МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСШИРЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ
МЕЛКИХ ПЕСКОВ И МАЛОПРОЧНЫХ КАМЕННЫХ
МАТЕРИАЛОВ В КОНСТРУКЦИЯХ
ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ВО II И V
ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ
Одобрены главным техническими управлением Минтрансстроя СССР
Москва 1975
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСШИРЕНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЛКИХ ПЕСКОВ И МАЛОПРОЧНЫХ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНСТРУКЦИЯХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ВО II и V ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ. Союздорнии. М., 1975.
Предназначены для производственного внедрения комплексных методов укрепления мелких песков и малопрочных каменных материалов с применением медленногустеющих жидких битумов, битумных эмульсий, паст, сырых нефтей и отходов промышленности типа зол уноса сухого отбора на внегородских автомобильных дорогах общего пользования II - V категорий.
Укрепленные минеральные материалы рекомендованы для устройства верхних слоев оснований, облегченных покрытий и подстилающих слоев.
Даны примеры конструктивных решений и изложены основные особенности технологии производства работ в зависимости от предлагаемого метода укрепления, вида конструктивного слоя и региональных условий строительства, а также приведены требования к материалам, контролю производства работ и технике безопасности.
Табл. 9.
«Методические рекомендации по расширению применения мелких песков и малопрочных каменных материалов в конструкциях дорожных одежд во II и V дорожно-климатических зонах» разработаны на основе исследований Союздорнии и его Среднеазиатского филиала, а также широкого опытного строительства, проведенного совместно с трестами «Средаздорстрой» Главдорстроя, «Латавтодормост» Минавтошосдора Латвийской ССР и ДСУ Минавтошосдора Туркменской и Узбекской ССР в течение 1973 - 1974 гг.
Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для устройства подстилающих слоев, оснований и покрытий из укрепленных различными способами мелких песков и малопрочных каменных материалов на внегородских автомобильных дорогах общего пользования II - V категорий.
В «Методических рекомендациях» рассматриваются вопросы расширения области применения мелких песков и малопрочных каменных материалов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими медленногустеющими битумами с катионактивной добавкой Э-1, битумными вяжущими совместно с цементом или золами уноса с учетом специфики производства работ и формирования материалов в условиях II и V дорожно-климатических зон.
«Методические рекомендации» разработали канд. техн. наук Т.М. Луканина, инж. А.А. Фридман, канд. техн. наук Ю.В. Бутлицкий, инженеры З.И. Негуляева, У. Раджапов, Л.Н. Пасынский.
Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 143900 Балашиха-6, Московской обл., Союздорнии.
Настоящие «Методические рекомендации» разработаны с использованием авторского свидетельства № 384974, пополняют и развивают «Инструкцию по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами» СН 25-74, «Технические указания по устройству оснований дорожных одежд из неукрепленных и укрепленных неорганическими вяжущими каменных материалов», ВСН 184-75, СНиП 1-Д.2-70, СНиП II-Д.5-72 и др. части:
разработки эффективных методов укрепления указанных минеральных материалов с применением медленногустеющих жидких битумов, битумных эмульсий и паст, сырых нефтей и отходов промышленности типа зол уноса сухого отбора;
расширения области использования укрепленных минеральных материалов в конструкциях дорожных одежд, в том числе в верхних слоях оснований, облегченных покрытиях и в подстилающих слоях;
уточнения технологии производства работ в зависимости от метода укрепления, вида конструктивного слоя и региональных условий строительства.
2. Предлагаемый комплекс мероприятий по разработке наиболее эффективных составов смесей, технологии работ, конструктивных решений и т.д. обеспечивает:
экономию вяжущих (цемента, битума) на 20 - 30 %, а также привозных прочных каменных материалов - в среднем на 1500 м3/км;
снижение стоимости строительства - от 5 до 10 тыс. руб. на 1 км;
повышение производительности труда за счет совершенствования технологии производства работ и продления строительного сезона.
3. Рекомендуемые методы укрепления мелких, в том числе барханных песков и малопрочных каменных материалов, разработаны с учетом условий строительства и свойств материалов, во II и V дорожно-климатических зонах.
В условиях II дорожно-климатической зоны предъявляются более высокие требования к морозостойкости, прочности и трещиностойкости укрепленных материалов, в V зоне - к теплоустойчивости, сдвигоустойчивости и прочности.
4. Настоящими «Методическими рекомендациями» предусматривается использование в дорожном строительстве в основном комплексных методов укрепления мелких песков и малопрочных каменных материалов.
Комплексные методы, рекомендуемые для II дорожно-климатической зоны, предполагают введение в пески битумных эмульсий и паст, жидких битумов или сырой нефти совместно с добавками золы уноса сухого отбора.
Комплексные методы, рекомендуемые для V зоны, предусматривают введение:
в мелкие барханные пески - битумной эмульсии совместно с цементом или без него, либо жидких битумов с катионактивными ПАВ;
в малопрочные каменные материалы - жидких битумов с добавками активных или поверхностноактивных веществ либо цемента.
Требования к укрепленным материалам указаны в табл. 1, 2, 5, 6.
5. Эффективность разработанных методов укрепления в значительной степени обеспечивается применением современных машин и механизмов типа смесительной установки Д-709 или оборудования асфальто- и цементобетонных заводов.
6. Требования техники безопасности и охраны труда при устройстве различных конструктивных слоев дорожной одежды изложены в СНиП III-A.11-70. «Техника безопасности в строительстве», «Правилах техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., «Транспорт», 1969).
При применении поверхностно-активных веществ необходимо соблюдать правила по технике безопасности, изложенные в «Инструкции по использованию поверхностноактивных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов» ВСН 59-68.
Область применения и требования к укрепленным материалам
7. Пески мелкие, укрепленные битумными эмульсиями, пастами, жидким битумом или сырой нефтью, с активной добавкой в виде золы уноса сухого отбора, рекомендуются для устройства:
оснований под усовершенствованные облегченные и переходные типы покрытий на дорогах III - IV категорий;
верхних слоев оснований под асфальтобетонные покрытия и усовершенствованные облегченные типы покрытий на дорогах II - III категорий;
усовершенствованных облегченных и переходных типов покрытий на дорогах IV и V категорий со слоем износа.
8. При расчете толщины слоя укрепленного песка модуль упругости следует принимать равным 4000 - 5000 кгс/см2.
9. Физико-механические свойства песков, укрепленных рекомендуемым способом, должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 1 для грунтов, укрепленных битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом, по II классу прочности.
