ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
КАРТЫ
УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
УСТАНОВКА И СНЯТИЕ РЕЛЬС-ФОРМ
МОСКВА 1976
Технологические карты разработаны отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительстве автомобильных дорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнители В.К. Пишванов, Л.С. Королева и Л.А. Мелешкина).
Технологическая карта предусматривает работы по установке и снятию рельс-форм высотой 24 см и длиной 4 м при помощи автокрана и транспортировку рельс-форм на двухосном автомобильном прицепе, перемещаемом автокраном.
Перед установкой рельс-форм должен быть подготовлен выравнивающий слой, а рельс-формы очищены и отбракованы.
Для ускорения установки рельс-формы должны быть пронумерованы, чтобы порядок их расположения при перестановке сохранялся.
Рельс-формы устанавливают только в дневное время, причем темп их установки должен обеспечивать работу бетоноукладочных машин в течение не менее двух смен (рис. 3).
Каждую нитку рельс-форм устанавливают в плане по шаблону и проверяют теодолитом.
Направление для установки рельс-форм фиксируют штырями или колышками, внешняя сторона которых (считая от уложенного ряда) должна соответствовать грани укладываемого покрытия. Штыри или колышки устанавливают через 4 м, у каждого стыка рельс-форм. Затем штыри или колышки забивают под проектную отметку покрытия.
Для уменьшения просадок в стыках рельс-форм устанавливают деревянные подкладки по шаблону (рис. 4), имеющему вырез, равный высоте рельс-формы. Подкладки заглубляют в песок так, чтобы верх подкладки лежал на проектной отметке поверхности выравнивающего слоя.
Битумно-песчаный выравнивающий слой окончательно выравнивают под рельс-формы с помощью рейки-шаблона длиной 4 м, которую протаскивают по подкладкам (рис. 5).
Подкладки можно устанавливать под нивелир. В этом случае колышки разбивки рельс-форм устанавливают через 40 - 50 м.
После установки подкладок готовят постель под рельс-формы. Для этого песок выравнивающего слоя между подкладками разравнивают под рейку.
Рис. 3. Технологическая схема установки и снятия рельс-форм и расстановки рабочих:
1 - подкладки под стыки рельс-форм; 2 - битумно-песчаный выравнивающий слой; 3 - автокран К-31; 4 - рельс-формы; 5 - приставная опалубка; 6 - цементобетонное покрытие; 7 - двухосный автомобильный прицеп; 8 - цементобетонное покрытие смежного ряда
Кружками с цифрами обозначены рабочие и их разряд, стрелками - перемещения автокрана во время работы
Предварительно рельс-формы раскладывают по краю покрытия смежного ряда, очищают от бетона и грязи, отбраковывают, а затем устанавливают автокраном и выправляют их положение в плане и по высоте по разбивочным колышкам при помощи шаблона и уровня. Смежные звенья рельс-форм соединяют замками и крепят штырями к основанию.
Рис. 4. Шаблон для установки подкладок под рельс-формы:
1 - шаблон; 2 - штырь, выставленный по нивелиру; 3 - подкладка; 4 - выравнивающий слой; 5 - цементно-грунтовое основание
Рис. 5. Схема подготовки основания под рельс-формы:
1 - штырь по линии установки рельс-форм; 2 - подкладки под стыки рельс-форм; 3 - рейка; 4 - битумно-песчаный выравнивающий слой; 5 - шаблон для разбивки линии установки рельс-форм; 6 - цементобетонное покрытие смежного ряда; 7 - основание из грунта, укрепленного цементом
После закрепления рельс-форм их полости засыпают песком и обкатывают профилировщиком Д-345. Затем нивелиром проверяют отметки в каждом стыке рельс-форм и исправляют места просадок подштопкой подкладок и рельс-форм.
Для уменьшения затрат труда по рихтовке рельс-форм рекомендуется пользоваться приспособлением для подъема рельс-форм (рис. 6).
Рис. 6. Приспособление для подъема рельс-форм при рихтовке:
1 - рычаг; 2 - рамка; 3 - плита; 4 - крюк
Рычаг и рамка приспособления изготовлены из стальных труб, а плита - из стального листа. Крюк к рычагу прикреплен шарнирно. Изменение отметок рельс-форм после их обкатки не должно превышать ±3 мм.
