МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР
ЕДИНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
КАРТА
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
УСТРОЙСТВО
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ
УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д
= 1 м
ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ
УСТРОЙСТВО КОТЛОВАНА ПОД ТЕЛО ТРУБЫ
КТ-2.1-15-75
Алма-Ата, 1976
УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д = 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ |
Разработана ЕЦНОТ и УП Министерства автодорог КазССР |
|
|
Карта трудового процесса дорожно-строительного производства |
|||
Утверждена технико-экономическим советом МАД КазССР |
|
||
Входит в комплект карт ККТ-4.4; -2.1 |
Взамен КТ |
|
1.1. Карта трудового процесса предназначена для рациональной организации рабочих при рытье котлована под тело трубы с помощью бульдозера.
1.2. Применение карты позволит увеличить производительность труда при устройстве котлована до 10 % по сравнению с действующими нормативами.
1.3. Показатели производительности труда:
выработка на 1 чел.-час - 64,3 м3/0,9 м3;
затраты труда на 10 м3 - 9 мин./11,25 часа.
Примечание: В числителе показатели производительности труда машиниста бульдозера, в знаменателе - рабочего-землекопа.
2.1. Исполнители:
машинист бульдозера (Б) V разряда - 1;
землекоп (З) II разряда - 1.
2.2. Инструменты, приспособления, инвентарь.
Наименование, назначение и основные параметры |
ГОСТ, № чертежа |
Кол-во, шт. |
Шнур длиной 50 м для разбивки котлована |
- |
50 м |
Вешки -»- |
- |
4 |
Колышки -»- |
- |
15 |
Нивелир -»- |
ГОСТ 10528-69 |
1 |
Рейка 4-метровая -»- |
- |
2 |
Копальная лопата ЛКО-1 |
ГОСТ 3620-63 |
1 |
Подборочная лопата ЛП-1 |
ГОСТ 3620-63 |
1 |
Топор плотничий |
ГОСТ 1399-56 |
1 |
Рулетка металлическая для разбивки котлована |
ГОСТ 7502-61 |
1 |
Мерная лента и металлические шпильки для разбивки котлована |
- |
1 компл. |
Электротрамбовка С-690 |
- |
1 |
2.3. Потребность в машинах: бульдозер Д-271 на тракторе С-100 - 1
2.4. Потребность в основных горюче-смазочных материалах в кг на 1 час работы.
Наименование материалов |
Потребность |
1. Дизельное топливо |
9,0/9,4 |
2. Масло для двигателя |
0,50 |
3. Трансмиссионное масло |
0,14 |
4. Консистентная смазка |
0,09 |
3.1. Перед началом работ по устройству котлована необходимо произвести подготовку строительной площадки и разбивочные работы. Подготовка строительной площадки в зоне строительства трубы производится следующим образом: площадку на расстоянии 10 м в каждую сторону от оси трубы планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы. У выходного оголовка естественное русло расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают русло грунтом и устраивают обводную канаву. Эти меры обеспечивают полный отвод поверхностных вод от котлована.
3.2. Для завоза оборудования, бетонных блоков и материалов бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги, обеспечивающие свободный проезд по кольцевой схеме движения.
3.3. Положение трубы на местности определяется проектом дороги. Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту прорабу точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную четырьмя выносными кольями, а также высотный репер.
Схема закрепления местоположения трубы на трассе:
1 - выносные столбы; 2 - точка и сторожок с надписью «ось», «пикет», «плюс»; L - длина трубы.
3.4. Промерами по оси трубы намечают контур котлована и обозначают его колышками. На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок или брусьев и обозначают на ней продольную ось трубы и положение оголовков и открылков. Обноска по возможности должна быть заглублена в землю для предохранения от повреждения бульдозером.
Схема разбивки котлована трубы:
1 - выносные столбы; 2 - обноска из брусьев или досок; 3 - котлован; 4 - гвоздь; 5 - свая обноски диаметром 8 - 10 см.
3.5. Разработка котлована должна производиться без нарушения несущей способности грунта основания.
3.6. Грунт из котлована транспортируется на расстояние, обеспечивающее стены котлована от обрушения и не создающее препятствий для производства работ.
3.7. Грунтовые воды отводят в водосборные колодцы, расположенные за котлованом, откуда ее откачивают насосами.
3.8. При разработке котлована в зимних условиях необходимо принимать меры против промерзания грунта в основании.
3.9. Подготовка бульдозера к работе. Перед началом работ по рытью котлована машинисту бульдозера следует произвести техническое обслуживание для того, чтобы предотвратить преждевременный износ и поломку деталей и узлов. При техническом обслуживании бульдозер очищают от пыли и грязи, проверяют наличие и комплектность инструмента и принадлежностей, а также исправность всех узлов, наличие смазки в подвижных соединениях и надежность затяжки всех наружных креплений.
3.10. Во время работы машинист должен: следить за состоянием бульдозера (особенно тех его узлов, которые требуют тщательного ухода и регулирования); не допускать работу бульдозера с ненормальным шумом и стуком; обнаружив неисправности, остановить бульдозер, заглушить двигатель и после этого приступить к устранению неисправностей.
3.11. Машинисту необходимо иметь набор запасных частей, чтобы в случае поломки сократить время простоя механизма в ремонте.
4.1. Получив задание, машинист бульдозера после тщательного осмотра места работ приступает к разработке котлована.
