ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
УСТАНОВКА БОРТОВЫХ КАМНЕЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Технологическая карта составлена на основе применения принципов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте.
В технологической карте предусмотрена установка железобетонных бортовых камней длиной 4 м автокраном.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка к местным условиям производства работ.
При установке бортовых камней выполняют следующие основные работы (рис. 1):
устройство земляного ящика;
устройство песчаного выравнивающего слоя;
установка сборных бортовых камней;
заполнение швов цементным раствором;
засыпка пазух земляного ящика грунтом.
Устройство земляного ящика
Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).
После устройства земляного ящика шириной 0,5 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 4 м забивают колышки под нивелир так, чтобы головки колышков имели проектную отметку верхней грани бортовых камней.
Рис. 1. Технологическая схема производства работ:
1 - автогрейдер; 2 - песок; 3 - разложенные камни; 4 - автокран; 5 - установленные бортовые камни
По нивелировочным отметкам делают зачистку земляного ящика по рейке. Контроль глубины ящика делают шаблоном от головки колышка.
Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:
1 - отвал автогрейдера; 2 - нож; 3 - дополнительный нож (зуб) для рытья земляного ящика; 4 - болты М12
Отклонения от проектных размеров земляного ящика не должны превышать ±10 % по глубине и ±5 см по ширине.
Устройство выравнивающего слоя
Выравнивающий слой устраивают из песка или гравийно-песчаной смеси толщиной 4 - 5 см. Песок доставляют автомобилями-самосвалами и сгружают на проезжей части у земляного ящика. Каждый автомобиль-самосвал выгружают в 5 - 6 местах, чтобы уменьшить дальность подноски песка. Песок распределяют в ящике вручную, после чего планируют по рейке. Толщину слоя контролируют шаблоном от головки колышков разбивки.
Отклонения не должны превышать ±10 % по толщине слоя, а по ширине ±5 см.
Установка бортовых камней
Железобетонные бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или тракторных прицепах и раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.
При установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к месту укладки и опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном состоянии (так, чтобы его подошва была на 10 - 15 см выше песчаного слоя), выравнивают камень по линии разбивки, ломом отжимают до упора в торец ранее уложенного, опускают на песчаный слой и проверяют высотное положение стыков: на стыке не должно быть уступов. Если на стыках получается уступ, камень поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают песок, либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по линии и устанавливают на место.
С одной стоянки автокрана устанавливают один камень, после чего автокран перемещают на следующую стоянку. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не устанавливают.
Для обеспечения на стыках блоков одинаковых зазоров (6 - 8 мм) пользуются фиксатором зазоров - Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий блок устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного блока.
После установки блоков на участке 40 - 50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автокраном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в окончательное положение.
Заполнение швов цементным раствором
Швы на стыках камней заполняют цементно-песчаным раствором состава 1:2 из цемента марки 400. Раствор доставляют с растворного узла либо приготовляют на месте работ.
Швы заполняют цементным раствором при помощи мастерка. После того, как в шве цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы при помощи расшивки по линейке. Готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.
Через 32 - 40 м устраивают шов расширения, в который вставляют строганную обрезанную доску толщиной 15 - 20 мм по профилю бортового камня.
Монтажные петли, расположенные с тыльной стороны камней, отгибают книзу.
Пазухи земляного ящика с тыльной стороны бортовых камней засыпают грунтом при помощи автогрейдера. Пазухи на примыкании бортовых камней с бетонным покрытием заполняют бетоном либо цементно-песчаным раствором, а на примыканиях блоков с асфальтобетонными покрытиями - асфальтобетонной смесью.
Указания по качеству работ
Линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках дороги и иметь плавное очертание на участках горизонтальных кривых.
Допустимые отклонения (не более 10 % замеров):
отклонения от прямой линии на прямых участках ±5 мм;
превышение одного камня над другим на стыках ±5 мм.
Швы на стыках должны быть заделаны цементным раствором и расшиты. Линии расшивки должны быть прямыми и перпендикулярными к продольной оси бортовых камней. Пазухи с тыльной стороны засыпаны грунтом, а с лицевой стороны - бетоном или асфальтобетонной смесью.
Указания по технике безопасности
Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем, поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего слоя камень следует поднять автокраном на 10 - 15 см от земли и отвести в сторону.
В остальном следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», «Транспорт», М., 1969.
Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену.
На участке работ намечают две сменные захватки:
1. Устройство земляного ящика и песчаного выравнивающего слоя.
2. Установка бортовых железобетонных камней.
Для выполнения работ организуют бригаду рабочих следующего состава:
Машинист автокрана 5 разр. - 1
Монтажник конструкций 4 » - 1
» » 3 » - 1
Монтажник конструкций (он же такелажник) 2 разр. - 1
Дорожный рабочий 3 » - 1
Землекопы 2 » - 2
Для кратковременной работы по отрывке земляного ящика и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.
В процессе работы бригада делится на два звена: звено по установке камней и звено по подготовке земляного ящика и выравнивающего слоя.
Установку камней ведут три монтажника конструкций и машинист автокрана. Монтажник 2 разр. - такелажник стропует блоки, подштопывает установленные блоки, приготовляет и подносит цементно-песчаный раствор.
Монтажники 4 и 3 разр. устанавливают камни и окончательно выправляют их. Монтажник 4 разр. заделывает и расшивает швы.
Зачистку земляного ящика и устройство выравнивающего слоя производят дорожный рабочий 3 разр. (старший звена) и два землекопа. Это звено в начале смены с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.
