Постановление Правительства Российской Федерации
от 27 августа 1999 г. № 973 г. Москва
Об утверждении Временных правил
организации эксплуатации
на
платной основе федеральных
автомобильных дорог
и дорожных
объектов и Временных правил
определения стоимости
проезда
по
платным автомобильным дорогам
и
дорожным объектам и использования
взимаемых за проезд средств
(с изменениями от 19 января 2010 г., 6 октября 2011 г.)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3066) Правительство Российской Федерации постановляет:
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 января 2010 г. № 18 пункт 1 признан утратившим силу в части утверждения Временных правил организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов.
1. Утвердить прилагаемые:
Временные правила организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов;
Временные правила определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
2. Правила организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, и правила определения стоимости проезда по таким автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. ПУТИН
1. Настоящие Временные правила, разработанные во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации», устанавливают порядок передачи и организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов.
2. Настоящие Временные правила распространяются на вновь создаваемые, находящиеся в стадии незавершенного строительства (реконструкции), а также действующие федеральные автомобильные дороги общего пользования и расположенные на них мосты, путепроводы, тоннели, относящиеся к федеральной собственности, переданные в оперативное управление Российскому дорожному агентству (далее именуются - автомобильные дороги и дорожные объекты).
3. Эксплуатация на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов осуществляется при наличии бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам и дорожным объектам.
4. Решение об эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов принимается Правительством Российской Федерации.
5. Автомобильные дороги и дорожные объекты передаются для эксплуатации на платной основе юридическим лицам, в том числе организациям, подведомственным Российскому дорожному агентству, которые могут обеспечить финансирование, строительство (реконструкцию), ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных объектов в соответствии с установленными требованиями.
6. Передача в эксплуатацию на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов юридическим лицам, за исключением организаций, подведомственных Российскому дорожному агентству, осуществляется по конкурсу на срок до 49 лет при сохранении их в федеральной собственности и оформляется гражданско-правовым договором с учетом требований раздела IV настоящих Временных правил.
7. Подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о передаче и организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов осуществляется Российским дорожным агентством.
При подготовке указанных предложений Российское дорожное агентство руководствуется президентской программой «Дороги России» на 1995 - 2000 годы, Государственной концепцией создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации и принимаемыми в установленном порядке в их развитие нормативными правовыми актами, а также учитывает предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов, находящихся на их территории.
8. Предложения Российского дорожного агентства о передаче и организации эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов могут быть внесены как по отдельным объектам, так и по группе объектов.
9. Предложение, вносимое в Правительство Российской Федерации, должно включать следующие документы:
а) письмо Российского дорожного агентства, излагающее суть предложения;
б) документы о согласовании, предусмотренном пунктом 11 настоящих Временных правил;
в) технико-экономическая оценка целесообразности передачи и организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
г) проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
10. Технико-экономическая оценка целесообразности передачи и организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта включает в себя:
а) основные сведения и технико-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги и дорожного объекта;
б) сведения о наличии и состоянии автомобильных дорог и дорожных объектов для бесплатного альтернативного проезда, о мероприятиях по обеспечению такого проезда;
в) сведения об источниках финансирования строительства (реконструкции) и эксплуатации автомобильной дороги и дорожного объекта, размере и эффективности привлекаемых инвестиций, в том числе долевого финансирования из Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
г) предложения о размере и порядке взимания платы за проезд, а также об использовании получаемых средств;
д) сведения об экологической безопасности автомобильной дороги и дорожного объекта;
е) перечень мер по обеспечению безопасности дорожного движения;
ж) прогноз социально-экономических результатов строительства и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
11. Предложения, вносимые Российским дорожным агентством в Правительство Российской Федерации, должны быть согласованы в установленном порядке с Министерством государственного имущества Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся автомобильная дорога и дорожный объект, передаваемые в эксплуатацию на платной основе.
В случае, когда передача и организация эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта связаны с использованием средств федерального бюджета или средств инвесторов, получаемых под гарантии Правительства Российской Федерации, указанные предложения согласовываются также с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.
12. Конкурсы на передачу и организацию эксплуатации на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов проводит Российское дорожное агентство или уполномоченная им организация в соответствии с положением о проведении конкурсов, утверждаемым Российским дорожным агентством.
В состав конкурсной комиссии наряду с представителями Российского дорожного агентства включаются также представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся автомобильная дорога и дорожный объект.
