесителя Д-391. Дозирование цемента, увлажнение смеси до оптимальной влажности и перемешивание выполняют по технологической схеме № 2.
27. При укреплении грунтов жидким битумом размельчение их с помощью добавок ОП-7 и ССБ производят по такой же технологии, как и при укреплении цементом.
28. Смешение с битумом и уплотнение слоя выполняют согласно примерной технологической схеме № 3 СН 25-64. При использовании в качестве ведущей машины смесителя Д-391 размельчают грунт, дозируют битум и перемешивают его с грунтом за один проход машины.
Работы по укреплению глинистых грунтов жидким битумом с применением добавок ОП-7 или ССБ и добавок песка проводят в соответствии с технологической схемой № 3.
29. При производстве работ по размельчению грунтов с применением добавок необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, принятые на дорожных работах (СНиП III-А.11-62), а также специальные меры техники безопасности при применении химических веществ (ВСН 158-69).
30. Из ПАВ, рекомендуемых для применения, сульфитно-спиртовая барда и смачиватель ОП-7 (ОП-10) не являются ядовитыми, огнеопасными или взрывоопасными веществами, и поэтому при работе с ними специальных мер предосторожности не требуется.
31. Известь, особенно негашеная, может вызвать ожоги и язвы на коже, она раздражает слизистые оболочки, вызывает хроническое раздражение кожи, ломкость ногтей. Особенно сильно известь действует на глаза. Поэтому рабочие, страдающие кожными заболеваниями или заболеваниями дыхательных путей, к работе с известью не допускаются.
Если у лиц, занятых на этих работах, обнаружено значительное раздражение кожи или дыхательных путей, их нужно немедленно перевести на другую работу.
32. Работающие с известью обеспечиваются необходимой спецодеждой, нарукавниками, рукавицами, респираторами и очками. Перед работой с известью открытые части тела следует смазывать вазелином. При попадании извести на руки ее можно нейтрализовать раствором уксуса, маслом, а затем смыть теплой водой.
33. Погрузка и разгрузка извести должна быть механизирована. Известь транспортируют в цементовозах и грузят в баки распределительных машин пневматическим способом (через специальные рукава) с герметизацией горловин, предупреждающих распыливание.
34. Распределительные устройства машин должны быть герметизированы; все механизмы, через которые проходят сыпучие материалы в распределительных устройствах, особенно гибкие шарниры, должны быть покрыты брезентовыми кожухами.
35. Перемешивание добавок извести, а также водных растворов ПАВ (ССБ и ОП-7) с грунтом должны выполнять машины, снабженные хорошо подогнанными кожухами на рабочих органах. Снимать и поднимать кожухи во время работы запрещается.
36. При приготовлении водных растворов ПАВ необходимо учитывать следующее:
а) растворы должны приготавливать в емкостях, оборудованных механическими мешалками, загрузочными приспособлениями и насосами для перекачки растворов;
б) емкости для приготовления растворов должны иметь ограждения (решетки, заборы), исключающие возможность несчастных случаев.
Добавки извести назначают в соответствии с табл. 2. Расход добавок ОП-7 (или ОП-10) и ССБ, рекомендованный табл. 2, уточняют путем определения прочности при сжатии образцов грунта в зависимости от количества добавок этих веществ. Оптимальное количество добавки - это то количество, при котором прочность грунта с добавкой наименьшая.
Для определения оптимального количества добавки ПАВ из размельченного грунта (частицы мельче 2 мм), высушенного до воздушно-сухого состояния приготавливают 5 - 6 смесей с разным количеством добавки.
Добавки вводят в количестве 0,05; 0,1; 0,25; 0,5; 0,75; 1,0 % от веса грунта.
Влажность грунта с добавкой ПАВ перед приготовлением образцов должна соответствовать оптимальной для уплотнения грунта (0,5 - 0,6 от влажности, соответствующей границе текучести грунта F).
