КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЯ ТОЛЩИНОЙ 3,5 см ИЗ ТЕПЛОГО МЕЛКОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА
КТ-17.0-10.5-75
Комплект карт предназначен для организации труда бригад, занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.
Карты организации труда определяют рациональный состав бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.
Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении рабочих передовым методам и приемам труда.
Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного расчета (бригадный подряд).
Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а карты организации труда - в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).
Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко, Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).
КТ-17.0-10.5-75 |
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ |
РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР |
КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА |
УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЯ ТОЛЩИНОЙ 3,5 см ИЗ ТЕПЛОГО МЕЛКОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА |
РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО |
ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0-2 |
ВЗАМЕН КТ-0.0 |
1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве верхнего слоя покрытия толщиной 3,5 см из теплого мелкозернистого асфальтобетона двумя самоходными асфальтоукладчиками и шестью дорожными самоходными катками.
1.2. Показатели производительности труда
№ п.п. |
Наименование показателей |
Величина показателя |
|
по карте |
по ЕНиР |
||
1 |
Выработка на 1 чел.-день, м2 покрытия |
299 |
246 |
2 |
Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия, чел.-час. |
2,67 |
3,25 |
Снижение затрат труда и повышение выработки рабочих достигается за счет применения двух самоходных асфальтоукладчиков, экономии времени при перегоне асфальтоукладчика с захватки на захватку, устройства покрытия без продольного шва, рационального размещения исполнителей. Производительность труда возросла на 21 %.
2.1. Основание под покрытие должно быть ровным, прочным, сухим и чистым. Укладка асфальтобетонной смеси в дождь или на мокрое и загрязненное основание не допускается.
2.2. Влажное основание перед укладкой просушивают нагревательными машинами или горячим песком, нагретым до температуры 250 - 300 °С.
2.3. После просушки и очистки основания за 2 ч до начала укладки по основанию равномерно без пропусков разливают жидкий битум классов СГ или МГ любой марки в количестве 0,5 - 0,7 л/м2 или эмульсию в количестве 1 - 1,5 л/м2. В условиях отрицательных температур розлив по основанию эмульсии для подгрунтовки не разрешается. Розлив вяжущего не производится, если укладка ведется по новому основанию с применением органических вяжущих материалов.
2.4. Во избежание прилипания смеси внутренние стенки и дно кузова автосамосвала предварительно обрабатывают мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.
2.5. Перед укладкой асфальтобетонной смеси необходимо проверить наличие паспорта на смесь, в котором указаны вид смеси, ее температура, время отправки и количество.
2.6. На уклонах более 4 % укладывать асфальтобетонную смесь следует снизу вверх.
2.7. Укатку уложенной смеси следует начинать немедленно после ее укладки. При температуре воздуха от 0 до +10 °С укатку начинают 5 - 7 проходами по одному следу легких катков и заканчивают 15 - 20 проходами тяжелых катков. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков в пределах 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах - 5 - 8 км/ч.
2.8. При температуре воздуха от 0 до минус 10 - 15 °С укатку выполняют только тяжелыми катками (20 - 25 проходов по одному следу), а число катков увеличивают в 1,5 раза по сравнению с обычными условиями.
2.9. Во избежание прилипания смеси к вальцам катков перед укаткой вальцы следует протереть ветошью, смоченной керосином. В процессе укатки вальцы катков смачивают смесью воды с керосином (1:1). Не разрешается для этих целей применять соляровое масло и топочный мазут.
2.10. В конце укатываемой полосы во избежание раскатывания смеси следует положить и закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна быть равна толщине слоя покрытия в плотном теле.
2.11. Работы следует выполнять, соблюдая правила производства работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73), а также правила техники безопасности (СНиП III-A.11-70).
3.1. Состав исполнителей:
Машинист самоходного
асфальтоукладчика Д-150Б (Д150А) 6 разр. (М-1, М-2) - 2
Машинист легкого катка 5 » (М-3, М-4) - 2
Машинист тяжелого катка 5 » (М-5, М-6, М-7, М-8) - 4
Асфальтобетонщик 5 » (А-1) - 1
» 4 » (А-2) - 1
» 3 » (А-3, А-4, А-5) - 3
» 2 » (А-6) - 1
» 1 » (А-7) - 1
3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь
Наименование |
ГОСТ, № чертежа |
Количество, шт. |
|
1 |
Асфальтоукладчик самоходный Д-150Б (Д-150А) |
СТУ 22-145-66 |
2 |
2 |
Каток дорожный самоходный массой 10 - 18 т |
ГОСТ 5576-74 |
4 |
3 |
То же, массой до 8 т |
ГОСТ 5576-74 |
2 |
4 |
Жаровня передвижная |
- |
1 |
5 |
Термометр стеклянный технический |
ГОСТ 2823-73 |
2 |
6 |
Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л |
СТУ 82-277-62 |
1 |
7 |
Утюг металлический |
- |
2 |
8 |
Райбовка (терка) |
- |
4 |
9 |
Грабли металлические |
- |
2 |
10 |
Трамбовка прямоугольная формовочная |
2 |
|
11 |
Рейка металлическая |
- |
1 |
12 |
Лопата стальная строительная |
ГОСТ 3620-63 |
12 |
13 |
Кувалда кузнечная тупоносая |
ГОСТ 11401-65* |
4 |
14 |
Перфоратор ручной пневматический |
ГОСТ 10750-73 |
1 |
15 |
Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м |
ГОСТ 5107-70 |
1 |
16 |
Рулетка измерительная металлическая |
ГОСТ 7502-69 |
1 |
17 |
Шаблон с уровнем |
- |
2 |
18 |
Линейка измерительная металлическая |
2 |
|
19 |
Ведро |
- |
2 |
20 |
Разравниватель смеси |
- |
2 |
21 |
Гладилка |
Изготовляется в мастерской ДСУ |
2 |
22 |
Лейка |
- |
4 |
23 |
Черпак |
- |
1 |
24 |
Каток ручной |
- |
1 |
25 |
Брусья упорные металлические или деревянные с комплектом костылей |
- |
100 м |
3.3. Расход материалов на укладку 1000 м2 покрытия из мелкозернистого асфальтобетона:
Асфальтобетон мелкозернистый (с повышенным содержанием щебня) по СНиП IV-45
1 Норма расхода приведена для каменных материалов с удельным весом 2,5 - 2,9 т/м3 (в числителе) и 3 т/м3 и более (в знаменателе).
