ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
КАРТЫ
УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6
ЗАПОЛНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ШВОВ
МОСКВА 1976
Технологические карты разработаны отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительстве автомобильных дорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнители В.К. Пишванов, Л.С. Королева и Л.А. Мелешкина).
В технологической карте предусмотрено заполнение температурных швов битумно-полимерной мастикой (БПМ-1) и тиоколовым герметиком.
В основу положены следующие исходные данные: продольный шов, устроенный в свежеуложенном бетоне, и поперечные швы ступенчатого сечения, нарезанные в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-903 (ДС-510) с алмазными дисками, заполняют изоляционными материалами на глубину 2,5 см.
Швы заполняют изоляционными материалами не позднее чем через 30 суток после нарезки швов.
Рис. 14. Технологическая схема заполнения швов битумно-полимерной мастикой:
1 - конусная лейка емкостью 16 л на тележке; 2 - передвижной битумный котел Д-124А емкостью 350 л; 3 - шов расширения; 4 - шов сжатия; 5 - емкость с бензином; 6 - передвижной битумный котел емкостью 130 л; 7 - компрессор ЗИФ-55; 8 - емкость с водой.
Цифрами в кружках обозначены расстановка и разряд рабочих, стрелками - переход рабочих в процессе работы
В процесс заполнения швов (рис. 14) входит прочистка швов сжатым воздухом и их заполнение (битумно-полимерной мастикой или тиоколовым герметиком).
Прочистка швов
Сразу после нарезки швов рекомендуется тщательно промывать их от пульпы водой и до заполнения изоляционными материалами содержать в чистом состоянии.
Если швы заполняют через некоторое время после нарезки швов и снятия полиэтиленовой пленки, машинист компрессора стальным крючком, насаженным на штуцер воздуховода, прочищает и одновременно продувает шов сжатым воздухом. Вслед за машинистом компрессора рабочий тщательно прочищает стенки шва стальной щеткой. Затем шов окончательно продувают сжатым воздухом, очищая при этом прилегающие к шву полосы покрытия шириной 15 - 20 см с каждой стороны, шва.
Заполнение швов производится битумно-полимерной мастикой (БПМ).
Состав БПМ-1
Материалы, составляющие мастику |
Количество весовых частей |
Назначение материала |
Битум гидроизоляционный тепломорозостойкий «Пластбит» |
70 |
Основной компонент мастики |
Битум нефтяной дорожный БНД 40/60 (БНД 60/90) ГОСТ 11954-66 |
30 |
Улучшает пластические и адгезионные свойства мастики |
15 %-ный раствор дивинилстирольного термоэластопласта (ДСТ) в сольвенте (нефтяном или каменноугольном), ксилоле или в бензине А-72 |
13 |
Повышает деформативность, упругость, теплостойкость |
Минеральный порошок (ГОСТ 9128-67) или тонкомолотый асбест (ГОСТ 12871-67) |
25 |
Заполнитель |
Битумно-полимерную мастику (см. таблицу) готовят централизованно на строительной базе или на месте производства работ.
В стеклянной или в металлической емкости растворяют дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ) в одном из растворителей, указанных в таблице из расчета 85 % растворителя на 15 % ДСТ (по весу). При небольшой емкости (бутыль, бочка) полное растворение ДСТ происходит в течение 3 - 4 суток при температуре воздуха 13 - 20 °С; при большой емкости (цистерна) раствор перемешивают при помощи битумного насоса для ускорения растворения ДСТ, а затем подают в котел с расплавленным пластбитом. Все работы по приготовлению ДСТ ведут на открытом воздухе.
Большие емкости (цистерны) до начала работ заглубляют в землю, оставляя только горловину, которую плотно закрывают крышкой на болтах. Для выпуска скапливающихся газов горловина цистерны должна иметь предохранительный клапан, а малые емкости - отверстие в крыше.
Пластбит расплавляют в котле до температуры 140 °С и смешивают его с расплавленным при температуре 120 °С битумом БНД 40/60 или БНД 60/90. Затем топку гасят и дают несколько остыть. В смесь при температуре 120 °С и погашенной топке вводят при тщательном перемешивании 15 %-ный раствор ДСТ, а затем подогревают смесь до температуры 140 °С и выдерживают в течение 3 - 4 ч для улетучивания легких фракций.
