МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ВОДНЫХ
ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС
Москва 1998 год
Настоящие методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос разработаны институтом «ВодНИИинформпроект» на основании Водного кодекса Российской Федерации, «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 и приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 января 1997 года № 7.
Цель методических указаний - обеспечить единый методический подход к проектированию водоохранных зон, проведению комплекса водохозяйственных, агротехнических и природоохранных мероприятий на их территории. Методические указания предназначены для организации занятых проектированием водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос и разработкой природоохранных мероприятий, а также территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 198.
1. РАЗРАБОТАН - АО «ВодНИИинформпроект»
2. ВНЕСЕН - Департаментом водного хозяйства МПР России
3. СОГЛАСОВАН - Госкомэкологии России, Минсельхозпрод России, Госкомзем России, Минздрав России
4. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ - Приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 198.
5. ВВЕДЕН ВМЕСТО - Указаний по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ в РСФСР, утвержденных 23 января 1990 года Минводхозом РСФСР, Госагропромом РСФСР и Госагропромом Нечерноземной зоны РСФСР.
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации насчитывается более 2,4 млн. ручьев длиной до 10 километров общей протяженностью около 4,83 млн. километров, 127604 малых рек (длиной от 10 до 200 км) протяженностью 3,0 млн. километров, 855 средних рек (длиной от 200 до 500 км) протяженностью 0,256 млн. километров и 210 больших рек (длиной более 500 км) с общей протяженностью 0,189 млн. километров.
Кроме того на территории России имеется 2,28 млн. озер и 29,3 тыс. водохранилищ, в том числе емкостью от 1 до 10 млн. куб. м - 1937 и емкостью более 10 млн. куб м - 363 водохранилища.
Бессистемная вырубка лесов, распашка пойм привели к заилению водоемов, ухудшению их санитарного состояния и гидрологического режима.
Установление водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, проведение недорогостоящих природоохранных мероприятий и установление на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос специального режима хозяйственной и иной деятельности является одной из первостепенных задач по охране и восстановлению поверхностных водных объектов, улучшению их гидрологического режима и санитарного состояния.
Работы по проектированию водоохранных зон и закрепление на местности границ прибрежных защитных полос на территориях, прилегающих к водным объектам, проведение комплекса природоохранных мероприятий должны выполняться в соответствии с «Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 и настоящими методическими указаниями.
Указанным постановлением учитываются положения о зонах санитарной охраны источников водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также о лесах других категорий защищенности, утвержденные Правительством Российской Федерации.
При подготовке проекта водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы необходимо изучение его состояния.
В зависимости от вида водного объекта в качестве исходных данных должны быть приведены следующие характеристики:
1.1. По рекам:
- географическое и административное местоположение;
- площадь водосборного бассейна;
- протяженность основной реки;
- количество и протяженность притоков;
- характер формирования стока;
- характеристика расходов и уровней;
- наличие плотин, прудов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений;
- качественная характеристика вод по химическому составу;
- характеристика состояния руслообразующих процессов (абразия, оползни, осовы, суффозия, аккумуляция, характер меандрирования, наличие стариц и т.п.);
- характеристика околоводной и водной флоры и фауны;
- наличие на реке зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, мест нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;
- использование водоема для целей рекреации.
1.2. По морям:
- географическое и административное местоположение побережья моря;
- тип берега;
- характеристика береговой зоны (зона современного постоянного взаимодействия суши и моря, берега и подводного берегового склона);
- характеристика волновых и ветровых течений, сгонно-нагонных явлений;
- характеристика приливов и отливов (максимальные, минимальные, средние);
- динамика изменения берега - абразионные и аккумулятивные процессы;
- характеристика морской флоры и фауны, в т.ч. биоценозов литорали;
- характеристика береговой флоры и фауны;
- характеристика использования прибрежной полосы моря в лечебных и рекреационных целях.