Смесь грунта с ПАВ готовят следующим образом: определяют количество воды, которое необходимо добавить в грунт для достижения им оптимальной влажности. В мензурки или стаканы (по числу смесей) с этим количеством воды добавляют различное количество ПАВ из расчета, рекомендованного выше. ПАВ должно полностью раствориться в воде. Для этого растворы рекомендуется приготавливать за сутки до смешения с грунтом и подогревать воду до температуры не выше 60 - 80 °С. После получения однородного раствора его перемешивают с грунтом.
Из приготовленной смеси сразу же формуют 4 - 5 параллельных образцов уплотнением на прессе при нагрузке 150 кГ/см2 или в приборе стандартного уплотнения 30 ударами гири. Рекомендуемые размеры форм и методика приготовления образцов приведены в СН 25-64.
Прочность при сжатии образцов определяют на следующий день после их изготовления. Образцы хранят до испытания в камере влажного хранения или эксикаторе для сохранения оптимальной влажности.
При размельчении грунтов на дороге с влажностью менее оптимальной для размельчения (0,15 - 0,25 от F) количество добавки, установленное по методике, изложенной выше, следует увеличить на 25 %.
Для определения соответствия физико-механических свойств грунтов, укрепленных цементом с добавкой ПАВ, требованиям СН 25-64 смесь приготавливают из грунтов с оптимальными количествами добавок ПАВ и цемента и испытывают образцы по методике, изложенной в СН 25-64. При несоответствии этих свойств указанным требованиям в смесь вводят добавку NaOH или Na2SO4 или CaCl2 и снова проводят испытания.
Соответствие физико-механических свойств грунтов, укрепленных жидким битумом с добавками ПАВ, устанавливают при добавке в грунт песка в количестве не более 25 % от веса грунта.
Устройство однослойного дорожного основания или покрытия толщиной 16 см из тяжелого суглинистого грунта, укрепленного цементом, с добавками ПАВ для улучшения размельчения с помощью фрезы Д-530 на тракторе С-100
№ технологических операций |
№ захваток |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
1 |
1 |
Разработка грунта II группы в притрассовом резерве скрепером Д-458, работающим в сцепе с трактором ДТ-54, с подвозкой грунта на земляное полотно на среднее расстояние 200 м Потребность грунта на 1 км: 1000 ´ 8,00 ´ 0,16 ´ 1,1 ´ 1,03 = 1450 м3 |
м3 |
1450 |
200 |
2 |
1 |
Распределение грунта автогрейдером Д-598 по всей ширине основания за 6 круговых проходов при скорости движения 3 км/час и длине участка 150 м |
км |
1 |
0,83 |
3 |
1 |
Подвозка раствора, ПАВ поливомоечными машинами ПM-130 на среднее расстояние 2 км из расчета 3 % от веса грунта 1000 ´ 8 ´ 0,16 ´ 2,00 ´ 0,03 = 77 т ПАВ требуется (из расчета 0,25 % от веса грунта) 1000 ´ 8 ´ 0,16 ´ 2,00 ´ 0,0025 = 6,4 т |
т |
77 |
42,3 |
4 |
1 |
Введение раствора ПАВ в грунт через распределительную систему фрезы Д-530 при перемешивании раствора с грунтом за один проход по одному следу или за 4 прохода по ширине основания на второй скорости |
км |
1 |
0,35 |
5 |
1 |
Прикатка грунта самоходным катком Д-627 за 1 - 2 прохода по одному следу или за 48 проходов по ширине основания до плотности не выше 0,85 от максимальной |
км |
1 |
2,98 |
6 |
2 |
Размельчение грунта фрезой Д-530 на тракторе С-100 за 1 проход по одному следу и за 4 прохода по ширине основания на второй скорости |
км |
1 |
0,35 |
7 |
2 |
