МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
В РАЙОНАХ СУРОВОГО КЛИМАТА
И ВЫСОКОЙ ВЛАЖНОСТИ
(В ТОМ ЧИСЛЕ В НЕФТЕГАЗОНОСНЫХ РАЙОНАХ
ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
Москва 1974
Одобрены Техническим управлением
Минтрансстроя
Разработаны в развитие действующих нормативно-технических документов применительно к региональным условиям II дорожно-климатической зоны в пределах Западной Сибири.
По условиям строительства и эксплуатации дорожных покрытий из битумоминеральных материалов район разделен на две подзоны. Для каждой из подзон рекомендованы конкретные типы асфальтобетонных и битумоминеральных смесей. Даны рекомендации по использованию в составе асфальтобетонных и битумоминеральных смесей щебня из отходов горнорудных предприятий Урала и Кузбасса, а также местных гравийных материалов и керамдора.
В ряде районов нашей страны, в частности в Западной Сибири, включая развивающиеся районы добычи нефти и газа в Тюменской и Томской областях, до настоящего времени не накоплено достаточного положительного опыта строительства, ремонта и содержания дорожных покрытий из битумоминеральных материалов.
В связи с этим Омским филиалом Союздорнии проведены исследования службы битумоминеральных покрытий в районах с суровым климатом II дорожно-климатической зоны (в пределах Западной Сибири).
Настоящие «Методические рекомендации по применению битумоминеральных материалов для дорожных покрытий в районах сурового климата и высокой влажности (в том числе в нефтегазоносных районах Западной Сибири)» разработаны в развитие действующих нормативно-технических документов (СНиП 1-Д.2-70, ГОСТ 9128-67, ГОСТ 17060-71).
В них рассмотрены вопросы выбора рациональных типов асфальтобетонных и битумоминеральных смесей применительно к конкретным климатическим условиям, а также использования некоторых местных материалов и отходов горнорудной промышленности в составе битумоминеральных смесей.
В «Методических рекомендациях» не освещаются вопросы выбора конструкций дорожных одежд и типа покрытий (жесткие или нежесткие). Эти вопросы должны решаться на основе технико-экономического сравнения вариантов.
«Методические рекомендации» предназначены для широкой опытной проверки при строительстве битумоминеральных покрытий во II дорожно-климатической зоне (в пределах Западной Сибири).
«Методические рекомендации» составили кандидаты технических наук Н.В. Матлаков, Ю.Е. Никольский и инженеры А.С. Барановский и А.Г. Широков.
Замечания и пожелания по данной работе просьба направлять по адресу: 143900 Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии, или Омск-80, проспект Мира, 3, Омский филиал Союздорнии.
1. Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для руководства при проектировании асфальтобетонных и битумоминеральных смесей и строительстве из них дорожных покрытий в районах с суровым климатом и высокой влажностью.
2. Показатели физико-механических свойств и структуры асфальтобетонных и битумоминеральных смесей должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-67 «Смеси асфальтобетонные (горячие и теплые) дорожные и аэродромные. Технические требования» и ГОСТ 17060-71 «Смеси битумоминеральные (горячие, теплые, холодные) дорожные и аэродромные. Технические условия».
Исходные материалы: щебень, песок, минеральный порошок и битум - должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов (ГОСТ 8267-64, ГОСТ 10260-82, ГОСТ 8736-67, ГОСТ 9128-67, ГОСТ 17060-71, ГОСТ 11954-66, ГОСТ 11955-66, ГОСТ 1544-52*, ГОСТ 1972-52*).
3. Строительство дорожных покрытий из асфальтобетонных и битумоминеральных смесей должно осуществляться в соответствии с указаниями «Инструкции по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» ВСН 93-73 и «Инструкции по устройству покрытий и оснований из щебня (гравия), обработанного органическими вяжущими» ВСН 123-65.
4. К районам с суровым климатом и высокой влажностью относятся территории, для которых характерны значения средней температуры самого холодного месяца (января) ниже -17 °С и комплексного показателя влажности - индекса сухости - менее 1,0. В Западной Сибири - это вся территория II дорожно-климатической зоны (см. рисунок).