1.3. По озерам:
- географическое и административное местоположение;
- площадь зеркала в меженный и паводковый периоды;
- характеристика уровенного режима;
- водосборная площадь;
- хозяйственное использование озер, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;
- качественная характеристика вод по химическому составу;
- динамики изменения берегов (абразия, оползневые и суффозионные процессы, аккумуляция);
- характеристика водной флоры и фауны, в т.ч. биоценозов мелководий;
- площадь и интенсивность зарастания;
- зоны санитарной охраны, источники централизованного питьевого водоснабжения, наличие мест нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;
- характеристика использования озера для целей рекреации.
1.4. По водохранилищам:
- географическое и административное местоположение;
- хозяйственное назначение водохранилища, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;
- характеристика подпорного сооружения и его принадлежность;
- водосборная площадь;
- площадь акватории при нормальном подпорном уровне, форсированном уровне и уровне мертвого объема;
- общий и полезный объем водохранилища;
- наличие мелководий и их площадь;
- характеристика водной флоры и фауны, в т.ч. биоценозов мелководий;
- площадь и интенсивность зарастания и евтрофирование;
- наличие нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;
- динамика изменения берегов (абразионные, оползневые, суффозионные процессы, аккумуляция);
- качественная характеристика вод по химическому составу;
- зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого водоснабжения;
- использование в рекреационных целях.
1.5. По болотам:
- географическое и административное местоположение;
- тип болота: верховое, низинное, переходное; источник; водного питания;
- площадь болота по нулевой отметке торфяной залежи;
- хозяйственное использование болота.
1.6. По родникам (группам родников):
- географическое и административное местоположение родника (родников);
- характер истока (восходящий, нисходящий), дебит;
- качественная характеристика вод по химическому составу;
- использование как источника питьевого водоснабжения;
- наличие зон санитарной охраны;
- хозяйственное использование.
1.7. По магистральным и межхозяйственным каналам:
- географическое и административное местоположение;
- протяженность;
- источник питания;
- хозяйственное назначение;
- наличие плотин, шлюзов-регуляторов, насосных станций и других пиротехнических сооружений;
- наличие водозаборов, зон санитарной охраны при насосных станциях централизованного питьевого водоснабжения.
При подготовке исходных данных для проектирования водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы необходимо обеспечить сбор следующих материалов по прилегающей к водному объекту территории и ее хозяйственному использованию.
2.1. По ландшафтной характеристике:
- геологическое строение (генезис, механический и минералогический состав подстилающих почвы горных пород);
- рельеф (поймы, террасы, прилегающие склоны и другие формы рельефа);
- почвы, грунты;
- растительный и животный мир;
- климатические особенности и микроклимат.
2.2. Основные рельефообразующие процессы, в т.ч. плоскостная и линейная эрозия:
- характеристика оврагов и балок (длина, ширина, глубина, густота) и динамика их развития;
- залесенность и закустаренность склонов оврагов и балок;
- интенсивность смыва почвы с прилегающих к водным объектам территорий.
2.3. Характеристика, использования земель, распаханность территории по каждому землепользователю (приложения А и Б).
2.4. Выявление и характеристика имеющихся и потенциальных источников сосредоточенных и рассеянных загрязнений (приложение В).
2.5. Оценка влияния загрязняющих веществ, смываемых с прилегающих территорий, на качество вод и биоту водоемов, используемых для рыбного хозяйства.
Подробные данные по результатам обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий приводятся в пояснительной записке к проекту. Сводные данные по результатам обследования прилегающей к водному объекту территории приводятся в приложениях А, Б и В.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.
3.1.1. Размеры и границы водоохранных зон, а также режим их использования устанавливаются проектом на основании результатов обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий, физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, а также с учетом принятых нормативов, указанных в п.п. 3.1.2 - 3.1.9.
