УСТРОЙСТВО
ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ
НА ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗКАХ
Технологическая карта разработана на основе принципов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на объектах.
Технологической картой предусмотрено устройство на транспортных развязках в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 °С основания шириной 7 м (толщина слоя основания в плотном теле - 16 см) из цементогрунтовой смеси, приготовленной в смесительной установке ДС-50А производительностью 350 м3 смеси в смену с использованием автогрейдера ДЗ-31-1 (Д-557-1), оборудованного системой автоматического регулирования положения отвала (САР) «Профиль-1»*.
* См. технологическую карту «Планировка верха земляного полотна автогрейдером ДЗ-31-1 (Д-557-1), оборудованным системой «Профиль-1», М., Оргтрансстрой, 1977.
Карта может применяться также при строительстве цементогрунтовых оснований автобусных остановок, съездов с автомобильных дорог и уширений проезжей части автомобильных дорог.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.
При устройстве цементогрунтового основания выполняют следующие работы (см. рисунок): подготовку участка работы; завоз цементогрунтовой смеси автомобилями-самосвалами; разравнивание и планировку цементогрунтовой смеси автогрейдером; уплотнение смеси катком на пневматических шинах; уход за основанием путем распределения пленкообразующих материалов по его поверхности.
Технологическая схема устройства цементогрунтового основания на транспортной развязке:
1 - автогрейдер ДЗ-31-1; 2 - каток на пневмошинах ДУ-31; 3 - автомобиль-самосвал; 4 - автогудронатор ДС-39А; I - подготовка участка работ; II - завоз цементогрунтовой смеси автомобилями-самосвалами; III - разравнивание и планировка смеси автогрейдером; IV - уплотнение смеси катком на пневматических шинах; V - уход за основанием путем распределения пленкообразующих материалов по его поверхности
До устройства цементогрунтового основания должны быть отсыпаны обочины; подготовлены подъездные пути для доставки смеси и временные съезды с земляного полотна, проведены геодезические работы, устроен водоотвод с земляного полотна, участок работ огражден шлагбаумами и сигнальными знаками.
За 1 - 2 прохода по одному следу автогрейдера и катка выравнивают и укатывают поверхность земляного полотна. Кромки земляного полотна тщательно выравнивают автогрейдером и устраивают воронки для отвода воды.
Подготовленное для устройства основания земляное полотно должно отвечать требованиям «Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» ВСН 97-63, М., Транспорт, 1964 и СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования», М., Стройиздат, 1973.
Завоз цементогрунтовой смеси автомобилями-самосвалами
Цементогрунтовую смесь, приготовленную в смесительной установке, завозят к месту укладки автомобилями-самосвалами и выгружают на подготовленное земляное полотно по расчету.
Потребное количество смеси на 1 м основания определяют по формуле:
Q = b ´ h ´ Ky ´ Kп, м3,
где Q - объем неуплотненной цементогрунтовой смеси, м3;
b - ширина основания, м;
h - толщина слоя основания в плотном теле, м;
Ку - коэффициент уплотнения (Ку = 1,15 ÷ 1,25);
Kп - коэффициент потери грунта при его транспортировке и укладке в основание (Kп = 1,03).
Количество автомобилей-самосвалов для доставки цементогрунтовой смеси определяют расчетом в зависимости от их грузоподъемности и дальности возки.
При укладке цементогрунтовая смесь должна иметь оптимальную влажность.
При отсутствии осадков и температуре воздуха более +20 °С влажность готовой смеси должна быть на 2 - 3 % выше оптимальной.
При пониженных температурах (менее +10 °С) и в дождливую погоду влажность готовой смеси должна быть оптимальной или на 1 - 2 % меньше ее.
Разравнивание и планировка цементогрунтовой смеси автогрейдером
Выгруженную цементогрунтовую смесь разравнивают и планируют автогрейдером ДЗ-31-1, оборудованным системой «Профиль-1».
Система «Профиль-1» дает возможность производить планировочные работы, требующие выдерживания заданного угла наклона отвала, равного проектному углу наклона поверхности основания.
Разравнивание и планировку смеси производят автогрейдером за три цикла, применяя челночный способ работы (рабочий ход вперед, холостой - назад на повышенной скорости).
За I цикл (12 проходов) выполняют грубое разравнивание смеси, при этом по каждому следу осуществляется два прохода. Работу ведут в ручном режиме управления. Отвалу придают следующее положение: угол захвата - 50°, угол резания - 40 - 45°.