В готовую смесь пластбита и ДСТ при температуре не ниже 120 °С и непрерывном перемешивании вводят сухой, предварительно подогретый заполнитель - минеральный порошок или асбестовую крошку и варят в течение 30 мин. Для приготовления мастики разрешается применять только обезвоженный битум. Мастику приготовляют под наблюдением лаборатории.
Готовую смесь разливают в металлические формы и остужают до получения брикетов, которые хранят в сухом, закрытом помещении в штабелях высотой не более 1 м (во избежание слипания брикетов).
В начале смены готовят жидкий битум (50 % битума и 50 % бензина по весу) для прогрунтовки стенок швов и разогревают брикеты БПМ.
Для этого на участке работ должны быть два передвижных котла. Для приготовления грунтовки битум БНД 40/60 или БНД 60/90 разогревают в котле до жидкого состояния. Затем в емкость с отмеренным по весу бензином наливают тонкой струйкой, непрерывно перемешивая, расплавленный битум при температуре не более 120 °С. Стенки швов прогрунтовывают не позже чем за 2 - 3 ч до заполнения швов мастикой. Грунтовку наносят (0,2 кг/м2) на торцы бетонных плит кистью.
Брикеты БПМ загружают в другой котел и разогревают до температуры 120 - 130 °С.
Для предупреждения утечки мастики и ее оседания после срабатывания шва в него перед заполнением закладывают и прикатывают вручную диском хлопчатобумажный или джутовый шнур.
Швы заполняют при помощи заливщика или конусной лейки в два приема, сначала на 2/3 глубины, затем на 2 мм ниже поверхности покрытия. При использовании конусной лейки (рис. 15) ее заполняют мастикой и устанавливают над швом так, чтобы носок лейки вошел в шов. Затем слегка открывают клапан и равномерно перемещают лейку вдоль шва, а в конце шва клапан закрывают. Температура мастики при заливке должна быть 120 - 130 °С.
Рис. 15. Нижняя часть конусной лейки для заливки швов цементобетонного покрытия:
1 - шток с пробкой; 2 - корпус лейки; 3 - залитый шов; 4 - бетонное покрытие
После того как мастика в шве застывает, ее излишки и наплывы срезают лопаточкой и загружают в котел для повторного применения. Формирование мастики в шве длится 2 - 4 недели.
В сухую и жаркую погоду, когда дню заливки швов предшествовали не менее трех дней с температурой воздуха не ниже +25 °С, можно заливать мастику без прогрунтовки стенок швов.
Чтобы исключить ожидание выдержки грунтовки в течение 2 - 3 ч, в процессе работы периодически прогрунтовывают швы, поддерживая необходимую величину задела (примерно 50 - 80 м покрытия).
В процессе работы котел догружают брикетами мастики, следят за ее температурой, а также перемещают котлы по участку работ. В конце работы топки в котлах должны быть погашены, а конусные лейки или заливщик швов - промыты бензином.
Заполнение швов тиоколовым герметиком
Тиоколовый герметик, изготовляемый на основе синтетического каучука (тиокол), представляет собой вязкую пасту, способную после вулканизации превращаться в резиноподобную эластичную массу.
Для приготовления тиоколового герметика и заполнения швов используют смесительный агрегат конструкции СоюздорНИИ, состоящий из мешалки (миксера), двух заливщиков; швов и приспособлений для подготовки швов.
Тиоколовый герметик приготовляют на месте работ непосредственно перед заполнением швов путем смешения в холодном состоянии герметизирующей и вулканизирующей пасты № 30, поставляемых заводами химической промышленности.
Герметизирующая паста сметанообразной консистенции, черного цвета поступает в алюминиевых баках емкостью 50 л. Вулканизирующая паста № 30-густая, темно-серого цвета поступает в баках емкостью 50 л. При необходимости перед употреблением ее разводят небольшим количеством поды (5 - 7 %) и тщательно перемешивают.
Пасты загружают в заливщик емкостью 45 л (герметизирующей пасты - 100 и вулканизирующей пасты № 30 - 20 весовых частей). Затем перемешивают мешалкой, вставляемой в заливщик до загрузки материалов.
За 15 - 20 мин до начала работ по приготовлению тиоколового герметика внутренние стенки заливщика швов и лопасти мешалки (миксера) смазывают 5 %-ным раствором полиизобутилена в бензине для предупреждения налипания.
Смесь перемешивают в течение 5 - 7 мин до получения однородной по цвету и консистенции пасты. После этого мешалку вынимают из заливщика, при помощи винтов герметично закрывают уплотнительной крышкой, поворотом рычага на 125° устанавливают заливщик в рабочее положение и подключают компрессор.