Таблица 1
Расчетные значения модулей упругости, кгс/см2 |
||
5000 - 8000 |
4000 - 5000 |
|
Классы прочности и показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных битумными эмульсиями или жидкими битумами совместно с цементом |
||
I |
II |
|
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, кгс/см2, при |
||
20 °С |
40 - 25 |
25 - 15 |
50 °С, не менее |
20 |
12 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2, не менее |
10 |
6 |
Коэффициент морозостойкости (отношение Rмрз/Rвод), нe менее |
0,85 |
0,80 |
Водонасыщение, % по объему, не более |
3 |
5 |
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 суток.
Требования к исходным материалам
10. Для укрепления битумными эмульсиями, пастами, жидкими битумами или сырой нефтью с добавкой зол уноса пригодны пески мелкие, содержащие частиц крупнее 0,1 мм более 75 % по весу (СН 449-72).
11. В качестве вяжущих рекомендуется использовать:
битумные эмульсии анионные прямого типа медленнораспадающиеся, отвечающие требованиям ГОСТ 18659-73 «Эмульсии дорожные битумные»;
битумные пасты (на эмульгаторе-извести, фильтр-прессной грязи); отвечающие требованиям «Технических указаний по приготовлению и применению битумных паст в дорожном строительстве» ВСН 09-02-01-69 Минавтодора КазССР;
жидкие битумы классов МГ или СГ марок 25/40, 40/70, 70/130, отвечающие требованиям ГОСТ 11955-74;
нефти высокосмолистые с вязкостью по стандартному вискозиметру не менее 7 сек. Содержание в нефти фракций, выкипающих до 360°, допускается не более 35 % по объему.
12. Сланцевые золы уноса сухого отбора, применяемые в качестве добавки, должны удовлетворять требованиям «Технических указаний по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований автомобильных дорог» ВСН 185-74.
Проектирование составов смесей
14. Проектирование состава смеси включает определение:
гранулометрического состава, оптимальной влажности и максимальной плотности грунтов по методике, изложенной в СН 25-74;
валового химического состава и величины удельной поверхности, содержания свободной CaO; сернистых и сернокислых соединений, потери при прокаливании зол уноса;
удельного веса при 20 °С, вязкости , содержания фракций, выкипающих до 360 °С, сырых нефтей;
физико-механических показателей смеси запроектированного состава, значения которых должны соответствовать приведенным в табл. 1. Возраст образцов при испытании - 90 суток, режим твердения - влажный.
15. В зависимости от назначения укрепленного грунта в конструкции дорожной одежды ориентировочно рекомендуется следующий расход вяжущих (% по весу грунта):
золы уноса - не менее 15;
битумной эмульсии, пасты (в пересчете на битум), жидкого битума или нефти - 3 - 5.
Большие добавки вяжущих принимают для верхних слоев оснований и покрытий.
16. Влажность песка при смешении с битумными эмульсиями или пастами должна быть не более 6 %.
Сухие пески допускается обрабатывать жидкими битумами или нефтью.
Влажность смеси при уплотнении должна быть не более: при использовании битумных эмульсий или паст - 8 - 10 %; жидких битумов или нефти - 4 - 6 %.
Технология производства работ
17. Смеси из песка, золы и органического вяжущего (битумных эмульсий, пасты, жидкого битума или нефти) готовят:
в стационарных условиях с использованием смесителей принудительного типа Д-709, ЦБЗ, АБЗ и др., имеющих дозаторы для введения жидких, порошкообразных вяжущих и воды;
на дороге с использованием грунтосмесительной машины Д-391Б или фрезы Д-530.
18. Порядок введения вяжущих должен быть следующим: вначале грунт обрабатывают эмульсией, пастой, жидким битумом или нефтью, затем вводят добавку золы.
19. Увлажняют минеральный материал либо водой перед введением битумного вяжущего, либо разбавленными (30 - 40 %-ной концентрации) битумными эмульсиями или пастами.
20. Последующие технологические операции по перемешиванию, разравниванию, уплотнению и уходу выполняют в соответствии с требованиями СН 25-74.
Мелкие пески
Область применения и требования к укрепленным материалам
х) Слой из связного грунта устраивается в соответствии с «Техническими указаниями по проектированию и сооружению земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустынях» ВСН 77-62.
В дальнейшем этот слой может быть использован как основание на дорогах III и IV категорий или покрытие со слоем износа на дорогах V категории.
22. Указанные разновидности песков могут быть также укреплены битумной эмульсией совместно с цементом. Такие грунты применяют для устройства верхних слоев оснований или оснований под капитальные и усовершенствованные облегченные покрытия на дорогах II - IV категорий, а также покрытий облегченного типа со слоем износа на IV и второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги с интенсивностью до 1500 авт./сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности) (табл. 1).
23. При расчете толщины слоя рекомендуется принимать следующие модули упругости укрепленных песков:
с битумной эмульсией - 2000 - 3000 кгс/см2;
жидким битумом с Э-1 - 1500 кгс/см2,
битумной эмульсией совместно с цементом - 4000 - 5000 кгс/см2.
24. Пески, укрепленные рекомендуемыми способами (п. 21), по своим физико-механическим свойствам должны отвечать требованиям, приведенным в табл. 2.
Таблица 2
Битумная эмульсия или жидкий битум с Э-1 |
|
Предел прочности при сжатии неводонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2, не менее |
4 |
То же, водонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2 |
3 |
Предел прочности при сжатии при 50 °С, кгс/см2, не менее |
2 |
Коэффициент морозостойкости, не менее |
0,6 |
Капиллярное водонасыщение, % по объему, не более |
8 |
Примечание. Режим хранения образцов - 8 час при 50° и 16 час при 20°; возраст - 7 суток.
Требования к исходным материалам
25. Для укрепления битумными эмульсиями или жидкими битумами с Э-1 рекомендуются пески мелкие, в том числе барханные (п. 10).
26. Наиболее эффективными вяжущими являются битумные эмульсии. Они дают возможность получать материалы с более высокими показателями физико-механических свойств и обрабатывать грунты в широком диапазоне влажности. Битумные эмульсии применяют в соответствии с п. 11.
27. Допускается при укреплении песков для подстилающих слоев использовать среднераспадающиеся битумные эмульсии.
Рабочая концентрация битумной эмульсии, при которой достигается равномерное перемешивание песка с вяжущим, должна находиться в пределах:
для медленнораспадающихся эмульсий - 30 - 50 %;
для среднераспадающихся эмульсий - 30 - 40 %.
