МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР
Единый центр научной организации труда и управления производством
КАРТА
ТРУДОВОГО
ПРОЦЕССА
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
СКРЕПЕРОМ Д-374Б, ПРИЦЕПНЫМ
К ТРАКТОРУ Т-100МГП
В ГРУНТАХ II
ГРУППЫ
Алма-Ата - 1977
КТ-2.1-14-76 |
МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ |
Разработана ЕЦНОТ и УП Министерства автомобильных дорог Казахской ССР |
Карта трудового процесса дорожно-строительного производства |
Возведение земляного полотна скрепером Д-374Б, прицепным к трактору Т-100МГП в грунтах II группы |
Утверждена технико-экономическим советом Министерства автодорог КазССР Протокол № 58 |
Входит в комплект карт |
Взамен КТ |
1.1. Карта предназначена для распространения рациональных приемов и методов организации труда при возведении земляного полотна скрепером Д-374Б в грунтах II группы. Карта способствует совершенствованию работы машиниста скрепера, установлению оптимального режима труда и отдыха и может применяться при разработке учебных планов и программ, учебно-наглядных пособий для обучения рабочих.
1.2. Показатели производительности труда
Показатели |
Величина показателя |
|
по карте |
по ЕНиР |
|
Выработка на 1 чел.-дн. (при 8-час. рабочем дне), м3 |
578,1 |
470 |
Затраты труда на 100 м3 грунта, чел.-час. |
1,31 |
1,70 |
Примечания. 1. Транспортировка грунта до 100 м.
2. Работа по данной карте позволит повысить производительность труда до 23 % по сравнению с ЕНиР.
3. В затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы и отдых.
2.1. Состав специализированного скреперного звена при скорости потока 200 - 250 м в смену.
Состав звена |
Высота насыпи, м |
||
до 1,5 |
до 3 |
до 6 |
|
Количество машин и рабочих |
|||
Скреперы Д-374Б в сцепе с трактором Т-100МГП |
4 - 6 |
6 - 8 |
8 - 10 |
Бульдозеры на тракторе Т-100М |
2 |
3 |
4 |
Автогрейдеры тяжелого типа |
1 |
1 |
1 |
Катки прицепные кулачковые и на пневматических шинах |
2 - 3 |
3 - 4 |
4 - 6 |
Поливо-моечные машины |
2 |
3 |
3 - 5 |
Электростанции |
1 |
1 |
1 - 2 |
Машинисты VI разряда |
9 - 12 |
13 - 16 |
17 - 21 |
Слесари V разряда (текущий ремонт машин, обслуживание электростанций) |
3 |
5 |
6 - 9 |
Слесари IV разряда (техническое обслуживание) |
1 |
1 |
1 |
Рабочие III разряда (заправка топливом и смазочными материалами, разбивочные работы) |
3 |
4 |
6 - 7 |
2.2. Потребность горюче-смазочных материалов на 1 час работы скрепера.
№ п.п. |
Наименование горюче-смазочных материалов |
Потребность в ГСМ, кг |
1. |
Дизельное топливо |
10,1 |
2. |
Масло для двигателя 5,0 % |
0,505 |
3. |
Трансмиссионное масло 1,5 % |
0,15 |
4. |
Консистентная смазка 1,0 % |
0,10 |
3.1. Машинисту скрепера должен своевременно предоставляться необходимый фронт работ, заранее подготовленный в соответствии с проектом производства работ.
3.2. Перед началом работ проводятся следующие подготовительные работы:
а) расчистка полосы отвода от леса, кустарника, пней и камней;
б) устройство водоотводов. Водоотводы устраивают в виде канав, а для предупреждения попадания дождевой воды к месту выполнения работ устраивается обвалование. Сбор и отвод грунтовых вод осуществляется дренажными системами;
в) расчистка основания под насыпь от растительного слоя (дерна);
г) разбивка земляного полотна, при которой закрепляют основные точки поперечного профиля: ось и бровки, основания откосов насыпи и резервов.
3.3. Перед началом работ машинисту скрепера необходимо изучить техническую документацию, выбрать наиболее рациональную схему зарезания грунта, схему движения скрепера, чтобы цикл работ выполнялся с наименьшей затратой времени.