Искривление рельс-форм в вертикальной плоскости не должно превышать 2 мм, в горизонтальной - 5 мм. Разность высоты звеньев рельс-форм на стыках не должна превышать 3 мм.
Рельс-формы разрешается снимать не ранее 18 ч после укладки бетона в покрытие при температуре твердения бетона +15 °С и выше и не ранее 24 ч при температуре твердения ниже +15 °С. При снятии рельс-форм при помощи лома с лапой извлекают штыри, а затем осторожно отделяют рельс-формы от бетона, очищают их от песка и наплывов. Запрещается забивать клинья между формой и плитой во избежание облома краев плит.
Для выдергивания штырей рекомендуется пользоваться приспособлением (рис. 7) конструкции СУ-814 треста «Югозапдорстрой» Главдорстроя. На головку штыря надевают насадку и поворачивают ее на 45° (при этом выступы головки штыря входят в поперечные пазы насадки), рычаг вставляют в хомутик и поворачивают его на вилке, укрепленной на стойке, которая приварена к отрезку швеллера.
Рис. 7. Приспособление для выдергивания штырей рельс-форм:
1 - насадка; 2 - вилка; 3 - стойка; 4 - отрезок швеллера; 5 - рычаг; 6 - хомутик; 7 - штырь рельс-формы
Рельс-формы грузят автокраном на двухосный автомобильный прицеп и перевозят автокраном к месту установки. Перемещать рельс-формы волоком запрещается.
Работы по перестановке рельс-форм выполняют на двух захватках: захватке № 2 по установке рельс-форм и захватке № 5 по разборке рельс-форм с погрузкой в двухосный автомобильный прицеп.
Установку рельс-форм осуществляют автокраном только в первую смену, а разборку рельс-форм тем же краном - во вторую смену. Кроме того, автокран используют как тягач для перевозки прицепа с рельс-формами к месту установки.
Работы по перестановке рельс-форм выполняют два звена: звено по установке рельс-форм и звено по разборке рельс-форм и перевозке их к месту укладки:
Звено по установке рельс-форм:
Машинист автокрана 4 разр. - 1
Такелажник 2 » - 1
Дорожные рабочие: 4 » - 1
3 » - 2
2 » - 1
Машинист автокрана в начале смены проверяет готовность машины к работе, устраняет мелкие неисправности, заправляет машину горючим и водой. В процессе работы машинист автокрана и такелажник 2 разр. подают рельс-форму к месту установки, а дорожные рабочие (один 4 разр. и один 2 разр.) устанавливают ее на подкладки и с помощью ломиков, не отпуская захвата, надвигают рельс-форму до упора.
Два дорожных рабочих 3 разр. совместно с мастером выполняют разбивочные работы, используя шаблон (см. рис. 5), готовят основание под рельс-формы при помощи рейки и гладилки с длинной ручкой и устанавливают под проектную отметку деревянные подкладки в местах расположения стыков рельс-форм. После закрепления рельс-форм они засыпают их полости песком и исправляют места просадок после обкатки рельс-форм профилировщиком Д-345 подштопкой.
Звено по разборке рельс-форм и доставке их к месту установки:
Машинист автокрана 4 разр. - 1
Такелажник 2 » - 1
Дорожный рабочий 3 » - 1
Машинист автокрана и такелажник 2 разр. грузят рельс-формы на автомобильный прицеп, доставляют их к месту установки (один рейс перед обеденным перерывом и второй рейс - в конце смены) и выгружают их на край смежного ряда цементобетонного покрытия.
Дорожный рабочий 3 разр. при помощи лома с лапой извлекает штыри, закрепляющие рельс-формы, а затем ломом осторожно отделяет рельс-формы от бетона, очищает их металлическим скребком-лопаточкой, готовит рельс-формы к погрузке, сопровождает их к месту установки и раскладывает рельс-формы на край покрытия смежного ряда.
Примечания. Цифры над линией - количество рабочих, занятых в операции; цифра под линией - продолжительность операции, мин.
↑ - рекомендуемое время начала обеденного перерыва.