Приготовленная паста пригодна для употребления в течение 6 - 8 ч.
После прочистки паза шва для обеспечения прочного сцепления герметика с бетоном отдельные места торцевых граней плит с налипшим битумом протирают ацетоном. При заполнении швов тиоколовым герметиком грани швов не грунтуют. Для экономии герметика в нижнюю часть швов закладывают хлопчатобумажный или джутовый шнур, из пористой резины или резиновые трубки.
Давление в заливщике (1,5 - 3 ати) создается смесительным агрегатом, имеющим компрессор.
Скорость заполнения швов тиоколовым герметиком зависит от ширины шва, давления в системе, температуры воздуха, навыка оператора.
Швы заполняют тиоколовым герметиком за один прием на 3 - 5 мм ниже поверхности покрытия только в сухую погоду при положительной температуре воздуха (не менее +5 °С). В случае дождя, а также при движении автомобилей по участку заполненные швы укрывают битуминизированной бумагой или полиэтиленовой пленкой. Вулканизация тиоколового герметика происходит в зависимости от температуры окружающего воздуха и марки герметика через 7 - 15 суток.
По мере заполнения швов все оборудование передвигают автомобилями по участку работ. Закончив смену, рабочие очищают заливщики и мешалку от остатков герметика скребком.
Работы по заполнению температурных швов изоляционными материалами выполняют, как правило, в одну смену. Длину сменной захватки назначают равной длине двух сменных захваток потока по устройству цементобетонного (железобетонного) покрытия, что составляет 320 м дороги (640 м швов). Работа звена организуется таким образом, что 15 - 20 дней звено используется на работе по заполнению швов, затем до готовности следующего участка - на другой работе.
А. Заполнение швов битумно-полимерной мастикой
Состав звена
Машинист компрессора 4 разр. - 1
Дорожные рабочие: 3 » - 2
2 » - 1
Машинист компрессора 4 разр. обеспечивает подачу сжатого воздуха, прочищает швы крючком, прикрепленным к штуцеру воздуховода, с одновременной продувкой швов сжатым воздухом.
Дорожный рабочий 2 разр. промывает швы водой и очищает стальной щеткой, закладывает в нижнюю часть шва шнур и прикатывает его диском.
Два дорожных рабочих 3 разр. разогревают в котле брикеты битумно-полимерной мастики и готовят жидкий битум, а затем грунтуют грани швов и заливают швы мастикой, применяя конусные лейки на тележке. После остывания мастики они срезают шпателем наплывы.
Все оборудование и механизмы в течение смены имеют 5 стоянок через 56 м (между швами расширения).
Б. Заполнение швов тиоколовым герметиком
Состав звена
Машинист смесительного агрегата 4 разр. - 1
Дорожные рабочие: 3 » - 2
2 » - 1
Машинист смесительного агрегата 4 разр. обеспечивает подачу сжатого воздуха во время работы заливщиков СоюздорНИИ, прочищает швы крючком с одновременной продувкой швов сжатым воздухом, помогает дорожным рабочим в промывке швов водой под давлением.
Дорожный рабочий 2 разр. промывает швы водой и прочищает стальной щеткой, при необходимости обезжиривает грани шва ацетоном, закладывает в нижнюю часть шва шнур.
Двое дорожных рабочих 3 разр. участвуют в приготовлении тиоколового герметика и заполняют швы при помощи двух заливщиков швов смесительного агрегата СоюздорНИИ. Они взвешивают компоненты, загружают их в заливщики, обслуживают мешалку, приготовляют герметик, следят за качеством перемешивания его компонентов. После заливки швов они срезают шпателем излишки герметика.
Итого на захватку 320 м чел-ч 32
на 1000 м2 покрытия " 14,3 (1,78 чел-дн)
Примечания. Цифра над линией - количество рабочих, участвующих в операции; цифра под линией - продолжительность операции, мин.
- рекомендуемое время начала обеденного перерыва.
Итого на захватку 320 м чел-ч 32
на 1000 м2 покрытия " 14,3 (1,78 чел-дн)
Примечания. Цифра над линией - количество рабочих, участвующих в операции; цифра под линией - продолжительность операции, мин.
- рекомендуемое время начала обеденного перерыва.
