МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
МОСКВА 1977
Карта предусматривает разборку рельс-форм на готовом цементобетонном покрытии и установку их на готовое цементогрунтовое основание по краям будущего покрытия.
В настоящей технологической карте предусмотрены высота рельс-форм 22 см, длина одного звена 4 м;
сменная производительность 310 м одной нитки рельс-форм;
состав звена - 9 чел.;
затраты труда на 1000 м2 покрытия - 7,92 чел-дн.
Подготовка песчаного выравнивающего слоя. Через 7 - 10 суток после устройства цементогрунтового основания шириной не менее 8,5 м (см. технологические карты «Устройство оснований из грунтов, укрепленных цементом, с применением однопроходной грунтосмесительной машины Д-391», Оргтрансстрой, 1968, «Устройство однослойного цементогрунтового основания из смеси, приготовленной в установке», М., Оргтрансстрой, 1977) доставляют автомобилями-самосвалами песок и выгружают его на основание согласно расчету, а затем автогрейдером ДЗ-99-2-2 разравнивают слоем толщиной 5 см.
Для выравнивающего слоя можно употреблять песок, использованный для ухода за цементогрунтовым основанием.
Установка рельс-форм. Рельс-формы разрешается устанавливать после приемки цементогрунтового основания на участке длиной не менее 500 м (рис. 1).
Линии установки рельс-форм в плане разбивают по одной стороне покрытия при помощи теодолита, по другой стороне - по шаблону. Линии обеих ниток рельс-форм провешивают и обозначают на прямых участках штырями, забитыми через 40 м, на криволинейных участках трассы - через 5 - 10 м.
Затем по линии установки намечают места расположения стыков рельс-форм. Для этого в створе со штырями, в местах расположения стыков рельс-форм, под нивелир забивают штыри так, чтобы внешний край каждого штыря лежал на грани, а верх - на проектной отметке будущего покрытия.
Рис. 1. Технологическая схема установки и снятия рельс-форм:
1 - автокран грузоподъемностью до 5 Т; 2 - бортовой автомобиль грузоподъемностью 3,5 т. Кружками с цифрами обозначены расстановка и разряд рабочих
Рис. 2. Шаблон для установки подкладок под рельс-формы:
1 - шаблон; 2 - штырь, выставленный по нивелиру; 3 - подкладка; 4 - выравнивающий слой; 5 - цементогрунтовое основание
Рис. 3. Подготовка основания для установки рельс-форм:
1 - штыри, выставленные по линии установки рельс-форм; 2 - подкладки под стыки рельс-форм; 3 - контрольная рейка; 4 - песчаный выравнивающий слой; 5 - цементогрунтовое основание
Рядом с контрольными штырями устанавливают деревянные подкладки, пользуясь шаблоном (рис. 2). После установки подкладок на них устанавливают рейку, выравнивают песчаный подстилающий слой заподлицо с верхом подкладок и уплотняют его на ширину не менее 0,5 м (рис. 3).
В случае работы бункерного распределителя ДС-503А (Д-375) с перегрузочным ковшом, следует особенно тщательно выравнивать и уплотнять песчаный выравнивающий слой под ту нитку рельс-форм, со стороны которой установлен ковш. Под стыки этой нитки необходимо укладывать уширенные деревянные подкладки.
Рис. 4. Приспособление для подъема рельс-форм при рихтовке:
1 - рычаг; 2 - рамка; 3 - плита; 4 - крюк
Автокраном, располагаемым по середине основания, укладывают рельс-формы с обеих сторон на подкладки, а затем выправляют их положение в плане и по высоте по разбивочным штырям. Для подъема рельс-форм при выправке по высоте применяют специальное приспособление (рис. 4). Для этого приспособление устанавливают около рельс-формы, заводят крюк за скобу замкового соединения рельс-формы и с помощью рычага поднимают ее на требуемую высоту.
Смежные звенья рельс-форм соединяют замками и крепят каждую рельс-форму четырьмя штырями, входящими в состав комплекта рельс-форм.
С одной стоянки автокрана (без установки аутригеров) устанавливают по 2 - 3 звена каждой нитки.
