МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР
ЕДИНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
КАРТА
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
УСТРОЙСТВО
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ
УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д
= 1 м
ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ
КТ-4.4-99.101-75
Алма-Ата, 1976
КТ-4.4-99.101-75 |
УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д = 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ |
Разработана ЕЦНОТ и УП Министерства автодорог КазССР |
|
Карта трудового процесса дорожно-строительного производства |
|||
ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ |
Утверждена технико-экономическим советом МАД КазССР |
|
|
Входит в комплект карт ККТ-4.4; -2.1 |
Взамен КТ |
|
1.1. Карта трудового процесса на устройство гидроизоляции железобетонной сборной трубы д = 1 м предназначена для рациональной организации рабочих при гидроизоляционных работах.
1.2. Применение карты трудового процесса позволит увеличить производительность труда при устройстве гидроизоляции до 15 % по сравнению с действующими нормативами.
2.1. Исполнители:
гидроизолировщик IV разряда (Г1) - 1
гидроизолировщик III разряда (Г2) - 1
гидроизолировщик II разряда (Г3, Г4) - 2
машинист передвижного распылительного агрегата IV разряда (Р1) - 1
2.2. Инструменты, приспособления, инвентарь.
Наименование, назначение и основные параметры |
ГОСТ, № чертежа |
Кол-во, шт. |
1 |
2 |
3 |
Жгуты из пакли, пропитанной битумом для конопатки швов |
- |
- |
Временная опалубка - кружала |
- |
2 |
Битуминизированная ткань (мешковина, изол) |
- |
45 м2 |
Нож для резки пакли и битуминизированной ткани |
- |
1 |
Кисти для размазывания мастики |
- |
3 |
Плоские воронки |
ЦНИИС Минтрансстроя |
2 |
Емкость для битумного лака |
- |
1 |
Стальные конопатки |
ГОСТ 11618-65 |
2 |
Конический бачок для мастики |
- |
1 |
Мастерки (кельмы) |
- |
2 |
Резиновый валик |
- |
1 |
Пила поперечная (ножовка) |
- |
1 |
Черпак со сливным приспособлением для розлива битумной мастики |
- |
1 |
Ведра |
- |
2 |
Рулетка |
- |
1 |
Совковая стальная лопата |
- |
1 |
Битумоварочный котел |
- |
1 |
Передвижной распылительный агрегат |
- |
1 |
Тент |
- |
1 |
Растворный ящик |
- |
1 |
3.1. Гидроизоляционные работы производят в соответствии с указаниями ВСН 32-60 только в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 °С. При температуре воздуха свыше 25 °С или в случае дождя место работ должно быть защищено от воздействия солнечных лучей и дождя тентом.
3.2. Перед устройством гидроизоляции сухие, подлежащие изолированию поверхности необходимо тщательно очистить от пыли или другого загрязнения при помощи щеток, продувки воздухом и т.п.
3.3. Поверхность битуминизированной ткани должна быть ровной, без складок, без дырок и бугров. На поверхности полотна допускаются отдельные блестящие пятна. В разрезе полотно должно быть черным без светлых прослоек основы.
3.4. При отсутствии готового битумного лака его приготовляют на месте работ в металлической емкости. Для этого предварительно разогретый до 100 °С битум смешивают небольшими порциями с растворителем (бензин, лигроин, керосин, сольвент-нафт). В качестве грунтовки вместо битумного лака можно применять жидкий битум.
3.5. Битумную мастику для обмазочной гидроизоляции готовят в битумоварочном котле. Битум марок БНД 60/90 и БНД 40/60 загружают кусками в битумоварочный котел на 1/3 объема котла и при постоянном перемешивании разогревают. После исчезновения пены в котел небольшими порциями добавляют подогретое машинное масло, а затем сухой подогретый асбест седьмого сорта. Мастику нагревают до температуры 175 - 180 °С (время нагрева примерно 1,5 часа после введения асбеста), затем огонь в топке уменьшают и поддерживают температуру битума не выше 175 °С.