Бригада своими силами организует выгрузку и раскладку железобетонных камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню.
Примечания: 1. Продолжительность одного отдыха для землекопов и дорожного рабочего на зачистке земляного ящика и устройства выравнивающего слоя - 12 мин. Для остальных рабочих - 8 мин.
2. В графике не учтены работы по заделке пазух на сопряжении бортовых камней с покрытием. При привязке технологической карты эти работы включать в график в зависимости от фактического объема работ и вида материалов, применяемых для заделки пазух.
Для выгрузки выделяются:
Машинист автокрана 5 разр. - 1
Монтажник конструкций 3 » - 1
Землекоп 2 » - 1 (обученный правилам расстроповки камней и правилам техники безопасности).
В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера, инструменты и знаки ограждения и устанавливают знаки ограждения по указанию мастера. В конце смены - снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в кладовую.
На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой водой.
Состав звена |
Описание работ |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб.-коп. |
Нормативное время на полный объем работ, чел-ч |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
|
Применительно § Т1-20, № 2 |
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1 |
Устройство земляного ящика за 4 прохода автогрейдером |
100 м |
2 |
0,27 |
0-21,3 |
0,54 |
0-43 |
§ Т1-20, № 5 + 6 |
Слесари строительные: 4 разр. - 1 3 » - 1 |
Установка и снятие дополнительного ножа на отвал автогрейдера |
установка и снятие |
1 |
1,83 |
1-07,9 |
1,83 |
1-08 |
Повременно |
Дорожные рабочие: 3 разр. - 1 2 » - 2 |
Разбивка работ с установкой колышков и вынесением отметок нивелиром |
чел-ч |
3 |
1 |
0-52,4 |
3 |
1-57 |
Применительно § Т16-10, табл. 3, 1 б, К = 1,15 по прим. 2 к таблице |
Землекопы: 3 разр. - 1 2 » - 1 |
Зачистка земляного ящика вручную с планировкой по рейке в грунте II группы |
1 м3 |
2 |
5,52 |
2-90 |
11,04 |
5-80 |
ЕНиР, § 17-25, № 3 а |
Дорожные рабочие: 2 разр. - 1 1 » - 1 |
Россыпь и разравнивание песка в земляном ящике при устройстве выравнивающего слоя толщиной 5 см |
100 м2 |
1 |
3,6 |
1-68 |
3,6 |
1-68 |
ЕНиР, § 17-26, № 1 б |
Дорожные рабочие: 3 разр. - 1 2 » - 2 |
Окончательная планировка выравнивающего слоя по рейке (шаблону) |
100 м2 |
1 |
1,15 |
0-59,1 |
1,15 |
0-59 |
Применительно ЕНиР, § 4-1-1, № 1 |
Машинист автокрана 5 разр. - 1 Монтажники конструкций: 4 разр. - 1 3 » - 1 2 » - 1 |
Установка железобетонных блоков бортовых камней автокраном с разметкой мест установки, выравниванием песчаного основания, выверкой правильности укладки блоков и заделкой швов цементным раствором с расшивкой |
1 блок |
50 |
0,72 |
0-42,7 |
36 |
21-35 |
ЕНиР, § 24-13, № 18 д + е |
Машинист автокрана 5 разр. - 1 Такелажники: 3 разр. - 1 2 » - 2 |
Выгрузка железобетонных блоков бортовых камней с перемещением автокрана по фронту работ |
1 т |
35 |
0,36 |
0-21 |
12,6 |
7-35 |
Применительно ЕНиР, § 20-2-4, табл. 1, № 3 |
Машинист автогрейдера 6 разр. - 1 |
Засыпка пазух грунтом автогрейдером за два прохода по одному следу |
1 км |
0,2 |
0,25 |
0-19,8 |
0,05 |
0-04 |
Итого на захватку 200 м бортового камня |
69,81 |
39-89 |
Единица измерения |
По калькуляции А |
По графику Б |
На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
|
Трудоемкость работ на 100 м бортового камня |
чел-ч. |
34,9 |
28,2 |
- 19,2 |
Средний разряд рабочих |
- |
3,5 |
3,5 |
- |
Средняя зарплата на одного рабочего |
руб.-коп |
4-57 |
5-66 |
+ 23,9 |
Коэффициент использования автокрана по времени |
- |
- |
0,84 |
А. Основные материалы
Наименование |
Марка |
Единица измерения |
Количество на 200 м |
Бортовые камни размером 180×450×4000 мм |
М-200 |
шт. |
50 |
Цементный раствор 1:2 |
м3 |
0,036 |
|
Песок |
» |
4 |
Б. Машины, оборудование, инвентарь
Наименование |
Марка |
Количество |
Автогрейдер |
Д-144 |
1 |
Автокран |
К-46 или ЛАЗ-690 |
1 |
Лопаты штыковые |
- |
3 |
Лопаты совковые |
- |
3 |
Рулетка |
- |
1 |
Нивелир |
- |
1 |
Рейки |
- |
2 |
Колышки |
- |
50 |
Мастерки |
- |
2 |
Ломы |
- |
2 |
Уровень |
- |
1 |
Ведра |
- |
2 |
Емкость |
- |
1 |
Ящик для приготовления раствора |
- |
1 |
Комплект знаков ограждения участка работ |
- |
1 |
СОДЕРЖАНИЕ
II. Указания по технологии производственного процесса. 1 III. Указания по организации труда. 3 |