Установленные рельс-формы обкатывают профилировщиком ДС-502А (Д-345), проверяют нивелиром отметки в каждом стыке рельс-форм и в местах просадок подштопывают песком. Отдельные неровности в рельс-формах и их стыках не должны превышать 2 мм в вертикальной и 5 мм в горизонтальной плоскостях.
Разница в отметках стыков рельс-форм после обкатки и выверки не должна превышать 5 мм.
Для ускорения установки рекомендуется пронумеровать рельс-формы, чтобы при перестановке сохранялся постоянный порядок их расположения. Рельс-формы необходимо систематически очищать, а все неисправные - заменять. Запрещается перемещать рельс-формы волоком.
Рельс-формы устанавливают только в дневное время.
Для производительной работы бетоноукладочного комплекта длина участка с установленными рельс-формами должна быть не меньше 170 м.
Снятие рельс-форм. Рельс-формы снимают не ранее чем через 18 ч после укладки бетона при температуре воздуха 15 °С и выше и не ранее 24 ч при температуре ниже 15 °С.
Перед снятием рельс-форм нужно извлечь все штыри для крепления рельс-форм к основанию и выбить все клинья из замковых соединений. Штыри извлекают при помощи специального приспособления (рис. 5). На головку вбитого штыря надевают насадку и поворачивают на 45°, после чего при помощи рычажного устройства штырь извлекают.
Рис. 5. Приспособление для выдергивания штырей рельс-форм:
1 - насадка; 2 - вилка; 3 - стойка; 4 - отрезок швеллера; 5 - рычаг; 6 - хомутик; 7 - штырь рельс-формы
Насадка представляет собой цилиндр с двумя продольными вырезами в стенке и двумя канавками по внутреннему диаметру. Продольные вырезы служат для направления головки штыря, а канавки по внутреннему диаметру - для поворота насадки.
Каждое звено рельс-форм осторожно отделяют от бетона, постукивая кувалдой по рельсу. Нельзя забивать ломы или стальные клинья между бетоном и рельс-формой.
Автокраном при помощи цанговых захватов звено рельс-форм поднимают за головку рельса и отводят в сторону, одновременно раздвигая ломом замковое соединение. Рельс-формы очищают от бетонной смеси и песка и грузят автокраном на автомобиль.
На автомобиль следует укладывать не более 12 - 15 звеньев, избегая при этом механических повреждений рельс-форм. Одновременно с рельс-формами грузят штыри, предварительно собранные в ящики. Автокран и автомобиль по обочине перемещаются к месту установки рельс-форм, которые автокраном выгружают и раскладывают вдоль линии установки.
Немедленно после снятия рельс-форм грани бетонного покрытия смазывают пленкообразующим материалом и присыпают песком.
При установке рельс-форм следует руководствоваться следующей технической литературой:
1. «Инструкция по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог». ВСН 139-68/Минтрансстрой, М., Транспорт, 1968 (пп. 98 - 111).
2. «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию». СНиП III-Д.5-73, М., Стройиздат, 1976.
3. «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., Транспорт, 1969.
4. «Руководство по организации труда при производстве строительно-монтажных работ. Глава 28. Дорожные работы». Оргтрансстрой, М., 1971.
До начала работ должно быть подготовлено цементогрунтовое основание, подъездные пути, проверена исправность и готовность машин.
Работа организуется в две смены и выполняется звеном по перестановке рельс-форм. Установку рельс-форм производят только в дневное время.
Планировку песчаного выравнивающего слоя выполняет машинист автогрейдера 6 разр., которого, как правило, не включают в состав комплексной бригады (1 захватка).
Состав звена по перестановке рельс-форм:
Машинисты автокранов 4 разр. - 2
Такелажники 2 » - 2
Дорожные рабочие: 4 » - 2
3 » - 3
Итого............................................. 9 чел.
При работе звено выделяет такелажника 2 разр., дорожного рабочего 3 разр. и машиниста автокрана 4 разр. для снятия рельс-форм на участке, где бетон уже затвердел (захватка V или VI).
Дорожный рабочий и такелажник на этом участке извлекают при помощи приспособления штыри, закрепляющие рельс-формы, отделяют рельс-формы от бетона, очищают рельс-формы и грузят автокраном на автомобиль. Дорожный рабочий смазывает грани бетонного покрытия пленкообразующим материалом и присыпает песком.
