Закон Московской области об организации и функциональном зонировании территории Московской области

 

Принят решением Московской областной Думы
от 19 декабря 1996 года № 7/114

 

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)

 

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации и функционального использования территории Московской области.

Рациональная организация территории Московской области обеспечивает комплексное и эффективное развитие городских и сельских поселений, промышленно - коммунальных объектов (зон), объектов других отраслей хозяйственной деятельности, объектов (зон) отдыха, социальной и инженерно - транспортной инфраструктуры, природной среды, исторического и культурного наследия Московской области.

Рациональная комплексная организация и функциональное зонирование территории Московской области направлены на создание здоровой и безопасной среды обитания населения.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение Закона. Основные понятия

1. Назначение настоящего Закона состоит в законодательном закреплении на территории Московской области:

- основных принципов и средств комплексной рациональной организации и функционального использования территории Московской области;

- прав, обязанностей и ответственности субъектов (участников) организации и функционального зонирования территории Московской области.

2. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Закона:

(в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)

Организация территории - комплексная конструктивная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления Московской области по использованию и формированию функциональной структуры территории, согласованного и сбалансированного выполнения ее элементами соответствующих функций.

Функциональное использование территории - процесс долговременного осуществления на определенной территории одной или нескольких хозяйственных функций: жилищного строительства, промышленного и сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, охраны природы, инженерно - технической инфраструктуры и других функций в соответствии с целевым назначением, устанавливаемым функциональным зонированием.

Режим использования территории - система приоритетов и ограничений хозяйственной, в том числе градостроительной, деятельности в развитии различных функций, которые устанавливаются на определенной территории в целях ее рациональной организации и использования.

Функциональное зонирование территории - разграничение территории Московской области и территорий муниципальных образований Московской области по ее назначению с определением для каждой из них целевого функционального использования и режимов использования с учетом зон особого градостроительного и специального регулирования.

Зоны особого градостроительного регулирования включают земли, на которых устанавливается особый правовой режим использования на основании градостроительной, историко-культурной, природной ценности территории.

Зоны специального регулирования устанавливаются на основании санитарно - экологических и технических требований, ограничивающих использование территорий в хозяйственной деятельности.

Городская агломерация - развитая территориальная система городских поселений, объединенных в одно целое устойчивыми производственными, трудовыми, культурно - бытовыми, рекреационными и другими связями, характеризующаяся высокой плотностью населения, концентрацией производств и обладающая определенной территориальной целостностью.

Градостроительная деятельность - деятельность юридических и физических лиц по осуществляемому и планируемому изменению среды обитания населения в городах, других поселениях и на межселенных территориях исходя из интересов граждан, общественных и государственных интересов с учетом национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей поселений и территорий.

Пригородная зона - территория, которая примыкает к внешней границе города и имеет с ним устойчивые социальные, трудовые, производственные, экономические и инфраструктурные связи, является резервом территориального развития города, местом размещения объектов, необходимых для его нормального функционирования, обеспечения жителей города и прилегающих территорий земельными участками для индивидуального и коллективного жилищного строительства, ведения подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества, организации мест отдыха с использованием местных рекреационных возможностей, и выполняет защитные и санитарно - гигиенические функции. Сельскохозяйственные угодья в пределах пригородных зон используются в первую очередь для производства сельскохозяйственной продукции.

Зеленая зона - территория, входящая в состав пригородной зоны, предназначенная для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно - гигиенических условий.

Зоны общего назначения - территории вне границ поселений, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта федерации, органов местного самоуправления, используемые для размещения военных объектов, спецтерриторий, космического обеспечения, информатики и связи, внешнего транспорта, трасс и объектов инженерной инфраструктуры, объектов по переработке, хранению и утилизации твердых бытовых отходов, отходов промпредприятий, месторождений полезных ископаемых и карьеров, кладбищ и крематориев.

Генеральное территориальное планирование - сфера деятельности по разработке, согласованию и утверждению аналитической, плановой и проектной территориально - градостроительной документации:

генеральных планов, территориальных программ, проектов и кадастров, имеющих своей целью эффективную организацию и рациональное использование территории.

Генеральный план Московской области, муниципального образования, отдельных функциональных зон - вид градостроительной документации, разрабатываемой на объект градостроительной деятельности, - основной юридический документ, определяющий в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия, рациональное использование природных и иных ресурсов.