Проектом должно предусматриваться установление и нанесение на планово-топографические материалы границ водоохранных зон, составление экспликации земель (приложения А и Б) и перечня хозяйственных и других объектов, расположенных на этой территории с описанием их влияния на водные объекты (приложение В), разработка рекомендаций по хозяйственному использованию земель, хозяйственных, бытовых, рекреационных и других объектов, составление по укрупненным показателям смет на реализацию проектных решений (приложение Г).
3.1.2. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:
- для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;
- для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;
- для морей - от максимального уровня прилива;
- для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи);
- для болот в истоках рек, а также других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.
На участках:
до 10 км - 50 м,
от 10 до 50 км - 100 м,
от 50 до 100 км - 200 м,
от 100 до 200 км - 300 м,
от 200 до 500 км - 400 м,
от 500 км и более - 500 м.
3.1.4. Для истоков рек и родников минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 50 м.
3.1.5. Минимальная ширина водоохранных зон:
для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км - 300 м, от 2 кв. км и более - 500 м;
для болот площадью до 2 кв. км - 300 м, более 2 кв. км - 500 м.
для морей - 500 м.
3.1.6. Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос, но не менее параметров, указанных в п.п. 3.1.3 - 3.1.5.
3.1.7. Границы водоохранных зон межрегиональных, магистральных межхозяйственных каналов устанавливаются по границе отвода земель под эти каналы, включая технологические дороги, проезды и защитные лесные насаждения.
3.1.8. Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.
3.1.9. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
3.1.10. При проектировании водоохранных зон водных объектов необходимо соблюдать следующие условия.
В ПРЕДЕЛАХ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- проведение авиационно-химических работ;
- применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
- использование навозных стоков для удобрения почв;
- размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
- складирование навоза и мусора;
- заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин и механизмов;
- размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов, прилегающих территорий, более 3 градусов;
- размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;
- проведение рубок главного пользования;
- проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использования и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.
- при совпадении водоохранных зон и зон санитарной охраны следует руководствоваться также требованиями Санитарных норм и правил «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения» СанПиН 2.1.4.027-95.
3.1.11. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных и садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.
Прибрежной защитной полосой является часть водоохранной зоны, территория которой непосредственно примыкает к водному объекту.
3.2.1. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в п. 3.1.10. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- систематическая распашка земель;
- применение удобрений;
- складирование отвалов размываемых грунтов;
- выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя) устройство купочных ванн;
- установка и устройство сезонных стационарных палаточных городков;
- размещение дачных и садово-огородных участков;
- выделение участков под индивидуальное жилищное или дачное и другое строительство;
- прокладка проездов и дорог (кроме прогонов к традиционным местам водопоя скота);
- движение автомобилей, тракторов и механизмов, кроме техники специального назначения.
Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены.
3.2.3. Минимальная ширина прибрежных защитных полос водных объектов устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий в следующих размерах:
Виды угодий, прилегающих к водному объекту |
Ширина прибрежной защитной полосы (метров) при крутизне склонов прилегающих территорий |
||
обратный и нулевой уклон |
уклон до 3 градусов |
уклон более 3 градусов |
|
Пашня |
15 - 30 |
35 - 55 |
55 - 100 |
Луга, сенокосы |
15 - 25 |
25 - 35 |
35 - 50 |
Лес, кустарник |
35 |
35 - 50 |
55 - 100 |
Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки) устанавливается не менее 100 метров, независимо от уклона и характера прилегающих земель.
Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом порядка, установленного для водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
В городах и других населенных пунктах при наличии ливневой канализации и набережной границу прибрежных защитных полос допускается совмещать с парапетом набережной.
3.2.4. Закрепление на местности водоохранными знаками установленного образца границ прибрежных защитных полос, определенных проектами водоохранных зон водных объектов (за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование), производится бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а для водохранилищ, предоставленных в особое пользование - водопользователями.
3.2.5. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.