28. Рекомендуемые марки жидких битумов класса МГ-25/40, 40/70, 70/130 должны соответствовать требованиям ГОСТ 11955-74.
29. Катионактивная добавка Э-4 должна соответствовать требованиям ВСН 59-68.
30. Портландцемент применяют марок не ниже «300» со сроком схватывания не менее двух часов, отвечающий требованиям ГОСТ 10178-62.
Проектирование составов смесей
31. При проектировании составов смесей определяют пригодность грунта согласно СН 25-74 и устанавливают соответствие свойств применяемых вяжущих и добавок требованиям ГОСТ и технических условий.
32. Органическое вяжущее и добавки выбирают в зависимости от назначения укрепленных песков в конструктивных слоях дорожных одежд в соответствии с пп. 21, 22 настоящих «Методических рекомендаций».
33. Ориентировочные нормы расхода основного вяжущего материала, активных и поверхностно-активных добавок для укрепления песков мелких и пылеватых приведены в табл. 3.
Таблица 3
Расход вяжущих материалов, % от веса грунта (ориентировочный) |
|||||
битумная эмульсия |
жидкий битум класса МГ |
Э-1 |
битумная эмульсия (по содержанию битума) |
цемент |
|
Подстилающие слои |
4 - 5 |
3 - 4 |
0,03 - 0,15 |
- |
- |
Основание |
4 - 6 |
4 - 5 |
0,03 - 0,15 |
4 - 5 |
5 - 7 |
Покрытие |
- |
- |
- |
5 - 6 |
6 - 8 |
Технология производства работ
34. Работы по устройству слоев из песков, укрепленных битумной эмульсией, можно проводить в любое время года при устойчивой погоде с температурой воздуха не ниже +5 °С. При этом повышенная влажность песка не препятствует производству работ.
35. При устройстве подстилающих слоев или слоев оснований смесь песка с битумной эмульсией приготавливают методом смешения на дороге с использованием фрезы Д-530 в соответствии с технологической схемой № 1, приведенной в приложении 2 настоящих «Методических рекомендаций».
37. Требуемую норму битумной эмульсии вводят через распределительную систему фрезы за один проход на всю толщину обрабатываемого слоя с последующим перемешиванием смеси при втором проходе фрезы по следу.
38. Обрабатывать песок битумными эмульсиями следует при влажности смешения 2 - 6 %. При уплотнении влажность смеси должна быть не менее 6 % и не более 10 %.
В жаркий и сухой период года допускается обрабатывать сухие пески, имеющие температуру не более 50 °С, эмульсией с содержанием битума не более 30 %.
39. Время между окончанием смешения и началом уплотнения смеси должно составлять в летний период не более 4 - 5 час, весной и осенью - не более 7 - 8 час.
40. Работы по устройству подстилающих слоев или оснований из песка, обработанного жидким битумом с добавкой Э-1, выполняют с помощью механизированного отряда, в котором в качестве ведущих машин используются две фрезы Д-530, дооборудованные в соответствии с п. 36.
41. Порядок технологического процесса принимается следующий (приложение 2, схема № 2). Из поливомоечной машины в емкость одной из фрез закачивается вода, в которой растворяется необходимое количество препарата Э-1. Заправленная раствором Э-1 фреза устанавливается с левой стороны по ходу движения. За один проход вводят и перемешивают раствор с песком. Возвращаясь к началу участка по тому же следу, фрезой производят повторное перемешивание.
42. С помощью второй фрезы за один проход в песок, обработанный раствором Э-1, вводят жидкий битум. При возвращении фрезы в исходное положение дополнительно перемешивают смесь.
43. Готовую смесь профилируют автогрейдером за 4 прохода по одному следу или за 12 проходов по ширине проезжей части.
44. При устройстве слоев оснований смесь можно приготавливать также в стационарных установках с принудительным перемешиванием.
45. При обработке песков медленнораспадающейся битумной эмульсией в сочетании с цементом технология приготовления смеси зависит от вида применяемого эмульгатора. При применении битумной эмульсии на газогенераторной и топочной смолах (мягчитель - древеснопирогенный марок А и Б) смесь приготавливают в соответствии с требованиями СН 25-74. При использовании битумной эмульсии на хлопковом гудроне (госсиполовой смоле) смеси приготавливают в стационарных смесителях или смешением на дороге, с обязательным соблюдением определенной последовательности введения вяжущих компонентов: вначале песок обрабатывают битумной эмульсией, затем вводят цемент.
46. Для обеспечения требуемой оптимальной влажности смеси и для исключения операции по увлажнению песка следует применять эмульсии с концентрацией битума не более 30 %.
47. Смесь, приготовленную в стационарных условиях, рекомендуется укладывать асфальтоукладчиком типа Д-150Б или укладчиком стабилизированных смесей Д-724. Допускается распределять смеси автогрейдером. При этом разрешается хранить смесь до распределения при сухой и жаркой погоде не более 4 - 5 час.
48. Песок, обработанный битумной эмульсией совместно с цементом, уплотняют сразу после распределения смеси на требуемую ширину слоя.
49. Смеси из песка, укрепленного рекомендуемыми способами, сначала уплотняют легкими катками, а затем средними или тяжелыми самоходными катками на пневматических шинах за 6 - 8 проходов по одному следу.
В случае сильного испарения влаги с поверхности слоя его увлажняют дополнительно до оптимальной влажности.
50. После уплотнения катком на пневматических шинах поверхность верхних слоев оснований или покрытий необходимо выровнять легкими катками с металлическими вальцами.
51. Коэффициент уплотнения подстилающих слоев и оснований должен быть не ниже 0,98 плотности образцов из этой смеси, уплотненных в лаборатории; допускается доуплотнение смесей в течение 2 - 3 дней.
52. При устройстве слоев из песка, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1, ухода не требуется.
53. Уплотненный слой из песка, обработанного битумной эмульсией совместно с цементом, следует предохранять от испарения влаги путем устройства через сутки вышележащего конструктивного слоя или розливом битумной эмульсии из расчета 1,0 - 1,5 л/м2. Для получения тонкой и равномерной пленки лучше применять эмульсию с концентрацией битума не более 30 %.
54. Для обеспечения оптимальных условий твердения свежеуложенного слоя в течение месяца в случае ухода розливом битумной эмульсии необходимо устраивать вышележащие конструктивные слои не позднее чем через 5 - 7 дней или же периодически возобновлять розлив эмульсии с последующей россыпью по ней песка.