3.4. До начала смены машинист скрепера обязан подготовить механизм к работе:
тщательно осмотреть скрепер, убедиться в исправности всех узлов, проверить наличие и комплектность инструмента и принадлежностей;
проверить наличие масла, топлива и воды;
проверить наличие смазки во всех подвижных соединениях и при необходимости смазать узлы согласно карте смазки;
проверить исправность муфты сцепления и тормозов;
проверить наличие освещения (при работе в ночную смену).
3.5. Для сокращения времени простоя в случае поломки механизма машинисту скрепера следует иметь набор запасных частей:
тормозные ленты для лебедок;
сальники бортовой передачи;
набор подшипников;
комплект запасных частей для базового трактора в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации трактора;
комплект инструмента, предусмотренного заводской инструкцией по эксплуатации скрепера;
стальной канат.
3.6. Регулярно необходимо проводить техническое обслуживание и все виды ремонтов в соответствии с планом-графиком, копия которого находится у машиниста скрепера. Сроки проведения технического обслуживания и ремонтов должны строго соблюдаться:
Виды технического обслуживания и ремонтов |
Периодичность выполнения тех. обслуживания или ремонтов в машино-часах |
Количество тех. обслуживания и ремонтов в одном межремонтном цикле |
Время нахождения скрепера в ремонте в календарных днях |
Кем проводится техобслуживание или ремонт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ТО-1 |
120 |
32 |
- |
Рабочими мастерских строительного подразделения при обязательном участии машиниста |
ТО-2 |
600 |
4 |
2 |
|
Т |
1200 |
2 |
6 |
В специализированных мастерских |
С |
2400 |
1 |
7 |
|
К |
4800 |
1 |
33 |
На заводе |
3.7. Суточный запас питьевой воды (5 л) должен находиться в термосе в кабине трактора.
3.8. Машинист скрепера должен обеспечиваться трехразовым питанием на стане; при значительном удалении от места работ в обеденный перерыв необходимо обеспечивать доставку горячей пищи на трассу.
3.9. Скрепер должен быть оснащен буфером с пружинным амортизатором, что смягчает удары при работе скрепера с трактором-толкачом.
3.10. Общая затрата времени на отдых машиниста скрепера в течение смены определяется в пределах 8 - 14 % от длительности смены.
4.1. Высокая производительность и сохранность скрепера зависят от машиниста, который обязан хорошо знать правила эксплуатации скрепера.
Для достижения наибольшей производительности труда машинист скрепера должен:
а) разрабатывать грунт только исправным скрепером, своевременно осуществляя для этого технический уход за машиной;
Рис. 1. Шахматная схема набора грунта:
а) план разрабатываемых полос; б) гребенчатая схема зарезания; в) план стружки; 1 - 14 - разрабатываемые полосы; i - уклон местности; l и а - длина и ширина стружки при твердых и плотных грунтах
Для увеличения степени заполнения ковша и снижения усилия резания рекомендуется устанавливать на ножах скрепера специальные зубья, а также применять ковш со сплошной режущей кромкой полукруглой формы или со специально установленным средним ножом, который по отношению к крайним ножам выступает вперед на 20 см. В этом случае ковш вырезает толстую и узкую стружку;
в) при разработке легких (рыхлых) грунтов на горизонтальных участках следует применять клиновую схему зарезания:
Рис. 2. Клиновая схема зарезания грунта
г) при резании грунта под уклон (i до 70 - 80 %) следует применять прямоугольную схему зарезания;
Рис. 3. Прямоугольная схема зарезания грунта
д) для увеличения объема заполнения ковша в песчаных грунтах следует применять метод многократного зарезания «клевками»: в период загрузки ковш скрепера на ходу несколько раз (от 3 до 5) наклоняют и получают «клевки», при этом, благодаря движению ковша вверх грунт несколько раз сдвигается к задней стенке и заполнение ковша увеличивается на 10 - 15 %;
Рис. 4. Схема зарезания грунта «клевками»
е) дальность возки должна быть наикратчайшей, а уклоны въездов в грузовом направлении и съездов в порожняковом направлении - минимальными;
ж) глубина зарезания свыше 30 см не допускается, так как чрезмерная толщина стружки, срезаемой ножом, вызывает перегрузку двигателя, снижение его оборотов и полную его остановку;
з) машинист скрепера должен постоянно следить за режущими ножами, изношенные режущие ножи следует перевернуть на 180° для работы второй режущей кромкой, так как при износе ножа уменьшается его вылет и ухудшается набор грунта в ковш.
