ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
КАРТЫ
УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4
УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
МОСКВА 1976
Технологические карты разработаны отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительстве автомобильных дорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнители В.К. Пишванов, Л.С. Королева и Л.А. Мелешкина).
Технологическая карта предусматривает устройство железобетонного покрытия комплектом бетоноукладочных машин (бункерный распределитель бетона Д-375 и длиннобазовая бетоноотделочная машина ДБО-7,5), установку арматурных каркасов размером 7´6,94 м с помощью крана КТС-5 и уход за свежеуложенным бетоном укрытием полиэтиленовой воздухонаполняемой панелью.
Последовательность выполнения работ по устройству железобетонных покрытий с расстановкой машин, оборудования и рабочих отражает технологическая схема (рис. 12).
Установка арматурных каркасов
До установки каркасов на основании раскладывают пескоцементные подкладки. Каркасы устанавливают с автомобилей-каркасовозов краном при помощи траверсы, рама которой сварена из угловой стали.
В случаях небольших короблений каркаса в местах, где стержни выходят на отметки поверхности покрытия, каркас следует крепить к основанию Г-образными обрезками арматуры.
Разложенные по основанию подкладки устанавливают и проектное положение, приподнимая вручную каркас, который должен лежать на всех подкладках нижними стержнями. Армокаркасы собирают на специальном полигоне, а для фасонных плит в местах примыканий ВПП к РД изготовляют на месте после укладки основных плит.
Технология установки и снятия приставной опалубки, обмазки граней плит, установки прокладок в швах расширения, укладки и уплотнения бетонной смеси, отделки поверхности и устройства продольного шва описана в технологической карте № 3 настоящего сборника.
Рис. 12. Технологическая схема устройства железобетонных покрытий:
1 - автомобиль-каркасовоз; 2 - рельс-формы; 3 - приставная опалубка; 4 - деревянная прокладка со штырями; 5 - арматурный каркас; 6 - край КТС-5; 7 - бункерный распределитель бетона Д-375; 8 - глубинный вибратор; 9 - длиннобазовая бетоноотделочная машина ДБО-7,5; 10 - передвижная тележка с рулоном полиэтиленовой воздухонаполняемой панели; 11 - бункер на передвижной тележке для россыпи песка; 12 - валик песчаной смеси; 13 - автомобиль-самосвал; 14 - полиэтиленовая воздухонаполняемая панель. Кружками с цифрами обозначены рабочие и машинисты и их разряд, стрелками - переход бетонщика на захватку № 5 для снятия приставной опалубки
Разница состоит лишь в том, что бункерный распределитель бетона не имеет приспособления для погружения штырей в швах сжатия (штыри в швах сжатия не устанавливают), а бетоноотделочная машина не оборудована приспособлением для уплотнения бетона по краям полосы (эта операция выполняется вручную из-за наличия арматурных каркасов).
Уход за бетоном
После отделки поверхности железобетонного покрытия и устройства продольного шва на примыкании к смежному ряду бетон укрывают полиэтиленовой воздухонаполняемой панелью (технология разработана в СУ-849 треста «Киевдорстрой» Главдорстроя).
Для получения воздухонаполняемой панели сваривают на станке две полосы полиэтиленовой пленки шириной 7,5 - 8 м. Причем края двух полос пленки сваривают непрерывным швом, а среднюю часть - прерывистым швом.
Рулоны с намотанной полиэтиленовой панелью доставляют к месту работ и размещают на тележке, установленной на рельс-форму и край покрытия смежного ряда.
Тележку с рулоном панелей перемещают вручную, тем самым разматывая пленку (панель), которая плотно прижимается к бетонной поверхности алюминиевыми трубами, подвешенными сзади тележки.
Края пленки пригружают песком или битумо-песчаной смесью во избежание сноса панели ветром.
Уложенную панель заполняют при помощи компрессора воздухом и оставляют в таком положении до нарезки швов в затвердевшем бетоне. При высоких температурах окружающего воздуха в панель можно подавать охлажденный воздух, а при пониженных температурах - теплый воздух.
Работы по устройству железобетонных покрытий организуют в две смены на двух захватках: на захватке № 4 - устройство железобетонного покрытия и на захватке № 5 - снятие приставной деревянной опалубки.
Для успешного выполнения работ необходимо иметь задел по установке приставной опалубки и арматурных каркасов на участке длиной 15 - 20 м впереди бункерного распределителя бетона.