Введение цемента в грунт распределителем цемента Д-343Б с трактором ДТ-54 за 4 прохода по ширине основания при дозировке цемента 37,5 кг/см2 |
т |
300 |
77 |
7а |
2 |
Подвозка цемента цементовозами С-853 на среднее расстояние 20 км из расчета добавки цемента 12 % по весу смеси Потребность цемента на 1 км: 8,0 ´ 1000 ´ 0,18 ´ 2,00 ´ 0,12 = 300 т |
т |
300 |
37 |
8 |
2 |
Перемешивание цемента с грунтом за 1 проход фрезы Д-530 по одному следу на второй скорости с последующим увлажнением смеси через распределительную систему фрезы и перемешивание увлажненной смеси еще за 2 прохода по одному месту на второй, третьей скорости |
км |
1 |
0,15 |
8а |
2 |
Подвозка воды для увлажнения грунта до оптимальной влажности поливомоечными машинами ПМ-130 из расчета увлажнения грунта на 3 % на среднее расстояние 10 км 8,0 ´ 1000 ´ 0,16 ´ 2,00 ´ 0,03 = 75 т |
т |
75 |
26 |
9 |
2 |
Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-598 за 8 круговых проходов по ширине основания при скорости движения 3 км/час и длине участка 150 м |
км |
1 |
0,62 |
10 |
2 |
Уплотнение слоя укрепленного грунта катком Д-627 за 18 проходов по одному следу или за 72 прохода по ширине основания. При выполнении первых двух проходов на первой скорости, средних - на второй и последних трех - на третьей |
км |
1 |
0,47 |
11 |
2 |
Розлив битумной эмульсии по готовому слою в количестве 0,9 - 1 л/м2 автогудронатором Д-640. Потребность битумной эмульсии на 1 км составляет 7,2 - 8,0 тыс. л |
тыс. л |
7,2 - 8,0 |
15 |
Потребность в машино-сменах на 1 км
Дорожная фреза Д-530........................................ 12,3
Автоцементовоз С-853....................................... 8,1
Поливомоечная машина ПМ-130...................... 4,7
Распределитель цемента Д-343Б........................ 3,9
Автогрейдер Д-598.............................................. 2,8
Самоходный пневмокаток Д-627...................... 3,0
Скрепер Д-458..................................................... 7,2
Автогудронатор Д-640........................................ 0,5
Примерная технологическая схема № 2
Устройство однослойного дорожного основания или покрытия толщиной 16 см из тяжелого суглинистого грунта, укрепленного цементом, с добавками ПАВ для улучшения размельчения с помощью грунтосмесителя Д-391
№ технологических опeраций |
№ захваток |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
1 |
1 |
Разработка грунта II группы в притрассовом резерве скрепером Д-458, работающим в сцепе с трактором ДТ-54, с подвозкой грунта на земляное полотно на среднее расстояние 200 м Потребность грунта на 1 км: 1000 ´ 8,0 ´ 0,16 ´ 1,1 ´ 1,03 = 1450 м |
м3 |
1450 |
200 |
2 |
1 |
Распределение грунта автогрейдером Д-598 по всей ширине основания за 6 круговых проходов при скорости движения 3 км/час и длине участка 200 м |
км |
1 |
0,93 |
3 |
1 |
Подвозка раствора ПАВ поливомоечными машинами ПМ-130 на среднее расстояние 2 км из расчета 3 % от веса грунта: 1000 ´ 8,0 ´ 0,16 ´ 2,0 ´ 0,03 = 77 т ПАВ требуется из расчета 0,25 % от веса грунта 1000 ´ 8 ´ 0,16 ´ 2,00 ´ 0,0025 = 6,4 т |
т |
77 |
42,3 |
4 |
1 |
Введение раствора ПАВ в грунт через распределительную систему фрезы Д-530 и при перемешивании раствора с грунтом за один проход по одному следу или за четыре прохода по ширине основания на второй скорости |
км |
1 |
0,35 |
5 |
1 |