55. По уплотненному до оптимальной плотности слою песка, обработанного одной битумной эмульсией или в сочетании с цементом либо жидким битумом с Э-1, разрешается сразу открывать регулируемое движение транспорта на пневматических шинах при условии ограничения скорости движения в первые 5 - 7 дней.
56. Вышележащие конструктивные слои допускается устраивать:
при применении битумной эмульсии - после формирования материала в течение 7 - 10 суток в условиях сухой погоды при температуре воздуха более +15 °С;
при применении жидкого битума с Э-1 или битумной эмульсии совместно с цементом - сразу после уплотнения слоя.
Контроль производства работ
57. Контроль производства работ осуществляется в соответствии с требованиями СН 25-74.
58. Одновременно с определением физико-механических свойств образцов, приготовленных в лаборатории из производственных смесей, и кернов, взятых из уплотненного слоя после формирования, необходимо контролировать нарастание прочности материала ударником Дорнии в соответствии с требованиями, приведенными в табл. 4.
Таблица 4
Число ударов ударником Дорнии, не менее, при испытании через |
|||
одни сутки |
двое суток |
семь суток |
|
Песок, обработанный битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1 |
5 |
8 |
12 |
Песок, обработанный битумной эмульсией совместно с цементом |
15 |
35х) |
Не нормируетсях) |
х) Влажность слоя не должна отличаться от оптимальной более чем на 2 %.
Малопрочные каменные материалы
Область применения и требования к укрепленным материалам
59. Малопрочные каменные материалы, укрепленные цементом I и II класса прочности, используют для устройства оснований под капитальные или усовершенствованные облегченные типы покрытий на дорогах II - III категорий, а также покрытий усовершенствованного облегченного типа на дорогах IV и второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги с интенсивностью до 1500 авт./сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности).
Материалы, укрепленные цементом, III класса прочности используют для устройства оснований под усовершенствованные облегченные покрытия на дорогах IV категории, а также в качестве покрытий усовершенствованного облегченного или переходного типов на дорогах IV категории, при перспективной интенсивности до 250 автомобилей в среднегодовые сутки на одну полосу (или до 500 автомобилей на две полосы), и V категории.
Материалы, укрепленные жидкими битумами с добавками ПАВ или цемента, применяют для устройства покрытий усовершенствованного облегченного или переходного типов на второстепенных дорогах III категории (с интенсивностью движения до 1500 авт./сутки), а также на дорогах IV - V категорий; при укреплении одним жидким битумом - для покрытий на дорогах IV - V категорий.
60. Рекомендуемые схемы дорожных одежд с использованием укрепленных малопрочных каменных материалов приведены в приложении 1.
61. Минеральные смеси из малопрочных каменных материалов, укрепленных различными вяжущими, должны удовлетворять требованиям СН 25-74, приведенным в табл. 5, 6.
62. Толщины конструктивных слоев дорожных одежд рассчитывают в соответствии с «Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН 46-72.
Рекомендуемые расчетные значения модулей упругости конструктивных слоев дорожных одежд из малопрочных каменных материалов (при Rсзк не менее 300 кгс/см2), укрепленных вяжущими, приведены в табл. 7.
Таблица 5
Расчетные значения модулей упругости, кгс/см2 |
|||
8000 - 5000 |
5000 - 2500 |
2500 - 800 |
|
Классы прочности и показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных минеральными вяжущими без добавок или в сочетании с добавками других веществ |
|||
I |
II |
III |
|
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, кгс/см2 |
60 - 40 |
20 - 40 |
20 - 10 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, кгс/см2, не менее |
10 |
6 |
2 |
Коэффициент морозостойкости (отношение Rмрз/Rвод), не менее |
0,75 |
0,70 |
0,65 |
Влажность образца после испытания на замораживание-оттаивание, % от веса, не более |
2 % сверх оптимальной влажности |
4 % сверх оптимальной влажности уплотнения |
Примечания: 1. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 суток; при укреплении грунтов золой уноса, золой уноса с добавками цемента или извести, известковозольным или известковошлаковым цементом или известью - для образцов, твердевших 90 суток.
2. При подборе составов смесей грунтов с вяжущими материалами для устройства в V дорожно-климатической зоне оснований и покрытий дорог IV и V категорий и аэродромов класса Д и Е, а также аэродромов сельскохозяйственной авиации допускается уменьшать на 25 % значения показателей прочности укрепленного грунта, указанных в табл. 5.
Таблица 6
Рекомендуемые показатели физико-механических свойств грунтов, укрепленных жидкими битумами с добавкой активных или поверхностно-активных веществ или без добавок |
||
верхний слой основания или покрытия |
нижний слой основания |
|
Предел прочности при сжатии неводонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2, не менее |
12 |
Не определяется |
То же при 50 °С, кгс/см2, не менее |
7 |
То же |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20 °С, кгс/см2, не менее |
6 |
4 |
Набухание, % по объему, не более |
5 |
Не определяется |
Капиллярное водонасыщение, % по объему, не более |
5 |
То же |
Коэффициент морозостойкости, не менее |
0,6 |
« |
Примечания: 1. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 суток, за исключением коэффициента морозостойкости, который определялся на образцах, твердевших 28 суток.
2. См. примечание 2 к табл. 5.
Таблица 7
Модуль упругости Еупр, кгс/см2 |
Категории дорог |
||
покрытие со слоем износа |
основание |
||
Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная жидкими битумами марок СГ или МГ без добавок поверхностно-активных веществ |
2500 |
IV - V |
- |
То же, с добавками поверхностно-активных веществ |
3000 |
III - V |
- |
Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная 4,5 % битума + 1,5 % цемента |
4000 |
III - V |
- |
Щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, обработанная 2 - 3 % цемента |
3000 |
- |
III - IV |
То же, 4 - 6 % цемента |
4000 - 8000 |
III - V |
II - III |
Требования к исходным материалам
Минеральные материалы
63. Для укрепления рекомендуемыми способами пригодны малопрочные каменные материалы из осадочных карбонатных пород, не отвечающие требованиям СНиП 1-Д.2-70. К ним относятся:
известняки-ракушечники, мелкопористые, частично перекристаллизованные с прочностью при сжатии менее 300 кгс/см2;
пористые известняки и доломиты палеогена с прочностью при сжатии 50 - 200 кгс/см2;
ракушка и карбонатные породы коры выветривания мелового возраста пустынь с прочностью при сжатии менее 50 кгс/см2.