5. Условия работы дорожных покрытий из битумоминеральных материалов следует характеризовать расчетными температурами (летней и зимней) покрытия и количеством переходов температуры покрытия через 0 °С в течение года. В рассматриваемом районе расчетные зимние температуры покрытия составляют от -32 до -38 °С; летние температуры покрытия - от +42 до +48 °С; количество переходов температуры покрытия через 0 °С в течение года составляет от 58 до 64.
По условиям работы дорожных покрытий в этом районе выделено две подзоны: 1-я (северная) - с расчетными температурами покрытия ниже -35 °С зимой и до +45 °С летом; 2-я (южная) - с расчетными температурами покрытия до -35 °С зимой и выше +45 °С летом (приложение 1).
Продолжительность сезона строительства покрытий из битумоминеральных материалов составляет: в первой подзоне - 70 - 90 дней (из горячих смесей) и 100 - 150 дней (из теплых смесей); во второй подзоне 90 - 110 дней (из горячих смесей) и 140 - 170 дней (из теплых смесей).
6. Тип асфальтобетонной или битумоминеральной смеси по зерновому составу и марку вяжущего выбирают с учетом назначения слоя покрытия, интенсивности движения автомобилей и условий работы порожного покрытия в конкретном районе.
7. Для дорожных покрытий в рассматриваемом районе рекомендуются теплые и горячие асфальтобетонные и битумоминеральные смеси, тип которых назначается исходя из необходимости обеспечения устойчивости покрытия в различные периоды года (трещиностойкость - зимой, водо- и морозостойкость - весной и осенью, сдвигоустойчивость - летом).
8. Асфальтобетонные смеси I марки наиболее приемлемы для устройства покрытий на дорогах I и II категорий, а II марки - на дорогах II и III категорий. Применение асфальтобетонных смесей I марки на дорогах III категории и асфальтобетонных смесей II марки на дорогах IV категории возможно при условии экономической целесообразности.
Битумоминеральные смеси (I марки) следует применять на дорогах III и IV категорий.
9. Для верхнего слоя двухслойных покрытий, а также для однослойных покрытий в рассматриваемом районе рекомендуются (табл. 1) горячие и теплые смеси плотных составов: асфальтобетонные - типов Б, В и Г (ГОСТ 9128-67) и битумоминеральные (ГОСТ 17060-71). В качестве вяжущего следует применять вязкие нефтяные дорожные битумы марок БНД-90/130 (для горячих смесей), БНД-130/200 и БНД-200/300, а также жидкие битумы, густеющие со средней скоростью, марки СГ-130/200.
Таблица 1
Тип смеси |
Марка вяжущего |
|
I |
Асфальтобетонные смеси I марки тип Б |
БНД-90/130 |
II |
Асфальтобетонные смеси I и II марок: а) в I подзоне |
|
тип Б |
БНД-130/200; БНД-200/300 |
|
тип В |
БНД-130/200 |
|
б) во II подзоне |
|
|
тип Б |
БНД-90/130; БНД-130/200; БНД-200/300 |
|
тип В |
БНД-90/130; БНД-130/200 |
|
III |
Асфальтобетонные смеси II марки: а) в I подзоне |
|
тип Б |
БНД-130/200; БНД-200/300; СГ-130/200 |
|
тип В |
БНД-130/200; БНД-200/300 |
|
тип Г |
БНД-200/300 |
|
б) во II подзоне |
|
|
тип Б |
БНД-90/130; БНД-130/200; БНД-200/300 |
|
тип В |
БНД-90/130; БНД-130/200 |
|
тип Г |
БНД-130/200 |
|
Битумоминеральные смеси I марки: |
|
|
а) в I подзоне |
БНД-130/200; БНД-200/300 |
|
б) во II подзоне |
БНД-90/130; БНД-130/200 |
|
IV |
Битумоминеральные смеси I марки: |
|
а) в I подзоне |
БНД-130/200; БНД-200/300; СГ-130/200 |
|
б) во II подзоне |
БНД-90/130; БНД-130/200; БНД-200/300 СГ-130/200 |
10. Для устройства нижнего слоя двухслойных покрытий на дорогах I и II категорий следует применять горячие крупно- или среднезернистые пористые асфальтобетонные смеси с использованием битума марки БНД-90/130; на дорогах III и IV категорий возможно применение теплых крупно- или среднезернистых смесей (асфальтобетонных и битумоминеральных) с использованием битума марки БНД-130/200.