На криволинейном участке с двускатным профилем основания первый проход выполняют по краю основания, вдоль внутренней обочины, а последующие проходы - с постепенным перемещением к внешней обочине.
Толщину срезаемого слоя регулируют левым и правым цилиндрами подъема и опускания отвала.
Все проходы первого цикла выполняют при движении автогрейдера на второй передаче.
После каждого прохода в конце участка отвал поднимают и задним ходом автогрейдер возвращают к началу участка.
За II цикл (3 прохода по ширине основания) производят окончательное разравнивание и предварительную планировку смеси с приданием основанию вчерне проектного поперечного профиля. Эту работу выполняют автогрейдером, работающим в автоматическом режиме. Отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, при котором угол захвата равен 50°, угол резания - 41°. Отвал опускают до отметок верха основания, определенных с учетом припуска на уплотнение.
Первые проходы осуществляют вдоль обочины, перемещаясь на второй передаче к середине основания, с перекрытием следа на 0,7 м.
Толщину срезаемого слоя регулируют левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания отвала, при этом правый гидроцилиндр автоматически опускает или приподнимает конец отвала. Излишек смеси перемещают от обочины к середине основания.
За III цикл (3 прохода по ширине основания) выполняют окончательную планировку смеси под проектные отметки, определенные с учетом припуска на уплотнение. Автогрейдер работает в автоматическом режиме управления отвалом.
На участках основания с двускатным профилем первый проход выполняют по середине основания, при этом стрелку указателя уклона ставят в положение «О», ручку «заглубление» поворачивают до предела против часовой стрелки, а отвал устанавливают перпендикулярно оси основания (угол захвата равен 90°). Планировку производят средней частью отвала.
Проходы выполняют автогрейдером, движущимся на 2 - 3 передаче по челночной схеме (обратный ход - холостой), начиная от середины основания. При этом отвал устанавливают и следующее положение: угол захвата равен 55°, угол резания - 41°.
При перемещении смеси от оси основания к обочине автогрейдер направляют так, чтобы левая сторона отвала находилась строго на середине основания, при втором проходе - над предварительно спланированной поверхностью основания. При односкатном профиле основания первый проход выполняют по нижнему краю ската, последующие проходы - с перемещением к его верхнему краю.
После планировки смеси контролируют поперечный уклон основания с помощью шаблона, а толщину слоя - металлическим мерником.
Толщина неуплотненного слоя (в рыхлом состоянии) должна быть на 15 - 20 % больше проектной толщины при супесчаных грунтах и на 20 - 30 % - при суглинистых грунтах, но не более 21 см. Окончательно толщину неуплотненного слоя определяют после пробной укатки.
Уплотнение смеси катком на пневматических шинах
При температуре воздуха более +10 °С уплотнение смеси катком начинают сразу же после планировки ее автогрейдером и заканчивают не позднее чем через три часа, а при температуре воздуха менее +10 °С - не позднее чем через пять часов после приготовления смеси в смесительной установке.
Уплотняют цементогрунтовую смесь катками на пневматических шинах ДУ-31 (Д-627) или ДУ-29 (Д-624), загруженными балластом.
При двускатном профиле основания укатку начинают с обоих краев основания. Последующие проходы осуществляют, смещаясь к середине основания с перекрытием следа на 20 - 30 см. Окончательно необходимое число проходов по одному следу устанавливают после пробной укатки.
Скорость движения катком при двух первых и двух последних проходах должна составлять 2 - 3 км/ч, скорость при остальных проходах следует увеличить до 12 - 15 км/ч.
При односкатном профиле основания укатку начинают с нижнего края ската и выполняют за два прохода по каждому следу. Проходы смещают к верхнему краю ската с перекрытием предыдущего следа на 20 - 30 см.
При укатке необходимо регулировать величину давления воздуха в типах катков:
при первых проходах рекомендуется поддерживать в шинах давление 4 - 5 кгс/см2, после каждых двух последующих проходов давление увеличивают на 1 кгс/см2, при завершающих проходах давление доводят до максимально допустимого.
Влажность смеси во время укатки должна быть оптимальной. Контроль за влажностью смеси осуществляют представители лаборатории.
Если в процессе укатки верхний слой основания высыхает, его необходимо слегка увлажнять.
Укатку заканчивают после достижения основанием требуемой плотности, определяемой представителем лаборатории СУ.
После укатки проверяют ровность и поперечный уклон основания. Отдельные дефектные места исправляют вручную, а в случае большого числа дефектных мест - автогрейдером.
