КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
УСТРОЙСТВО НИЖНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЙ ТОЛЩИНОЙ 5 см ИЗ ГОРЯЧЕГО КРУПНОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА
КТ-17.0-10.6-75
Комплект карт предназначен для организации труда бригад, занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.
Карты организации труда определяют рациональный состав бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.
Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении рабочих передовым методам и приемам труда.
Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного расчета (бригадный подряд).
Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а карты организации труда - в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).
Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко, Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).
КТ-17.0-10.6-75 |
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ |
РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР |
КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА |
УСТРОЙСТВО НИЖНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЙ ТОЛЩИНОЙ 5 см ИЗ ГОРЯЧЕГО КРУПНОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА |
РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0-2 |
ВЗАМЕН КТ-0.0 |
1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из горячего крупнозернистого асфальтобетона одним самоходным асфальтоукладчиком и двумя дорожными самоходными катками.
1.2. Показатели производительности труда
Наименование показателей |
Величина показателя |
||
по карте |
по ЕНиР |
||
1 |
Выработка на 1 чел.-день, м2 покрытия |
337 |
285 |
2 |
Затраты труда на устройство 100 м2 нижнего слоя покрытия, чел.-час. |
2,37 |
2,81 |
Снижение затрат и повышение выработки рабочих достигается за счет рационального размещения исполнителей. Численный состав звена уменьшен по сравнению с ЕНиР на 2 человека, при этом производительность труда возросла на 18 %.
2.1. Основание под покрытие должно быть ровным, прочным, сухим и чистым. Укладка асфальтобетонной смеси в дождь или на мокрое и загрязненное основание не допускается.
2.2. Для обеспечения хорошей связи покрытия с основанием необходима обработка основания путем розлива жидкого битума в количестве 0,5 - 0,8, вязкого битума 0,4 - 0,6 или битумной эмульсии 0,6 - 0,9 л/м2. Розлив вяжущего не производится, если укладка ведется по новому основанию с применением органических вяжущих материалов.
2.3. На уклонах более 4 % укладывать асфальтобетонную смесь следует снизу вверх.
2.4. Во избежание прилипания смеси внутренние стенки и дно кузова автосамосвала предварительно обрабатывают мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.
2.5. Перед укладкой асфальтобетонной смеси необходимо проверить наличие паспорта на смесь, в котором указаны вид смеси, ее температура, время отправки и количество.
2.6. Во избежание прилипания смеси к вальцам катка перед укаткой вальцы следует протереть ветошью, смоченной керосином. В процессе укатки вальцы катков смачивают смесью воды с керосином (1:1). Не разрешается для этих целей применять соляровое масло и топочный мазут.
2.7. В конце укатываемой полосы во избежание раскатывания смеси следует положить и закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна быть равна толщине слоя покрытия в плотном теле.
2.8. В процессе работы самоходного асфальтоукладчика на высокой рабочей скорости могут возникнуть дефекты при укладке смеси: разрывы и трещины в слое уложенной смеси, пустоты по краям полосы. В этих случаях машинист должен снизить рабочую скорость асфальтоукладчика для лучшего уплотнения смеси трамбующим брусом.
2.9. Уплотнять асфальтобетонную смесь после укладки следует тяжелыми дорожными самоходными катками массой 10 - 18 т (12 - 18 проходов).
2.10. Укатку нижнего слоя разрешается производить тяжелыми катками сразу после укладки смеси, если применяется пористый асфальтобетон из прочных каменных пород. Средняя рабочая скорость движения катков при уплотнении 3 - 5 км/час (12 - 18 проходов).
2.11. Работы следует выполнять, соблюдая правила производства работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73), а также правила техники безопасности (СНиП III-A.11-70).
3.1. Состав исполнителей:
Машинист самоходного асфальтоукладчика Д-150Б (Д-150А) 6 разр. (М-1) - 1
Машинист тяжелого катка 5 » (М-2, М-3) - 2
Асфальтобетонщик 5 » (А-1) - 1
» 3 » (А-2, А-3) - 2
» 2 » (А-4, А-5) - 2
3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь
Наименование |
ГОСТ, № чертежа |
Количество, шт. |
|
1 |
Асфальтоукладчик самоходный Д-150Б (Д-150А) |
СТУ 22-145-66 |
1 |
2 |
Каток дорожный самоходный массой 10 - 18 т |
ГОСТ 5576-74 |
2 |
3 |
Жаровня передвижная |
- |
1 |
4 |
Термометр стеклянный технический |
ГОСТ 2823-73 |
2 |
5 |
Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л |
- |
1 |
6 |
Утюг металлический |
- |
1 |
7 |
Райбовка (терка) |
- |
2 |
8 |
Грабли металлические |
- |
1 |
9 |
Трамбовка прямоугольная формовочная |
1 |
|
10 |
Рейка металлическая |
- |
1 |
11 |
Лопата стальная строительная |
ГОСТ 3620-63 |
4 |
12 |
Кувалда кузнечная тупоносая |
ГОСТ 11401-65* |
2 |
13 |
Перфоратор ручной пневматический |
ГОСТ 10750-73 |
1 |
14 |
Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м |
ГОСТ 5107-70 |
1 |
15 |
Рулетка измерительная металлическая |
ГОСТ 7502-69 |
1 |
16 |
Шаблон с уровнем |
- |
1 |
17 |
Линейка измерительная металлическая |
1 |
|
18 |
Ведро |
- |
1 |
19 |
Разравниватель смеси |
- |
1 |
20 |
Гладилка |
Изготовляется в мастерских ДСУ |
1 |
21 |
Лейка |
- |
2 |
22 |
Черпак |
- |
1 |
23 |
Каток ручной |
- |
1 |
24 |
Брусья упорные металлические или деревянные с комплексом костылей |
- |
100 м |
3.3. Расход материалов на укладку 1000 м2 покрытия (нижний слой) из крупнозернистого асфальтобетона:
Крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь по СНиП IV-45.......