11. Щебень для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей должен отвечать требованиям табл. 2.
12. В составе асфальтобетонных и битумоминеральных смесей рекомендуется применять щебень из отходов горнорудных предприятий Урала (Первоуральского и Высокогорского) и Кузбасса (рудники Шерегеш, Шалым, Таштагол, Темир-Тау, Каз, Абаканский железный рудник (приложение 2 и 3).
Щебень из отходов дробильно-обогатительных фабрик Гороблагодатского рудоуправления и Качканарского горно-обогатительного комбината разрешается использовать для строительства покрытий на дорогах II - IV категорий в составе асфальтобетонных смесей II марки (тип В), а также битумоминеральных смесей I марки.
13. Щебень из гравия местных месторождений (Калиновореченского, Салехардского, Томского и Кулаковского), удовлетворяющий требованиям ГОСТ 10260-62, и щебень из гравия (с содержанием дробленых зерен 50 - 70 %), полученный в дробилках ударного действия, рекомендуется использовать в составе асфальтобетонных смесей II марки и битумоминеральных смесей для строительства покрытий на дорогах III - IV категорий с интенсивностью движения до 2000 авт/сутки.
Для получения качественного материала необходима предварительная переработка гравийно-песчаных смесей перечисленных месторождений, включающая отделение от исходной смеси мелких фракций (мельче 5 - 10 мм), содержащих, как правило, значительное количество пылеватых и глинистых частиц.
14. Для приготовления битумоминеральных смесей, а также асфальтобетонных смесей II марки (тип В) вместо привозного щебня можно применять искусственный каменный материал - керамдор, полученный из природного глинистого сырья Локосовского, Воронинского, Каменномысовского месторождений Тюменской области и Большеуковского, Знаменского, Седельниковского месторождений Омской обл.
При проектировании состава минеральной части смесей с использованием керамдора следует ограничивать его содержание 45 % по объему; содержание минерального порошка (частиц мельче 0,071 мм) в смеси должно быть не менее 12 %. Кроме того, необходимо учитывать значительную разницу объемного веса керамдора и остальных компонентов минеральной части смеси (песка и минерального порошка), для чего его весовое содержание следует уменьшить на величину K (приложение 4):
где γк - объемный вес керамдора;
γп.м.п - объемный вес песка, минерального порошка.
15. Модуль крупности (Мк) песка для асфальтобетонных и битумоминеральных смесей должен быть более 2,0. Этот модуль крупности характерен для среднезернистых песков Омск-Иртышского и Обского месторождений, а также для классификационного песка, полученного в процессе переработки гравийно-песчаной смеси Калиновореченского месторождения.