Распределение пленкообразующих материалов для ухода за основанием
Сразу после окончания укатки на поверхность цементогрунтового основания наносят светлые пленкообразующие материалы - помароль ПМ-86 или ПМ-100А. Норма их розлива - 0,5 - 0,6 кг/м2.
При отсутствии светлых пленкообразующих материалов и при температуре воздуха не более +20 °С можно применять лак-этиноль, или быстро- и среднераспадающиеся эмульсии 25 - 30-процентной концентрации. Если при температуре воздуха более +20 °С применяются темные пленкообразующие материалы, поверх пленки укладывают слой песка толщиной 3 - 4 см, который необходимо поддерживать во влажном состоянии в течение 10 дней.
Пленкообразующий материал наносят на поверхность основания с помощью автогудронатора за два раза.
Движение построечного транспорта по цементогрунтовому основанию открывают не ранее чем через 10 суток после его устройства.
Требования к качеству работ
Готовое основание должно быть однородным, плотным, иметь ровную и чистую поверхность с поперечным уклоном, соответствующим поперечному уклону покрытия.
Отклонения геометрических размеров, поперечного профиля и ровности поверхности основания от предусмотренных проектом допускаются в пределах, установленных СНиП III-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию». М., Стройиздат, 1973.
При производстве работ мастер должен руководствоваться картой операционного контроля качества работ.
Указания по технике безопасности
При устройстве оснований из цементогрунтовой смеси следует выполнять требования «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., Транспорт, 1969 и СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве», М., Стройиздат, 1970.
К работе на автогрейдере, оборудованном автоматической системой «Профиль-1», допускаются машинисты, прошедшие специальный курс обучения.
При работе автогрейдера с системой «Профиль-1» необходимо соблюдать следующие требования:
включать систему автоматического управления разрешается только при подключенном заряженном аккумуляторе;
не разрешается использовать в качестве источника электропитания тракторный генератор;
при включении автоматической системы «Профиль-1» необходимо принять меры предосторожности и удалить посторонних лиц от машины;
когда автоматическая система «Профиль-1» не используется, тумблер питания должен быть выключен, а тумблер настройки - включен.
При работе с пленкообразующими материалами рабочие обязаны быть в комбинезонах, брезентовых рукавицах, головных уборах и в защитных очках.
Запрещается курить или зажигать огонь вблизи емкостей с пленкообразующими материалами.
При попадании на кожу рук или лица пленкообразующих материалов их следует смыть керосином, кожу вымыть теплой водой с мылом и насухо протереть полотенцем.
При производстве работ по устройству цементогрунтовых оснований необходимо выполнять требования следующих нормативных документов:
«Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов», СН 25-74, М., Стройиздат, 1975;
«Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., Транспорт, 1969;
«Типовой инструкции по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог», М., Оргтрансстрой, 1974;
«Типовой инструкции по охране труда для машинистов грейдеров, автогрейдеров и грейдер-элеваторов», М., Оргтрансстрой, 1975;
«Типовой инструкции по охране труда для машинистов грунтоуплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975;
«Технических указаний по уходу за свежеуложенным бетоном дорожных и аэродромных покрытий с применением пленкообразующих материалов», ВСН 35-70, М., Оргтрансстрой, 1970.
Работы по устройству цементогрунтовых оснований на транспортных развязках организуют в две смены. В первую смену выполняют работы по чистовой профилировке земляного полотна автогрейдером и укатке его катком на участке длиной 600 м, создавая задел в 300 м для работы звена второй смены, и ведут работы по устройству цементогрунтового основания на захватке длиной 300 м. Во вторую смену работы ведут только по устройству цементогрунтового основания.
Работа смесительной установки по приготовлению цементогрунтовой смеси и автотранспорта по ее доставке к месту укладки начинается за час до начала первой смены.
Длина сменной захватки обусловлена сменной производительностью смесительной установки ДС-50А.
Для соблюдения требования уплотнения смеси в заданный срок (3 - 5 часов) сменную захватку делят на участки (см. рисунок).
Работы в каждую смену выполняет звено рабочих следующего состава:
машиниста автогрейдера 6 разр. - 1
машиниста катка 6 » - 1
дорожных рабочих: 4 » - 1
3 » - 1
Для выполнения кратковременной работы по уходу за основанием в конце смены звену придают автогудронатор, машинист автогудронатора 5 разр. - 1, помощник машиниста 4 разр. - 1).
Дорожные рабочие устанавливают и снимают ограждения участка работ, исправляют отдельные дефектные места основания после укатки, контролируют ровность и поперечный профиль основания, толщину слоя, в отдельных местах выполняют планировочные работы вручную. Дорожный рабочий 3 разр. принимает смесь и очищает от остатков смеси кузова автомобилей-самосвалов.