3.6. Цементный раствор должен быть не ниже марки М-150.
3.7. Для труб из звеньев заводского изготовления обмазочная гидроизоляция применяется при условии:
а) применения плотного бетона водонепроницаемостью не ниже В-2 по ГОСТ 4795-68;
б) удовлетворительных результатов испытания звеньев труб на водонепроницаемость на заводе-изготовителе;
в) наличия технического паспорта изготовленных звеньев, с указанием результатов испытаний бетона и звеньев на водонепроницаемость.
4.1. В комплекс гидроизоляционных работ входят заделка швов между звеньями трубы, оклеечная изоляция швов и обмазочная изоляция трубы.
4.2. Швы снаружи конопатят двумя слоями жгутов из пакли, пропитанной битумом. Первый (нижний) слой втапливают так, чтобы он не доходил на 3 см до внутренней поверхности звеньев. Второй слой втапливают в шов на 0,5 - 1 см от наружной поверхности звена.
4.3. С внутренней стороны швы на глубину 3 см заделывают цементным раствором, а с внешней стороны шов на глубину 0,5 - 1 см заливают битумной мастикой через плоскую воронку.
Воронка для заливки швов растворов
4.4. При заделке швов с внутренней стороны пескоцементным раствором и с внешней стороны битумной мастикой для предупреждения оплывов применяют временную опалубку-кружала из досок. После отвердения битумной мастики и схватывания пескоцементного раствора опалубку-кружала снимают и переставляют на очередной шов.
4.5. Оклеечную гидроизоляцию швов устраивают из двух слоев битуминизированной ткани. Ленты ткани шириной 25 см накладывают на шов, предварительно прогрунтованный на ширину ленты горячей битумной мастикой, и разглаживают резиновым валиком. Затем уложенную ленту смазывают горячей битумной мастикой и накладывают вторую такую же ленту с тщательной прикаткой. Ленты битуминизированной ткани должны плотно прилегать к поверхности трубы и друг к другу без пропусков и пузырей. Поверх второй ленты наносится отделочный слой горячей битумной мастики.
4.6. Поверхности звеньев трубы и оголовков, засыпаемые грунтом, сначала покрываются битумным лаком, который наносится передвижным распылительным агрегатом. Затем бак агрегата заполняется горячей битумной мастикой, распылитель заменяют распределительным соплом, наносят первый слой битумной мастики и размазывают ее кистями тонким слоем (1 - 3 мм). Второй слой битумной мастики наносят после остывания первого слоя в таком же порядке.
4.7. В случае перерыва в устройстве гидроизоляции края незаконченного слоя вновь обмазывают на ширину не менее 3 см для получения связи слоев изоляции.
4.8. При производстве работ по гидроизоляции трубы необходимо соблюдать технику безопасности:
а) при варке битумной мастики в котле заполнение котлов допускается не более чем на 3/4 их геометрической емкости. Запрещается загружать в котел влажные материалы;
б) при возгорании битума в котле следует плотно закрыть горловину крышкой и заглушить топку. Запрещается заливать горячий битум водой, его следует тушить только сухим песком;
в) при ожоге битумом нужно его смыть с кожи соляровым маслом, а затем сделать примочку из 96-процентного этилового спирта;
г) чистку битумных котлов можно начинать только после их полного остывания при обязательном использовании предохранительных очков и брезентовых костюмов.
4.9. График трудового процесса.
Примечание. В графике предусмотрены затраты труда на 1 стык (шов) звеньев в п.п. 1, 3, 4, 5 и на 1 звено трубы - п.п. 2, 6.
В технологический перерыв производятся вспомогательные работы.
4.10. Схема организации рабочего места.