Таблица 8
Рекомендуемые составы смесей из малопрочных карбонатных пород в зависимости от их прочности
Прочность при сжатии исходной породы, кгс/см2 |
Количество частиц (в % по весу), проходящих через сито с отверстиями, мм |
|||||||||||||
70 |
40 |
25 |
20 |
15 |
10 |
5 |
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,315 |
0,14 |
0,071 |
||
Крупнозернистые |
200 - 300 |
100 |
75 - 88 |
68 - 85 |
61 - 81 |
52 - 75 |
39 - 65 |
29 - 56 |
22 - 47 |
16 - 40 |
12 - 33 |
8 - 26 |
6 - 20 |
|
Среднезернистые |
100 - 200 |
100 |
91 - 97 |
81 - 92 |
69 - 86 |
52 - 75 |
38 - 65 |
28 - 56 |
21 - 47 |
15 - 39 |
11 - 31 |
8 - 25 |
||
100 |
81 - 92 |
69 - 86 |
52 - 75 |
38 - 65 |
28 - 56 |
21 - 47 |
15 - 39 |
11 - 31 |
8 - 25 |
|||||
Мелкозернистые |
25 - 100 |
100 |
86 - 94 |
64 - 83 |
48 - 72 |
35 - 63 |
26 - 54 |
19 - 45 |
13 - 36 |
10 - 30 |
||||
100 |
64 - 83 |
48 - 72 |
35 - 63 |
26 - 54 |
19 - 45 |
13 - 36 |
10 - 30 |
|||||||
Песчаные |
Менее 25 |
100 |
70 - 86 |
49 - 74 |
34 - 63 |
24 - 53 |
17 - 44 |
12 - 35 |
64. Зерновой состав щебеночного материала малопрочных пород должен максимально приближаться к плотным смесям непрерывного состава с предельными размерами крупных фракций (табл. 8).
Для устройства покрытий рекомендуется применять смеси мелко- и среднезернистые, приближающиеся к оптимальному составу.
Органические вяжущие
65. В качестве органических вяжущих материалов при укреплении щебеночных смесей из малопрочных карбонатных пород применяют жидкие битумы классов МГ или СГ (см. п. 11).
66. В жаркую погоду и при приготовлении смесей из более прочных каменных материалов (п. 63) рекомендуется применять более вязкие органические вяжущие, а в прохладную погоду и при применении пористых низкопрочных материалов (п. 63) - менее вязкие.
Неорганические вяжущие
67. Для укрепления минеральных смесей из малопрочных карбонатных пород следует использовать портландцемент, шлакопортландцемент, гидрофобный портландцемент и другие, отвечающие требованиям ГОСТ 10178-62хх).
Поверхностно-активные и активные добавки
68. В качестве поверхностно-активных веществ следует применять сульфитно-дрожжевую бражку (СДБ), удовлетворяющую МРТУ 13-04-35-66, и госсиполовую смолу - ГС (хлопковый гудрон), отвечающую требованиям ВСН 59-68. Из активных добавок рекомендуется цемент.
Проектирование составов смесей
68. Проектирование составов смесей из малопрочных карбонатных пород, укрепленных вяжущими, производится с учетом пп. 13, 14, 31 настоящих «Методических рекомендаций».
70. Ориентировочные нормы расхода вяжущих и добавок, последовательность их введения приведены в табл. 9.
Таблица 9
Содержание основных вяжущих, % от веса минерального материала |
Способ введения и количество добавки, % от веса минерального материала |
|||
битум |
цемент |
в битум |
на поверхность минерального материала |
|
Сульфитно-дрожжевая бражка (СДБ) |
6 - 8 |
- |
- |
0,05 |
То же |
- |
2 - 6 |
- |
0,2 - 0,25х) |
Госсиполовая смола ГС (хлопковый гудрон) |
6 - 8 |
- |
0,35 - 0,65 |
- |
Цемент |
4,0 - 7,0 |
- |
- |
1 - 2 |
х) Добавка СДБ, % от веса цемента. Ориентировочный относительный расход цемента принимается равным: для марок «500» - 1,0; «400» - 1,1; «300» - 1,2; «200» - 1,4.
Минимальный расход вяжущих и добавок рекомендуется при укреплении крупно- и среднезернистых смесей из карбонатных пород с прочностью не менее 100 кгс/см2, максимальный расход - для мелкозернистых смесей.
Ориентировочное значение оптимальной влажности смесей из малопрочных карбонатных пород находится в пределах 12 - 15 % от веса минерального материала. Окончательная величина оптимальной влажности устанавливается согласно приложению 3 настоящих «Методических рекомендаций».
Технология производства работ
71. Работы по устройству покрытий из минеральных смесей с применением органических вяжущих и добавок следует проводить в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +15°, при устройстве покрытий и оснований из цементоминеральных смесей - при температуре воздуха не ниже +5 °С.
72. Смеси из малопрочных карбонатных пород, обработанных вяжущими, приготавливают в стационарных условиях с использованием смесителей принудительного типа Д-709, ЦБЗ, АБЗ и др., а также методом смешения на дороге с применением фрезы Д-530 при обработке мелкозернистых смесей.
73. Слои дорожной одежды из малопрочных карбонатных пород, обработанных цементом, толщиной 10 - 20 см устраивают в соответствии с технологической схемой настоящих «Методических рекомендаций» (приложение 2, схема № 3).
74. Длительность перевозки цементоминеральной смеси (при применении смесительных установок) должна быть не более часа при температуре воздуха +20, +35 °С. Смесь при транспортировке самосвалами рекомендуется закрывать брезентом. При добавке СДБ (табл. 9) разрыв во времени между приготовлением и уплотнением смеси может быть увеличен до 4 - 5 час.
76. Для укатки цементоминеральных смесей используют самоходные катки, оборудованные специальными шинами с гладким протектором, с переменным давлением (в начале 2,5 - 3,5 кгс/см2 и в конце 6,5 - 10 кгс/см2) при 10 - 15 проходах по одному следу.
При отсутствии катков на пневматических шинах смеси уплотняют моторными гладковальцовыми катками: сначала легкими - 4 - 6 проходов по одному следу, а затем тяжелыми - 10 - 12 проходов по одному следу.
Уплотнение смеси должно быть закончено не позднее 5 - 6 часов после приготовления.
77. Уход за цементоминеральными смесями осуществляют в соответствии с рекомендациями, изложенными в СН 25-74.
78. При использовании цементоминеральных смесей в качестве покрытий поверх устраивают слой износа.
79. На основание из цементоминеральных смесей можно укладывать покрытие сразу или в течение строительного сезона с обязательным уходом за слоем основания.