Прикатка грунта самоходным катком Д-627 за один-два прохода по одному следу или за четыре-восемь проходов по ширине основания до плотности не выше 0,85 от максимальной стандартной плотности |
км |
1 |
2,98 |
6 |
1 |
Профилирование смеси автогрейдером Д-598 за пять-шесть круговых проходов по ширине основания |
км |
1 |
0,93 |
7 |
2 |
Подвозка цемента цементовозами С-853 на среднее расстояние 20 км из расчета добавки цемента 12 % по весу смеси. Потребность цемента на 1 км: 1000 ´ 8,0 ´ 0,16 ´ 2,00 ´ 0,12 = 300 т |
т |
300 |
27 |
8 |
2 |
Подвозка воды для увлажнения грунта до оптимальной влажности поливомоечными машинами ПМ-130 из расчета увлажнения грунта на 2 % при транспортировании на среднее расстояние 10 км и заполнением водой бака грунтосмесителя: потребность воды на 1 км: 1000 ´ 8,0 ´ 0,16 ´ 2,0 ´ 0,02 = 51 т |
т |
51 |
26 |
9 |
2 |
Размельчение грунта, дозирование цемента, доувлажнение смеси до оптимальной влажности, перемешивание смеси грунтосмесительной машиной Д-391 за четыре прохода по ширине основания на второй скорости |
км |
1 |
0,32 |
10 |
2 |
Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-598 за восемь круговых проходов по ширине основания при скорости движения 3 км/час и длине участка 200 м |
км |
1 |
0,70 |
11 |
2 |
Уплотнение слоя укрепленного грунта катком Д-627 за 18 проходов по одному следу или за 72 прохода по ширине основания. При выполнении первых 2 проходов на первой скорости, средних - на второй и последних 3 - на третьей |
км |
1 |
0,34 |
12 |
2 |
Розлив битумной эмульсии до готовому слою в количестве 0,9 - 1,0 л/м2 автогудронатором Д-640. Потребность эмульсии на 1 км составляет 7,2 - 8,0 тыс. л |
тыс. л |
7,2 - 8,0 |
15 |
Потребность в машино-сменах на 1 км
Грунтосмесительная машина Д-391.............. 3,1
Дорожная фреза Д-530.................................... 2,9
Автоцементовоз С-853................................... 11,1
Поливомоечная машина ПМ-130.................. 3,7
Автогрейдер Д-426.......................................... 2,54
Самоходный пневмокаток Д-627.................. 4,0
Скрепер Д-458................................................. 7,2
Автогудронатор Д-640.................................... 0,5
Примерная технологическая схема № 3
Устройство однослойного дорожного основания или покрытия толщиной 16 см из суглинистого грунта, укрепленного битумом с добавкой 25 % песка и добавками ПАВ, с помощью фрезы Д-530
№ технологических опeраций |
№ захваток |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
1 |
1 |
Разработка песка в карьере экскаватором, подвозка его на среднее расстояние 10 км самосвалами ЗИЛ-555. Потребность песка 25 % от веса грунта. 1000 ´ 8,0 ´ 0,16 ´ 1,1 ´ 1,03 ´ 0,25 = 360 м3 |
м3 |
360 |
10,6 |
2 |
1 |
Распределение песка автогрейдером Д-598 по всей ширине основания за четыре круговых прохода при скорости движения 3 км/час и длине участка 125 м |
км |
1 |
0,9 |
3 |
1 |
Разработка грунта II группы в притрассовом резерве скрепером Д-458, работающим в сцепе с трактором ДТ-54, с подвозкой грунта на земляное полотно на среднее расстояние 200 м. Потребность грунта на 1 км: 1000 ´ 8,0 ´ 0,16 ´1,1 ´1,03 ´ 0,75 = 1090 м3 |
м3 |
1090 |
200 |
4 |
1 |
Распределение грунта автогрейдером Д-598 по всей ширине основания за 6 круговых проходов при скорости движения 3 км/час и длине участка 125 м |
км |
1 |
0,83 |
5 |
1 |