Таблица 2
Назначение щебня или гравия |
Маска щебня или щебня из гравия по дробимости при сжатии в цилиндре в водонасыщенном состоянии |
Марка щебня или щебня, из гравия по износу (потери в весе при испытании в полочном барабане, %, не более) |
Морозостойкость щебня или щебня из гравия |
||
из изверженных и метаморфических пород |
из осадочных карбонатных пород |
из изверженных и метаморфических пород |
из осадочных карбонатных пород |
из изверженных метаморфических и из осадочных карбонатных пород |
|
Для горячих и теплых асфальтобетонных смесей |
|
|
|
|
|
Верхний слой |
|
|
|
|
|
I марка смесей: |
|
|
|
|
|
среднещебенистая (тип Б) |
1200 |
- |
И-I (25) |
- |
Мрз.50 |
малощебенистая (тип В) |
1200 |
1000 |
И-I (25) |
И-I (30) |
Мрз.50 |
II марка смесей: |
|
|
|
|
|
среднещебенистая (тип Б) |
1000 |
800 |
И-II (35) |
И-II (40) |
Мрз.50 |
малощебенистая (тип В) |
800 |
600 |
И-III (45) |
И-III (45) |
Мрз.25 |
Нижний слой |
800 |
600 |
И-III (45) |
И-III (45) |
Мрз.25 |
Для битумоминеральных смесей |
|
|
|
|
|
Верхний слой |
|
|
|
|
|
I марка смесей: |
|
|
|
|
|
для щебня из естественного камня |
800 |
600 |
И-III (45) |
И-IV (55) |
Мрз.25 |
для щебня из гравия |
Др.12 |
- |
И-III (45) |
И-IV (55) |
Мрз.25 |
Нижний слой |
|
|
|
|
|
для щебня из естественного камня |
800 |
600 |
И-IV (55) |
И-IV (60) |
Мрз.25 |
для щебня из гравия |
Др.16 |
- |
И-IV (55) |
И-IV (60) |
Мрз.25 |
Примечания: 1. Количество лещадных и игольчатых зерен в щебне допускается для асфальтобетонных смесей типа Б - до 25, типа В - до 35 % по весу.
2. Содержание зерен слабых и выветрелых пород в щебне не должно превышать 15 %.
Применение песков с модулем крупности менее 2,0 (Полысаевское месторождение Кемеровской области, Томское месторождение Томской области, Сургутское месторождение Тюменской области и др.) в смесях непрерывной гранулометрии допускается при условии обогащения этих песков добавкой крупного песка или высевок.
При отсутствии крупно- или среднезернистых песков и невозможности обогащения мелких и тонких песков отходами камнедробления проектирование смесей необходимо вести по принципу прерывистой гранулометрии.
16. Минеральный порошок может быть приготовлен на базах дорожно-строительных организаций путем помола в шаровых или вибрационных мельницах известняков Сухоложского щебзавода (Свердловская обл.), Мозжухинского и Яшкинского карьеров (Кемеровская обл.), высевок Искитимского карьера (Новосибирская обл.), а также отходов асбестообогатительных фабрик.
В качестве минерального порошка для асфальтобетонных смесей II марки и битумоминеральных смесей в рассматриваемом районе могут быть применены отходы асбестообогатительных фабрик (г. Асбест, Свердловская обл.), ферро-хромовая пыль (отходы металлургического производства, г. Челябинск), инертная пыль (Калзагайская фабрика инертной пыли, Кемеровская обл.), а также золы уноса ТЭС (приложение 5) и отходы цементной промышленности.
Для повышения водо- и морозостойкости битумоминеральных материалов, а также улучшения технологии приготовления и укладки смесей в покрытие минеральные порошки рекомендуется активировать в процессе их размола 1,5 - 2,5 % активирующей смеси, состоящей из вязкого битума и поверхностно-активного вещества, взятых в соотношении 1:1.
17. Битумы, рекомендуемые для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в рассматриваемом районе, перечислены в п. 9.
При отсутствии битумов указанных марок для приготовления теплых смесей допускается применять разжиженные битумы, получаемые путем смешения битума марки БНД-60/90 или БНД-90/130 с разжижителями (керосин, моторное топливо, топочный мазут, каменноугольный деготь и т.п.). Количество разжижителя зависит от типа разжижителя, марки исходного битума и требуемой вязкости разжиженного битума (табл. 3).
18. Разжижители должны отвечать требованиям ГОСТ: керосин - ГОСТ 1842-52*; топливо моторное для тихоходных дизелей - ГОСТ 1667-68; мазут (жидкое котельное топливо) - ГОСТ 10585-63; каменноугольный деготь - ГОСТ 4641-49*.
Разжиженные битумы с глубиной проникания (П25) 130 - 200 и 200 - 300 могут не соответствовать ГОСТ 11954-66 по глубине проникания при 0 °С, температуре размягчения, растяжимости, температуре хрупкости, по свойствам остатка после прогрева и температуре вспышки.