Бригада по устройству железобетонных покрытий состоит из 14 человек. В состав бригады не входят и оплачиваются особо машинист крана 5 разр., два такелажника 3 разр. и машинист компрессора 4 разр.
Машинист крана и два такелажника устанавливают арматурные каркасы и подкладки под них.
Машинист компрессора осуществляет заполнение уложенной полиэтиленовой панели воздухом.
Каждый машинист обязан в начале смены проверить готовность машины к работе, устранить мелкие неисправности, заправить горючим и водой, в процессе работы управлять ею, а в конце смены очистить машину и сообщить механику о замеченных неисправностях.
Организация работы звена по перестановке приставной опалубки и звена по приему и распределению цементобетонной смеси описана в технологической карте № 3 настоящего сборника.
Звено по уплотнению бетонной смеси, окончательной отделке поверхности покрытия и уходу за бетоном:
Машинист длиннобазовой бетоноотделочной машины ДБО-7,5 6 разр. - 1
Помощник машиниста ДБО-7,5 5 » - 1
Бетонщики: 4 разр. - 2
3 » - 4
2 » - 2
Два бетонщика 3 разр. уплотняют бетонную смесь по краям бетонируемой полосы глубинными вибраторами.
Два бетонщика 4 разр. окончательно отделывают поверхность бетона.
Два бетонщика 3 разр. кроме работ по отделке кромок покрытия и обработке продольного шва, прилегающего к смежному ряду, перемещают тележку с рулоном полиэтиленовой воздухонаполняемой панели и засыпают в бункер тележки песок или битумо-песчаную смесь.
В начале смены два бетонщика 4 разр. и четыре бетонщика 3 разр. устанавливают деревянные прокладки со штырями и смазывают грань смежного ряда покрытия разжиженным битумом.
Организация труда остальных членов звена описана в технологической карте № 3 настоящего сборника.
Примечания. Цифры над линией - количество рабочих, занятых в операции; цифры под линией - продолжительность операции, мин.
↑ - рекомендуемое время обеденного перерыва.
(сменная захватка - 160 м, или 1120 м2 покрытия)
Шифр норм и расценок |
Состав звена |
Описание работы |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб.-коп. |
Нормативное время на полный объем работ, чел-ч |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
ВНиР § В4-2, а |
Бетонщик 2 разр. - 1 |
Установка приставной опалубки для устройства шпунтового соединения рядов бетонных покрытий: подноска опалубки на расстояние до 30 м; установка, крепление и смазка опалубки |
100 м опалубки |
1,6 |
3,8 |
1-87 |
6,08 |
2-99 |
ВНиР § В4-2, б |
То же |
Снятие приставной опалубки, снятие опалубки, относка на расстояние до 10 м и укладка на обочине |
То же |
1,6 |
1,8 |
0-88,7 |
2,88 |
1-42 |
ВНиР § В4-4, тб. 3 |
Машинист крана 5 разр. - 1 Такелажники 3 разр. - 2 |
Установка арматурных каркасов размером 6,94´7 м краном: раскладка бетонных подкладок; строповка, установка каркасов; расстроповка, перемещение крана |
1 каркас |
23 |
0,81 (0,27) |
0-48,9 |
21,63 |
11-25 |
ВНиР § В4-4 тб. 2, № 2б (применительно) |
Машинист бетоноукладочной машины 6 разр. - 1 Машинист бетоноотделочной машины 6 разр. - 1 Помощник машиниста бетоноотделочной машины 5 разр. - 1 Слесарь строительный 4 разр. - 1 Бетонщики: 4 разр. - 2 3 » - 5 2 » - 2 |
Устройство покрытий: смазка грани покрытия смежного ряда, установка и крепление деревянных прокладок со штырями в местах устройства швов расширения прием бетонной смеси с очисткой кузовов автомобилей от остатков смеси; распределение бетонной смеси машиной Д-375, уплотнение бетонной смеси вдоль рельс-форм глубинным вибратором, уплотнение бетонной смеси и отделка поверхности длиннобазовой бетоноотделочной машиной ДБО-7,5, откидка бетонной смеси от лопастного вала машины ДБО-7,5 и очистка рельс-форм от смеси, удаление цементного молока капроновыми щетками с поверхности покрытия и заделка раковин гладилками, устройство продольного шва на стыке смежных рядов, устройство рабочего шва, проверка ровности поверхности рейкой, уход за бетоном укрытием полиэтиленовой воздухонаполняемой панелью |
100 м2 |
11,2 |
13 (1) |
7-92 |
145,6 |
88-70 |
Повременно |
Машинист компрессора 4 разр. - 1 |
Заполнение воздухонаполняемой панели воздухом |
чел-ч |
4 |
1 |
0-62,5 |
4 |
2-50 |
Итого на 1120 м2 покрытия |
180,19 |
106-86 |
||||||
Итого на 1000 м2 покрытия |
160,88 (20,1 чел-дн) |
95-41 |
Показатели |
Единица измерения |
По калькуляции А |
По графику Б |
На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
Трудоемкость на 1000 м2 покрытия |
чел-дн |
20,1 |
15,1 |
-24,9 |
Средний разряд рабочих |
3,54 |
3,64 |
» |
|
Среднедневная заработная плата одного рабочего |
руб.-коп. |
4-75 |
6-32 |
+33 |
Выработка одного рабочего в смену |
м2 покрытия |
49,8 |
66,2 |
+32,9 |
(Измененная редакция, Поправка).