Резервные территории градостроительного назначения - территории, резервируемые в соответствии с утвержденными генеральными планами муниципальных образований для территориального развития городов и других поселений в целях размещения в перспективе объектов городского строительства - жилой и общественной застройки, промышленных или коммунальных объектов, инженерно - транспортной инфраструктуры, рекреации.

До передачи резервируемых территорий для намеченных целей городского развития изменение их назначения не допускается.

Экологический каркас Московской области - наиболее ценные составные элементы природной системы на территории Московской области: реки и их долины, особо охраняемые природные территории, заказники, заповедники, водоохранные леса, леса I группы, комплексы исторического и природного наследия, памятников и их охранные зоны, зеленые зоны городов, лесопарки и другие охраняемые природные территории, сельскохозяйственные территории, являющиеся необходимой предпосылкой для сохранения экологического равновесия на территории Московской области.

Территориальный градостроительный кадастр - информационно - правовая система регистрации использования территории объектов градостроительной деятельности и территорий отдельных функциональных зон, включающая информацию отраслевых кадастров и входящая в единую систему ведения государственного градостроительного кадастра Российской Федерации.

Мониторинг градостроительный - система отслеживания и контроля за изменениями в сфере организации территории Московской области, территории муниципальных образований, осуществляемая посредством ведения территориальных градостроительных кадастров, дежурных планов, компьютеризированной обработки и хранения информации.

Территориальные строительные нормы - нормативные документы в строительстве, устанавливающие обязательные для применения в пределах Московской области и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, традиции и экономические возможности Московской области.

Сервитут - ограничения, налагаемые органами государственной власти Российской Федерации и Московской области, органами местного самоуправления на функциональное использование территории, а также отдельных земельных участков и связанной с ней недвижимостью.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Дисперсная система расселения - система отдельных поселений, разъединенных между собой межселенными территориями и не имеющих между собой устойчивых трудовых, культурно - бытовых связей.

Сезонное расселение - временное пребывание на территории Московской области населения из г. Москвы и городов и поселков Московской области в садоводческих домах и дачах, в жилых домах сельских поселений, используемых в качестве второго сезонного жилья в теплое время года: в летний период и в меньшей степени в весенние и осенние месяцы.

Межселенные территории - территории, занятые сельхозугодьями, лесами, другими незастроенными ландшафтами и расположенные за пределами границ поселений.

Межмагистральные территории ("зеленые клинья") - территории, расположенные между основными радиальными транспортными направлениями, подходящими к Москве, вдоль которых сформировались основные системы городских поселений, используемые в основном для сельского расселения, сельского и лесного хозяйства, имеющие рекреационное, историко-культурное, водоохранное, природоохранное значение. Межмагистральные территории в Московской области имеют форму клиньев, сужающихся при приближении к Москве и расширяющихся к периферии области.

Глава 2. Принципы организации и функционального зонирования территории Московской области. Руководство процессом организации и функционального зонирования территории Московской области

Статья 2. Объекты и субъекты (участники) организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Объектами организации и функционального зонирования территории Московской области являются территория Московской области, части территории Московской области, территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях.

(п. 1 в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)

2. Территория Московской области подразделяется на:

- городские (урбанизированные) территории с высоким уровнем социально - экономического развития. В состав городских территорий входят городские и тяготеющие к ним сельские поселения, промышленные зоны, инженерно - транспортная инфраструктура. На урбанизированных территориях при определенных градостроительных условиях могут формироваться городские агломерации;

- природные территории, преимущественно занятые землями сельскохозяйственного назначения с дисперсной системой сельского и сезонного расселения, лесными угодьями, землями природоохранного, природозаповедного, рекреационного и историко-культурного назначения. Сельская система расселения включает сельские населенные пункты, прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья, леса и другие территории, обеспечивающие формирование благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения.

3. В составе объектов организации территории Московской области выделяются территориальные объекты особого градостроительного и специального регулирования: особо охраняемые природные территории, территории историко-культурного и природного наследия, системы расселения, включая агломерации, пригородные зоны, водоохранные зоны, другие территории специального назначения.

4. Субъектами (участниками) организации и функционального зонирования территории Московской области являются:

- граждане, их объединения, общественные и другие организации, независимо от организационно - правовых форм, обладающие правами на земельные участки, участвующие в разработке и реализации проектной, градостроительной документации, других видов работ по территориальному планированию, осуществляющие строительные работы и контроль за правильным использованием территории Московской области;

- органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления.