19. Поверхностно-активные вещества (ПАВ) применяют в составе асфальтобетонных и битумоминеральных смесей для повышения водо- и морозостойкости покрытий за счет улучшения сцепления битума с минеральной поверхностью, для замедления процессов старения и повышения деформативной способности покрытия при отрицательных температурах.
В битумоминеральные и асфальтобетонные смеси с использованием керамдора, гравийных материалов и отходов горнорудных предприятий необходимо вводить поверхностно-активные вещества, улучшающие сцепление битума с минеральной поверхностью.
Таблица 3
Марка исходного битума |
Количество разжижителя для получения битума заданной вязкости, % |
|||||
Осветительный керосин |
Моторное топливо |
Мазут (котельное топливо) |
Каменноугольные дегти марок |
|||
Д-3, Д-4 |
Д-5 |
|||||
П25 = 130 ÷ 200 |
БНД-90/130 |
2 |
5 |
6 |
6 |
9 |
П25 = 200 ÷ 300 |
БНД-90/130 БНД-60/90 |
5 - 7 8 - 10 |
8 - 9 10 - 14 |
11 - 16 13 - 17 |
11 - 15 13 - 18 |
13 - 18 15 - 20 |
С560 = 130 ÷ 200 |
БНД-90/130 БНД-60/90 |
10 - 11 12 - 15 |
- - |
- - |
- - |
- - |
Примечание. Количество разжижителя уточняется лабораторными испытаниями.
В качестве ПАВ рекомендуются анионактивные вещества, продукты органического синтеза, смолы твердых топлив и полимеры, выпускаемые промышленностью Сибири. К числу этих добавок относятся окисленный рисайкл, каменноугольная тяжелая смола полукоксования, кубовые остатки производства α-метилстирола, кубовые остатки производства этилбензола и бутилбензола, синтетический каучук СКМС-30. Краткая характеристика этих веществ приведена в приложении 6.
20. Выбор поверхностно-активных веществ и технология их введения в битум должны соответствовать требованиям «Инструкции по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов» ВСН 59-68.
21. Синтетический каучук перед введением в битум необходимо растворить в смоле группы «М» (кубовые остатки производства α-метилстирола) в соотношении 1:20.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Расчетная температура покрытия, °С |
Количество переходов температуры покрытия через 0 °С |
Продолжительность сезона строительства покрытий, дни |
|||
летняя |
зимняя |
из горячих смесей |
из теплых смесей |
||
Няксимволь |
43 |
-36 |
- |
80 |
141 |
Ларьяк |
43 |
-36 |
- |
80 |
141 |
Сургут |
42 |
-37 |
64 |
77 |
135 |
Ханты-Мансийск |
43 |
-35 |
64 |
92 |
134 |
Леуши |
44 |
-34 |
- |
79 |
125 |
Демьянское |
44 |
-35 |
- |
93 |
151 |
Тобольск |
45 |
-32 |
59 |
120 |
158 |
Тюмень |
45 |
-32 |
58 |
110 |
176 |
Ишим |
48 |
-34 |
59 |
116 |
158 |
Бердюжье |
48 |
-35 |
- |
125 |
207 |
Усть-Ишим |
45 |
-34 |
- |
103 |
154 |
Васис |
45 |
-35 |
- |
97 |
130 |
Тара |
45 |
-34 |
- |
100 |
144 |
Александровское |
43 |
-35 |
- |
76 |
157 |
Напас |
44 |
-37 |
- |
87 |
145 |
Васюганское |
44 |
-35 |
- |
83 |
105 |
Парабель |
44 |
-36 |
61 |
91 |
143 |
Палочка |
45 |
-38 |
- |
93 |
147 |
Колпашево |
45 |
-35 |
- |
73 |
134 |
Пудино |
45 |
-35 |
- |
72 |
152 |
Томск |
46 |
-34 |
- |
90 |
135 |
Болотное |
47 |
-34 |
- |
102 |
146 |
Мариинск |
46 |
-33 |
- |
102 |
154 |
Верхне-Имбатское |
42 |
-38 |
- |
69 |
102 |
Ярцево |
46 |
-38 |
- |
81 |
147 |
Енисейск |
46 |
-37 |
- |
92 |
146 |
Казачинское |
46 |
-36 |
