ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
КАРТЫ
УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ
И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
УСТРОЙСТВО БИТУМНО-ПЕСЧАНОГО ВЫРАВНИВАЮЩЕГО СЛОЯ
МОСКВА 1976
Технологические карты разработаны отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительстве автомобильных дорог и аэродромов института «Оргтрансстрой» (исполнители В.К. Пишванов, Л.С. Королева и Л.А. Мелешкина).
Технологическая карта предусматривает устройство битумно-песчаного выравнивающего слоя толщиной 5 см с помощью профилировщика Д-345.
До начала работ по устройству битумно-песчаного выравнивающего слоя в пределах захватки должны быть полностью закончены и приняты технической инспекцией все работы, связанные с устройством цементно-грунтового основания и обеспечением водоотвода.
После устройства цементно-грунтового основания через 7 суток для связных и 14 суток для несвязных и малосвязных грунтов битумно-песчаную смесь доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на основание (рис. 1) согласно расчету.
На маячном ряду битумно-песчаную смесь отсыпают на 0,8 - 1 м шире бетонируемого ряда с обеих сторон. На остальных рядах полосы смеси сдвигают на 0,8 - 1 м в сторону, на которой устанавливают рельс-формы. Границу отсыпки битумно-песчаной смеси обозначают колышками.
Выгруженную битумно-песчаную смесь разравнивают автогрейдером Д-144 на толщину 5 см с допуском на уплотнение.
Битумно-песчаный выравнивающий слой окончательно профилируют и одновременно уплотняют профилировщиком Д-345 после установки рельс-форм.
Для получения одинаковой толщины покрытия у обеих граней необходимо установить уплотняющий брус параллельно осям колес профилировщика Д-345. Эту настройку производят изменением длины тяги подъемного механизма.
Для лучшего уплотнения выравнивающего слоя профилирующий отвал устанавливают на 5 - 6 мм выше проектной отметки выравнивающего слоя с учетом уплотнения смеси до заданной плотности. При правильной установке припуска и угла наползания вибробруса перед профилирующим отвалом образуется непрерывный валик смеси высотой 7 - 10 см.
Рис. 1. Технологическая схема устройства битумно-песчаного выравнивающего слоя:
1 - автомобиль-самосвал; 2 - автогрейдер Д-144; 3 - линия установки рельс-форм; 4 - профилировщик Д-345; 5 - шаблон для проверки поперечного профиля выравнивающего слоя. Кружками с цифрами обозначены рабочие и их разряд, стрелками - перемещения рабочих в течение смены
До начала работ край покрытия тщательно очищают для прохода гладких колес профилировщика.
После прохода профилировщика оставшиеся у рельс-форм и грани покрытия смежного ряда валики песка убирают заподлицо с поверхностью выравнивающего слоя.
Поперечный профиль выравнивающего слоя проверяют шаблоном, перемещаемым одним колесом по рельс-форме, а другим - по бетону смежного ряда (рис. 2).
Дефектные места после прохода профилировщика исправляют гладилкой, в отдельных местах досыпают смесь. При необходимости для окончательной отделки выравнивающего слоя делают повторный проход профилировщика.
В процессе работы профилировщик выполняет также обкатку рельс-форм. Допускаемые отклонения от проектных размеров при приемке работ по устройству выравнивающего слоя не должны превышать:
по ширине............................................................. 10 см
по толщине............................................................ 0,5 см
по высотным отметкам........................................ ±2 см
по поперечному уклону....................................... +0,002
Наибольший просвет под трехметровой рейкой - 3 мм.
Работы по устройству выравнивающего слоя из битумо-песчаной смеси выполняют на двух захватках: захватке № 1 по подготовке битумо-песчаного выравнивающего слоя и захватке № 3 по окончательному профилированию и уплотнению битумно-песчаного выравнивающего слоя.
Состав звена
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1
Машинист профилировщика Д-345 5 » - 1
Дорожные рабочие 2 » - 2
Рис. 2. Шаблон для выверки выравнивающего слоя:
1 - двутавровая балка; 2 - штыри диаметром 20 мм (через 20 - 30 см); 3 - рельс-форма; 4 - цементобетонное покрытие соседнего ряда; 5 - битумно-песчаный выравнивающий слой; 6 - основание из грунта, укрепленного цементом
На захватке № 1 работают: машинист автогрейдера и один дорожный рабочий 2 разр.
Дорожный рабочий по указанию мастера размечает (колышками или кучками песка) места выгрузки песка и указывает эти места шоферам автомобилей-самосвалов, забивает колышки, обозначающие ширину отсыпаемой полосы, контролирует с помощью щупа толщину разравниваемой битумно-песчаной смеси.