Шифр норм и расценок |
Состав звена |
Описание работы |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб.-коп |
Нормативное время на полный объем работ, чел-ч |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
ЕНиР § 17-32, № 2 |
Машинист компрессора 4 разр. - 1 Дорожные рабочие 3 разр. - 2 |
Заполнение швов мастикой вручную при помощи лейки с предварительной очисткой швов сжатым воздухом, разогреванием мастики в передвижном котле емкостью до 350 л и отделкой швов с приданием прямолинейности очертаниями кромок |
100 м шва |
6,4 |
5 |
2-89 |
32 |
18-50 |
Повременно |
Дорожный рабочий 3 разр. - 1 |
Прогрунтовка граней швов с приготовлением разжиженного битума |
чел-ч |
3,5 |
- |
- |
3,5 |
1-94 |
Итого: на сменную захватку 320 м |
35,5 |
20-44 |
||||||
на 1000 м2 покрытия |
15,7 (1,96 чел-дн) |
9-13 |
Наименование показателей |
Единица измерения |
По калькуляции А |
По графику Б |
На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
а) При заполнении швов битумно-полимерной мастикой |
||||
Трудоемкость на 1000 м2 покрытия |
чел-дн |
1,96 |
1,78 |
-10,1 |
Средний разряд рабочих |
3,3 |
3 |
-9,1 |
|
Среднедневная заработная плата одного рабочего |
руб.-коп. |
4-60 |
5-11 |
+11,1 |
б) При заполнении швов тиоколовым герметиком |
||||
Трудоемкость на 1000 м2 покрытия |
чел-дн |
- |
1,78 |
- |
Средний разряд рабочих |
- |
3 |
- |
А. Основные материалы
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
|
на 1000 м2 покрытия |
на сменную захватку (4480 м2 покрытия) |
||
а) При заполнении швов битумно-полимерной мастикой |
|||
Битумно-полимерная мастика БПМ-1 в том числе: |
кг |
47,6 |
213 |
для швов сжатия (567 м) |
35,5 |
159 |
|
для швов расширения (77 м) |
» |
12,1 |
54 |
Битум БНД 40/60 или БНД 60/90 |
» |
5,6 |
25 |
Автомобильный бензин А-72 |
» |
3,93 |
17,6 |
Шнур хлопчатобумажный или джутовый диаметром 6 мм |
м |
158,5 |
710 |
б) При заполнении швов тиоколовым герметиком |
|||
Тиоколовый герметик |
кг |
47,6 |
213 |
в том числе: для швов сжатия (567 м) |
кг |
35,5 |
159 |
для швов расширения (77 м) |
» |
12,1 |
54 |
Шнур хлопчатобумажный или джутовый диаметром 6 мм |
м |
158,5 |
710 |
Примечания. 1. Для расчета материалов глубина заполнения, принята равной 2,5 см, ширина шва сжатия - 0,8 см. Ширина шва расширения - 3 см.
2. Расход топлива для варки и подогрева битумно-полимерной мастики БПМ-1 определяется в зависимости от вида топлива и производственной необходимости.
Б. Машины, оборудование, инвентарь
Наименование |
Марка |
Количество |
а) При заполнении швов битумно-полимерной мастикой |
||
Компрессор |
ЗИФ-55 |
1 |
Передвижной котел емкостью 360 л для разогрева мастики |
Д-124А |
1 |
Передвижной котел для разогрева битума емкостью 100 л |
Изготовляется в мастерских строительной организации |
1 |
Емкость для бензина |
То же |
1 |
Конусные лейки емкостью 16 л на тележке |
- |
2 |
Емкость для воды |
- |
1 |
Стальной крючок |
- |
1 |
Стальная щетка (ерш) |
- |
1 |
Шпатели |
- |
2 |
Ведра |
- |
2 |
Кисти |
- |
2 |
б) При заполнении швов тиоколовым герметиком |
||
Смесительный агрегат (конструкции СоюздорНИИ) |
- |
1 |
в том числе: |
||
заливщики швов |
- |
2 |
приспособление для очистки швов от щебня и грунта |
- |
1 |
приспособление для очистки швов от песка и пыли |
1 |
|
приспособление для просушки швов |
- |
1 |
приспособление для заклейки швов бумагой |
- |
1 |
шпатель |
- |
1 |
ведра |
- |
2 |
весы технические |
- |
1 |
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ (ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ) АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
При работе с комплектом бетоноукладочных машин необходимо соблюдать следующие требования:
а) перевозить рельс-формы на бортовых автомобилях или тракторных тележках;
б) грузить, разгружать и устанавливать рельс-формы кранами с соблюдением правил безопасности погрузочно-разгрузочных работ;
в) рельс-формы должны быть надежно закреплены;
г) при укладке арматурных каркасов рабочие должны пользоваться рукавицами;
д) при пуске машин необходимо соблюдать правила очередности включения узлов общей трансмиссии и отдельных агрегатов. Запрещается передвигать машины без сигнала; сигнал для работы бункера-распределителя бетона подается после ухода автомобиля-самосвала;
е) выгружать бетонную смесь из автомобиля-самосвала в бункер распределителя можно только после установки самосвала на ручной тормоз и подачи звукового сигнала;
ж) запрещается очищать стенки бункера во время его перемещения или движения машины;
з) при совместной работе бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м;
и) во время работы машин запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус; нужно следить за тем, чтобы на верхней площадке вибробруса (вибродоски) не было бетонной смеси и посторонних предметов.