- |
95 |
143 |
Ачинск |
48 |
-32 |
- |
100 |
150 |
Красноярск |
47 |
-32 |
- |
106 |
174 |
Поставщик |
Местонахождение |
Производительность, тыс. м3 в год |
Тарифная станция (пристань отправления) |
|
Щебень |
Исетский щебзавод, Свердловская железная дорога |
Свердловская область |
685 |
ст. Исеть, Свердловская железная дорога |
То же |
Исетский гранитный карьер треста «Уралнеруд» |
То же |
|
То же |
" |
Шарташский гранитный карьер Главсредуралстроя |
" |
490 |
ст. Шарташ, Свердловская железная дорога |
" |
Богдановический комбинат строительных материалов |
" |
250 |
ст. Богданович, Свердловская железная дорога |
" |
Сухоложский завод |
" |
250 |
ст. Сухой Лог, Свердловская железная дорога |
" |
Курманский каменно-щебеночный карьер |
" |
485 |
ст. Баженово, Свердловская железная дорога |
" |
Багарякский известняковый карьер |
" |
40 |
ст. Багаряк, Свердловская железная дорога |
" |
Баскусканский щебзавод, Западно-Сибирская железная дорога |
Кемеровская область |
460 |
ст. Багаты, Западно-Сибирская железная дорога |
Щебень |
Первоуральское рудоуправление |
Свердловская область |
1140 |
ст. Хромпик, Свердловская железная дорога |
То же |
Высокогорское рудоуправление |
То же |
850 |
ст. Н. Тагил, Свердловская железная дорога |
" |
Гороблагодатское рудоуправление |
" |
750 |
ст. Гороблагодатская, Свердловская железная дорога |
" |
Качканарский горно-обогатительный комбинат |
" |
114 |
ст. Качканар, Свердловская железная дорога |
" |
Рудник Шерегеш |
Кемеровская область |
290 |
|
" |
Рудник Шалым Рудник Таштагол |
То же " |
300 180 |
ст. Таштагол, Западно-Сибирская железная дорога |
" |
Рудник Темир-Тау |
" |
240 |
ст. Темир-Тау, Западно-Сибирская железная дорога |
" |
Рудник Каз |
" |
245 |
ст. Каз, Западно-Сибирская железная дорога |
" |
Абаканский железный рудник |
Красноярский край |
|
|
Песчано-гравийная смесь |
Кулаковский карьер Главстройпрома |
Кемеровская область |
200 |
Пристань Кулаково |
Томский карьер Главзапсибстроя (Томское островное месторождение) |
Томская область |
|
Томский речной порт |
|
Асбестовый балласт |
Трест «Союзасбест» |
Свердловская область |
|
ст. Асбест, Свердловская железная дорога |
Песок среднезернистый |
Омский речной порт |
Омская область |
|
Омский порт |
То же |
Обское месторождение |
Новосибирская область |
|
Новосибирский порт |
Предприятие |
Горная порода |
Размер фракции, мм, для фракционного щебня или максимальная крупность кусков для рядового |
Объемный вес в куске, г/см3 |
Водопоглощение, %, и морозостойкость |
Потеря при износе в полочном барабане, % |
Марка щебня по дробимости или прочности при сжатии |
Класс щебня по СНиП 1-Д.2-70 |
Исетский щебзавод Свердловская железная дорога |
Гранит |
7 - 25; 25 - 70 Рядовой до 100 |
2,64 |
0,4; Мрз.50 |
34,4 |
1000 |
2 |
Исетский гранитный карьер треста «Уралнеруд» |
То же |
Рядовой до 100 |
2,64 |
0,6 |
40,3 |
800 |
3 |
Шарташский гранитный карьер |
" |
Фракционированный |
|
|
|
|
|
Богдановический комбинат строительных материалов |
Известняк |
20 - 40; 40 - 70 Рядовой до 120 и 40 |
2,90 |
0,3; Мрз.25 |
29,2 |
800 |
2 |
Сухоложский завод |
Известняк |
20 - 40; 40 - 80; Рядовой до 100 |
|
|
|
|
|
Курманский каменно-щебеночный карьер |