13. Победитель конкурса должен не позднее двадцати дней с даты завершения конкурса, если иное не определено условиями конкурса, заключить с Российским дорожным агентством или с уполномоченной им организацией договор о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
Передача автомобильной дороги и дорожного объекта производится на основании заключенного договора и оформляется актом, форма которого устанавливается Российским дорожным агентством.
14. Платные автомобильные дороги и дорожные объекты, строительство (реконструкция) которых закончено, в установленном порядке принимаются в эксплуатацию комиссией, состав которой утверждается Российским дорожным агентством.
15. Перевод в эксплуатацию на платной основе действующих автомобильных дорог и дорожных объектов может осуществляться только после проведения комплекса мероприятий по улучшению их транспортно-эксплуатационного состояния, условий проезда, повышению безопасности дорожного движения.
16. Договор о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта (далее именуется - договор) является смешанным договором, содержащим элементы различных видов договоров, необходимые для согласования условий, устанавливаемых настоящими Временными правилами.
Договор предусматривает инвестиционные обязательства сторон, полномочия по управлению и использованию федерального имущества, условия и порядок эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, порядок использования доходов от эксплуатации, контроль за выполнением обязательств, иные права и обязанности.
17. В договоре устанавливаются следующие обязательные требования:
а) к организации, передающей автомобильную дорогу и дорожный объект:
передача принимающей стороне имущественных и иных прав, необходимых для строительства (реконструкции) и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
осуществление долевого финансирования, обеспечение государственных гарантий, если таковые предусмотрены условиями конкурса;
б) к организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект:
выполнение инвестиционных обязательств, если таковые предусмотрены условиями конкурса;
использование имущественных и иных прав, необходимых для строительства (реконструкции) и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
несение рисков, включая материальную ответственность, в том числе рисков, связанных с обеспечением безопасности движения на автомобильной дороге и дорожном объекте;
передача по окончании срока действия договора платных автомобильной дороги и дорожного объекта в сеть дорог общего пользования в состоянии, соответствующем стандартам и нормам эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов;
целевое использование принимаемого федерального имущества.
18. В договоре указываются:
а) состав имущества, передаваемого для организации эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, а также условия его передачи и использования;
б) условия создания и функционирования объектов инфраструктуры и придорожного сервиса, в том числе принадлежащих третьим лицам или создаваемых ими;
в) срок действия договора;
г) согласованные размеры и условия инвестирования в строительство (реконструкцию) и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
д) условия и порядок страхования рисков, предоставления банковских гарантий;
е) размер и условия взимания платы за проезд;
ж) согласованные в соответствии с условиями конкурса порядок и направления использования прибыли, полученной от эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта;
з) согласованные в соответствии с условиями конкурса предельный размер прибыли, которая остается в распоряжении организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект, и порядок использования прибыли, получаемой сверх предельного размера;
и) порядок и условия предоставления средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
к) требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильной дороги и дорожного объекта, которые должны выполняться при их эксплуатации на платной основе;
л) график работ по строительству (реконструкции) и обустройству автомобильной дороги и дорожного объекта для эксплуатации на платной основе;
м) порядок осуществления контроля за деятельностью организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект, по строительству (реконструкции) и эксплуатации на платной основе этой дороги и дорожного объекта;
н) гарантии беспрепятственного доступа на платные автомобильную дорогу и дорожный объект представителей дорожных органов, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, других органов, осуществляющих надзор и контроль за деятельностью на автомобильных дорогах и дорожных объектах;
о) условия и порядок передачи автомобильной дороги и дорожного объекта после окончания или прекращения действия договора;
п) условия привлечения подрядных организаций для строительства (реконструкции) и содержания автомобильной дороги и дорожного объекта, эксплуатируемых на платной основе;
р) обязательства организации, принимающей автомобильную дорогу и дорожный объект, по предоставлению соответствующей отчетности;
с) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
т) иные требования, учитывающие условия конкурса и особенности автомобильной дороги и дорожного объекта.
19. Примерный договор утверждается Российским дорожным агентством. Имущественные вопросы этого договора согласовываются с Министерством государственного имущества Российской Федерации.
20. Эксплуатация на платной основе автомобильных дорог и дорожных объектов осуществляется организацией, заключившей договор (далее именуется - эксплуатирующая организация), в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договора.