Вяжущие жидкие.............................................................................................. 0,72 т
1 Норма расхода приведена для каменных материалов с удельным весом 2,5 - 2,9 т/м3 (в числителе) и 3 т/м3 и более (в знаменателе).
4.1. При устройстве нижнего слоя покрытия из крупнозернистого асфальтобетона выполняются следующие операции: устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ); прием и укладка асфальтобетонной смеси; уплотнение асфальтобетонной смеси.
4.2. Работы рекомендуется выполнять механизированным отрядом.
4.3. Организация рабочего места
А-1 - А-5, М-1 - М-3 - места нахождения рабочих; 1 - передвижной битумный котел; 2 - передвижная жаровня; 3 - самоходный асфальтоукладчик Д-150Б; 4 - каток тяжелый; 5 - автосамосвал.
4.4. График трудового процесса
Наименование операций, их продолжительность, исполнители и орудия труда |
Характеристика приемов труда |
|
1 |
Подноска и установка боковых упоров; 15 мин; А-2, А-5; брусья упорные с комплектом костылей, кувалда кузнечная тупоносая, шнур льнопеньковый крученый |
А-2 и А-5 снимают боковые упоры с машины, очищают и подносят их к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Затем устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в основание |
2 |
Прием асфальтобетонной смеси и ее распределение; 13 мин; М-1, А-4; лопата стальная строительная |
А-4 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает асфальтобетонную смесь в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автомобиль перемещается укладчиком. Из бункера М-1 питателем подает смесь к распределительному шнеку; распределенная смесь предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается выглаживающей плитой. После разгрузки смеси А-4 подает сигнал на отход автосамосвала |
3 |
Выявление дефектных мест; 6 мин; А-1; рейка металлическая, шаблон с уровнем |
После подкатки смеси тяжелым катком (2 - 3 прохода по одному следу) А-1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места
|
4 |
Исправление дефектных мест; 12 мин; А-2, А-3, А-4; грабли металлические, лопата стальная строительная, райбовка, гладилка |
А-2, А-3 и А-4 немедленно исправляют дефектные места. А-2 слегка взрыхляет граблями поверхность дефектных мест. А-3 и А-4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях и заглаживают поверхность райбовкой |
5 |
Уплотнение асфальтобетонного покрытия; 18 мин; М-2, М-3 |
После проверки качества укладки асфальтобетонной смеси и исправления дефектных мест по указанию А-1 М-2 и М-3 приступают к укатке уложенного слоя. Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к средине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков в пределах 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах 5 - 8 км/ч. Ориентировочное количество проходов катка по одному следу 15 - 20 |
6 |
Обработка кромок асфальтобетонного покрытия; 9 мин; А-2, А-3; перфоратор ручной пневматический, лейка |
А-2 и А-3 обрабатывают кромки покрытия, готовят сопряжения полос к обработке (обрубывают асфальтобетон, прогревают места сопряжений и смазывают их битумом)
|
7 |
Отделка поверхности асфальтобетонного покрытия; 9 мин; А-1, А-3; утюг металлический, райбовка |
А-1 и А-3 выполняют работы по отделке швов на сопряжениях полос; отделывают поверхность покрытия, выдерживая толщину слоя, соблюдая условия ровности и обеспечивая проектный поперечный уклон
|
8 |
Контроль качества; 2 мин; А-1; рейка металлическая, шаблон с уровнем |
А-1 проверяет качество асфальтобетонной смеси, правильность установки боковых упоров, качество подготовки основания и качество обработки его битумом или эмульсиями, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок и швов покрытия, ровность покрытия и соответствие поперечных уклонов проектным. В процессе работы асфальтоукладчика А-1 регулирует положение выглаживающей плиты |
СОДЕРЖАНИЕ
I. Назначение и эффективность применения карты.. 1 II. Подготовка процесса и условия его выполнения. 1 III. Исполнители и орудия труда. 2 |