Изверженные породы |
3 - 20; 20 - 40; Рядовой до 100 |
2,68 |
0,4; Мрз.100 |
27,0 |
1000 |
2 |
Багарякский известняковый карьер |
Известняк |
20 - 40; 20 - 70 |
2,70 |
0,2 |
25,5 |
1200 |
1 |
Баскусканский |
То же |
25 - 70; 7 - 25 |
2,65 - 2,68 |
0,29 - 0,55 |
|
|
|
Первоуральское рудоуправление |
Горнблендит |
Рядовой до 70 |
3,23 |
0,4 |
35,0 |
1000 |
2 |
Высокогорское рудоуправление в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Высокогорский рудник |
Изверженные и метаморфические породы |
Рядовой до 25 |
3,11 |
0,4 |
20,0 |
1200 |
1 |
Лебяжинский рудник |
Рядовой до 40 |
2,85 |
0,4 |
20,0 |
1200 |
1 |
|
Гороблагодатское рудоуправление |
То же |
Рядовой до 150 |
3,22 |
0,6 |
43,0 |
800 |
3 |
Качканарский горно-обогатительный комбинат |
Изверженные породы |
Рядовой до 40 |
2,85 |
0,5 |
44,0 |
800 |
3 |
Рудник Шерегеш |
Скарны, сиениты |
Рядовой до 100 |
3,17 |
0,6 |
19,7 |
1200 |
1 |
Рудник Шалым |
Сиениты |
Рядовой до 70 |
2,78 |
0,9 |
16,7 |
1200 |
1 |
Рудник Таштагол |
Скарны, сиениты |
Рядовой до 70 и до 40 |
2,79 |
0,4 |
17,8 |
1200 |
1 |
Рудник Темир-Тау |
Скарны |
Рядовой до 100 |
3,02 |
0,6 |
15,3 |
1200 |
1 |
Рудник Каз |
Изверженные и метаморфические породы |
15 - 40; 5 - 15 Рядовой до 40 |
2,93 |
0,2 Мрз.200 |
16,0 |
1200 |
1 |
Абаканский железный рудник |
Метаморфические породы |
0 - 25 |
2,88 |
1,0; фр. 5 - 10 Мрз.25 фр. 10 - 20 Мрз.100 |
15,0 |
1200 |
1 |
Наибольшее распространение в настоящее время получило проектирование минеральной части асфальтобетонных и битумоминеральных смесей по принципу подбора гранулометрического состава, обеспечивающего его оптимальную плотность. Этот метод положен в основу проектирования гранулометрического состава смеси действующими нормативными документами. В этих документах (ГОСТ 9128-67, ГОСТ 17060-71) содержание зерен минерального материала указано в процентах по весу материала. При таком проектировании в случае незначительных расхождений в объемном весе используемых материалов (щебень, песок, минеральный порошок) сохраняется принцип создания оптимальной плотности минеральной части смеси.
В случае использования в составе битумоминеральной смеси керамдора, имеющего по сравнению с другими материалами значительно меньший объемный вес, проектирование минеральной части осуществляется указанным выше методом.
Однако, если не учесть разницу в объемном весе составляющих материалов, то запроектированная минеральная часть смеси не будет обладать оптимальной плотностью. Поэтому при назначении компонентного состава смеси в целях сохранения оптимальной плотности смеси и необходимо ввести корректировку на весовое содержание керамдора. Так, например, в результате подбора был запроектирован следующий компонентный состав смеси:
%
Керамдор фракции 5 - 15 мм..................... 30
Керамдор фракция 0 - 5 мм....................... 10
Песок........................................................... 45
Минеральный порошок............................. 15
Объемный вес керамдора - 2,10 г/см3; песка - 2,60 г/см3; минерального порошка - 2,62 г/см3.
При весовой дозировке разница в объемном весе песка и минерального порошка не окажет существенного влияния на запроектированную плотность минеральной части смеси.