Ответственность этой организации за содержание и эксплуатацию автомобильной дороги и дорожного объекта, в том числе за безопасность дорожного движения, наступает с момента подписания акта о передаче ей автомобильной дороги и дорожного объекта или акта приемки построенной (реконструированной) автомобильной дороги и дорожного объекта в эксплуатацию.
Эксплуатирующая организация может выполнять соответствующие работы собственными силами и силами организаций, привлекаемых на договорной основе.
21. Установление платы за проезд, сбор и использование полученных средств осуществляются в соответствии с Временными правилами определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
22. Права и обязанности эксплуатирующей организации по установлению и изменению платы за проезд, сбору и использованию полученных средств определяются в договоре.
23. Дорожные органы и органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в процессе строительства (реконструкции) и эксплуатации платной автомобильной дороги и дорожного объекта в пределах своей компетенции обеспечивают контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм безопасности дорожного движения.
24. Эксплуатирующая организация обязана:
выполнять требования законодательства Российской Федерации, стандартов и норм строительства и содержания автомобильных дорог и дорожных объектов, безопасности дорожного движения, правил охраны окружающей среды, а также условия договора и предписания надзорных органов, выданные ими в пределах своей компетенции;
обеспечивать на платных автомобильных дорогах и дорожных объектах бесплатный проезд транспортных средств, предусмотренных Временными правилами определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств.
25. Органы, уполномоченные осуществлять контроль за строительством (реконструкцией) и содержанием автомобильных дорог и дорожных объектов, вправе в пределах своей компетенции давать предписания, обязательные для эксплуатирующей организации.
26. Эксплуатирующие организации несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за исполнение договоров, соблюдение стандартов и норм строительства и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных объектов, требований безопасности дорожного движения и экологической безопасности, а также прав пользователей автомобильных дорог и дорожных объектов.
27. Российское дорожное агентство ведет перечень платных федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов в целях их государственного учета.
28. Эксплуатирующие организации представляют в Российское дорожное агентство информацию для ведения перечня платных федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов, а также утвержденную в установленном порядке отчетность.
1. Настоящие Временные правила, разработанные во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации», устанавливают порядок определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам, а также использования средств, взимаемых за проезд.
2. Настоящие Временные правила распространяются на платные федеральные автомобильные дороги общего пользования и расположенные на них мосты, путепроводы, тоннели, относящиеся к федеральной собственности, переданные в оперативное управление Российскому дорожному агентству (далее именуются - автомобильные дороги и дорожные объекты).
3. Проезд по автомобильной дороге и дорожному объекту может быть платным только при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам и дорожным объектам.
Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам является платой за обеспечиваемые на таких дорогах и объектах повышенные безопасность и комфорт движения.
4. Введение платы за проезд осуществляется Российским дорожным агентством на основании решения Правительства Российской Федерации об эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, а также договора о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, заключенного согласно Временным правилам организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов.
5. Пользователь платных автомобильных дорог и дорожных объектов оплачивает проезд по прейскуранту, действующему для данной автомобильной дороги и дорожного объекта.
6. Плату за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам взимает организация, эксплуатирующая соответствующие автомобильную дорогу и дорожный объект, согласно договору о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта, заключенному с Российским дорожным агентством или с уполномоченной им организацией.
7. От платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам освобождаются маршрутные автобусы (кроме выполняющих международные и междугородные перевозки) и оборудованные специальными сигналами специализированные транспортные средства, принадлежащие:
скорой медицинской помощи;
пожарной охране;
эксплуатационным организациям дорожной службы;
аварийно-спасательным службам;
полиции;
органам, осуществляющим в установленном порядке контроль за эксплуатацией автомобильной дороги и дорожного объекта.
От указанной платы освобождаются также оборудованные специальными сигналами и (или) с особыми государственными регистрационными знаками транспортные средства оперативных служб органов государственной власти и организаций, перечень которых утверждается Российским дорожным агентством.
8. Средства, взимаемые с пользователей платных автомобильных дорог и дорожных объектов, направляются на следующие цели:
а) содержание и ремонт платных автомобильных дорог и дорожных объектов, совершенствование организации и безопасности дорожного движения;
б) управление платными автомобильными дорогами и дорожными объектами;
в) выполнение связанных с созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог и дорожных объектов обязательств перед кредиторами;
г) возмещение затрат, связанных со строительством (реконструкцией) и обустройством платных автомобильных дорог и дорожных объектов;
д) формирование прибыли организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект.