При отсутствии фронта работ автогрейдер и каток используют на других работах (отсыпке обочин, устройстве съездов с земляного полотна и т.д.).
Примечания.
1. Цифрами над линиями указано число рабочих, занятых в операции; цифрами под линиями - продолжительность операции в минутах.
2. В трудоемкость включено время на отдых машинистов (10 % продолжительности смены) и дорожных рабочих (8 % продолжительности смены).
3. В графике не учтены работы по завозу цементогрунтовой смеси автомобилями-самосвалами.
4. Во время технологических перерывов машинисты автогрейдера и катка используются на другой работе (отсыпке обочин, устройстве съездов с земляного полотна и т.д.).
Состав звена |
Описание работ |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб.-коп. |
Нормативное время на полный объем работ, чел-ч |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
|
ТНиР, § Т1-1, № 1, применительно |
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1 |
Планировка поверхности земляного полотна автогрейдером Д-557-1 |
100 м2 |
21 |
0,062 |
0-04,9 |
1,3 |
1-03 |
ТНиР, § Т1- 1, № 2, применительно |
Машинист катка 5 разр. - 1 |
Укатка спланированной поверхности земляного полотна катком |
» |
21 |
0,04 |
0-02,8 |
0,84 |
0-59 |
ЕНиР-17, § 17-1, табл. 2, № 1, технич. часть, табл. 1, К = 1,5, применительно |
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1 |
Разравнивание цементогрунтовой смеси, предварительная планировка поверхности слоя |
» |
21 |
0,188 |
0-14,8 |
3,95 |
3-11 |
ЕНиР-17, § 17-8, № 8, техническая часть, табл. 1, К = 1,5, применительно |
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1 |
Планировка цементогрунтовой смеси автогрейдером |
» |
21 |
0,146 |
0-11,5 |
3,07 |
2-41 |
ЕНиР-17, § 17-7, табл. 3, № 1, применительно |
Дорожные рабочие: 4 разр. - 1 3 » - 1 |
Проверка профиля основания по шаблону |
100 м2 |
21 |
0,12 |
0-07,1 |
2,52 |
1-49 |
ЕНиР, общая часть, п. 4 |
То же |
Установка, ограждения места работ, исправление отдельных дефектных мест, прием смеси, очистка кузовов автомобилей-самосвалов от смеси |
чел-ч |
14 |
1 |
0-59 |
14 |
8-26 |
ТНиР, § Т92-2-1 |
Машинист тягача 6 разр. - 1 |
Уплотнение основания катком Д-627 на пневматических шинах за 12 проходов по одному следу |
1000 м2 |
2,1 |
1,88 |
1-48,8 |
3,95 |
3-12 |
ЕНиР-17, § 17-4, № 2 |
Машинист 5 разр. - 1 Помощник машиниста 4 разр. - 1 |
Распределение пленкообразующих материалов при уходе за основанием с помощью автогудронатора |
1 т |
1,28 |
0,48 |
0-31,8 |
0,61 |
0-41 |
Итого на 2100 м2 основания |
30,24 |
20-42 |
||||||
на 1000 м2 основания |
14,4 (1,8 чел-дн) |
9-72 |
Единица измерения |
По калькуляции А |
По графику Б |
На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
|
Трудоемкость на 1000 м2 основания |
чел-дн |
1,8 |
1,49 |
-17,2 |
Средний разряд рабочих |
- |
4,6 |
4,4 |
-4,3 |
Среднедневная заработная плата на одного рабочего |
руб.-коп. |
5-40 |
6-52 |
+20,7 |
Выработка одного рабочего в смену |
м2 |
555 |
673 |
+ 21,3 |
А. Основные материалы
Марка, ГОСТ |
Единица измерения |
Количество |
||
на 1000 м2 основания |
на сменную захватку (2100 м2) |
|||
Цементогрунтовая смесь |
- |
м3 |
165 |
346 |
Помароль |
ПМ-100А |
т |
0,61 |
1,28 |
Б. Машины, оборудование, инструмент, инвентарь
Марка, ГОСТ |
Количество |
|
Автогрейдер |
ДЗ-31-1 (Д-557-1) ГОСТ 9423-69 |
1 |
Каток на пневматических шинах |
ДУ-31 (Д-627) ГОСТ 16481-70 |
1 |
Автогудронатор |
ДС-39А (Д-640А) ГОСТ 16385-70 |
1 |
Нивелир |
ГОСТ 10528-76 |
1 |
Рейки нивелирные |
ГОСТ 11158-76 |
2 |
Уровень строительный длиной 1 м |
ГОСТ 9416-67 |
1 |
Шаблон для проверки профиля |
- |
1 |
Рейка длиной 3 м |
- |
1 |
Мерник толщины слоя основания |
- |
1 |
Рулетка измерительная |
ГОСТ 7502-69 |
1 |
Лопаты стальные строительные |
ГОСТ 3620-76 |
2 |
Комплект ограждения и сигнальных знаков |
ГОСТ 10807-71 |
1 |
Вагон для мастера с кладовой |
ВО-8 |
1 |
Вагон для приема пищи и отдыха рабочих |
ВО-8 |
1 |
Примечания. 1. Потребность цементогрунтовой смеси подсчитана с учетом коэффициента потерь Кп = 1,03.