Статья 3. Принципы организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Решения по организации и функциональному зонированию территории Московской области принимаются исходя из следующих основных принципов комплексной рациональной ее организации: *

- ориентация на интенсивное использование и рациональную организацию территории на областном и местном уровнях с установлением необходимого контроля и регулирования процессом развития с учетом стоимости земли, недвижимости, услуг и жилья, характерной для Московской области;

- совершенствование системы расселения на территории Московской области на основе научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий и местностей с ценным историко-культурным наследием, с организацией зон особого градостроительного и специального регулирования и создания необходимых инженерно - транспортных обустройств;

- четкое разграничение урбанизированных территорий (преимущественно городского развития) и открытых природных пространств (земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного и природоохранного назначения) с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования.

Обеспечение городских систем расселения территориальными резервами для их развития;

- выделение пригородных зеленых зон городов и агломераций с переносом на них части городских функций с целью улучшения среды обитания в городах и более эффективного использования пригородных территорий;

- упорядочение застройки городских, сельских, рекреационных поселений при максимальном сохранении межселенных территорий;

- охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;

- сохранение, восстановление и реставрация памятников истории и культуры, зон ценного ландшафта, а также системы исторически сложившихся поселений, представляющих собой историко-культурное наследие;

- рациональное использование природных ресурсов;

- сохранение и усиление экологических и рекреационных функций межмагистральных территорий ("зеленых клиньев");

- развитие опорных центров городской и сельской систем расселения при рациональном использовании их территориальных ресурсов;

- сохранение и реконструкция сельской системы расселения, обустройство садоводческих товариществ;

- обеспечение наиболее благоприятных организационно-территориальных условий для ведения сельского хозяйства;

- резервирование и обустройство рекреационных территорий с учетом потребностей населения Москвы и Московской области в отдыхе, лечении и туризме.

_______________

* Принципы определены с учетом анализа сложившегося функционального использования территории Московской области на базе основных положений территориальной и градостроительной политики.

Глава 3. Средства организации и функционального зонирования территории Московской области

Статья 4. Генеральное территориальное планирование

1. Организация и функциональное зонирование территории Московской области осуществляются на основе генерального территориального планирования, включающего в себя разработку плановой и проектной, градостроительной документации и ее реализацию с целью создания благоприятных условий развития хозяйственной, природоохранной и других видов деятельности в интересах населения Московской области.

2. Разрабатываемый в обязательном порядке генеральный план Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны является юридическим документом комплексного развития и организации территории Московской области, на основании которого осуществляется непрерывное ведение плана использования территории в соответствии с установленным градостроительным режимом.

3. Генеральный план Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны определяет функциональное зонирование и организацию территории, совершенствование расселения, формирование социальной и инженерно - транспортной инфраструктуры, мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию земельных и иных ресурсов, земель сельскохозяйственного назначения, сохранению историко-культурного и природного наследия.

4. Генеральное территориальное планирование, включающее разработку территориальных комплексных схем охраны природы, проектов землеустройства, лесоустройства, проектов детальной планировки жилых районов, планировки и застройки кварталов и участков городов и других поселений, других видов градостроительной документации, а также разработку мероприятий, реализация которых связана с функциональным использованием территории, осуществляется в соответствии с утвержденными генеральными планами Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон.

5. На основе генеральных планов Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон разрабатываются прогнозы и программы социально - экономического развития Московской области и соответствующих территорий, экологические программы.

Статья 5. Функциональное зонирование территории

1. Функциональное зонирование осуществляется на областном и местном уровнях.

Функциональное зонирование, режим и порядок использования территории объектов градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с генеральными планами территорий соответствующих уровней, а также нормативными правовыми актами Московской области и органов местного самоуправления.

На основе функционального зонирования устанавливаются территории определенного назначения с закреплением за каждой из них в законодательном порядке приоритетных функций и соответствующих режимов ее использования.

2. Функциональное зонирование территории Московской области устанавливается в схеме масштаба 1:100000 и используется при принятии решений по вопросам организации территории Московской области и при разработке функционального зонирования районов Московской области.

Функциональное зонирование территорий районов устанавливается в схемах масштаба 1:25000-1:10000 на основе функционального зонирования территории Московской области, детализирует и обеспечивает преемственность в организации и использовании территории.