9. На строительство, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог общего пользования направляется прибыль, получаемая сверх предельного размера прибыли, остающейся в распоряжении организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект.
Уплата налогов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если эксплуатация платных автомобильной дороги и дорожного объекта осуществляется организацией, подведомственной Российскому дорожному агентству, средства, взимаемые с их пользователей, подлежат зачислению в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
10. Стоимость проезда должна соответствовать объему и качеству услуг, предоставляемых пользователю платных автомобильной дороги и дорожного объекта, и учитывать необходимость полного, а когда это невозможно - частичного покрытия затрат на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги и дорожного объекта и затрат на их эксплуатацию, а также получения прибыли организацией, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект.
Размер платы за проезд определяется по методике, утверждаемой Российским дорожным агентством.
11. Методика расчета размера платы должна исходя из преимуществ платных автомобильных дорог и дорожных объектов обеспечивать учет плановых затрат и получение прибыли организацией, эксплуатирующей указанные дороги и объекты.
12. Преимущества пользователей платных автомобильных дорог и дорожных объектов определяются:
экономией эксплуатационных затрат (транспортных расходов) при проезде по платным автомобильной дороге и дорожному объекту за счет снижения расхода горючесмазочных материалов, износа шин, расходов на ремонт и расходов по другим статьям эксплуатационных затрат;
экономией времени доставки грузов и пассажиров, повышением комфорта движения и снижением ущерба от дорожно-транспортных происшествий.
13. Плановые затраты организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, включают в себя эксплуатационные расходы, расходы на выплату предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов, на возмещение затрат, связанных со строительством (реконструкцией) и обустройством автомобильной дороги и дорожного объекта для их эксплуатации на платной основе, затрат по обслуживанию и погашению долговых обязательств, возникших в связи с финансированием строительства (реконструкции) и эксплуатации автомобильной дороги и дорожного объекта.
Расчет плановых эксплуатационных затрат производится по действующим для дорожных организаций методикам с учетом дополнительных затрат на эксплуатацию платных автомобильных дорог и дорожных объектов.
14. Плата за проезд дифференцируется в зависимости от типа и грузоподъемности транспортных средств.
15. Максимальный размер платы за проезд по платным автомобильной дороге и дорожному объекту не должен превышать предельного (максимального) уровня, соответствующего расчетной величине получаемой пользователями этих автомобильной дороги и дорожного объекта экономии, в том числе указанной в пункте 12 настоящих Временных правил.
Максимальный размер платы за проезд по платным автомобильной дороге и дорожному объекту и порядок его пересмотра устанавливаются договором о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
16. Конкретный размер платы за проезд устанавливается Российским дорожным агентством по представлению организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, с учетом потребительского спроса, определяемого в соответствии с методикой, утверждаемой Российским дорожным агентством.
17. В случае если установленный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам обеспечивает покрытие плановых затрат и получение организацией, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, предельного размера прибыли, образующаяся дополнительная прибыль направляется на строительство, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог общего пользования в соответствии с условиями договора о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
В случае если максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам, определенный в соответствии с пунктом 15 настоящих Временных правил, не обеспечивает покрытия плановых затрат и получения прибыли организацией, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, соответствующая часть эксплуатационных расходов и затрат на строительство автомобильной дороги и дорожного объекта может финансироваться Российским дорожным агентством в установленном порядке на условиях, определяемых в договоре о создании и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги и дорожного объекта.
18. Прейскурант, утвержденный руководителем организации, эксплуатирующей платные автомобильную дорогу и дорожный объект, доводится до сведения пользователей с тем, чтобы они могли заблаговременно принять решение о маршруте. В прейскуранте должна быть ссылка на нормативные правовые акты, регламентирующие установление платы за проезд.
Пересмотр размера платы за проезд осуществляется в порядке, устанавливаемом Российским дорожным агентством.
19. Плата за проезд взимается при въезде или выезде с платных автомобильных дорог и дорожных объектов на специально оборудованных для этого пунктах.
20. Водитель транспортного средства уплачивает в пункте взимания платы за проезд кассиру-контролеру или через автоматическое устройство сумму в соответствии с прейскурантом и после получения чека продолжает движение.
21. Плата за проезд производится наличными, с помощью кредитных или абонементных карточек.
(«Российская газета», ведомственное приложение «Бизнес в России», 25 сентября 1999 года)
СОДЕРЖАНИЕ