80. Движение по основанию (покрытию) из цементоминеральных смесей при соблюдении правил по их уходу разрешается через трое суток для автомобилей малой грузоподъемности (3 - 5 т) и через семь суток для автомобилей средней грузоподъемности (до 10 т).
81. Основания или покрытия из малопрочных карбонатных пород, укрепленных битумом совместно с цементом или ПАВ, устраивают однослойные толщиной 10 - 16 cм в зависимости от их назначения и требуемой прочности конструкции дорожной одежды.
82. Слои дорожной одежды из малопрочных карбонатных пород, обработанных битумом с добавкой цемента или ПАВ, устраивают в соответствии с технологической схемой, приведенной в приложении 2, схема № 4 настоящих «Методических рекомендаций».
83. Транспортировку, распределение, уплотнение смеси и уход за готовым конструктивным слоем осуществляют в соответствии с п. 75 - 77 настоящих «Методических рекомендаций».
84. Движение по основанию или покрытию из малопрочных карбонатных пород, обработанных битумом с добавкой цемента или ПАВ, разрешается открывать через двое - трое суток.
85. Контроль производства работ осуществляют в соответствии с требованиями СН 25-74.
II дорожно-климатическая зона
1 - асфальтобетон или битумоминеральная смесь; 2 - песок мелкий, укрепленный битумной эмульсией, пастой, жидким битумом или сырой нефтью с добавкой золы уноса; 3 - грунт, укрепленный цементом или золой уноса; 4 - слой износа
V дорожно-климатическая зона
1 - асфальтобетон или битумоминеральная смесь; 2 - мелкий песок, укрепленный битумной эмульсией совместно с цементом; 3 - щебеночная смесь; из малопрочных карбонатных пород, укрепленная цементом I - II класса прочности; 3, а - то же, III класса прочности; 4 - щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, укрепленная жидким битумом с добавкой цемента дли ПАВ; 5 - мелкий песок, укрепленный битумной эмульсией или жидким битумом с Э-1; 6 - щебеночная смесь из малопрочных карбонатных пород, укрепленная жидким битумом; 7 - слой износа
х) На второстепенных дорогах III категории (подъездные пути, дороги небольшой протяженности, дороги с интенсивностью до 1500 авт/сутки с преимущественным движением автомобилей малой и средней грузоподъемности).
хх) Для покрытий дорог IV категории при перспективной интенсивности до 250 автомобилей в среднегодовые сутки на одну полосу (или до 500 авт/сутки на две полосы).
ххх) Для дорог V категории.
Схема № 1
Устройство подстилающего слоя или основания толщиной 14 см из барханного песка, укрепленного битумной эмульсией (10 %), с помощью дорожной фрезы Д-530
Номера захваток |
Номера процессов |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Подвозка битумной эмульсии автогудронатором Д-640 потребность эмульсии на 1 км 1000´8,0´0,14´1,8´0,1 = 202 |
т |
202 |
||
при транспортировке эмульсии на 10 км |
14,5 |
||||
30 км |
9,25 |
||||
50 км |
6,75 |
||||
2 |
Введение битумной эмульсии в барханный песок через распределительную систему фрезы Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя на первом диапазоне четвертой скорости (расход вяжущего 25 л/м2) |
км |
0,12 |
||
3 |
Перемешивание песка с битумной эмульсией фрезой Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по всей ширине слоя на втором диапазоне первой скорости |
км |
0,16 |
||
4 |
Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-710А за 16 круговых проходов при скорости движения 4 км/час и длине участка 120 м |
км |
0,256 |
||
5 |
Уплотнение слоя укрепленного песка катком Д-551А за 15 проходов катка по одному следу или за 60 проходов по всей ширине слоя при выполнении первых трех проходов на первой скорости, средних - на второй и двух последних - на третьей |
км |
0,33 |
Потребность в машино-сменах на 1 км
1. Фрез Д-530 на тракторе С-100............................................................. 14,6
2. Автогудронаторов Д-640 при транспортировке эмульсии на
расстояние 10 км....................................................................................... 13,9
30 км....................................................................................... 21,8
50 км....................................................................................... 30,0
3. Автогрейдеров Д-710А........................................................................ 3,9
4. Самоходных катков Д-551А................................................................ 3,0
Примечание. Работы, связанные с перекачкой битумной эмульсии в емкость фрезы, выполняются машинистом фрезы и водителем автогудронатора.
Схема № 2
Устройство подстилающего слоя или основания толщиной 16 см из барханного песка, укрепленного жидким битумом с добавкой катионного препарата Э-1, с помощью двух дорожных фрез Д-530
Номера захваток |
Номера процессов |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 с перекачкой ее в емкость фрезы потребность воды на 1 км для увлажнения смеси в количестве 7 % 1000´8,0´0,16´1,85´0,07 = 166 |
т |
166 |
||
при транспортировке воды на 10 км |
20,9 |
||||
20 км |
12,55 |
||||
30 км |
9,05 |
||||
2 |
Подвозка катионного препарата Э-1 автогудронатором Д-641 потребность препарата Э-1 на 1 км в количестве |
т |
|||
при расходе битума 3 %: Э-1 - 0,03 %, т.е. 1000´8,0´0,16´1,85´0,0003 = 0,71 |
0,71 |
||||
при расходе битума 5 %: Э-1 - 0,025 %, т.е. 1000´8,0´0,16´1,85´0,00025 = 0,6 |
0,6 |
||||
потребность катионного препарата Э-1 при транспортировке на 20 км |
30,6 |
||||
60 км |
12,3 |
||||
100 км |
7,7 |
||||
145 км |
5,43 |
||||
3 |
Перелив катионного препарата Э-1 из автогудронатора Д-641 в емкость фрезы |
час |
0,15 |
||
4 |
Введение воды с препаратом Э-1 в барханный песок через распределительную систему фрезы Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя (расход воды - 20 л/м2) |
км |
1 |
0,28 |
|
5 |
Подвозка жидкого битума автогудронатором Д-640А с последующим распределением его через распределительную систему фрезы Д-530 |
т |
|||
потребность битума на 1 км: при расходе его в количестве 3 % от веса песка: 1000´8,0´0,16´1,85´0,03 = 71 |
71 |
||||
при расходе его в количестве 5 % от веса песка: 1000´8,0´0,16´1,85´0,05 = 118 |
118 |
||||
потребность битума при транспортировке его |
|||||
на 20 км |
12,8 |
||||
40 км |
7,4 |
||||
60 км |
5,2 |
||||
80 км |
4,02 |
||||
105 км |
3,12 |
||||
125 км |
2,66 |
||||
145 км |
2,31 |
||||
6 |
Введение жидкого битума в слой барханного песка, обработанного водой с катионным препаратом Э-1, через распределительную систему фрезы Д-530 за 1 проход по одному следу или за 4 прохода по ширине слоя |
км |
|||
при расходе битума в количестве 3 % - расход вяжущего 9 л/м2 |
1 |
0,58 |
|||
при расходе битума в количестве 5 % - расход вяжущего 14,75 л/м2 |