Функциональное зонирование территорий районов используется при решении вопросов организации территории районов и при разработке функционального зонирования территории других муниципальных образований, находящихся в границах района.

Функциональное зонирование территорий муниципальных образований (кроме районов) устанавливается в схемах масштаба 1:10000-1:1000 с соблюдением положений функционального зонирования территории Московской области и территории района, в границах которого находится муниципальное образование.

3. Функциональное зонирование территорий Московской области и территорий муниципальных образований Московской области утверждается в составе градостроительной документации, и информация о территориях регистрируется в территориальном градостроительном кадастре Московской области и муниципального образования Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 6. Основные функциональные зоны

1. Зоны градостроительного назначения включают земли городских поселений, а также прилегающие территории, необходимые для жизнедеятельности населенных пунктов и предлагаемых генеральными планами городских поселений и функциональным зонированием к включению в состав городских земель.

Освоение зон градостроительного назначения под конкретные виды строительства или иные цели производится в соответствии с утвержденными генеральными планами городов, агломераций с учетом схем землеустройства районов.

Изменение функционального использования резервных территорий градостроительного назначения до их освоения не допускается.

2. Зоны сельскохозяйственного назначения включают в себя земли сельскохозяйственного использования - пашни, сенокосы, пастбища, сады, леса и водоемы сельскохозяйственных товаропроизводителей, личных подсобных хозяйств, сельских населенных пунктов, участки малоэтажного строительства и садоводства.

Размещение всех видов строительства в зонах сельскохозяйственного назначения производится в соответствии с утвержденными генеральными планами сельских округов и поселений, схемами землеустройства Московской области и районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций при условии соблюдения режимов особого градостроительного регулирования использования территории, устанавливаемых на областном и местном уровнях.

3. Зоны лесохозяйственного назначения. К зонам лесохозяйственного назначения относятся территории, предназначенные для ведения лесного хозяйства, резервные территории лесохозяйственного освоения и находящиеся на них сельские поселения. Территории зон лесохозяйственного назначения вместе с зонами природоохранного и историко-культурного назначения выполняют функции природного и экологического каркаса Московской области.

Использование территории в зонах лесохозяйственного назначения должно быть направлено на сохранение лесов и выполняемых ими средозащитных, хозяйственных и рекреационных функций. Размещение объектов в пределах зон лесохозяйственного назначения, предусмотренных генеральным планом Московской области, муниципального образования, производится с учетом проектов лесоустройства лесохозяйственных организаций.

4. Зоны рекреационного назначения. К зонам рекреационного назначения относятся зоны массового отдыха, земельные участки с природными лечебными факторами.

Режим использования территорий в зоне рекреационного назначения предусматривает максимальное сохранение природных, лечебных и климатических ресурсов.

Размещение объектов строительства в зоне рекреационного назначения производится в соответствии с генеральными планами территорий.

5. Зоны природоохранного и историко-культурного назначения. К зонам природоохранного и историко-культурного назначения относятся особо охраняемые природные территории (национальные, природные и исторические парки, заповедники, заказники и другие зоны), территории объектов историко-культурного наследия.

В пределах зон природоохранного и историко-культурного назначения устанавливается режим использования территории в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области и с учетом особенностей правового положения каждого объекта природоохранного и историко-культурного назначения, соблюдением условий особой охраны территории конкретных объектов.

Размещение объектов жилищно-гражданского строительства, в том числе рекреационного, в зонах природоохранного и историко-культурного назначения производится в соответствии с утвержденными генеральными планами Московской области и муниципальных образований, экологическими программами и соответствующими проектами рекреационных и природоохранных объектов и объектов историко-культурного наследия.

6. Зоны общего назначения. К зонам общего назначения относятся территории внешнего транспорта, инженерно-технической инфраструктуры, зоны месторождений и добычи полезных ископаемых, территории космического обеспечения, обороны и иного назначения.

Размещение объектов строительства в зонах общего назначения следует производить согласно утвержденному генеральному плану Московской области и муниципального образования, экологическим программам и согласованной с ними специальной проектной документации. Подготовка предложений по размещению объектов Минобороны, органов гражданской обороны, МВД и ФСБ входит в компетенцию указанных организаций, принятие решений по этим предложениям - в компетенцию органов государственной власти Московской области.