(две сменные захватки - 320 м полосы или 2240 м2 покрытия)
Шифр норм и расценок |
Состав звена |
Описание работы |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб.-коп. |
Нормативное время на полный объем работ, чел-ч |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
ЕНиР-17, § 17-14, № 2 (применительно) |
Машинист автокрана 4 разр. - 1 Такелажник 2 разр. - 1 Дорожные рабочие: 4 разр. - 2 3 » - 2 2 » - 1 |
Установка рельс-форм (планировка выравнивающего слоя; установка подкладок под стыки рельс-форм, установка рельс-форм краном; подштопка и рихтовка; проверка правильности установки рельс-форм с повторной подштопкой и рихтовкой; закрепление рельс-форм штырями) |
100 м. одной нитки |
3,2 |
18,2 (2,6) |
10-32 |
58,24 |
33-02 |
То же № 3 (применительно) |
Машинист автокрана 4 разр. - 1 Такелажник 2 разр. - 1 Дорожный рабочий 3 разр. - 1 |
Разборка рельс-форм и погрузка в прицеп (извлечение штырей и клиньев; отделение рельс-форм от бетона; очистка рельс-форм; погрузка рельс-форм автокраном) |
То же |
3.2 |
7,5 (2,5) |
4-18 |
24 |
13-38 |
ВНиР-4 § В4-1, № 5 + № 6 |
Машинист автокрана 4 разр. - 1 |
Перемещение автокрана с прицепом к месту выгрузки рельс-форм и возвращение к месту погрузки (ездка в один конец - 1280 м) |
1 ездка |
3 |
0,65 |
0-40,5 |
1,95 |
1-22 |
ВНиР-4 § В4-1, № 3 |
Машинист автокрана 4 разр. - 1 Такелажники 2 разр. - 2 |
Выгрузка рельс-форм |
100 м одной нитки |
3,2 |
3,3 (1,1) |
1,77 |
10,56 |
5-66 |
ВНиР-4 § В4-1, № 7 + № 8 (применительно) |
Такелажник 2 разр. - 1 Дорожный рабочий 3 разр. - 1 |
Сопровождение рельс-форм на автокране до места выгрузки и возвращение к месту погрузки |
1 ездка |
3 |
1,3 |
0-68,1 |
3,9 |
2-04 |
Итого на 2240 м2 покрытия |
98,65 |
55-32 |
||||||
Итого на 1000 м2 покрытия |
44,04 (5,5 чел-дн) |
24-70 |
Показатели |
Единица измерения |
По калькуляции А |
По графику Б |
На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
Трудоемкость на 1000 м2 покрытия |
чел-дн |
5,5 |
4,02 |
-26,9 |
Средний разряд рабочих |
3,09 |
3 |
-2,9 |
|
Среднедневная заработная плата одного рабочего |
руб.-коп. |
4-49 |
6-14 |
+36,7 |
Выработка одного рабочего в смену |
переставленных рельс-форм |
25,9 |
35,6 |
+3,7,4 |
А. Основные материалы и полуфабрикаты
Деревянные подкладки размером 40´30´5 см:
на сменную захватку, шт.................................................................. 80
на 1000 м2 покрытия, шт................................................................. 36,7
Б. Машины
Автокран К-51.......................................................................................... 1
Двухосный автомобильный прицеп...................................................... 1
В. Инструмент и приспособления
Шаблон для контроля уровня подкладок под рельс-формы................ 2
Контрольная рейка длиной 4 м.............................................................. 1
Шаблон для разбивки линии установки рельс-форм........................... 1
Лопаты подборочные.............................................................................. 5
Подштопки деревянные.......................................................................... 2
Кувалды кузнечные................................................................................. 2
Ломы обыкновенные............................................................................... 2
Лом с лапой.............................................................................................. 1
Приспособление для подъема рельс-форм при рихтовке.................... 1
Приспособления для выдергивания штырей........................................ 2
Деревянные гладилки, с длинной ручкой............................................. 2
Захват для строповки рельс-форм.......................................................... 1
Скребки-лопаточки для очистки рельс-форм....................................... 2
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ (ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ) АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
При работе с комплектом бетоноукладочных машин необходимо соблюдать следующие требования:
а) перевозить рельс-формы на бортовых автомобилях или тракторных тележках;
б) грузить, разгружать и устанавливать рельс-формы кранами с соблюдением правил безопасности погрузочно-разгрузочных работ;
в) рельс-формы должны быть надежно закреплены;
г) при укладке арматурных каркасов рабочие должны пользоваться рукавицами;
д) при пуске машин необходимо соблюдать правила очередности включения узлов общей трансмиссии и отдельных агрегатов. Запрещается передвигать машины без сигнала; сигнал для работы бункера-распределителя бетона подается после ухода автомобиля-самосвала;
е) выгружать бетонную смесь из автомобиля-самосвала в бункер распределителя можно только после установки самосвала на ручной тормоз и подачи звукового сигнала;
ж) запрещается очищать стенки бункера во время его перемещения или движения машины;
з) при совместной работе бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м;
и) во время работы машин запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус; нужно следить за тем, чтобы на верхней площадке вибробруса (вибродоски) не было бетонной смеси и посторонних предметов.