4.2. При разработке скреперами боковых резервов во всех случаях, когда позволяет длина участка работ, следует работать по зигзагообразной схеме, так как при этом уменьшается число поворотов скрепера, приходящихся на 1 рабочий цикл.
Наиболее рационально применение зигзагообразной схемы при длине участка от 200 м и выше. Другие рекомендуемые схемы разработки скреперами боковых резервов см. приложение № 1. Схемы движения скрепера при разработке грунта в выемке с перемещением его в насыпь даны в приложения № 2.
4.3. Правила движения скрепера:
а) путь движения при наборе (забой) и разгрузке (отвал) грунта должен быть прямым при уклонах не свыше 10°;
б) длина забоя не должна быть меньше пути, необходимого для наполнения ковша скрепера; длина разгрузочного фронта должна быть достаточной для разгрузки ковша;
в) набор грунта и движение груженого скрепера следует вести по возможности под уклон;
г) грунт из скрепера разгружают на малых скоростях движения, транспортируют - на высоких; при работе набор грунта производят на первой передаче, транспортирование груженого скрепера - на третьей передаче, холостой ход - на четвертой, пятой передачах.
4.4. Грунт, доставляемый скрепером к месту укладки, разгружают полосами вдоль насыпи таким образом, чтобы в дальнейшем не разравнивать его.
4.5. Работа скрепера ведется «от себя» для того, чтобы уплотнился ранее уложенный грунт. Разгружают скрепер продольными полосами от края земляного полотна к середине.
Рис. 5. Зигзагообразная схема перемещения грунта:
- - набор грунта;
- разгрузка грунта
Рис. 6. Последовательность отсыпки грунта скрепером
4.6. Повороты скрепера следует производить по плавной кривой без переключения скорости двигателя и по возможности разгружать скрепер под уклон.
4.7. Таблица трудовых процессов управления скрепером:
№ п.п. |
Наименование операций |
Продолжительность в сек. |
Примечание |
1. |
Запуск двигателя |
23 |
|
2. |
Регулировка |
17 |
|
3. |
Закрытие капота |
4 |
|
4. |
Переключение скорости |
3 |
|
5. |
Опускание ковша |
4 |
|
6. |
Подъем ковша |
5 |
4.8. График трудового процесса для зигзагообразной схемы (l = 200 м).
Примечание. Переключение передач (по 3 сек. на 1 передачу, всего 9 п. на 1 цикл) производится на ходу.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВОЗВЕДЕНИЯ НАСЫПИ (h 3,0 м) ИЗ БОКОВЫХ РЕЗЕРВОВ СКРЕПЕРОМ Д-374В
Рис. 7. Технологическая схема возведения земляного полотна скрепером по зигзагообразной схеме:
I - набор грунта; II - разгрузка грунта.
Примечание. 1. При работе в грунтах недостаточной влажности в состав звена включается поливо-моечная машина ПМ-130, увлажняющая грунт в процессе уплотнения.
2. Тракторы-толкачи включаются в состав звена из расчета обслуживания трех скреперов одним трактором-толкачом.