Статья 7. Зоны с особым правовым режимом использования земель

1. Зонами особого градостроительного регулирования использования территории Московской области являются:

- зона Московской агломерации;

- зоны других городских агломераций Московской области;

- пригородные зеленые зоны городов и агломераций;

- зоны охраны историко-культурного наследия;

- земли областного фонда;

- особо ценные и ценные земли сельскохозяйственного назначения.

2. Зонами специального регулирования использования территории Московской области являются:

- санитарно-защитные;

- шумовые и другие зоны дискомфорта;

- природоохранные;

- охранные зоны горных отводов;

- охранные зоны водозаборов;

- зоны возможных чрезвычайных ситуаций.

3. Выделение зон особого градостроительного регулирования и определение их категории и границ производится в генеральном плане Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны.

4. Зоны специального регулирования использования территории Московской области устанавливаются в генеральных планах Московской области, муниципальных образований и отдельных функциональных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

5. Границы пригородных зеленых зон городов, территорий агломераций определяется в генеральных планах городов, районов и агломераций.

6. Градостроительное регулирование в пределах зон охраны исторического и культурного наследия осуществляется на основе соответствующих научно - проектных разработок и определяет возможность ведения хозяйственной деятельности при условии соблюдения установленных в этих зонах охранных режимов.

Организация и использование территории в зонах охраны исторического и культурного наследия производится согласно функциональному зонированию территории Московской области и муниципальных образований. Размещение объектов строительства в таких зонах регламентируется генеральными планами Московской области и муниципальных образований, территориальными программами и специальными проектами организации зон охраны исторического и культурного наследия.

7. В целях выполнения хозяйственных, градостроительных, природоохранных и иных функций в интересах городского и сельского населения столичного региона, обеспечения реализации целевых комплексных программ федерального и областного значения формируется фонд земель областного значения.

Порядок формирования земель областного значения и управления землями областного значения устанавливается законодательством Московской области.

В пределах земель областного фонда устанавливаются режимы использования территории в соответствии с их функциональным назначением. На землях областного фонда, расположенных в пределах городов и агломераций, устанавливаются дополнительные градостроительные сервитуты.

Статья 8. Правовые средства организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Порядок установления границ объектов организации территории Московской области и использования земельных участков устанавливается законодательством Российской Федерации, Московской области.

2. Размещение объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского и рекреационного строительства, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, режимы использования территорий Московской области, реализация генерального территориального планирования субъектами (участниками) организации территории Московской области осуществляются в соответствии с функциональными зонами, установленными на основании законодательства Российской Федерации и Московской области.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и Московской области и органы местного самоуправления Московской области устанавливают сервитуты на использование территории и преобразовательные мероприятия (строительные, инженерно-технические, горные, изыскательские и другие работы), которые ведут к изменению установленного функционального зонирования территории Московской области и нарушению режима ее использования в пределах всех функциональных зон независимо от форм собственности на землю и целевого назначения земель.

4. Сервитуты на использование территории Московской области закрепляются в свидетельствах на право собственности на землю и государственных актах на право пользования землей.

5. Изменение форм собственности на землю, купля, продажа и аренда земельных участков, ведение работ по установлению платы за землю производятся с соблюдением требований функционального зонирования и режима использования территории в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.

6. Установленные в генеральном плане Московской области, муниципального образования и отдельной функциональной зоны функциональное зонирование территории и режимы ее использования учитываются при установлении предусмотренной законодательством Российской Федерации территориальной дифференциации платежей за земельные ресурсы путем корректировки установленных для Московской области средних ставок земельного налога в пределах той или иной функциональной зоны.

Глава 4. Осуществление деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области

Статья 9. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области

1. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области в осуществлении и регулировании деятельности по организации территории Московской области осуществляется в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Московской области.

2. Органы государственной власти Московской области обеспечивают:

- своевременную разработку и утверждение генеральных планов области, муниципальных образований (районов) и отдельных функциональных зон, других территориальных проектов, прогнозов и программ;

- установление и изменение границ муниципальных образований;

- установление границ территорий с особым правовым режимом использования;

- разработку и организацию непрерывного ведения (мониторинг) территориального градостроительного кадастра как комплексного банка данных по видам и режимам использования земель и отраслевых кадастров;

- установление и контроль за соблюдением единого порядка выделения земельных участков под областные объекты для ведения хозяйственной деятельности;

- осуществление правомочий собственника за земельные участки, природные объекты, находящиеся в собственности Московской области;

- формирование фонда земель областного значения;