Основной состав звена ведет установку рельс-форм на II захватке.
Дорожные рабочие 4 и 3 разр., работая по два на каждой нитке рельс-форм, выполняют совместно с мастером разбивочные работы, готовят основание под рельс-формы, устанавливают и крепят рельс-формы к основанию.
Машинист автокрана и такелажник 2 разр. подают рельс-формы к месту установки.
Работу организуют таким образом, что установку рельс-форм и их рихтовку производят в светлое время дня. В конце второй смены рабочие снимают рельс-формы с готового покрытия, перевозят и раскладывают их вдоль места установки и готовят основание под рельс-формы.
Примечание. Цифра над линией - количество рабочих, занятых в операции.
Цифра под линией - продолжительность операции, мин.
¯ - рекомендуемое время начала обеденного перерыва.
Шифр норм и расценок |
Состав звена (бригады) |
Описание работ |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб.-коп. |
Нормативное время на полный объем работ, чел-ч |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
ЕНиР-17, § 17-1, табл. 2, № 1, (применительно) |
Машинист 6 разр. - 1 |
Разравнивание песка автогрейдером ДЗ-99-2-2 |
100 м2 |
26,35 |
0,125 |
0 - 09,9 |
3,29 |
2 - 61 |
ЕНиР-17, § 17-14, № 2 |
Машинист |
Установка рельс-форм автокраном |
100 м нитки |
6,2 |
18,2 |
10 - 32 |
112,84 |
63 - 98 |
4 разр. - 1 |
||||||||
Такелажник |
||||||||
2 разр. - 1 |
||||||||
Дорожные рабочие: |
||||||||
4 разр. - 2 |
||||||||
3 » - 2 |
||||||||
2 » - 1 |
||||||||
ЕНиР-17, § 17-14, № 3 |
Машинист |
Снятие рельс-форм автокраном |
100 м нитки |
6,2 |
7,5 |
4 - 18 |
46,5 |
25 - 92 |
4 разр. - 1 |
||||||||
Такелажник |
||||||||
2 разр. - 1 |
||||||||
Дорожный рабочий |
||||||||
3 разр. - 1 |
||||||||
Итого: на две захватки длиной 310 м (2325 м2) |
162,63 |
92 - 51 |
||||||
на 1000 м2 |
69,95 |
39 - 79 |
||||||
То же, чел-дн |
8,74 |
Наименование показателей |
Единица измерения |
По графику Б |
По калькуляции А |
На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
Затраты труда на 1000 м2 однослойного покрытия |
чел-дн |
7,92 |
8,74 |
- 9,4 |
Средний разряд рабочих |
- |
3,5 |
3,22 |
- 8,7 |
Среднедневная заработная плата на одного рабочего |
руб.-коп. |
5 - 02 |
4 - 55 |
+ 10,3 |
Выработка одного рабочего в смену |
м рельс-форм |
33,6 |
30,5 |
+ 10,2 |
А. Основные материалы и полуфабрикаты
Наименование материалов |
ГОСТ, марка |
На две захватки (2325 м2) |
На 1000 м2 покрытия |
Песок |
ГОСТ 8736-67 |
147,2 м3 |
63,3 м3 |
Б. Машины и оборудование
Автогрейдер ДЗ-99-2-2............................................................... 1
Автокраны КС-1562А................................................................ 2
Автомобиль бортовой................................................................ 1
Рельс-формы................................................................................ 200 шт.
В. Инструменты и приспособления
Рулетка измерительная металлическая, ГОСТ 7502-69.......... 1
Ломы стальные строительные, ГОСТ 1405-72........................ 3
Ломы (лапчатые), ГОСТ 1405-72.............................................. 2
Приспособление для выдергивания штырей........................... 1
Приспособление для рихтовки рельс-форм............................. 2
Шаблоны для установки подкладок......................................... 2
Поверхностный вибратор ИВ-2А, ГОСТ 7429-69.................. 1
Кувалды, ГОСТ 11401-75........................................................... 2
Молотки стальные строительные, ГОСТ 11042-72................. 2
Лопаты стальные строительные, ГОСТ 3620-76..................... 4
Подштопки деревянные ............................................................ 2
Подкладки деревянные под рельс-формы................................ 75 - 80 шт.
СОДЕРЖАНИЕ