4.1. При устройстве верхнего слоя покрытия из мелкозернистого асфальтобетона выполняются следующие операции: устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ); прием и укладка асфальтобетонной смеси; уплотнение асфальтобетонной смеси.
4.2. Работы рекомендуется выполнять механизированным отрядом.
4.3. Организация рабочего места
М-1 - М-8, А-1 - А-7 - места нахождения рабочих; 1 - автосамосвал; 2 - самоходный асфальтоукладчик; 3 - легкий каток; 4 - тяжелый каток.
4.4. График трудового процесса
Наименование операций, их продолжительность, исполнители и орудия труда |
Характеристика приемов труда |
|
1 |
Подноска боковых упоров; 6 мин; А-5, А-7; кувалда кузнечная тупоносая брусья упорные с комплектом костылей |
А-5 и А-7 снимают боковые упоры с машины, очищают и подносят их к новому месту укладки |
2 |
Установка боковых упоров; 5 мин; А-2, А-7; кувалда кузнечная тупоносая, брусья упорные с комплектом костылей, шнур льнопеньковый крученый |
А-2 и А-7 перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в основание |
3 |
Прием асфальтобетонной смеси и ее распределение; 7 мин; М-1, М-2, А-6; лопата стальная строительная |
А-6 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает асфальтобетонную смесь в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автосамосвал перемещается укладчиком. Из бункера М-1 и М-2 питателями подают смесь к распределительному шнеку; распределенная смесь предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается выглаживающей плитой. Смесь укладывают одновременно по всей ширине покрытия, асфальтоукладчики перемещаются уступом на расстоянии 10 - 30 м друг от друга. После разгрузки смеси А-6 подает сигнал на отход автосамосвала |
4 |
Выявление дефектных мест; 6 мин; А-1; рейка металлическая, шаблон с уровнем |
После подкатки смеси легким катком (2 - 3 прохода по одному следу) А-1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места |
5 |
Исправление дефектных мест; 8 мин; А-3, А-4, А-5; грабли металлические, лопата стальная строительная, райбовка, гладилка |
А-3, А-4, А-5 исправляют дефектные места. А-3 слегка взрыхляет граблями поверхность дефектных мест; А-4 лопатой добавляет свежую смесь на впадинах, снимает излишки на возвышениях; А-5 заглаживает поверхность райбовкой |
6 |
Уплотнение асфальтобетонного покрытия; 10 мин; М-3, М-4, М-5, М-6, М-7, М-8 |
После проверки качества укладки асфальтобетонной смеси и поправления дефектных мест по указанию А-1 машинисты катков приступают к укатке уложенного слоя. Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах - 5 - 8 км/ч. Сначала уплотняют 3 - 5 проходами легких катков по одному следу, затем 15 - 20 проходами тяжелых катков |
7 |
Обработка кромок асфальтобетонного покрытия; 5 мин; А-2, А-3, А-5; перфоратор ручной пневматический, лейка |
А-2, А-3 и А-5 обрабатывают кромки покрытия, готовят сопряжение полос к обработке (обрубывают асфальтобетон, прогревают мест сопряжений и смазывают их битумом) |
8 |
Отделка поверхности асфальтобетонного покрытия; 10 мин; А-1, А-2, А-6; утюг металлический, райбовка |
А-1, А-2 и А-6 выполняют работы по отделке швов на сопряжениях полос, отделывают поверхность покрытия, выдерживая толщину слоя, соблюдая условия ровности и обеспечивая проектный поперечный уклон |
9 |
Контроль качества; 2 мин; А-1; рейка металлическая, шаблон с уровнем |
А-1 проверяет качество асфальтобетонной смеси, правильность установки боковых упоров, качество подготовки основания и качество обработки его битумом или эмульсиями, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок и швов покрытия, ровность покрытия и соответствие поперечных уклонов проектным. В процессе работы асфальтоукладчика А-1 регулирует положение выглаживающей плиты |
СОДЕРЖАНИЕ
I. Назначение и эффективность применения карты.. 1 II. Подготовка процесса и условия его выполнения. 1 III. Исполнители и орудия труда. 2 |