1 |
0,33 |
|||
7 |
Перемешивание песка с битумом фрезой Д-530 за 2 прохода по одному следу или за 8 проходов по ширине слоя |
км |
1 |
2,07 |
|
8 |
Разравнивание и профилирование смеси автогрейдером Д-710А за 16 круговых проходов автогрейдера при скорости движения 4 км/час |
км |
1 |
0,605 |
|
9 |
Уплотнение слоя битумопеска катком на пневматических шинах Д-551А за 15 проходов катка по одному следу или за 60 проходов по всей ширине слоя при выполнении первых пяти проходов на первой скорости, средних - на второй и двух последних - на третьей |
км |
1 |
0,33 |
Потребность в машино-сменах на 1 км
1. Фрез Д-530............................................................................................. 7,1
2. Поливомоечных машин ПМ-130 при транспортировке воды на
расстояние 10 км........................................................................................ 7,95
20 км........................................................................................ 13,2
30 км........................................................................................ 18,35
3. Автогудронаторов Д-641 при транспортировке катионного препарата Э-1:
Расстояние, км Расход битума 3 % Расход битума 5 %
20................................................ 0,0232............................................ 0,0196
60................................................ 0,0577............................................ 0,0488
100.............................................. 0,092.............................................. 0,078
145.............................................. 0,131.............................................. 0,11
Учитывая малый расход катионного препарата Э-1 на месте производства работ, рекомендуется иметь емкость для хранения препарата, а освободившийся автогудронатор Д-641 использовать для подвозки битума.
4. Автогудронаторов Д-640А при транспортировке битума
Расстояние, км Расход битума 3 % Расход битума 5 %
20................................................ 5,55................................................. 9,23
40................................................ 9,6.................................................. 16,0
60................................................ 13,7................................................ 22,7
80................................................ 17,7................................................ 29,4
105.............................................. 22,8................................................ 37,8
125.............................................. 26,7................................................ 44,4
145.............................................. 30,7................................................ 51,0
5. Автогрейдеров Д-710А................................................................. 1,65
6. Самоходных катков Д-551А........................................................ 3,0
Примечание. Работы, связанные с перекачкой воды или битума в емкость фрезы, выполняются машинистом фрезы и водителем автомашины.
Схема № 3
Устройство однослойного дорожного основания шириной 7,6 м и толщиной 16 см из малопрочных карбонатных пород, укрепленных цементом, с использованием смесительной установки типа Д-709
Номера процессов |
Номера захваток |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
Потребность машино-смен на 1 км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
В карьере |
Перемещение щебеночной смеси к приемному бункеру смесителя бульдозером Д-493A на среднее расстояние 30 м. Потребность щебеночной смеси на 1 км: |
||||
1000´7,6´0,16´1,4´1,03 = 1755 |
м3 |
1755 |
610 |
2,9 |
||
2 |
Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 на среднее расстояние 2 км. Потребность воды на 1 км: |
|||||
1755´1,8´0,12 = 337 |
тыс. л. |
337 |
69,7 |
4,8 |
||
3 |
Подвозка цемента автоцементовозом C-853 на расстояние 10 км. Потребность цемента на 1 км: |
|||||
1755´1,6´0,06 = 168 |
т |
168 |
34,1 |
4,9 |
||
4 |
Подача щебеночной смеси по транспортеру в мешалку смесительной установки Д-709, дозирование цемента, перемешивание цемента с минеральным материалом и одновременное увлажнение смеси до оптимальной влажности. Выгрузка смеси в накопительный бункер. Потребность смеси на 1 км: |
|||||
1755´1,8 = 3159 |
т |
3159 |
660 |
4,8 |
||
5 |
На линии |
Исправление поперечного профиля земляного полотна тремя круговыми проходами автогрейдера д-557 при скорости движения 3 км/час |
м2 |
7600 |
16600 |
0,45 |
6 |
Выравнивание земляного полотна катком Д-627 за три прохода по одному следу |
м2 |
7600 |
8300 |
0,9 |
|
7 |
Подвозка цементоминеральной смеси на трассу автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 10 км с выгрузкой в бункер механического укладчика |
т |
3159 |
26,1 |
121 |
|
8 |
Укладка цементоминеральной смеси в основание универсальным укладчиком Д-724 и предварительное уплотнение смеси вибробрусом укладчика |
т |
3159 |
808 |
3,9 |
|
9 |
Окончательное уплотнение смеси самоходным катком на пневматических шинах Д-627 за 12 проходов по одному следу при выполнении первых трех проходов на первой скорости, шести проходов - на второй и трех последних проходов - на третьей |
м2 |
7600 |
2800 |
2,7 |
|
10 |
Подвозка жидкого битума (битумной эмульсии) автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км и ее розлив по готовому основанию в количестве 0,9 кг/м2 Потребность битума на 1 км: |
|||||
1000´7,6´0,9 = 6,84 |
т |
6,84 |
13,5 |
0,5 |
Потребность в машино-сменах на 1 км:
1. Бульдозеров Д-493А............................................................................. 2,9
2. Поливомоечных машин ПМ-130......................................................... 4,8
3. Автоцементовозов С-853..................................................................... 4,9
4. Смесительных установок Д-709.......................................................... 4,8
5. Автогрейдеров Д-557........................................................................... 0,45
6. Универсальных укладчиков Д-724..................................................... 3,9
7. Самоходных катков Д-627................................................................... 3,6
8. Автогудронаторов Д-640..................................................................... 0,5
9. Автомобилей-самосвалов ЗИЛ-555.................................................... 121
Примечание. Следует предусмотреть на каждую смену дополнительно пять рабочих: 2-го разряда - при подаче минерального материала к приемному бункеру; 3-го разряда - при выгрузке и дозировке цемента; 2-го разряда - при погрузке готовой смеси в автомобили-самосвалы; двоих 2-го разряда - на линии при работе с укладчиком.