Швы в свежеуложенном бетоне нарезают с соблюдением следующих правил техники безопасности:
а) вибронож разрешается опускать только при остановленной машине;
б) запрещается становиться на вибронож или класть на него груз;
При нарезке швов в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-903 (ДС-510) необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
а) если при нормальной работе системы охлаждения резание карборундовыми дисками сопровождается интенсивным появлением пара или при резании алмазными дисками появляются искры, а также при перегреве двигателя нарезчика и появлении черного дыма выхлопа скорость подачи следует уменьшать;
б) запрещается на ходу нарезчика производить смазку, регулировку, какие-либо исправления или производить смену дисков во время работы двигателя. Категорически запрещается работа при открытой крышке кожуха дисков;
в) все приводные ремни должны быть ограждены щитками. Нарезать шов разрешается только в защитных очках;
г) работать при незафиксированном положении дисков запрещается. Каждый режущий диск должен быть установлен строго вертикально. Необходимо следить, чтобы при вращении диск касался стенки шва всей плоскостью;
д) если на месте работы нарезчика Д-903 (ДС-510) нет песка, то на прицеп с водой устанавливается ящик с песком на случай воспламенения топлива;
е) движение транспорта в зоне работы нарезчика запрещается.
При заполнении швов мастиками или герметиками необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
а) к работам по заполнению швов допускаются липа не моложе 18 лет;
б) лица, занятые на варке, разогревании и транспортировании горячих битумно-полимерных мастик, должны быть предварительно проинструктированы о безопасных способах загрузки и разгрузки варочного котла, варки и разогревании готовых мастик и транспортирования горячих мастик;
в) все работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами и фартуками).
Рабочие, засыпающие компоненты в котел с расплавленным битумом, обеспечиваются защитными очками и респираторами марки Ф-46 или 2000; рабочие, приготовляющие тиоколовые герметики - резиновыми перчатками (медицинскими) и респираторами;
г) при варке битумно-полимерных мастик необходимо соблюдать следующие условия:
котел должен быть исправным, без трещин, с плотно прилегающей крышкой, подвешенной на канате с противовесом;
верхний край котла должен возвышаться над поверхностью земли на 1,2 м;
котел должен быть закрыт, за исключением моментов перемешивания и загрузки материалов;
котел следует загружать со стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости;
во время варки мастики дверцы топки должны быть закрыты;
не разрешается загружать в котел влажные материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания массы, перелива ее через край котла и воспламенения;
не допускается кипение и перелив пены: через край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не менее 250 °С; исправность термометра проверяют каждый раз перед началом работы;
брать пробу мастики (для определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами;
д) битум с бензином (в случае приготовления грунтовки) необходимо смешивать на расстоянии не менее 50 м от места их разогрева. При этом разогретый битум вливают в бензин и перемешивают деревянными мешалками. Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной массы в котле его нужно плотно закрыть крышкой. Тушить горящую массу следует только сухим песком или огнетушителем. Заливать битум водой категорически запрещается;
е) в случае попадания на открытую поверхность кожи битумно-полимерных и тиоколовых мастик или их составляющих их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином, а затем смыть теплой водой с мылом;
ж) все работающие с битумно-полимерными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со специальными требованиями противопожарной охраны при работе с горячими и взрывчатыми веществами;
з) при работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными клапанами запрещается;
и) запрещается снимать крышку с заливщика швов при избыточном давлении в емкости;
к) запрещается ремонтировать или регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Указания по технологии производственного процесса. 1 II. Указания по организации труда. 4 III. График заполнения температурных швов мастикой БПМ-1 на захватке длиной 320 м (640 м швов) 6 |