3.2.6. При разработке проектов установления водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос рекомендуется учесть следующие положения:
- при истоке рек от группы родников размеры водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы устанавливаются по роднику, наиболее удаленному от места образования водотока;
- для водохранилищ - источников питьевого водоснабжения - ширина водоохранной зоны в местах водозабора устанавливается в соответствии с зонами санитарной охраны, но не менее 1000 м;
- на территории городов и поселений, не имеющих генплана застройки, размеры водоохранных зон и их прибрежных защитных полос устанавливаются исходя из конкретных условий с учетом недопущения отрицательного влияния застройки на экологическое и санитарное состояние водных объектов;
- увеличение ширины водохозяйственной зоны возможно за счет включения в нее непригодных для сельскохозяйственного использования земель (песков, оползней, эродированных земель, болот, оврагов и т.п.);
- границы водоохранных зон следует совмещать с естественными и искусственными рубежами или препятствиями, перехватывающими поверхностный сток с вышележащих примыкающих территорий (бровками речных долин, дорожно-транспортной сетью, нагорными каналами, мелиоративной сетью).
При этом ширина водоохранной зоны должна быть не менее указанной в п. 3.1.2.
Запрещение по размещению стоянок транспортных средств относится к организации коллективных стоянок личных и государственных автомашин, не запрещая стоянку одиночных машин личного пользования.
Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос отражаются на картографических материалах.
В состав проекта включается обзорная карта водосборного бассейна в масштабе от 1:500000 до 1:50000; планы землепользования (по каждому землепользователю) в масштабе землеустройства (1:25000 или 1:10000), для садово-дачных и личных подсобных хозяйств в масштабе 1:5000 - 1:1000 с нанесением границ водоохранной зоны сплошной линией синего цвета, прибрежной защитной полосы сплошной линией красного цвета с указанием мест установки знаков. На планово-топографических материалах землеустройства указывается размещение сельскохозяйственных культур, хозяйственных и других объектов, расположенных на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Объекты, подлежащие выносу или ликвидации отмечаются крестом красного цвета. Указываются места, куда рекомендуется перенести тот или иной объект. Указываются также места и контуры земель под облесение и залужение с нанесением установленных условных обозначений:
- ширина прибрежных защитных полос одного и того же водного объекта меняется в зависимости от уклона и угодий на участке и показывается на картографических материалах плавной линией;
- на планах землепользования указывается номер знака (в числителе) и расстояние от (уреза воды) водного объекта (в знаменателе), для рек - считая от устья;
- установка водоохранных знаков должна предусматриваться в характерных местах: возможных местах подъезда к водоему, моек машин, пастьбы скота, установки палаточных городков и т.д.;
- на слабообжитых территориях, занятых лесными и закустаренными массивами, водоохранные зоны не устанавливаются.
При проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос и при разработке комплекса водохозяйственных и природоохранных мероприятий по улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов следует учитывать:
- целевое назначение и специфику использования водного объекта и его водных ресурсов;
- возможные антропогенные воздействия на водные объекты в связи с развитием и интенсификацией сельского хозяйства или иной деятельности на водосборном бассейне;
- поступление загрязняющих веществ (особенно превышающих самоочищающую способность водного объекта);
- существующие нарушения режима хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.
В каждом конкретном случае вопросы защиты водного объекта от загрязнения и засорения решаются по итогам обследования территорий, прилегающих к водному объекту и расположенных на ней объектов.
Особое внимание в проектных проработках должно быть уделено мероприятиям в прибрежной защитной полосе. В этом случае может быть рекомендовано:
- проведение агротехнических мероприятий по борьбе с эрозией почв и грунтов и для задержания твердого стока, содержащего загрязняющие вещества;
- проведение мероприятий по предупреждению попадания в водные объекты сосредоточенных и рассеянных загрязнений с водосборной площади;
- залужение прибрежной водоохранной полосы многолетними травами;
- проведение агролесомелиорации с посадкой кустарниковых и древесных пород в зависимости от климатических, топографических и почвенных условий. Лесополосы должны размещаться по внешней границе прибрежной защитной полосы с учетом дальнейшего расширения. Лесополосу рекомендуется делать шириной не менее 30 м;
- вынос с территории прибрежных защитных полос летних лагерей скота, ферм, навозонакопителей и других объектов - загрязнителей водных объектов (гаражей, складов горючесмазочных материалов, мастерских и т.д.).