А. Основные материалы и полуфабрикаты
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
|
на 1000 м2 покрытия |
на смену (1120 м2 покрытия) |
||
Цементобетонная смесь |
м3 |
242 |
271 |
Деревянные прокладки швов расширения |
» |
0,11 |
0,12 |
Разжиженный битум |
кг |
36 |
40 |
(Круглая сталь для штырей диаметром 10 и стальная проволока диаметром 6 мм) |
т |
15,1 |
16,9 |
Колпачки штыревого соединения |
шт. |
60 |
67,2 |
Деревянная приставная опалубка (доска 40 мм) |
м3 |
2,75 |
3,1 |
Полиэтиленовая пленка |
м2 |
2288 |
2562 |
Песок (битумо-песчаная смесь) для присыпки краев пленки |
м3 |
0,6 |
0,67 |
Цементный раствор для подкладок под каркасы |
» |
0,21 |
0,24 |
(Измененная редакция, Поправка).
Б. Машины
Наименование |
Марка |
Количество |
Бункерный распределитель бетона |
Д-375 |
1 |
Длиннобазовая бетоноотделочная машина |
ДБО-7,5 |
1 |
Кран |
КТС-5 |
1 |
Тележка для укладки полиэтиленовой воздухонаполняемой панели |
Конструкции СУ-849 треста «Киевдорстрой» |
1 |
В. Инструмент и приспособления
Установка и снятие приставной опалубки
Молоток............................................................................................ 1
Маховая кисть.................................................................................. 1
Деревянная колодка (брусок)......................................................... 1
Лом.................................................................................................... 1
Лопата (подборочная)...................................................................... 2
Обмазка граней плит и установка прокладок в швах расширения
Маховая кисть.................................................................................. 4
Лопата (подборочная)...................................................................... 2
Шнур, м............................................................................................. 30
Кувалда (кузнечная тупоносая)...................................................... 3
Установка арматурных каркасов
Траверса для установки арматурных каркасов............................. 1
Укладка, уплотнение бетонной смеси, отделка поверхности покрытия и устройство продольного шва
Метла................................................................................................. 2
Лопата (подборочная)...................................................................... 2
Лопата с удлиненной ручкой......................................................... 1
Щетка капроновая с длинной ручкой........................................... 2
Терка.................................................................................................. 1
Металлическая фигурная гладилка................................................ 2
Мастерок (см. рисунок 11).............................................................. 1
Глубинные вибраторы с гибким валом И-116............................. 2
Контрольная рейка длиной 3 м...................................................... 1
Уход за бетоном
Лопата (подборочная)...................................................................... 2
Кувалда (кузнечная тупоносая)...................................................... 1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ (ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ) АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
При работе с комплектом бетоноукладочных машин необходимо соблюдать следующие требования:
а) перевозить рельс-формы на бортовых автомобилях или тракторных тележках;
б) грузить, разгружать и устанавливать рельс-формы кранами с соблюдением правил безопасности погрузочно-разгрузочных работ;
в) рельс-формы должны быть надежно закреплены;
г) при укладке арматурных каркасов рабочие должны пользоваться рукавицами;
д) при пуске машин необходимо соблюдать правила очередности включения узлов общей трансмиссии и отдельных агрегатов. Запрещается передвигать машины без сигнала; сигнал для работы бункера-распределителя бетона подается после ухода автомобиля-самосвала;
е) выгружать бетонную смесь из автомобиля-самосвала в бункер распределителя можно только после установки самосвала на ручной тормоз и подачи звукового сигнала;
ж) запрещается очищать стенки бункера во время его перемещения или движения машины;
з) при совместной работе бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м;
и) во время работы машин запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус; нужно следить за тем, чтобы на верхней площадке вибробруса (вибродоски) не было бетонной смеси и посторонних предметов.