Швы в свежеуложенном бетоне нарезают с соблюдением следующих правил техники безопасности:
а) вибронож разрешается опускать только при остановленной машине;
б) запрещается становиться на вибронож или класть на него груз;
При нарезке швов в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-903 (ДС-510) необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
а) если при нормальной работе системы охлаждения резание карборундовыми дисками сопровождается интенсивным появлением пара или при резании алмазными дисками появляются искры, а также при перегреве двигателя нарезчика и появлении черного дыма выхлопа скорость подачи следует уменьшать;
б) запрещается на ходу нарезчика производить смазку, регулировку, какие-либо исправления или производить смену дисков во время работы двигателя. Категорически запрещается работа при открытой крышке кожуха дисков;
в) все приводные ремни должны быть ограждены щитками. Нарезать шов разрешается только в защитных очках;
г) работать при незафиксированном положении дисков запрещается. Каждый режущий диск должен быть установлен строго вертикально. Необходимо следить, чтобы при вращении диск касался стенки шва всей плоскостью;
д) если на месте работы нарезчика Д-903 (ДС-510) нет песка, то на прицеп с водой устанавливается ящик с песком на случай воспламенения топлива;
е) движение транспорта в зоне работы нарезчика запрещается.
При заполнении швов мастиками или герметиками необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
а) к работам по заполнению швов допускаются липа не моложе 18 лет;
б) лица, занятые на варке, разогревании и транспортировании горячих битумно-полимерных мастик, должны быть предварительно проинструктированы о безопасных способах загрузки и разгрузки варочного котла, варки и разогревании готовых мастик и транспортирования горячих мастик;
в) все работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами и фартуками).
Рабочие, засыпающие компоненты в котел с расплавленным битумом, обеспечиваются защитными очками и респираторами марки Ф-46 или 2000; рабочие, приготовляющие тиоколовые герметики - резиновыми перчатками (медицинскими) и респираторами;
г) при варке битумно-полимерных мастик необходимо соблюдать следующие условия:
котел должен быть исправным, без трещин, с плотно прилегающей крышкой, подвешенной на канате с противовесом;
верхний край котла должен возвышаться над поверхностью земли на 1,2 м;
котел должен быть закрыт, за исключением моментов перемешивания и загрузки материалов;
котел следует загружать со стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости;
во время варки мастики дверцы топки должны быть закрыты;
не разрешается загружать в котел влажные материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания массы, перелива ее через край котла и воспламенения;
не допускается кипение и перелив пены: через край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не менее 250 °С; исправность термометра проверяют каждый раз перед началом работы;
брать пробу мастики (для определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами;
д) битум с бензином (в случае приготовления грунтовки) необходимо смешивать на расстоянии не менее 50 м от места их разогрева. При этом разогретый битум вливают в бензин и перемешивают деревянными мешалками. Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной массы в котле его нужно плотно закрыть крышкой. Тушить горящую массу следует только сухим песком или огнетушителем. Заливать битум водой категорически запрещается;
е) в случае попадания на открытую поверхность кожи битумно-полимерных и тиоколовых мастик или их составляющих их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином, а затем смыть теплой водой с мылом;
ж) все работающие с битумно-полимерными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со специальными требованиями противопожарной охраны при работе с горячими и взрывчатыми веществами;
з) при работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными клапанами запрещается;
и) запрещается снимать крышку с заливщика швов при избыточном давлении в емкости;
к) запрещается ремонтировать или регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе.
СОДЕРЖАНИЕ