№ по графику |
Наименование элементов процесса, их продолжительность |
Характеристика приемов труда |
1 |
2 |
3 |
1 |
Приведение скрепера в рабочее положение, 0,85 мин. |
Машинист скрепера запускает двигатель, регулирует число оборотов и включает скорость. При подходе скрепера к месту разработки машинист скрепера открывает переднюю заслонку. Для этого левый рычаг управления лебедки поворачивает в правое положение и тем самым включает барабан лебедки, на который наматывается канат заслонки. Установив требуемый зазор между ножом ковша и заслонкой, последнюю закрепляет установкой левого рычага управления лебедки в нейтральное положение |
2; 6; 10; 14 |
Набор грунта скрепером, 1 мин. 1 - ковш; 2 - нож; 3 - передняя заслонка; 4 - призма волочения |
Набор грунта начинает только после того, как трактор и скрепер выйдут на прямую линию. Машинист скрепера поворачивает правый рычаг управления лебедки в правое положение и тем самым растормаживает правый барабан лебедки, что дает возможность ослабить натяжение канатов, на которых удерживается ковш, и ковш под действием собственного веса углубляется в грунт. По мере врезания ковша в грунт и движения скрепера вперед ковш стремится глубже уйти в грунт, поэтому машинист скрепера должен поддерживать ковш на определенной высоте. Требуемое положение ковша машинист скрепера фиксирует переводом правого рычага в нейтральное положение. После того как ковш будет близок к заполнению, его постепенно выглубляют и устанавливают в транспортное положение. Для того, чтобы ковш скрепера заполнялся как можно полнее, следует соблюдать следующие правила: а) в первый период зарезания, когда грунт свободно перемещается от ножа к задней стенке и отлагается на дне ковша, заслонка должна быть поднята на 60 - 70 см с таким расчетом, чтобы она не мешала поступлению грунта в ковш; б) второй период зарезания характеризуется тем, что грунт под действием напора начинает заполнять переднюю часть ковша через щель между передней заслонкой и днищем; в этот период заслонка должна быть опущена в такое положение, чтобы зазор между ней и ножом ковша не превышал 20 см при работе в рыхлых грунтах и 40 см в связных грунтах; в) в третий период зарезания грунт поступает в ковш под сильным напором, необходимым для того, чтобы отодвинуть часть грунта в ковше. Для этого в конце заполнения ковша стружка должна быть плотной и иметь достаточную толщину, что особенно важно при работе в слабых грунтах. Толщину стружки в последний период заполнения ковша можно увеличить при помощи толкача, а при его отсутствии - за счет уменьшения ширины стружки. В этом случае заслонку необходимо приподнять на 10 - 15 см выше, чем при втором периоде взрезания. |
3; 7; 11; 15 |
Перемещение скрепера с грунтом 0,83 мин. |
Загрузив ковш скрепера, машинист устанавливает его в транспортное положение, для чего отводит правый рычаг управления лебедки в левую сторону, вследствие чего правый барабан лебедки начинает вращаться, наматывая на себя канат, поднимает ковш. В это же время машинист скрепера левый рычаг управления лебедки отводит в левую сторону, чем достигается растормаживание левого барабана лебедки, и передняя заслонка под действием собственного веса опускается вниз. Транспортное положение ковша машинист скрепера фиксирует переводом правого рычага управления лебедки в нейтральное положение. Рычаги лебедки должны переключаться быстро и до отказа, учитывая, что неполное включение конусов вызывает длительное скольжение и повышенный нагрев. При подъеме ковша полиспаст не доводить до упора, чтобы избежать обрыва троса, а лишь немного поднять ковш над землей (примерно на 0,5 м), чтобы он мог пройти через имеющиеся на пути неровности. Транспортирование грунта ведется на III передаче. |
4; 8; 12; 16 |
Разгрузка грунта, 0,17 мин. |
Подойдя к месту разгрузки, машинист скрепера правый рычаг управления отводит вправо, что ведет к опусканию ковша, левый рычаг управления отводит вправо, что приводит в движение левый барабан и канат, поднимающий заслонку. Опускать ковш скрепера следует до тех пор, пока просвет между режущим ножом и поверхностью насыпи не достигнет требуемой величины (от 20 до 40 см). Длина участка разгрузки должна быть 8 - 10 м. |
5; 13 |
Порожний ход скрепера, 0,18 мин. |
Закончив разгрузку, машинист скрепера устанавливает ковш в транспортное положение и начинает порожний ход. При необходимости скрепер производит планировку пути движения. При этом нужно следить, чтобы давление в шинах задних колес было одинаковым, иначе нож будет глубже зарезать грунт на одной из сторон. |
9; 17 |
Разворот скрепера в начале и конце захватки, 0,25 мин. |
При работе по зигзагообразной схеме скрепер делает два крутых поворота, по одному в начале и конце захваток. Повороты выполняются на холостом ходу скрепера. Для того, чтобы фрикционы изнашивались равномерно, повороты чередуются - выполняются то влево, то вправо. |
а) эллиптическая схема перемещения грунта из бокового резерва в насыпь применяется при разработке односторонних резервов при длине захватки до 100 м;
б) «восьмерка» применяется при разработке односторонних резервов, при длине захватки от 100 до 200 м;
в) спиральная схема движения по сравнению со схемой «восьмерка» позволяет несколько сократить путь скрепера. Применяется при следующих условиях: ширина насыпи соответствует длине пути разгрузки скрепера или больше ее, разность отметок верха насыпи и дна резервов не превышает 3 м;
1 - 4 - последовательность зарезания и укладки грунта
г) С-образная схема применяется при длине захватки 40 - 50 м. При работе по этой схеме производительность труда повышается на 10 % по сравнению с работой в этих же условиях по эллиптической схеме за счет сокращения пути движения скрепера.