Машинист автогрейдера разравнивает кучи песка и планирует выравнивающий слой.
На захватке № 3 работают машинист профилировщика и второй дорожный рабочий 2 разр.
Дорожный рабочий 2 разр., находясь впереди профилировщика Д-345, поддерживает непрерывный валик смеси перед отвалом и зачищает валики песка у рельс-форм.
Машинист профилировщика профилирует и уплотняет битумно-песчаную смесь, а также обкатывает установленные рельс-формы.
Машинисты автогрейдера и профилировщика перед началом работы проверяют готовность своих машин к работе, остатки горючего в баках и сообщают механику смены предельный срок заправки, а в конце смены - о необходимом ремонте машин между сменами.
Примечания. Дорожный рабочий на приеме смеси отдыхает во время нахождения автомобиля-самосвала в пути.
Цифра над линией - количество рабочих, занятых в операции; цифра под линией - продолжительность операции, мин.
↑ - рекомендуемое время начала обеденного перерыва.
(две сменные захватки 320 м полосы или 2240 м2 покрытия)
Шифр норм и расценок |
Состав звена |
Описание работы |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб.-коп. |
Нормативное время на полный объем, чел-ч |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
Повременно |
Дорожный рабочий 2 разр. - 1 |
Прием песка (битумно-песчаной смеси) |
чел-ч |
8 |
1 |
0-49,3 |
8 |
3-94 |
ЕНиР § 17-1, т. 2, № 1 |
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1 |
Разравнивание битумно-песчаной смеси автогрейдером Д-144 с предварительной планировкой поверхности слоя |
100 м2 |
25,6 |
0,125 |
0-09,9 |
3,2 |
2-53 |
Применительно ЕНиР § 17-15 |
Машинист профилировщика Д-345 5 разр. - 1 Дорожные рабочие 2 разр. - 2 |
Планировка и уплотнение выравнивающего слоя профилировщиком Д-345 (обкатка рельс-форм; профилирование и уплотнение слоя за два - три прохода, уборка лишнего и подсыпка недостающего количества песка перед отвалом профилировщика, заполнение внутренней полости рельс-форм песком |
» |
22,4 |
1,77 |
0-99,6 |
39,65 |
22-31 |
Итого на 2240 м2 покрытия |
50,85 |
28-78 |
||||||
Итого на 1000 м2 покрытия |
22,7 (2,8 чел-дн) |
12-85 |
Показатели |
Единица измерения |
По калькуляции А |
По графику Б |
На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
Трудоемкость на 1000 м2 покрытия |
чел-дн |
2,8 |
2,4 |
-14,3 |
Средний разряд рабочих |
3,4 |
3,76 |
+10,3 |
|
Среднедневная заработная плата одного рабочего |
руб.-коп. |
4-59 |
5-35 |
+16,6 |
Выработка одного рабочего в смену |
м2 |
357,1 |
4,16,6 |
+16,6 |
(Измененная редакция, Поправка).
А. Основные материалы и полуфабрикаты
Битумно-песчаная смесь, м3:
- на сменную захватку (1120 м2).............................. 56,84
- на 1000 м2 покрытия............................................... 50,76
Б. Машины
Автогрейдер Д-144....................................................... 1
(привлекается в конце первой смены)
Профилировщик Д-345................................................ 1
В. Инструмент и приспособления
Шаблон для проверки поперечного профиля
поверхности выравнивающего слоя........................... 1
Совковая лопата............................................................ 1
Штыковая лопата.......................................................... 1
Мерник толщины слоя................................................. 1
Контрольная рейка длиной 3 м................................... 1
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ (ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ) АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ
При работе с комплектом бетоноукладочных машин необходимо соблюдать следующие требования:
а) перевозить рельс-формы на бортовых автомобилях или тракторных тележках;
б) грузить, разгружать и устанавливать рельс-формы кранами с соблюдением правил безопасности погрузочно-разгрузочных работ;
в) рельс-формы должны быть надежно закреплены;
г) при укладке арматурных каркасов рабочие должны пользоваться рукавицами;
д) при пуске машин необходимо соблюдать правила очередности включения узлов общей трансмиссии и отдельных агрегатов. Запрещается передвигать машины без сигнала; сигнал для работы бункера-распределителя бетона подается после ухода автомобиля-самосвала;
е) выгружать бетонную смесь из автомобиля-самосвала в бункер распределителя можно только после установки самосвала на ручной тормоз и подачи звукового сигнала;
ж) запрещается очищать стенки бункера во время его перемещения или движения машины;
з) при совместной работе бетоноукладочной и бетоноотделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м;
и) во время работы машин запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус; нужно следить за тем, чтобы на верхней площадке вибробруса (вибродоски) не было бетонной смеси и посторонних предметов.