4.2. Котлован разрабатывается продольными проходами от выходного оголовка с отсыпкой грунта за пределами входного оголовка. Разгрузка грунта начинается с наиболее удаленной точки резерва.
4.3. Размеры котлована должны соответствовать проекту.
Схема технологического процесса разработки котлована
4.4. Наибольшая производительность труда достигается в том случае, если срезание грунта осуществляется со снятием стружки возможно большей толщины, т.е. применяется гребенчатая схема. При этом нож бульдозера сначала заглубляют на максимально возможную глубину (20 - 25 см), затем при перегрузке двигателя частично выглубляют нож и вновь опускают его на максимально возможную величину в зависимости от загрузки двигателя. Это повторяют несколько раз, причем каждый раз срезают грунт на меньшей длине и глубине.
Гребенчатый профиль зарезания
4.5. Для достижения наибольшей производительности труда машинист бульдозера должен:
а) разрабатывать грунт только исправным бульдозером, своевременно осуществляя для этого технический уход за машиной;
б) чтобы облегчить зарезание грунта, кромка ножа должна быть острой;
в) регулируя нагрузку рациональным заглублением ножа, необходимо добиваться полного использования мощности бульдозера при каждом рабочем ходе;
г) перемещение грунта надо выполнять так, чтобы достигалось сокращение времени движения трактора и уменьшение потерь грунта в пути;
д) отвал бульдозера должен быть установлен в плавающем положении, в результате чего устраняется появление дополнительных нагрузок от срезания неровностей поверхности грунта и дается возможность отвалу огибать их;
е) перед разработкой грунта целесообразно поверхность разрабатываемого участка и путь следования бульдозера выровнять;
ж) перемещать грунт следует на второй скорости;
з) холостой ход выполняется задним ходом на наиболее высокой скорости.
4.6. Бульдозером котлован разрабатывается с недобором грунта до проектной отметки на 10 см.
4.7. Окончательную планировку и зачистку котлована производит землекоп лопатой под рейку с учетом продольного уклона и строительного подъема трубы.
4.8. При разработке котлована необходимо соблюдать правила техники безопасности:
а) запрещается движение строительных машин и транспортных средств, а также расположение грузов в пределах призмы обрушения;
б) для спуска рабочих в котлован на откосы укладывают трапы шириной 0,6 м;
в) при остановке бульдозера необходимо заглушить двигатель, опустить отвал на землю и затормозить трактор;
г) в остальных случаях должны соблюдаться меры по технике безопасности и все правила, предусмотренные СНиП III-А.11-70.
4.9. Организация рабочего места
1 - бульдозер; 2 - рабочий-землекоп
Рабочее место машиниста
1 - рычаг муфты сцепления; 2, 4 - рычаги включения бортовых фрикционов; 3 - рычаг акселератора; 5, 9 - педали тормозного механизма; 6 - рычаг коробки передач; 7 - рычаг управления лебедкой; 8 - рычаг управления реверсивным механизмом
4.10. Таблица трудовых процессов управления бульдозером.
Продолжительность, сек. |
|
1. Выход из кабины бульдозера |
4 |
2. Подача бензина |
5 |
3. Включение стартера |
32 |
4. Заход в кабину бульдозера |
7 |
5. Опускание отвала |
2 |
6. Поднятие отвала |
4 |
Примечание. В процессе работы подъем и опускание отвала производятся на ходу.
4.11. Таблица продолжительности цикла и времени выполнения отдельных операций.
Скорость, м/сек, II передача |
Время перемещения, сек. |
Скорость обратного хода, м/сек. |
Время обратного хода, сек. |
Время двойного переключения передачи, сек. |
Цикл, сек. |
|
20 |
1,05 |
19 |
2,41 |
8 |
10 |
37 |
25 |
1,05 |
24 |
2,41 |
10 |
10 |
44 |
30 |
1,05 |
29 |
2,41 |
13 |
10 |
52 |
4.12. Цикличный график работы бульдозера (Разработка и перемещение грунта на 25 м).
Наименование элементов процесса, их продолжительность, исполнители и орудия труда |
Характеристика приемов труда |
|
1. |
Разработка котлована бульдозером - 7 мин. |
Машинист бульдозера выходит из кабины, подходит к двигателю, открывает кран подачи бензина и включает стартер. Затем возвращается в кабину, поднимает отвал, переключает скорость и подъезжает к выходному оголовку. После этого, опустив отвал, начинает зарезание грунта по гребенчатой схеме. Грунт транспортируется за пределы входного оголовка. Закончив рабочий ход, машинист переключает скорость на IV передачу и задним ходом возвращается к выходному оголовку. Далее работа производится по цикличному графику (см. п. 4.12). |
2. |
Доработка котлована вручную; (З1) - 2,25 часа; копальная лопата, подборочная лопата, рейка. |
После разработки котлована бульдозером землекоп 3 зачищает стенки котлована и дорабатывает дно котлована до проектной отметки с приданием руслу уклона, заданного проектом. |
Карта трудового процесса составлена отделом НОТ в дорожном производстве Единого центра НОТ и УП Министерства автомобильных дорог на основании изучения опыта строительства труб под автомобильные дороги в Казахской ССР
Исполнитель - старший инженер С. ТАРАСОВА
СОДЕРЖАНИЕ
I. Назначение и эффективность применения карты.. 1 Ii. Исполнители, предметы и орудия труда. 1 Iii. Условия и подготовка процесса. 2 |