Подвозка раствора ПАВ поливомоечной машиной ПМ-130 на среднее расстояние 2 км из расчета 3 % от веса грунта и потребности ПАВ - 0,25 % от веса грунта. Раствора: 1000 ´ 8,0 ´ 0,16 ´ 2,00 ´ 0,03 = 78 т ПАВ: 1000 ´ 8,0 ´ 0,16 ´ 2,00 ´ 0,0025 = 6,4 т |
т |
78 |
42,3 |
6 |
1 |
Перемешивание грунта с раствором ПАВ и с песком фрезой Д-530 за один проход по одному следу на второй скорости |
км |
1 |
0,19 |
7 |
1 |
Прикатка смеси грунта с песком самоходным пневмокатком Д-627 за один - два прохода по одному следу до плотности не выше 0,85 от максимальной стандартной |
км |
1 |
1,04 |
8 |
2 |
Размельчение грунта с дополнительным перемешиванием его с песком фрезой Д-530 за один проход по одному следу на второй, третьей скорости |
км |
1 |
0,19 |
9 |
2 |
Подвозка битума битумовозом на среднее расстояние 10 км из расчета 6 % от веса смеси. Потребность битума на 1 км: 1000 ´ 8,0 ´0,16 ´ 2,00 ´ 0,06 = 154 т |
т |
154 |
25,5 |
10 |
2 |
Введение битума в грунт через распределительную систему фрезы Д-530 за один проход по одному следу на первой скорости |
км |
1 |
0,14 |
11 |
2 |
Перемешивание грунта с битумом за один проход по одному следу фрезы Д-530 на первой скорости |
км |
1 |
0,14 |
12 |
2 |
Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-598 за восемь круговых проходов по ширине основания при скорости движения 3 км/час и длине участка 125 м |
км |
1 |
0,62 |
13 |
2 |
Уплотнение слоя укрепленного грунта катком Д-627 за 18 проходов по одному следу или за 72 прохода по ширине основания, при выполнении первых двух проходов на первой скорости, средних - на второй и последних трех - на третьей |
км |
1 |
0,47 |
14 |
2 |
Розлив битумной эмульсии по готовому слою в количестве 0,9 - 1 л/м2 автогудронатором Д-640. Потребность битумной эмульсии на 1 км составляет 7,2 - 8,0 тыс. л |
тыс. л |
7,2 - 8,0 |
15 |
Потребность в машино-сменах на 1 км
Дорожная фреза Д-530.................................... 24,8
Битумовозы...................................................... 6,1
Поливомоечная машина ПМ-130.................. 1,9
Автогрейдер Д-598.......................................... 3,9
Самоходный пневмокаток Д-627.................. 3,1
Скрепер Д-458................................................. 5,5
Экскаватор Э-205............................................ 1,2
Автомобили-самосвалы ЗИЛ-555.................. 34,0
Автогудронатор Д-640.................................... 0,5
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ С РАЗМЕЛЬЧЕНИЕМ ИХ С ПОМОЩЬЮ ДОБАВОК ПАВ И ИЗВЕСТИ. Союздорнии, Балашиха-6 Московской обл., 1970.
Для улучшения размельчения тяжелых суглинков и глин грунтосмесителем Д-391 и фрезой Д-530 рекомендовано вводить при укреплении грунтов цементом или жидким битумом добавки ПАВ (ССБ и ОП-7 или ОП-10) и извести.
Применение указанных добавок обеспечивает повышение однородности смеси и за счет этого увеличение водо- и морозостойкости укрепленного грунта, увеличение производительности за счет интенсификации процесса размельчения.
Указана область применения добавок ПАВ и извести и требования к ним. Изложены технология проведения работ, техника безопасности при работе с химическими добавками и лабораторные методы определения расхода химической добавки.
Табл. - 2.
СОДЕРЖАНИЕ
Область применения и требования к добавкам пав и извести. 2 Технология производства работ. 4 Техника безопасности при работе с добавками пав и извести. 5 |