- распоряжение землями областного значения в пределах своих полномочий;

- контроль за соблюдением режимов использования и охраной земель;

- разработку и утверждение на основе генеральных планов, социально-экономических, экологических программ развития территории области, муниципальных образований (районов), отдельных функциональных зон программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, разработку специализированных землеустроительных, лесоустроительных и других проектов;

- разработку нормативно - правовых документов по регулированию градостроительной деятельности на территории Московской области, планировке и застройке территорий;

- разработку и утверждение территориальных строительных норм;

- контроль за соблюдением областных градостроительных нормативов и стандартов, территориальных строительных норм;

- разработку льгот, стимулирующих эффективное использование земель, и санкций за нарушение в организации территории и требований настоящего Закона;

- объявление находящихся на территории Московской области объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры, установление порядка их охраны и использования.

3. Органы местного самоуправления Московской области обеспечивают:

- своевременную разработку и утверждение генерального плана муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законодательством Московской области, и на основе утвержденных генеральных планов Московской области и тех муниципальных образований, на территории которых они находятся, обеспечение его реализации;

- соблюдение установленного в генеральных планах области, муниципального образования и отдельных функциональных зон функционального зонирования и режима использования территорий;

- разработку и организацию непрерывного ведения территориального градостроительного кадастра в пределах границ муниципального образования;

- регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;

- осуществление правомочий собственника на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности;

- установление порядка предоставления земельных участков для ведения всех видов хозяйственной деятельности на территории муниципального образования;

- разработку и утверждение на основе генерального плана муниципального образования прогнозов и программ по социально-экономическому развитию муниципального образования, организации территории, охране окружающей среды;

- планирование и контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования;

- подготовку предложений по отнесению находящихся на территории муниципального образования объектов, имеющих историческую, экологическую и культурную ценность, к охраняемым памятникам истории, природы и культуры;

- учет функционального зонирования и режимов особого градостроительного и специального регулирования территорий при установлении ставок земельного налога;

- соблюдение федеральных и областных градостроительных нормативов и стандартов, территориальных строительных норм;

- выделение в установленном порядке земельных участков в состав фонда земель областного значения.

Статья 10. Права, обязанности и ответственность субъектов (участников) организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Права, обязанности и ответственность субъектов (участников) организации и функционального зонирования территории Московской области устанавливаются законодательством Российской Федерации и Московской области.

2. Субъекты (участники) организации и функционального зонирования территории Московской области обязаны соблюдать условия режима пользования территорий, определенные функциональным зонированием и требованиями генерального плана Московской области, муниципального образования и отдельных функциональных зон.

Статья 11. Источники финансирования деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области

Деятельность по организации и функциональному зонированию территории осуществляется за счет собственных средств застройщика, централизованных средств организаций, ассигнований из федерального и областного бюджетов, соответствующих внебюджетных фондов, а также инвестиций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 12. Контроль за осуществлением деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области

1. Контроль деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

2. Оперативное руководство, текущую координацию и мониторинг организации и функционального зонирования территории Московской области проводят соответствующие центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, уполномоченные Правительством Московской области и действующие в соответствии с положениями о них.

(в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)

3. Контролирующие органы по осуществлению деятельности по организации территории Московской области: Главное управление архитектуры и градостроительства, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, Центр санэпиднадзора, входящие в структуру органов государственной власти, и соответствующие структуры органов местного самоуправления действуют в соответствии с утвержденными положениями.

Статья 13. Разрешение споров, возникающих при ведении деятельности по организации и функциональному зонированию территории Московской области Споры между субъектами (участниками) организации и функционального зонирования территории Московской области разрешаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим управление в сфере архитектуры и градостроительства, органами местного самоуправления или судом в пределах их компетенции.

(в ред. Закона МО от 14.12.2001 № 227/2001-ОЗ)

Статья 14. Информирование населения по вопросам организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области обязаны через средства массовой информации оповещать население об основных положениях генеральных планов территорий (области, района, города, другого муниципального поселения, образования) и о планируемых мероприятиях по организации территории.

Статья 15. Принципы международного сотрудничества в области организации и функционального зонирования территории Московской области

1. Деятельность по организации и функциональному зонированию территории Московской области с участием иностранных инвесторов регулируется законодательством Российской Федерации и Московской области.

 

 

Губернатор Московской области

А.С. Тяжлов

 

9 января 1997 года

№ 4/97-ОЗ