Весовое содержание керамдора должно быть скорректировано следующим образом:
Керамдор фракции 5 - 15 мм - 30 ∙ (2,10/2,60) = 24,3 %;
Керамдор фракции 0 - 5 мм - 10 ∙ (2,10/2,60) = 8,1 %.
Следовательно, окончательный компонентный состав смеси будет:
%
Керамдор фракции 5 - 15 мм................ 24,3
Керамдор фракции 0 - 5 мм.................. 8,1
Песок...................................................... 45
Минеральный порошок........................ 15
Именно такой состав обеспечит оптимальную (запроектированную) плотность минеральной части смеси.
Наименование показателей |
Единица измерения |
Нормы |
Зерновой состав |
% по массе |
|
мельче 5 мм, не менее |
|
100 |
мельче 0,315 мм, не менее |
|
55 |
мельче 0,071 мм, не менее |
|
35 |
Пористость, не более |
% по объему |
45 |
Коэффициент водостойкости образцов из смеси золы с битумом, не менее |
|
0,6 |
Показатель битумоемкости, не более |
г/100 см3 абсолютного объема |
100 |
Влажность по массе, не более |
% |
2 |
Количество водорастворимых соединений, не более |
% по весу |
1 |
Потери при прокаливании, не более |
% по весу |
20 |
Свободная окись кальция |
- |
Отсутствует |
Примечание. Пористость, коэффициент водостойкости и битумоемкости золошлаковых смесей определяются для той их части, которая проходит сито с отверстиями размером 0,315 мм.
*) Требования разработаны Союздорнии и утверждены Техническим управлением Минтрансстроя.
Поверхностно-активная добавка |
Обозначение |
Краткая техническая характеристика |
Количество добавки по весу битума |
Организация - поставщик |
Окисленный рисайкл |
ОР |
Продукт окисления деароматизированного рисайкла для получения жирных кислот. Жидкость светло-коричневого цвета. Кислотное число - 80 - 100 мг.КОН/г, число омыления - около 200 мг.КОН/г |
7 - 9 |
Ангарский нефтехимкомбинат |
Каменноугольная тяжелая смола полукоксования |
АТС |
Вязкий продукт с удельным весом 1,05 - 1,1. Содержание фенолов - более 45 %, водорастворимых соединений - не более 2 %, свободного углерода - 2,5 %. Температура размягчения не выше 45 °С. |
10 - 12 |
Ангарский нефтехимкомбинат |
Кубовые остатки производства этилбензола и бутилбензола |
|
Вязкая жидкость темно-коричневого цвета. Температура начала кипения +53 °С, конца кипения +178 °С; температура замерзания -50 °С |
2 - 4 |
Омский завод СК |
Синтетический каучук |
Полимер |
Состав: масса - 26 - 29,5 %; свободные органические кислоты - 3,9 ÷ 5,7 %; связанные органические кислоты - не более 0,3 %; неазон Д - 1,0 - 1,6 %; зола - 0,4 %; железо - не более 0,008 %; медь - не более 0,0002 %; летучие (влага) - не более 0,4 % Относительное удлинение - не менее 530 Эластичность по отскоку - 28 % |
0,5 |
Омский завод СК |
Кубовые остатки производства α-метилстирола (фракция от 42 до 46 %) |
|
Жидкость коричневого цвета, состоящая из трех продуктов: α-метилстирола (фракция от 42 до 46 %); димераметилстирола; смолы Молекулярный вес - 145 Температура застывания -7 °С, температура кипения - 300 °С Среда нейтральная. Число омыления - 5,25 мг.КОН/г |
2 - 4 |
Омский завод СК |
Кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94 |
ГКЖ-94 |
Полиэтилгидросилоксановая жидкость состава (C2H5SiHO)n, где n ≥ 3. Жидкость, нерастворимая в воде. Стоимость 4800 руб за 1 т |
|
Данковский химический завод (Липецкая обл.) |
Примечание. Кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94 используется в качестве одной из составляющих активирующей смеси для активации минеральных порошков.
СОДЕРЖАНИЕ