Швы в свежеуложенном бетоне нарезают с соблюдением следующих правил техники безопасности:
а) вибронож разрешается опускать только при остановленной машине;
б) запрещается становиться на вибронож или класть на него груз;
При нарезке швов в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-903 (ДС-510) необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
а) если при нормальной работе системы охлаждения резание карборундовыми дисками сопровождается интенсивным появлением пара или при резании алмазными дисками появляются искры, а также при перегреве двигателя нарезчика и появлении черного дыма выхлопа скорость подачи следует уменьшать;
б) запрещается на ходу нарезчика производить смазку, регулировку, какие-либо исправления или производить смену дисков во время работы двигателя. Категорически запрещается работа при открытой крышке кожуха дисков;
в) все приводные ремни должны быть ограждены щитками. Нарезать шов разрешается только в защитных очках;
г) работать при незафиксированном положении дисков запрещается. Каждый режущий диск должен быть установлен строго вертикально. Необходимо следить, чтобы при вращении диск касался стенки шва всей плоскостью;
д) если на месте работы нарезчика Д-903 (ДС-510) нет песка, то на прицеп с водой устанавливается ящик с песком на случай воспламенения топлива;
е) движение транспорта в зоне работы нарезчика запрещается.
При заполнении швов мастиками или герметиками необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
а) к работам по заполнению швов допускаются липа не моложе 18 лет;
б) лица, занятые на варке, разогревании и транспортировании горячих битумно-полимерных мастик, должны быть предварительно проинструктированы о безопасных способах загрузки и разгрузки варочного котла, варки и разогревании готовых мастик и транспортирования горячих мастик;
в) все работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами и фартуками).
Рабочие, засыпающие компоненты в котел с расплавленным битумом, обеспечиваются защитными очками и респираторами марки Ф-46 или 2000; рабочие, приготовляющие тиоколовые герметики - резиновыми перчатками (медицинскими) и респираторами;
г) при варке битумно-полимерных мастик необходимо соблюдать следующие условия:
котел должен быть исправным, без трещин, с плотно прилегающей крышкой, подвешенной на канате с противовесом;
верхний край котла должен возвышаться над поверхностью земли на 1,2 м;
котел должен быть закрыт, за исключением моментов перемешивания и загрузки материалов;
котел следует загружать со стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости;
во время варки мастики дверцы топки должны быть закрыты;
не разрешается загружать в котел влажные материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания массы, перелива ее через край котла и воспламенения;
не допускается кипение и перелив пены: через край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не менее 250 °С; исправность термометра проверяют каждый раз перед началом работы;
брать пробу мастики (для определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами;
д) битум с бензином (в случае приготовления грунтовки) необходимо смешивать на расстоянии не менее 50 м от места их разогрева. При этом разогретый битум вливают в бензин и перемешивают деревянными мешалками. Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной массы в котле его нужно плотно закрыть крышкой. Тушить горящую массу следует только сухим песком или огнетушителем. Заливать битум водой категорически запрещается;
е) в случае попадания на открытую поверхность кожи битумно-полимерных и тиоколовых мастик или их составляющих их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином, а затем смыть теплой водой с мылом;
ж) все работающие с битумно-полимерными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со специальными требованиями противопожарной охраны при работе с горячими и взрывчатыми веществами;
з) при работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными клапанами запрещается;
и) запрещается снимать крышку с заливщика швов при избыточном давлении в емкости;
к) запрещается ремонтировать или регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Указания по технологии производственного процесса. 1 II. Указания по организации труда. 2 IV. Калькуляция затрат труда на устройство железобетонных аэродромных покрытий. 5 |