Рис. 8. Схемы движения скреперов при разработке грунта:
- набор грунта;
- разгрузка грунта
Рис. 9. Схема движения скрепера при разработке грунта в выемке с перемещением его в насыпь:
а) из выемки в насыпь; б) из выемки в две насыпи
- набор грунта;
- разгрузка грунта
Примечание. Разработку выемки рекомендуется начинать с наиболее высокой точки с перемещением и укладкой грунта в наиболее низкую точку насыпи слоями толщиной около 15 см. Во избежание неустойчивого положения скрепера при отсыпке крайних боковых полос насыпи первый слой насыпи отсыпается не на всю ширину, а только по одной полосе с каждой стороны, чтобы при засыпке следующих слоев насыпь имела уклон поверхности в середине, который выравнивается после достижения проектных отметок.
6.1. К управлению скрепером допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления, знакомые с правилами эксплуатации и сдавшие минимум по технике безопасности.
6.2. Производитель работ должен проводить инструктаж по правилам техники безопасности с машинистами скреперов 1 раз в квартал и следить за соблюдением этих правил.
6.3. Машинист скрепера должен снабжаться инструкцией, содержащей требования техники безопасности при работе на скрепере, инструкцией по эксплуатации механизма, указаниями о предельных нагрузках и допустимых скоростях движения, картой смазки.
6.4. Перед запуском двигателя машинисту скрепера следует убедиться, что рычаг коробки передач установлен в нейтральное положение, а ручной тормоз находится в заторможенном состоянии.
6.5. Сцепка скрепера с трактором должна быть жесткой.
6.6. При производстве работ на сырых и мокрых участках ковш от налипающего грунта очищают специальными скребками.
6.7. Во время движения скрепера ковш нужно поднимать не менее чем на 0,35 м. При работе скрепера не допускаются крутые развороты с поднятым ковшом, так как в таком положении скрепер имеет наименьшую устойчивость.
6.8. Расстояние от бровки откоса до движущегося по свежеотсыпанной насыпи скрепера должно составлять не менее 1 м.
6.9. Запрещается использование скрепера в дождливую погоду или в мокрых глинистых грунтах.
6.10. Скрепер можно оставлять лишь с выключенным двигателем и опущенным ковшом.
6.11. В ночное время требуется освещать рукоятку управления и нож скрепера путем установки ламп сзади трактора и в передней части скрепера.
6.12. При обрубке канатов следует обматывать их проволокой с двух сторон от места обрубки, так как раскручивание проволок с обрубленных концов может причинить увечье, особенно глазам работающего.
6.13. При обслуживании и ремонте машины и во всех других случаях категорически запрещается находиться под ковшом, заслонкой скрепера и другими узлами и деталями машины, которые удерживаются фрикционными тормозами или гидроустройствами.
6.14. При осмотре, ремонте, очистке от грязи рабочий орган машины в поднятом состоянии может быть закреплен специальными цепями.
6.15. Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем.
6.16. В случае воспламенения топлива пламя тушить песком, землей или применять специальный огнетушитель.
6.17. Запрещается работать в одежде, пропитанной горюче-смазочными материалами.
6.18. Машинист скрепера должен уметь оказать первую медицинскую помощь, знать назначение и дозировку каждого медикамента, имеющегося в аптечке.
6.19. Каждый механизм скреперного звена должен оснащаться аптечкой (серия 21175), машинисту скрепера необходимо выдавать мыло (200 г в месяц) и полотенце.
6.20. Машинисту скрепера должна выдаваться спецодежда.
Летом:
1. Костюм мужской летний ОСТ 17-114-71, состоящий из куртки, полукомбинезона и берета.
2. Ботинки мужские ГОСТ 5394-74.
3. Рукавицы тканевые ГОСТ 12.4.010-75.
Зимой:
1. Куртка мужская ГОСТ 17222 на утепляющей прокладке.
2. Брюки мужские на утепляющей прокладке ГОСТ 18235-72.
3. Сапоги валяные с резиновым низом ОСТ 17-337-74
4. Рукавицы тканевые ГОСТ 12.4.010-75.
СОДЕРЖАНИЕ