Г1 ÷ Г4 - положение гидроизолировщиков при устройстве изоляции; А - передвижной распылительный агрегат; К - битумоварочный котел; Я - растворный ящик
Наименование и продолжительность операций, исполнители и орудия труда |
Характеристика приемов труда |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Конопатка швов паклей; Г2, Г3 - 21,3 мин., ведро, стальные конопатки. |
Гидроизолировщики Г2 и Г3 делают из пакли жгуты, окунают их в ведро с предварительно разогретым битумом и законопачивают снаружи швы при помощи стальных конопаток. |
2. |
Очистка наружной поверхности трубы; Г4 - 3,7 мин., щетка, мастерок. |
В это же время гидроизолировщик Г4 очищает наружную поверхность трубы от мусора, наплывов бетона и раствора. |
3. |
Заливка мастики в шов; Г1 - 6,4 мин., ведро, черпак со сливным приспособлением, плоская воронка. |
Гидроизолировщик Г1 устанавливает с наружной стороны трубы переносную опалубку-кружала, затем набирает из котла в ведро битумную мастику, подносит к телу трубы, черпаком со сливным приспособлением зачерпывает мастику и через плоскую воронку заливает в предварительно проконопаченный шов. После этого переставляет опалубку на другой шов. |
4. |
Заделка швов цементным раствором; Г2 - 9,8 мин., Г3 - 1,7 мин., временная опалубка-кружала, мастерок (кельма), стальная шуровка, ведро, растворный ящик, совковая стальная лопата. |
Гидроизолировщик Г2 устанавливает переносную опалубку-кружала внутри трубы. В это время гидроизолировщик Г3 набирает из растворного ящика в ведро совковой лопатой цементный раствор и подносит его гидродзолировщику Г2. Гидроизолировщик Г2 набирает мастерком раствор из ведра и заполняет шов, уплотняя раствор стальной шуровкой, после чего заглаживает поверхность раствора мастерком. После заделки шва гидроизолировщики Г2 и Г3 переходят на следующий шов. |
5. |
Оклеечная изоляция швов; Г1 - 15,9 мин., Г4 - 7,3 мин., резиновый валик, кисть, нож, рулетка. |
Гидроизолировщик Г4 раскраивает ножом битуминизированную ткань на полосы шириной 25 см и длиной 3,7 м. Гидроизолировщик Г1 кистью прогрунтовывает горячей битумной мастикой шов на ширину ленты ткани, затем вдвоем накладывают битуминизированную ткань на шов и разглаживают ее резиновым валиком. Гидроизолировщик Г1 обмазывает уложенную ленту горячей битумной мастикой и с гидроизолировщиком Г4 накладывают второй слой битуминизированной ткани, проглаживая ее резиновым валиком. Затем гидроизолировщик Г1 наносит отделочный слой горячей битумной мастики. После этого гидроизолировщики Г1 и Г4 переходят к следующему шву. |
6. |
Обмазочная гидроизоляция; Г2 - 4,2 мин., Г3 - 11,3 мин., передвижной распылительный агрегат, кисти. |
При помощи передвижного распылительного агрегата гидроизолировщик Г2 покрывает наружную поверхность трубы битумным лаком. Затем гидроизолировщик Г3 заполняет бак агрегата горячей битумной мастикой и заменяет распылитель на распределительное сопло. Гидроизолировщик Г2 наносит первый слой битумной мастики; вслед за ним гидроизолировщик Г3 размазывает кистью мастику тонким слоем. После остывания первого слоя мастики аналогично наносится второй слой. |
Примечание. Распылительный агрегат представляет собой четырехколесное шасси, на котором смонтированы двигатель, компрессор, бак для изоляционного материала и распределительное устройство (форсунка для распыления, шланг и распределительное устройство в виде трубы с отверстиями или щелью).
Карта трудового процесса составлена отделом НОТ в дорожном производстве Единого центра НОТ и УП Министерства автомобильных дорог на основании изучения опыта строительства труб под автомобильные дороги в Казахской ССР
Исполнитель - старший инженер С. ТАРАСОВА
СОДЕРЖАНИЕ
I. Назначение и эффективность применения карты.. 1 Ii. Исполнители, предметы и орудия труда. 1 Iii. Условия и подготовка процесса. 2 |