Рекомендации по проведению необходимых мероприятий с указанием сроков их реализации по каждому землеводопользователю даются в пояснительной записке к проекту и сводятся в таблицу (приложение Г).
На все мероприятия, предусмотренные проектом, составляются сметы по укрупненным стоимостным показателям в действующих ценах с определением источников финансирования.
В приложении к сводной смете указывается долевое участие землепользователем в финансировании для выполнения предусмотренных проектом мероприятий.
При этом учитывается, что установка водоохранных знаков на водных объектах, за исключением водохранилищ, переданных в особое пользование, возложена на бассейновые и территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а на водохранилищах, переданных в особое пользование, на водопользователей.
Проектом даются рекомендации по эксплуатации земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, исходя из конкретных условий. При этом могут быть даны рекомендации типового характера:
- в границах водоохранных зон не следует выращивать овощные и пропашные культуры, требующие внесения больших количеств азотных удобрений и применения пестицидов;
- планируя севообороты, земли в водоохранных зонах следует насыщать зерновыми и кормовыми культурами, не нуждающимися в интенсивной химической обработке;
- на склонах вспашку земель проводить поперек склона;
- проводить мероприятия по снегозадержанию;
- компостирование органических удобрений производить при соблюдении правил, исключающих их смыв в водные объекты;
- исключать внесение минеральных и органических удобрений по снегу или по замерзшей земле;
- обеспечивать равномерность распределения удобрений по полю с соблюдением допустимых нагрузок внесения на единицу площади, при этом (в случае смыва) содержание вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбного хозяйства, не должно превышать установленных предельно-допустимых концентраций.
- своевременно заделывать в почву внесенные удобрения;
- на территории водоохранных зон внесение удобрений должно выполняться с применением наземной техники;
- на территории прибрежной защитной полосы дискование почвы и подсев многолетних трав, для создания сенокосов с применением специальной техники, может производиться один раз в три года.
Допускается также первичная (разовая) вспашка для механизированной посадки леса и кустарника.
Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются только для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которой устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.
4.1. Функции заказчика по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование, возлагаются на бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации. По водохранилищам, предоставленным в особое пользование, эти функции возлагаются на водопользователей.
4.2. Проекты водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовываются организацией - разработчиком проекта с землепользователями, местными органами исполнительной власти, территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органами рыбоохраны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и, после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, представляются администрации субъекта Российской Федерации на утверждение.
Согласно Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404, поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон прибрежных защитных полос и водоохранных знаков, а также соблюдение установленного режима их хозяйственного использования возлагается на водопользователей или землепользователей, земли которых примыкают к водным объектам. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос и выполнением водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственные органы управления и охраной земель и специальные уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий. Лица, виновные в нарушении режима использования территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос и режима хозяйствования в их пределах, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
ЭКСПЛИКАЦИЯ _________________________________________ на неурбанизированной территории (наименование водного объекта) ________________________________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) га
Примечание: в числителе указываются площади угодий на год составления проекта, в знаменателе - площади угодий с учетом осуществления водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом. |
ЭКСПЛИКАЦИЯ ___________________________________________ на урбанизированной территории (наименование водного объекта) _______________________________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) га
|
ПЕРЕЧЕНЬ ___________________________________________________________ на территории (наименование водного объекта) _________________________________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)
Примечание: объект, отмеченный звездочкой (*), расположен полностью или частично в прибрежной защитной полосе |
ПРИРОДООХРАННЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ _______________________________________________, предусмотренные проектом (наименование водного объекта) на территории ___________________________________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации)
|
СОДЕРЖАНИЕ