Схема № 4
Устройство покрытий или основания толщиной 10 см из щебеночных смесей малопрочных карбонатных пород, укрепленных битумом с добавкой цемента, с использованием смесительной установки типа Д-709
Номера процессов |
Номера захваток |
Технологическая последовательность рабочих процессов |
Единица измерения |
Количество на 1 км |
Принятая производительность в смену |
Потребность в машино-сменах на 1 км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
В карьере |
Перемещение щебеночной смеси к приемному бункеру смесителя бульдозером Д-493А на среднее расстояние 30 м. Потребность щебеночной смеси на 1 км: |
||||
1000´7,0´0,10´1,4´1,03 = 1010 |
м3 |
1010 |
610 |
1,6 |
||
2 |
Подвозка битума автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км. Потребность битума на 1 км: |
|||||
1010´1,6´0,04 = 64,6 |
т |
64,6 |
13,5 |
4,8 |
||
3 |
Подвозка цемента автоцементовозом C-853 на расстояние 10 км. Потребность цемента на 1 км: |
|||||
1010´1,6´0,02 = 32 |
т |
32 |
34,1 |
0,94 |
||
4 |
Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 на среднее расстояние 2 км. Потребность воды на 1 км: |
|||||
1095´1,6´0,06 = 97 |
тыс. л |
97 |
69,7 |
1,4 |
||
5 |
Подача щебеночной смеси по транспортеру в мешалку смесительной установки Д-709, дозирование битума и цемента, перемешивание вяжущих с минеральным материалом и одновременное увлажнение смеси до оптимальной влажности. Выгрузка смеси в накопительный бункер. Потребность смеси на 1 км: |
|||||
1010´1,8 = 1818 |
т |
1818 |
660 |
2,8 |
||
6 |
На линии |
Очистка поверхности основания от пыли и грязи уборочными машинами |
км |
1 |
4,7 |
0,2 |
7 |
Подгрунтовка основания разжиженным битумом (битумной эмульсией) в количестве 0,5 л/м2 или 3,3 т/км с подвозкой вяжущего автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км (розлив производится за 2 - 3 час до укладки верхнего слоя) |
т |
3,3 |
13,5 |
0,24 |
|
8 |
Подвозка битумоминеральной смеси на трассу автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 на расстояние 10 км с выгрузкой в бункер механического укладчика |
т |
1818 |
26,1 |
70,0 |
|
9 |
Укладка смеси универсальным укладчиком Д-724 и предварительное уплотнение смеси вибробрусом укладчика |
т |
1818 |
808 |
2,2 |
|
10 |
Уплотнение смеси самоходным катком на пневматических шинах Д-627 за 12 проходов по одному следу при выполнении первых трёх проходов на первой скорости, шести проходов - на второй и трех последних - на третьей |
м2 |
7000 |
2800 |
2,5 |
|
11 |
Окончательное уплотнение смеси катком с гладкими вальцами Д-399А при трех проходах по одному следу |
м2 |
7000 |
6400 |
1,1 |
|
12 |
Подвозка жидкого битума (битумной эмульсии) автогудронатором Д-640 на расстояние 10 км и ее розлив на поверхность свежеуложенного слоя из расчета 0,3 л/м2 или 2,0 т/км |
т |
2,0 |
13,5 |
0,14 |
Потребность в машино-сменах на 1 км
1. Бульдозеров Д-493А............................................................................... 1,6
2. Автогудронаторов Д-640....................................................................... 5,2
3. Автоцементовозов С-853...................................................................... 0,94
4. Поливомоечных машин ПМ-130.......................................................... 1,4
5. Смесительных установок Д-709........................................................... 2,8
6. Автомобилей-самосвалов ЗИЛ-555...................................................... 70,0
7. Универсальных укладчиков Д-724....................................................... 2,2
8. Катков на пневматических шинах Д-627............................................ 2,5
9. Катков с гладкими вальцами Д-399А.................................................. 1,l
Примечание. Следует предусмотреть на каждую смену дополнительно пять рабочих: 2-го разряда - при подаче минерального материала к приемному бункеру; 2-го разряда - при дозировке битума и цемента; 2-го разряда при выгрузке готовой смеси в автомобили-самосвалы; двоих 2-го разряда - на линии при работе с укладчиком.
1. Оптимальная влажность уплотнения смесей из малопрочных карбонатных пород определяется по формулам:
минеральные Wм = В0К1 + ВпК2; (1)
цементоминеральные Wцм = Wм + ПВц; (2)
битумоминеральные Wбм = Wм - Б; (3)
битумоминеральные с
добавками цемента Wцбм = Wвм + ПВц, (4)
где В0 - оптимальная влажность уплотнения, %, фракции мельче 5 мм. Определяется экспериментально путем приготовления пробных образцов d = h = 50 мм с разным содержанием воды при уплотняющей нагрузке 150 кгс/см2. За оптимальную влажность уплотнения берут ту влажность образца, при которой в процессе формирования выдавливается вода;
Вп - водопоглощение фракции крупнее 5 мм, %;
Вц - нормальная густота цементного теста, в долях единиц (для портландцемента в пределах 0,25 - 0,30);
К1 - содержание в смеси частиц мельче 5 мм, в долях единицы;
К2 - содержание в смеси частиц крупнее 5 мм, в долях единицы;
П - расход цемента, %;
Б - оптимальное содержание битума в смеси, %.
2. Учитывая, что в условиях засушливого климата Средней Азии при устройстве конструктивных слоев будет происходить частичное испарение влаги, расчетное количество воды следует увеличивать на 10 - 20 % в зависимости от погодных условий.
Физико-механические свойства укрепленных смесей проверяют испытанием стандартных цилиндрических образцов, размеры которых указаны в СН 25-74.
3. Цементоминеральные смеси уплотняют под нагрузкой 150 кгс/см2, битумоминеральные - 300 кгс/см2.
4. Хранение образцов в лаборатории осуществляется при следующих режимах:
из битумоминеральных смесей - на воздухе при температуре 20 ± 1 °C;
из битумоминеральных смесей с добавкой цемента, а также цементоминеральных смесей - во влажных условиях при температуре 20 ± 1 °C.
5. Испытания образцов проводятся:
битумоминеральных - по истечении 7 суток;
битумоминеральных с добавкой цемента, а так же цементоминеральных - по истечении 28 суток при нормальных сроках испытания.
6. Свойства образцов укрепленных малопрочных карбонатных пород определяются в соответствии с рекомендациями СН 25-74.
СОДЕРЖАНИЕ