Швы в свежеуложенном бетоне нарезают с соблюдением следующих правил техники безопасности:
а) вибронож разрешается опускать только при остановленной машине;
б) запрещается становиться на вибронож или класть на него груз;
При нарезке швов в затвердевшем бетоне нарезчиком Д-903 (ДС-510) необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
а) если при нормальной работе системы охлаждения резание карборундовыми дисками сопровождается интенсивным появлением пара или при резании алмазными дисками появляются искры, а также при перегреве двигателя нарезчика и появлении черного дыма выхлопа скорость подачи следует уменьшать;
б) запрещается на ходу нарезчика производить смазку, регулировку, какие-либо исправления или производить смену дисков во время работы двигателя. Категорически запрещается работа при открытой крышке кожуха дисков;
в) все приводные ремни должны быть ограждены щитками. Нарезать шов разрешается только в защитных очках;
г) работать при незафиксированном положении дисков запрещается. Каждый режущий диск должен быть установлен строго вертикально. Необходимо следить, чтобы при вращении диск касался стенки шва всей плоскостью;
д) если на месте работы нарезчика Д-903 (ДС-510) нет песка, то на прицеп с водой устанавливается ящик с песком на случай воспламенения топлива;
е) движение транспорта в зоне работы нарезчика запрещается.
При заполнении швов мастиками или герметиками необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
а) к работам по заполнению швов допускаются липа не моложе 18 лет;
б) лица, занятые на варке, разогревании и транспортировании горячих битумно-полимерных мастик, должны быть предварительно проинструктированы о безопасных способах загрузки и разгрузки варочного котла, варки и разогревании готовых мастик и транспортирования горячих мастик;
в) все работающие с мастиками должны быть обеспечены спецодеждой (хлопчатобумажным комбинезоном, резиновыми сапогами, брезентовыми рукавицами и фартуками).
Рабочие, засыпающие компоненты в котел с расплавленным битумом, обеспечиваются защитными очками и респираторами марки Ф-46 или 2000; рабочие, приготовляющие тиоколовые герметики - резиновыми перчатками (медицинскими) и респираторами;
г) при варке битумно-полимерных мастик необходимо соблюдать следующие условия:
котел должен быть исправным, без трещин, с плотно прилегающей крышкой, подвешенной на канате с противовесом;
верхний край котла должен возвышаться над поверхностью земли на 1,2 м;
котел должен быть закрыт, за исключением моментов перемешивания и загрузки материалов;
котел следует загружать со стороны, противоположной топке, и только на 3/4 его емкости;
во время варки мастики дверцы топки должны быть закрыты;
не разрешается загружать в котел влажные материалы (битум, заполнители) во избежание сильного вспенивания массы, перелива ее через край котла и воспламенения;
не допускается кипение и перелив пены: через край котла. Нагрев контролируют термометром со шкалой не менее 250 °С; исправность термометра проверяют каждый раз перед началом работы;
брать пробу мастики (для определения готовности) разрешается только специальными черпаками-лопатами;
д) битум с бензином (в случае приготовления грунтовки) необходимо смешивать на расстоянии не менее 50 м от места их разогрева. При этом разогретый битум вливают в бензин и перемешивают деревянными мешалками. Температура битума в момент смешения не должна превышать 70 °С. В случае вспышки битумной массы в котле его нужно плотно закрыть крышкой. Тушить горящую массу следует только сухим песком или огнетушителем. Заливать битум водой категорически запрещается;
е) в случае попадания на открытую поверхность кожи битумно-полимерных и тиоколовых мастик или их составляющих их нужно удалить чистой ветошью, смоченной бензином или керосином, а затем смыть теплой водой с мылом;
ж) все работающие с битумно-полимерными или тиоколовыми мастиками должны быть ознакомлены со специальными требованиями противопожарной охраны при работе с горячими и взрывчатыми веществами;
з) при работе заливщика швов необходимо постоянно следить за состоянием предохранительных клапанов в системе подачи сжатого воздуха. Работа с неисправными клапанами запрещается;
и) запрещается снимать крышку с заливщика швов при избыточном давлении в емкости;
к) запрещается ремонтировать или регулировать узлы смесительного агрегата или компрессора при работающем двигателе.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Указания по технологии производственного процесса. 1 II. Указания по организации труда. 2 IV. Калькуляция затрат труда на устройство выравнивающего слоя из битумно-песчаной смеси. 5 |