2. Потребность пленкообразующего материала подсчитана из расчета 0,6 кг/м2. Размер трудноустранимых потерь принят в количестве 1 %.
3. При изменении условий необходим перерасчет потребного количества материалов.
Контролируемые параметры |
Предельные отклонения |
|
1 |
Ширина основания, см |
±10 |
2 |
Толщина слоя основания, % |
±10 |
3 |
Поперечный уклон основания |
±0,005 |
4 |
Высотные отметки по оси основания, см |
±5 |
5 |
Ровность поверхности основания (просвет под трехметровой рейкой), мм |
-10 |
6 |
Влажность смеси, %: |
|
а) при отсутствии осадков и температуре воздуха выше +20 °С |
+3 |
|
б) при дождливой погоде и пониженной температуре воздуха (менее +10 °С) |
-2 |
Примечания: 1. Плотность основания должна составлять не менее 0,98 значения максимальной стандартной плотности.
2. Толщина уплотняемого слоя в рыхлом состоянии должна быть не более 25 см.
3. Равномерность распределения по основанию пленкообразующего материала контролируется по количеству точек вспенивания или покраснения (на 100 см2 площади должно быть не более 2 точек).
СНиП III-Д.5-73; СН 25-74
Основные операции, подлежащие контролю |
Разбивочные работы |
Выгрузка и распределение смеси |
Разравнивание и планировки смеси автогрейдером |
Уплотнение смеси катком |
Уход за основанием путем распределения пленкообразующих материалов по его поверхности |
||
II |
Состав контроля |
Ширина основания, высотные отметки по оси основания |
Соответствие мест выгрузки принятой схеме |
1. Ровность поверхности основания. 2. Толщина слоя. 3. Ширина основания. 4. Поперечный уклон |
1. Влажность смеси. 2. Плотность основания. 3. Ровность поверхности основания. 4. Поперечный уклон |
Равномерность распределения пленкообразующего материала по основанию |
|
III |
Метод и средства контроля |
Инструментальный. Нивелир, мерная лента, стальная рулетка |
Визуальный. Схема распределения смеси |
Инструментальный. 1. Трехметровая рейка. 2. Мерник толщины слоя основания. 3. Стальная рулетка. 4. Шаблон |
Лабораторный, инструментальный. 1. Влагомер-плотномер системы инж. Ковалева, карбидный влагомер ВП-2. 2. Метод режущих колец. 3. Трехметровая рейка. 4. Шаблон |
Визуальный, лабораторный. Розлив по пленке раствора фенолфталеина или соляной кислоты на площади 20´20 см |
|
IV |
Режим и объем контроля |
На прямых участках через 40 м, на криволинейных - через 5 - 10 м |
Постоянно |
1, 3, 4. Через 100 м. 2. В трех поперечниках на 1 км (по оси и в 1 м от краев) |
1. Перед уплотнением не реже одного раза в смену. 2. Три пробы на каждые 100 м. 3, 4. Через 100 м |
Одно испытание в смену |
|
V |
Лицо, контролирующее операцию |
Мастер |
Бригадир (звеньевой) |
Мастер |
Мастер, лаборант |
||
VI |
Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля |
Прораб |
Мастер |
Прораб |
|||
VII |
Привлекаемые для контроля |
- |
- |
- |
Лаборатория СУ |
||
VIII |
Где регистрируются результаты контроля |
Журнал производства работ |
- |
Журнал производства работ |
Журнал производства работ, журнал испытания образцов |
Журнал производства работ, журнал испытания образцов |
|
СОДЕРЖАНИЕ
II. Указания по технологии производственного процесса. 1 III. Указания по организации труда. 5 VI. Основные технико-экономические показатели. 9 |